Из последнего следственного дела Анисимова, заведённого уже в лагере летом 1937 года: «Настроен резко антисоветски. В разговорах открыто выражает своё недовольство политикой советской власти. Пользуется громадным авторитетом среди окружающих его заключённых... Тройка НКВД Карельской АССР постановила: Анисимова Александра Ивановича расстрелять. 2 сентября 1937 года в 23 часа 30 минут приговор был приведён в исполнение»... Арест Анисимова стал началом разгрома Центральных реставрационных мастерских: почти все ведущие сотрудники оказались на Лубянке. Следователи изобрели даже специальный термин — «анисимовщина» — для определения «контрреволюции на реставрационном фронте». Одним из первых, за кем пришли чекисты, был великий русский реставратор Григорий Чириков, раскрывший Владимирскую икону Богоматери. Дружба с Анисимовым предрешила его судьбу. Из тюрьмы он вышел смертельно больным человеком и вскоре умер. В январе 1934 года, когда арестовывать стало уже некого, Центральные реставрационные мастерские закрыли. Вместе с другими шедеврами древнерусской живописи Владимирская икона Богоматери была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Сейчас главная икона России, продолжая оставаться музейным экспонатом, доступна для всех верующих. Искусствоведы и служители Церкви смогли найти решение, устроившее обе стороны. Владимирская перенесена в храм Николы в Толмачах, расположенный на территории Третьяковки, куда можно попасть прямо из залов музея. Для неё изготовили специальный киот, в котором поддерживаются необходимая температура и влажность даже во время богослужений. Музейщики регулярно следят за «здоровьем» иконы, а священник храма отец Николай и его прихожане молятся Чудотворной Заступнице. Из полумрака церкви, как и восемьсот лет назад, на нас взирает лик Богоматери, склонившейся над Младенцем. На Русь икона Божией Матери попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз во Владимир в 1169 году, где она хранилась в Успенском соборе.

http://pravoslavie.ru/59690.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Владимирская Нерехтская Список с чудотворной иконы Богоматери Владимирской из соборной церкви девичьего монастыря Сретения иконы Богоматери Владимирской в Нерехте. В монастыре почитались две иконы Богоматери Владимирской. Первый образ был принесен из Ярославля в 1634 года, ярославским жителем Иваном Аверкивым. Тогда же была основана обитель Второй образ год спустя был принес из Успенского собора в Ярославле. Поскольку иконография этих икон : отличалась от традиционного извода Богоматери Владимирской, то списки с них без поясняющей надписи идентифицировать невозможно. Публикуемый памятник - редчайший пример такого списка. В 1634 г. переехавшему в Нерехту жителю г. Ярославля Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богородица и повелела ему купить у иконописца Димитрия икону и перенести ее в г. Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Божия Матерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, которую оставил в своем доме до весны, затем перевез ее на лодке в Нерехту по рекам Волге и Солонице, которая протекала близ Тетеринской деревни Пятино. От иконы стали происходить чудесные исцеления; среди исцеленных был и сам Иоанн Аверкиев. По прошению жителей Нерехты Патриарх Иоасаф I благословил построить для чудотворной иконы церковь и основать монастырь в честь ее сретения . На месте же встречи Владимирской иконы на берегу реки Солоницы первоначально была поставлена деревянная часовня, приписанная Тетеринской церкви. Для часовни был сделан список с чудотворной нерехтской иконы. В часовню приходили с больными (чаще с младенцами) помолиться и «проняться» через отверстие, устроенное в киоте под иконой. Источник: http://pustyn.nerehta.info/2.html Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Нерехтская " .

