Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов. В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году. В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ. В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63

http://sobory.ru/article/?object=03304

По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении " высоких " идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали. В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы. В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

http://sobory.ru/article/?object=03304

В Смутное время они пожертвовали государству на военные нужды почти миллион, за что удостоились особого, лишь для них учрежденного звания «именитых людей» и права писаться с «-вичем», то есть с полным отчеством. Это звание было выше «гостя» – элиты купечества, но все же не дворянство. Дворянский титул оставался заветной мечтой Строгановых, обрести его можно было лишь усердной помощью Отечеству. А пока за эту помощь Строгановы удостаивались других высочайших наград, свидетельствовавших об отношении русских государей к этой фамилии. Они поддержали первого Романова при избрании его на престол и вскоре получили в дар часть Ризы Господней, привезенной в 1625 году от персидского шаха Абасса. Другой наградой стала Влахернская икона Богоматери, которой одарил Строгановых за заслуги царь Алексей Михайлович. По одной, наиболее принятой, версии, с чудотворной иконы, присланной на Русь с Афона, были сделаны три списка. Один подарен Строгановым, второй оказался в церкви во имя Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, третий – в селе Деденёво близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. По другой версии, эти списки тоже привезли на Русь с Афона вместе с чудотворным образом. Есть разногласия и в вопросах, кому из Строгановых была подарена икона: одни считают, что Дмитрию Андреевичу Строганову, другие – его сыну Григорию Дмитриевичу. С ним, кстати, переписывался святитель Димитрий Ростовский и однажды просил у него на время книгу «Хронограф» из его личной библиотеки. В конце XVII века Григорий Дмитриевич Строганов, объединив в своих руках основные фамильные владения, стал богатейшим человеком России, поставляя более 60 % русской соли. Рассказывают такую легенду. Однажды Петр I пригласил его на обед в Летнем саду. Г.Д. Строганов принес большой винный бочонок в подарок царю. Тот будто бы возмутился: «На что мне твой бочонок! Лучше бы денег дал в долг Петербург строить!» Строганов сбросил крышку, и оказалось, что бочонок доверху набит золотом. И тогда Петр пожаловал Строганова вотчиной в Кузьминках.

