Кроме этих, приведенных, имеется еще множество доказательств древнего христианского исповедания Св. Троицы. 36. Как говорить о св. Троице Священное Писание Ветхого Завета? Двенадцать свидетельств о Троице в книгах Ветхого Завета становятся ясными в свете христианских знаний. В книгах св. пр. Моисея несколько выражений Господа Бога о Самом Себе показывают, что не от одного лица они произносятся, напр.: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быm. I, 26 ). То-же Быm. III, 22; XI, 6–7 . В описании посещения Авраама Богом в лице трех Ангелов троическое единство выступает яснее: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоять против него. Увидев, он побежал на встречу им ... и поклонился до земли, и сказал: Владыко! если я обрел благоволите пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быm. XVIII, 2–4 ). Триединый Бог тайну Своего бытия не осветил ветхозаветным людям, которые были рабами закона, но сберег это откровение для Его детей в любви, в Новом Завете. 37. Что открывает нам Священное Писание о взаимодействии Лиц Святой Троицы? Пророческое восклицание ветхозаветного псалма говорит, что Сын Божий рожден прежде денницы, т. е. прежде замысла творения мира Он пребывал в лоне Отчем (Пс. CIX, 3, по переводу 70-ти). Евангелие приводит слова Спасителя о Его славе, которую Он имел у Отца до бытия мира ( Uoah. XVII, 5, 10 ). Обещает также Христос, что пошлет Святой Дух на учеников, исходящий всегда от Отца ( Uoah. XV, 26 ). Здесь как рождение, так и исхождение выражают для нас таинственныя, превечныя, вне времени, внутренния отношения в жизни Божества, показывающия вечное бытие 2-й и 3-й Ипостасей из Существа Божия. С другой стороны, слово Евангелия о том: что дева Мария родила Сына сошествием на нее Святого Духа ( Мф. 1, 20 ; Лук. 1, 35 ); что Дух Святый сошел на Иисуса Христа при Его крещении ( Mф. III, 16 ); что Спаситель обещал ( Uoah. XV, 26 ), и послал в день Пятидесятницы на апостолов от Отца – Духа Святого ( Дeяh. II, 3 ); – все это выражает взаимодействия Ипостасей в границах времени, в указанные исторические моменты, и показывает в этих знамениях различныя деяния Промысла Триединого Бога над сотворенным Им миром.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Земная Церковь – воздвигнутый Господом мысленный дом для наших душ, который соединен с Церковью Небесной. 164. Что сказал Христос при создании Своей Церкви? – «И Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Mф. XVI, 18 ). Древне-греческое слово «петра» значит – скала, «петрос» – камень. Господь назвал апостола Симона Ионина скалою веры, когда он исповедал, что Иисус есть Сын Божий. Таким образом основа Церкви есть вера в истину Боговоплощения . В состав Церкви входят не иные, но именно так верующие. 165. Тогда, что значит веровать в Церковь ? Мы веруем в Церковь подобно тому, как веруем в Божий Промысел, устрояющий наше спасение. Веруем в Церковь потому, что: 1) Главою Церкви является Сам Христос; 2) действием Святого Духа Церковь преисполнена Христовой благодати; 3) члены Церкви получают от Нея освящение Таинствами и в Ней утверждаются в истинной вере, что ведет их ко спасению. Со времен апостольских христиане знали, что уверовать во Христа значить присоединиться к Церкви. Так и апостол Павел поступил в Дамаске после своего обращения от иудейства к вере Христовой. ( Дeяh. IX, 18 ). 166. Что мы находим в Священном Писании о Главе Церкви, о воздействии на Церковь Святого Духа и о спасительности пребывания в лоне Церкви для христианина? " Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Puм. XIV, 9 ). ». . И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всею, главою Церкви» ( Eф. I, 22 ). " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению« ( 2Фec. II, 13 ). 167. Чем Церковь отлична от всех других обществ в том, что касается ея членов? Отлична тем, что умершие продолжают быть членами Церкви в невидимом мире, чего не может быть в мирских сообществах. Умерший отходит душею от своего тела, но не от Церкви, которая распространяется и на небесный мир. Часть видимая, как и небесная, суть два крыла единой Церкви, составляя единый нераздельный организм, живущий одним Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ни одна, ни другая экклезиология не учла реальности антропологической, превратив сознание Церкви в одну из функций Второго или Третьего Лица Пресвятой Троицы. И в том и другом случае вывод аналогичен: личности человеческие поглощены Сверхличностью, Личностью Христа или же Личностью Духа. За этим объективным «сверхсознанием», которое в органическом католицизме Тюбингена принадлежит Христу, а в демократической соборности славянофилов — Духу Святому, можно усмотреть общий их источник, или, точнее, общий их философский фон, окрашенный немецким идеализмом, и это несмотря на критическую позицию по отношению к философии Гегеля такого мыслителя, как Хомяков, называвшего его «совопросником века сего». Отвечая «совопроснику», мы часто впадаем в зависимость не только от его проблематики, но и от образа его мысли. Хотя богословское понятие личности, или человеческой ипостаси, не может согласоваться ни с первым, ни со вторым тезисом, каждый из них по–своему ценен, и это надо помнить. Первый показывает нам Церковь, как организм христологический. Второй подчеркивает роль Духа Святого, свидетельствующего в Церкви об Истине. Чтобы уточнить характер этого свидетельства, обратимся к тексту Писания: «Когде же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 26, 27). Различие между этими двумя свидетельствами очень ясно: «Он будет свидетельствовать о Мне» и «вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». Если мы с самого начала со Христом, к чему же свидетельство Духа, почему необходимо оно для того, чтобы человеческие личности в свою очередь могли свидетельствовать о Христе? В чем состоит это свидетельство Духа Святого, обращенное к человеческим личностям? Он «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Это «напомнит вам все» (hypomnesei hymas panta) относится не только к апостолам, которые следовали за Христом Иисусом с самого начала, но также ко всем христианам, ко всем членам Церкви, обладающим общей памятью слов Христовых, того, что было «вначале», той памятью, которая именуется Преданием.