http://pravicon.com/info-707

Сам убежденный инок, Патриарх Сергий благоговейно чтил память Валаамских подвижников Преподобного Сергия и Германа и, будучи Финляндским архиепископом, он составил им акафист. В этом акафисте он выражает свою радость по поводу того, что видит в этих подвижниках работников духовного делания, благодатного созерцания, и молится им, чтобы они и иноков Валаамской обители, и других подвижников вели по святому, избранному ими пути, чтобы они своими молитвами не дали обители и инокам обители отягчаться куплями житейскими и удерживали бы насельников обители от духа уныния и других пороков. Отображением такого же настроения Святейшего является и акафист Преподобному Антонию Великому ; в этом акафисте очень выпукло изображено премирное настроение спасавшего вселенную своими молитвами отца монашества, в своем молитвенно-созерцательном духе изрекшего, что он уже Бога не боится, а любит Его. На своем жизненном пути Святейший становится Митрополитом Владимирским. Молится он здесь пред Владимирскою иконою Богоматери и, почувствовав слабость читающегося там акафиста Богоматери, в котором больше восхвалялись молитвенные подвиги благоверных князей, нежели благодатное заступничество Богоматери, Митрополит Владимирский составляет новый акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где восхваляет попечение Богоматери о земле Русской, чудеса, проявленные Богородицею чрез эту чудотворную икону, и особенно радостно восхваляет Богоматерь, что Она Своею чудотворною иконою благословила работу Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., и от Своей же чудотворной иконы дала жребий восстановленного Патриаршества Своему избраннику Патриарху Тихону. Здесь же, во Владимире, наш Патриарх составляет акафист Боголюбской иконе Богоматери, тоже взамен прежнего, а когда он становится Митрополитом Горьковским, то он своим благочестивым сердцем обонял подвиги блаженного старца Серафима, благоухание иконы Богоматери – «Умиление» и составляет акафист этой иконе, вспоминая близость Богоматери к Преподобному Серафиму, помощь Ея дивеевским старицам и другие благодеяния Царицы Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

10 февраля Огневидная икона Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию сей иконы Огневидной. 11 февраля Керкирская, или Корцирская икона Эта св. икона Богоматери в настоящее время находится на острове Корфу, в одном предместье, расположенном недалеко от города Керкиры, или Корциры. От этого места она и получила свое наименование. Прославилась она И февраля 1603 года. Так как сей образ Богоматери значительно обветшал, то его хотели обновить в г. Парга. С этой целью был приглашен один живописец. Он осмотрел икону и оставил ее в храме, на архиерейской кафедре, намереваясь на следующий день приняться за работу. Но на утро местные жители были встревожены страшными громовыми раскатами, несшимися из храма. Они поспешили туда. И вот на глазах собравшегося народа святая икона Богоматери была поднята невидимыми руками на воздух и перенесена на свое прежнее место. В воспоминание об этом чуде каждый год пред Корцирской иконой Божией Матери совершается по особому чину молебен. 12 февраля Иверская-Московская икона Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь. Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Что в прежнем порядке, в прежнем языческом порядке было так важно, к чему люди привыкли – это конечно к древней религии материнства и к образу матери сырой земли. Это не религия, а этот образ были трансформированы в почитание Богоматери. Совершенно удивительное событие в русской культуре, с тех пор, когда это произошло, главные храмы на Руси, они посвящались Богоматери. В основном, посвящались Успению Богоматери и первый такой храм был сооружен в Киево-Печерском монастыре, где трудился наш летописец Нестор, там была освящена в 1070-е годы великая Печерская церковь Успения Богоматери. И вот когда в 1155 году князь Андрей Боголюбский решил покинуть Киев, покинуть русскую землю, потому что в то время русской землей называли обычно пространство вокруг Киева, а вот то пространство, которое сегодня ближе нам, то есть пространство Владимира древнего, Москвы, Суздаля, Новгорода – это не русская земля. Пространство Суздаля и Владимира – это так называемая Залесская земля, в то время совершеннейшая глухомань. Интересна история освоения этой земли, превращение этой тогдашней глухомани в одну из цветущих держав, которая находилась на русской земле, цветущих держав православного русского мира. С чего все начинается? Начинается с приезда князя. Он приезжает, привозит с собой святыню – икону, которую потом назовут Владимирской Богоматерью и будущая столица этой державы – город Владимир – строится и вообще основывается по велению БогоматериБогоматерь является во время сна князю Владимиру с том месте, где будет потом основан княжеский замок, а в настоящий момент там находится Боголюбский монастырь. То есть место самого города – это место Богом данное. Удивительно, этот город украшается целой серией замечательных богородичных храмов и сам собор городской тоже посвящается Богоматери – это Успенский собор. Откуда берет начало это представление православных русских людей о том, что Богоматерь является исключительной защитницей земли и исключительной защитницей града? Парадоксальная ситуация, это убеждение укреплялось воспоминанием, а воспоминание это записано в той же «Повести временных лет» не о победе, а о поражении, но только русские тогда были еще язычниками – это 866 год – нашествие дружин киевских князей Аскольда и Дира на православную столицу тогдашнюю византийскую – Константинополь. Русские, как известно, приплыли на ладьях, атаковали город с моря, так вот, можно сказать уже в последний момент православный патриарх Фотий отправился во Влахернский монастырь, взял оттуда, с молитвой конечно, ризу Богоматери, омочил ее в бухте Золотой рог и началась буря, собственно разметавшая эти ладьи киевских князей и тем самым спасшая столицу Константинополь от разорения. Воспоминания об этом событии, удивительное дело, повторяю, не о победе, а о поражении долго хранилась в русском сознании и в значительной степени на этом воспоминании основано это убеждение русских людей в особой градозащитной функции богородичных храмов.

