В проект, в качестве натурной почвы вовлечены более 20 городов Тверской, Владимирской, Костромской, Московской и Ярославской областей, из которых мы еще осуществляем множественные радиальные выезды в округлежащие села, усадьбы, погосты. Вместе с тем, кроме повествования о русской древности «Русская Атлантида» это так же и рассказ о возрождающейся России, восстанавливаемых храмах и монастырях, об укреплении основ семейственности и домовитости, общинного хозяйствования и бытования. Руководствуясь привычными общественно-просветительскими формами и принципами, мы стараемся прилагать усилия к тому, чтобы примеры обновления и возрождения представить в назидание, на благо нравственного укрепления и оздоровления российского общества. Посредством организации пленэров, выставок, мастер-классов, духовно-просветительских встреч с представителями Церкви и монашествующей братией, регулярно устраиваемых экскурсий и историко-краеведческих семинаров, организаторы пытаются сплотить вокруг проекта мастеров изобразительных искусств, которым дорога память Малой Родины, которым не чужды идеалы христианского гуманизма и общественной социальной ответственности. Проект не смог бы существовать в принципе, если бы не всяческая поддержка и духовное окормление, которое мы получаем от наших партнёров, настоятелей и игумений многочисленных монастырей Тверской, Владимирской, Ярославской и Костромской митрополий, за что им наш нижайший поклон. Все вместе мы – организаторы и живописцы – надеемся, что наша работа, помимо радостей эстетического свойства, еще и будет способствовать исполнению важной просветительской миссии – служить духовно-нравственному оздоровлению общества, привлекать внимание руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристические маршруты и инициировать государственные программы развития регионов. Виталий Васильев, заслуженный работник культуры РФ, автор и руководитель проекта «Русская Атлантида», директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/18/ru...

23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930: Бакинская 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Сухумская, в. у. 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Эриванская, в. у. 1928–1930: Сумская, в. у. 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Рыбинская, паки 14(27).03.1934–24.06(07.07).1934: Челябинская 07(20).07.1934–1934: Великолукская и Торопецкая 21 .07(07.08).1935–17(30).09.1935: Липецкая, в. у. 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Елецкая, в. у. 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Елецкая 30 .11(13.12).1935–06(19).10.1936: Орловская Серафим Руженцев 27 .08(09.09).1917–05.1919: Михайловская 05 .1919–10.1922: Муромская 12 .1922–03(16).10.1924: Владимирская (обн.) 03(16).10.1924–: Владимирская (обн.), в. у. 11 .1924–10.1925: Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 03(16).10.1924–1927: Московская (обн.) 20 .05(02.06).1926–07.1926: Саратовская (обн.), в. у. 1926–1927: Ростовская на Дону (обн.), в. у. 1927–23.08(05:09).1934: Ленинградская 1 (обн.) Серафим Самойлович 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Угличская 1925–1925: Ярославская, в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04).1927: Московский и всея России Патриархат, в. у. Серафим Силичев 25 .10(07.11).1921–1922: Александровская (Ставр. вик.) 25 .10(07.11).1921–1922: Ростовская на Дону, в. у. 1922–1924: Павлоградская (обн.) 12(25).06.1924–07.1924: Сызранская 1925–1926: Рыбинская 1926–30.06(13.07).1927: Подольская 1926–1927; Ростовская на Дону (обн.), в. у. 30 .06(13.07).1927–27.10(09.11).1927: Азовская 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Ростовская на Дону 20 .04(03.05).1934–17(30).09.1935: Свердловская 17(30).09.1935–23.09(06.10).1936: Саратовская Серафим Соболев 01(14).10.1920–04.1921: Лубненская 05 .1921–1921: Богучарская 1921–1946: Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1946–13(26).02.1950: Управляющий русскими приходами в Болгарии Серафим Трофимов 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Аскинская 19 .05(01.06).1926–12.1928: Бирская 12 .1928–26.03(08.04).1929: Стерлитамакская 26 .03(08.04).1929–09(22).03.1932: Яранская 09(22).03.1932–11(24).08.1933: Великоустюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В один из майских дней 1978 г., по окончании богослужения, знакомый семинарист представил Г. владыке, но у юноши ещё не было намерения ставить крест на светской карьере. Более того, имелась некоторая насторожённость в отношении «либеральной» академии и «прогрессивного» митрополита: эта предубеждённость возгревалась в московских кругах, близких к «пименовскому окружению». «Аудиенция» проходила в садике перед зданием академии. 