митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Действительно, соблазн большой, и зло подчас распространяется молниеносно, из-за чего люди непроизвольно впадают в уныние, полагая, что ничего с этими явлениями нельзя поделать. Но мы можем открыть Евангелие и услышать слова Спасителя, что Он нам говорит по этому поводу. Например, главу 17-ю от Луки, которая начинается напоминанием о том, что невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (ср. Лк. 17, 1), и далее: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». (Лк. 17, 6). Господь призывает нас все время укреплять веру. А иначе как противостоять соблазнам этого мира? Господь призывает нас все время укреплять веру. А иначе как противостоять соблазнам этого мира? Или вспомним другой отрывок – о вдове и неправедном судье, когда бедная вдова просила защитить ее от соперника, и так докучала и надоедала судье, что он, признавая себя не самым совестливым и богобоязненным человеком, пообещал удовлетворить ее просьбу (ср. Лк. 18, 1–6). Господь в назидание нам говорит, что если даже раб неверный решил защитить вдовицу, неужели Он не защитит Своих, верующих в Него: «А разве Бог, Который всегда слышит избранников Своих, взывающих к Нему день и ночь, не защитит их? Уверяю вас: Он не замедлит защитить их». И сразу после этого задается вопросом: когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли Он веру? (ср. Лк. 18, 8). К большому сожалению, сегодня многие наши современники вроде бы и тянутся к Церкви, но немало при этом отпадает. Как говорил наш покойный Митрополит Владимир (Сабодан), Церковь в последние времена будет предметом ненависти, поскольку враг рода человеческого будет искушать людей и навязывать им ненависть. И сегодня мы в какой-то мере становимся свидетелями этому. Митрополит Владимир (Мороз) – Владыка, непроизвольный вопрос: как же правильно относиться к происходящим явлениям в жизни Церкви православному христианину? – Как пишется в Откровении: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 11,13).

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/ob_otn...

15:14). Но Он воскрес. Он воскрес и даровал основание всякой верующей душе ликовать и радоваться, побеждать грехи и слабости, стремиться к совершенству. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:22 ). Истину смерти и Воскресения Христова свидетельствует нам Священное Писание . Христос действительно умер за грехи мира и Своим Воскресением даровал нам возможность воскресения. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5:21 ). Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:40 ). Апостол Павел говорит: Христос умер за грехи наши... погребен был и воскрес в третий день, по Писанию... Явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время... потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне ( 1Кор. 15:3–8 ). Апостол Петр говорит о том, что Бог воскресил Его из мертвых ( 1Пет. 1:21 ), что Бог возрождает нас Воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому ( 1Пет. 1:3 ) и спасает Воскресением Иисуса Христа ( 1Пет. 3:21 ). И не только два первоверховных апостола – Петр и Павел, но все до двенадцати и затем до семидесяти проповедуют Его Воскресение на улицах, в синагогах, на крышах домов. Истину своей проповеди каждый из них засвидетельствовал мученической кончиной. Если бы они не убедились в действительности Его Воскресения, разве отдали бы они в жертву единственное, что есть в жизни человека, – жизнь? История Церкви Христовой, Им основанной на земле, – это свидетельство и доказательство действительности и действенности Воскресения. Миллионы святых последователей Христа – мученики, проповедники, пустынники – оставили всё и принесли себя в жертву Богу Истинному, Воскресшему. После такого «облака свидетелей» неуместен вопрос: фантазия это или быль, миф это или реальность? Вот почему живет Его учение, вот почему Им наполнены человеческие мысли и дела. Сколько прекрасных порывов души, сколько талантливых произведений в живописи, в поэзии, в музыке посвящены Ему! Истина Воскресения Христова вдохновляет и обновляет верующих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

