Патриарх, взяв честной крест, идет на восточную сторону и, став впереди, возвышает его, понемногу поднимая свои руки, как требует обычай, будучи поддерживаем двумя экдиками, по древнему обычаю Моисея, когда он, поддерживаемый Аароном и Ором, победил Амалика. С патриархом входит на амвон синкелл, но из лиц священных и никоим образом не из не имеющих хиротонии, становясь позади его (чтобы оберегать одежду). Когда же начинается воздвижение, диаконы, стоящие на ступеньках амвона, возглашают с народом: „Господи помилуй» и поют его сто раз. После же 97 раза патриарх трижды благословляет крестом, а диаконы возглашают: „Господи помилуй» тщательнее. И направляется (патриарх) к южной стороне, благословляя и там трижды и воздвигая (крест), как на передней стороне. Потом идет к западной стороне, при пении певцами „Господи помилуй» и воздвигает и там равным образом, и удаляется на северную сторону, и делает таким же образом. Потом, придя на переднюю сторону, воздвигает крест, как и прежде, и исполняет первое воздвижение, т. е. при пении на пяти сторонах по сто раз „Господи помилуй», а вместе 500 раз. И певцы начинают и поют тропарь, глас 6: „Днесь пророческое исполнися“. Патриарх садится на кресле своем и отдыхает, крест же хартуларии относят в алтарь и, по целовании его всеми находящимися там, снова приносят его. И совершается второе воздвижение, как и первое, при пении „Господи помилуй» на пяти сторонах по 80 раз, вместе 400 раз. Если же приказывает патриарх, то крест не относится (в алтарь), но полагается на столике, который там находится, когда он отдыхает. И когда окончится второе воздвижение, то (крест) снова полагается, и поют тропарь, глас 6: „Токмо водрузися древо». И, отдохнув, патриарх совершает третье воздвижение, как и остальные, при пении „Господи помилуй» по 60 раз (на каждой стороне), вместе 300 раз, всего поется 1200 раз. По совершении третьего воздвижения хартуларии несут крест впереди патриарха и полагают его на святой трапезе, при пении певцами „Вознесыйся на крест».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

В печатные Минеи не вошли особые праздничные тропари на блаженнах, практика пения таких тропарей была известна в студийскую эпоху, в частности, она упомянута в Студийско-Алексиевском Типиконе, где в описании службы В. помимо прочего говорится: «Не поему помяни насъ Христе. нъ въ того место ирмос» (см. ст. Блаженны ). В греч. рукописях сохранился цикл таких тропарей для праздника В. 4-го гласа, с ирмосом Δι ξλου Αδμ (    ) ( Никифорова А. Праздничные блаженны из греч. Миней IX-XII вв. б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае//БСб. 2002. Вып. 10. С. 159); в славянских присутствует еще один цикл 8-го гласа, с ирмосом «Помяни нас, Христе») ( Пентковский А. М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Старобългаристика. София, 2001. 15/3. С. 50-52, 58; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси. М., 2001. С. 337-338). Лит.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 19873. Τ. 1; Nestle E. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. S. 319-344; Никольский. Устав. Т. 2. С. 577-584; Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. М., 1998; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. syr. Texte. Paderborn, 1912. (Forsch. z. christl. Literatur- und Dogmengeschichte; 11/3); Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного Креста. К., 1915. Серг. П., 1995р. (Христ. праздники; 2); Успенский Н. Д. Чин Воздвижения Креста: Ист.-литург. очерк//ЖМП. 1954. 9. С. 49-57; Пигулевская Н. В. Мартирий Кириака Иерусалимского// Она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 186-217; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982 Heid S. Der Ursprung der Helenalegende im Pilgerbetrieb Jerusalems//JAC. 1989. Bd. 32. S. 41-71; Borgehammar S. How the Holy Cross was Found: From Event to Medieval Legend. Stockholm, 1991; Drijvers J. -W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden, 1992; Fraser M. The Feast of the Encaenia in the IVth Century and in the Ancient Liturgical Sources of Jerusalem, Diss.: Durham, 1995; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; v an Tongeren L. Exaltation of the Cross: Towards the Origins of the Feast of the Cross and the Meaning of the Cross in Early Medieval Liturgy. Leuven, 2000; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; он же. Богослужебный Синаксарь к-польского мон-ря Христа Человеколюбца//БВ. 2004. 4. С. 177-208; Асмус В. , прот. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста: Эортол. этюд//Имперское возрождение. М., 2004. Вып. 1. С. 51-60.