Так под 4 марта Супрасльская рукопись содержит мучение св. Павла и Иулианы в Птолемаиде финикийской, но с утраченным началом, вследствие потери нескольких листов текста. Начало Макарьевскаго текста совпадает с печатным латинским текстом patrol, gr. 115, 575, и с рукописью Парижской национальной библиотеки X века; хронология рукописи дополнена Васильевским, стр. 97 по сравнению с Abicht, Arch. 18, 141. Васильевский же дополняет, что конец статьи в Парижской рукописи совпадает с заключением Супрасльскаго текста. Для параллельной рецензии Abicht ibd. называет 184 Московской Синодальной библиотеки с начальными словами, а Васильевский 376 (Владим.) той же библиотеки без обозначения начальных слов, не приводимых в каталоге архимандрита Владимира. Abicht, Arch. XVI, 142, дополняет еще указание, что тот же текст, как у Макария, повторяется в Малых Минеях св. Димитрия Ростовского с пояснением: от Метафраста и Четьий. Приведенные отрывочные замечания имеют целью напомнить, как важно продолжить исследование Макарьевских Миней 1) на основе рукописного предания, 2) при сопоставлении с греческими агиографическими и святоотеческими источниками, которые не раз исправляются и дополняются русскими Минеями, 3) в связи со старыми латинскими переводами, иногда подобно славянским передачам охраняющими древнейшие редакции, наконец 4) и в родной славянской обстановке, то есть параллельно и с Супрасльской Минеей, и с позднейшими русскими минеями св. Димитрия Ростовского . Особенно поучительно сравнительное изучение текстов для таких житий, которые представлены и в греческих, и в латинских, и в славянских обработках. При этом по вопросу о соотношении между греческими, славянскими и латинскими житийными текстами полезно напомнить справедливое замечание исследователя 18 , что частое появление латинских слов в греческом и от него в славянском текст еще не дает права заключать о первоначальности латинской редакции. Напротив, именно легкое усвоение чужих, в частности латинских слов составляет одну из характерных особенностей и приметъ греческой народной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Копьева. 131 В этом отношении высокий интерес представляет трактат почившего под заглавием: Тёмные люди и их просветители М. 1894. Но моему мнению этот трактат должен быть в библиотеке каждой народной школы не только ц.-приходской, но и земской, и министерской. 133 „Богословский Вестник“ 1896 г. январь. „Сроки скорби и памяти об умершем: [Памяти Императора Александра III] “. 149 Владимирское Александро-Невское Братство, существующее с 1879 г., как видно из названного отчёта его, имеет весьма разнообразные духовно-просветительные задачи и соответственно этому – весьма широкий круг разносторонней по своим проявлениям деятельности. В отчёте мы находим сведения касательно забот братства о преуспеянии а) церковно-приходских школ во Владим. епархии, б) школ иконописи в слоб. Холуе и Мстере, в) училища и курсов церковного пения, г) школы пчеловодства и при ней учебной пасеки, д) библиотеки и церковно-исторического древле-хранилища при самом Братстве, а также церковных, церковно-приходских и противо-раскольнических библиотек, е) борьбы с расколом и сектантством, ж) вне-богослужебных собеседований и чтений и з) центрального иконо-книжного склада в г. Владимире и отделений его в епархии (стр. 2 Отчёта и др.) Сведения по всем этим статьям представлены в Отчёте с большой обстоятельностью и полнотой. 150 Только относительно весьма немногих приходов в Отчёте нет указаний этого рода – „потому, что об этом нет никаких сведений в представленных (частных) отчётах“ – стр. 195. 151 Отмечая этот редакционный промах в показаниях Отчёта о числе раск. приходов и раскольников во Владимирской епархии, мы не желаем, впрочем, ставить неточность этих сведений в очень большую вину достопочтенным деятелям Братства. Статистика раскола, как известно, у нас вообще – по разным причинам, – далеко не удовлетворительна, и собирание верных сведений о степени распространения его в той или другой местности – дело не лёгкое. Попытка же дать в своём Отчёте такие сведения во всяком случае свидетельствует о внимании Братства к своим задачам в отнош. к расколу. – о стремлении точно знать действительные размеры того явления, на борьбу с которым оно выступает, для правильной постановки и успеха самой этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

