Согласно воспоминаниям протоиерея Димитрия Кастальского, он не любил сочинять стихи, но очень любил их переписывать: «Это, кажется, единственные стихи, написанные мною во всю мою жизнь. Я не любил ломать голову над рифмами, даже в альбомы я не писал стихов, а писал всегда прозою. Но я переписывал стихи и в Академии составил небольшую тетрадку таких избранных стихотворений» 34 . Профессор догматики А.Д. Беляев в свои студенческие годы составил тетрадь стихотворений и афоризмов со стихами на русском, латинском, древнегреческом и даже древнееврейском языке 35 . Известны и другие строфы дореволюционной эпохи, напоминающие академический гимн: например, стихотворение А. Семенчинского 36 , стихотворение протоиерея В. Мирославского 37 и четверостишие выпускника Академии 1907 г. Любомира Раича, на 1915 г. бывшего профессором учительской семинарии в Скоплие: «Пусть слава нашей Академии живёт на вечные времена. Да здравствуют профессора Академии! Да здравствуют студенты! Вечная память всем умершим её питомцам» 38 . Знание латыни, позволявшее заниматься стихосложением на этом языке, было приобретено отцом Феодором Делекторским, скорее всего, ещё во время учебы во Владимирской семинарии, ибо по Уставу 1911 г. в Московской духовной академии преподавался только древнегреческий язык. Вёл этот предмет известнейший филолог-классик Сергей Иванович Соболевский 39 . Можно только предположить, что его занятия повлияли и на автора гимна, оставившего лёгкие и проникновенные строфы на латыни. Текст гимна к юбилею Академии 1914 г. был использован протодиаконом Сергием Голубцовым в качестве стихотворного эпиграфа к первой книге курсовой работы «История Академии в 1901–1919 гг.» 40 , которая пока что остается неизданной. Так или иначе, полное издание гимна в печатном виде осуществляется впервые. Юбилей столетнего пребывания Академии в Лавре (1814–1914) В гимне делается явное указание на столетний юбилей: «Сто лет миновало, родная...». Следует хотя бы кратко описать атмосферу, царившую в Академии в преддверии столетнего юбилея 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

172 П. Афанасий вторично восходил на кафедру в 1309 г., и в 1311 г. опять оставил ее. Итак, заточение блаж. королевича в Царьграде последовало никак не позже 1310 г. 173 Кроме Цамблака сам Дечанский: «благий Бог – зная правоту сердца моего в отношении к родителю, явил на мне великое Свое милосердие, просветил меня и возвратил свет очам моим». Сл. грамоту Добрушскому храму в прим. 36 летоп. в гласнике X, 266. 267. 176 Родослов у Раича 2, 524–533. Цамблак: «в некотором Диоклитиисце граде от царсе купно и отьца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати». 178 Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под предлогом свидания с умирающей материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать ее к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в гласнике V, 62, 63. 180 У Даниила Дечанский говорит собранию: «видите и дивитеся, яко слеп бых и се ныне вижу». Раич 2, 537. 181 Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря о кознях Гречанки Симониды, показывает и то, что Константин был законный сын Милютина и Гречанки; то же говорят о Константине житие Милютина и летописи (гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. Серб. яз. 23). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь история – не то, что сказка какой-нибудь нянюшки. 182 Цароставник у Раича 2, 537–541. Серб. летоп. в гласнике V, 62. Симонида после прославления мощей св. Милютина удалилась в Царьград и там вступила в монастырь. Даниил у Раича 2, 518, 519. 183 Раич 2, 432. Никон. летоп. 2, 288. Серб. летоп., в гласнике V, 58. X, 264. Летопись у Шафарика (памятн.2:52): «ть же урошнць светло в благочьстыи кончину премь гробу предасть се, положень бысть в митрополии Ахильской и благодатию Светого Духа миро истечаеть, якоже есть ведомо вьсемь». Изображения обоих братьев в Грачанице. Зап. геогр. общ. XIII, 237.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Благочестивый король приблизился к смерти тяжкою болезнию, постигшею его в дворце породимльском и скончавшись окт. 29, 1320 г.100), погребен был в банской обители, согласно с давним желанием его101). – Спустя два года с половиною, после нескольких знамений, откопали гроб и тело короля оказалось нетленным до того, что не спал и волос с головы его102). – Мощи его положены были в богатой раке и перенесены в великолепный храм Софии, построенный им самим103).   98) Родослов у Раича 2, 478. 492-499. 99) Пахимера Ист. стр. 322-326. Спб. 1862 г. Раича Ист. 2, 399-402. 100) Год смерти его определяется вступлением сына его на престол, которое последовало 6 янв. 1321 г. Грегорас (у Раича 2,413) также пишет, что к. Милютин умер в 1320 г., вынудив пред тем тестя своего выслать к нему Симониду, невозвращавшуюся к нему после смерти матери своей. 101) Раича Ист. 2, 496. 510 и житие Милютина. Другое показание некоторых летописей (не всех, см. пр.90) – ошибка. 102) Даниил у Раича 2, 518. В Грачанице изображение его: король старец с длинною седою бородою. То же в мон. Юрьевых столбов (Зап. геогр. общ. XIII, 236. 