IV. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника (ст. 20), 229 первосвященник должен был, согласно постановлениям 16 гл., привести живого козла, для того чтобы возложить на него грехи всего народа, и отослать в пустыню. Обряд отослания живого козла в пустыню, или, лучше сказать, обряд козла отпущения, начинался раньше очищения святилища, скинии собрания и жертвенника. Он начинался непосредственно после бросания жребиев, относительно предназначенных в жертву козлов. Бросив жребий, первосвященник должен был одного козла поставить у входа скинии для принесения в жертву, другого же, «на которого вышел жребий для отпущения», он должен был «поставить живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение, и отослать его в пустыню» (ст. 10). Так как отослание козла в пустыню должно было совершаться после очищения скинии и народа, то автор 16 гл., указав кратко в 10 ст. на отпущение козла в пустыню, не говорит подробно, как совершалось это отпущение, но начинает излагать постановления относительно скинии и всего народа. И только после изложения постановлений об очищении скинии и народа, он указывает как совершалось отпущение козла. «Приведет Аарон живого козла, – читаем здесь, – и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла,·и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую; и пустит он козла в пустыню» (20:2). Таким образом, обряд козла отпущения состоял в совершении над ним очищения, в возложении на голову его рук, исповедании грехов, возложении их на голову козла и, наконец, в отослании козла в пустыню . В чем состояло очищение, совершавшееся, согласно 10 ст., над козлом отпущения, об этом между толковниками существует разногласие. Выражение: , содержащее постановление об этом очищении, настолько неопределенно, не ясно и трудно для истолкования, что некоторые считают его поздним, неудачным комментарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Божественный промысл направляет людей самых различных наций и условий жизни в лоно этой церкви. Бог возводит мир к Себе. Это возведение мира к Богу само собой предполагает, что тот порядок мировой жизни, который мы называем естественным, и который чужд нравственного элемента, порядок стихийный должен постепенно и по частям преобразовываться. Господь сказал ученикам Своим: „истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Матф. 17: 20). Но в том порядке вещей, который нам представляется естественным, горы не только не двигаются по воле человека, напротив, порой надвигаются на него вопреки его воле. Земля не только не производит для человека всего, что ему нужно, но производит то, что для него вредно и пагубно. Господь сказал: „Уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Марк. 16: 17–18 ). В обычном порядке вещей мы видим не господство человека над бесами, а подчинение человека злому, бесовскому началу. Отмечают, что жизнь озлобляет одних, развивает эгоизм в других, делает равнодушными к чужим страданиям, создает филистеров, все помыслы и заботы которых вращаются, как около некоторого неподвижного центра, около мысли о собственном благополучии и еще благополучии своей семьи. И ради этого призрачного благополучия совершаются и легальные, и нелегальные преступления. Не только смертоносное теперь убивает людей, но и то, что создано на потребу человека, часто оказывается вредным для их больной и испорченной природы. Возложение рук на недужного не только не исцеляет недужного, но порой заражает недугом того, кто совершает это возложение. Этот порядок вещей, учит нас богооткровенная религия, не нормален. И Библия показывает нам, как этот ненормальный порядок божественным промыслом нередко сменялся на идеальный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

В Церкви послеапостольского периода власть «вязать и решить» была усвоена преемникам апостолов – епископам. Игнатий Богоносец во II веке пишет: «Всем кающимся Бог прощает, если они прибегнут к единению Божию и к синедриону епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз». В III веке Фирмилиан, епископ Кесарийский, пишет Киприану Карфагенскому : «Власть отпускать грехи дарована апостолам и Церквам, которые основали они, будучи посланы Христом, и епископам, которые наследовали им по преемству». О том же говорит и сам Киприан: «Грешники и в меньших грехах должны приносить покаяние в узаконенное время, сообразно чиноположению совершать исповедь и через возложение руки епископа и клира получать право на общение». В «Апостольских постановлениях» служение епископа связано с функцией отпущения грехов, которое описывается в терминах суда и правосудия: Когда предлагаешь слово, сиди в церкви, как имеющий власть судить согрешивших... Итак, суди, епископ, с властью, как судит Бог; но кающихся принимай, ибо Бог есть Бог милости. Согрешающих укоряй, неисправляющихся убеждай пребывать в добре, кающихся принимай, ибо Господь Бог обещал дать кающимся оставление согрешений их. Так, через Иезекииля Он говорит: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? ( Иез. 