Наука как корабль без руля и без ветрил, лишенная глубинного нравственного стержня, может быть чрезвычайно опасной. Всякая добрая вещь, становясь предметом культа, превращается в свирепого идола, требующего себе жертв. Но источник научного творчества, как и всякого настоящего творчества, — в Боге. Многие ученые с мировым именем были верующими людьми. Образование без духовно-нравственного воспитания также приносит только горькие плоды. Искусство и культура, призванные служить народу, если начинают вырождаться и превращаться в антикультуру, то больше всех других рассматриваемых сфер принесут вред народу, особенно детям и молодежи. Искусство, созданное русским народом, — это не только великое культурное богатство, но также нравственная сила, которая помогает нашему народу во всех тяжелых обстоятельствах. Пока в России живо Православие, жива будет и великая русская культура… Утверждение в обществе ценностей, укорененных в Евангелии и основанных на вере во Христа, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений». С приветственной речью к участникам конференции, прибывшим из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Республики Крым и других городов и регионов России, обратились имам-мухтасиб Владимирской области Азат-хазрат Мунавиров и другие гости. В ходе пленарного заседания были подняты темы взаимосвязи отечественного образования и русской культуры, формирования «русской идеи», духовно-нравственного просвещения как эффективного средства профилактики экстремизма. На секционных заседаниях выступили более ста докладчиков. Как рассказал владыка Тихон, на этом работа не заканчивается: «В скором времени планируется создать Общество русской словесности, которое будет возвращать наш взор к истокам русского языка, его сохранению и развитию. Планируется плотная работа с учителями русского языка и литературы, истории, которые занимаются воспитанием молодого поколения. Кроме того, будем проводить различные лекции, уроки по просвещению в школах, колледжах и вузах области».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Гурий (Степанов), архп. Суздальский, Владимирской епархии Родился в 1880 году. Среднее образование получил в Казанской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Еще, будучи студентом, в апреле 1905 года пострижен в монашество, а в марте 1906 года возведен в сан иеромонаха. В 1906 году окончил академию. За все четыре года пребывания в академии о. Гурий зарекомендовал себя выдающимися способностями и блестящими успехами по всем предметам академического курса, благодаря чему всегда сохранял за собою место первого студента. Сочинения его носили печать талантливости и учености. К этим качествам еще надо присовокупить его апологетическую ревность и дар проповедничества, растворенный силой убедительности. Склонность и способность его к ученым занятиям проглядывает в его сочинениях – семестровых и курсовых. За время академического курса он изучил языки английский и немецкий, столь необходимые для изучения буддизма. По специальным предметам монгольского отдела приобрел настолько достаточные познания, что по окончании академии без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии. Курсовое сочинение его на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении», оказалось настолько хорошим, что ему была присуждена полная студенческая премия митрополита Макария и признано заслуживающим степени магистра. Бывший доцент академии архимандрит Иннокентий (Ястребов) сказал об о. Гурии, что «в лице его академия приобрела свежую талантливую силу с светлой горячей головой и чистым сердцем. Появление такого произведения в печати должно приветствовать как одно из лучших учено-апологетических исследований; автору же его мы с своей стороны считаем вполне возможным и справедливым присудить за такой труд степень магистра богословия». Иеромонах Гурий в течение академического курса учения состоял на монгольском отделении миссионерской группы. Принимая во внимание вышеизложенную рекомендацию, Совет Академии единогласно постановил избрать иеромонаха Гурия кандидатом на замещение освободившейся в Академии кафедры калмыцкого языка с соединенными с ним предметами и утвердить его в звании исполняющего должность доцента. После утверждения ему была дана командировка на годичный срок в С.