32 Отнюдь не претендуя на сколько-нибудь полное и систематическое исследование роли архитектуры и иконографии как монументального способа выражения основ учения о Церкви на Руси до XVII века, я лишь попытаюсь наметить некоторые штрихи к такому исследованию. 38 Растительный орнамент на стенах снаружи и внутри храма не редкость в древних храмах. Например, в росписи Дмитриевского собора во Владимире видны целые вертограды с роскошными деревьями, цветами, плодами и птицами. 40 Убив Христа, иудеи ранее римлян разрушили тем самым и храм Иерусалимский в его мистической сути. Воскреснув в третий день от мертвых, Христос воздвигнул в Себе Самом истинный Новый храм – Церковь . (П. Флоренский. Указ. соч., с. 144–145). 41 На стенах этого собора изображены фантастические звери, которые играют или дерутся. Есть сцены и кровавые, которым давали различные объяснения (см.: Н.В.Покровский. Цит. соч., с.223–227). Конечно, на стены храма эти изображения попали не случайно. Достаточно вспомнить, что прп.Герасиму в пустыне служил лев, к прпп. Сергию и Серафиму приходили медведи и мирно кормились из рук святых. Эти факты говорят о должном отношении человека к животным. В Церкви человек становится святым, а через него, в мире с ним, и вся тварь преображается и возносится к Богу. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:19–22 ). Следовательно, когда зверь раздирает зверя, то это происходит по вине греха человека. Человек поставлен над всем животным миром и ответствен за него пред Богом. Велика вина человека пред всем живым, но она искупается той бескровной Жертвой, которая приносится в храме Христом Спасителем о всех и за вся. Кровавые сцены на стенах собора указывают на единую Жертву, Которой все искупается. Этому искуплению радуются и звери. Вся композиция обронных украшений этого храма, возможно, есть иллюстрация к приведенному тексту Послания ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Апостол Петр, обращаясь к иерусалимской общине, говорит: Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели ( Деян. 3:15 ). И этот апостол свидетельствовал истину своей проповеди мученической кончиной. И так каждый из двенадцати, и даже до семидесяти смертью свидетельствуют действительность Воскресения. В городах и деревнях, на крышах домов, в синагогах и на улицах проповедуют Христа распятого и воскресшего. Каждый платит за эту проповедь своей жизнью. Мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал... ( 1Кор. 15:15 ). Апостолы пронесли проповедь о Воскресении во все концы земли. В каждой части земного шара росла и ширилась Церковь Христа, многомиллионная, многонациональная. И ныне люди слушают слово Божие, верят Богу и исповедуют Его, в Нем видят свое воскресение. На легенде не построишь того, что живет тысячелетиями, за что платили дорогою ценою и чего врата ада никогда не одолеют ( Мф. 16:18 ). Сонмы мучеников шли на смерть ради и во имя Того, Кто победил смерть. Сонмы святых угодников избирали путь подвига и святости. Миллионы верующих жили и живут Его правдой. Сколько в истории человечества лучших порывов, талантов и способностей посвящено Христу и Его Воскресению: в музыке, искусстве, науке, поэзии, литературе, во всем, чем богата человеческая жизнь, – лучшее приносилось и отдавалось Ему, в Его славу. Если бы вера и доверие Христу не отзывались глубоко в сердце и душе настоящей правдой, могли бы люди всё самое возвышенное и прекрасное нести к Его ногам?! Волей или неволей, по желанию людей или против их желания, вся человеческая жизнь, общечеловеческая культура, история и цивилизация пронизаны Им и Его божественным учением. Вот почему в единстве мыслей и чувств, едиными устами и единым сердцем мы, верующие, и ныне славим Его Воскресение, верим Ему, проповедуем Его, живем Им, соразмеряя свою жизнь с принципами Евангелия. Воскресение Христа – это залог нашего воскресения, ибо как живет Христос, Глава наш ей Церкви, так будут жить все члены Ее. Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас ( 2Кор. 4:14 ). Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем ( 2Тим. 2:11 – 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

