Удаляясь из Киева в Суздаль, он тайно взял с собою знаменитую икону Богоматери, написанную, по общему верованию наших предков, святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Царьград императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего, и поставлена во Влахернском храме, а Патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал ее в Киев к великому князю Юрию, который поставил икону в девичьем монастыре в Вышгороде. Оттуда и взял ее Андрей. Когда пришли на берег Клязьмы, не доезжая до Владимира, кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь построил здесь каменный храм и поставил на время икону, а место назвал Боголюбовым, потому что Богородица возлюбила его. Построив во Владимире великолепный соборный храм, 103 благочестивый князь перенес в него чудотворную икону и украсил ее окладом из 15 фунтов золота, жемчугом и драгоценными каменьями. Быв свидетелем многих опытов благодатной помощи от сей святой иконы, князь Андрей питал к ней особенную веру и, когда выходил на брань, имел обычай брать с собою ее и честный крест. Так поступил он и в 1164 году, отправляясь в поход против восточных болгар-магометан. Перед сражением благочестивый князь укрепил дух свой приобщением Святых Тайн и молитвою перед иконой Богоматери. Болгары были разбиты, и князь далеко преследовал их. По возвращении из преследования на место битвы князь, прежде всего, принес благодарение Богоматери перед чудотворной Ее иконой. В это время от животворящего креста и иконы Богоматери воссиял свет, озаривший все войско. Память о сем чуде доселе сохраняется в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), установленном по желанию Андрея и по сношению с императором греческим Мануилом, который в тот же день видел свет от Креста Господня и победил сарацин. 104 Княжение Андрея Боголюбского кончилось страдальческой смертию: люди, осыпанные милостями князя, убили его в Боголюбове. Последние слова его были: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». 105 Спустя год по убиении святого князя Андрея скончался сын его князь Глеб, 20-летний юноша, благочестивый, чистый душою и телом. Тело его, положенное во Владимирском соборе, прославлено нетлением и чудесами. 106

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но вот наступил 1395 год. В этом году пришлось Владимирскому Успенскому собору лишиться своего великого сокровища – чудотворного образа Богоматери. С унесением сей святыни начинается уже новая эпоха для Владимирского собора. С этого времени собор постепенно оставлялся как бы в тени и забвении. 1395 год памятен для всей России. В сем году «Тамерлан вступил в пределы России и дошел до реки Дона. Московский князь Василий Димитриевич решился встретить его со своим войском на берегах Оки. Желая одушевить себя и подкрепить свое воинство в битве с многочисленным врагом, он послал отсюда в Москву к митрополиту Киприану, чтобы он распорядился о принесении из Владимира в Москву чудотворной Владимирской иконы Богоматери, для принесения пред нею усерднаго моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной» 152152 . По приказанию князя митрополит Киприан немедленно послал во Владимир духовенство Московского Успенского собора. Духовенство, посланное митрополитом, скоро прибыло во Владимир, взяли Владимирскую икону Богоматери и отправились обратно в Москву. Выносили святую икону из Владимира в самый праздник Успения Богородицы. «Весь народ, повествует летопись, малии и велицыи, юнии и старии, мужи и жены и отроковицы и младенцы, ссущие млеко, на руках матерей своих, со слезами многими, далече шествие творяще, не могуще отлучитися таковаго утешения и заступления и скорыя помощи и надежды» 153153 . С сего времени великая святыня Владимирского Успенского собора, для которой сооружен был и самый собор златоверхий Великим Князем Андреем, более не была уже возвращена во Владимир, и соборный храм навсегда лишился именуемой Владимирской чудотворной иконы Богоматери. «По перенесении святыя иконы из Владимира великое чудо совершилось в то время, когда семейство великаго князя, бояре и народ, сретив святую икону на Кучковом поле, умоляли Царицу Небесную спасти землю Русскую. Древние летописцы повествуют, что в тот самый день и час, когда Русский народ встретил чудотворную Владимирскую икону и пред нею молился, Тамерлан дремал в своем шатре, и вот, точно наяву, видит, будто бы он находится при подошве высокой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Красногорская (Черногорская) " Описания иконы Описание иконы Владимирская Красногорская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей[...] Икона Владимирская Красногорская (Черногорская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1603 году, при храме Воскресения Христова, в Кевроле, на реке Пинеге (правый приток Северной Двины), жил игумен Варлаам. Он имел список (копию) ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Богоматери, к которому питал большое уважение и с которым никогда не расставался. На старости лет, чувствуя, что время кончины его приближается, он задумал передать эту икону некоему юродивому Харитону, человеку праведной и богочестной жизни. Однако Бог устроил иначе. Однажды, придя в свою келью, Варлаам задремал; и вот он видит во сне, что двери кельи отворились, и некая Жена говорит ему: «Зачем ты, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай её вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконой этой место Чёрной горы». Пробудившись от сна, Варлаам недоумевал, кто бы это был вдовый поп Мирон, ибо такого священника он не знал. Но по Божьему соизволению священник Мирон сам пришёл к Варлааму. Он священствовал в деревне Юролы, версты за две от Чёр[...]