33:11 ). Здесь слово Божие облагонадежило согрешивших, что если они покаются, то будут иметь надежду на спасение, чтобы, отчаявшись, не предались беззакониям, но, имея надежду на спасение, обратились и оплакивали грехи свои перед Богом, и каялись от сердца, умилостивляя Его, и получили от Него, как от Благого Отца, прощение. Процедура возвращения в Церковь согрешившего (очевидно, тяжким грехом) описывается следующим образом. Сначала епископ изгоняет его из храма, и диаконы вне храма допрашивают его, а потом возвращаются к епископу и ходатайствуют о согрешившем. Епископ приказывает ему войти и расспрашивает о содеянном грехе. После этого он назначает ему пост на две, три, пять или семь недель. Разрешение грехов происходит через возложение рук епископа: «Оплакавшего грех свой, по просьбе за него всей Церкви, принимай и, возложив на него руку, дозволяй ему наконец быть в стаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот заповедь, данная Богом Моисею о благословении при устроении церкви ветхозаветной: «Скажи Аарону (первосвященнику) и сынам его (священникам), так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и дает тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я Господь благословлю их». В этом троекратном призывании имени Божия на благословляемого прежде всего представляется знаменательным указание на троичность Божества; потом, в каждом члене этого призывания, указуется личное свойство каждого из лиц Пресвятыя Троицы. Господь да сохранит тебя, – здесь разумеется Бог Отец, верховный Промыслитель нашего спасения; Господь да помилует тебя, – Бог Сын, по милости Своей искупивший нас Своею кровью; Господь да дает тебе мир, – Дух Святый, Утешитель, дарующий благодатный мир спасаемым. Итак, по духу ветхого завета, здесь прикровенно преподается благословение во имя Св. Троицы. Это – то самое благословение, которое в новозаветной церкви, раскрывшей во всей ясности верховный догмат о Пресвятой Троице, преподается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Неизвестно определенно, сопровождалось ли ветхозаветное первосвященническое и священническое благословение воздеянием или возложением рук; но по примеру благословения патриарха Иакова, который благословлял детей своих, возлагая на них руки, можно думать, что и здесь, по преданию, благословение было сопровождаемо возложением рук. Иисус Христос примером Своим утвердил благословение в новозаветной церкви. Так Он благословлял детей, возлагая на них Свои пречистые руки ( Матф.19:11–15 ; Мк.10:16 ). Так Он преподал благословение Апостолам, как первосвященник, в торжественную минуту Своего вознесения. Евангелист Лука повествует, что в последнее явление Свое Апостолам по воскресении «Он вывел их вон из города (Иерусалима) до Сиоана и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял их, отступил от них и возносился на небо» ( Лук. 24, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Они получают тогда известный смысл. Приведение жертвы к святилищу означало предстательство Мессии пред Богом 407 , возложение на жертву рук означало возложение на Него, как пророчествовал пророк Исаия, грехов всех нас ( Ис.53:6 ); кропление жертвенника со всех сторон – означало спасение кровью Его всей церкви и всех народов 408 ; кропление кровью завесы и рог алтаря и даже кивота завета означало, по объяснению Апостола Павла, дерзновение входить во святилище путем новым и живым, который вновь открыт нам Христом чрез завесу, то есть, плоть Его ( Евр.10:19–20 ); снятие кожи животного, рассечение трупа, омовение, осоление – весьма наглядно изображали страдания Спасителя: снятие риз и разделение их воинами ( Ин.19:23 ), истечение, при прободении копьем, крови и воды ( Ин.19:34 ), погребение Его и всегдашнюю, подобно не подвергающейся порче осоленной вещи, действительность заслуг Его 409 ; снедение жертвенных останков жрецами вместе с приносящим означало причащение Телу и Крови Его 410 ; сожжение жертвы отчасти на жертвеннике и отчасти вне стана означало возношение Христа на крест и Его страдание вне врат Иерусалима. Так как тела животных, говорит Апостол Павел, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана; то и Иисус, дабы освятить людей кровью Своею, пострадал вне врат ( Евр.13:11–12 ). Таким образом, как жертвой вообще, так особенно жертвами, определенными законом, вполне наглядно предъизображались не только великие и спасительные плоды жертвы Христовой, но и все события страданий, смерти и погребения Христа Спасителя, что и было подробно раскрыто Апостолом Павлом в послании к Евреям. Обрезание 411 . Обрезание, как и жертва, имеет Божественное установление. Справедливость такого положения может быть доказана, во-первых, определенным повествованием о том книги Бытия (гл. 17), во-вторых, отношением к нему иудеев, готовых пострадать за него (Маккав.) и, в-третьих, принятием обрезания Христом Спасителем, каковое возможно только при Божественности его установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Прочность