В Пскове летописание началось в 13 столетии и восходит к повести о святом князе Довмонте, которая легла в основу всех псковских сводов. Летописи велись также в Галиче и Владимире-Волынском, в Ростове, Суздале и Владимире-на-Клязьме, позже, уже во времена ига, в Костроме и Москве, в других удельных городах. При этом, одни летописи содержательно носили общерусский характер, другие же сосредоточивались на местных событиях. Региональные сюжеты доминируют в летописях, которые велись в Вологде, Великом Устюге, Нижнем Новгороде, в 17 столетии – в городах и острогах Сибири. На рубеже 17 и 18 веков, тобольский боярский сын Семен Ремезов написал «Краткую сибирскую (или кунгурскую) летопись», доведенную до 1649 г., и содержащую ценные этнографические сведения о сибирских жителях; ему же принадлежит «Чертежная книга Сибири» с картами сибирских земель. В 1710 г. он составил «Переписную тобольскую книгу» с поименным перечислением служилых и податных жителей тобольского уезда. Особое место в русском летописании занимают литовские летописи, написанные на языке, который ныне принято называть белорусским. В литовских летописях выделяются две основные редакции: одна из них охватывает события, происходившие от смерти Гедимина до 1446 г., а другая начинает повествование с незапамятных времен, вполне легендарное, а завершается 1505 годом. Эти летописи велись в Вильне, Киеве, Смоленске. Украинские, казацкие летописи относятся к 17 и 18 векам и сосредоточены, главным образом, на войнах гетмана Богдана Хмельницкого. Их составители, в основном, известны поименно – это Самуил Величка и полковник из Гадяча Грабянка, который описывает события, происходившие от 1648 до 1709 г. Летописание прекратилось в России в 18 столетии. Исключительно содержательным историческим источником, являются жития святых. Среди агиографических памятников возвышается и своей достоверностью, и глубокой религиозно-нравственной назидательностью, и высокими литературными качествами «Киево-Печерский патерик», выросший из, относящейся к началу 13 века, переписки печерского монаха Поликарпа с постриженником этой обители владимирским епископом Симоном, который, утешая и вразумляя Поликарпа, скорбевшего, по малодушию, о незначительности своего положения, написал ему слова, исполненные удивительной духовной силы: «Кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, сея соборныя церкве, красоты болодимерскыя, и другыа суждальскыя церкве, юже сам создах? Колика имеета градов и сел... И тем всем владеет наша худость. И сия вся бых оставил. Всю сию славу и честь вскоре яко кал вменил бых, да и аще бы ми трескою торчать за враты или сметием помятену быти в печерьском монастыи или и попираему человеки, или едину быти от убогых пред враты честныя тоя лавры и сотворитися просителю» (памятники литературы Древней Руси. 12 век. М., 1980, с. 482–484).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О Мстере написано много книг – очерковых, научно-исследовательских, искусствоведческих. Прочитав их, можно узнать разное. Например, то, что некогда это была вотчина князей Рамодановских, что одно время было там, если считать по главам семейств: иконников – 449 чеканщиков – 29 сапожников – 50 кузнецов – 25 сусальщиков – 19 столяров – 10 портных – 5 печников – 3 офень – 5 часовщиков – 1 овчинников – 1 мясников – 22 Из этого списка сразу видно, какое ремесло было во Мстере главным. Благодаря этой слободе и пошло по Руси крылатое выражение «владимирские богомазы». В одной из книг указано, что в 1858 году, то есть сто лет назад, владельцем Мстеры графом Паниным была объявлена цена всей слободы с покосами, огородами, садами, выгонами, усадьбами, церквами, кладбищами, лесами, реками, иконниками, офенями, кузнецами, сусальщиками, мясниками и прочим мастеровым людом. А цена эта была 167 200 рублей. Встретятся упоминания и о том, как приезжал во Мстеру Некрасов. Он договаривался здесь с офенями, то есть с коробейниками, чтобы они вместе с