http://academy.foma.ru/2017/03/02

Заканчивая краткий просмотр службы древнего русского праздника Пресвятой Девы “Знамение”, хочется вспомнить мысль Ф. Г. Спасского, который очень отчетливо подчеркивает, что празднование иконам Богоматери — “наша русская особенность” и что греческие минеи не имели ни одной подобной службы 36 . Служба в честь Владимирской иконы Божией Матери Большое значение для жизни русского государства, для его укрепления в окончательной победе над монголо-татарами имеет образ Владимирской Богоматери. Образ этот имеет древнее происхождение; его написание связано, по преданию, с евангелистом Лукой, он был прислан на Русь из Константинополя во второй четверти XII века. Во второй половине того же столетия он переносится святым благоверным князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, и здесь святая икона Богоматери получает свое именование Владимирской. В 1395 году икона с молебным пением направляется в Москву в связи с грозным нашествием хана Тамерлана. Чудесное избавление от полков этого страшного завоевателя совпадает с моментом Сретения образа Пречистой в Москве. Так возникает день празднования этой чудотворной иконы 26 августа. Остальные дни празднования Владимирской Богоматери связаны с событиями 21 мая и 23 июня, когда орды монголо-татар отступают от границ русского государства. Икона Владимирской Богоматери является шедевром мирового искусства и всесторонне изучается специалистами. Она относится к категории богородичных икон, формирующих группу изображений Богоматери, которые именуются “Уми­ление”. Описывая эту икону, современный искусствовед говорит: “Ни­где в живописи так не выражена мировая скорбь, столь же великая и извечная, как и радость бытия”. “Радость эта, — продолжает автор, — соседствует здесь со скорбью, выявляясь в сладостном умилении, умиротворяющей красоте живописи, достигнутой тончайшей красочной лепкой”. Тот же автор, ссылаясь на язык летописей, пишет, что икона Владимирская “прешла всех образов” 37 . О ней же свидетельствуют другие современные художники, говоря, что в образе Владимирской дана “радость святой печали”.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 215-234). Пластины с Деисусом, вероятно, остались от оклада времени митр. Киприана ( Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 136-148), по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV-XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление»; она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат (Описи Успенского собора. Стб. 309-311, 423-425. Примеч. 1). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре - в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника (Там же. Стб. 673). В 1-й пол. XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И. М. Снегирёв назвал эту икону «запасной» ( Снегирев И. М. Памятники Моск. древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. М., 1842-1845. С. 17), ошибочно отождествив ее со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до наст. времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесен в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е. И. Брягиным. В наст. время находится в Успенском соборе Московского Кремля. Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации В. и. в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновленный древний образ (вероятно, была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в ее золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками - образы вселенских и рус.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Заступница Суздальского края - чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская» Спасо-Евфимиев монастырь хранил в своих стенах множество дорогих православному сердцу святынь. Среди них особым почитанием пользовался древний чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская». Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и всего Владимирского края. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. Каждую пятницу в монастыре перед чудотворным образом соборно пели акафист и поминали о здравии власти и благотворителей обители. На эти богослужения неизменно собиралось множество богомольцев из Суздаля и окрестностей. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам Владимирской губернии, и в память бывших от неё исцелений было написано множество копий иконы для сельских церквей и часовен. Например, монастырская опись упоминает жителя деревни Курки Суздальского уезда, пожертвовавшего в обитель «ценного коня» за такой список. Особое торжество в честь Корсунской иконы с 1860-х годов устраивали жители села Коровники (сейчас входит в городскую черту Суздаля): 29-30 июня они торжественно приносили чудотворный образ, вместе с иконой преподобного Евфимия Суздальского, в свой приходской храм, в котором совершали богослужение, а затем обходили село с крестным ходом, с преднесением Корсунской иконы, и принимали святыню в каждый дом для молебнов. Ежегодно в 10-ю пятницу после Пасхи Корсунскую икону Богоматери приносили в село Омутское. Согласно документам, в 1870-1873 годах разрешение принимать икону получили жители деревни Волковойны Ковровского уезда, села Кибергина Суздальского уезда, села Симы Юрьевского уезда, села Тейкова Шуйского уезда.

