В следующем году он вместе с калмыками ра­зорял татарские деревни. В 1666 г. он опять разорял Крым; потом в октябре 1667 г. запо­рожцы «с Кошевым Серком ходили в Крым». В январе 1668 г. выбран был в кошевого сла­бый Иван Белковский, вслед затем Сирко по Чугуевской переписке является полковником в Змиеве и заведывает мерефянскими и пече­нежскими черкасами, тогда как по летописи козаки правой стороны «почали до Дорошенка посылати, обецуючися оного за гетмана приняти, також и Сирко " 24. Во всей последующей жизни Сирко является заклятым врагом татар и ляхов, но в волнение Брюховецкого он, всегда пылкий, поверил, будто царь не довольно искренно защищает козаков и даже готов отдать их ляхам. Марта 4 1668 г. вспыхнул мятеж в Красном Куте и на Торских озерах: шайки татар и веприцких козаков явились в слободы с огнем и мечом, чтобы силой принуждать к отступлению от царя московского. Марта 5 те же люди явились в Змиев, и Сирко восстал за мысль Брюховецкого, хотя и не в его пользу. Марта 11 неприятели подступили под Харьков и схватили несколько харьковцев. Чугуевский воевода Рагозин писал в Бел­город: «176 (1668) г. марта 11 прибежал в Ба­баев баярский сын Григорий Суханов и ска­зал: Марта 11 пришел под Харьков изменник Ивашко Серко с изменники черкасы, собрався со многими людьми и переходят р. Уды в 2 верстах от Харькова и хотят итти под Чугуев». Чугуевский воевода пред тем писал даже, что будто харьковцы изменили царю подобно другим. Но Ромодановский писал ему: «В нынешнем во 176 (1668) г. Марта 6 писал ты в Белгород о вестях про изменника про Ивашку Серка, и те вести ведомы. А что ты в отписке своей пи­сал, будто Харьковские черкасы великому Государю изменили и к изменнику к Ивашке Серку пристали; и Харьковские черкасы все служат великому Государю верно и к изменникам не пристают, над ними промысл чинят. И тебе б, по указу великаго Государя, ссылаясь с Харьковским воеводою Львом Сытиным однолично над изменники черкасы промысл и поиск чинить и полон имать и села и деревни жечь, сколько милосердый Бог поможет».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По другим отпискам Чугуевского архива видим, что Татары входили в этом году в Россию двумя сильными массами; одна, в числе более 2500, около 25 апреля перебрались через Донец ниже реки Айдара, «Апреля 26 (1643) года наехали они, Белгородский Станичный Голова с товарищами, за рекою Красною на Донских казаков Прокофья Басарченева да Алексея. И они сказали: перелезли Татарове через реку Донец с Крымской стороны на Нагайскую, промеж Ольгова Колодезя и реки Айдара; а сказал де им про Татар Чугуевский изменник Данилка писарь с товарищами, лежит де на перелазе под теми Татары и их громил; а сказывал, что по смете тех Татар с 2000; и он, Данилка, с теми Татарами погромя помирился и отдавал им борошен. Пошли те Татары вверх по реке Айдару».Другая отписка: «Валуйский Воевода Павел Леонтьев писал в Белгороде апреля 30 приехал в Валуйки из станицы от Святых гор Станичный Атаман: был де он в Святых горах апреля 27 и видел Донского казака Ивашку Голощанова; а тот Донской казак приехал в Святые горы с Дону из войска с Литовским Ясырем и сказывал: перелезли де реку Донец пониже Айдара Татар с 2500 и идут Татары войною в Русь». а другая, июня 12 прошла Мурафским шляхом мимо Карпова сторожевого городка, в числе 5000, «Белгородский Воевода Никифор Бабарыкин в Чугуев: «июня 12 прибежали сторожи из-за Мурафского шляху с реки Ворскла, с Карпова и сказали: того же числа прошли в Русь Мурафским шляхом мимо Карповой сторожи Татарове, многие люди, по смете с 5000 и больше». та и другая, соединяясь между собою и с партиями Черкасов в Курском уезде, опустошали этот уезд, От 17 