тесьмой, серьгами, кольцами, иконами да поясками носили по Руси, продавали его книги. Будто бы Некрасов говорил так: «Мстера на Клязьме – золотое дно красной дичи… в тамошних болотах проживает сам дупелиный атаман и все их начальство». По книгам можно узнать, что, когда совершилась революция и иконы стали не нужны, мастера-иконописцы остались без ремесла. А ведь мастера были так искусны, что умели написать икону под любой век, самые тонкие знатоки в истрескавшемся грунте, на почерневшей доске, с которой едва-едва проглядывает лик святого, не узнали подделки, написанной неделю назад. Пропадать ли было таким рукам! Иные стали расписывать матрешек и другие игрушки, причем вместо деда-мороза нет-нет да и глянет суровый бог Саваоф, ныне малевали стенные коврики (Стенька Разин развалился в лодке, и персиянка у него на коленях), иные пошли работать по орнаменту для клеенок. Нелегкий путь раздумий и поисков привел к прекрасному—к стильной миниатюре, которая радует теперь наш взгляд в музеях, на выставках, за витринами подарочных и ювелирных магазинов. Кто же не знает теперь мстерских шкатулок, ларцов, пластин! Выработался у мстерцев свой стиль, отличный от стиля палехских или федоскинских мастеров. Но мы придем скоро в живописную мастерскую, и нам расскажут об этом подробнее.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

СЕРГИЙ-ПЕШЕХОД Кто хоть однажды проехал дорогой от стен Лавры до Переславля-Залесского и дальше, до Ростова Великого, у того этот отрезок старинного тракта останется в памяти надолго. Как-никак - самая живописная во всем Подмосковье дорога. Особенно впечатляет та часть Ярославского шоссе, что начинается у нынешней границы Московской и Владимирской областей. Тут, как только минуете поворот на Александров, откроется глазам рукотворный прыжок гигантского лесного коридора - многокилометровый спуск, а вдали, в голубой дымке,- противоположный склон котловины с едва различимой щелкой ползущего вверх шоссе. Лес мощно и глухо подступает с двух сторон к узкому полотну асфальта. Спуск разнообразится полудюжиной малых, но крутых горок. Дух захватывает от стремительных нырков машины в эти овражистые ямины и легких, почти на холостом ходу взмывов на седловину очередного холма. Сёла на вершинах увалов - одно живописнее другого, а между селами с их далеко видными церквами мелькают поля, луговины, но преимуществуют все же леса со старыми, матерыми стволами. Они кажутся нехожеными, нетронутыми, эти сырые, копящие в себе туманы и сумеречье леса. Вы едете десять, двадцать километров, и ни единого на обочине грибника с корзинкой. Впечатление таково, что тут угодья заповедные, что забредать сюда с топором или пилой заказано еще со времен Грозного либо даже Калиты. Догадка, может, и не лишена основания, потому что речь идет о взгорьях водораздельных: в густой тени здешних лесов таятся начала рек, уходящих на север - к Волге и на юг - к Клязьме. А закон на Руси сызначала берёг лесные заслоны рек, особенно же в истоках, где водные жилы еще слабы и боятся солнца. Оставлю право за любителями всякую русскую местность прислонять непременно к европейскому эталону: ах, мол, русская Швейцария! Бог с ней, со Швейцарией! Наши горы и взгорки не покушаются, чтобы пришивать их к чужой славе. У них есть и своя, незаёмная. Это все, куда ни глянешь,- Сергиев материк, его водораздел, его путь-дорога. Тут его ступни неутомимые прикасались не раз и не два к жестким усохшим колеям и к пыльному праху.