Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Миропомазание – это  Таинство , в котором верующему при помазании освященным  миром  частей тела подаются особые  дары Святого Духа , для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути. Когда совершается Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства  Крещения , как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48е правило Лаодикийского собора). Когда и кем было установлено это Таинство? Установление Таинства восходит ко временам апостолов . В то время каждый вновь крещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа . В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян.8:16 ). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати : люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса , подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами . Действие Таинства В Таинстве Крещения человек омывается Божественной благодатью от первородного греха (хронического греховного повреждения) и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает от Бога силу (благодать) для христианской жизни, исполнения Заповедей. В Таинстве Миропомазания подается Божественная  благодать  для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах. «Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: “ Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего ” ( Тит.3:5-6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105).

http://azbyka.ru/miropomazanie

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Миро: что это такое? 3 мин., 24.10.2016 Миро  — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина. Миро переводится с греческого как «ароматное масло». В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Фото Юлии Маковейчук Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание. Алавастр   — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов. Миро в Ветхом Завете Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30 :22–25) . Смирна Смирна  — смола,  получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом. Сикль  — в разное время вес сикля=11,17–12,2 г. Кассия  — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии. Гин  —   6592,8 см 3 . Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена: И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет  святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30 :26–30) .

http://foma.ru/miro.html

С другой стороны, все Слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг... (Ин. 21, 25). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: “се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих...” (Иуд. 1, 14); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: Я писал вам в послании... (1 Кор. 5, 9), – то есть ранее писал. Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит (Евр. 6, 1–3). – Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить – в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6). Здесь опять встречается слово предание , которое нельзя перевести иначе, как это сделано в Синодальном переводе. В греко-русском словаре Вейсмана это слово переводится как « передача (учения)». Свидетель Иеговы : Не кажется ли вам, что то, что вы называете «преданием», есть нечто неопределенное и расплывчатое? Православный : Нет, напротив. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах свв. апостолов, Вселенских и поместных соборов, древних литургиях и актах или в сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви...

