Влахернская перспектива Его называли последним московским вельможей, но он остался в памяти Москвы прежде всего как великий благотворитель. Достаточно сказать, что после Отечественной войны он на свой счет полностью восстановил Воспитательный дом и стал его почетным опекуном, был управляющим Павловской и Голицынской больницами, попечителем Московского университета, президентом комиссии для сооружения храма Христа Спасителя. Состоял членом Государственного Совета и был награжден всеми русскими орденами первой степени, в том числе орденом Андрея Первозванного. Почти каждое лето у него в Кузьминках гостил святитель Филарет, митрополит Московский, и совещался с ним о государственных делах. Посещал его здесь и святитель Иннокентий, «апостол Сибири и Америки», будущий митрополит Московский. Сюда же к нему хаживали и нищие, и бедные студенты, и никого Голицын без помощи не оставлял. Его считали вторым человеком в Москве после генерал-губернатора, но отнюдь не все говорили о нем доброе слово. Герцен, например, назвал его «юродивым вельможей со славой доброго человека», но имел на то свои основания: Николай I назначил Голицына председателем следственной комиссии по делу Герцена и Огарева. П.А. Вяземский, побывав у Голицына на балу в доме на Волхонке, увидел, что попечитель университета не пригласил ни одного профессора, и сравнил его со шталмейстером, «который конюшней заведует, но лошадей к себе не впускает». По преданию, С.М. Голицын был крестным Александра II. Он оставался убежденным сторонником крепостного права, хотя и добрым барином. Говорили, что Голицын, узнав о готовящейся реформе и о том, что обязанные отношения крестьян к своим помещикам будут сохранены в течение 12 лет, взмолился, чтобы ему выпало умереть в эти 12 лет, – что исполнилось, и даже раньше. В личной жизни С.М. Голицын не был счастлив, и это сказалось на судьбе Кузьминок. Павел I любил устраивать «равные браки» подданных. По его настоянию, Сергей Михайлович женился на красавице Евдокии Измайловой, знаменитой princesse Nocturne («принцессе ночи»). В детстве цыганка нагадала ей смерть ночью, и потому она ложилась спать ранним утром, а ночами бодрствовала и устраивала приемы. В ночной салон княгини в Петербурге часто заглядывал Пушкин, который был в нее немножко влюблен и посвящал ей стихи. Она завораживала своей незаурядной личностью. Увлекалась наукой, написала двухтомный труд по математике на французском языке, и первой среди русских женщин опубликовала научный трактат «Об анализе силы».

http://pravoslavie.ru/4354.html

Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка... Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая " двухъярусность " наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными " всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад.

http://sobory.ru/article/?object=03304

Список чудотворной иконы Влахернской Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь Москва, 22 июял 2016 г. В XVIII – начале XX века в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря хранился один из трех старинных списков с чудотворной иконы Божией Матери «Влахернская». В настоящее время список, изготовленный по заказу царя Петра Алексеевича в 1701 году, находится в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона в скором времени будет возвращена в Высоко-Петровскую обитель, сообщает сайт Московской городской епархии .      Список с Влахернской иконы Божией Матери повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ выполнен в удивительной технике – воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик. «Не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная», – так описал свое впечатление о чудотворном образе архидиакон Павел Алеппский, писатель, автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, которую он посетил в середине XVII века. Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году образ пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. При советской власти он хранился в запасниках Государственного исторического музея. Еще два чтимых списка с Влахернского образа хранятся сейчас в Третьяковской галерее (ранее – в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) и в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ранее – в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровом). Согласно преданию, Влахернская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя какое-то время она была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и была поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя. Промыслом Божиим, после падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году, икона перешла из Второго Рима в Третий – в Москву, где и сохранилась невредимою до сих пор. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля. 22 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95578.html

Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве). Празднование — 7 (20) июля. 838x1346, 439 Kb 2018-08-11 Владимирская Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери. (Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда : С видом обители и 2 чудотворных икон Владимирской и Грузинской божией матери : Из соч. Макария, бывш. еп. Арханг. и Холмогор. СПб: тип. Е.А. Поздняковой, 1895. С.50: Ко времени пребывания в Архангельск иконы Божьей матери Грузинской (на третьей неделе великого поста) преосвященным Нафанаилом 1864 года, установлено ежегодно приносить из Красногорского монастыря и чудотворный образ (список Владимирской Божьей Матери. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003638011#?page=52 640x852, 41 Kb 2018-08-11 Казанская из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова. 463x631, 103 Kb 2018-08-11 650x400, 212 Kb 2018-08-11 Фанеромени (Явленная) почитаемые православные Святыни Греции (о. Родос). Икона Богородица Явленная " Панагия Фанеромени " Ковчег с мощами девяти угодников Божиих: св. Григория Богослова, прп. Иоанна Дамаскина, св. Иоанна Милостивого, Филимона Апостола от 70-ти, вмч. Георгия Победоносца, св. Иоанна Златоуста, св. Сильвестра Папы Римского, муч. Евстратия Севастийского, св. Никона Метанаита. 1245x1708, 474 Kb 2018-08-11 2048x2531, 835 Kb 2018-07-29 2048x2509, 865 Kb 2018-07-29 736x738, 505 Kb 2018-07-29 Одигитрия Смоленская Красностокская Была такая литография " икона Божией Матери местной святыни с. Красносток Гродненского губ. " Может получится вырезать 394x700, 196 Kb 2018-07-29 • Разное (Богородица) • Хромолитография Киево-Печерской лавры.Собственность.Киев 19 ноября 1913г. Название: " ПОДОБИЕ МЕСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,НАХОДЯЩ. В ВЕЛИК.

http://pravicon.com/waitingimages.html

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви наградил представителей столичного духовенства 31 марта 2007 г. 22:45 31 марта, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Алексий совершил Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Во время богослужения Предстоятель Русской Церкви удостоил церковных наград клириков московских храмов. За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов права ношения наперсного креста удостоены: священник Виталий БАРАНОВ — клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках; священник Димитрий БЕРДНИКОВ — клирик храма Вознесения Господня («Большого Вознесения») у Никитских Ворот; священник Александр БЕРЕЗОВСКИЙ — клирик храма свт. Митрофана, еп. Воронежского на Хуторской; священник Степан ВАНЕЯН — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне; священник Петр ВИНОКУРОВ — клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно; священник Павел ВИШНЕВСКИЙ — клирик храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище; священник Владимир ГАВРИКОВ — настоятель храма свт. Александра, Патриарха Константинопольского при приюте Василия Кесарийского и клирик храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущеве; священник Михаил ГЛАЗОВ — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, в Солнцеве; священник Алексий ГОМОНОВ — и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках; священник Виктор ГУСЕВ — клирик храмов Державной иконы Божией Матери в Чертанове; священник Александр ЗИМИНОВ — клирик храма Архангела Михаила при Клиниках, на Девичьем поле; священник Александр КИРИЛЛИН — клирик храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище; священник Сергий КНЯЗЕВ — клирик храмов Зачатьевского женского монастыря; священник Сергий КОВАЛЕВ — клирик храма Троицы Живоначальной на Грязех, у Покровских ворот; священник Сергий КОДИНЦЕВ — клирик храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище;

http://patriarchia.ru/db/text/222518.htm...