говорится: «Мо­настырь слывет Зарубский святое Пре­чистое, и тому м-рю бывала так же пашня бортная земля, озера, бобровые гоны; теперь пусто одно, один чернец стережет для пожару». В 1575 г. ко­роль Польский Стефан отдал его вме­сте с городом Трактомировым Запо­рожским казакам, которые его и под­держивали; впоследствии в него была введена уния. В 1665 г. разорен каза­ками, но вскоре возобновлен и в 1673 г. упоминается игум. Артемий Сельницкий. Из игуменов известны: в 1622 г. Иосиф Курцевич, хиротонисанный в еписк. Владим. Волын., и в 1640 г. Порфирий, брат митроп. Киевск. Иова Борецкого. “Полн. собр. лет.”, II, 29; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 593; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 365; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 934; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 10; “Летоп. м-ря Густын­ского” в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1848 г., 8, Отд. II; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 32 (Челобит. 1640 г. сестры Иова Борецкого о вспоможении; игум. Порфирий), 44 (Доклад 1640 г. о просьбе приезж. Киевск. монахов); IV, 58 (наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож­скому; игумен получил пару соболей в 4 руб); V, 12 (Распросн. речи 1660 г. игум. Иоасафа), 20 (Челобит. 1665 г. игум. Сильвестра о выдаче м-рю вновь жалов. грам.); VII, 116 (Отписка 1662 г. царю с распросн. речами); IX, 134 (Показания 1672 г. пленн. татарина; сказано: «а Теректемирев м-рь от Пересьловля 5 вер., а от Киева 60); X, 8 (Бумаги о правах Малоросс. народа 1654 г., стр. 442, 459); “Акты Зап. Р.”, V, 67 (Универсал 1665 г. Канев. м-рю на влад. мель­ницею за принятие к себе братии разоренн. Терехтем. м-ря), 91 (Универсал 1673 г. игум. Артемию Силницкому о неприкосновен. монаст. маетности Запорож. Гетманам); Срезневский, “Свед. и заметки о малоизвестн. и неизвестн. памятни­ках”, вып. IV, – прилож. к “Зап. Имп. Акад. Наук”, 1866 г., т. IX, статья XIII; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 12 (под Листом дво­рян Луцким мещанам на охранение Крестовоздвиж. Луцкого братства подписался в 1619 г. Иезекиель Курцевич архимандрит Терехьтимировский); II, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Thesaurus Linguae Latinae. Trautmann Trautmann R. Baltisch-slavisches Wörterbuch. Göttingen, 1923. Uhlenbeck Uhlenbeck С.С. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch der altindischen Sprache. Amsterdam, 1898–1899. Vámbery Vámbery H. Etymologisches Wörterbuch der turkotatarischen Sprachen. Leipzig, 1878. Vanagas Vanagas A. Lietuviy hidronimy etimologinis zodynas. Vilnius, 1981. Vaniek Vaniek A. Etymologisches Wörterbuch der lateinischen Sprache. Leipzig, 1874 Vasmer Vasmer M. Russisches etymologisches Wörterbuch. Bd I–III. Heildelberg, 1953–1957. Walde2 Walde A. Lateinisches etymologisches Wörterbuch: 2. Aufl. Heidelberg, 1910 Walde3 Walde A. Lateinisches etymologisches Wörterbuch: 3. Aufl./Bearb. von J. B. Hofmann. Bd I–II. Heidelberg, 1938–1954. Walde, Pokorny Walde A. Vergleichendes Wörterbuch der indogermanischen Sprachen. Bd I–III/Hrsg. von J. Pokorny. Berlin; Leipzig, 1926–1932. Wartburg Wartburg W.v. Französisches etymologisches Wörterbuch. Bonn; Tübingen; Basel, 1922ff. Weekly Weekly E. An Etymological Dictionary of Modern English. London, 1921. 2. Языки и диалекты авест. авестийский мордовский азерб. азербайджанский н.-гр. новогреческий албанский немецкий алтайский ненецк. ненецкий английский н.-луж. нижнелужицкий араб.-эфиоп. арабо-эфиопский н.-нем. нижненемецкий армянский новгородский арханг. архангельский и диалекты н.-перс. новоперсидский белорусский общеслав. общеславянский бретонский общетюрк. общетюркский бурят-монг. бурят-монгольский олонецкий валлийский онежский владим. владимирский оренб. оренбургский в.-луж. верхнелужицкий осетинский волог. вологодский персидский галльский писид. писидийский гаэльский польский германский полаб. полабский голландский прагерм. прагерманский готск. готский праслав. праславянский грузинский пренест. пренестинский датск. датский псков. псковский догреч. догреческий романск. романский дорийский румынский др.-англ. древнеанглийский русский др.-балт. древнебалтийский рязан. рязанский др.-брет. древнебретонский саамский др.-в.-н.