июня Курский Воевода писал в Белгород: «Июня 14 приходили в Курский уезд Татаре, с 3000 и больше, и повоевав Курский уезд пошли на Калмиуский шлях». Он же от 17 июня: «Июня 14 в Курском уезде в Ямскую слободу пришли Татарове многолюдьем и почали воевать по Государевым Курским ратным людям, – учинился с теми Татарами бой». В августе Чугуевский воевода писал: «Государю Царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу всея России холоп твой Ивашко Бестужев челом бьёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1639 году Салтовское городище с его угодьями отдано было товарищам черкасского гетмана Якова Остряницы, и они тогда же завели было здесь пасеки и построили некоторые здания. Вот царская грамота, относящаяся к сему предмету. «От Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея России на Чугуево. Били нам челом Чугуевские Черкасы Гетман Яцко Остренин и все рядовые: в прошлом 147 (1639) году, по нашему указу, Максим Лодыженский да подьячий Михайло Ключарев устроили их на Чугуев дворовыми и огородными месты и землею и сенными покосы и всяким угодьем; а угодья де Максим Ладыженский и подьячий Михайло Ключарев дал им из Белгородскаго уезду бортной ухожей Салтовской юрте со всем угодьем. И тот юрт Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев строенья своего в книги написал к Чугуеву. И в прошлом 148 (1640) году, по челобитию Белгородцев Семена Маслова с братьею и племянники, Князь Петр Щетинин в той бортной ухожей Салтовской юрте им, Черкасам, выезжать не велел. А он де, Черкасы, в том бортном ухожем Салтовском юрту почали строиться и пасеки завели. А свои строенныя книги Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев отдали в Чугуев Князю Петру Щетинину, и в тех де строенных книгах Салтовской юрт написан к Чугуеву в угодье им, Черкасом. И нам бы им пожаловать, того бортнаго ухожаго Салтовскаго юрту отымать у них невелеть. И буде так, как нам Запорожскаго войска Гетман Яцко Остренин и все рядовые Черкасы били челом: как к тебе ся Наша грамота придет, а бортной ухожей Салтовской юрт будет в строенных книгах Максима Ладыженскаго да подьячаго Ключарева из Белгородскаго уезда написан к Чугуеву и дан в угодья Чугуевским Черкасом, и ты бы Салтовским бортным ухожем велел владеть Гетману Яцку Остренину и всем Черкасом против строенных книг Максима Ладыженскаго и подьячаго Михайла Ключарева; а Белгородцам, Семену Маслову с братьею и племянники, тем Салтовским ухожьем владеть не велел бы, да о том к нам отписал бы. Пис. на Москве л. 7149 Октября 11 дня». В 1641 году черкасы Остреницы удалились из Чугуевскаго уезда, и Салтов опять назывался городищем, как назывался он и в Книге большаго Чертежа.(Так назывался Салтов в отписках Чугуевскаго воеводы 1643 года, в царской грамате 1650 года апреля 12, в отписках воеводы 1658–1660 года) В охранение от татар сюда посылались из Чугуева 35 человек стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в) В апреле 1638 года Московские послы говорили панам в Варшаве: «лутче, чтоб Королевское Величество казаков Запорожских дал на службу Царскому Величеству, а он им жалованье своё давать хочет, как и прежние Государи за службы их давали» Паны не дали никакого ответа на то. 6 декабря 1638 года Брацлавский воевода писал к Краковскому кастеляну: «Много раз писал я к Вам, милостивый государь, прося, дабы вы изволили напомнить Его Королевскому Величеству, чтобы этим своевольникам (Малороссийским казакам) пресечь путь к побегу в Москву и чтобы Его Королевское Величество потребовали от Царя выдачи всех изменников, которые бежали туда». Чугуевские бумаги свидетели тому, что кровожадное домогательство польского магната не осталось без последствий. В