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Донесли Борису, что уже в Польше поговаривают, будто законный наследник прежних государей московских жив. Борис, не упоминая имени Димитрия, приказал поставить на западной границе караулы, всех задерживать и доносить ему. Так прошло несколько месяцев. Трудно было переезжать из города в город. Все знали, что ищут каких-то важных преступников, но никому не объявляли, кого ищут. По всему Московскому государству было схвачено и перемучено множество невинных людей, а того, кого нужно было Борису, не находили. В эти тяжелые времена доносов и пыток постиг Русь страшный голод, довершивший подготовку к потрясениям. Уже в 1601 году, от дождливого лета и от ранних морозов произошел во многих местах неурожай: зимою в Москве цена хлеба дошла до пяти рублей за четверть. В следующем 1602 году был такой же неурожай. Тогда постигла Московское государство такая беда, какой, говорят современники, не помнили ни деды, ни прадеды. В одной Москве, куда стекались со всех сторон толпы нищих, погибали десятки тысяч, если верить русским и иностранным известиям. Бедняки ели собак, кошек, мышей, сено, солому и даже, а припадке бешенства, с голоду, пожирали друг друга. Вареное человечье мясо продавалось на московских рынках. Дорожному человеку опасно было заехать на постоялый двор, потому что его могли зарезать и съесть. Тем не менее, современники свидетельствуют, что в то время не было на Руси недостатка в хлебе. В окрестностях Курска и на Северской земле урожаи были очень хороши. Около Владимира на Клязьме и в разных уездах украинных городов стояли полные одонья немолоченого хлеба прошлых годов. Но мало было людей, готовых жертвовать личными выгодами для общего дела. Напротив, большая часть старалась извлечь себе корысть из общего бедствия. Нередко зажиточный крестьянин выгонял на голодную смерть свою челядь и близких сродников, а запасы продавал дорогою ценою. Иной мужик-скряга боялся везти свое зерно на продажу, чтобы у него по дороге не отняли голодные, и зарывал его в землю, где оно сгнивало без пользы.

http://sedmitza.ru/lib/text/435618/

Но не дивись тому: земель страх и Царей, Беднее, на песках, скончался и Помпей! 35. Подражание Виргилию Так ты носишь мед не себе пчела, Ниву пашет вол, но не для вола: Так носит руно не себе овца, Вьет птица гнездо разве для птенца citatacitata 283 citata. 36. Надгробная надпись Георию Конискому, сочиненная им самим Колыбель Нежин, Киев мой учитель; Я в тридцать восемь лет сделался Святитель. Семьнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду, Архиепископом и Членом стал Синоду. Георгий именем, я из Ковиских дому, Коню подобен бывал почтовому. Сего тут падла зарыл грешны кости Год седмисотный пятый девяностый. Конец второй части. 262 Луцк, древний Княжеский Российский город, данный в удел от Великого Князя Владимира сыну его Подвизду, а по другим Подвизу, со всею Волынскою землею, в 1000 году по Р. X. См. Федор Эмин. «Российская история» в 3-х томах. Т. I. стр. 347. Прим. Соч. 263 Полоцк, древний город, завоеванный Великим Князем Российским Владимиром у Рогвольда в 980 году, и отданный потом, в удел, сыну его Изяславу в 989 году. Прим. Соч. 264 Перемышль, древний Российский город, завоеванный Великим Князем Владимиром у Мечислава, Короля Польского в 982 или 985 году по Р. X. См. Росс. Ист. Кн. Щербатова, Т. I. стр. 247 и «История польская, соч. аббата Солиньяка», перевод Федора Эмина с французского, в 2-х частях. 1766., Т. I. стр. 96. Прим. Соч. 265 Туров, древний Великокняжеский Российский город, который дан был от Великого Князя Владимира, в удел, сыну его Святополку в 986, или по мнению некоторых, в 1000 году по Р. X. Прим. Соч. 267 Все почти Российские Историки пишут, что От В. Кн. Владимира в 989 г. дан в удел сыну его Всеволоду город Владимир, без сомнения, Волынский; ибо построение Российского Владимира на реке Клязьме последовало уже в 992 г., что те же самые Историки утверждают, хота а то сумнительно. Справедливость сего доказывает и издатель Российского Географического Лексикона, под словом Владимир, на стр. 61, говоря при том, что сей город построен уже в XII столетии В. Князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Ошибку сию некоторые и из новейших писателей сами приметили, но или не зная о состоящем ныне в Польше, а прежде бывшем в России, на Волыни, городе Владимире, либо не имея достаточного сведения о древней Российской Географии, не знали, как оную исправить. Чудно, что