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В тех же случаях, где страждущий сам виной тяжелой участи своей и в дело его бедствия замешалось дело его собственной совести, помощь произведут они не иначе, как через руки опытных священников и вообще таких духовников, которые не в первый раз имели дело с душой и совестью человека. Хорошо, если бы всяк из тех, которые будут собирать сведения о бедных, взял на себя труд изъясняться об этом с раздавателями сумм лично, а не посредством переписки: в разговорах объясняются легко все те недоразумения, которые всегда остаются в письмах. Всяк может усмотреть сам уже по роду самого дела, к кому из означенных лиц ему будет приличней, ловче и лучше обратиться, принимая в соображение и то, в каком деле особенно нужно сострадательное участие женщины, а в каком твердое, братски подкрепляющее слово мужа. Лучше, если для таких переговоров будет назначен раз навсегда один определенный час, хотя, положим, от 11 до 12, который для большинства людей есть удобнейший; если ж кому он и неудобен, то всё-таки, пришедши в этот час, можно получить осведомление о другом, удобнейшем. Имена и места жительств лиц, принявших на себя раздачу вспомоществований:   В Москве Авдотья Петров Елагина, живет в такой-то улице. Екатер Ал Свербеева. Вера Сергеевна Аксакова. Алексей Степан Хомяков. Василий Алек Панов. Николай Филип Павлов. Петр Васильевич Киреевский.   В Петербурге Кн. Ольга Степ Одоевская, живет в такой-то улице. Графиня Анна Мих Вьельгорская. Дашкова. Аркадий Осипович Россети. Юрий Федор Самарин. Владим Алексеевич Муханов. Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях. Напротив, нужно особенно стараться актеру быть скромней, проще и как бы благородней, чем как в самом деле есть то лицо, которое представляется. Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли. Смешное обнаружится само собою именно в той сурьезности, с какою занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1846 95. А. А. ИВАНОВУ. Неаполь. Канун Нового рус года . Поздравляю вас, Александр Андреевич, с новым годом и желаю от всей души, чтобы он исполнен был для вас весь благодати небесной. За мои два письма, несколько жесткие, не сердитесь . Что ж делать, если я должен именно такие, а не другие письма писать к вам? Посылаю вам молитву , молитву, которою ныне молюсь я всякий день. Она придется и к вашему положению, и если вы с верою и от всех чувств будете произносить ее, она вам поможет. Читайте ее поутру всякий день. А если заметите за собой, что находитесь в тревожном и особенно неспокойном состоянии духа, тогда читайте ее всякий час и никак не позабывайте этого делать. Затем бог да хранит вас! Прощайте. Плетневу П. А., 15 января н. с. 1847 96. П. А. ПЛЕТНЕВУ. 1847. Неаполь. 15 генв н. с. Письмо это вручит тебе Апраксин (Викт Владим ) , весьма дельный молодой человек, вовсе не похожий на юношей-щелкоперов. Он глядит на вещи с дельной стороны и, будучи владелец огромного имения, намерен заняться благосостоянием его сурьезно. Его мать — прекраснейшая душой и добрейшая женщина, а брат ее, граф Ал Петр Толстой, мой большой друг и человек очень нужный для России во многих самых существенных отношениях. Назад тому неделю я написал к тебе письмо в ответ на твое (от 21 ноя /3 дек , содержащее извещение о проволочке печатанья), которое, вероятно, ты уже получил. С почтой было как-то неловко обо всем этом трактовать, и потому я написал не всё, о чем следовало. Теперь, пользуясь счастливой оказией, я еще раз прочел твое письмо, еще раз взвесил всё, еще раз представил себе мысленно всё содержание книги и никак не вижу причины, почему лучше не печатать тех писем, которые, мне кажется, заставят оглянуться на себя построже некоторых должностных людей, особенно тех, которые имеют прекрасную душу и добрые намеренья и грешат по неведению. Если во всей России два-три только человека взглянут ясней на многие вещи после моей книги, то и это уже весьма хорошо. Еще я не вижу причины также, почему нельзя и думать о представлении книги на просмотрение государя (как ты выразился), присовокупляя, что я позабыл, сколько у него дел поважнее наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Впрочем, прошу не заключать из этого, что я принадлежу к новой школе исторической, где все нравственные действия хотят решительно обусловить местными физическими влияниями. Я готов в этом отношении держаться средины: дать свободный