http://pravoslavie.ru/4354.html

«Село Влахернское, Мельница тож» Церковь иконы Влахернской Божьей Матери Легенда гласит, что в древности здесь, в густом сосновом бору на берегу речки Голедянки, стояли мельницы, и одна из них принадлежала загадочному мельнику Кузьме – будто бы его имя и осталось в названии Кузьминки. Ученые же считают, что название произошло от местной церкви или часовни святых Космы и Дамиана, почитаемых целителями и покровителями животных. Их праздник назывался в народе Кузьминками. Достоверные сведения об истории Кузьминок появляются в первой половине XVII веке, когда эти земли и «пустошь, что была Кузьминская мельница», принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям: здесь были их рыбные и лесные угодья. Возможно, раньше, до Смутного времени, здесь была маленькая деревенька, именовавшаяся Кузьминки: в ней и могла стоять часовня святых целителей. После Смуты осталась только мельница, оттого местность называлась также и Мельницей. Ее третье имя – село Влахернское – появилось при следующих владельцах, знаменитых Строгановых, которые были одними из самых древних и богатых русских промышленников. По легенде, их родоначальник Спиридон был сыном татарского князя. Он, вопреки воле отца, принял христианство. Тот будто бы пошел на Москву с войском, пленил сына, отважившегося выйти навстречу, и потребовал отречься от Христа. Не дождавшись отречения, князь предал сына казни строганием. Случилось это в 1395 году. У потомков и появилась фамилия Строгановых. Еще Н.М. Карамзин усомнился в этой легенде, и теперь принято считать, что Строгановы – богатые уроженцы Великого Новгорода, а вот их родоначальником действительно был Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского. По преданию, его внук Лука Кузьмич выкупил из татарского плена великого князя Василия II Темного. При Иване Грозном Строгановы занимались добычей соли. Они создали солеварни в Соли Вычегодской, и царь пожаловал им огромные владения в Пермской области. Для охраны этих владений и ради дальнейшей территориальной экспансии России Строгановы на свои средства организовали поход Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Если, позвонив (или не успев позвонить) на Светлой, вы решили, что хотите подниматься на колокольню регулярно, Москва дает для этого все возможности. Каждый месяц - новый набор в Школе звонарей при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово. За время своего существования школа выпустила около 1000 дипломированных специалистов по колоколам. Студенты осваивают вопросы истории, производства колоколов и Устава колокольных звонов, получают навыки развески и настройки колоколов. Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен? В большинстве церквей подняться на колокольню можно только в сопровождении звонаря. «Приходите на Светлой, как не пустить?» - сказали «Нескучному саду» в храме Богоявления Господня в Китай-Городе. Так же в сопровождении звонаря обещали разрешить позвонить в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, на Соловецком подворье (храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове), в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ. В некоторых храмах предупреждают, что расписание «сеансов» звона появится только на Пасху. Так будет в Новоспасском монастыре, где колокольню открывают каждый год, но звонари ревниво следят за своим хозяйством. В пасхальное воскресение расписание появится также в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Когда звонарь сможет провести вас на колокольню в храме Воскресения Христова в Сокольниках, можно уточнять по телефону. В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском на верхние ярусы колокольни пускают только с разрешения настоятеля и в сопровождении звонаря, но на гульбище храма есть еще одна, маленькая колокольня. В сам день Пасхи народа слишком много, а на Светлой седмице желающие могут позвонить в эти колокола. В храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево на колокольню пускают только в будние дни Светлой Седмицы, а в сам праздник Пасхи предпочитают тишину. Так же на буднях в сопровождении звонаря можно позвонить в колокола храма Живоначальной Троицы в Листах и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы. По завершении Литургии настоятель храма архимандрит Августин (Пиданов) от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству дорожный складень с изображениями Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и Ангела-Хранителя. Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил архимандрита Августина за труды по воссозданию храма. «Это один из известных храмов города Москвы, — отметил Святейший Владыка. — Он был построен здесь, на Семеновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущевских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: а за что нам все то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление — уничтожение гробниц наших предков? И если те безумные люди, одержимые идеологией и безбожием, ничего не понимали, то мы-то с вами понимаем, и для нас это должно быть очень важным уроком того, как нельзя преступать черту Божественного закона. Мы не можем восстановить этих могил, но мы можем молиться о тех людях, которые здесь похоронены и имена которых знает только Господь. Вот и сегодня мы совершили здесь такое поминовение во время Божественной литургии. Я просил бы, чтобы такое поминовение совершалось каждый день, потому что нужно замаливать грехи наших предков и молиться об усопших, которые лежат на этом Семеновском кладбище». Предстоятель Русской Церкви благословил называть храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище без использования слово «бывшее». «Не бывает бывших кладбищ... Здесь люди в земле лежат. Не употребляйте слова " на бывшем кладбище "   Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. И пусть само название помогает нам осознать весь трагизм той истории, которая на этом месте совершилась. Вычеркните из названий слово " бывшее " », добавил Святейший Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/4816692.ht...