г. Емин, хваставшись званием премногих языков, в том числе польского, Литовского и Латинского, проронил важное сие место, не справясь с историками сих народов, тем паче, что сей писатель, сколь ни витиеват и плавен в слоге, свойственном историку, при всем том на многих и таких ссылался авторов, которых и на свете никогда небывало, как-то: Летопись Могилы, Брунона и других. Прим. Соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Его примечания интересны, главным образом, своими указаниями на нравы и обычаи XVII и XVIII века и вовсе не имеют цены как ученые объяснения самого текста. Как печатали летописи, так печатали и грамоты: печатали то, что под руку попадется, с первого попавшегося списка, и редко заявляли, откуда взята грамота. Ученых пособий совсем не было: генеалогические таблицы были так перепутаны, что один князь являлся два раза сыном двух разных князей. Так у Щербатова случилось со Всеволодом Чермным. Вообще, чтобы понять всю эту путаницу, происшедшую от неуменья согласить два разные источника – летопись и родословные, стоит взять второй том Истории Щербатова. География древней России была не в лучшем состоянии: постоянно путались такие известные города, как Владимир на Клязьме и Владимир на Волыни, такие народы, как Болгары Камские и Болгары Дунайские. Состояние археологии было таково, что в 1824 году, уже после издания истории Карамзина, ученое общество печатает в своем издании описание Грузинской хоругви св. Владимира. Конечно, нашелся Оленин, доказавший ее поддельность; но, тем не менее, возможен ли был бы этот факт при другом состоянии науки? О мифологии уже и говорить не стоит: в XVIII веке мифологию считали делом праздного любопытства, и мифографы, для забавы читателя, изобретали не только обряды, но даже богов. К этом у следует прибавить огромное количество недоразумений: так из Перунова уса злата сделали бога Услада, и потом уже придали ему разные атрибуты. Так писалась у нас мифология; тот же взгляд заметен и в собирании песен, сказок и т.п. В сборниках постоянно являлись присочиненные песни и сказки: исследователи не только не умели отличать их от действительно народных, но даже не считали этого нужным, ибо и произведения народной словесности считали занятием праздного любопытства, и то для черни. Вспомним, с каким презрением относился, например, Сумароков, не говоря уже о Тредьяковском, к произведениям народной словесности; Державин, понимая эту поэзию чувством и пользуясь ею для времени довольно удачно, очевидно предпочитал ей оссианизм – эту переделку первоначальной поэзии на нравы XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Столицы друвнерусских земель-княжений: 1 - Чернигов (по Б. А. Рыбакову); 2 - я Переяславль (по П. А. Раппорту); 3 - я Владимир-Волынский (по П. А. Раппопорту; 4 - я Галич (по П. А. Раппопорту) Столицы друвнерусских земель-княжений: 1 - Чернигов (по Б. А. Рыбакову); 2 - я Переяславль (по П. А. Раппорту); 3 - я Владимир-Волынский (по П. А. Раппопорту; 4 - я Галич (по П. А. Раппопорту) Советская историография сознательно исключала дореволюционное наследие из культурного фонда. Археологические исследования возглавила созданная в 1919 г. Российская академия истории материальной культуры (позже ГАИМК и ИИМК). Наибольший интерес офиц. исторической науки вызывали основы экономики, общественный строй и становление древнерус. гос-ва. Исследование памятников приобрело целенаправленный характер, началась работа по социально-исторической и типологической классификации городищ. Для решения вопроса этнической принадлежности погребальных памятников привлекался анализ обряда погребений, а не отдельных вещей. Археологи (А. В. Арциховский и др.) искали факты, позволявшие судить о социальной структуре древних обществ (см.: Равдоникас [В. И.]