полет духу, уступив нечто и физическим влияниям. В общем, это повернее. Признаюсь вам, очень жалко мне было, что пропустил приятный случай провесть с вами несколько дней; но это искупилось для меня тем спокойствием и добропорядочностью жития, какими пользовался я на 1-й неделе. Вы постоянный житель Москвы и к ней привыкли; для меня же она в тягость. Еду в Москву всегда с неохотою, в Москве обживаюсь, сдружаюсь с ней, а домой возвращаюсь с отягощением. Право, если бы можно, и на светлую неделю не приезжал бы. Очень утешительно для меня впечатление, произведенное на вас статьей о Слепцове. Оно послужит мне ручательством, что имя моего друга будет иногда и вами произнесено на молитве, преимущественно литургийной. – Много с тех пор новых имен надобно мне присоединить к списку почивших… Но, извините, чувствую прилив крови к голове и после припишу или теперь же докончу при пожелании вам всех милостей из сокровищницы Господа И. Христа. Брата целую и вас обнимаю. Прощайте». Февраля 29-го. Прошу вас передать брату при свидании, что письмо его я получил и весьма благодарен. Оно должно было поколебать несчастную уверенность некоторых из здешних, охотно принявших известие, будто покойный Гоголь был в белой горячке. Как видно, слух этот распущен теми достойными христианами, которым всё, что отзывается религиозностью, что носит печать христианства, представляется сумасшествием. Здоровье мое, благодаря Бога, поправляется, но выходить боюсь: – погода здесь пресквернейшая». 5-го марта писал я в Петербург А.Н. Муравьеву: «По требованию вашему, я сносился с А.В. Горским на счет предполагаемого вами соборного деяния о книжном исправлении: но и он отказался удовлетворить вашему желанию. Он пишет, что не знает никакого соборного деяния 1655 г. в Синод. библиотеке; даже по его мнению, едва ли и остался от сего собора какой-ниб. письменный акт. Спрашивал я и предместника моего о сей рукописи, но и он сделал отрицательный ответ. Итак, при всей готовности моей к вашим услугам, я ничего не могу сделать на сей раз в удовлетворение вашего желания». Ученик московской д. семинарии Н.Н. Световидов, 7 сын умершего придворного священника, обращался ко мне с просьбою пригласить моего товарища по академии и друга, профессора Владим. семинарии Григория Петровича Быстрицкого, поступить на место его умершего родителя со взятием в замужество его сестры. Я написал об этом Быстрицкому, и вот какой получил от него ответ от 25-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С искреннею любовью и почтением имею честь быть ваш покорный слуга иеромонах Савва. Любезнейшей куме моей Александре Васильевне и всему вашему семейству – мой низкий поклон. Крестнику, кроме благословения, посылаю конфектов. За гостинец Александру Васильевну усердно благодарю». Старый мой наставник по Владим. семинарии, впоследствии преподаватель Вифанской семинарии, Яков Ильич Владыкин, после двадцатипятилетней службы на учебном поприще, вознамерился принять священный сан. Владыка-митрополит, по ходатайству семинарского начальства, охотно изъявил на это свое согласие и предоставил Владыкину священническое место при Московском Новодевичьем монастыре, без удаления его, однако ж, от службы семинарской. Приехавши для посвящения в Москву, Яков Ильич остановился у меня. По долгу признательности к нему, как бывшему наставнику, доброжелателю и покровителю моему, я оказал ему на этот раз все возможные услуги. Возвратившись в Вифанию в новом иерейском сане, он писал мне от 15-го марта: «Ваше высокопреподобие! Ваш прием меня, ваши отношения ко мне во всю бытность мою в Москве выше всякой моей благодарности. Впрочем, все-таки должен благодарить вас, и благодарю, сколько могу, вполне от души. Всё, как вы приняли меня, как хлопотали обо мне, как путешествовали со мною везде, где нужно было мне быть, я пересказал моей Оле, – и она приняла это как вещь самую обыкновенную. От о. Саввы, сказала, только этого можно было и ожидать. Я его знаю, каков был во Владимире и в академии, он таков будет и везде. Признаюсь, такая уверенность в вас моей Оли мне крайне понравилась, потому вам и сказываю, как человеку давно и близко её знающему. Со своей стороны желаю вам быть таким добрым всегда для вашей собственной истинной пользы. Да, это, пожалуй, loci topici, а минуя их, хоть верьте вы, хоть не верьте, а я совершенно уверен, что прямо родного совершенно