Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения. Это видно из содержания службы праздника Воздвижения Креста Господня. Ее песнопения содержат многократные упоминания о предстоящем воздвижении Креста, как бы подготовляя этим верующих к великому торжеству. Уже первая стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне начинается словами «Крест возносится». Наступает великая вечерня, и первая стихира праздника нам говорит: «Крест воздвизаемь, на нем Возне-сеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей». То же самое мы слышим в словах второй стихиры. Называя крест похвалой верных, утверждением страдальцев, удобрением апостолов, поборником праведных и спасителем всех преподобных, Церковь говорит: «Тем тя воздвизаема зрящи, тварь веселится». На вечерней литии Церковь опять напоминает нам, что «днесь Крест воздвизается». И чем ближе становится желанное явление верующим Креста, тем сильнее звучит призыв Церкви к молитвенному и радостному созерцанию воз-двизаемой святыни «Крест воздвизается», «Крест пресвятый, на высоту возносимь, является днесь», «Днесь происходит Крест Господень». Чин воздвижения Креста является своего рода кульминацией праздничного богослужения, подобно тому как великое водоосвящение составляет центральный пункт богослужения праздника Богоявления Господня или как молитвы о наитии Святого Духа, читаемые на вечерне в праздник Пятидесятницы, составляют особенность богослужения этого праздника. Один из виднейших древнерусских литургических деятелей, свт. Киприан, митрополит Московский, в поучении к новгородскому духовенству писал: «А на Воздвижение Честнаго Креста в всякой церкви, по всей земле, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 19 . Очевидно, из этого обстоятельства происходит само название праздника Воздвижения Креста Господня всемирным. Рассматривая историю чина Воздвижения, нельзя обойти молчанием указание современного Типикона по этому поводу: «Аще ли же не в соборных храмах, и Воздвижение Креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю святых постов», – ибо это указание находится в противоречии со сказанным выше. Здесь прежде всего надо заметить, что этого указания ни в одном рукописном Уставе, как греческом, так и славянском, ни в печатных изданиях Типикона 1610, 1633, 1641 годов не имеется. Нет его и в современном греческом Типиконе. В последнем, напротив, после изложения чина Воздвижения имеется примечание: «Должно знать, что такой чин Воздвижения Креста бывает в Великой церкви, если случится праздновать в ней архиереям. Когда же нет патриарха или архиерея, то иерей совершает воздвижение, как в прочих приходских церквах» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Предание сообщает нам о многих частях Креста Христова, издревле отделенных от него и разнесенных по всем странам мира, для освящения его. Древнейшая из частей Креста Христова была, без сомнения, в Константинополе, присланная сюда, по словам Созомена , в 326 году царицей Еленой, которая, обретши Крест, препроводила часть его сыну своему Константину в благословение царства его 309 . В том же веке Павлин Ноланский послал часть Креста Северу 310 . Св. Златоуст, говоря о благоговении древних христиан ко Кресту, писал в IV веке: «Многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее» 311 . В VI веке сохранялись части Креста в Сирии – Апамее 312 и Сергиополе на Евфрате, присланиые сюда Юстинианом и Феодорою, его супругою 313 . В том же веке принесена была часть Креста во Францию, в Пуатье 314 . В веке св. Григорий Великий , епископ Римский, послал часть Креста на благословение Ричарду, царю Визиготфскому 315 . В VII веке, по хронике Сигиберта – в 688, a Еккегарда – в 693 году, папа Сергий установил ежегодно выносить в день Воздвижения при богослужении часть Креста, которая хранилась в Риме, в церкви, называемой Константиновской, для поклонения и целования от народа. В 1109 году 28 июля принесена из Иерусалима часть Креста в Париж и положена в церкви св. Клавдия (Saint-Cluod). По сему случаю во Франции установлен праздник в первый воскресный день августа (Susception de la sainte Croix). В начале XIII века дож Венеции Генрих Дандоло содействовал перенесению в этот город части Креста Господня, оправленной в золото, которую, по преданию, носил на себе император Константин Великий 316 . Особенно часто о частях Креста упоминается в сказаниях о крестоносцах, из коих иные в награду себе за труды желали получить и получали только частицы Животворящего Креста 317 ; а иные считали себе позволительным похищать части Креста и иную святыню 318 . В 351 году, в царствование Констанция, по неведению и легкомыслию своему защищавшего Ариеву ересь 324 , в обличение заблуждающихся и неверных и для утверждения правоверных явилось в Иерусалиме на небеси знамение Честного Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Воздвижение Креста Господня (Утверждение Креста) ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯТОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой. После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью - " Сим победишь " . Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом. Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке. С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство. Поиски и Нахождение св. Креста Мать Императора Константина, царица Елена, много заботилась о распространении христианства, о постройке храмов и устройстве церкви. По просьбе сына своего она решила поехать в Иерусалим, чтобы там разыскать тот крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим, царица Елена много распрашивала и, наконец, от одного очень старого еврея узнала место, где находится Крест Христов. Он был зарыт в землю, и над этим местом был выстроен языческий храм. Императрица приказала копать в этом месте землю. Наконец были найдены три креста и около них дощечка с надписью " Иисус Назарянин, Царь Иудейский " . Но никто не мог сказать, который из трех крестов тот, на котором был распят Христос. Тогда привели одну тяжело больную женщину, и патриарх Макарий сказал ей приложиться ко всем трем крестам. Приложившись к первому и второму кресту, женщина не получила облегчения, а когда приложилась к третьему, - сразу выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать к нему кресты. От первых двух не произошло чуда, а когда третий крест приложили к покойнику, он ожил.

