3 . Проображением Креста была лестница Иакова, на которой утвердился Господь ( Быт. 28 ). Поистине, ведь Христос, Бог наш, на Кресте был утвержден пригвождением. 4 . Проображением Креста были дрова, которые Исаак, ведомый отцом на жертву Богу, нес на своих плечах ( Быт. 22 ). Об этом говорит святой Ефрем в Слове 150, об Аврааме и Исааке: «Исаак нес дрова, идя на гору, чтобы быть заколотым, как незлобивый агнец. Нес и Спас Крест, идя к лобному месту, чтобы быть заколотым, как агнец, за нас. Нож видя, разумей копие. Думая о жертвеннике, вспоминай о лобном месте, и поленья (дровяные) видя, разумей Крест». 5 . Проображением Креста был Иосифов жезл, или скипетр, на конец которого поклонился Иаков ( Быт. 47 ). Об этом читается в Каноне на Воздвижение Господне: «Край жезла объемлет Иосиф, видя будущий Израиль, царствие державное, в котором появится славный Крест» (Песнь 7). 6 . Проображением Креста было благословение сыновей Иосифа, полученное от сложенных крестообразно рук Иакова ( Быт. 48 ). Об этом говорит святой Дамаскин в книге о Православии: «Иаков поклонился концу жезла, благословив сложенными руками сыновей Иосифа, что явственно изображает знамение Креста» (Гл. 12). 7 . Проображением Креста был жезл Моисея, который превратился в змея и поглотил волшебных змеев, превратил воду в кровь и принес Египтянам и другие наказания ( Исх. 7 ). Также, пресекая Чермное море, он показал Израильтянам путь по суше. Будучи образом Креста, он истребил адских змеев, обагрил Церковь Кровью Христовой и наказал греховный мир, расчищая новому Израилю путь к Небесам. Об этом говорит Святая Церковь , что, начертав Крест, Моисей прямой чертой пересек жезлом Чермное море ( Исх. 14 ), и прочее. Подобно тому, как жезл был змеем, когда Моисей бросал его, и жезлом, когда Моисей держал его в руках, так и Крест Христов тем, кто его бросает, бывает врагом и змеем жестоким на пагубное угрызение. Для нас же, держащихся за Крест Господень, он жезл власти, дарованный с высот Сиона ( Пс. 109, 2 ). 8 . Проображением Креста было дерево, сделавшее сладкими горькие воды Мерры ( Исх. 15 ). Так, в Каноне на Воздвижение Господне Святая Церковь поет: «Горькие воды изменил деревом Моисей, источники древней пустыни, Крестом превращение к благочестию язычников предвещая» (Песнь 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздник — Воздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

На 3м и 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы . Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 3я – 4, и великомученицы, песнь 6я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученицы. Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362. Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученицы. Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и великомученицы: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Алексию Московскому . Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/420). 2 Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 22 ноября 2017 года.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Согласно мнению о. Иакова Левитского, первоначально церковь над святыми вратами обители была освящена в честь Рождества Христова; после того как в 1764 г. женский монастырь упразднили, она некоторое время пустовала. Однако через шесть лет (в 1770 г.), по указу Святейшего Синода, этот храм «был обращен в приходской, с переименованием престола во имя ВоздвиженияКреста Господня». Храм освятили как Воздвиженский потому, что переведенные в него прихожане ранее числились приписанными к одноименной деревянной церкви, упраздненной в 1770 г. «за ветхостию». Где находился этот храм и когда был построен – о. Иаков не указывал. Тогда же первый ярус храма заняло Путивльское Духовное Правление. И.М. Рябинин не соглашался с мнением Левитского и указывал, что «об этом престоле не только не сохранилась память ни у кого из прихожан наших, но и в самой церкви нет никаких памятников существования его: не сохранилось никакой иконы, ни записи, ни книги, ни другого какого-либо предмета». Согласно утвержденным в 1764 г. новым церковным штатам, в храме должен был быть один протоиерей, два священника, один дьякон и два псаломщика. Так как первоначально к прихожанам соборной церкви относились лишь крестьяне бывшего монастыря, содержание указанного штата духовенства было затруднительно. Эти обстоятельства послужили причиной неоднократных обращений соборян к архиерею с просьбой о причислении к их приходу Воздвиженской церкви, однако просимое было получено не сразу, потому что члены причта Воздвиженского причта не хотели слияния приходов. Это объединение все-таки случилось 29 августа 1817 г., «когда последовали в личном составе причта как соборного, так и Воздвиженского некоторого рода перемены». С тех пор и доныне эти два каменных храма числятся как один приход. Богослужения в церкви Воздвижения совершались приблизительно до 1870 г., а с указанного времени (ввиду сильного обветшания иконостаса), проведение служб стало невозможным. В храм стали сносить различные древности и ветхую, непригодную для использования по прямому назначению, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=16272

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста ... .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам. Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.

