—237— Вместе с незнанием тех отделов и мест библии, знание которых необходимо предполагается основным богословием, испытуемыми было обнаружено и вообще незнание тех хронологических и исторических данных, на которые учебник ссылается как на известные. Так отвечая о происхождении новоиудейства и относя время этого происхождения к вавилонскому плену, воспитанники затруднялись определить, на какое столетие падало это время (волонт. Нижегор., волон. Смоленск.). Отвечая о значении вселенских и поместных соборов, воспитанники не могли перечислить поместных соборов, определения которых утверждены вселенскими (2 волонт. Владим., волон. Рязанск.). Называя имена великих религиозных законодателей, напр. Нуму Помпилия, испытуемые, видно, ничего не знали о них, кроме имен (напр. волон. Вятский). У многих воспитанников некоторых семинарий (многих волонтеров Московских и Черниговских) был такой своеобразный недостаток. Говоря свободно и складно, они легко допускали в своих рассуждениях логические круги и нелегко умели замечать это. Так, напр., богодуховность библии они доказывали засвидетельствованной истинностью ее содержания, как в нравственном, так и в историческом отношении, и затем говорили, что верить истинности ее содержания должно, потому что она богодухновенна. Из того обстоятельства, что религия всеобща, отвечающие выводили, что она есть необходимый факт в роде человеческом, но когда им возражали, что факт всеобщности религии подвергается сомнению и даже отрицанию со стороны некоторых исследователей, они отвечали, что такого сомнения и отрицания допускать нельзя, ибо всеобщность религии следует из того, что религия есть необходимое явление в роде человеческом. 3) Как на недостатки, проявившиеся в частных ответах, должно указать на следующие. Некоторыми было обнаружено, что они кроме учебника почти ничего и никогда не читали по вопросам основного богословия (волон. Вифан.). Некоторые, при обсуждении предлагавшихся им вопросов, проявили недостаток самодеятельности мышления (Вятск. и Влад. волонт.). Некоторые допускали в своих ответах неточность и грубость выражений, как напр.: «апостолы до сошествия на них св. Духа имели все недостатки и пороки своих современников» (волон. Черниг.) или: «ни в ком не было такой отваги, как в Иисусе Христе» (волон. Полтавский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

наказывали всех православных християн, чтобы накриве креста не целовали“, а здесь 37 гл. читается тоже почти целиком. Из 40-ой гл. в Каргоп. читается: „и бород не брили“, в Вяземско-Хлепенском: „и бород не брили и усов не подстригали“, во Владим. совсем нет такого постановления, тогда как в Смоленск. приведено апостольское правило по этому предмету. Но и текст 34 гл. Стоглава, имеющий только в Смоленск. наказн. списке, показывает, что он в Стоглаве идёт из наказа, так как в нём читается: „и того ради вам священником подобает... и к вам на покаяние приходили“. Далее, переходы в наказном Смоленском списке более естественны, чем в Стоглаве. Например, чин многолетия царскому семейству здесь оканчивается словами: „ и о и о и о спсении всего православнаго Хртинства ко да человколюбе гь бъ вид(въ) всхъ на чисто избавить на належащи всегда праведны своихъ и т. д., тогда как в самом Стоглаве слова: „и о тишине и о здравии и о спасении всего православнаго хрестьянства“ составляют конец многолетия VI-oй главы, после чего идёт такая фраза: „такоже б по вся дни пели часы и обедни служили како где вместно и мочно и звонили бы в подобное время по церковному уставу“, а слова „яко да человеколюбец Господь Бог“ и т. д. приставлены к началу 34-ой главы: „Священным протопопом по соборным церквам и старостам священником и десяцким по всем церквам дозирати по часту, чтобы у них было по чину и по уставу, великого нашего православия везде чинно по церковному чину, яко да человеколюбец Господь Бог видя всех нас обращение и чистое покаяние избавит нас належащих всегда праведных своих прещений и отвратит всякого своего гнева“ и т. д. 34-ая глава Стоглава в Смоленском наказном списке соединена самым тесным образом с 37-ой. 34-ая Стоглава кончается словами: „а развее бы жен своих не знали иных и наложниц не держали и чад своих наказывали и учили страху Божию“, а 37-я начинается: „Такожде бы есте своих детей поучали и наказывали и страху Божию, чтобы