139). Вероятно тогда же написана служба ему, на 30 октября (у Григоровича стр. 33; в Гласнике XI, 38. 39; у Царского 563). 103) Мощи поныне в Софии… Григорович стр. 161. Сербляк л. 57. 58. Луккари видел их здесь же и писал, что нетленны и волосы его. Милютиновича Ист. I, 143. Мать блаженного краля Елена, по общему отзыву, также была примерною христианкою. Она была умна и добра, вела жизнь воздержную и чистую. В Скутаре, где жила она после супруга своего, она строила дома для бедных поселян, обители для девственников и воспитала в местных жителях страх Божий. Так близ Спича устроен был ею Речский монастырь и наделен угодьями104). Пред смертию, в глубокой старости, приняла она иночество, и скончалась 8 февр. 1306 г. Тело ее похоронено было в монастыре Градце архиепископом Саввою 3 в присутствии короля сына. Спустя три года тело найдено было нетленным и рашский епископ Павел поставил раку с мощами в хрме пред иконостасом105). НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ. 2 ч. Память о св. ВИКТОРИНЕ епископе и мученике патавском.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Не мчимся верною стезей, И где еще препона?.. Вожди! Я заклинаю вас – И племена живые И поздний род внушит мой глас И высоты святые – Приспело время для побед; Пождем ли – пройдет мимо; Пождем, – и вдаль склонит полет, Что близко было зримо. Предвижу я, – когда продлим Бездействие мы ныне, Египет воинством своим Даст помощь Палестине». Отдельное издание поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544–1595) в переводе с итальянского оригинала Семена Раича вышло в 1828 году одновременно с полным переводом этой же поэмы Алексея Мерзлякова. К этому времени она была уже переведена полностью или в отрывках М. Н. Поповым (первый перевод с французского, 1772), А. С. Шишковым (1820), Константином Батюшковым, Иваном Козловым, Степаном Шевыревым, став одной из значительнейших вех в русской культуре. Воспитаник Раича Андрей Муравьев писал в предисловии к своей юношеской драме «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине»: «Я хотел удовлетворить... пылкому влечению сердца и посетить священные места, возбудившие благочестивое рвение рыцарей; и часто мой паломнический посох стучал по их могилам, которые они изрыли себе богатырским мечом в Святой земле». Сначала, как и Пушкин, он примет участие в Русско-турецкой войне, напишет стихотворение «В Персию!», опубликованное в том же выпуске «Северной Лиры на 1827год»: «Я слышу клич призывный брани! –//Ему внимает жадный слух. –//На битву рвется меч из длани,//В груди пылает юный дух!», а уж затем, после войны, совершит свое первое паломничество, в память о чем останется знаменитый романс Александра Алябьева на его стихи «Богомолец». Но и стихотворение еще одного воспитанника Семена Раича Михаила Лермонтова «Ветка Палестины» тоже связано с его именем. Отдельные части из перевода Раича публиковались в 1825–1828годах в «Полярной Звезде», «Урании», «Северной Лире», «Литературном Музеуме», в «Альбоме северных муз», подтверждая слова Ивана Бунина о Святой земле, прозвучавшие в начале XX века: «Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний?»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И где еще препона?.. Вожди! Я заклинаю вас – И племена живые И поздний род внушит мой глас И высоты святые – Приспело время для побед; Пождем ли – пройдет мимо; Пождем, – и вдаль склонит полет, Что близко было зримо. Предвижу я, – когда продлим Бездействие мы ныне, Египет воинством своим Даст помощь Палестине». Отдельное издание поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544–1595) в переводе с итальянского оригинала Семена Раича вышло в 1828 году одновременно с полным переводом этой же поэмы Алексея Мерзлякова. К этому времени она была уже переведена полностью или в отрывках М.Н. Поповым (первый перевод с французского, 1772), А. С. Шишковым (1820), Константином Батюшковым, Иваном Козловым, Степаном Шевыревым, став одной из значительнейших вех в русской культуре. Воспитаник Раича Андрей Муравьев писал в предисловии к своей юношеской драме «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине»: «Я хотел удовлетворить… пылкому влечению сердца и посетить священные места, возбудившие благочестивое рвение рыцарей; и часто мой паломнический посох стучал по их могилам, которые они изрыли себе богатырским мечом в Святой земле». Сначала, как и Пушкин, он примет участие в Русско-турецкой войне, напишет стихотворение «В Персию!», опубликованное в том же выпуске «Северной Лиры на 1827год»: «Я слышу клич призывный брани! –//Ему внимает жадный слух. –//На битву рвется меч из длани,//В груди пылает юный дух!», а уж затем, после войны, совершит свое первое паломничество, в память о чем останется знаменитый романс Александра Алябьева на его стихи «Богомолец». Но и стихотворение еще одного воспитанника Семена Раича Михаила Лермонтова «Ветка Палестины» тоже связано с его именем. Отдельные части из перевода Раича публиковались в 1825–1828годах в «Полярной Звезде», «Урании», «Северной Лире», «Литературном Музеуме», в «Альбоме северных муз», подтверждая слова Ивана Бунина о Святой земле, прозвучавшие в начале XX века: «Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний?» 