http://sobory.ru/article/?object=18409

Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления. Кондак 5 Господи, при Моисее иногда пророце точию образ Креста Твоего являем побеждаше врази Твоя, ныне же самый Крест Твой имуще, помощи просим: укрепи Церковь Твою и даруй ей победы на враги, да расточатся вси врази Твои, не вопиющии Ти: Аллилуия. Икос 5 Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи Амалика в пустыне Синайстей: егда бо простираше руце, креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же все вещей сбытие в нас исполнися: днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися, яко вся Креста ради возсияши нам дарования. Темже, радующеся, вопием: Радуйся, Кресте, оружие Христово страшное, егоже демони трепещут; радуйся, яко силою на тебе Распятаго Христа бесовстии полчища далече прогоняются. Радуйся, яко силою действующия в тебе Божественныя благодати победы на сопротивныя христолюбивым людем даруются; радуйся, яко от тебе, яко высокоросленнаго и многоплодовитаго древа Христова на тебе страдания, плоды жизни и спасения нам произрастают. Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления. Кондак 6 Проповедником силы и Божества Христова явися иногда животворящее древо Крестное, егда прикосновением своим воскреси мертваго и к жизни возведе его, еже видевше, мнози от иудей и язык познаша велию благочестия тайну: яко спасения ради человеческаго, Бог во плоти явися и страсть крестную претерпе, да спасет вопиющия Ему: Аллилуия. Икос 6 Якоже древо райское превелие, возвысися на Голгофе честный Крест Христов, отонудуже во всю вселенную распростре мысленныя ветви благодати и Распеншагося на нем: под егоже сению обретают прохладу палимии зноем страстей и хотящии благочестно жити о Христе Иисусе. Темже и мы, благодати Того причастницы, весело взываем: Радуйся, святый Кресте, древом жизни, Адама ради в Едеме насажденным, проображенный; радуйся, новым Адамом, руце на тебе распростершим, миру явленный. Радуйся, яко под сень благодатнаго защищения твоего вси вернии прибегают; радуйся, яко милосердием Даровавшаго нам тебе кающиися грешницы огня геенскаго избегают. Радуйся, Кресте, утешение наше в скорбех и печалех; радуйся, живительная отрадо и помощь изнемогающим в борьбе с прилогами страстей, мира и диавола.

http://pravicon.com/info-1228

В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской apxumekmypы XVII в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек. Рядом с церковью проводилась ежегодная Борисоглебская ярмарка (24 июля). Приход Крестовоздвиженской церкви в Шуе - 130 дворов, деревнях Бильдюхино, Змиево, Остапово, Камешково, Литвинцево, Алешово (в пределах 6 верст от церкви) - 292 двора, 412 мужчин, 508 женщин (1898 г.). В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходо-расходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора.

http://sobory.ru/article/?object=06292

В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства. Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях. Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…». Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…

http://sobory.ru/article/?object=09408

Древо креста есть драгоценнейшее наследие для учеников Христовых на земле. Иудеям отдал Христос тело Свое на мучение, воинам одежды Свои, Отцу небесному дух Свой, всем последователям Своим оставил крест Свой. И подлинно, что в христианском мире не украшено крестом Христовым! Посмотрим ли на храмы? на главах их утвержден крест, как знамение христианской Веры. Войдем ли в храм? Их внутренность украшается крестом, как знамением славы и торжества Церкви над диаволом и адом. Взглянем ли на священные одежды? Они имеют крест, как священное знамение их высокого назначения и употребления. Приникнем ли мыслию в священные действия? Они запечатлеваются крестом, как знамением Божественной силы. Но что я говорю? Обратим взор на самих себя. Не носим ли мы сами креста? Не изображаем ли креста на себе во время молитвы? Так св. Церковь возложила на нас крест при самом Крещении; а для чего? для того, дабы вся жизнь наша с сего часа посвящена была Распятому за нас. Мы, нося крест, должны помнить заповедь Иисуса Христа: иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Мф. 10:38 ). Святая Церковь заповедует нам изображать крест во время молитвы; а для чего? Дабы прикосновением к челу означить посвящение ума нашего Богу, прикосновением к груди означить преданность Богу всего сердца, и прикосновением к раменам показать посвящение Господу всех сил наших. Между тем, как ум наш работает закону греховному, а сердце исполнено лукавства и злобы, мы, в молитве покаяния, делая на себе крест, представляем Богу Отцу уже не чело наше, покрытое греховным безобразием, но венчанную тернием главу Иисуса Христа, не сердце наше, полное нечистот греховных, но Его проколатые ребра, не руки наши воздеваем, но гвоздиные язвы Искупителя нашего. Таким образом, взирая, так сказать, сквозь креста Иисуса Христа, сквозь Его язвы, мы привлекаем на себя благоволение и благость небесного Отца. Ибо Он не может не услышать молитв наших когда между Им и нами висит, так сказать, распятый, единородный Сын Его, и Сам умоляет о нас. Аминь, глаголю вам, говорит Иисус Христос, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 16:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010