40 минут владыка-«экуменист» прогуливался с молодым «экономистом». Обменявшись с «юношей, обдумывающим житье», несколькими фразами, святитель почувствовал, что тот ещё не готов к поступлению в семинарию. И деликатно не стал развивать эту тему, оставив вопрос открытым: «Приезжайте к нам в июне посмотреть на белые ночи!». – Я не помню, о чём мы тогда говорили, – вспоминал о. Г. Но после беседы сразу почувствовал: этому архиерею и этой академии я доверяю полностью. В качестве студента Г. перешагнул порог академии в сентябре 1980 г. ... Осенью 1983 г. в жизни студента третьего курса ЛДА началась «тёмная полоса». И его «лёгкий чёлн» не смог укрыться от шторма в безопасной гавани... В отличие от Баринова, которому «светил срок», «вредоносный» Г. ходил «на грани фола». Тиснуть статью под псевдонимом в «Вестник РХД» – попробуй, докажи авторство. Пойти в Третьяковку и в зале древнерусской живописи начать демонстративное чтение акафиста перед Владимирской иконой Божией Матери – это ещё не криминал. (Кстати, о чудотворной иконе. Её судьба тоже решалась на Старой площади и у «смежников».) Из архива ЦК КПСС. 4.09.1989. «Вопрос о передаче Московской Патриархии иконы Владимирской Богоматери, находящейся в Государственной Третьяковской галерее, передать для дополнительной проработки Министерству культуры СССР. Зав. идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто» 434 . В общем, на Литейном от «материалов» на Г. ломился сейф. Но «трогать его не моги»; будет много шума; кроме всего прочего, Г. – «отличник учёбы» и первый иподиакон викарного архиерея. А тут – удачный расклад: викарий в загранкомандировке, и «антисоветскую триаду» во главе с Г. можно выкурить из академии руками инспектора, а потом «стравить» его с ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Очевидно, это не есть юридический иститут десяты, выплачиваемый обязательно церкви и духовенству. 303 Здесь говорится: “от самое истины слышав и св. апостол и св. отец предание и перваго правовернаго царя Константина и всех прежних царь христианских, на всех соборах вселенских исправленья о судех церковных и о десятинах и о всем свяченнищеском чину, еже уставили и утвердили судом соборною апостольскою церковью, много основания никто же может положити паче лежащего, аще кто изменит се, вечной клятве осуждени будут и горе наследуюь. Еже бяше Богом данный закон израильтяном в всем своем животе и имении в 9-ти частех имяху власть, а десятое все Богови отдаху”. Мерило праведное, рукоп. москов. синод. библиот. 524 л.398. 304 В законе судном есть статьи о расторжении брака, заимствованные из византийской эклоги (32 ст. в 46-й главе печатн. кормч.) Впрочем, как об этом, так и о других предметах церковного суда, упоминаемых в послании владимирского епископа, следует сказать, что нельзя представлять себе, будто каждый из них повсеместно и бесспорно ведался церковью, начиная со времени самого Владимира. Не забудем все-таки, что послание писано в XIII столетии, и что всякий так называемый обычный порядок всегда является результатом более или менее продолжительного исторического развития. Незачем было бы, например, патриарху константинопольскому Герману II в грамоте его (1228г.) русскому митрополиту Кириллу I объяснять, что такие “душевные соблазны” , как “роспусты, девотленья, въсхыщения” судятся и исправляются однними лишь архиереями (Рус. Истор. Библ. VI, 83 – 84), если бы уже со времени Владимира существовал ясный и определенный, всеми бесспорно признаваемый, порядок в этом отношении. Что касается самого партиарха Германа, то он , конечно, не на русских каких-либо уставах основывался, отводя “душевные соблазны” в круг ведоства епископского, а на византийском императорском законе, в силу которого все φυχιx , в том числе супружеские союзы, должны быть предметом рассмотрения и суда архиепископов и епископов (Zachariae. Ius graeco-romanum, P. III, Coll. IV, pag. 367). 305 В законе судном есть статьи о преступной связи с собственною и чужой рабой (ст. 4 и 5 в печатной кормч.) и о сожительстве с двумя женами (ст. 14). Голубинский (стр. 531) понимает под “смильным” тяжбы из-за приданого. Против этого толкования филологические основания, приведенные у неволина в примеч. 86 его исследования о пространстве церковного суда в России. В пользу толкования неволина, что “смилное” должно означать любовную связь как нечто преступное, а не какой-либо предмет гражданского спора, говорит Степенная книга, в которой суды церковные по “завету Владимира” перечисляются в таком порядке: “роспуст, прелюбодение” и т.д., т.е. на том же месте, где в послании владимирского епископа и в раличных редакциях устава св. Владимира стоит слово “смилное”, там в Степенной книге (I, 158) оно заменяется словом “прелюбодение”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

