Отношение Святейшего Патриарха Пимена к центральной, общецерковной проблеме выражается, с одной стороны, в стремлении к восстановлению единства с неправославными христианскими конфессиями, а с другой – в традиционной верности «экклезиологическим взглядам Древней Неразделенной Церкви эпохи семи Вселенских Соборов на сущность и природу Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» 17 . Этим изложением экклезиологических воззрений заканчивается в рассматриваемом труде обзор развития отечественной богословской мысли в православной экклезиологии от начала христианства на Руси до настоящего времени. Мы видели, что Православие исторически было унаследовано Русью от Византии. Процесс усвоения византийского богословия и церковной традиции на русской почве осуществлялся творчески в течение длительного времени. Почти на всем протяжении церковного бытия русское богословие не знало экклезиологии в современном значении этого термина. Но всегда живым и действенным на Руси было непосредственное ведение Церкви, что, по существу, только и может быть названо высшим постижением церковной истины. Первые труды экклезиологического содержания относятся уже к новому времени, к XIX веку, когда началось интенсивное общение Руси с западным христианским миром. Русским церковным сознанием, дотоле не знавшим проблем конфессионального порядка, остро переживался факт вероисповедной разделенности в христианстве. Экклезиология этого периода носит преимущественно полемический и апологетический характер. Это был разбег, после которого последовал стремительный взлет. Глубинные, скрытые токи церковного сознания выходят на поверхность истории и в своем мощном течении порождают таких корифеев церковной и религиозной мысли, как Соловьев, Флоренский, Булгаков. Как бы в предчувствии экуменических чаяний нашего времени лучшие богословы старой академической традиции стремились выразить в меру своей причастности к Полноте Православия экклезиологическое сознание эпохи. В их трудах, являющихся в научно-богословском отношении классическими, экклезиологическая проблематика приобретает необычайную глубину и многосторонность, и в этом – их непреходящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Последнее замечание является одним из основных положений представленного сочинения, написанного в неуклонно православном духе и свидетельствующего о широком богословском кругозоре автора. Оно показывает умение выявить существенное и изложить содержание в строгой системе и связности. Сочинение изложено ровным литературным языком, хотя несколько перегружено иноязычными терминами, и читается с интересом. По словам автора, «достоинство всякого труда заключается в его научном характере, новизне и актуальности проблематики» (с. 362). Все эти требования удовлетворяются в рассмотренном сочинении. И если к ним добавить необходимое для богословского труда условие его внутреннего, духовного воздействия, то и оно соблюдается в том, что перед читателем выявляется духовное величие Православия как центра Христианства и средоточия его спасительной силы, как благодатного наследия, обязывающего к его постижению и охранению. Вышеизложенное дает основание для утверждения представленной диссертации в качестве магистерской и для присвоения архиепископу ВЛАДИМИРУ (Сабодану) степени магистра богословия. Отзыв профессора, доктора К.Е. Скурата о магистерской диссертации профессора, архиепископа Дмитровского Владимира (Сабодана), ректора Московской духовной академии и семинарии, на тему: «Экклезиология в отечественном богословии» Представленная Владыкой Ректором диссертация состоит из предисловия, четырех глав, заключения и списка литературы. Всего 491 страница машинописного текста. Перед нами труд, оценить который по достоинству нелегко, ибо он затрагивает самую широкую – многоплановую тематику и проникает в самые глубины богословской мысли прошлого и настоящего. Автор правильно полагает в построение своей работы в качестве основного методологического начала принцип раскрытия экклезиологии в последовательной исторической перспективе – от крещения Руси до наших дней. Такой метод исследования потребовал много усердия и большой затраты усилий, но он привел к полнейшему изложению науки о Церкви русского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Денисенко ратует за вступление Украины в НАТО Киев, 6 октября 2008 г. Глава неканонической т.н. «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ-КП) Филарет (Денисенко) поддерживает вступление Украины НАТО для защиты от России и вступление в ЕС для возвращения европейцам духовности., сообщает Седмица.Ru со ссылкой на РИА " Новости " . " От ЕС мы можем перенять многое, в частности, демократию и современные технологии. В то же время и Украина может дать что-то Европе, в частности, духовность, которую европейские страны катастрофически утрачивают. В НАТО тоже Украина должна вступать, ведь нам нужна система безопасности, которую после отказа от ядерного оружия никто не гарантирует, а, судя по последним событиям в мире, нашей территориальной целостности может угрожать Россия " , - сказал Филарет на пресс-конференции в Черновцах в рамках празднования 600-летия города, сообщает 6 октября украинское агентство УНИАН. Однако какую именно духовность может предоставить Европе изверженный из сана за аморальную жизнь и преданный анафеме за клятвопреступление расстрига, глава УПЦ КП умолчал. Вместе с тем, по его словам, влиять каким-либо образом на геополитический выбор Украины он не намерен. " Вопрос о вступлении в ЕС и НАТО должны решать исключительно политики " , - сказал он. Филарет также в очередной раз высказал убежденность, что в ближайшее время произойдет признание каноничности «Киевского патриархата», который он возглавляет. В этом он возлагает надежду на Константинопольского Патриарха Варфоломея, который, впрочем, до сих пор от подобного шага воздерживается и признает в качестве законной Православной Церкви на Украине лишь Киевскую Митрополию, возглавляемую владыкой Владимиром (Сабоданом). УПЦ-КП не признается и другими Поместными Православными Церквями. За автокефалию Украинской Церкви выступает президент Украины Виктор Ющенко. Он также является последовательным сторонником вступления Украины в НАТО и ЕС. Однако большинство населения Украины против вступления страны в НАТО 6 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27832.html