промеж себя и в соседстве жили любовно не крали и не разбивали“... В Смоленском наказн. списке чтение такое:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правда, не дешево обойдутся мне эти издания, но, когда Бог даст мне окончить их благоуспешно, я надеюсь, что не останусь в накладе. Не говорю уже о том, что ученая братия и вообще любители отечественных древностей за мои труды скажут, как и говорят уже и лично, и печатно, большое спасибо; а это для меня – лучшая награда. Писал я, в начале июля, ответ преосв. Камчатскому Иннокентию. Поблагодаривши его высокопреосвященство за оказанную мне честь, я попросил у него извинения, что удовлетворить его желанию не могу по таким-то и таким-то резонам. Таким образом дело это, кажется, надобно считать решенным и сдать в архив. Но вот опять пошли по Москве новые толки на счет назначения меня ректором Вифанской семинарии Поводом к этому послужило намерение моего доброго друга о. Леонида оставить училищную службу. о. Леонид действительно думает, по расстроенному здоровью, оставить семинарию: но он до сих пор еще не объяснялся об этом с преосв. митрополитом; и еще не известно, согласится ли на увольнение его владыка. А если согласится, то очень может статься, что мне не миновать пустынной Вифании: о. Игнатий, как Москвич и особенно как дедушкин внучек, без сомнения, займет место о. Леонида. Пусть будет, что будет. Теперь, окончивши, при помощи Божией, предположенные мною занятия, я не имею причины уклоняться от семинарской службы, хотя, правду сказать, и не слишком обольщаюсь званием ректора, зная какие заботы и неприятности соединены с этой должностью». 18-го августа писал мне из лавры инспектор Моск. дух. академии, о. Порфирий, обозревавший Владим. семинарию с ее дух. училищем: «Возвращаю вам рукопись с нашим будущим бакалавром Василием Никифор. Потаповым. 325 Хотя он бывал уже в вашей ризнице, но хорошо бы, если бы для большей твердости вы еще показали ему патриаршие сокровища. Список подлинника Панселинова у нас имеется в академ. библиотеке, но по недавности его приобретения, он еще не занумерован, а писан он в 1843 г., с какого списка, не указано. Путешествие мое, по милости Божией, совершилось благополучно. Не знаю только, возмогу ли испросить вознаграждение тем трудолюбцам, которые оказались наиболее успевшими в деле преподавания? А крайне желал бы этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Присланные при этом книги следующие: 1) Ученые записки 2-го отделения Императорской Академии Наук, кн. IV, Спб. 1858 г.; 2) Хождение за три моря Афан. Никитина в 1466–1472 гг. – чтения И.И. Срезневского , Спб. 1857 г.; 3) Задонщина В. Кн. Господина Димитрия Ивановича и брата его Владим. Андреевича, И.И. Срезневского , Спб. 1857 г. Получив 20-го ч. письмо и книжные дары, я писал Измаилу Ивановичу от 23-го числа: «Спешу принести вашему превосходительству мою искреннюю, душевную благодарность за ваши дорогие подарки и за вашу, истинно просвещенную готовность обратить на мой библиографический – палеографический труд внимание Академии Наук. Внимая вашему доброму совету, препровождаю при сем в ваше распоряжение два экземпляра моей книги и два экземпляра отдельного оттиска Указателя славянских рукописей Синод. библиотеки. Что касается до палеографических снимков, то они у меня почти уже готовы; дело только за текстом. Как скоро окончу этот последний труд и напечатаю, не замедлю выслать вашему превосходительству сколько следует, экземпляров. Впрочем, это у меня будет совершенно особое издание. Пользуясь же вашим благосклонным предложением касательно изданий, вышедших под вашей редакцией, я покорнейше просил бы вас доставить мне, если то можно, 1 и 2-й том Ученых эаписок 2-го отд. Импер. Академии Наук. Не умедлил передать подобное предложение ваше и В.М. Ундольскому. Предчувствуя, согласно с вами, умножение числа желающих заниматься изучением наших палеографических сокровищ, я приступил уже к делу о приготовлении более просторного помещения для ученых любителей отечественной старины. Представил об этом на благоусмотрение начальства, и начальство охотно согласилось на мое представление. Впрочем, я надеюсь, что никто не станет осуждать меня за то, что не имею до сих пор более просторного и удобного помещения для приходящих ученых. Чем богат, тем и рад. Прежде меня и этих удобств не было. Занимаясь разбором рукописей Моск. Синод. Типографской библиотеки, я сделал на сих днях весьма счастливое открытие: обрел слав. рукопись, содержащую в себе служебную минею месяца ноября, XI века, с означением года: . (1097).