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Поему же сему полагает настоятель честное древо креста на аналогии, и поем тропарь сей во глас 6: „Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим» трижды. Поющим же и братиям тойже тропарь (обычно после священнослужителей поет хор тропарь еще трижды), начинает кланятися настоятель и творит метания два пред честным крестом, таже (затем) целует его. По целовании же творит паки едино метание, такожде и на оба лика (правому и левому хору) по единому метанию. Посем приходят братия вся от деныя и левыя страны два два (попарно), по чину (только что указанному) покланяются и целуют честный крест. Поем же и стихиры самогласны, дондеже совершится целование (следует перечисление стихир). И по скончании целования честнаго креста поставляется аналогий с честным крестом одесную страну царских дверей, и тмо стоит, дондеже праздник отдастся. Аще ли же не в соборных храмех, воздвижение креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в Неделю 3-ю святых постов (т. е. сразу после входа с крестом, возгласа „Премудрость прости», тропаря „Спаси Господи» с кондаком и каждения креста — тропарь „Кресту Твоему» и целование креста)» .    Сопровождая поклонение честному кресту и целование его «верными», эти стихиры, числом 8, имеют целью с особой выразительностью изобразить перед приступающими к «благословенному древу» все важнейшее, что оно дало нам и чем особенно дорого нам. Первая прерогатива Креста, которую приписывает ему и обычное народное сознание, — его сила против «невидимых врагов» спасения нашего. Об этом вполне естественно и говорит 1-я стихира «Приидите вернии», начиная с указания на значение Креста в победе Христа над нашимисконным врагом и упоминая мимоходом и о силе его над внешними врагами христиан, орудиями невидимых врагов. 2-я стихира «Приидите людие» изображает «силу» Креста в том же великом деле Христовом, в той же победе Его, но уже не касаясь личности противников, а сосредоточиваясь на достигнутом результате: снискании для нас жизни и нетления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Поучение на Воздвижение честного и животворящего Креста. (О том, что мы не должны предаваться страстям и считать сладострастие истинною сладостью). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника Братие и отцы! Мы бываем в великой радости, когда настанет Владычний праздник, и весьма справедливо: ибо мы тогда просвещаемся, размышляя и рассматривая таинство его как и теперь в Воздвижении Честного и Животворящего Креста. Неизмеримо-радостно и несравнимо таинство его, ибо древо, идеже стоясте нозе ( Псал. 131:7 ) Господа нашего Иисуса Христа, на котором Он был распят и пролил животворящую кровь Свою, мы не только сподобились видеть, но и лобызать. Сколько иной трудится для приобретения погибающего золота?! А мы в один час получили дарование: ибо вместе и лобызали Крест, и стяжали просвещение, освещение и отпущение наших грехов. Так близка благодать! И кто с верою приходить, тот без труда получает дарование. Однако должно молиться, дабы нам сохранить эту благодать неотъемлемо: ибо мы скоро опять теряем то, что подается нам без заслуг Но мы, братие, будем блюсти дар с великою тщательностью, не будем осквернять священных уст наших словами лживыми, скверными и трудными; не будем омрачать просвещенные наши очи блудными взорами, не будем осквернять просветившееся сердце наше греховными помыслами. И да не царствует, как говорит Апостол, грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его: ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко от мертвых телу, живых же Богу, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатью ( Римл. 6:12–14 ). Видишь ли, что в подзаконное время обладал грех , но благодать Евангелия, царствующая в правде, избавляет нас от всякого греха, как и Божественное Писание об этом говорит. Ибо мы крестились и освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Умоляю вас, братие, будем благоговеть к дару очищения и хранить святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вынос и воздвижение креста Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием. Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол 682 . После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) – тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)» 683 . Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы. Обряд изнесения креста состоит в том, что после предварительного каждения креста на престоле, архиерей или священник, одетый, как для литургии, во всю священную одежду, по окончании славословия выносит крест с блюдом на голове в предшествии светильников через северные двери алтаря перед царские двери, возглашая там «Премудрость, прости» и, при троекратном пении тропаря праздника, несет крест на середину храма, полагает на аналое и кадит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого бл. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуаский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпраздство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное).    О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).    Возможно, уже с VII в. мы имеем краткий чин богослужения на Воздвижение. Это в Иерусалимском Канонаре (уставе) грузинской версии с практикой VII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