Отец Николай был потрясён! Он упал на колени перед Престолом и долго-долго плакал… Служба остановилась. В храме все притихли. Собрав в пригоршню то, что осталось от цепочки с крестом, батюшка вышел из алтаря на клирос: «Матушка, посмотри, что мне Господь сделал». Та, увидев, расплакалась. Спустя время, немного успокоившись, они продолжили службу, но параллельно, на всём её протяжении отец Николай возился с плоскогубцами, заново загибая разорванные звенья цепочки… Что было дальше. Буквально на следующий день батюшка поехал в Киев к владыке Владимиру (Сабодану) – его он, кстати, тогда тоже не помянул, «как сообщника».  Рассказал ему всё как было, испросил прощения и, конечно же, просимое получил. «И теперь, - радостно заканчивает он, бережно поправляя на груди наперсный крест, - я верую, что Господь в священническом звании меня восстановил!» Отец Николай попрощался и неспешно продолжил свой путь к монастырю. Он скоро скрылся за поворотом, а я ещё долго перебирал в памяти все «изгибы» его поучительной истории. Для себя же главный вывод я сделал такой: человек – человеком, а «шинель» – «шинелью»… Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 17.03.2016 - 10:32 история хорошая, а обвязка от : история хорошая, а обвязка от автора - совсем непонятная, шинель какая то 19.03.2016 - 19:20 Не там акценты.Упущено : Не там акценты.Упущено-помянул в конце-то концов Патриарха.И наперсный крест почему-то наперстный.....И КАКАЯ РАЗНИЦА КУДА ОН УПАЛ 20.03.2016 - 12:53 Поучительная история. Про : Поучительная история. Про шинель: солдатами не рождаются, ими становятся, то есть призываются, а уж какой в шинели человек, не нам судить, только Господу. 21.03.2016 - 07:04 Да уж... наперстный - это : Да уж... наперстный - это который на персте? Такая беллетристика - " невыдуманные " истории, назатейливые такие. Герой ведь публично покаялся, почему же не озвучить его имя и место? Страна же должна знать своих героев! Хочется воскликнуть за известным режиссёром: " Не верю! " - т.е. совершенно недостоверно выглядит. Особенно начало такое интригующее - роман ужасов... (сразу бы написали в в подзаголовке " рассказ " ). Но затем по закону жанра - хэппи энд

http://radonezh.ru/analytics/revnost-ne-...