«Село Влахернское, Мельница тож» Церковь иконы Влахернской Божьей Матери Легенда гласит, что в древности здесь, в густом сосновом бору на берегу речки Голедянки, стояли мельницы, и одна из них принадлежала загадочному мельнику Кузьме – будто бы его имя и осталось в названии Кузьминки. Ученые же считают, что название произошло от местной церкви или часовни святых Космы и Дамиана, почитаемых целителями и покровителями животных. Их праздник назывался в народе Кузьминками. Достоверные сведения об истории Кузьминок появляются в первой половине XVII веке, когда эти земли и «пустошь, что была Кузьминская мельница», принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям: здесь были их рыбные и лесные угодья. Возможно, раньше, до Смутного времени, здесь была маленькая деревенька, именовавшаяся Кузьминки: в ней и могла стоять часовня святых целителей. После Смуты осталась только мельница, оттого местность называлась также и Мельницей. Ее третье имя – село Влахернское – появилось при следующих владельцах, знаменитых Строгановых, которые были одними из самых древних и богатых русских промышленников. По легенде, их родоначальник Спиридон был сыном татарского князя. Он, вопреки воле отца, принял христианство. Тот будто бы пошел на Москву с войском, пленил сына, отважившегося выйти навстречу, и потребовал отречься от Христа. Не дождавшись отречения, князь предал сына казни строганием. Случилось это в 1395 году. У потомков и появилась фамилия Строгановых. Еще Н.М. Карамзин усомнился в этой легенде, и теперь принято считать, что Строгановы – богатые уроженцы Великого Новгорода, а вот их родоначальником действительно был Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского. По преданию, его внук Лука Кузьмич выкупил из татарского плена великого князя Василия II Темного. При Иване Грозном Строгановы занимались добычей соли. Они создали солеварни в Соли Вычегодской, и царь пожаловал им огромные владения в Пермской области. Для охраны этих владений и ради дальнейшей территориальной экспансии России Строгановы на свои средства организовали поход Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Однако жизнь супругов не сложилась. Уже через два года после свадьбы они жили порознь, потом она попросила у Голицына развод, чтобы выйти замуж по любви за английского лорда, но получила отказ, а через несколько лет отплатила мужу тем же. Оба остались бездетны. Князь Голицын всецело посвятил себя подмосковному имению, уйдя в него от личных печалей, и добился превращения Кузьминок в майорат – фамильное имение, переходящее по наследству только к старшему в роде, которое нельзя было разделить или продать. Он хотел воплотить здесь идею «пейзанской жизни», образ земного рая в рамках усадьбы. Для этого Голицын пригласил Доменико Жилярди реконструировать усадьбу в едином стиле классицизма. Она стала единым архитектурным ансамблем, включавшим в себя и парадный комплекс, и хозяйственные постройки, тоже превратившиеся в произведение искусства, будь то скотный двор или обыкновенная баня. Этот ансамбль развивался от входа, который украшали великолепные Чугунные ворота, отлитые на голицынских уральских заводах по модели Николаевских ворот, созданных К. Росси для Павловска. От ворот аллея вела к господскому дому и к усадебной церкви, отчего получила название Влахернской перспективы (по ней теперь проходит маршрут автобуса 29). В 1829 году с разрешения святителя Филарета С.М. Голицын обновил храм и устроил в нем второй придел во имя Сергия Радонежского по своим именинам. Его иконостас увенчивала золотая Чаша в сиянии с ангелами по сторонам. На колокольне появились удивительные часы с одной стрелкой, а для фамильной усыпальницы хозяин построил рядом ротонду-мавзолей, но по назначению это здание никогда не использовалось и превратилось в ризницу. В августе 1856 года святитель Филарет, посетив новоубранную церковь, сказав священнику: «К предстоящей коронации вы хорошо короновали вашу церковь». Голицын велел своим приказчикам следить, чтобы все дворовые «ежегодно исполняли христианскую обязанность» во Влахернском храме, а об уклонившихся докладывать «для определения взыскания». Сами приказчики обязывались в любое время быть трезвыми, не обходиться с подчиненными строго и всегда «наблюдать справедливость». Крестьянам же полагалось быть одетыми чисто, а в праздники – в национальных нарядах.

http://pravoslavie.ru/4354.html

А в 1930-х годах по проекту архитектора С.А. Торопова на месте сгоревшего господского дома для института был выстроен новый стилизованный дворец в псевдоклассическом стиле. О нем поспешили нелестно отозваться: «Лишенное какого бы то ни было художественного интереса, здание уродливым пятном выступает на общем тоне усадьбы». Хотя это было лучшее, что можно было сделать в тех условиях. При этом Кузьминки продолжали оставаться местом привилегированного дачного отдыха. Среди дачников были и Любовь Орлова, и Клим Ворошилов, и Семен Буденный. Бомбы Великой Отечественной войны обошли усадьбу стороной, но утраты следовали одна за другой и продолжались даже в наше время: Пропилеи были разобраны на дрова, фигуры львов с пристани были увезены в Люберцы, Музыкальный павильон и некоторые другие памятники сгорели. Всего несколько лет назад казалось, что Кузьминки «никогда не возродятся после коммунистической эпохи». Возрождение Поразительно, что возрождение усадьбы, как когда-то и ее создание, началось с восстановления Влахернской церкви. В 1992 году указом мэра она была передана Московской Патриархии. Реставрация храма, осуществленная по проекту архитектора Е.А. Воронцовой, признана одной из лучших и образцовых в Москве за последние 15 лет. 14 октября 1995 года храм освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А уже в 1998 году по постановлению Московского правительства усадьбы Кузьминки и Люблино объединили в историко-рекреационный комплекс. Ныне Ветеринарная академия покинула Кузьминки, и полным ходом идет реставрация усадьбы, которую когда-то называли русским Версалем. Скоро гости Кузьминок увидят воссозданный дворец Голицыных с интерьерами, Египетский павильон, Померанцевую оранжерею, памятники царским особам и даже Чугунные ворота. А пока москвичи могут отдохнуть здесь на природе, полюбоваться воссозданным Конным двором и Львиной пристанью, побродить по аллеям, посетить интересный музей, а главное, помолиться в подлинном, спасенном Влахернском храме и ощутить под его сводами необыкновенную благодать.

