– Ты еще молод, чтобы мне перечить! Если бы ты на моем стольце посидел, то многому бы научился и многое бы понял! Богом указано мне княжить и судить людей. Когда пришли первые вести о нашествии на Булгарское царство неведомого народа татар и мунгалов, а затем, когда толпы булгарских сбегов с женами и детьми начали прибывать в Суздальское княжество, князь Георгий Всеволодович только посмеялся: – Ну что ж! Булгарам худо, а мне оттого лучше. Милости просим, с алтына на восемь, гости многоценные, искусники кожевенники и сафьянники. Всем место найдется. Мне такие мастера нужны. Я их расселю по разным городам, пусть сколачивают дубильные чаны, пусть мочат и мнут кожу, пусть шьют сапоги. Через год все мои бояре и старшие дружинники будут ходить не в лаптях-шептунах, а в кожаных сапогах. И князь расселил булгарских кожевенников в Кинешме и в других городах княжества, и стали они выделывать разные кожи – бычьи, конские, козьи, кабаньи – и шить из них сапоги, черевья и чеботы. Пришли новые вести: татары появились в Диком поле, близ рязанских пределов. Князь нахмурился, но не особенно встревожился: – Рязанцы всегда носы задирают, своего князя «государем» зовут. Мы же, суздальцы, рязанцев били и их город сожгли, князей и бояр рязанских сажали в порубы, а мужиков рязанских расселяли у себя по дальним погостам. Казалось, Рязань никогда уже не справится, – а вот гляди! Снова заселилась и растет Рязань пуще прежнего, как трава-лебеда на пожарище… Когда рязанцы направили во Владимир прибывших к ним татарских послов – двух соглядатаев и чародейку, – князь Георгий Всеволодович принял их пышно, показывал свое богатство и могущество: сам сидел на золоченом кресле и в парчовом кафтане; бояре и боярыни были в парчовых и аксамитовых одеждах. С послами говорил он властно, не подслащивая свои речи. Он отослал их обратно, одарив помалу, не так, как мог бы. Рязанцы прислали к нему челобитчиков. Оставив свою гордость, они слезно просили подмоги: – Присылай свои полки! Сам веди их, главенствуй над рязанской ратью! Надо соединяться, станет русская сила грозна. Половецкие лазутчики доносят, что бесчисленно татарское войско, что и не бывало еще такого. Надобно всем, кто может, схватить топоры, грудью встретить ворогов, иначе обратят они русские земли в золу и пепел.