На последнем курсе Духовной академии нужно определяться: либо ты идешь в белое духовенство, либо в черное. Чтобы стать священником, нужно срочно жениться. Среди семинаристов началась эпидемия свадеб. Сергея, как самого бойкого и артистичного, постоянно звали тамадой. Он переженил всех своих друзей, но сам решения не поменял. Когда после пострига его рукополагали в дьяконы, кто-то из друзей заметил: «Дьякон в переводе с греческого — служитель. Его задача — делать службу красивой и запоминающейся, взывать к молящимся, оглашать главы из Евангелия. То есть теперь ты, Серега, будешь у нас тем же тамадой — только в храме». Раскол Слева направо: митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Филарет (Динисенко), Сергий Писанюк      В 1991 году Сергей испытал серьезное потрясение — церковный раскол на Украине. Это событие он переживал как личную трагедию. Дело в том, что в Киеве Писанюк служил иподьяконом при митрополите Филарете (Денисенко), будущем самопровозглашенном патриархе УПЦ КП. Владыка Филарет был сильным проповедником, мудрым духовным наставником — он очень помог подростку укрепиться в вере, сыграл решающую роль в выборе его пути. Падение архиерея казалось невероятным. Для Сергея оно стало знаком того, что на его собственном поприще романтический период закончен. Враг показал свою силу, и эта сила чудовищна. Первые серьезные искушения не заставили себя ждать. В России началась компания против митрополита Филарета, среди семинаристов собирали подписи под требованием о лишении его сана и предании анафеме. Безусловно, осуждая уход в раскол своего бывшего учителя, Сергей Писанюк поступил исключительно по-христиански — он не стал ничего подписывать и на протяжении всей своей жизни никогда не позволял себе плохих слов в адрес бывшего учителя. Вместе с тем он не поддался и другому соблазну: вернуться на родину, примкнуть к раскольничьей церкви, где в ту пору с радостью привечали людей любых званий, и сделать там молниеносную карьеру. Устоял Сергей даже тогда, когда стало ясно, что в Русской православной церкви у людей из бывшего окружения Филарета с карьерой могут быть проблемы. Писать кандидатскую диссертацию в академии ему не разрешили, и были основания полагать, что это результат его «особой позиции». А кандидатская — это по сути дела пропуск в мир больших должностей и званий. Но будущий отец Алексий не сильно переживал по этому поводу. Его вполне устраивал греческий перевод слова дьякон.

http://pravoslavie.ru/80380.html

Это давно было? Да, это в 70-х годах, во времена владыки Владимира (Сабодана). Он тоже присутствовал тогда, смотрел этот житийный фильм, был очень доволен. А чем отличается церковнославянский от старославянского? Дело в том, что это один и тот же язык. Старославянский язык более древний, чем церковнославянский. Тот, который оказался под влиянием русского языка, под влиянием всяких исправлений, подражаний греческому языку, – и получили то, что сейчас имеем. Многие архиереи в восторге от переводов, которые сделал (Патриарх. – ред. ) Никон, насколько грамотно он их сделал. Не будем судить его по другим делам, по делам богослужебным и прочим… Вы сейчас говорите о реформе Патриарха Никона? Да. Он один из участников этих переводов, исправлений и многое сделал хорошо и очень деликатно. Не будучи кандидатом филологических наук, принял такое решение – слово «чудо» писать через «у», а не через «ю», это он решил так. И в школах сейчас так учат. Я начинал учиться еще во времена товарища Сталина – нас учили, что «чудо» надо писать через «у», а не через «ю», но почему и откуда это пошло, в школах почему-то не говорят. В советские времена понятно, а сейчас, видимо, по незнанию. Большинству современных людей непонятен церковнославянский язык, это так? Я бы не сказал. Конечно, никто не поднимал такой вопрос: насколько часто появляются непонятные слова. Они, естественно, встречаются, но они вполне объяснимы – нужно не полениться, посмотреть словарь. А какие-то сложные формы, которые совершенно отсутствуют в современном языке, например двойственное число: «-ваю», «-наю» – как с этим быть? Ничего страшного в этом нет. Да, мы уже не пользуемся двойственным числом, где-то уже в XIII веке у нас прекратили употреблять его, хотя формы двойственного числа сохранились в русском языке, только мы их воспринимаем сейчас как множественное или единственное число. Вот форма «чета», супружеская чета – она, женский род; на самом деле это двойственное число, потому что подразумевает двух супругов. «Пара» – это тоже двойственное число. И таких слов немало. Кстати, вот два рубля, а на самом деле «рубля» – это не родительный падеж единственного числа, а это двойственное число слова «рубль». Это именительный (падеж. – ред .) двойственного числа.