-Петербург для ученых занятий по своей специальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После открытия помянутого Комитета на сооружение Владимирского Собора, хотя протекло пять лет, пока оставался в живых высокопр. Филарет, но он не имел утешения увидеть даже и заложения сего храма. Дело, конечно, прежде всего зависело он того, что не скоро могли быть собраны достаточные денежные средства; а с другой стороны возник довольно спорный вопрос относительно избрания места для сооружаемого храма. Для него назначались разные места, которые все были не по мысли высокопр. Филарета, чем едва были не вызваны новые, подобные прежним, столкновения. Его первая и желанная мысль была – построить сей храм не в другом месте, как на площади, находящейся между крепостью и Александровским садом 309 . Мысль эта, действительно, была весьма резонна и справедлива. На этом месте храм был бы на самом главном пути для богомольцев, постоянно и в многочисленности вращающихся между главными пунктами святынь Киевских – между Св. Лаврою и между Софийским Собором и Михайловским Монастырём. От этих-то постоянных посещений храм вскоре сделался бы предметом, достойного по его значению, почитания и обогащался бы от приношений для своего благолепия, да и имел бы самое видное место и украшал бы собою эту часть города, иначе кажущуюся какою-то пустырью, не безопасною даже иногда для странников богомольцев, в позднюю пору возвращающихся от всенощной из Лавры. Местность эта, как нам сообщали люди сведущие, будто и по плану города, утвержденному Императрицею Екатериною II, назначена, между прочим, для храма; но в отмену сего представлены были, между прочим, те причины, что близко к крепости невозможно строить каменных большего размера зданий и в том числе храмов из опасения, чтобы в случае стрельбы из Крепости не потрясти и не разрушить их. Таким образом, всё, что успел сделать при своей жизни высокопр. Филарет по настоящему предмету, можно выразить словами, значущимися в записках, писанных с его слов: «Последним делом, если не совершённым, то предпринятым по его мысли, было построение Владимирского Собора; для сего испрошено Высочайшее разрешение и план составлен и утверждён и денег собрано до восьмидесяти тысяч " 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В минуту нашествия Монголов на Россию уже не было великого князя киевского; вместо одного великого князя тогда были два великих князя, сидевших на двух наискось противоположных окраинах страны – владимирский и галичский. Из этих двух великих князей взял на себя дело избрания митрополита великий князь галичский Даниил Романович, который перед самым нашествием Монголов овладел и Киевом. Не должно однако, кажется, думать, чтобы Даниил потому именно присвоил себе дело избрания митрополита, что владел столицей митрополии: овладев Киевом перед самым нашествием на него Монголов, Даниил после этого нашествия, когда Монголы превратили его в совершенный развалины, как будто бросил его, так что в минуту избрания им митрополита Киев едва ли не был в таком положении, что не принадлежал никому, и, во всяком случае, кажется, не принадлежал ему – Даниилу 86 . Как было произведено Даниилом избрание митрополита, – по соглашению с великим князем владимирским или без этого соглашения, опять остаётся неизвестным. Если без соглашения, что представляется более вероятным, то должно думать, что великий князь владимирский, или также со своей стороны помышлявший о замещении кафедры митрополичьей или, может быть, ожидавший митрополита из Греции, узнав об избрании последнего Даниилом, не рассудил протестовать против этого и остался ждать, что принесёт избранный кандидат от патриарха. Даниил Романович избрал митрополита сравнительно в очень непродолжительном времени после покорения Монголами Киева и его галичской области, ещё прежде, чем формальным образом установилась их власть над Россией. Полагаем, что эту сравнительную поспешность нужно объяснять случившимися обстоятельствами. Великий князь галичский удалялся от Монголов в Венгрию, а из Венгрии в Польшу. Во время его отсутствия, когда Монголы, покорив области киевскую и галичско-волынскую, ушли в те же Венгрию и Польшу, присвоил себе митрополичьи права над церковью, находившейся в пределах великого княжества галичского, епископ угровский Иоасаф 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Открывая мероприятие, президент семинарии протоиерей Чад Хатфилд рассказал о сотрудничестве возглавляемого им учебного заведения и издательства SVS Press с митрополитом Иларионом, которому в 2014 году была присуждена степень почетного доктора богословия Свято-Владимирской семинарии. За прошедшее десятилетие переведено на английский язык и издано восемнадцать книг митрополита Илариона, в том числе четыре из шести томов монографии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Последний из переведенных и изданных томов посвящен притчам Иисуса Христа. Далее президент семинарии предоставил слово митрополиту Волоколамскому Илариону, который открыл научно-богословскую конференцию программным докладом на тему «Иисус Христос и Его притчи». В первой части доклада митрополит Иларион рассказал о том, как создавалась шеститомная монография