В праздничные дни мы собираемся в святые храмы, чтобы здесь едиными устами и единым сердцем славить Бога, вкушать сладость общения с Ним, со всеми небожителями, друг с другом. В общей молитве пламенеют и просвещаются наши сердца. Горячая молитва рядом стоящего способна согреть холодность наших сердец и умягчить черствость наших душ. Несчастны люди, утверждающие, что не обязательно христианину ходить в церковь , что Господь, дескать, на всяком месте и Ему можно молиться везде. Господь действительно на всяком месте, хвалить и славить Его можно и нужно всегда и всюду. Но мы знаем, как трудно среди повседневных забот отдать должное Богу, быть в молитвенном единении с Ним, постоянно иметь Его в своем сердце. Господь для того и дает нам радость седьмого дня, чтобы мы могли в этот день всецело сами себя и друг друга отдать Ему, насладиться радостью общения с Ним. Общее моление, как фимиам, возносится горе, к Престолу Царя Славы, и низводит на всех нас Божественную благодать. В субботу Господь дал зрение слепорожденному. Этим Он не нарушил субботу, но освятил ее, ибо праздник дается человеку, чтобы он подумал не только о себе, но и о себе подобных. Праздничный день должен быть проявлением нашей христианской любви к Богу и ближнему, любви деятельной и искренней, сердечной и сострадательной, помогающей друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов ( Гал. 6:2 ). Как это делали первые христиане, будем всегда едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Господа, давшего нам заповедь шесть дней делать, а седьмой отдавать Ему. Во все дни своей жизни будем творить добрые дела, ибо это благоприятно Богу и спасительно для нас. Аминь. Вознесение Господне После Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней пребывал на земле. Как только Он воскрес, Ему уже подобало быть на небесах, но Он остался на земле, чтобы уверить всех в действительности Своего Воскресения. Своим святым апостолам Он явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

В сослужении митрополиту Владимиру (Сабодану; † 2014). Покровский монастырь, 1993 г. И вот уже 26 лет я служу священником и благодарю Бога за все великие Его благодеяния, которые Он посылал мне всю жизнь. Я люблю трудиться во славу Божию, для меня отрадно общаться с людьми. О каждом нужна молитва. Ибо великое чудо воскресить мертвеца духовного, ибо, покаявшись, возлюбив Господа, воскреснет он для жизни вечной. И на этом пути у священника – великая и добрая миссия. На евангельской ниве может вырасти и бурьян. Но это не должно смущать истинных учеников Христовых. Им нужно оставаться трезвыми и бдительными. Только суд Божий произведет окончательный отсев и отделит доброе от злого, тьму от света. Ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Возможно ли, посильно ли для человека то, к чему зовет Евангелие? Даже полюбив идеал, люди часто не находят сил к нему подняться. Другое, могучее притяжение владеет человеком, пригибая к земле, носит он камень забот на шее, проводит отпущенное ему драгоценное время, погрязая в мелочах и суете… К Богу человек приходит с сердцем, полным корысти и себялюбия, не слыша слова Господа нашего Иисуса Христа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения… Душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк. 12: 15, 23). «Всегда трудитесь!» За плетением продуктовых сеток «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6: 8–12). Этим обращением святого апостола Павла я бы хотел закончить рассказ о своем крестоношении. На длительном, тернистом и узком пути, несмотря на то, что шел за Господом, я, как все несовершенные люди, спотыкался, падал, но с Божией помощью поднимался и следовал за Господом, надеясь на Его милость, ибо, как сказал апостол Павел: «Между грешниками я первый».