http://pravicon.com/info-810

Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Хвалынск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая) Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1906 и 1914. Архитектор:Ю.Н. Терликов Адрес: Россия, Саратовская область, Хвалынский район, г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 10 Координаты: 52.492005, 48.108079 Проезд:Междугородний автобус Саратов-Хвалынск, автобус по городу Хвалынску 1, 2 (ост. " Центр " ). Расстояние от г. Саратова до г. Хвалынска 250 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии). Архитектор Ю.Н. Терликов. Проект 1907 г. Окончание строительства 1914 г. Экспроприирована у общины в 1930 г. Передана РПЦ в 1946г. Утрачена колокольня. Престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящен в 1947 году архиерейским чином. Храм построен в 1906-1914 годах. Архитектор Юрий Николаевич Терликов. В конце 1905 года, после провозглашения Указа Императора Николая II о веротерпимости, хвалынские старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, добились разрешения на строительство в Хвалынске старообрядческого храма. Хвалынская «белокриницкая» община оказалось первой в Саратовской губернии, получившей такое разрешение. Проект, выполненный саратовским архитектором Ю.Н. Терликовым, был утвержден 19 декабря 1905 года. В течение 1906-1914 годов велось строительство храмового здания и колокольни. 31 марта 1914 года храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был назначен иерей Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии — последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий (†1937), казненный в застенках НКВД. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, снесены купола и колокольня. В здании был размещен склад консервного комбината. В годы Великой Отечественной войны в здании стали собираться на молитву хвалынские православные, но лишь в 1946 году здание было официально передано общине Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В 1947 году епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) совершил Чин освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи за несколько месяцев до того хвалынской Крестовоздвиженской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12864

Тверь. Домовая церковь Воздвижения Креста Господня при бывшем Кавалерийском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:приблизительно 1801 - 1850. Адрес: Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Жигарева, д. 50 Координаты: 56.850532, 35.91896 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью До 1917 г. на территории военной академии ВКО располагалось Кавалерийское училище с Полковой церковью Гренадерского полка во имя Честнаго Животворящего Креста Господня. Учитывая архивные материалы (ГАТО. Фонд 851, 226 д., 1814 – 1920 гг. Архивная коллекция фондов трех церквей), следует заметить, что расположенная на территории ВА ВКО имени маршала Г.К. Жукова бывшая полковая церковь, по всей видимости, изначально могла принадлежать восьмому Гренадерскому полку и именовалась во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. Она была открыта в г. Твери в первой половине XIX века. Точная дата открытия не установлена. По данным архива: Сведений о церковном здании также не выявлено. Полковая церковь прекратила действие в г. Твери в 1914-1915 г. в связи с началом войны и изменением дислокации полков». Основанием для утверждения местоположения данной церкви в помещениях третьего этажа учебного командного пункта здания ВА ВКО является дореволюционная фотография этого здания. Из которой видно, что на крыше здания (с право вверху) расположен небольшой крест, непосредственно над алтарной частью полковой церкви. Конструктивное расположение сообщающихся помещений алтарной части, солеи и стены иконостаса сохранилось в ВА ВКО до настоящего времени. В настоящее время это учебный командный пункт, с примыкающими к нему тремя помещениями алтарной части, расположенный в помещении 3-го этажа старого библиотечного корпуса. 26 апреля 2012 года, впервые после революции 1917 г., в тщательно подготовленной к молебну бывшей полковой церкви, именуемой во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня протоиереем Вячеславом Дроговозом - настоятелем церкви на территории военной академии – было совершено молебное пение с чтением акафиста Пресвятой Богородице пред Ее иконою Выдропусская. По материалам сайта Тверской митрополии . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь располагалась на верхнем этаже здания, имела крест на фронтоне. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32268