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Солярского, последовавшей 12-го ч., в день св. Пасхи. Блаженная кончина! Солярский – магистр VIII курса (1882 г.) Моск. дух. академии, был один из ревностнейших и доброоовестнейших преподавателей Владим. семинарии. 8-го мая получено было мною два письма: одно из Иркутска, другое из Петербурга. Из Иркутска от 26-го марта писал мне преосвящ. Евсевий 405 , архиеп. Иркутский: «Примите мои) усерднейшую благодарность за присланную мне в дар весьма занимательную книгу под названием: «Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы и библиотеки». Пред Господом желаю, да поможет Он вам трудиться с большим успехом, для общей пользы и во славу имени Его, не изнемогая в ревности и не оскудевая в силах. С истинным почтением и братскою любовью честь имею быть " … Из Петербурга писал мне от 6-го мая (как видно из штемпеля на письме) И.И. Срезневский : «Душевно благодарю вас за сообщение выписок из Миней: характер правописания определяется при помощи их довольно полно. Немедленно по получении вашего письма, я просил нашего непременного секретаря о сообщении мне статьи моей о вашем Указателе, но получить не мог, – почему, вы увидите сами из его письма, которое найдете на этом же листе. О палеографическом сборнике вашем я хочу составить особенную записку, – и потому прошу вас усердно сообщить мне еще о нем, что следует иметь место в такой записке. Кстати, попросите и Вукола Мих., чтобы он сообщил мне хоть цифры своего подобного сборника. И то, что он не выдан в свет, и сам он как труд ученого, – факты, принадлежащие истории нашей учености. На днях слышал я новость, грустно меня поразившею, будто вы переводитесь ректором Вифанской семинарии. По моему, это очень грустно. Кто же заменит вас в Синодальной ризнице? Будет ли в том, кто вас заменит, та же любовь к древности и науке, и то же движение нужд ученых? Для всякой общей пользы, вероятно было бы лучше, чтобы вы, с назначением на новую должность, сохранили по-прежнему главный надзор над этой драгоценной сокровищницей. Поручая себя молитвам вашим, имею честь быть искренно уважающим и преданным слугою И.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

XIII. Прошения: а) исправляющего должность доцента Академии Д.Г. Коновалова; «Честь имею просить Совет Академии выписать для моих научных занятий на четырёхмесячный срок следующие рукописи: 1) Дело Калужской дух. Консистории о Тарусских хлыстах, начавшееся в 1893 году. 2) Дела Оренбургской дух. Консистории: а) Дело о казаке Городищенской станицы Иване Утицких и жене казака Сидоренковой, заподозренных в распространении хлыстовства в посёлке Богословском, близ г. Оренбурга (началось в 1890 г.); b) Дело о сектантах станицы Нижнеозерной, захваченных на сборищах в доме Банникова (началось 17 янв. 1891 г., окончено 14 окт. 1892 г.). с) Дело о совращении в раскол казака посёлка Григорьевского Якова Скрытникова с женою Лукьяном Дацковским, Егором Пузаковым и Кузьмою Кулькиным (началось 17 февр. 1888 г., окончено в 1890 г.). 3) Из Архива Оренбургского Окружного Суда: а) Дело бывшей Оренбургской Палаты уголовного и гражданского суда об уряднике Нижнеозерной станицы Осипе Дурманове, казаке Краснохолмской ст. Никите Орлянском, вдове казака Анне Колотилиной, казаках посёлка Перовского Егоре Пузакове, Лукяне Досковском, о казаках Якове Скрытникове, Клевцовых и др., обвинявшихся за распространение секты хлыстов по ст. 196 и 203 Улож. о Нак., и следственное производство по означенному делу (приговор Палаты по нему состоялся 29 дек. 1892 г.); арх. 58105. b) Дело Судебного следователя Оренбургского Окружного Суда по важнейшим делам по обвинению кр. села Калинина к Новоникитина Филипповых и Ярцевых в распространении скопческой ереси (Д. 2/96); производившееся в 1895 году. 4) Дело Новочеркасского Окружного Суда о крестьянах Даниле Владыкине, Романе Божко, унтер-офицере Феодоре Дуванском, рядовом М. Косенко и крестьянке А. Кутми- —122— вой, обвинявшихся в хлыстовской ереси (Приговор суда· состоялся 12 ноября 1881 года). 