http://bogoslov.ru/article/6177551

Он же писал ей письма. Около Тони собирались все соборные персонажи, она разворачивала короткое письмо и зачитывала вслух. Там были какие-то очень теплые слова, всего несколько строк, а посредником в этой переписке был митрополит Владимир (Сабодан). Мы-то не знали Патриарха Пимена, но это был, как нам казалось, «пастырь навсегда». А Тоня и Дуся оставались до самой смерти на своем боевом посту, у панихидного стола. Дневник памяти Память — самое удивительное, что Господь подарил человеку. Совершенно особый феномен — детские воспоминания, хранящие мельчайшие детали нашей жизни. Иногда по истечении времени многие из них куда-то испаряются, но позже возвращаются вновь. Мое детство и молодость ничем особенно не отличались от жизни многих моих ровесников. Каждый новый день дарил новые эмоции, впечатления и интересные знакомства. Особая глава жизни — это студенчество: ты ищешь свой путь, мчишься навстречу ветру перемен, не оглядываясь назад, чтобы не упустить то, что уготовила судьба. В юности мы словно киты, пропускающие через себя тонны воды. Только это не вода, а события и ощущения, коих бесконечно много. Позже приходит осознание того, что лишь небольшой процент всего происходящего с нами оказывается полезным и жизненно необходимым. Со временем в голове возникают робкие вопросы, вначале они ненавязчивы, и поэтому нет необходимости искать на них ответы. Но однажды — правда, у всех по-разному — наступает момент переоценки ценностей, когда ты поднимаешься на новый виток своей жизненной спирали. Вот тогда-то память и начинает хаотично воспроизводить картины давно минувших лет. Лично у меня это случилось примерно в 40 лет. По долгу своего служения я нередко совершаю панихиды на кладбищах и встречаю там все больше и больше могил знакомых людей. В такие моменты особенно остро задумываешься о жизни и обо всем происходящем. В один из вечеров, во время богослужения в храме, я вспомнил мальчика Гришу из школьного детства. Мне это воспоминание показалось странным, ведь за все прошедшие годы я ни разу не думал о нем. Гриша имел немало проблем со здоровьем и физических дефектов, которые были заметны окружающим, но, несмотря на это, он учился в обычной школе. Плохая координация движений, нелепая походка, сбивчивая речь, слабое зрение доставляли ему немало огорчений, и другие дети, его сверстники, нередко подтрунивали над ним. Хотя детей и принято называть «цветами жизни», порой эти цветы бывают довольно ядовитыми. Я вспомнил, как Гриша тянулся ко мне, как мы поехали в школьный лагерь…

http://azbyka.ru/fiction/melodija-dlja-b...

В связи с этим возникает необходимость углубиться в рассмотрение возможностей человеческого познания вообще и определение его способности и границы в отношении к разумению догматов Церкви. Всякая истина имеет собственные приметы, или признаки, которые ее отличают от не-истины. Прежде всего должна быть исключающая всякое сомнение уверенность, что высказанное суждение есть истина и потому никогда и нигде не изменится. Это дает чувство полной удовлетворенности и радости о истине. Истина делается достоянием человека через акт суждения. Человеку истина открывается посредством утверждения ее им. Деятельность рассудка, ищущего достоверной истины, подчинена некоторым нормам, мысль в своем зарождении и развитии совершает определенный закономерный путь. Всякое суждение является или первичным, или производным другого, т.е. дается или непосредственно, или опосредствованно, как следствие другого, имея в этом другом свое достаточное основание. Суждение, данное непосредственно, есть самоочевидность интуиции: чувственной, интеллектуальной или мистической. «Но все эти три вида данности, – говорит отец Павел Флоренский , – имеют один общий недостаток; это – голая их данность, их неоправданность. Такую данность сознание воспринимает, как что-то внешнее для себя, принудительное, механическое, слепое, неразумное и поэтому условное. Разум не видит внутренней необходимости своего восприятия, а только необходимость внешнюю, т.е. насильственную, вынужденную, – неизбежность» 293 . Всякая интуиция говорит о том, что «есть», что дано, но не отвечает на вопрос, почему так «есть», так дано и открывается нам так, а не иначе. Из одного факта «есть», как бы глубоко это «есть» ни уходило своими онтологическими корнями в основание бытия, нельзя постулировать того, что «так» и необходимо должно быть. Закон тождества, который лежит в основе этого утверждения, есть закон молчания и смерти. Он останавливает искание духа, не удовлетворяет запросов ищущей мысли. Недостаточный теоретически, критерий самоочевидности негоден и практически. Непосредственная данность интуиции всех трех родов не дает достоверности, потому что факты, которые лежат в ее основе, постоянно изменяются. Изменения постоянно происходят как во внешнем, так и во внутреннем мире, равно и в мире мистических восприятий. Факт в настоящее время рознится от факта прошедшего и не равен будет факту в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Многие из тех, кто был на похоронах владыки Лавра, говорили, что они сами по себе тоже стали праздником Торжества Православия. Я знаю одного нехристианина, который специально приехал на погребение из Нью-Йорка. Он был знаком с владыкой и говорил: «Я настолько почитаю владыку, что должен был попрощаться с ним». Митрополиты Онуфрий (Березовский), Лавр (Шкурла) и Владимир (Сабодан) У людей было необычное умиротворение. Столько народу приехало со всего мира! Конечно, был владыка Онуфрий с Украины, с которым владыка Лавр очень дружил. Из России приехал владыка Ювеналий. После всенощной он собрал всю братию и очень подробно расспрашивал о последних днях жизни нашего Митрополита, потому что по возвращении в Москву должен был рассказать об этом Святейшему. Сияло солнце, был мороз, но никто на него на обращал внимания. Все шли за гробом, пока мы обносили его вокруг собора. И можно сказать, что на душе были праздничные ощущения. Конечно, я хотел бы похвалиться и сказать, что многому научился у владыки, но не знаю, могу ли это сделать. Владыка всегда был смиренным и никогда ничего не просил Владыка всегда был смиренным и никогда ничего не просил. Он все воспринимал со смирением, особенно в последнее время. Он был как ягненок: никогда не роптал, не жаловался, просто делал то, что его просили. Всегда полагался на Божию волю и спокойно принимал то, что ему приходило. Я научился у него тому, что следует спокойно относиться, если случаются какие-то затруднения. В таких ситуациях он говорил, что никогда не нужно отчаиваться и следует все воспринимать спокойно – как Бог даст. На самом деле, я многое видел, будучи с ним. Обычно я говорю, что являюсь самым счастливым человеком на свете: иметь такую дружбу, не только с владыкой, но и со всей братией монастыря, – это счастье. И в то же время у меня есть семья, сын теперь служит священником. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) Я впервые приехал в Джорданвилль ребенком в 1957-м году, в лагерь по существовавшей тогда программе «летних мальчиков». Мне там настолько понравилось, что я решил остаться на зиму, жил тогда в комнате с отцом Лавром. В местную школу ездил автобусом, а по средам и пятницам монахи мне готовили с собой обед c чаем и постной пищей.