. О возникновении феодализма в лесной полосе Вост. Европы//Основные проблемы генезиса и развития феодального об-ва. М.; Л., 1934. С. 102-109. (ИзвГАИМК; 103)). На левобережье Днепра Н. Е. Макаренко продолжил раскопки и обследования славяно-рус. поселений, Д. Н. Эдинг возобновил изучение Сарского городища (под Ростовом), Городцов предпринял раскопки Старорязанского городища. Обширные обследования могильников, селищ, стоянок и сотен городищ на Смоленщине и в Белоруссии провела группа А. Н. Лявданского . В 1920 г. он систематизировал данные о планировке 347 городищ, выделил 4 их типа, установил хронологию каждого и доказал, что слав. городища - древние поселения, а не места проведения обрядов. К сер. 30-х гг. XX в. этап выработки методических основ полевых и лабораторных изысканий завершился: отныне курганы копали целиком, поселения - широкими площадями; повышенное внимание уделяли стратиграфии и массовому материалу (особенно керамике), орудиям труда, производственным сооружениям. Началось планомерное обследование по территориям, углубленное изучение экономики, быта, культуры, возникновения и развития городов. Данные археологических раскопок в Вел. Новгороде (Арциховский, В. А. Богусевич и др.), в Ст. Ладоге (В. И. Равдоникас), во Владимире-на-Клязьме и в Боголюбове (Н. Н. Воронин ), в Киеве (М. К. Каргер ) позволили установить земледельческий, производительный характер экономики Др. Руси.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Закрыть Мягкая сила для Украины Есть ли у нас способ избежать военного столкновения и при этом решить «украинский вопрос»? 29.12.2021 1279 Время на чтение 9 минут Фото: Яндекс.Новости Начало В последнее время положение вокруг Украины обострилось до предела. К процессу подключены все имеющиеся ресурсы мировых игроков. С чего бы это? Да просто потому, что в активную фазу вступает новый передел планеты. И из этого передела не удалось исключить Россию. Условный запад хотя и сохраняет многочисленную сеть агентов влияния, но безвозвратно теряет контроль над поверженной через перестройку страной. А Украина , хотя и остаётся под внешним управлением Госдепа США, ЦРУ и МИ-6, но уже подошла к той критической ситуации, когда её уже невозможно будет использовать в качестве главного орудия против России. Запад упустил оба этих процесса из под контроля, и они стремительно набирают обороты. Вскоре «хозяевам мира» уже нечем будет противостоять возрастающей мощи России. Они стараются разыграть украинскую карту, пока ещё остаётся хоть какая-то возможность затормозить усиление «конкурента». Чтобы правильно противостоять новому вызову нам в первую очередь необходимо осознать сложившуюся ситуацию на украинском фронте. Она характеризуется двумя основными показателями: 1) Украина превращена во враждебное России государство; 2) Бандеровско-СБУшный режим (очень схожий с гестаповским), установившийся в Киеве враждебен самому украинскому народу. Чтобы понять, почему такое произошло, необходим хотя бы краткий экскурс в историю. Значительная часть земель нынешней Украины тысячу лет назад входила в состав Древнерусского государства. Основным населением страны были русские люди. Однако междоусобная распря приводила к отдалению отдельных частей друг от друга. Образовалось несколько центров притяжения для отдельных княжеств: Новгород, Киев, Владимир-Волынский, Полоцк и Владимир-на-Клязьме. В результате монгольского нашествия разделение значительно усугубилось. Несколько столетий части Руси существовали раздельно. Четыреста пятьдесят лет назад Малая Русь (Малороссия) вышла из Речи Посполитой и воссоединилась с Великой Русью (Великороссией). Чтобы воспрепятствовать этому естественному процессу польские националисты и придумали идеологический антирусский проект под названием «Украина». Это не помогло. После раздела Польши западноукраинские земли тоже присоединились к Большой России. В XIX  веке польские националисты-сепаратисты  использовали полузабытый проект «Украина» для борьбы за выход из Российской империи. Этим же проектом с готовностью воспользовались Австро-Венгрия и Германия во время Первой мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/29/my...