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика . Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 8-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученика. Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии... прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362. Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученика. Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и великомученика: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…». 61 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы блгв. кн. Олегу Брянскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5237172.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/433). Ср.: Минея-Сентябрь. М., 2003. С. 577–578.

http://patriarchia.ru/bu/2021-10-03/

3 . Проображением Креста была лестница Иакова, на которой утвердился Господь ( Быт. 28 ). Поистине, ведь Христос, Бог наш, на Кресте был утвержден пригвождением. 4 . Проображением Креста были дрова, которые Исаак, ведомый отцом на жертву Богу, нес на своих плечах ( Быт. 22 ). Об этом говорит святой Ефрем в Слове 150, об Аврааме и Исааке: «Исаак нес дрова, идя на гору, чтобы быть заколотым, как незлобивый агнец. Нес и Спас Крест, идя к лобному месту, чтобы быть заколотым, как агнец, за нас. Нож видя, разумей копие. Думая о жертвеннике, вспоминай о лобном месте, и поленья (дровяные) видя, разумей Крест». 5 . Проображением Креста был Иосифов жезл, или скипетр, на конец которого поклонился Иаков ( Быт. 47 ). Об этом читается в Каноне на Воздвижение Господне: «Край жезла объемлет Иосиф, видя будущий Израиль, царствие державное, в котором появится славный Крест» (Песнь 7). 6 . Проображением Креста было благословение сыновей Иосифа, полученное от сложенных крестообразно рук Иакова ( Быт. 48 ). Об этом говорит святой Дамаскин в книге о Православии: «Иаков поклонился концу жезла, благословив сложенными руками сыновей Иосифа, что явственно изображает знамение Креста» (Гл. 12). 7 . Проображением Креста был жезл Моисея, который превратился в змея и поглотил волшебных змеев, превратил воду в кровь и принес Египтянам и другие наказания ( Исх. 7 ). Также, пресекая Чермное море, он показал Израильтянам путь по суше. Будучи образом Креста, он истребил адских змеев, обагрил Церковь Кровью Христовой и наказал греховный мир, расчищая новому Израилю путь к Небесам. Об этом говорит Святая Церковь , что, начертав Крест, Моисей прямой чертой пересек жезлом Чермное море ( Исх. 14 ), и прочее. Подобно тому, как жезл был змеем, когда Моисей бросал его, и жезлом, когда Моисей держал его в руках, так и Крест Христов тем, кто его бросает, бывает врагом и змеем жестоким на пагубное угрызение. Для нас же, держащихся за Крест Господень, он жезл власти, дарованный с высот Сиона ( Пс. 109, 2 ). 8 . Проображением Креста было дерево, сделавшее сладкими горькие воды Мерры ( Исх. 15 ). Так, в Каноне на Воздвижение Господне Святая Церковь поет: «Горькие воды изменил деревом Моисей, источники древней пустыни, Крестом превращение к благочестию язычников предвещая» (Песнь 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Луцке Волынской губ. (ныне Волынская обл., Украина). Основан в 1624 г. как общежительный членами правосл. Луцкого братства в честь Воздвижения Креста Господня (известно с 1617). Располагался в районе Старого города - на стыке площадей Братский Мост и Рыночная (ныне монастырские постройки расположены на ул. Иова (Кондзелевича), д. 5; Крестовоздвиженская ц.