По кончине Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, сын его Великий Князь Ярослав, с 1017 года вступивший на родительский наследственный престол, быв усердный любитель церковного благолепия, создал в Киеве много церквей и монастырей, и между тем Киево-Софийский Собор, основан оный на поле сражения с осаждавшими Киев Печенегами, коих он здесь совершенно победил и прогнал. Преподобный Нестор сие происшествие полагает в 1036 году, а основание Киево-Софийского Собора в 1037 году; но не упоминает во сколько времени оный построен и когда окончен, и освящен. Другие же Летописи в 1037 году полагают только освящение сия церкви, а основание оной относят за 20 лет прежде, то есть быв 1017 году и сие едва ли не вероятнее. Ибо огромность самого здания сего, украшение внутренности мозаикой с Греческими надписями, мраморные столпы при входе в церковь и на хорах, фигурные, из гранита и красного лещедника, оставшиеся на хорах плит и по некоторым местам пола белый мрамор, доказывают, что Ярослав и художников, и строевые припасы должен был доставать из других земель, особенно же мозаическая работа требовала медленного производства и потому вся отделка церкви не могла окончиться в один 1037 год; а присовокупив к тому еще другие также Ярославовы городовые здания, в том же году Нестором упомянутые, не много было бы даже и 20 лет для совершения всех оных. Киево-Софийский Собор строен по образцу Константинопольского того же имени Собора, созданного около половины 6 века Императором Иустинианом, как справедливо замечает и Киевский Синопсис, говоря, что Ярослав созда церковь велику и предивну св. Софии, сиречь Премудрости Божия, от камени по подобию Константинопольской, точию меньшую от нее и украси ю всякой красотою а при ней вежу (колокольню) сооружи и верхом позлати. Действительно церковь сия подобна Константинопольской и крестообразным своим внутри расположением, и хорами и присенками, и мозаическими по стенам украшениями, хотя не столь изящными. Ибо Ярослав не мог сравниться богатством с Иустинианом. Она от самого создания своего сделалась кафедрой Всероссийских Митрополитов, имевших и пребывание свое в монастыре, при ней Ярославом же устроенном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Поучения и молитва Феодосия Печерского Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко Текст: Вступление Оригинал Параллельно Перевод Рукописная традиция донесла до нас целый ряд сочинений Феодосия Печерского – свидетельства его пастырской деятельности в монастыре и в миру. Большую часть литературного наследия основателя Киево-Печерского монастыря составляют поучения к инокам. Сохранились учительные слова Феодосия, обращенные к монастырской братии, в которых запечатлен тот духовный труд, что был положен им на устроение обители. Игумену должно было заботиться и об усвоении и исполнении богослужебного устава, и об устроении и соблюдении церковного благочиния, и о христианском воспитании нравственности иноков. Дошедшие до нас Слова передают ту настойчивость и неустанное душевное напряжение, с которыми делал это Феодосий. Житие рассказывает об обычае преподобного Феодосия удаляться в затвор на время Великого поста ради сосредоточенной молитвы и покаяния. Одно из публикуемых здесь поучений, «Слово утшно къ братии о душевнй полз», как раз сохранило в своем содержании свидетельство того, что оно написано из затвора: даже ненадолго покидая братию, игумен не оставлял ее своим попечением. Очевидно, уединение на время поста создавало ему, кроме всего прочего, еще и наиболее благоприятную возможность для обдумывания своих мыслей и для писательского труда. Монашество составляло главную часть паствы Феодосия Печерского , но он был пастырем и мирских людей. Особое место среди духовных чад Киево-Печерского игумена занимал великий князь киевский Изяслав Ярославич, внук крестителя Руси Владимира I Святославича. Предание, зафиксированное «Житием Феодосия», свидетельствует об очень близких отношениях великого князя с преподобным Феодосием. Рукописная традиция сохранила до наших дней два послания Феодосия к Изяславу с наставлениями по поводу поста и о том, как надо относиться к латинянам, то есть католикам. И поучения инокам, и поучения князю, первоначально обращенные к совершенно конкретным лицам, со временем превратились в поучения для всех православных христиан, ибо благодаря неугасающей рукописной традиции продолжали из века в век обращаться все к новым и новым поколениям людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101799.html 16 июля 2013 Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси Источник:  http://ria.ru/society/20130715/949818867.html РИА Новости Святой князь Владимир избрал религий для своей державы православие, потому что увидел в нем наиболее гармоничное сочетание духовного и национально-государственного начал – и 1025 лет спустя Православная церковь продолжает объединять народы исторической Руси и постсоветского пространства, заявил в интервью РИА Новости в преддверии юбилея Крещения Руси первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Точная дата крещения Руси День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. На просьбу прокомментировать мнение некоторых исследователей о том, что памятное событие состоялось не в 988 году, а несколькими годами позже (990 год), профессор Московской духовной академии сообщил, что этот вопрос неоднократно обсуждался в научном сообществе, в том числе при подготовке первого вводного тома " Православной энциклопедии " (издается с 2000 года). " И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе " , – сказал Козлов. По его словам, на выбор князя Владимира Святославича повлияло, в том числе, то, что он " видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоническое сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству " .

http://religare.ru/2_101799_1_21.html

Прибавление к описанию Киево-софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки, объясняющие оные. 1. О Десятинах церковных и о Завете Великого Князя Владимира Святославича Киевской Десятинной церкви Примечание. Десятинная подать с хозяйственных доходов и добыч подданных была древнейшим установлением гражданским сперва для Царей ( 1Цар.8:5 ), а потом и для служителей Церкви. Так и Батый по нашествии на Россию потребовал Десятинной Дани. А Храмам и Божествам своим самые язычники платили сию дань. В Священном Писании первый пример даяния Десятин упомянут о Аврааме, принесшем Мелхиседеку, Царю Салимскому, десятую гасть добыч своих от победы над четырьмя Царями (Быт.14:20). Иаков приносил также Десятину Богу ( Быт.18:22 ): а Моисей по Божиему повелению узаконил уже, что всяка Десятина земли от семене земного и от плода древяного Господу есть, свято Богу, и всяка Десятина волов и овец и всяко, еже аще приидет в число под жезл (под щет пастуха или сборщика Десятины), десятое будет свято Господу ( Лев.27:30 ). Царь Езекия сам далал оную (Пар.31:3). В пришествие Христово Иудеи продолжали еще наблюдать сей закон (Мф.23:23, Лк. 11:42 и 18:12.) . Спаситель тогда не отвергнул оного, сказав, подобаше и сия творити.. однакож в Новом Завете не узаконил Десятин, а предоставил Апостолам своим питаться подаянием ( Мф.10:10 , Лк.10:7,8 , Гал.6:6 и 1Кор.9:15 ). Так было и во первенствующих веках Христианства. (Кормч. Книг. глав. I. Правил. Апостольское 4. Но поскольку подаяния сии были произвольныя и во последующие веки оказались ненадежными для пропитания служителей алтаря и содержания церквей, то верующие начали снабдевать их доходными недвижимыми имениями, как то зданиями, садами, пашнями и проч., а Император Константин Великий с IV века законом дозволил принимать церквам по завещанию верных всякия имения (см. Феодосиево Уложение книг. XIV гл. 2 и Иустинианово книг. I глав.2; другим же сам Константин давал жалованье (Евсев. Церк. Истор. книг. X. гл. 6), что подтверждаемо было и последовавшими Императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Жития святых – литературный жанр жизнеописаний (зачастую символических) христиан, канонизированных   Церковью . Первые Жития святых – назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах). Первые оригинальные русские жития святых возникли в конце XI в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, “Житие Феодосия Печерского ”) . В дальнейшем Жития святых объединялись в специальные сборники: Хотя многие из древних Житий святых безусловно являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что они представляют собой особый литературный жанр , имеющий свои строгие каноны и правила. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью. священник Олег Митров, сотрудник Комиссии по канонизации Московской епархии При всем многообразии подходов различных авторов можно выделить два основных принципа написания житийных текстов. Первый – проложный, когда агиограф следует традициям древних мученических актов, излагает только события жизни святого как они есть. И второй подход – публицистический, когда автор пытается самостоятельно осмыслить события, дать им свою оценку, а при недостатке фактов решается делать свои предположения. Зачастую вместе с этим писатель увлекается излишним психологизмом и литературным украшательством. Скупые сказания о мучениках первых веков, целиком основанные на подлинных проконсульских актах, после окончания гонений в IV веке сменили «Жития отцов», описывавшие их святую жизнь и научавшие христианским добродетелям. В более позднее время, и особенно в иконоборческий период, в агиографии начинает преобладать риторическое направление, расцвет которого приходится на деятельность Симеона Метафраста (X век). В этой традиции гораздо меньшее внимание уделяется фактической истории, а предпочтение отдается «похвале» святого, причем в житии преобладает общая риторика, большое значение имеет литературная сторона, изощренная форма, появляется некоторый литературный шаблон, который переносится из жития в житие, допускается вымысел. Житие становится более похожим на нравоучительную проповедь в день памяти святого, чем на рассказ о его реальной биографии. Самый распространенный пример: о детстве святого ничего не известно, но агиограф позволяет себе фразу: «В семье благочестивых родителей родился благочестивый отрок…».