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

415 Летоп. у Шафарика в памят. 2, 53. 60. 70. В Солунской обители св. Николая жили Сербы ещё в 1185 г., как видно из слов Евстафия Солунского (Tafel de Thessalonica р. 142). Ныне в Солуни храм св. Николая τ. αρχντων, т. е. королей Сербских. Григорович 104. «Станноприимный дом крали» в Константинополе известен и по Греческим рукоп. Du-Cangii Constant. Christ, р. 263. В Баре в 1319 г. в честь св. Николая Милютин устроил серебряную икону святителя с серебряными подсвечниками (Гласник VII, 95). 416 В Карее Евангелие 1316 г. с припиской: «господин наш Стефан краль, сын великого краля Уроша, унук первовенчаннаго краля Стефана Немани, иже многы победы сотвори, сии книги повеле написати при архиепископе осмом Савве, рукою Георгия дьяка Радослава 6824 (1316)». – Григорович, стр. 28; четыре грамоты Милютина Хиландарю у Аврамовича в опис. древн. 2.6. 3. 4, у Григоровича, стр. 41. 45. 46. Замечательны особенно две (у Аврамовича 2. 3). Здесь говорит Милютин, что им сооружён при Хиландаре в Хрусии пирг, большой и крепкий, ограждённый стеной, для защиты Хиландаря от морских разбойников; внутри стен храм Вознесения Господня и кельи, из которых одна для самого краля; старец, управляющий пиргом избирается из Хиландарских братий, общим советом, и без вины не удаляется от управления; в пользу пирга даётся село Куцево со всеми доходами. Первая грамота 1302 г. Житие Милютина: «прежде всех церковь Хиландарскую, до основания разорив, большую созда и украси». То же Даниил у Раича 2, 489. (пирга – сущ. (греч. πργος) башня ( Иез.27:11 ; 1Макк.4:60; 2Макк.10:18). – Редакция Азбуки веры.) 420 Год смерти его определяется вступлением сына его на престол, которое последовало 6 янв. 1321 г. Грегорас (у Раича 2, 413) также пишет, что кн. Милютин умер в 1320 г., вынудив пред тем тестя своего выслать к нему Симониду, не возвращавшуюся к нему после смерти матери своей. 421 Раича ист. 2, 496. 510 и житие Милютина. Другое показание некоторых летописей (не всех, см. пр. 410) – ошибка. 422 Даниил у Раича 2, 518. В Грачанице изображение его: король старец с длинной седой бородой. То же в мон. Юрьевых столбов (Зап. геогр. общ. XIII, 236. 136). Вероятно, тогда же написана служба ему, на 30-ое октября (у Григоровича, стр. 33). В Гласнике XI, 38. 39, у Царского 563.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Общ; ХШ, 153), Иоанн, приезжавший в 1686 г. в Москву за милостыней (Муравьева Сношений с Востоком ч. 4, л. 1099, – он называется в записи епископом Благовещенского монастыря, что при реке Папороте, Иоанном Яновским: Яновский значит иеновский или иенопольский, т. е. епископ городка Иеновы, а под Благовещенским монастырем разумеется монастырь Крушедольский, cfr ibid. ч. 2, стр. 233, в котором епископ жил, нет сомнения, потому, что при нем, так же как и при его преемнике, епархии сремская и иеновская составляли одну епархию), Исаия Дьякович, бывший последним перед Арсением Черноевичем и первым при нем епископом (у Раича IV, 372 и у Чапловича в Slavonien II, 37. – Остается не совсем понятным для нас, что по городку Ионове, по-латыни Jenopolie, не только у сербов назывался Темешварский банат Иоаннопольской или Янопольской державой, у Раича III, 274, 320, IV, 56, 62, Гласн. XXI, 270 fin., но называется Uehonoлueй-Jenopolia и в Официальных актах австрийского правительства, см. напр. у Раича IV, 372, 373 и у Чапловича в Slavonien II, 30; вероятно, это по отношению к сербам северной части баната и восточной Венгрии, для которых, как мы сказали, городок Иенова был общественным и административным центром). 