конце мая 1639 года 6000 польского войска и сам коронный гетман Потоцкий стояли на границах, чтобы «Чугуев разорить, Гетмана и казаков убить». Война оставлена только тем, что царь указал Польше на недавно заключенный ею мир с Россиею. Но после того, ляхи, как видно по Чугуевским бумагам, обратились к другим мерам против Якова Остряницы. Сперва клеветали на него царю, что он готовит чёрную измену царю. Когда же не удалась и эта мера, подсылали лазутчиков, рассылали письма с ложными известиями о намерениях. Царя относительно поселившихся в Чугуеве черкасов, и с домогательством возбудить бунт против Остряницы и царя. К сожалению безрассудный Чугуевский воевода своими распоряжениями по Чугуеву возбудил ропот даже в русских, а после того трудно ли было лазутчикам смутить черкасов? Сотник Разсоха, которого имя ляхи ставили наравне с именем Остряницы, конечно не смотрел равнодушно на возвышение Остряницы в звание гетмана, когда он, Разсоха, не сделан был даже есаулом. И оскорблённый Разсоха стал действовать в Чугуеве за дело ляхов вместе с лазутчиками. Дело окончилось тем, что верный присяге и долгу признательности Остряница был убит, и черкасы удалились из Чугуева. г) Все ли Чугуевские черкасы оставили тогда землю Московского царя? Значительное число их в 1639 и 1640 годах перешли на Дон; многие другие, конечно, расселялись по привольным урочищам Украйны, так как около того времени видим черкасов в разных Украинских городах видим черкасов на сторожевой службе в Белгороде и в Усерде в 1645 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Небесным покровителем Чугуевского юнкерского училища считался святой великомученик Георгий Победоносец. День его памяти был праздником училища, а образ святого был помещен на Высочайше утвержденный в 1913 году нагрудный училищный знак. Автором проекта этого знака в виде красного Мальтийского креста с белой каемкой стал Николай Павлович Булюбаш – талантливый, по отзывам современников, художник-любитель. Таких знаков до революции было выпущено несколько тысяч, они носились преподавателями и выпускниками училища и до сих пор встречаются на антикварных аукционах… Николай Павлович Булюбаш и созданный им нагрудный знак Чугуевского военного училища С началом войны 1914 года, когда для пополнения армии офицерами стали открываться новые военные училища, штабс-капитан Булюбаш, как опытный преподаватель, был направлен на службу в одно из таких училищ – в уже знакомом ему Киеве. Обучение юнкеров тогда считалось делом особой важности, преподавателей военных училищ не хватало и на фронт их отпускали неохотно, но боевой офицер не мог во время войны засиживаться в тылу и добился перевода в действующую армию. Участвовал в боях, получил ранение, изнутри наблюдал разложение армии после февральской революции и ее окончательный крах – после октябрьской… А дальше, как и у сотен тысяч офицеров, была Гражданская война, участие в Белом движении и эмиграция. Сперва Константинополь, затем Франция – Марсель, Париж… Каторжная работа грузчиком в порту и на сахарном заводе, чтобы прокормить жену и пятерых детей, преподавание в русских гимназиях, работа в эмигрантских организациях, оказывающих помощь соотечественникам. Безвременная смерть от болезни старшей дочери и гибель на фронте единственного сына, которого отец пережил почти на 20 лет… По отцовской стезе Володя был единственным сыном в семье. Во французской биографической справке, как и на надгробной плите, годом рождения Булюбаша-младшего указывается 1910. Но из архивных мемуаров его отца следует другая дата – 1912. Скорее всего, Владимир или его родители уже в эмиграции зачем-то приписали два года.

http://pravmir.ru/vladimir-bulyubash-pog...