И вновь решение городской администрации: землю отобрать, общину отстранить! Но православных поддержали более 5000 жителей прилегающих районов. Община молитвенно решила: не отдавать место без компенсации потраченной суммы и предоставления нового места под строительство. Вид на храм Не стану утомлять читателей хронологией судебных мытарств, исков, апелляций на различных уровнях современной юриспруденции, вплоть до Высших арбитражных, – порядка 15 (!) судебных процессов на протяжении шести лет! Землю то отбирали, то отдавали. Сегодня община остается полноправным арендатором земли, платит налоги, но приступить к строительству не может все из-за тех же воинственно настроенных оппонентов. В маленьком алтаре больничного храма, в котором тринадцатый год ютится община, отец Андрей хранит в оконном проеме толстые пачки документов: ходатайства, судебные протоколы, бюрократические отписки… Среди этих бумаг и ходатайства предстоятеля Церкви митрополита Владимира к руководству страны, правительству, другим государственным органам, многочисленные письма верующих: киевских медиков, студентов, ученых, преподавателей, пенсионеров. Многие из тех, кто пожертвовал деньги на богоугодное строительство, так и не дождавшись своего храма, ушли из жизни… Один характерный эпизод. Среди «протестующих» были и две хорошо «обработанные» старушки (имена их опустим из вежливости), которые гневно кричали, стуча себя в грудь, перед валявшимся забором в первый день протеста. В конце дня «забастовки» из сквера их забрала «скорая» – обеих с инсультом. И попадают они, как ни странно, в 18-ю городскую больницу, приходят в себя и просят прислать священника для исповеди и причастия, не ведая, что в больнице сей болящих окормляет их «злостный враг» – отец Андрей Миткалик. Потом одна из них плакала под епитрахилью милосердного отца Андрея, утешавшего ее, соборовавшего, разрешившего от греха. Она выжила, другая нераскаянной ушла в мир иной. Вместо эпилога Вниз – по бывшей Мало-Владимирской Проходя от Ярославова вала вниз по улице Олеся Гончара, бывшей Мало-Владимирской, я читал вывески, в основном на иностранном, блистающих светом и гламуром бутиков, ресторанов, игральных заведений. Даже записал некоторые из них: «Магазин брендового одягу», “Elegant”», «Ресторан “Piccitino”», «Харчевня “Старый двор”»… И далее еще кафе, ломбарды, бистро и ресторанчики, масштабное строительство гостиничного комплекса – почти до самой площади Победы, магазины ювелирного завода с огромными витринами, в которых выставлены ювелирные изделия, – все на потребу дня.

http://pravoslavie.ru/57796.html

1236 По поводу названия апокрифа см.: Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т.1. C.VII (перепеч.: London, 1973). См. также: Орлов А. Древнерусское поучение с апокрифическим элементом//Древности. 1907. Т.4. С. 270–286, 332 (возникло ранее XIII в.); Памятники (прим. 16). Т.З. С. 260 и сл. 1239 Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.5. С. 165–170, 426–428 Голубинский Е. (прим. 19). С.825 и сл. См. параллели к изданию Погодина: Памятники (прим. 16). Т.З. С. 19 и сл., 56 и сл., 110, 43 и сл., 109, 110, 73 и сл., 127–129; ср. также 117-ю новеллу Юстиниана. Только дальнейшие исследования могут внести ясность в этот вопрос. 1240 Бенешевич В.Н. (прим. 1207). С. 10–12. Судя по языку и содержанию (упоминаются языческие племена домонгольской поры), вероятно, также еще к XIII в. относится Слово о посте к невежам: Гальковский Н. (прим. 98). Т.2. С. 1–16 (С. 14–16: издание). 1241 Юшков С.В. “Правосудие митрополичье”//ЛЗАК за 1927–1928 гг. 1929. Т.35. С. 117–120; Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С.207–211 (с изданием). 1246 В действительности с подлинными видёниями Пахомия согласуется разве что структура сочинения и, пожалуй, повторяющееся упоминание о молоке. 1248 По содержанию имеется немало совпадении с анонимной византийской Историей схизматиков (XI в.): Monumenta graeca (прим. 802). Р. 171–181. 1249 0б исторической основе этого сообщения см.: Michel А. (прим. 791). Paderborn, 1924. Bd.l. (QuF. Bd.21). S. 115 f.; Peri V. Leone III e il “filioque”. Ancora un falso e l’autentico simbolo romano//Rivista di storia e letteratura religiosa. 1970. T.6. P. 268–297. 