http://pravoslavie.ru/4354.html

В 1918 году, когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт для моления православных, Влахернскую удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 году эта церковь была закрыта и снесена, чудотворная была взята обратно в Кремль и с тех пор входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля. Довольно небольшая (46 х 37,5 х 4 см), Влахернская икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХУ — началу XVI веков. На левой руке Пречистой написан высоко сидящий Младенец, в левой руке держащий свернутый свиток, правою же двуперстно благословляющий. При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) Д.А.Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате этой реставрации, промыслительно лапидарна: «Богохранимая». Именно таковой стала судьба этой древней святыни. Одновременно с самой чудотворной на Русь доставили и список (с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики). Список этот пребывал во Влахернской церкви села Кузьминки (ныне в черте Москвы, до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным; только здесь празднование чудотворной совершалось 2 июля, а не 7 июля, как во всех прочих храмах). Сейчас сам этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма. Еще одна известная живописная копия с Влахернской хранится в алтаре московской церкви Успения в Вешняках. Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине XVII века. После закрытия монастыря большевиками эта «резная икона» хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась – теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляьи).

http://pravoslavie.ru/1897.html

55° 17 " 55.42 " N, 38° 27 " 52.80 " E Крупная церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко выстроена на средства Апраксиных. Колокольня 2-й половине XVIII в., трапезная с Никитским и Сергиевским приделами построена в 1838 г. Закрыта в конце 1930-х. В 1979 г. стала памятником республиканского значения. 55° 56 " 33.00 " N, 37° 32 " 47.00 " E Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (Владимирская церковь) — православный храм на севере Москвы. Относится к Сергеевскому благочинию Московской городской епархии. 55° 53 " 22.95 " N, 37° 22 " 49.36 " E Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине — православный храм, принадлежащий к Спасскому благочинию Русской Православной Церкви. 57° 37 " 31.76 " N, 39° 51 " 8.93 " E Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке — один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. 55° 7 " 35.21 " N, 37° 19 " 46.59 " E Храм Владимирской иконы Божьей Матери (Дубна). Кирпичный однокупольный храм в стиле классицизма с колокольней. Построен в 1810-1815 гг. на средства С.К. и Е.И. Акимовых. Второй престол Сретенский. Закрыт в конце 1930-х г. Возвращен верующим в 1994 г., отремонтирован. 55° 41 " 26.18 " N, 37° 47 " 25.30 " E Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках — вотчинный храм в усадьбе Кузьминки, давший ей второе (официальное) название — Влахернское. С 1995 года — православный храм, принадлежащий к Влахернскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. 55° 37 " 10.40 " N, 36° 11 " 16.09 " E Небольшая каменная церковь в псевдорусском стиле с колокольней, построенная как домовая при усадьбе А. Ф. Львова. 55° 54 " 28.80 " N, 37° 35 " 10.50 " E православный храм в усадьбе Алтуфьево, комплексе памятников усадебной архитектуры XVIII—XIX веков. Располагается на севере Москвы, в районе Лианозово, непосредственно к юго-западу от пересечения МКАД и Алтуфьевского шоссе 54° 52 " 3.40 " N, 38° 45 " 22.23 " E Центрический храм на высоком подклете, завершённый тремя убывающими по ширине восьмериками, интересный образец московского барокко. Выстроен на средства князя М.П. Гагарина.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010