    Сегодня совершает исхождение Крест Господний, и верные принимают его как желанного и получают исцеление души и тела, и всякой болезни. Будем приветствовать его с радостью и страхом. Со страхом — из-за греха, как недостойные; с радостью же — из-за спасения, которое подает миру пргвоздившийся на нем Христос Бог, имеющий великую милость. Вынос и воздвижение креста    Главным отличием праздника Воздвижения от других служит умилительный обряд выноса св. креста из алтаря на середину храма, воздвижения его и поклонения ему с целованием.    Подготовляется обряд изнесения креста еще до всенощной по окончании малой вечерни. Тогда совершается, и тоже с некоторой молитвенной торжественностью, перенесение креста с жертвенника на престол. После отпуста малой вечерни «входит екклисиарх с иереем и диаконом и параекклисиархом (пономарем) в жертвенник (в отделение алтаря, где стоит жертвенник) со свещами и облачается иерей и диакон и кадит (диакон, как видно из связи, хотя обычно сам иерей) честный крест, и глаголет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш. Таже (затем) Трисвятое и по Отче наш (обычно все это поется речитативом) — тропарь Креста: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава и ныне, кондак. И взимает иерей честный крест с блюдом на главу, и вносит его во святый алтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадами (в предшествии двух светильников). И полагает честный крест на св. трапезе, на евангельском месте (на месте, где обычно лежит Евангелие, т. е. на середине передней стороны престола), и вжигют пред ним свещу на всю нощь (т. е. до всенощной и на всю всенощную, которая предполагается продолжающейся всю ночь), а Евангелие поставляется на горнее место (обычно на престоле же за крестом)».    Обряд самого выноса креста и воздвижения его совершается уже перед окончанием всенощного бдения, когда верующие достаточно подготовлялись к нему богослужением, именно после великого славословия. Историческое же основание для приурочения обряда к этому моменту службы то, что по старым уставам именно в это время на утрени был вход с Евангелием, каковой вход в праздник Воздвижения просто заменялся лишь входом с крестом, изнесением его. На этом же основании в этот момент утрени совершается и вынос плащаницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование В. в К-поле в 614 г., говорит о «3-м воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование к тому времени в К-поле сложного чина воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой ц., в Св. Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста; чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 30). Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиц. иконографию праздника В. В Дрезденском списке и списке Типикона 1063 г. (Paris. Gr. 1590 - Ibid.; Дмитриевский. Древнейшие патриаршие Типиконы. С. 284-292) приведены подробности к-польского чина: после утреннего входа на великом славословии Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари, что и на Пс 50 утрени). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал 3 поклона до земли, и начиналось священнодействие, состоявшее из 3 циклов по 5 воздвижений. Сначала Патриарх шел на вост. сторону амвона, где и воздвигал Крест, медленно поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали «Господи, помилуй» 100 раз. При пении 3 последних «Господи, помилуй» Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на юж., зап., сев. и снова на вост. стороны (в ркп. Paris. gr. 1590 5-е воздвижение не упомянуто). Затем, после небольшого отдыха (во время к-рого певцы пели тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        )), Патриарх начинал 2-й цикл воздвижений с 5-кратным возвышением Креста и пением «Господи, помилуй» (по 80 раз) и вновь отдыхал (певцы пели тропарь того же гласа Μνον πγη τ ξλον (      )). Наконец, Патриарх совершал 3-й цикл воздвижений по тому же чину, но с пением «Господи, помилуй» по 60 раз. После завершения воздвижений пели Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        ) и начиналась Божественная литургия (без антифонов).