Ещё в 1679 и 1680 годах с чугуевцев городовой службой собирался скот и хлеб с вином в жалованье Калмыцкой орде, бывшей на службе Государя по Белгороду. «Ивану Ивановичу Пётр Хованский. Нынешнего 188 (1680) года мая 18 писал ты в Белгород: в прошлом 187 (1679) году, по отписке Князя Каспулата Муцаловича Черкаского с Калмыкии, взято с Чугуевцев городовой службой со всяких чинов на корм Калмыцких тайшей с Калмыкии не против Государева указу 130 яловиц, 400 баранов, да хлебных запасов – пшена и круп 29 четей, сухарей 8 четей, печёного 283 хлеба, да с кружечного двора дано 50 вёдр вина, 9 вёдр мёда. И будет ныне Князь Каспулат Муцалович Черкаский пойдёт на Чугуев и о калмыцких кормах, о яловицах и о баранах учнёт к тебе писать и велит с Чугуевцев яловиц и баранов взять против дачи прошлого 187 (1679) года, и тебе тех яловиц и баранов и хлебных запасов взять не с кого, потому что Чугуевцы жилецкие люди от воинских людей разорены. И тебе, по указу Великого Государя, на корм ему, Князю Каспулату Муцаловичу, с Калмыкии, велеть яловиц и баранов с Чугуевцев городовой службой, со всяких чинов взять против прошлого 187 (1679) года 14 яловиц да 30 баранов без всякого мотчанья». Жалованная грамота Князю Каспулату Муцаловичу за его службы 186 (1678) и 187 (1679) годах в Собр. Госуд. Грам. Ч. 4, стр. 369. Смотри «Синопсис» Гизеля. По окончании Азовского похода, Пётр Великий указал бывшим в походе Калмыкам перейти на жительство в город Чугуев. Здесь указано было им, согласно с их желанием, особое место в пригородной слободе Осиновке, где и доселе одна улица называется Калмыцкою. В выписях Курских на дворовые и сенокосные места сказано, что в 1696 году Калмыки приняли в Чугуеве дворовые места. В 1699 году, по челобитью «новокрещённых Калмыков» Андрея Харпна, Василия Харламова, Гаврилы и Ивана Патрикеевых, отведены земли под Чугуевом близ дач, данных «Калмыцкому мурзе Алексею Кобину с товарищами». И в том же году они отправлены были временно на службу к Изюмскому полковнику. «Князю Якову Фёдоровичу Афанасий Астафьев. По отписке твоей марта 207 (1699) года велено послать Чугуевских Калмыков, да Донских Орешковских казаков, разобрав, сколько человек пригоже, в Изюм к Изюмскому Полковнику Фёдору Шилову и Чугуевских новокрещённых Калмык мурзу Алексея Кобина с товарищами всех да Донских Орешковских казаков, выбрав 32 человека, отправил я марта 7». В ответ на отписку Князя, от 9 марта, он же пишет, что «умеющих переводить с Татарского языка в Чугуеве нет, – Калмыки, которые умеют Татарский язык, высланы в Изюм».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

сеяли изменники Черкассы, и ты бы ту рожь переписал и на десятинах роздал детям боярским, мценянам и всяким служивым людям». Отписка воеводы от Янв. 1642 г. говорить, что 99 Мценян, присланные в 1641 г., убежали и не отысканы. Царская грамата от 13 Января 1643 г., назначая денежное вспоможение для постройки домов Чугуевским служилым людям, предписывает составить точную опись: а) всем наличным людям; б) людям, выбывшим из Чугуева, с означением времени и причины; в) всем угодьям, полям, лугам и усадьбам. Далее: « а станичников к урочищам посылал бы еси с Благовещеньева дни или ранее, смотря по весне и по тамошнему времени, и держал бы станичников в станичной службе с весны во всё лето и до больших снегов, и берегли бы на крепко, чтоб Татарове и воры Черкассы к Чугуеву и к иным Украинным городам безвестно не пришли и людей не побили и в полон не поймали; а то бы еси станичникам сказал имянно, чтоб они в станице ездили и до урочище доезжали и сакмы Татарския переезжали и на Чугуев приезжали с прямыми выстьми, а не с ложными». Царская грамата от 12 Апреля 1650 г., извещая о высылке денежнаго жалованья 50 станичникам