http://pravoslavie.ru/106146.html

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ: Наличие Новозаветного священства ( 1Тим. 4:14 ) предполагает и наличие священных одежд. Где 2 или 3 во имя Моё… Скажите, этим Христос призывал к единству или разделению? Тогда в любом случае эту цитату нельзя рассматривать как благословение разделений. Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1:10 ) Преемственность – явление временное. При временных служениях преемственности не было. Например, пророческое или говорение языками. Канон Нового Завета заменил дар пророчества и учительства, но служение священства – созидание Тела Христова. Нужда в сем есть и ныне. Христос наш первосвященник ( Евр. 8:1 ). Да, как Искупитель ( Евр. 9:12 ). У священнослужителей служение иное. Они домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), т.е. служители плодов искупления. Мы все священники ( Откр. 1:6 ; 1Пет. 1:9 ). Это о нашем внутреннем преображении, плодами которого мы призваны возвещать совершенства Призвавшего нас ( 1Пет. 2:9 ). Это было сказано еще в Ветхом Завете ( Исх. 19:6 ), но Корей, Дафан и Авирон за подобное вашему понимание этого места: всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ. 16:3 ) поплатились жизнью (ст. 32). Христос соделал нас царями н священниками Богу и Отцу Своему ( Откр. 1:6 ). В каком смысле мы цари? В этом же смысле мы и священники. Освящение Воды: Святая вода освящалась Господом и называлась святой ( Числ. 5:17 ), очистительной ( Чис. 19:9, 13, 20 ), живой ( Чис. 19:17 ). Ею очищались от скверны в разных случаях. Господь в Новом Завете часто подает благодать через воду: Крещение, исцеление слепорожденного посредством воды и брения ( Ин. 9:7 ), в Иерусалимской купальне ангел возмущал воду, и она исцеляла болящих ( Ин. 5:2–4 ). Разве Господь или вода изменились? Миропомазание : Сначала апостолы миром не помазывали, а возлагали руки. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого ( Деян. 8:18 ). С умножением числа верующих апостолы заменили возложение рук миропомазанием: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ). Коринфянам (грекам) не знакомо было понятие о духовном помазании. К тому же, они были духовными младенцами в вере. Апостол Павел не стал бы вводить излишнее богословское понятие для немощных. В Ветхом Завете помазание елеем означало сообщение особых даров Святого Духа. Аарон ( Исх. 30:30 ), Саул ( 1Цар. 10:1 ), Давид ( 1Цар. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо " обрезанием нерукотворным " - (Колос. 2, 11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: " пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " (Лук. 18, 16). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. " Один Господь, одна вера, одно крещение " (Ефес. 4, 4). Таинство миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: " Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен " (Иоан. 7, 38-39). Апостол Павел говорит: " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши " (2 Кор. 1, 21-22). Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям). Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, что бы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: сребро твое да будет в погибель с тобой, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия. Из этого повествования видно, что во времена апостольские были степени священноначалия. Филипп, один из семи диаконов, несмотря на то, что получил благодать диаконства от апостолов, несмотря на то, что Духом Святым, сущим в нем, совершал великие и многие чудеса, не мог низвести Духа Святого на крещенных им самарян. Но когда пришли апостолы Петр и Иоанн, помолились и возложили на них руки; тогда сошел на них Дух Святой и проявился видимо в знамениях и чудесах. Апостолы же передали власть низводить Святого Духа только епископам. В других местах той же книги Деяний апостольских и в посланиях апостола Павла к епископу города Ефеса Тимофею и епископу острова Крита Титу ясно говорится о степени пресвитерской, средней между епископской и диаконской ( Деян.14:23 ; 1Тим.5:17–19 ; Тит.1:5 ; Иак.5:14 ). Но так как апостолам и преемникам их епископам неудобно было ходить во все дальние места, где христианами обращаемы были к Христу язычники; то вскоре возложение рук для низведения Святого Духа на новокрещенных заменено чрез помазание св. миром и доныне Святой Дух низводится на миро только епископами чрез молитву и крестное знамение, а священники служат посредниками между епископами и новокрещенными в деле преподаяния Святого Духа. Итак, где нет законных епископов, там нет Святого Духа, там нет Церкви. Какое же священноначалие законное, истинное? То, которым сохранены и сохраняются следующие условия: 1. Во-первых, то священноначалие истинное, которое приняло благодать Святого Духа от самих апостолов чрез преемников их друг другоприимательно, без пресечения преемства. Если бы, например, где либо епископы и священники пресеклись, а миряне бы избрали новых и сами, возложив на них руки, объявили бы их епископами и священниками; то это было бы священство незаконное, безблагодатное; ибо миряне не могут преподать того, чего сами не имеют, благодати священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Условием принятия Крещения являются покаяние и вера. 431 . «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ) Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды» 432 . 2.2. Миропомазание «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» 433 . Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук ( Деян. 8:14–17 ). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета ( Исх. 30:25 ; 3Цар. 1:39 ). О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 434 . Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Тем паче не могу запретить им, что и сам имею дар по благодати. Но не думаю, чтобы и ты сказал это по зависти. «Не ревнуешь ли ты за меня» (29), что они стали пророчествовать, а ты еще не пророчествуешь? Ожидай времени. «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (29)? Пророчески говорит и это: «когда бы Господь послал», значит теперь еще не послал, потому и ты еще не имеешь. Но ужели не имели Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф? Ужели не имели все, жившие прежде сего? Явно, что слова: «когда бы Господь послал», означают: даст на всех. Теперь благодать дается отчасти, а тогда будет обильное даяние благодати. А этим Моисей дал разуметь, что совершилось у нас в день Пятидесятницы. И прежде Дух сходил на многих. Ибо написано: «И Иисус, сын Навин, исполнился Духа премудрости, потому что Моисей возложил руки свои на него» ( Втор. 34:9 ). Видишь, везде, и в Ветхом и в Новом Завете, тот же способ – при Моисее чрез возложение рук подаваем был Дух, и Петр чрез возложение рук дает Духа. И на тебя, когда будешь крещен, низойдет благодать. Но как снизойдет, этого не скажу, потому что не предупреждаю времени. 27. Сей Дух сходил на всех праведников и пророков, разумею Еноса, Еноха, Ноя и прочих, Авраама, Исаака, Иакова. А то, что Иосиф имел в себе Духа Божия, вразумительно было уже и фараону. О Моисее и чудесных его действиях, совершенных Духом, слышал ты многократно. Сего Духа имел и мужественнейший Иов. Его имели и все святые, хотя и не всех имена перечислены нами. Он послан был и при устроении скинии, и исполнил премудрости мудрого Веселеила и других с ним. 28. Силою сего Духа, как видим в книге Судей, судил Гофониил, силен был Гедеон, победил Иефай, вела брань жена Деввора, да и Сампсон, пока поступал праведно и не оскорблял Духа, делал, что выше человека. О Самуиле же и о Давиде имеем ясное свидетельство в книгах Царств, и именно, что Духом Святым они пророчествовали, и были начальниками пророков. И Самуил именовался «прозорливцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

То же самое нужно сказать и об учениках Иоанна Крестителя. Встретив их в Эфесе, ап. Павел сказал им: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились в Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 2–6 ). Что касается Корнилия, получившего дары Святого Духа раньше Крещения и без руковозложения, то необходимо заметить следующее. Благодать Святого Духа всеми верующими получается обычным, Богом установленным порядком, именно – чрез святые таинства Церкви. Но по своей воле в исключительных только случаях Господь Сам избранным Своим подает благодать Святого Духа необычайным путем. Так св. Апостолы получили Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков ( Деян. 2: 1–4 ). И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему“ ( Деян. 10–35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3: 29. 9: 24 ), что «Бог не лицеприятен“ (ст. 34), и потому, чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым“ (ст. 28), хотя бы он был и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычайным порядком, без возложения рук, и раньше крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божие, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого стали говорить на иных языках ( Деян. 2: 4 и 10: 46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, для них, как и для всех людей, можно получить укрепляющую благодать Святого Духа только обычным для всех порядком, то-есть чрез таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божиими могут только люди, впавшие в духовную гордость, или самооболыцение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010