6) Арадская. Город Арад находится в юго-восточной Венгрии, на правом берегу р. Марош, отделяющей собственную Венгрию от Темешварского баната. Епархия арадская была открыта одновременно с епархией иеновско-темешварской и тем же самым Моисеем-Матфеем Бранковичем, которым и эта последняя (у Раича IV, 69). Неизвестно после сколь продолжительного существования, епархия арадская присоединена была к епархии иеновско-темешварской (Исаия Дьякович, бывший в конце XVII в. епископом иеновско-темешварским, был в то же время и епископом арадским, см. Мушнцкого в Гласн. VI, 54 fin. и 73). 7) Пожегская. Город Пожега (Pozega, Poszega) находится в Славонии, на речке Орляве, впадающей в Саву. Епархия пожегская открыта была неизвестно когда прежде 1594 г., потому что в сем году она упоминается как существующая (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—561— вичем, который, питая личное нерасположение к Раичу, настойчиво – чрез Австрийское правительство – требовал, чтобы Раич лишен был сана архимандрита, и чтобы взят был у него золотой наперстный крест. Но, впрочем, Георгиевич скоро умер, и Раич весь отдался книжному делу в Ковыльском монастыре, в котором и скончался 11 декабря 1801 года, «совершив 75 лет и 1 месяц честного и бесприкладного своего жития», как писал его бывший ученик, а тогда уже митрополит Карловицкий Стефан Стратимирович. В монастыре Ковыльском Раич день и ночь трудился в течение тридцати лет по 15 часов ежедневно, редко когда выходя из своей келии. Написал много исторических, богословских и других сочинений. Научная деятельность его была разносторонней, что объясняется, отчасти, влиянием его русских учителей. Особенно влияли на Раича профессора Киевской академии, между которыми были в то время – богословы, историки, философы и даже поэты, как: Манассия Максимович, Константин Крыжановский, Георгий Конисский и другие. На сочинениях Раича отразилось также влияние архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича , почти все труды которого переведены им на сербский язык. Из многочисленных сочинений Раича самое важное: «Историа разных славенских народов, наипаче же Болгар, Хорватов и Сербов», в 4 частях, которую Раич написал в 1768 году, но которая была напечатана только в 1793 году, благодаря материальной поддержке тогдашнего просвещенного митрополита Карловицкого Стефана Стратимировича 1634 . Побуждением к этому труду, как говорит —562— сам Раич, было то, что сербский народ не имеет своей истории, а то, что иностранцы писали о сербах, лишено объективности и исторической правды. Взгляд Раича на историю – широкий и научный. Наряду с современными историками, он считал историю наукой в строгом смысле, что видно из его слов: «Она (история) есть и будущих провозвестительница за то, понеже учит разуму и премудрости, которая в том состояти от разумных быти почитается, еже поминати древние примеры времен, и с настоящими обстоятельстви вещей вежлво сносити и из обоих о будущих провидети».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Епархия сремская. Епархия эта носила свое название не от города, а от области Срем или Сирмий, которая занимает угол, образуемый впадением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. Кафедра ее учреждена была внуком предпоследнего сербского деспота Юрия Бранковича (сыном его сына Стефана) и братом тогдашнего деспота или народного вождя сербо-венгерских переселенцев Иоанна, митрополитом угровлахийским Максимом (см. в Monumenta Serbica Миклошича р. 541, о митр. Максиме выше – в истории угровлахийской церкви). Год учреждения кафедры точным образом неизвестен; но так как она учреждена была после пострижения Максима в монашество (см. у Раича по 2-му изд. стр. 335 и сербскую летопись в Arkiv’e Сакцинского III, 23), но при жизни деспота Иоанна (Monum. Serb. ibid.), и так как Максим пострижен в монахи не ранее конца 1495 г. (у Раича III, 333 и Monum. Serb. р. 539, cfr Србский Летопись 1853 г. II, 172), а Иоанн, если не ошибаются сербские летописи (у Раича III, 332 и 336, и в Arkiv’e Сакцинск. III, 25), умер в конце 1502 г., то ее открытие должно быть относимо к промежутку 1496–1502 годов. Как мы сказали выше, кафедра была