http://predanie.ru/book/72701-po-obrazu-...

Второе стихотворение Владимира Соловьева, на сей раз рождественское во вполне календарном смысле слова, ибо датированное самым кануном Рождества, притом посвященное другу философа (который позднее напишет о нем книгу), – еще дальше, однако, от настроения благостной и благополучной идиллии: может быть, это самое суровое рождественское стихотворение за все столетия христианской веры. Перспектива, в которой здесь предстает история христианства, трагична, более того, катастрофична: да, все поругано, увы, ничто не сбереглось. Взгляд поэта не отвращается от того, что Гейне когда-то назвал «проклятыми вопросами». Мы ощущаем приближение самых последних, самых тяжелых раздумий Влад. Соловьева – об антихристе, о кощунственном искажении самого святого, о представляющейся рассудку страшно очевидной внешней неудаче самого дела Христова. Доказательство истины Божией ведется от противного: не благо, но боль совести, ясно свидетельствующей о зле как зле, сильнее всех сомнений, – она удостоверяет, что предмет веры все-таки не есть благочестивая иллюзия. Но присутствие Бога в нашей жизни реально постольку, поскольку это победа над тем, кого Евангелие от Иоанна именует князем мира сего, ибо Царство Божие и власть князя мира сего радикально несовместимы. Прощаясь с учениками перед Голгофой, Христос говорил о грядущем пришествии Духа Святого: «Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня, и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидят Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин. 16:8–11 ). Этот текст явственно предполагается не только последней строкой, содержащей прямую отсылку к нему, но и всем составом стихотворения в целом, ориентированным именно на острые мистические антитезы Евангелия от Иоанна (например, Ин. 1:5 : «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – где «не объяла» можно также понять как «не постигла»). Все разделяется строго надвое – тьма и непостижимый, недостижимый для нее свет, ложь, отторгающая от себя истину и отторгаемая ею. Здесь открывается не утешение, но ориентир во тьме: вековечная грань между добром и злом. Ночь на Рождество

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Весьма, весьма далека от полной веры такая несовершенная вера, о которой говорит апостол Иаков. Он говорит о соломенной вере, которая легко сгорает при всякой напасти, при всяком испытании. Этим людям с полным правом мог сказать апостол Иаков: «Покажи мне веру твою без дел твоих...» ( Иак.2:18 ). А апостол Павел говорит о глубокой и истинной вере, которая перерождает человека, делает его близким Богу. Об этом говорит так святой апостол Иоанн Богослов в своем первом соборном послании: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Помните же, все вы, слушающие меня, что безгранично милосердие и долготерпение Божие, и может Он восставить даже из большой глубины падений нравственных и простить вам все грехи ваши и воспламенить сердца ваши глубокой любовью к Нему, Создателю и Спасителю нашему. Не рассчитывайте на бесконечное милосердие Божие, если не заслужите его своим покаянием, если не пройдете тесным путем, ведущим в Царство Божие, о котором говорит нам Спаситель наш. Итак, надейтесь всем сердцем на то, что если оставите грехи ваши, если возлюбите всем сердцем своим Господа Иисуса Христа, то все грехи ваши, в которых будете неотступно каяться, простит Он вам. Аминь. Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице и в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Начало великой деятельности апостола Павла было положено самим Господом нашим Иисусом Христом, явившимся ему на пути в Дамаск и совершенно изменившим его ум и сердце. Заметьте: Сам Господь Иисус указал Апостолу Павлу дело его святой жизни, а Павел исполнил его. Великие результаты его проповеди и страдальческой жизни были огромным и благословенным Богом делом всей дальнейшей жизни апостола. Одно из крупнейших событий в истории Церкви – декрет святого равноапостольного Константина, Императора Византийского о замене язычества христианской верой, произошло тоже по чудесному повелению Господа Иисуса Христа, Который среди белого дня воздвиг на небе пред глазами Константина и его войска крест из звезд с надписью: «Сим победиши».