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyx

Русская литература возникла еще в X веке. Официальное принятие христианства Русским государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно, на основании переводных произведений, " Речь философа " , включенная затем в состав древнейшей русской летописи. " Речь философа " это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира. " Речь философа " произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от " сотворения мира " до рождения Христа, а вторая земную жизнь Христа. Изложение всемирной истории в " Речи философа " и сейчас поражает своей " педагогичностью " , однако " Речь " не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет " Слово о законе и благодати " митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее. Тема " Слова " тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог " все народы спас " , прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на " богоизбранничество " только одного народа. Идеи эти изложены в " Слове " с пластической ясностью и исключительной конструктивной целостностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1942...

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Святитель Феодор Суздальский. Фрагмент иконы ЖМП 7 июль 2023 /  28 июля 2023 г. 16:00 Созидая храмы во славу Божию СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОР СУЗДАЛЬСКИЙ — СПОДВИЖНИК РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) .  PDF-bepcuя. Крещение Руси — удивительное явление милости Божией, изменившее весь ход отечественной истории. Как известно, христианизация русских земель, и прежде всего центра княжества — Поднепровья, началась задолго до официально принятой даты этого события. Крещение Аскольда и Дира, святой равноапостольной княгини Ольги, возникновение христианских общин в Киеве и Великом Новгороде знаменовали собой шествие всего русского народа ко Христу. Благодаря воле великого князя Владимира Святославича этому благотворному процессу оказались сопричастны все племена — как славянские, так финно-угорские и тюркские, входившие в состав древнерусского государства.   В дальнейшем Промыслом Божиим Залесье, место формирования великорусской народности, располагавшееся в Волго-Окском междуречье, стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия. Особое место в списке столиц на разных исторических этапах занимает город Владимир — связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Многие славные исторические деяния на Владимирской земле освящены именем первого святого Залесской Руси — святителя Феодора Суздальского. При князе Владимире Святославиче († 1015) 1 , язычнике, пережившем глубокий мировоззренческий переворот и ставшем водителем своего народа на пути ко Христу, Залесская Русь входит в орбиту единого государственного пространства. В лето 988 года великий киевский князь Владимир Святой сажает своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба — в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией жителей. Святая православная вера из Киева распространялась по всем землям Руси 2 . Подробный источниковедческий и историографический обзор обстоятельств христианизации жителей Северо-Восточной Руси дан в монографии О. М. Рапова, посвященной истории Русской Православной Церкви b IX — первой трети XII века 3 . К сожалению, как указывает автор, состояние источниковедческой базы затрудняет ответ на многие вопросы, касающиеся распространения веры Христовой в пределах Северо-Восточной Руси 4 .  

http://e-vestnik.ru/church/svjatitel_feo...