1250 Cp. более позднее предание об этом папе в Сказании о князьях владимирских и в Повести о новгородском белом клобуке: Graßhoff Н. О Bojan, du Nachtigall der alten Zeit. Frankfurt/M., 1965. S. 236, 248 [см. изд.: Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. Μ., Л., 1955. С. 171–213; Повесть о белом клобуке: ПЛ. 1860. Т.1. С.287–300; ПЛДР, середина XVI века. Μ., Л., 1985. С. 198–233. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как приобретали себе Вятчане священников, пока не находились под властью никакого епископа, остаётся неизвестным; но по всей вероятности у них было в этом отношении так, как у раскольников поповцев до появления австрийского священства: Отчасти они привозили себе священников из соседней Руси, отчасти из той же и из всякой Руси священники приходили и прибегали к ним сами. Последним мы хотим сказать, что, весьма вероятно, не только приходили к ним священники законные или незапрещённые, но и прибегали священники, запрещённые и расстриженные, и даже, – что нисколько не невозможно, – священники самозванцы. До какой крайней степени худо было у Вятчан христианство перед поступлением их под власть Москвы, это видно из посланий на Вятку митрополита Ионы. (Область или территория Вятчан называлась Вятской землёй и Вяткой, но город Вятка назывался не Вяткой, а Хлыновым, и первое название носит только с 1780 года. Хлыном называется человек уклоняющийся, убегающий от чего-нибудь, а хлынуть, отхлынуть значит удалиться с поспешностью, убежать; таким образом, название города Хлынов весьма вероятно переводить на современный русский язык: Бегляков или Бежецк, – что, может быть, и действительно значить название другой Новгородской колонии – нынешнего Тверского Бежецка. Это даёт знать, какого рода Новгородскими выходцами была основана колония). Мы возвратимся к Вятчанам после. 644 В Лаврентьевской летописи под 1089г. епископы: Белгородский, Ростовский, Черниговский, Юрьевский; под 1091г.: Переяславский, Владимирский, Черниговский, Юрьевский. В Ипатской летописи под 1147г.: Черниговский, Белгородский, Переяславский, Юрьевский, Владимирский. 646 Что касается до самого поставления епископов Греков, то можно думать двояко: или что все они поставлены были в Греции и приведены в Россию уже готовыми, или что в Греции были поставлены только двое-трое, чтобы с этими двумя-тремя митрополит мог в самой России поставить остальных. (Для каковой, впрочем, цели и без поставления двоих-троих могли быть нарочно присланы из Греции с митрополитом тамошние епископы).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Я мало сказал вам, но вы сами знаете, что угодно Богу” 2704 . От епископа Владимирского Серапиона, который, по словам летописей, был “зело учителен и силен в Божественном писании” 2705 , дошло до нас пять Слов, или поучений; но несомненно, что их было гораздо больше: он сам свидетельствует, что учил своих духовных чад всегда, проповедовал им много и многажды, хотя, с другой стороны, не должно забывать, что архипастырская деятельность его продолжалась не более года (1274–1275) 2706 . Уцелевшие поучения Владимирского святителя небогаты содержанием и очень сходны между собою, однообразны. Во всех он вооружается против господствовавших пороков своего времени; во всех указывает на современные казни Божии, особенно на монгольское иго; во всех призывает слушателей к покаянию и исправлению жизни. Пороки, которые он преследует, – обыкновенные между людьми и встречающиеся во все времена; только в четвертом Слове он восстает против частного языческого обычая – сожигать волхвов, а в пятом, кроме того, – против обычая выгребать из могил удавленников и утопленников. Впрочем, при всем сходстве и даже единстве главного содержания. Слова различаются между собою и по составу, и по форме, и некоторыми частностями, и неодинаковым выражением одних и тех же мыслей. Проповедник говорит просто, ясно, кратко, без многословия и риторизма. Его речь сильна убеждением, проникнута пастырскою ревностию и любовию и отзывается современностию. Характер его проповедей можно назвать обличительным. Вот как, например, описывает Серапион в первом Слове казни Божии: “Вы слышали, братия, слова самого Господа в Евангелии: “И в последняя лета будут знамения в солнце и луне, и звездах, и труси по местам, и глади” ( Лк. 21. 25 ; Мф. 24. 7 ). Сказанное тогда Господом нашим сбылось ныне, при последних людях. Сколько раз мы видели солнце затмившимся, луну померкшею, видели перемены в звездах! А ныне собственными глазами видели землетрясение. Земля, от начала утвержденная и неподвижная, ныне движется по повелению Божию, колеблется от грехов наших, не может носить наших беззаконии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