Словом, все бывшие у нас тогда высшие Духовные правительственные лица и сам Благочестивейший Государь, засвидетельствовали достоверность Деяния 304 ! Много ли исторических Деяний подобным образом свидетельствовано, как это? и однако ж никто об них не сомневается! Могли же ли все упоминаемые священночтимые лица наши желать или действовать так, чтобы кто-нибудь обманывался в Соборном Деянии на Мартина, и обманываем был столь гласно, судебно, верховным Правительством? Если бы, з) сверх всякого вероятия, и предположил кто-либо такую нравственную возможность лгать о списке Соборного Деяния (о чем и на минуту помыслить никому, казалось бы, нельзя); не было естественной возможности подделать список. Мнимые ревнители старины сами своими глазами могли видеть список, как были приглашаемы к тому, и, без сомнения, видели, как того требовали; по крайней мере, никто из них после не имел о нем сомнений. и) И что в то время, как Деяние было отыскиваемо, писалось у нас на пергамене? Где взять пергамен, проточенный уже тлею? Кто и когда заблаговременно предвидел, что нужен будет такой пергамен, такой акт, и след. надобно его подготовить? г) Акт не список с того списка, какой имелся у Святителя Димитрия, а только схож с ним, – пишут сами Старообрядцы. Как же и кому сложить заблаговременно сказку о событии небывалом или столь давно (в 1157 г.) бывшем сколько-нибудь похожую на быль? И для чего все это, если дело только о средствах к обращению Старообрядцев, когда таких средств могло быть и без лжи весьма много в руках Правительства? 2) Не упоминается о Соборе, говорят Историограф и мнимые Старообрядцы, ни в Степенной Книге, ни в хронографах, – ни в Стоглаве, прибавил особо Карамзин. Но мало ли и иных событий, еще более важных, не упоминается в историях? Упоминается ли где-нибудь и о Стоглавном Соборе? Нигде. Сам Г. Историограф пишет об одном «достойном уважения» Соборе, бывшем при Кирилле Митрополите во Владимире на Клязьме, что о Соборе том не упоминали не только писатели общей истории Церкви Российской, но не знали и нарочитые исследователи Иерархии ее 305 ; а он Г. Карамзин нимало о нем не сомневается. Кстати же ли в особенности упоминать о Соборе на Мартина в Стоглаве, совершенно вопреки намерению Стоглава? Да и о каком ином Соборе древнем, хотя об одном, упоминал Стоглавник в основание своих рассуждений? Ни об одном. Мы уже видели основания его, когда говорили о Стоглаве на своем месте 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Заокская глухомань с полугодовалой зимой, скудной землей и непролазными дебрями стала выгодно отличаться от неспокойной Киевской Руси. Выученики византийской аскезы могли проверить себя в суровых условиях на стойкость перед лишениями и сосредоточиться на богоугодных делах. Никогда еще православие так далеко не заходило от границ произрастания виноградной лозы. Но на переломе XII-XIII веков на Руси совершался и другой перелом. В верховьях Оки и Волги стало больше возводиться храмов и обустраиваться монастырей, нежели в бассейне Днепра и Двины. Истово-неистовые ревнители веры охотно устремлялись в волго-окский треугольник, чтобы там создать божьи обители. Пионеров этого общественно - религиозного движения мы никогда не узнаем, но определенный вклад в изменение умонастроение русичей внес Андрей Боголюбский. Он покинул Киев вскоре после того, как в стольном граде был убит его отец - Юрий Долгорукий, и решил обосноваться во Владимире на Клязьме. Несмотря на смену места жительства кн. Андрей также будет убит заговорщиками. Злодеяний в ту пору хватало с избытком и смердам и властителям. Митрополит будет оставаться в стольном Киеве еще целый век. Однако, тропа проложенная князем Андреем с юго-западной в северо-восточную Русь, быстро превратится в торную дорогу. И устремятся по той дороге те, кто искал нравственной жизни. Возможно отток людей честных и смиренных, христолюбивых и деятельных послужил одной из причин того, что Киев так и остался всего лишь самым крупным городом княжества. Государственное чувство было слабо развито у князей, а Византия не связывала с Русью больших надежд. Своей миссионерской политикой Константинополь преследовал цель нейтрализации варварской агрессии из причерноморских степей, и эта цель была вполне достигнута еще во времена Ярослава Мудрого. 2012 г. (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Ответ на 2., Пестерев Егорий:

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010