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

Это чудо разнеслось по всей Руси: все полюбили князей, любимых Богом, и Новгородцы призвали их быть государями в их областях; Мстислав начал княжить в самом Новгороде, Ярополк — в Торжке. Таким образом, все успокоились, и Всеволод III уже без всякого спора, как старший из Мономаховичей, стал великим Владимирским князем. Старший же из Олеговичей, Святослав Всеволодович, сын Всеволода II, был в это время Черниговским и Киевским князем. Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года Наверное, многие из вас, дети, с восхищением слушают, когда ваши старшие братья или сестры читают прелестные сказки в стихах Жуковского и Пушкина. Может быть, вы даже знаете наизусть некоторые из них? Припомнив несколько приятных строчек, прочитайте потом следующие: Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи: «О ветер ветрило! Чему, Господине, насильно вееши! Чему мычеши Хиновские стрелкы на своею нетрудною крилцю, на моея лады воев! Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море! Чему, Господине, мое веселие по ковылию развея! О Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменный горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли посады до полку Кобякова! Возлелей, Господине, мою ладу ко мне, а бых не слала к нему слез на море рано!» Как вам это понравилось, друзья мои? Это небольшой отрывок из поэтического произведения, сочиненного при великом князе Всеволоде Георгиевиче в XII веке, которое называется «Слово о полку Игореве». Мы называем его первым поэтическим произведением, потому что оно самое раннее из дошедших до нас; но надо думать, что и до того времени на Руси были поэты: сочинитель «Слова о полку Игореве» говорит о Соловье старого времени, стихотворце Бояне, который сладко пел о славе наших князей. Сочинения их, вероятно, исчезли во время постоянных войн, пожаров и грабежей, разорявших в старину наше Отечество. «Слово о полку Игореве» — это повесть или рассказ о походе Игоря. Игорь был внуком знаменитого Олега Черниговского и князем Новгорода-Северского. Этот город находился в земле Северской, там, где теперь Черниговская и Полтавская области. Игорь в молодости был чрезвычайно храбр, любил войну и ради славы был готов с радостью умереть. В 1184 году князья южной России, главным из которых был Святослав Всеволодович Киевский, не сказав ни слова Игорю Северскому, пошли против злых врагов Отечества — Половцев и 30 июля одержали над ними славную победу, взяли в плен 7000 человек, 417 князьков, в том числе знаменитого Кобяка, множество прекрасных Азиатских лошадей и разного оружия. Даже самый храбрый из их ханов, Кончак, был разбит ими несмотря на то, что у него было огнестрельное оружие, которое наши предки называли живым огнем.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Летописные повести о монголо-татарском нашествии Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина В начале XIII в. из ряда восточных народов образовалось могущественное государство Чингисхана. После завоевания Средней Азии монголо-татары продолжали продвижение на запад. В 1223 г. тридцатитысячный отряд под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать им помощь, и коалиция, состоявшая из большинства князей, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на р. Калке. Татары преследовали русских до Днепра, но вторгнуться в пределы Руси не решились. Таково было первое знакомство русских людей с грозными завоевателями. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было принято решение об общем походе на запад, и во главе войска был поставлен Батухан (Батый). В конце 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Болгарию, а зимой 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. В условиях княжеских распрей Русь не могла осуществить организованный отпор завоевателям. Значительное численное превосходство (в татарском войске насчитывалось 120–140 тысяч воинов), использование сложной осадной техники, заимствованной у китайцев, также предопределили успех монголо-татарского нашествия. Рассеяв рязанское войско, монголо-татары осадили Рязань и взяли ее штурмом на шестой день. После этого они двинулись на Владимирское княжество. Около Коломны отряды Батыя разгромили значительное войско, собранное Юрием Всеволодовичем Владимирским. Захватив Коломну и Москву, монголо-татары осадили Владимир, который был взят и опустошен 7 февраля 1238 г. По свидетельству летописи в течение февраля месяца были взяты и разграблены 14 городов. В сражении на реке Сити Батый уничтожил остатки владимирской рати во главе с Юрием Всеволодовичем, Васильком Константиновичем и другими владимирскими князьями. После двухнедельной осады захватчики взяли Торжок и двинулись на Новгород. Однако из-за весенней распутицы сильно поредевшее войско Батыя вынуждено было повернуть назад и возвратиться в южные степи, не дойдя до Новгорода. Отходя на юг, монголо-татары разорили окраины Черниговского и Смоленского княжеств; особое мужество проявили жители маленького городка Козельска, семь недель отбивавшие штурм татарских войск – не случайно Батый назвал Козельск «злым городом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