Чугуевским, предписывает им «служить по прежнему указу к Борисову, к Салтовскому городищу, Изюмскою сакмою, и к Валкам вверх по Студенку, до тех урочищь доезжати». Память от 18 Февраля 1656 г. предписывает Исааку Савичу Бунакову посылать из Чугуева в Змеёв не более 10 детей боярских, 10 казаков и 8 стрельцов, в Харьков 5 человек детей боярских.) По писцовой книге 1647 г. показано в Чугуеве: Детей боярских…………………………………………………………………….120. Казаков……………………………………………………………………………...300. Стрельцов из Москвы и из других городов…………………………………....400. Пушкарей…………………………………………………………………………...300. Мастеровых………………………………………………………………………… 9. На лицо было тогда 689, прочие ожидались. Поселенцы Чугуева обыкновенно называются «Сведенцами», потому что они сведены, собраны были из разных мест России. Тут значились «каторжные на лицо и каторжные по государеву указу прибранные», т.е. назначенные, но ещё не прибывшие в Чугуев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Татары опять явились. Около 20 сентября Ромодановский писал в Чугуев: «Из Сум в Боромлю писал полковник Герасим Кондратьев: ведомо де ему полковнику учинилось, что с двух сторон конечно изменники черкасы хотят быть на двое под Сумы и под Боромлю и под иные государевы Украинские городы на проселки шляхов вскоре. Да в отписке Ивана Скурихина (из Боромли) написано, что сентября 14 боровенские сторожи видели на конях 4 человек у Высокого боярака и, постояв, побежали к бояраку, а конечно те люди неприятельские. Да сентября 17 писал ко мне из Харькова Лев Сытин: сентября 15 пришел в Харьков из полону харьковский черкашенник Ивашко Кушнер, а в расспросе сказал: был он в Зинкове, а из Зинкова отпустил его в Харьков к жене и детям Зинковский городовой Левка в нынешнем 177 (1668) сентября 12 и сказывал ему, Ивашке, что из Крыма салтан с Татары вышел, а Татар с салтаном вышло 10 000 и тех Татар он, Ивашко, видел под Зинковым и пошел тот салтан с Татары под Нежин, а Дарошенко с изменники черкасы под Нежин же. Да ему же Ивашке Зинковский атаман сказывал, что крымский хан конечно и сам вышел с Ордою и хочет идти войною в Белгород и под иные государевы украинные городы мурафским шляхом вскоре и Дорошенко в Зинкове прислал лист при нем Ивашке; а стада де в Зинкове и Плотаве и в иных городах хану выбирали». В половине октября князь Ромодановский писал Чугуевскому воеводе: «Крымский Калга сантан со всеми силами и изменники черкасы от Недригайлова идут к Сумам, а от Сум пойдут войною к Белгороду и под иные государевы украинные городы». По другим источникам известно, что после позорной смерти Брюховецкого, татары, соединясь с запорожцами и частью войск Петра Дорошенко, шли к границам русским; молодой князь Ромодановский Андрей самонадеянно вступил с ними в бой под Грайвороном и был разбит на голову. Понятно, что татары, проходя к Грайворону и из Грайворона, прошли с грабежом и огнем по слободам Украйны. Как вели себя Сумские казаки с своим полковником во время бунта Брюховецкого и что вытерпели они в это страшное время, показывают нам царские грамоты Сумскому полку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И тии войска денно и ночно приступ чинили шанцами, за чим притяснувши Ширим Бей з многими ордами, также з Кафы 3000 Янычар, против наших войск чинили напор великий конных и пеших и бой великий чинили, на котором бою многих бусурман побили и без числа в живых побрали. Наши войска, видячи не меру свою против поганых, мусели отвернуть; они бусурмане на сошествие Св. Духа и сам Ширим Бей з многими ордами шли за ними. А тии войска, которые ходили под Го рбаток , стоят впусте у Карапарчака. А як шел его милость пан боярин Василь-Васильевич Голицын з многими силами войск Московских под Перекоп, встретил его