http://pravicon.com/icon-60

Скоро создан был деревянный храм, и икона Богоматери поставлена в нем. Там стояла икона около десяти лет, неоскудно истощая благодатные дары на всех, с верою притекающих к ней. Внезапно в церкви случился пожар и обратил ее в пепел; сколько ни употребляли старания спасти икону Богоматери из огня, но все усилия остались тщетны; казалось, икона Богоматери погибла в пламени; так думали все, и все сокрушались о ее потере. Однажды малолетние дети были на той горе, у подножия которой был сгоревший храм. Вдруг видят они вдали: некая Дева в лучезарном сиянии сидит на камне; дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили известить о сем своих домашних. Весть дошла до священника. Принимая сказанное детьми видение за Божественное указание, все отправились на гору и, подходя к указанному камню, увидели на нем горящую свечу; когда же подошли к самому камню, нашли на нем Жировицкую икону Богоматери, нисколько не потерпевшую от пожара. Священник и жители Жировиц, несказанно обрадованные обретением иконы, взяли ее и поставили в доме священника, потом с ревностию приступили к сооружению нового храма и, построив его в непродолжительном времени, освятили в честь Богоматери и поставили в нем чудную икону 579 . День Ярославской Печерской иконы Богоматери В царствование Михаила Феодоровича, при патриархе Филарете Никитиче, в 1629 г. в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Петр Гладков. Он служил в военной службе и имел вотчину в окрестностях нынешнего Оранского монастыря. Имея великую веру к Владимирскому образу Богоматери, находящемуся в московском Успенском соборе, он снял для себя точный с него список и отвез в свою отчину, в село Бочеево. Здесь в церкви св. Николая и в доме помещика икона находилась пять лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы Гладков слышал во сне голос: «Иди семо». Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и услышал новый глас, повелевающий ему построить на сем месте храм в честь Владимирской иконы Богоматери, а прежде создания храма водрузить на горе крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В воспоминание сего чудесного избавления Москвы от врагов, церковь празднует 21 мая Владимирской иконе Богоматери и совершает крестный ход из Успенского собора в церковь Владимирской иконы Богоматери. (См. Слава Пресвятыя Богородицы М. 1853 г, и Дни Богослужения, Дебольского. 109 Боголюбская часовня устроена была в 1880 роду, открыта и освящена 20 июня; приписана к Московскому Покровскому Миссионерскому монастырю и состоит в ведении Православного Миссионерского Общества. 110 Боголюбская чудотворная икона Божией Матери первоначально прославилась чудотворениями в 1155 году. Когда великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский отправлялся на свою родину, в землю Суздальскую, и когда был в Вышгороде, то, по совету своих бояр, бывшую там в Девичьем монастыре Владимирскую икону Богоматери взял с собой и выехал со всем своим двором. Во время своего путешествия он не переставал совершать молебного пения пред иконою Богоматери. Когда подъезжали к городу Владимиру, то в одном месте при реке Клязьме, лошади, запряжённые в сани, в которых везена была икона, остановились, так что принуждены были несколько раз переменять, и впрягать других лошадей и ни одна из них не могла сдвинуть с места саней. Тогда великий князь велел раскинуть палатки, и долго молились пред иконою Богоматери. В это время Божия Матерь явилась ему с хартией в руке, завещевала не ехать далее и оставаться во Владимире, а на этом месте построить храм во имя Рождества Её и устроить монастырь. Князь исполнил повеление Божией Матери и воздвигнул на указанном Ей месте монастырь и назвал его Боголюбовым. Для прославления этого чудесного явления, он повелел иконописцам изобразить Божию Матерь в том виде, в каком Она явилась ему. Новонаписанную икону назвал Боголюбивою, и повелел праздновать Её 18 июня. В 1771 году, когда во Владимире свирепствовала моровая язва, тогда некоторые из благочестивых христиан испросили себе позволение принести из Боголюбова монастыря чудотворную икону Богоматери. Когда принесена была икона и начали совершать пред нею молебствия, то, как в городе, так и в окрестностях его, болезнь стала прекращаться. Между тем, моровая язва распространилась и в Москве; народ, видя постоянные жертвы этой болезни, в страхе прибегал к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их о избавлении от гнева Божия. Когда слух о чудесах от Боголюбской иконы Божьей Матери во Владимире достиг до Москвы, тогда и здесь начали притекать с молитвой к Боголюбовой иконе Богоматери об избавления от смертоносной язвы. По вере и усердию народа, болезнь скоро начала прекращаться. С этого времени прославилась и в Москве Боголюбская икона Божией Матери и с благоговением чтится православными христианами. Празднование сей иконе совершается в Москве, по примеру Боголюбова монастыря, 18–го июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великой радостью. После этого князь направился к Ростову: но в 10 вёрстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и не шли далее. Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконой, и, получив от Богоматери повеление – поставить икону во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 году храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св. икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил её в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирской. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Перед сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Таин и молитвой пред чудотворной иконой Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет», – так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя, и все воины усердно молились пред Её иконой и с верой в Её всесильную помощь отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь, прежде всего, принёс благодарственное молебствие Богоматери пред Её Владимирской иконой. После убиения князя Андрея Боголюбского в 1173 году, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с князем из Вышгорода, в полном облачении ходил с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж скоро утих. Во время пожара, в 1185 году, 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимой. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нём чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был храм во имя Пресвятой Богородицы (Успенский собор) и св. икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми Русскими княжествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Архив Пн 6 июля — празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери 5 июля 2009 г. 17:38 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/265521.htm...