222 О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! – Святослав Киевский называет Игоря и Всеволода «сыновцами» (племянниками) как старший в лестнице феодального подчинения. На самом деле Игорь и Всеволод приходились Святославу двоюродными братьями. 223 …брата моего Ярослава… – Ярослава Всеволодовича Черниговского, родного брата Святослава Всеволодовича Киевского. 224 …съ Черниговьскими былями, съ Могуты, и съ Татраны, и съ Шелъбири, и съ Топчакы, и съ Ревугы, и съ Ольберы. – Здесь в «Слове» перечисляются отдельные племена тех степных кочевых народов тюркского происхождения, которые издавна осели в пределах Черниговского княжества, подпав под культурное влияние русских. 225 Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнзда своего въ обиду. – Термин «в мытех» означает период линьки, особенно той, когда у молодого сокола появляется оперение взрослой птицы. Взрослые соколы отважно защищают свои гнезда от более сильных хищных птиц (например, от орла-беркута). 226 Се у Римъ крича подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. – После поражения Игоря половецкие ханы Гзак и Кончак двинулись на Русь. Гзак осадил Путивль, но не смог его взять; его войска разорили Посемье. Кончак пошел на Переяславль-Русский (Южный), где переяславский князь Владимир Глебович, князья Святослав Киевский и Рюрик Ростиславпч нанесли ему поражение. На обратном пути Кончак осадил и захватил Римов. При осаде Переяславля на вылазке был ранен Владимир Глебович Переяславский. 228 …отня злата стола поблюсти. – Отец Всеволода, Юрий Долгорукий, несколько раз захватывал киевский престол; умер в Киеве в 1157 г. 230 …шереширы… – Что значит это слово – неясно. Возможно, оно происходит от греческого слова, означающего копье. 231 …сыны Глбовы – сыновья Глеба Ростиславича, рязанские князья, зависимые от Всеволода Георгиевича Суздальского. 232 Ты, буи Рюриче… – Рюрик Ростиславич, принадлежит к одним из самых деятельных, беспокойных и вместе с тем по-своему примечательных князей XII в. 234 Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? – «Вои» вставлено предположительно, по смыслу. По-видимому, здесь имеется в виду битва с половцами в 1183 г. на реке Орели, в которой участвовали войска Рюрика и Давыда Ростиславичей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Источники ничего не сообщают о мероприятиях, предшествовавших походу 1111 года, - второму большому походу вглубь половецкой территории. Известно лишь, что душой похода и его организатором вновь выступил Владимир Всеволодович, и что переговоры со Святополком Изяславичем проходили на этот раз зимой, в том же Долобске. Нам остается только реконструировать замысел его организаторов, исходя из описания самого похода, носившего демонстративно карательный характер. Лаврентьевская и Радзивилловская летописи, называя поименно участников, дают идентичное, притом предельно краткое, буквально схематичное описание этого предприятия. Поэтому обратимся к Ипатьевской летописи[ 8 ]. Стремясь выйти как можно раньше, Святополк Изяславич Киевский с сыном Ярославом, Владимир Всеволодович Переяславский с сыновьями Мстиславом, Ярополком и Святославом, которые, кроме своих дружин, вполне могли вести отряды из Новгорода и ростово-суздальского Залесья, Давыд Святославич Черниговский с сыном Ростиславом и Давыд Игоревич Волынский выступили еще по снегу, в самом конце зимы. Войска двинулись во второе воскресенье Великого поста - 26 февраля и, миновав Переяславль, в пятницу подошли к Суле. За следующий день совершили переход до Хорола. Здесь распутица заставила бросить сани, на которых, как до сих пор считали, ехала пехота, и в воскресенье крестопоклонной недели прибыли к р. Псел. Совершив следующий переход на р. Голтву, сделали дневку, проведя вторник в ожидании отставших (пехоты?) и в среду прибыли на р. Ворсклу, за которой начинались половецкие владения. Здесь, на краю русской земли, по-видимому, был совершен молебен. Богослужение, помимо главной своей цели, - обращения к Создателю с просьбой о даровании победы, должно было укрепить дух участников небывалого похода. Скупыми красками со слов участников рисует автор повести психологическое состояние воинов: " ...хрестъ целоваша и възложиша всю надежю на хресть со многими слезами " [ 9 ]. Это, безусловно, не первое в нашей истории богослужение с участием войск, но первое в боевой обстановке, о котором специально упоминает источник.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/14/...

Сочинено было сказание, будто Владимир Всеволодович Мономах, желая поискать себе славы прежних русских князей, послал своё войско на греческую империю, чтобы оно пленило грады и веси, – будто император греческий Константин Мономах (умерший за 60 лет до занятия Владимиром великокняжеского престола), желая купить мир у Владимира, прислал ему царский венец (с другими регалиями), чтобы он был венчан им от посланных трёх епископов, – будто Владимир Всеволодович, сам венчавшийся царским венцом, заповедал не делать этого последующим великим князьям, дабы удельные князья не воевали с ними из зависти и не погубили государства, и будто он передал венец своему младшему сыну Юрию Долгорукому для хранения из рода в род, пока Бог не воздвигнет царя, истинного самодержца, в государстве русском. См. у Карамзина к т. II примечание 220. Что касается до происхождения наших князей от Августа Кесаря, то воспользовались литовским сказанием, будто первый государь Пруссии Прус, был брат Августа Кесаря, и начали выводить Рюрика из Пруссии, выдавая его за потомка Прусова (Степенная книга I, 7 и 78 fin.). Что сказание о Владимире Мономахе и новая генеалогия Рюрика сочинены не позднее Василия Ивановича, см. редакции сказания о Владимире, в которой есть и о происхождении Рюрика от Пруса, в Описании сборников Публичной Библиотеки А. Ф. Бычкова, лист 95 (cfr у Карамзина ibid.). Девяносто-однолетний автор сказания называет себя Спиридоном-Саввой и не без вероятности может быть принимаем за митрополита Спиридона Сатану, о котором говорили мы выше (так называемая шапка Мономаха известна по духовным завещаниям великих князей с Ивана Даниловича Калиты. Иван Давилович просто называет её золотой шапкой, т. е. без прибавления, что она Мономахова.– Вивлиофика I, 50. На Дмитрия Ивановича при его венчании на великое княжение, 4 Февраля 1498 года, она возложена была уже как шапка Мономахова, – Собрание государственных грамот и договоров II 27. Наконец, к ней сочинено было и наше сказание. О прочих регалиях, будто бы присланных Константином Мономахом Владимиру Мономаху , сравнивай духовные завещания великих князей в том же томе Вивлиофики и в Собрании Государственных Грамот т. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