близкого к нам человека я видел в Москве у вас только, в вас, – говорю так без всякой обиды Московской родне, о которой говорить вам – дело лишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Отделившись от православной русской Церкви, сектанты, в силу общего исторического закона, не остановились на этом, а, в свою очередь, стали делиться между собой и распались на множество сект, а секты – на частные толки. Все наши секты обыкновенно делятся на мистические и рационалистические. Те секты, которые признают начало внутреннего озарения и откровения, верят в непосредственное, таинственное единение человека с Богом через воплощение в нем Божества, допуская полное их отождествление, и в учении о нравственности держатся дуалистических воззрений, называются мистическими, а по своей скрытности – тайными. Те же секты, которые единственным источником вероучения признают Св. Писание, но в толковании его допускают полную свободу, руководствуясь исключительно личным пониманием, и ставят человеческий разум в деле веры выше авторитета Церкви, не придают должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергают иерархию, почитание св. икон, мощей, крестное знамение, посты и т. д., называются рационалистическими. К первым относятся: хлыстовщина, скопчество, новый израиль, киселевщина, новохлыстовщина и некоторые др., а ко вторым – духоборчество, молоканство, иеговизм, штундизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина и др. Но деление это нельзя назвать вполне точным, потому что большая часть так называемых рационалистических сект заключает в себе очень много элементов мистических, и наоборот – в мистических сектах немало элементов рационалистических 16 , причем в некоторых сектах те и другие крайне смешаны. Ввиду этого, если и можно оставить такое деление, то лишь потому, что в одннх сектах преобладают мистические элементы, а в других – рационалистические. 17 1 Real-Encyclopedie für protestantische Theologie und Kirche v. D-r Herzog, B.21, Gotha, 1866, c. 11–12; Дородницын, А. (ныне архиепископ Алексей Владим.). Основные формы сектан. заблуждений (Мис. Обоз. 1902 г., I, стр. 225–226): Буткевич Т. , проф-прот. Обзор рус. сек. и их толков, изд. 2, Петроград, 1915 г., стр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Спасский-Мгарский, Полт. г., II, 1097. Спасский-Межигорский, Киев. г., I, 295. Спасский-Мурашкин., Нижег. г., 1196. Спасский-Муромский, II, 1181. Спасский-Мутинский, Черниг. г., II, 938. Спасский-Новоприлуц., Арх. г., II, 1194. Спасский-Орловский, Вят. г., II, 1183. Спасский-на Поле-Новгород., II, 880. Спасский-Порховский, II, 1185. Спасский-Пятниц., Орл. г., II, 1106. Спасский-Раифский, Нижег. г., II, 1175. Спасский на Песках-Ростовский, II, 1195. Спасский-Рославльский, I, 455. Спасский-Рязанский, II, 1197. Спасский-Самарский, I, 469. Спасский-Саратовский, I, 454. Спасский-Сестренский или Сефтренский, Волог. г., II, 1199. Спасский-Симбирский, II, 1186. Спасский-Слободский, I, 593. Спасский-Соликамский, II, 1094. Спасский-Старорусский, I, 472. Спасский-Суздальский, II, 1158. Спасский-Сутоцкий, Новг. г., II, 708. Спасский-Сылвенский, Перм.г., 1198. Спасский-Севский, I, 474. Спасский-Сяберский, С.-Пет. г., II, 1200. Спасский-Тарский, II, 1187. Спасский-Тюменский, II, 1276. Спасский-Ульянов.-Стефанов., Волог. г., I, 524. Спасский-Усть – Медведицкий, Донской, I, 395. Спасский-Усть-Сарапульский, Вят. г., II, 1201. Спасский-Училищ.-Московский, II, 802. Спасский-Чарондск. Новг. г., II, 1188. Спасский-Челнский, Чемский или Чонский, Орл. г., II, 1353. Спасский-Чепочкин-Уржумский, I, 476. Спасский-Шаргород., Подоль. г., I, 330. Спасский-Шидоров., Волог. г., II, 1199. Спасский-Шуйский, II, 1182. Спасский-Якутский, I, 471. Спас-Высокий-Тверской, II, 1202. Спас на Городищи-Новгор., II, 1163. Спас на Куксе, Влад. г., II, 1156. Спас на Новом – Моск., II, 1019. Спас-Ядринский-Коломенский, I, 473. Сретен.-Богород.-Владим. – Нерехтский, II, 649. Сретен.-Богород.-Задонский, I, 59. Сретен.-Богород.-Карачунский, Ворон. г., II, 655. Сретен. – Богород. – Переяславский, II, 654. Сретен.-Богород.-Санаксарская, Тамб. г., II, 644. Сретен.-Кашинский, II, 1206. Сретен.-Михаилова пустынь, Влад. г., II, 926. Сретен.-Московский, II, 1205. Сретен.-Нила-Сорск., Новг. г., I, 337. Сретен.-Псковский, II, 1207.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010