П. упорядочил ведение дел во Владимирской духовной консистории, увеличил жалованье служащим. В 40-х гг. XIX в. в епархии было более 1040 церквей, 20 мужских мон-рей, 7 жен. обителей, ок. 1300 священников; только в 1837 г. поставлены 50 священников, в 1839 г.- 60 священников и 92 диакона; число учащихся в ДС и ДУ в 1833 г. достигло 2874 чел. Вопрос о материальном обеспечении духовенства оставался предметом постоянных забот П.; в 1850 г. Владимирский попечительный комитет о бедных духовного звания, основанный П., имел более 300 тыс. р. ассигнациями. При П. был увеличен сиротский кружечный сбор. П. лично курировал Владимирскую ДС, неск. раз писал в Синод о необходимости устройства в епархии 2-й семинарии, но в 1836 г. проект об открытии семинарии в Суздале был отвергнут властями по финансовым и иным причинам. Вместо этого предлагалось построить во Владимире еще один 3-этажный семинарский корпус. При штатном расписании с численностью 100 чел. во Владимирской ДС в годы управления П. обучались до 900 (в 1830 - 962) чел., причем почти 1/5 были сироты, т. е. состояли на казенном обеспечении. Пользуясь расположением митрополита Новгородского и С.-Петербургского Серафима (Глаголевского), П. не упускал случая писать о нуждах семинарии, об увеличении штатного оклада, напоминал ему, что уже неск. лет «производит» на священнические места др. епархий «одних только ученых», в т. ч. в Казанскую епархию (Письма митр. Серафиму//Владимирские ЕВ. 1878. 13. С. 421). При этом П. беспрепятственно разрешал выход из духовного звания в светское. Так, с 1822 по 1840 г. из Владимирской ДС в высшие учебные заведения поступили 200 чел. При вступлении П. в управление епархией было 455 «ученых священников», а в 1840 г.- более 900 ( Орлов. 1882. С. 44). Архиерей обращал внимание на недостатки в постановке семинарского образования и на устаревшие учебники: «А богословии классов нет, как нет? А дряхлого Баумейстера не сменяют вышеопытные? А сухий Бургий не на пенсии? А вместо ежедневных поучений и других книг духовных выхеренных (!!) из каталога никакой духовной пищи не приготовили? А старые переводы свв. Отцов о сю пору не дождутся от выспренной мудрости поновления? А магистерские и докторские кресты розданы? Не то же ли платье? Только наизнанку?» (Письма митр. Серафиму//Владимирские ЕВ. 1878. 21. С. 624). П. составил краткие записки по догматическому богословию, списки к-рых переходили из рук в руки; студенты должны были знать их наизусть ( Савва (Тихомиров). 1898. С. 176).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

     Конференция проходит в специально созданном для просветительских мероприятий лектории, который был реализован в рамках масштабного проекта по реновации музейного пространства «Исторический парк-Херсонес Таврический», осуществляемого фондом «Моя история» под эгидой Патриаршего совета по культуре. «Конференция проходит уже третий раз. Впервые подобные встречи были проведены в год юбилея Святого равноапостольного князя Владимира и задумывались как разовое мероприятие, но интерес перерос в регулярный международный научный форум, несмотря ни на какие санкции и изоляцию, которые не могут стать преградой для распространения научных знаний» - Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, представитель фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» Международная научная конференция «III Свято-Владимирские чтения» к 1030-летию крещения Руси 11-15 сентября 2018 г. ПРОГРАММА 12 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА 9:00–10:00 – Регистрация участников конференции (вестибюль Византийской экспозиции) 10:00 – ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА участникам конференции: Светлана Евгеньевна Мельникова Председатель Оргкомитета, директор Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Владыка Лазарь Митрополит Симферопольский и Крымский Вадим Владиславович Майко Директор Института археологии Крыма РАН Павел Владимирович Кузенков Представитель Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» 10:30–14:00 – УТРЕННЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Председатель: д.и.н. Вадим Владиславович Майко ХРУШКОВА Людмила Георгиевна Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва) От классической филологии и археологии – к археологии раннехристианской и византийской. Россия и запад, сходство и различие. ЖИЛИНА Наталья Викторовна Институт археологии РАН (Москва) Ранние формы византийского растительного орнамента и их роль в христианском искусстве СТЕПАНЕНКО Валерий Павлович Уральский Федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург) Русь и Причерноморье в середине Х в. Вокруг похода Святослава на хазар.

http://pravoslavie.ru/115725.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010