— В Покровке?! — обрадовалась Лена. — Вот насчет названия точно сказать не могу. Но, вероятнее всего, ваше село тогда было какой-нибудь Дубравкой или Березовкой. Покровским или, как ты говоришь, Покровкой оно могло называться только лет через сто пятьдесят после чеканки этой монеты. Ведь праздник Покрова особо стал отмечаться на Руси с середины двенадцатого века, — ответил Владимир Всеволодович и протянул Лене превращенную в образок монету. — И что же, теперь мне ее нельзя носить? — чуть не плача, взглянула на него та. — Почему? Можно! — улыбнулся ей академик. — Это уже реликвия нашей Родины, и тем более, если батюшка освятил ее и благословил на ношение… Он как-то разом весь собрался, зачем-то одернул пиджак и торжественно произнес: — Ну, а теперь приступим к самому главному! Где она, наша грамота? Ваня, заиграв на губах марш, взял лежавшую в самом центре стола большую коробку из-под обуви, открыл ее и, со словами: «Вот!», протянул Владимиру Всеволодовичу грамоту. Тот бережно, словно новорожденного ребенка, принял ее на свои ладони, еще осторожнее опустил на стол, склонился над ней… затем, словно не веря своим глазам, принялся рассматривать через увеличительное стекло и, наконец, взглянул на Ваню ничего не понимающими глазами: — Ччто это?.. — Как что? — важно отозвался тот. — Грамота Мономаха. Та самая… — Вы… так… полагаете?.. — Владимир Всеволодович… — встав с дивана, подал голос Стас. Но академик только отмахнулся от него: — Позвольте, вы обещали мне подлинную грамоту Мономаха, а показываете какую-то — да, искусно, да старательно сделанную, но, простите меня — подделку! — Как подделку? — бросился к столу Ваня. — Да я ее сам, вот этими руками из-под камня вынул! Может, вы скажете, что и печать не настоящая? — Нет, печать самая, что ни на есть, подлинная. Но грамота, извините меня, — чистая липа! На ней даже печать есть! — Вот, видите! — снова восторжествовал Ваня, и в его глазах загорелись подозрительные огоньки: а не сговорился ли уже по телефону этот академик со Стасом, чтобы таким образом лишить его грамоты или сбить на нее цену?

http://azbyka.ru/fiction/belyj-gonec-mon...