об Иисусе Христе, и об основных проблемах западной новозаветной науки, с которыми приходится сталкиваться православному исследователю. «В течение более двухсот лет, — отметил он, — новозаветная наука развивалась под воздействием мифов, создаваемых учеными. Тот или иной миф сначала возникал в уме исследователя или группы исследователей, затем другие ученые его подхватывали, начинали анализировать, дополнять, развивать, оспаривать. В результате сюжетом научного поиска становился миф, а не сам евангельский текст, который использовался лишь в качестве подспорья для доказательства правоты создателей мифа». К числу таких мифов относится, в частности, представление о том, что Евангелия создавались для конкретной аудитории, а именно для церковных общин, к которым принадлежали евангелисты. Суть этой теории сводится к тому, что в конце I века существовали изолированные иудеохристианские общины, подвергавшиеся гонениям со стороны язычников и переживавшие различные внутренние кризисы, связанные с конфликтами между новообращенными из язычества и иудаизма. Внутри таких общин якобы и появились Евангелия, ставившие целью укрепить в вере членов этих общин, утешить их в гонениях от «внешних», снизить уровень внутренней конфликтогенности. Каждая община, согласно этой точке зрения, «проецировала свои проблемы и вопросы на рассказы о жизни Иисуса»: в свете этих проблем и вопросов якобы и следует воспринимать евангельский текст. На практике данная концепция применяется следующим образом: сначала на основе текста того или иного Евангелия делаются выводы об основных характеристиках гипотетических общин, в которых оно создавалось, а затем этот же текст рассматривается в свете сделанных выводов.

http://patriarchia.ru/db/text/5861340.ht...

Преосвященным Александровским и Юрьев-Польским (Владимирская митрополия) назначен архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. 30 мая. ПРАВМИР. Священный Синод в Санкт-Петербурге принял решение о назначении управляющих ряда епархий. Преосвященным Челябинским и Златоустовским, главой Челябинской митрополии был назначен епископ Енисейский и Норильский Никодим, — сообщает Патриархия.Ru Преосвященным Александровским и Юрьев-Польским (Владимирская митрополия) назначен архиепископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. Временное управление Скопинской епархией поручили Преосвященному Рязанскому и Михайловскому Вениамину. Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия) стал архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Преосвященным Вологодским и Великоустюжским назначен епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий. Епископом Шахтинским и Миллеровским избрали иеромонаха Симона (Морозова), клирика Шахтинской епархии.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 декабря, 2023 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 8 декабря, 2020 25 августа, 2020 25 августа, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/svyashhennyiy-sinod-na...

1. Комиссия по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности 1498. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 20 марта 1990 года: 1. Образовать Комиссию при Священном Синоде по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 2. Назначить председателем Комиссии архиеп. Смоленского Кирилла. – 1990, 7, 7. 1499. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 октября 1990 года: 1500. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: О разработанной Комиссией Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности в РПЦ. – 1991, 5, 10. 1501. КОНЦЕПЦИЯ возрождения духовного просвещения и благотворительности. – 1991, 7, 40. 1. Комиссия по делам монастырей РПЦ 1502. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 октября 1990 года: 1. Образовать Синодальную комиссию по делам монастырей РПЦ. 2. Назначить председателем Комиссии архим. Евлогия (Смирнова), избранного во епископа Владимирского и Суздальского. – 1990, 12, 10. 1503. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1995 года: 1. Освободить архиеп. Владимирского Евлогия от обязанности председателя Комиссии. 2. Назначить еп. Орехово-Зуевского Алексия, викария Московской епархии, на эту должность. – 1995, 6–8, 6. 20. Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам 1504. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1996 года: Преобразовать Комиссию по гуманитарной помощи в Комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам. – 1997, 2, 8. 23.415 Выдающиеся события в жизни РПЦ 1) 1000-летие Крещения Руси 1505. ПОДГОТОВКА к проведению празднования Русской Православной Церковью 1000– летия Крещения Руси. – 1984, 4, 5. 