http://pravoslavie.ru/152456.html

В начале 1998 года Президент Борис Ельцин решил поддержать этот проект и морально, и финансово во многом благодаря позиции тогда еще будущего президента Владимира Путина . Существует сразу несколько Советов — попечительский, общественный и наблюдательный, которые участвуют в работе над энциклопедией. Нет ли давления на вас со стороны Правительства или отдельных чиновников? — Нет. Так же, как нет давления и со стороны Патриархии. Мы в этом смысле абсолютно автономны. Инициаторами обращения к тем или иным службам и специалистам в церковной или государственных сферах всегда выступали мы сами. Мы просим МИД посмотреть текст, если нужно уточнить последние изменения в законодательстве каких-то стран. Так же работаем с ОВЦС или Патриархом. Когда мы готовили статью о Москве, конечно, сильно задействовали московские власти — просили статистику по всем религиозным организациям за несколько лет. Подчеркну: Патриарх волен затребовать на предварительное чтение любую статью, поскольку энциклопедия выходит под его общей редакцией. Но это — редкий случай. Иногда Святейший просит, чтобы мы были внимательнее в подготовке тех или иных статей. Но, как правило, Патриарх доверяет компетентности наших авторов и редакторов. — Вы всегда говорите, что в статьях стремитесь к достоверности. С этим тоже нет проблем? Наверняка у какой-то стороны или у героев возникало желание приукрасить что-либо или о чем-то не говорить, ведь эта информация останется на века? — Нечто подобное случалось в самом начале нашей работы. Один из епископов, который был в расколе, прислал нам письмо с просьбой не упоминать об этом в его биографии. Мы переслали это письмо тогда еще Патриарху Алексию II, и он очень жестко сказал: писать, как есть. И этого принципа — как есть, так и писать — мы и придерживаемся. У нас бывали конфликты, когда мы отказывались от статей, присланных из епархий, поскольку они совершенно нас не устраивали по качеству, и заказывали статьи светским ученым, краеведам. Один из громких конфликтов у нас был с Александром Драбинко (когда он еще не был митрополитом, а был игуменом) по поводу статьи о митрополите Владимире (Сабодане) .

http://patriarchia.ru/db/text/5465100.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010