После смерти Ингваря Игоревича в 1220 г. рязанским князем стал Юрий Игоревич. 198 ...Георгию Всеволодовичю Владимерскому...– великий князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, сын великого князя Всеволода III Юрьевича («Большое Гнездо»). Погиб в битве с войсками Батыя на реке Сить. 199 ...Давыда Ингоревича Муромского...– В дошедших до нас летописных источниках сведений о Давыде Ингоревиче нет. Муромское и Рязанское княжества до конца XIII в. были тесно связаны: муромские и рязанские князья имели общего родоначальника – Святослава Ярославича, с конца XII в. имели общую епископию. До 1228 г. муромским князем был Давыд Юрьевич, потом – его сын Юрий. Родные и двоюродные братья подчинялись ему как старшему. 200 ...Глба Ингоревича Коломенского...– По летописям Глеб Ингоревич неизвестен. Коломна (впервые упоминается в летописи под 1117 г.) входила в состав Рязанского княжества и была оплотом против Владимиро-Суздальского княжества. Возможно, сообщение о появлении в братском войске рязанцев муромского и коломенского князей имело публицистическое значение: в 1270-х гг. Муром окончательно отошел от Рязанского княжества, а борьба за Коломну с Владимиро-Суздальским княжеством велась с 1162 г. После разгрома Рязани Ярослав Всеволодович Владимирский дважды предпринимал попытку присоединить Коломну к Владимирскому княжеству. Борьба за Коломну с владимирскими Всеволодовичами трагически завершилась убийством Константина Рязанского Юрием Московским в 1319 г. Возможно, подчеркнутая братская связь между Муромом, Рязанью и Коломной была призвана напомнить о единстве Рязанской земли. 201 ...Олга Краснаго...– Ниже он назван Олегом Ингоревичем Красным (т. е. Красивым). По Повести – брат Юрия Ингоревича (Игоревича). В действительности он был, по-видимому, не братом, а племянником Юрия (сыном Ингваря), упоминаемым в летописях под 1252 и 1258 гг., хотя в жалованной грамоте Олега Ивановича (Акты исторические, т. I. СПб., 1841, 2, с. 2) Олег поставлен наряду с Ингварем и Юрием как с братьями: «...коли ставили во первых прадеди наши святую Богородицю, князь великий Инъгвар, князь Олег, князь Юрьи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАРАЙСК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зарайский кремль Первое летописное упоминание о Зарайске относится к 1146 году: в Никоновской летописи говорится о том, что правнук Ярослава Мудрого Великий князь Черниговский и Новгородский Святослав Ольгович посетил « город Осетр ». Археологические исследования дают весомые основания сопоставить Зарайск с упомянутым в летописи городом. Первое выдающееся событие, происшедшее в городе, относится к 1225 году. О нем рассказывает цикл «Повестей о Николе Заразском», написанный в XIII - XIV веках: " В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго... " Происхождение названия Происхождение названия Зарайск летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. В 1237 году, после гибели Федора в ставке Батыя , она предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать добычей врагов, княжна выбросилась вместе с малолетним сыном из высокого терема и разбилась, «заразилась» до смерти. Отсюда и название города, которое менялось со временем: Заразеск, Заразск, Зарайск . По версии историка М. Н. Тихомирова, название города произошло от древнего слова «зараза», которое означает непроходимый, заповедный лес. Словарь Даля называет «заразами» взрытые, неровные, овражистые места. Ещё одна историческая версия названия города связана с «заразным» местом в городе, где во время эпидемий холеры и чумы хоронили умерших. Наконец, «рясками» в Древней Руси называли болота; город, по отношению к Рязани — тогдашней столицы княжества — находился за болотами, за «рясками».

http://drevo-info.ru/articles/19504.html

365 Стр. 320. Егда же Святоплък… и с самм Васильком. – Имеются в виду события 1097 г., о которых подробно рассказывает «Повесть временных лет» (см. стр. 82–91). 366 Стр. 324. И по погребении блаженного поиде на войну… и взя всю землю их и приседе в свою землю их. – В 1103 г. коалиция русских князей, в которой участвовал и Святополк Изяславнч, нанесла сокрушительное поражение половцам. 367 Стр. 326. …по смерти великого князя Ярослава. – Ярослав Владимирович Мудрый (см. прим. на стр. 717). 376 …великому князю ВсеволодуВсеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, великому князю Владимирскому (ум. в 1212 г.). 379 А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем… – то есть до своего прихода во второй половине XII в. в Ливонию. 382 …до ныняшняго Ярослава… – до Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1238 по 1246 г. 383 …до брата его Юрья, князя Володимерьскаго… – до Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1213 по 1216 и с 1219 по 1238 гг. 385 Исайя пророк – Исайя, сын Амоса, иудейский пророк VIII в. до н. э., которому приписывается составление ветхозаветной «Книги пророчеств» из 66 глав. 386 …аки лице Иосифа, иже б поставил его египетьскый царь втораго царя в Египт. – Согласно Библии, Иосиф Прекрасный разгадал сны фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. 387 . …часть от силы Самсоня. – Самсон – один из героев Ветхого завета, иудейский богатырь и судья. 388 …акы царя римского Еуспасиана… – Веспасиан, римский император (69–79 гг.), прославившийся как энергичный полководец. 392 Соломон, сын Давида, – третий иудейский царь (972–932 гг. до и. э.), прославившийся своим богатством и мудростью. 393 …нкто силен… именем Андряшь… – Андреас фон Фельвен, магистр Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев. «Слуги божии» – перевод немецкого «Gottesritter». 394 …король части Римьскыя от полунощныя страны… – Здесь имеется в виду шведский король Эрик Эриксон, по прозванию Леспе (Картавый). Все воинские дела он поручал своему зятю ярлу Биргеру. В поход 1240 г. отправилось шведское войско под начальством ярлов Биргера и Ульфа Фаси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010