Хан с ордами Крымскими на Черной долине и там сильный бой до килька разов чинили. Потом орда, вибачивши час, в дождевую тучу ударили назад войска, на полк Сумской и на полк Ахтырской . И с тех двоих полков заледво полтриста человек осталось в живых. И самаго полковника ахтырскаго ранено в плечи. И на том бою полковники бубни и пушки, и знамена втратили. Пан боярин з войсками от Перекопа отвернул, учинивши с Ханом Крымским примирение вечное. Року 1689 года». Симонич, говоря об этом несчастии Сумского и Ахтырского полков, замечает, что главным начальником этих полков был тогда «некто думный дьяк Емельнов, кой надежно лучше пером умел, нежели шпагою, работать». Он-то, конечно, разумеется в приведенной отписке под именем Ивана Артемьевича. Нельзя не заметить, что хотя поход 1689 г. в Крым не имел тех последствий для России в отношении к Крыму, каких ожидали от него, и не имел их по неспособности главного военачальника; но мы имеем верные сведения, что он имел важные последствия в отношении к Дону. Там раскольники, соединясь с азовскими татарами, производили в это время страшное волнение, и Крым отказался помочь раскольникам в выполнении всех замыслов их только потому, что занят был войной с кн. Голицыным. Так показывают чугуевские бумаги. По актам 1691 и 1699 гг. видим ахтырского полковника Романа Герасимовича Кондратьева, сына знаменитого сумского полковника, тогда как и Перекрестов оставался еще с званием полковника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По той же промемории, от морового поветрия уцелело 23 человека из Русских да 74 из Слободских Черкасов. А в 1722 году оказывалось сверх того: а) под ведением управителя Воинова 94 человека Русских, которые пришли в Цареборисов «из разных городов» после моровой язвы; б) под ведением сотника Андрея Самборского – казаков Изюмского полка «новопришлых их гетманских городов из Слободских полков, которые пришли после морового поветрия, 229 человек». Следовательно, в 1722 году было всего 420 человек. По исповедной росписи 1737 года было при Николаевском храме: 20 душ муж. 20 жен. духовных; 114 муж., 84 жен. душ служащих казаков; 148 муж., 120 жен. посполитых; 210 муж., 158 жен. однодворцев; 352 муж., 292 жен. подданных черкасов, а всего 849 муж., 674 жен. душ. В 1739 году было 9 муж., 7 жен. душ духовных; 128 муж., 116 жен. казаков; 111 муж., 94 жен. посполитых; 92 муж., 77 жен. однодворцев; 77 муж., 74 жен. подданых черкасов, а всего 417 муж., 368 жен. душ. Следовательно убавилось на половину. Это значит, что чума и в 1738 году опустошила Цареборисовский приход. В 1847 году от холеры умерло здесь только 5 человек, но от кори умерло 48 младенцев. В 1848 году от холеры умерло 109 человек; цинга в 1849 году похитила 22 человека. Что касается до бедствий, какие испытал город Борисов, впадая, по выражению пророка, в руки человеческие, то прежде всего надобно сказать, что во время всеобщего расстройства России, самозванец Лже-Пётр в 1610 году занимал Цареборисов, и Цареборисовские стрельцы, волею или неволею, ходили тогда вместе с ним в Путивль, а оттуда в Тулу, где самозванец был разбит и пойман. После того Борисов город несколько времени оставался в запустении, и оттого долго назывался Борисовым городищем, даже и после занятия его стражею, которую видим здесь в 1633 году. Со времени построения Чугуевской крепости, т.е. с 1639 года, в Борисов присылали стрельцов и станичников из Чугуева, для наблюдения за Татарами. Но так как, по одному положению своему на край степей Крымских, Борисов был опасным местом: то Чугуевцы неохотно отправлялись сюда, и несколько раз испрашивали себе, как милости Божьей, увольнения от содержания стражи в Борисове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010