и правильность дальнейшого, после апостолов, созидания церковного основывается на апостольской преемственности иерархии. Апостольская преемственность иерархии есть первостепенный признак Церкви . Она создает органическую тождественность Церкви всех веков; она показывает, – могли бы мы сказать в переносном смысле, – «наследственность крови», наследственность природы, подобной той, какая идет от предков к потомкам. Она поддерживает, далее, единство предания в учении, в обычаях церковных, в канонах, в богослужебном строе. Но, что важнее всего, этим путем сохраняется преемство благодати Святого Духа, полученной апостолами в день Пятидесятницы. «Не неради о своем даровании живущем в тебе , еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим.4:14 ); «воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим.1:6 ) наставляет апостол Павел своего ученика, епископа Тимофея. Благодать Божия пребывает , живет, преподается в апостольской Христовой Церкви. Здесь, в этом мировом, кафолическом, внешне и внутренне едином Храме, «от божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), и от нас, введенных в созидаемый храм Церкви, требуется в себе «хранить благодать», данную Церкви и ею «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ). Чрезвычайно важно помнить также и то, что, передавая иерархическое преемство путем преемственного рукоположения, апостолы не оставили Церкви. Войдя в Церковь небесную, они не перестают одновременно быть участниками Церкви на земле. Между Церковию на земле и небесною Церковию есть тесная, постоянная, живая связь. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Для Православной Церкви это не мертвые слова, а подлинная жизнь, жизнь в единстве с небесной Церковию. Апостолы, святители, мученики, праведники, отшедшие в вечную жизнь не перестают быть участниками Церкви на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

24:9). Таков закон жизни о Христе Иисусе, и кто наперед не облечется благодатию Христовою, а потом не устроится жить по Христу, тот тщетно трудится. Сколько бы он ни злострадал и сколько бы добра ни делал прежде получения благодати Божией, тщетен труд его. Ведь и Евреи и другие неверные народы делают много подобнаго; потому что нет ни одного человека в мире, пусть он неверный и безбожник, который бы не делал какого либо добра, будучи движим на то естеством. Итак прежде всего надлежит подвизаться всякому о том, чтоб получить благодать Божию, посредством веры и надежды на Христа Господа, посредством покаяния и исповеди, молитвы и возложения священнических рук, как мы сказали. Пусть взыщет опытнаго отца духовнаго, научится от него всему, касающемуся веры и требуемому ею, восприимет полное упование на Бога и покается во всех грехах своих, подъемля и достойныя дела покаяния, т. е. сокрушение сердца и жаление о грехах, слезы и воздыхания от всей души, пост и всякое другое лишение телесное, милостыню и молитву, исповедует искренно все грехи свои пред Богом и приимет разрешающую молитву с возложением рук сего духовнаго отца своего. Без всего этого не придет благодать Божия сама собою на того, кто потерял ее, предавшись греху по крещении. Бывало, что некоторых посещала благодать Божия и без возложения рук священника, но то были исключительные случаи, не всем общие; но что бывает исключительно для некоторых, только немногих, того не признает общим для всех законом святая Церковь. 3. Что грешил кто или грешит, это конечно есть великая беда, но еще не окончательно крайняя. То есть крайняя беда, когда кто не хочет поподвизаться, чтоб восприять благодать Господа нашего Иисуса Христа; потому что это значит обречь себя на грех, а чрез грех и на пагубу. Ибо невозможно не быть в грехе тому, кто не имеет общения со Христом Господом, т. е. не имеет божественной благодати. В том и праведность, чтоб иметь причастие и общение со Христом Господом. Кто не имеет общения с Господом Иисусом, тот никак не может быть чист от греха; а кто имеет общение с Господом Иисусом, над тем никогда не возгосподствует грех, так как христиане в самом Христе живут, движутся и суть (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

9:3); уста, которыми он говорил пред лицом царей и не был посрамлен, от которых убегали демоны и даже не только тогда, когда слышали голос его, но и тогда, когда он был вдали, которыми он преобразовывал все на земле и управлял, как хотел, всем на небе, связывая, кого хотел, и разрешая данной ему властью. Кто покажет мне прах сердца Павлова, пламенеющего за всех погибающих и рождающего во второй раз извергнутых детей? Я хотел бы видеть это сердце даже распавшееся, оно превыше небес, шире вселенной, чище лучей солнца, горячее огня, крепче железа, оно живет больше новой жизнью, чем этой. " Уже не я живу, но живет во мне Христос " (Гал. 2:20). Сердце Павлово было поистине сердце Христово, вместилище Духа Святого и книга благодати; удостоенное возлюбить Христа, как не возлюбил никто другой; презревшее смерть и геенну, сокрушенное братскими слезами: " что вы делаете ? " - говорит, - " что плачете и сокрушаете сердце мое " (Деян. 21:13)? Хотел бы я видеть прах рук Павловых, заключенных в узы, рук, возложением которых ниспосылался Дух, которыми он написал божественные писания: " видите, как много написал я вам своею рукою " (Гал. 6:11), - рук его, которые увидев, ехидна упала в огонь. Хотел бы я увидеть прах очей, своевременно ослепленных, взиравших на спасение вселенной, удостоенных видеть Христа во плоти. Хотел бы я видеть прах ног его, обошедших без утомления вселенную, забитых в колодки, в то время когда он поколебал темницу, обошедших вселенную и места ненаселенные. О чем же еще нужно частнее говорить? Хотел бы я видеть его, льва духовного! Как лев испускает пламя из глаз на стада лисиц, так он обрушился на сонмы демонов и философов и, подобно удару молнии, ниспал на полчища дьявольские. Дьявол не вступил с ним в бой, но так испугался и так задрожал пред ним, что только издали видел его тень и слышал голос, чтобы тотчас же убежать. Размыслите и вострепещите, какое удивительное зрелище увидит Рим, когда Павел внезапно восстанет из гроба вместе с Петром и будет взят в сретение Христа: какой дар пошлет Христу Рим, в какие два венка облечется, какими будет опоясан золотыми цепями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В вере. В вере. Верой правой и не колеблющейся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно в естественном порядке. В чистоте (εν γνεα — в непорочности). В чистоте (εν γνεα — в непорочности). То есть в девственной чистоте и целомудрии. Доколе не приду, занимайся чтением. Доколе не приду, занимайся чтением. Если Тимофею апостол повелевает заниматься чтением Священного Писания, то не должно ли и нам это делать? Сам Павел, несомненно, до конца жизни занимался чтением, внушая это и другим. Апостол утешает Тимофея, сказав: доколе не приду, ибо это давало надежду, что он скоро увидит учителя, так как, осиротев, он, конечно, искал сердцем Павла. И вот еще для чего он сказал: доколе не приду — так как св. Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтобы узнать то от него; то апостол Павел говорит ему: пока не приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, передам тебе и прочее. Наставлением. Наставлением. То есть уговорами и ободрением чувствующих в себе упадок нравственной энергии. Учением. Учением. Обращенным ко всем и о всяком деле. Не неради о пребывающем в тебе даровании [ 6 ], которое дано тебе по пророчеству. Не неради о пребывающем в тебе даровании [ 6 ], которое дано тебе по пророчеству. Здесь апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ. По пророчеству, то есть по повелению Святого Духа, как выше сказано. С возложением рук священства. С возложением рук священства. То есть епископов. Ибо не священники рукополагали епископа. Смотри, какую удивительную силу имеет возложение священнических рук. О сем заботься, в сем пребывай. О сем заботься, в сем пребывай. Часто наставляет его в одном и том же, желая показать, что епископу больше всего должно стараться об этом. Дабы успех твой для всех был очевиден. Дабы успех твой для всех был очевиден. Не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом. Вникай в себя и в учение. Вникай в себя и в учение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

К какому совершенству? К «учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр. 6:2 ). Вот какое серьезное значение имеет таинство Рукоположения. Апостол ставит его наряду с таинством крещения, а сектанты легкомысленно отрицают его. Таких людей, которые отрицают священство, не считают его Богоустановленным таинством, апостол называет распинателями Христа. В этой же главе он говорит, что кто не принимает науки о крещении, о «возложении рук» и т. д., тот отступник от Христа и распинает Его в себе: «И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются» ( Евр. 6:6 ). Поэтому то он и дает строгие наставления епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Как не оправдывают сектантов те места Священного Писания, которые они приводят для подтверждения своего учения об общем священстве, так точно не оправдывают их и другие тексты, которые они приводят для защиты своего лжеучения о священстве. 6. Священник у нас только Один – это Господь Наш Иисус Христос. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:9, 4:14 ). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи Народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:26–27 ). 6) Эти тексты говорят лишь о том, что христиане имеют Первосвященником Самого Иисуса Христа. Причем ап. Павел, сравнивая Первосвященника Господа Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником, безусловно ставил Христа несравненно выше еврейских первосвященников. Но у нас речь идет не о сравнении, а о том, что в основанной Господом Иисусом Церкви (МФ. 16:16) должны быть пастыри, которые получают преемственную благодать священства от Христа Спасителя через Его святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010