самою первою по времени из всех сербо-венгерских кафедр (см. у Раича III, 335 и в Arkiv’e III, 23) и была предназначена ее основателем служить митрополией или прочих, имевших после нее открываться, сербо-венгерских епархий (Monum. Serb. ibid.). Пребывание митрополиту было определено в монастыре Крушедол (ibid.), который был построен тем же митрополитом Максимом и который находится верстах к 10-ти на юг от нынешней резиденция сербо-австрийских митрополитов-городка Карловца (о монастыре см. у Чапловича в Slavonien II, 184). В грамоте импер. Леопольда патр. Арсению Черноевичу от 1695 г. епархия сремская не упоминается в числе существующих, – когда она была закрыта, остается нам неизвестным; так как в 1686–95 г. епископ темешварско-иеновский был архимандритом монастыря Крушедол (см. у Чапловича ibid. II, 37 и ниже в епархии иеновской), то необходимо думать, что в последнее время перед Арсением Черноевичем епархия находилась в заведывании этого епископа темешварско-иеновского. Из митрополитов сремских известен нам по имени только один – Иоаким, упоминаемый в сопочанском синодике и живший неизвестно в каких годах XVI в. (Записок Географич. Общ. XIII, 152). В 1667 г. приезжал в Москву за милостыней, называемый в одном месте епископом, в другом митрополитом, Иоаким сербо-славонский (Муравьева Сношений с Востоком ч. 3, лл. 886 и 902); но так как сербо-славонским мог называться как митрополит сремский, к епархии которого принадлежала некоторая часть Славонии, так и епископ (или митрополит) пожегский, епархия которого обнимала большую часть той же области, то и неизвестно – который из двух должен быть разумеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

673 Летоп. у Шафарика в Памят. 2: 53, 60, 70. В солунской обители св. Николая жили сербы ещё в 1185 г., как видно из слов Евстафия солунского (Tafel de Thessalonica р. 142). Ныне в Солуне храм св. Николая τ. αρχοντων, т.е. королей сербских. Григорович 104. «Странноприемный дом краля» в Константинополе известен и по греческим рукоп. Da-Cangii Constant. christ р. 263. В Баре в 1319 г. в честь св. Николая Милютин устроил серебряную икону святителя с серебряными подсвечниками (Гласник VII, 95). 674 В Карее евангелие 1316 г. с припискою: «господинь нашь Стефань краль, сын великаго краля Уроша, унукь первовенчаннаго краля Стефана Немани, иже многы победы сотвори, сии книгы повеле написати при архиепископе осмом Савве, рукою Георгия дьяка Радослава 6824 (1316)».– Григорович стр. 28; четыре грамоты Милютина Хиландарю у Аврамовича в Опис. древн. 2, 6, 3, 4; у Григоровича стр. 41, 45, 46. Замечательны особенно две (у Аврамовича 3). Здесь говорит Милютин, что им сооружен при Хиландаре в Хрусии пирг, большой и крепкий, огражденный стеною, для защиты Хиландаря от морских разбойников; внутри стен храм вознесения Господня и кельи, из которых одна для самого краля; старец, управляющий пиргом, избирается из хиландарских братий, общин советом, и без вины не удаляется от управления; в пользу пирга даётся село Куцево со всеми доходами. Первая грамота 1302 г. Житие Милютина: «прежде всех церковь хиландарскую, до основания разорив, болшую созда и украси». Тоже Даниил у Раича 2, 489. 678 Год смерти его определяется вступлением сына его на престол, которое последовало 6 янв. 1321 г. Грегорас (у Раича 2, 413) также пишет, что к. Милютин умер в 1320 г., вынудив пред тем тестя своего выслать к нему Симониду, невозвращавшуюся к нему после смерти матери своей. 679 Раича Ист. 2: 496, 510 и житие Милютина. Другое показание некоторых летописей (не всех, см. пр. 90) – ошибка. 680 Даниил у Раича 2, 518. В Грачанице изображение его: король старец с длинною седою бородою. Тоже в мон. Юрьевых столбов (Зап. геогр. общ. ХШ: 236, 139). Вероятно тогда же написана служба ему, на 30 октября (у Григоровича стр. 33; в Гласнике XÏ 38, 39; у Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010