1506. РЕЧЬ митрополита Киевского и Галицкого Филарета при вручении ему диплома доктора богословия “гонорис кауза” Богословского факультета им. Яна Гуса в Праге. (Доклад, посвященный подготовке РПЦ к 1000– летию Крещения Руси). – 1984, 10, 58;11, 61. 1507. ФИЛАРЕТ, митр. Установление христианства на Руси. (К 1000– летию Руси). (Речь при вручении диплома доктора богословия “гонорис кауза” на Евангелическом богословском факультете в г. Братиславе 14 июня 1985 года ). – 1986, 5, 64;6, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Год, месяц в число не означены). Преподобнейший Отец Строитель! С любезною братиею спасайтесь! Письмо ваше получено, совет от меня благоприят, что память смертная полезна. А гроб готовить необходимо нужно. Мне любезный брат Питирим обещал прислать другой, который также необходимо нужен, и до сих пор обещания своего не исполняет. Побудите его. А если не исправится тем, то я с тою корзиною скоро выпишу к себе Его Высокопреподобие, что ему будет стоить труда известного. Какой на сие от моего эконома сего будет ответ, не медля мне репортовать. Остаюсь к вам я любезной братии истинным доброжелателем Марта 1 дня 1782 года. Иероним Епископ Владимирский. Преподобейший Отец Строитель! С любезною братиею спасайтесь! Сердечно жалею я, что потревожил вас письмом. Мой совет послужит впредь правилом. При чем предписую вам: на таком будучи корабле, страшными житейскими волнами обуреваемом, не выпускать из рук своих кормила, да и матросов поувещай (Ваших помощников Отца казначея и любезную братию), чтоб всяк держался своей веревки, чем корабль с помощью Вышняго может пристать в невлаемое пристанище и снискать сокровище во веки неоскудеемое. О сем умоляю величество Божие и к вам с любезной братиею пребываю искренним доброжелателем Февраля 4 дня 1783 года. Иероним Епископ Владимирский. Саровской пустыни Честнейшему Отцу строителю иеромонаху Пахомию и всей о Христе братии мир и благословение. Во время посещения Епархии моей, будучи в вашей пустыне приметно было мне ваше к Богу усердие и наблюдение заведенных иеросхимонахом Иоанном и утвержденных Преосвященнейшим Стефаном, Митрополитом Рязанским, правил и пустынных порядков, исполнение коих, дабы навсегда продолжалось, требуется от вас верное послушание к Настоятелю и братии по старшинству примером своим руководствующей к благочинному поведению. Да будет всегда, пастырски молю вас, жертва ваша пред Богом: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Не наружностью опять одною, и не одними только обрядами, но усердным заповедей Христовых исполнением и благого ига Его ношением старайтеся привлечь на обитель вашу благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

данных» (85–87), и с одной стороны высказывает предположение, что этот суеверный обычай перешел к славяноруссам от какого-нибудь северного языческого народа, может быть, зырян или пермяков, а с другой стороны, догадывается, что «обход с землею на голове заменен узаконенным в уложении (гл. X, стр. 236–7) обходом по меже с иконою» (стр. 88). Любопытно, что в настоящей статье наш автор несколько иначе и решительнее высказывается на счет славянорусских ордалий, утверждая, что они обнаруживались не в одних только поединках, но и в испытаниях водою и железом. «Кажется, пишет он, вместе с Русскою Правдою введены в Россию из германских ордалий присяги или испытания железом и водою; ибо употреблению сему следов не видно в наших летописях» (стр. 80). А так как летописи ничего не говорят и об «обрядах, какие в России наблюдались при этом», то «мы и не можем иметь другого о них понятия, кроме описания бывших таких же испытаний у других европейских народов» (стр. 81). Самым описанием наш автор не воспользовался. – Видимо, преосв. Евгению не было известно содержание двух памятников XIII ст. – договора Смоленска с немцами 1229 г. и слова епископа владимирского Серапиона, – в которых и находятся указания на ордалии. –До последнего времени думали, что это единственные свидетельства об этом роде суеверий. Но не особенно давно, в «Историко-юридических материалах, изданных в Витебске» (1871–75 г.г., т. VI, стр. 247), опубликован акт 1677 г., занесенный в полоцкие магистратские книги и прямо свидетельствующий о существовании ордалий на Руси еще в конце XVII ст., и именно, в той форме, в какой они известны из Серапионова слова, т. е. в форме испытания водою. (См. доклад об этом акте проф. Владимирского-Буданова, напечатанный на стр. 293–294 1-й книги «Чтений в историческом обществе Нестора летописца», Киев, 1879 г.) 641 В 11 параграфе Евгений пишет о вере предков наших в правосудие и милосердие Божие, в бессмертие своих душ и существование вечных наказаний («Договор Игоря с греками»), о нравах и обычаях славяноруссов (по Нестору) и вообще всех славян (по Гелмольду).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010