5) Из Архива Владимирского Окружного Суда: Дело бывшей Владимирской Палаты уголовного и гражданского суда о хлыстовской богородице Акулине Тимофеевне, крестьянке деревни Лубенкиной, Владим. г. и у. (Разбиралось 24 июля 1867 года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) компас; 7) греческий орден; 8) наперсный крест, металлич , без камней, синодальный; 9) серебряный вызолоч крест, пожалованный Патриархом Никодимом; 10) серебр медаль; 11) Панагия с сибирскими камнями и аметистом; 12) крест с аметистами, 13) крест с рубинами, 14) коробка с лентою без орденских знаков, 15) Панагия с зелеными камнями, 16) академический крест на цепочке, 17) футляр со старинною орденскою звездою, 18) пустой футляр, 19) Панагия с сибирскими камнями и большим желтым камнем, 20) футляр с медалью, 21) футляр со знаком Императорского Православного Палестинского Общества, 22) коробка с бриллиантовой булавкой и ладанками, 23) коробка с маленькими ключами, печатями, 2 темнобронзовыми крестами на Владимирских лентах, металлической цепочкой, по-видимому, серебряной, но без пробы, с буквами «АП», 24) сверток с 70 серебряными рублями, 25) сверток с 34 старинными серебряными рублями, 26) сверток с 17 пятифранковыми монетами, 27) сверток с 40 серебряными полтинниками, 28) мешок с 30 серебр рублями, 3 серебр полтинниками и 2 четвертаками, 29) мешок с надписью: «1400 нап – деньги, высланные Имп Пал О для расходов по 1999 г» (Sic–npuмeч. авторов Протокола), в котором, по вскрытии, действительно оказалось 1400 наполеонов, 30) кожаный мешок с двугривенными на сумму 117 руб 80 коп., пятиалтынными на 45 рублей и гривенниками на 40 рублей, 31) мешок с запискою, написанною неизвестным почерком, без подписи, следующего содержания: «Сии монеты древние, золотые и другие, находящиеся в мешке, ценные вещи отправить в Москву после моей смерти моим племянникам гг. Капустиным»; 32) мешок, в котором оказалось 600 наполенд , 33) мешок с надписью: «535 наполеонов – Вифлеемская сумма от Марии Владим Орловой-Давыдовой» 778 в коем оказалось 560 наполеонов (примеч. – переданы в Палестинское Общество 530, а 30 упл Валеро 779 ), 34) полосатый мешок, в коем сверток с надписью: «78 напол – Беспаловских. 1893 г.» – что действительно и оказалось, и отдельно 240 франков, 35) мешок в коем оказалось 427 наполеонов,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

14. На Сидора еще сиверко. Прошли Сидоры, прошли и сиверы. На Сидора отойдут все сиверы (холода) . На Сидора сиверко, и все лето таково. Первый посев льну. Прилет стрижей и касаток: они приносят тепло (замоск.) . 15. На Пахомия поздний посев овса и пшеницы. Пахомия теплого. Пахомия бокогрея. 18. Семь дев сеют лен. Пришел Федот – берется земля за свой род. На Ивана долгого сажай огурцы (южн.) . Коли на св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой. Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. 20. Фалалея огуречника. На Леонтия и Фалалея сади огурцы. 21. Олены длинные льны. На Олену сей лен. Матери Олены – ранние льны и поздние овсы (на юге последний посев льну). Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня (нижег.) . Оленин день; сади огурцы. Льны Олене, огурцы Константину. 22. Василиска – соловьиный день (сибирск.) . 23. Леонтия огуречника – сажают огурцы (замоск.) . 25. С Иванова дня пошли медвяные росы (вредные). Поздние яровые посевы пшеницы. Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу. 29. Феодосии колосяницы: хлеб колосится. Гречушница. Сев гречи (владим.) . День св. Феодосии стоит один всех понедельников (несчастный) . Скоту дают понемногу хлебного корма, чтоб плодился. В семицкий четверг либо в троицкую субботу сей ячмень. 30. На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу. Сажают бобы, приговаривая: “Уродитесь, бобы, и круты и велики, на все доли, на старых и малых!” и пр. 31. Еремея (Ермия) опусти сетево, покинь сетево (севалку). Июнь. Месяц июнь ау. Закромы в амбарах пусты. Конец пролетья, начало лета. 1. Красное утро на Устина – красный налив ржи. Рожь красно открасуется. 3. На Луку южный ветер – к урожаю яровых; северо-западный – к сырому лету; восточный – к наносным болезням (твер., влад., ярос.) . 4. С Митрофания сей лен и гречу. 8. С Федорова дня пошла навозница (влад.) . Гроза на Федора летнего – плохая уборка сена. Росы с Федора – к урожаю льна и конопли. Колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила, и судят об этом по степени сырости сковороды.