Гости прослушали практически все самые тяжелые колокола всех современных литейщиков и колокольные подборы или звоны на разных колокольнях всевозможных стилей и конструкций. У наших гостей расширится профессиональный кругозор, и это хорошо. Устроители колокольной программы в этом году учли опыт предыдущих фестивалей. Количество храмов, участвующих в этой программе, осталось примерно таким же, как и в прошлом году. Но благодаря протяженности нынешнего фестиваля во времени, в каждый день Фестиваля слышен продолжительный звон одной или двух, реже - трех колоколен. Почти все храмы участвуют в Фестивале только по одному разу, что позволило сделать последовательность звонов более логичной, а звоны - более запоминающимися. Расширилась и география колоколен, которые порадовали всех нас колокольным звоном в эти фестивальные дни: в нынешнюю колокольную программу включены более тридцати колоколен, которые еще не принимали участия в Московских Пасхальных Фестивалях. Впервые в Фестивале приняли участие храмы бывших подмосковных сёл, вошедших в состав столицы в XX веке: храм Ризоположения в Леонове, храм Тихвинской иконы в селе Алексеевском, храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, храм святителя Николая у Соломенной сторожки, храм мученицы Ирины в Покровском, храм Живоначальной Троицы в Останкине. Трогательным эпизодом нынешнего Фестиваля стал звон храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Мы надеемся привлечь внимание к проблеме возрождения этого дивного храма XVII века. Полуразрушенная колокольня, отсеченная заводскими корпусами от величественного пятиглавого церковного здания, до сих пор являет собой немой укор общественному равнодушию. Жемчужина церковного зодчества на севере Москвы нуждается в заботе и скорейшем восстановлении. А пока звонари-гости Московского Пасхального Фестиваля поочередно звонят на небольшой колокольнице, сооруженной рядом со старинными церковными стенами. При всех нововведениях нынешнего Московского Пасхального Фестиваля, главное остается незыблемым: в Православной Москве вновь звонят пасхальные колокола. Колокола разных эпох и разных мастеров, древние, старинные, современные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В храме присутствовали министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцев, заместитель начальника ГУ МВД РФ по г. Москве — начальник тыла генерал-майор внутренней службы А.Н. Макаров, руководство и сотрудники ГУ МВД России по г. Москве. За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи храма. Богослужебные песнопения исполнили хор Знаменского храма (регент — Евгений Сивцов). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы. По завершении Литургии иерей Максим Атаманов приветствовал Святейшего Владыку. В своем слове настоятель отметил, что последний раз Патриаршее богослужение в храме было совершено в 1681 году — при освящении его Патриархом Иоакимом . В память о богослужении священник преподнес Его Святейшеству старинную икону Рождества Пресвятой Богородицы. «Благодарю сердечно, отец настоятель, за добрые слова и за прекрасную икону. Помещу ее в свою келью и, молясь, буду вспоминать Вас и весь приход», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, принимая святой образ.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону преподобного Сергия Радонежского.  Вручая образ, Святейший Патриарх Кирилл сказал В.А. Колокольцеву: «Владимир Александрович, особое слово к Вам как к тому, кто этой дружиной руководит. В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы передать для Внутренних войск, для Вас и всех Ваших подчиненных этот образ преподобного Сергия Радонежского, защитника земли нашей. Он молился перед Куликовой битвой и был услышан. Верю, что и Вы, молясь перед этой иконой, будете услышаны, и Ваша дружина будет достойно осуществлять защиту нашей Родины на самом главном и важном рубеже — на рубеже внутреннем. Храни Вас Господь!»

http://patriarchia.ru/db/text/6083432.ht...