http://pravicon.com/info-1551

Впрочем, не только цари и святители питали высокое благоговение к Владимирской иконе Богоматери, но и все христиане православные 731 . В 1598 году русский полководец, извещая патриарха Иова о прекращении непрязненных действий крымского хана, писал: «Сподобил бы Бог вас возвратиться в царствующий град Москву с победою и Пречистой Богородицы Владимирский чудотворный образ видеть» 732 . В 1605 году 17 мая, перед низвержением самозванца Василий Иоаннович Шуйский прибыл во храм Успения, приложился к св. иконе Владимирской и воскликнул к вароду: «Во имя Божие идите на злого еретика!» 733 . Перед нзгнанием поляков из Москвы Пожарским и Мининым русские говорили: «Яко уне есть нам умрети, нежели предати на поругание Пречистыя Богородицы образ Владимирский» 734 . По изгнании врагов, узрев чудную икону, воеводы и воины не могли удержать радостных слез; с умилением взирали на лик Богоматери, о имени Которой одержана победа; все молились и каждый желал освятить себя прикосновением к чудотворвой иконе 735 . При нашествии французов на Россию в 1812 году икона Владимирская по Высочайшему повелению отправлена была во Владимир преосвященным Августином 2 сентября. По прибытии во Владимир св. икону ежедневно носили с крестным ходом по городу. Из Владимира преосв. Августин отправился с иконою в Муром, а оттуда 20 октября возвратился в Москву. Жители Мурома провожали св. икону с крестным ходом более пяти верст. В 1813 году, по возобновлении московского Успенского собора, Владимирская икона в Неделю ваий торжествевно перенесена была из Сретенского монастыря в собор 736 . Владимирский образ Богоматери стоит в московском Успенском соборе, по левую сторону Царских врат, в створчатом киоте; высотою один аршин и 7 вершков, шириною с небольшим 15 вершков. Риза на иконе из чистого золота, древней греческой работы, украшена драгоценными камнями, ценится около 60 000 руб. на cep. 737 . Заключение Кроме упомянутых явленных и чудотворных икон Пресв. Богородицы, под необоримым покровом Которой находится православная Россия, местно прославляются и другие св. иконы Девы Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ Владимирская икона Божией Матери , одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы , по преданию, была написана Евангелистом Лукой . Празднование 21 мая , 23 июня , 26 августа По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: " Отныне ублажат Мя вси роди " , – присовокупив, – " …благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами " . Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос , Дева Мария и Иосиф Обручник . Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия. На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят " пяточка " ), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу. До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме , до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией . Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому . Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.

http://drevo-info.ru/articles/3589.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010