http://pravoslavie.ru/115448.html

Вознесение Христово возгревает в нас любовь к небесным предметам. Апостол Павел говорит: Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном ( Кол. 3 :-2); ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). А о том, что Дух Святой есть та самая любовь, которая направляет нас ко всему небесному, говорит Божественный Учитель Своим ученикам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). «Что далеко от очей – далеко от сердца». Эта пословица справедлива только в отношениях между людьми, но не в отношении человека к Богу. Здесь вернее будет обратное: «Далеко от очей – близко сердцу». Но ведь и по Вознесении Христос не сокрылся от взоров человеческих: Он явился на пути в Дамаск, чтобы из Савла, преследовавшего Церковь , сделать апостола народов ( Деян. 18:8 ). Можно с верой принять, что являлся Он, вероятно, и Своей Пресвятой Матери, пока Она пребывала на земле. Являлся Он многим святым угодникам. Увидим мы Его при кончине мира, когда Он придет судить мир. Главным делом для нас должно быть старание, чтобы в тот последний день показать Праведному Судии и засвидетельствовать перед Ним, что Его Вознесение действительно было для нас укреплением веры, утверждением надежды и возгреванием любви. Если это совершится, тогда мы услышим из уст Божественного Спасителя: Придите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Аминь. Неделя 7-я по Пасхе Святых отцов Первого Вселенского Собора Сия же есть жизнь вечная… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном Откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это учение. Сегодня Святая Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных отцов Первого Вселенского Собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году для утверждения истинного учения о Божестве Иисуса Христа против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Вчера мы спогребались Христу, а ныне со всей Церковью ликуем. Он любящих Его совоскрешает с Собою. Милостью Божиею нам дана еще одна Пасха, а с нею – радость и торжество. Воздавая Ему хвалу, благодарение и поклонение, будем помнить, что Он всегда с нами, что в Нем – источник подлинного смысла человеческой жизни, полнота бытия и конечная блаженная участь. Осеняемые лучами Воскресения, будем носителями света, радости и совершенства. Аминь. Радость воскресения Христос воскресе! Накануне Своих страданий Господь Иисус Христос сказал ученикам и апостолам: Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ). Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас... Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 16:22, 24 ). Проходят мучительные дни страстей и смерти Христовой. Жены-мироносицы идут ко гробу. Сидящий на гробе Ангел Господень говорит им: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал ( Мф. 28:5–6 ). Когда же они шли возвестить о том ученикам Его, Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь! ( Мф. 28:9 ). С того благодатного момента в мире родилась подлинная радость, равной которой нет и быть не может, радость победы над злом, победы над смертью – врагом человечества. Христос Своей смертью победил смерть и дал нам подлинную радость. И эта радость жительствует! Имея эту Богом данную радость, которую не может дать или отнять мир, христиане, будучи бесславными, достигают славы; будучи немудрыми, побеждают мудрость; будучи ненавидимыми, любят своих врагов; будучи побеждаемыми, всегда побеждают. Мы, как говорит апостол Павел, всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы жизнь Иисуса открылась в теле нашем ( 2Кор. 4:10 ). Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор. 6:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь в то же время противостоит современным тенденциям к приуменьшению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не устраняет их природных отличий и не означает идентичности их призваний как в семье, так и в обществе. У каждого свое назначение, заложенное в естество Самим Творцом, и противоречить этому – значит противостоять всему Божиему Промыслу относительно человека. Женщину Господь наделил настоящим универсализмом. Женщина – это и мать, и жена, и сестра. Она везде успевает – и дома, и на работе, и в Церкви, и помолиться об умерших и живых. Все знают так называемый Международный женский день. У православных женщин тоже есть свой международный праздник – Неделя жен-мироносиц. Поэтому, приветствуя наших православных женщин сегодня, хочу пожелать им милости и помощи Божией, чтобы они всегда наследовали пример своих святых предшественниц. Аминь. Неделя 4-я по Пасхе О расслабленном Хочешь ли быть здоров? Христос воскресе! Сегодня Церковь напоминает нам евангельскую историю об исцелении парализованного человека. Есть, рассказывает святой евангелист Иоанн Богослов, в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, пред которой было пять крытых ходов, где лежало множество больных. По временам сходил в купальню Ангел Господень и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал ( Ин. 5:2–4 ). Проходя города и селения, открывая людям тайны Царствия Божия, пришел однажды к Овечьей купальне Христос. Он увидел здесь больных, желающих исцелиться. Среди них был человек, страдающий недугом уже тридцать восемь лет. Христос подошел к нему и спросил: Хочешь ли быть здоров? Больной ответил: Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи. И больной тотчас выздоровел ( Ин. 5:6–9 ). Через некоторое время Иисус Христос встретил его в Храме и сказал: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010