Из описи храма, находящейся в том же архивном деле, что и прошение Е. Р. Вяземской (Татищевой), узнаем, что «церковь… каменного здания, без приделов, внутри оштукатурена, извне же токмо кумпол и карнизы оштукатурены, а прочее вчерне». Как видим, фасады храма были оштукатурены лишь частично. Внутри был деревянный полукруглый иконостас «…на красках белого цвета с резбою позлащенною. В коем Царские врата деревянные, с резьбой позлащенной..». Рядом с церковью находилась деревянная колокольня, на которой размещалось пять колоколов. Вес большего из них составлял около 15 пудов. Освящение нового храма совершил клирик церкви святого Димитрия Солунского у Тверских ворот протоиерей Петр Иоаннов 5 августа 1822 г. Старый деревянный храм был разобран, а материал употреблен на выпечку просфор и обжиг кирпича. Автор проекта Троицкой церкви неизвестен, но некоторые искусствоведы приписывают его Дементию Ивановичу Жилярди и Афанасию Григорьевичу Григорьеву. Однако в работе над проектом мог принимать участие и другой зодчий — Федор Михайлович Шестаков. У Троицкого храма симметричная осевая композиция. Отдельно стоящая двухъярусная колокольня соединяется с церковью дорической колоннадой. Квадратный в плане храм украшают циркульная апсида и два дорических портика с северного и южного фасадов. Церковь стоит на белокаменном цоколе, ее стены сложены из кирпича. Небольшая главка поставлена на глухом фонаре. Памятник относится к стилю ампир. Фасады декорированы карнизами в виде поясков из теса с известковой штукатуркой. В восточной части алтарной апсиды расположена современная мозаика «Святая Троица». Композиционное строение и архитектурное убранство храма схожи со строением и убранством церкви Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва). В 1810 г. к Троицкому храму села Коледина была приписана деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Бережки (возведена помещицей Алымовой в 1740-х гг.). В 1903 г. ее ветхая деревянная колокольня была перестроена. До наших дней храм и колокольня в Бережках не сохранились.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

К 1784-1798 гг. относится 1-я документально известная самостоятельная работа К. как архитектора. В это время он совместно с др. учеником М. Ф. Казакова, И. В. Еготовым, работал в подмосковной усадьбе М. М. Голицына Кузьминки. Там осуществлялась перестройка в новых формах ц. Влахернской иконы Божией Матери, возведенной в 1759-1761 гг. И. С. Жеребцовым, вероятно, по проекту С. И. Чевакинского в стиле барокко. Компактный центрический 2-светный объем, в плане представляющий собой квадрат со скругленными углами, увенчан мощным световым барабаном на 4 столбах. Источником этого необычного типа центрической постройки был проект церкви Фонтанного подворья в С.-Петербурге П. А. Трезини (храмы такого типа часто возводили в Подмосковье и провинции во 2-й пол. XVIII в.). Изначально фасады Влахернской ц. были богато украшены лепниной в духе «стиля Растрелли». К. срубил лепнину и придал зданию более строгий классицистический облик, украсив все 4 фасада одинаковыми 4-колонными тосканскими портиками. О стиле барокко напоминают лишь круглые окна верхнего света. На место прежнего восьмерика был водружен цилиндрический световой барабан под купольной кровлей, увенчанной фонариком-беседкой с легкой колоннадой. Причем в основании барабан имел дополнительный свод, прорезанный 4 световыми арками и окулусом посередине (сложная конструкция уничтожена при переделках советского времени и не полностью воссоздана в 2000-х). Рядом с основным объемом К. возвел отдельно стоящую 2-ярусную колокольню (позднее она была соединена с храмом небольшим переходом). Цилиндрический объем, в обоих ярусах украшенный тосканскими колоннами и завершенный куполом с фонариком, аналогичным тому, что на храме, напоминает колокольню московской ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, построенную в 1783-1791 гг. Баженовым. Влияние Баженова на К. сказывалось не только в том, что на этом строительстве он давал своему ученику консультации практического характера (что известно документально). Уже в архитектуре Влахернской ц. и особенно в последующих постройках К. становится заметной черта, роднившая его с Баженовым в большей степени, чем с М. Ф. Казаковым,- пристрастие к ордеру, обильное использование колонн. Помимо церкви К. был причастен и к др. сооружениям в Кузьминках. В 1783-1789 гг. он реконструировал старинный барский дом (сгорел в 1916), флигеля и людскую «слободку». Им же были спроектированы хозяйственные здания т. н. садоводства. При этом все же трудно отделить работу К. от работы его конкурента Еготова, первоначально бывшего на 2-х ролях, но возглавившего работы после смерти К.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010