http://pravenc.ru/text/155081.html

И начинаем третию сотницу, Господи помилуй. Скончаваемей же той, обращается настоятель к северной стране. И глаголет диакон: Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения, и оставления грехов требующей, рцем вси. На север: Ещё молимся о всякой душе христианской, скорбящей и бедствующей, здравия, спасения и отпущения грехов требующей; возгласим все: И бывает 4е воздвижение. И обращается настоятель к востоком. И глаголет диакон: Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей [или храме сем ], отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси. На восток: Ещё молимся о всех служащих и послуживших во святой обители сей (или: в этом всесвященном храме ) отцах и братьях наших, о здравии, и о спасении, и отпущении грехов их; возгласим все: И начинаем пятую сотницу. По пятом же воздвижении, поем: Слава, и ныне, кондак : Вознесыйся на Крест волею: Поему же сему, полагает настоятель Честное древо Креста на аналогии, и поет тропарь сей во глас 6й: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Трижды. И затем поем на глас 6 тропарь с тремя земными поклонами: Кресту Твоему поклоняемся, Владыка,/и святое воскресение Твое славим. Поющим же и братиям тойже тропарь начинает кланятися настоятель, и творит метания два пред честным крестом, таже целует его. По целовании же творит паки едино метание, такожде и на оба лика по единому метанию. Посем приходят братия вся от десныя и левая страны два два, по чину покланяются, и целуют честный крест. Поем же и стихиры самогласны, дондеже совершится целование. И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий, с Честным Крестом, одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся. Обычно тропарь трижды поют попеременно настоятель с клириками и хор. Егда же целуем честный Крест, поем: Когда же целуем св. Крест поем: Стихиры самогласны честнаго Креста, глас 2: Стихиры самогласные св. Креста, глас 2 Приидите, вернии,/животворящему Древу поклонимся,/на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер,/вознесе нас на первое блаженство,/яже прежде враг сластию украд,/изгнаны от Бога сотвори./Приидите, вернии, Древу поклонимся,/имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы./Приидите, вся отечествия языков,/Крест Господень песньми почтим./Радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление!/О тебе бо вернейшии царие наши хвалятся,/яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряюще./Тя ныне со страхом христиане целующе,/на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще:/Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас,/яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

(по ркоп. X в.). Как и в других древнейших из сохранившихся памятников богослужебного устава, здесь для настоящего праздника дается только чин воздвижения креста и литургия (как и для других праздников только чин литургии, исключая Рождество Христово и Богоявление). О воздвижении здесь сказано: «В третий час (9 часов утра) звонят к службе, входят в диаконник, служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же только один и полагают на престоле. Перед престолом произносят ектению и молитву (должно быть, ту и другую специально приноровленную к случаю) и говорят «Отче наш», стихиру 2 гл. «Покланяемся, Христе, копию, прободшему», стих «Дал еси знамение»; ипакои Креста; диакон говорит ектению «Помилуй нас, Боже»; священник поднимает крест и при пении 50 раз Κριε λησον обращает его (к народу), говорит молитву «О свышнем» и поют стихиру гл. 6 «Просвети на крест Твое восшествие», стих «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои гл. 6: «Приидите вернии, познаим»; говорят ектению «Помилуй нас, Боже» и выполняют весь вышеописанный чин (с крестом). После этого омывают крест, умащают его благовониями и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и кресты полагают на престоле. Затем начинают канон литургии.    После причащения раздают народу воду от креста (в качестве благословения, ελογα) и так все совершают». Таким образом, в этом памятнике указано двукратное воздвижение креста («священник поднимает крест и обращает его») и каждому из них предшествует стихира со стихом, ипакои и ектения с 50-кратным (зерно позднейшего 100 и 500-кратного) «Господи помилуй», а второму и другая еще стихира со стихом перед ектенией; замечателен по этому уставу и обряд омовения и умащения креста после его лобызания, впоследствии вышедший из употребления. «На литургии, — продолжает этот памятник,— тропарь гл. 2 (!): «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», стих «Держава Господь людей Своих»; далее указывается пять чтений (паремий): I. Притч. 3:18—23; II. Ис. 65:22—24; III.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010