Архив Пн 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 г. 00:00 Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской». В половине V века икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине XII века прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие святую икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святым образом, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов. В 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве перед этой святой иконой князь Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил города Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

http://patriarchia.ru/db/text/117478.htm...

Христос с надписью «Эвергет» представлен восседающим на престоле, с Евангелием на колене левой ноги (слева от апсиды во фресках церкви в Боянах, 1259 г., а также в росписи церкви Богоматери на Пресне, 1368 г.). Широко известен был константинопольский монастырь Богоматери Эвергетиды. Элеуса (Милующая, Умиление) – эпитет, который мог сопровождать образы Богоматери, представленной в разных иконографических типах (Одигитрии, Гликофилуссы, Киккотиссы). По сути дела, имя Элеуса относится не к определённому образу Марии, а к самой Богоматери. Этот эпитет, раскрывая истинность Воплощения и Страстей, характеризовал свойства Богородицы и поэтому мог прилагаться к любой её иконе. Этот эпитет сопровождает иконы Богоматери Одигитрии, держащей Младенца на левой руке, с намеченными поворотами Богоматери и Младенца друг к другу (то есть с позами менее строгими, чем в классических изображениях Одигитрии), но без непосредственного касания. Такова икона Элеусы из Хиландарского монастыря на Афоне начала XIV в. В русской традиции эпитет «Умиление» относят к образам Богоматери Гликофилуссы, поэтому Владимирскую Богоматерь – Гликофилуссу по типу, часто называют Элеусой. Элеусой именуют икону Богоматери Ласкающей, представленную в цикле Акафиста (строфа 2–1) во фресках Маркова монастыря (1361–1380). Самая ранняя из сохранившихся икон с надписью «Элеуса» – образ Богоматери из монастыря Св. Неофита на Кипре, где она представлена в позе моления, деисусном типе. Считается, что именно в такой иконографии Богоматерь была изображена на мозаичном образе и в иконе, украшавшей храм Богородицы Элеусы в монастыре Пантократора в Константинополе, погребальном комплексе императоров династии Комнинов. Эммануил (древнеевр. «С нами Бог») – одно из пророческих имён Иисуса Христа, употреблённое в пророчестве Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя – Еммануил» (7:14). Тип Эммануила представляет Христа младенцем или отроком. Как самостоятельный образ широко распространен в раннехристианском и ранневизантийском искусстве (рельефы мраморных саркофагов, мозаики Сан Витале в Равенне, 548 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона Владимирская Заоникиевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта ВЛАДИМИРСКАЯ икона явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону – будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому – при следующих обстоятельствах. Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее. В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями. После революции ме[...] Описание иконы Владимирская Заоникиевская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Так икона именуется по той причине, что находится в Заоникиевском монастыре. Явилась она в 1599 году при следующих обстоятельствах. Недалеко от г. Вологды, в селе Обухове, жил один благочестивый поселянин, по имени Иларион. Он потерял зрение и после безуспешного лечения у знахарей обратился с горячей молитвой к Богоматери и святым угодникам Божиим, умоляя их исходатайствовать ему исцеление от болезни. В скором времени ему явился во сне св. бессребреник Косьма и сказал, что Богородица дарует ему исцеление, если он придет в одно определенное место. Иларион, пробудившись от сна, поспешил на указанное ему место и здесь увидел стоявшую на высоте икону Богоматери, вокруг которой сиял необыкновенный свет. Он смиренно преклонил колена перед св. образом, усердно помолился Пресвятой Богородице и затем едва облобызал икону, как сразу же почувствовал себя здоровым. В благодарность за полученное исцеление Иларион решил на месте явления иконы устроить церковь во имя Богородицы. При помощи благочести[...]

http://pravicon.com/icon-59

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010