- на ул. Даниила Галицкого, д. 2), на месте сгоревшего в 1619 г. «Русского госпиталя» с ц. св. Лазаря у Глушецкого моста. Как и храм в Тернопольском братстве, возникшем ранее во владениях кн. Константина Константиновича Острожского, луцкий храм, один из центров местных братчиков, посвятили празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с «еллино-словенской» школой деревянная Крестовоздвиженская ц. (1620) была построена еще до основания мон-ря по разрешению, которое после ходатайства волынских депутатов сейма 20 февр. 1619 г. братчики получили от польск. кор. Сигизмунда III Вазы . Ставропигиальный статус братству был пожалован 20 июня 1620 г. грамотой Иерусалимского патриарха Феофана IV . В 1624 г. на общем собрании Луцкого братства было утверждено «Постановение порядное межи брацтвом свецким и духовными, сиречь игуменом и иноками общаго житиа киновиатов». Оно было подписано от «духовного братства» братским игуменом иером. Герасимом, иеромонахами Тарасием (Черниковским) и Самуилом (Шикевичем). В предисловии к «Постановению...» сообщается о том, что братское собрание желает основать «киновион, то есть общежитие законников регулы святого Василия Великого, послушенства православия восточнаго, на том местцу, при церкви нашой братской». Далее перечислены договоренности между братством и мон-рем, к-рые можно рассматривать как устав Л. м. Перечень открывается поручением игумену сформировать штат мон-ря: пригласить духовника, проповедника, священника, диакона, уставщика, екклесиарха, эконома, «полатного», 2 братьев для сбора милостыни, повара, послушника, дидаскала.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Киев. Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле. Крестовоздвиженская Церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1748 г. на этом месте был сооружен одноименный деревянный храм на средства жителей урочища Кожемяки, содержавших здесь ремесленный цех (коллективный член Киевского братства, основанного в 1615 г. для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой). В 1811 г. деревянный храм сгорел. В том же году был заложен каменный теплый храм во имя Архангела Михаила. В 1823 г. начато строительство верхнего храма и в 1841 г. он освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860-х гг. с севера достраивается Казанский придел, а с юга – Андреевский. В 1914 г. в северной части участка строится часовня. Храм никогда не закрывался. Комплекс постройки Крестовохздвиженской церкви формировался в несколько этапов.  Первоначально на участке находилась деревянная церковь на каменном фундаменте с отдельно стоящей деревянной колокольней, построенные в 1748 году на средства ремесленников - жителей урочища Гончары и Кожемяки. Сооружение уничтожил опустошительный пожар на Подоле в 1811 году. По утверждению одного из авторитетных историков города Киева - Николая Закревского в том же году закладывается новая церковь - каменная, которая должна была состоять из двух этажей. В нижнем тёплом этаже вскоре была помещена церковь Архангела Михаила. Верхний же был начат только в 1823 году и освящён в 1841 году во имя Воздвижения Святого Креста. В 1860-х годах церковь становиться трёхнефной. С севера достраивается Казанский придел, а с юга - Михайловский с папертью и двумя парадными лестницами. Окончательный ансамбль формируется в начале двадцатого века.  В 1914 году с северной части участка по проекту архитектора Алексея Петренко под надзором инженера Александра Бессмертного строится каплица. Представляет интерес внутреннее убранство церкви, состоящее из икон и настенных росписей, покрывающих стены и потолки пределов. Росписи Михайловского придела, их сюжеты, композиции, стилевые и стилистические особенности наследуют, а в отдельных случаях и повторяют живописное убранство Владимирского собора в Киеве. Живопись выполнена профессиональными мастерами, не исключено круга Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, на что указывает рисунок, манера письма, понимание специфики монументальной живописи. Однако документально данный факт подтвердить не удалось, так как расходной финансовой документации не сохранилось. Росписи Казанского придела можно отнести к малоизученным страницам творчества украинского живописца Григория Светлицкого. Любопытно, что в одной из настенных композиций (Покрова Богоматери), следуя традициям мастеров прошлого, художник написал автопортрет, изобразив себя в облике дракона. С Крестовоздвиженской церковью связывают и имя известного писателя Михаила Булгакова, которого здесь крестили.

http://sobory.ru/article/?object=14115

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010