сост. Ю.П. Зуев I. Древнерусское государство и церковь (X–XIII вв.) Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных Устав в основном посвящен описанию содержания десятины (т.е. десятой части урожая и прочих доходов, взимавшейся Церковью в период раннего феодализма), выделяемой князем церкви Богородицы в Киеве, освященной в 996 г. И ставшей кафедрой митрополитов Киевских и всея Руси. Кроме того, опираясь на греческие номоканоны (византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI–VII вв. И впоследствии дополненные. – Ред.), Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т.п. Особая категория лиц – люди церковные (духовенство, монашество, миряне, исполняющие в церкви постоянные обязанности) и лица, находящиеся под патронатом Церкви (вдовы, калеки, лица, отпущенные на свободу по завещанию) – полностью подпадала под юрисдикцию Церкви. Согласно существующей версии, в основе Устава лежит более ранний документ – княжеская грамота 995–996 гг. о выделении десятины церкви Богородицы. В начале XI в. грамота была переработана и расширена в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Позднее, в течение XI–XII вв., в текст были включены перечни «церковных судов» и «церковных людей». В удельных княжествах в Устав вносились изменения, отражавшие особенности местных условий и положения Церкви. Текст Устава приводится по Оленинской редакции, наиболее близкой к его исходному варианту (архетипу) и относимой исследователями к концу XII – первой половине XIII в. Текст Устава 1. Bo имя Отца, и Сына, и Святого духа. 2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемый Володимер, сын Святославль, внук Игорев [и] блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от греческых царей Констянтина и Василия и Фотея патриарха, взях первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература эпохи исторических размышлений Повесть о посаднике Добрыне Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году Инока Фомы слово похвальное Житие Кирилла Белозерского Повесть о житии Михаила Клопского Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском Рассказ о смерти Пафнутия Боровского Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород Севернорусский летописный свод 1472 года Хождение за три моря Афанасия Никитина Повесть о стоянии на Угре Послание на Угру Вассиана Рыло Независимый летописный свод 80-х гг. XV в. Лаодикийское послание Федора Курицына Послание Геннадия Иоасафу Сказание о Дракуле Повесть о Басарге и о сыне его Борзосмысле Слово о злых женах Слово о хмеле     Вступление. Литература эпохи исторических размышлений Определение, вынесенное в заглавие этой статьи, посвященной литературе второй половины XV века, может показаться странным. В самом деле, какая литература не «размышляет», не оценивает, не озабочена будущим своей страны? Да, действительно, литература «думает», но в каждую из эпох она думает о своем, о том, что ей особенно нужно, что волнует народ, что подсказано историческими обстоятельствами. Во времена Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого литература была озабочена будущими судьбами Русской земли, ее предназначением в мировой истории. Были созданы «Слово о Законе и Благодати» и «Начальная русская летопись». Во второй половине XV века, накануне окончательного освобождения от иноземного ига, эти думы об исторических судьбах снова посетили русскую литературу, овладели умами читателей, но при этом в своих более разнообразных и широких аспектах. Что такое государственная власть, какие на нее накладываются обязанности перед народом? Почему некоторые из мировых держав сходят с исторической сцены, подпадают под чужеземное иго и как сохранить свою национальную независимость? Кому, какому княжеству принадлежит право возглавить всю Русскую землю? До каких пределов простирается власть государя над своими подданными и в какой мере государь отвечает за их нравы и грехи перед Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010