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Аще Господь даст дожить до праздников, мысленно буду у всех вас с пасхальным молебном, побываю и на дорогих могилках. А вы от меня послезавтра поклонитесь могилке покойной мамы моей и на Пасхе похристосуйтесь за меня с моей родимой, положите на ее могилку красное яичко. Передайте от меня пасхальный привет и братское лобызание Вл[адыке] Онисиму. Приветствуйте вообще всех знаемых, в частности, соборян. Прошу написать от меня поздравления всем навещающим меня письмами. На минувшей неделе получил две посылочки из Ишима от Александры Порфириевны Курочкиной (Ленина, 122) и Елены Симеоновны Денисовой (Болотная, 36), поблагодарите и заодно поздравьте с праздником. От о. Иосифа на прошлой неделе получил письмо, но он не сообщает своего адреса. Прислал письмецо и Егор Егорович. И он сообщает, что м. Христофора шьет мне пиджачок. А Владим[ир] Васильевич раньше писал, что он заказал и брюки. Простите, родные мои, за все эти мои просьбы. Много раз я писал Вам и сейчас повторяю, что все мои просьбы не имеют обязательного значения, а только пожелания, которые лишь по возможности, без всякого затруднения выполнить, – исполняйте. Бывают у нас деньки теплые, ясные, но все же еще здешняя весна – не российская весна. Часто идет снег, который вскоре тает, а мы страдаем от здешней ужасной грязи. Больше же всего мы терпим от ветра. Сегодня с утра было тихо, и у нас тепло. А с обеда опять подул сильный ветер. Вчера был такой ветер, что я не смог остановиться около дверей, – меня пронесло дальше. Милые мои, как вы-то живете? Пишите поподробнее. Родная Женя, Вы когда-то присылали мне свою фотографию. Она, к сожалению, у меня не сохранилась. Пришлите теперь. Прошлый год обещали прислать карточку о. Иосифа и не прислали. Еще раз сердечно приветствую всех дорогих моих владимирцев, ковровцев и петушенских. На всех призываю Божие благословение. Да хранит всех вас Господь. С любовию, богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий] У нас несколько изменен адрес. Пишите так, как у меня на конверте. Письмо 69 Людмиле Ивановне Синицкой 1 июня 1947 г .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Фирмос, муч., июня 24. Флавиан (Флавиен), патр., фв. 18. Флавий (желтый), муч., авг. 9. Флегонт (горящий, сожигающий), ап., янв. 4 и апр. 8. Флорентий (цветущий), преп., авг. 23; муч., окт. 13. Флор (цветущий), муч., авг. 18; преп., дек. 18. Фока (морское животное), муч., июля 22; св.-муч. и вертогр., сент. 22. Форвин (питающий, кипящий), преп., апр. 5. Фортунат или Фуртунат (благополучный, счастливый), ап., янв. 4. Фостирий (освятитель, прояснитель), преп., янв. 5. Фотин, муч., февр. 22. Фотий (светлый), патриарх конст., фев. 6; митроп. киев., мая 27 и июля 2; муч. (Фока), авг. 9 и 12. Фот (то же, что Фотий), муч., окт. 28. Фронтасий (смелый, дерзкий), муч., июня 4. Фрументий (хлебный), еп. абисс., ноябр. 30. Фульвиан (желтый, рыжий), (кн. Матфей), ноябр. 16. Фусик, муч., апр. 17. Харалампий (сияющий радостью), св.-муч., фев. 10. Харисим (прелюбезный), муч., авг. 22. Харитон (благодатный) муч., июня 1, сент. 9; испов., снт. 28. Херимон (радующийся, довольный), муч., авг. 16, окт. 4. Хрисанф (златоцветный), муч., мар. 19. Хрисогон (возникший из золота), муч., дек. 22. Хрисотель (золотой конец), муч., июля 30. Христиан, муч. (младенец), мая 24. Христофор (Христоносец), ап., апр. 19; муч., мая 9; преп., авг. 30. Хроматий, муч., дек. 18. Худион, муч., мар. 9. Хуздазат или Усфазан, муч., апр. 17. Шио, преп., мая 9. Ювеналий см. Иувеналий, патр. июля 2. Юрий (Георгий), кн. владим., февр. 4. Фавмасий (удивительный), муч., апр. 29. Феаген (рождение богини), муч., нояб. 7. Фаддей (хвала), ап., янв. 4; (Иуда) июня19, авг. 21; преп., дек. 29. Фал (молодая ветвь масличная), муч., мар. 16. Фалалей (цветущая маслина), преп., фев.27; муч., мая19. Фалассий (морской), преп., фев. 22. Фемелий (основной), муч., ноября 7. Фемистоклей (прославленный за правосудие), муч., декабр. 21. Феоген (богорожденный), св.-муч., янв. 2. Феогнид (богорожденный), муч., апр. 29. Феогний (тоже, что Феоген), муч., авг. 21. Феогност (Богом 3наемый), митр., москов., мар. 14. Феодорит (богодарованный), св. муч., мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010