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Святой апостол Павел во время своего третьего путешествия с проповедью Христова Евангелия, избрал главным поприщем своей просветительной деятельности город Эфес; здесь он провел три года, обративши весьма многих к вере Христовой. Из Эфеса, прошедши по Македонии и Греции, он, по влечению Духа Божия, отправился в Иерусалим; по пути туда, в Милете собрались к нему пастыри церкви Эфесской, чтобы проститься с апостолом и получить от него последние наставления. В поучительной беседе с эфесскими пастырями апостол Павел свидетельствовался ими самими, что с первого дня, как пришел к ним, он работал Господу со всяким смиренномудрием, среди немалых испытаний, и не пропустил ничего полезного, о чем им не проповедовал бы. Но возвестил им всю волю Божию. «Ныне же, – говорил он, – предаю вас Богу и слову благодати Его. Знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие». Сказав сие, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился. Тогда не малый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. ( Деян. 20:17–38 ) Как поучительное изображение описанного в книге Деяний апостольских трогательного прощания святого апостола Павла с пастырями Эфесской церкви напоминает нам, пастырям Московской церкви, нынешнее прощание наше с тобой, наш благостнейший архипастырь! Как много здесь общего даже в подробностях. Трехкратное путешествие апостола языков, не соответствует ли твоей архипастырской деятельности в церквах: Самарской, Грузино-Имеретинской и Московской? Не три года, а почти три пятилетия правил ты, святый Владыко, слово Божественной истины среди нас, и теперь мы уже лишены будем духовного утешения часто зреть светлое лицо твое и встречать всегда кроткий, приветливый и благожелательный твой взор. Твоя доступность, и простое истинно-отеческое обращение с нами приобрели тебе не только общее глубокое уважение, но и искреннюю любовь. С дерзновением ты, наш архипастырь, можешь сказать нам словами святого апостола: «Я ни на что не взираю, и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

И посылал он учеников своих проповедовать царствие небесное и покаяние для оставления грехов. И собирался исполнить пророчество, и начал проповедовать о том, как подобает сыну человеческому пострадать, быть распяту и в третий день воскреснуть. Когда же учил он в церкви, архиереи и книжники исполнились зависти, и хотели убить его, и, схватив его, повели к правителю Пилату. Пилат же, дознавшись, что привели его без вины, захотел его отпустить. Они же сказали ему: «Если отпустишь этого, то не будешь другом цезарю». Тогда Пилат приказал, чтобы его распяли. Они же, взяв Иисуса, повели на лобное место, и тут распяли его. Настала тьма по всей земле от шестого часа и до девятого, и в девятом часу испустил дух Иисус, Церковная завеса разодралась надвое, восстали мертвые многие, которым повелел войти в рай. Сняли его с креста, положили его в гроб, и печатями запечатали гроб евреи, приставили стражу, сказав: «Как бы не украли ученики его». Он же воскрес на третий день. Воскреснув из мертвых, явился он ученикам своим и сказал им: «Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Пробыл он с ними 40 дней, приходя к ним после своего воскресения. Когда прошло 40 дней, повелел им идти на гору Елеонскую. И тут явился им, и благословил их, и сказал: «Будьте в граде Иерусалиме, пока не пришлю вам обетование отца моего». И, сказав это, вознесся на небо, Они же поклонились ему. И возвратились в Иерусалим, и были всегда в церкви. По прошествии пятидесяти дней сошел Дух Святой на апостолов. А когда приняли обетование Святого Духа, то разошлись по вселенной, уча и крестя водою». Владимир же спросил: «Почему родился он от жены, был распят на дереве и крестился водою?». Философ же ответил ему: «Вот чего ради. Вначале род человеческий женою согрешил: дьявол прельстил Адама Евою, и лишился тот рая, так и Бог отомстил дьяволу : через жену была первоначальная победа дьявола, из-за жены первоначально был изгнан Адам из рая; так же через жену воплотился Бог и повелел войти в рай верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29, 15, 18 ). К изложенному житию святого князя Глеба, взятому из творений преосвященного Филарета Черниговского , считаем нелишним при­бавить описание случая из жизни архимандрита Антония. В «Православном Обозрении» за 1879 год была помещена биогра­фия наместника Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония; в коей, между прочим, было упомянуто, что отец наместник, живши еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей и был убежден в их исти­не мощами святого князя Глеба, почивающего во Владимирском соборе. Случай этот в биографии упомянут лишь мимоходом; но я слышал о нем подробно от самого покойного отца наместника лично, и рассказ его кажется мне так интересен, что я нахожу нелишним его обнародо­вать. Передам его словами самого отца наместника, которые я вскоре же после беседы с ним записал. «Бывши еще в миру, – так рассказывал отец наместник, – жил я в имении князя Грузинского, селе Лыскове Нижегородской губер­нии. Имея небольшое понятие в медицине, я занимался там лече­нием домашних князя и окрестных жителей. В числе моих пациен­тов были и раскольники, которых в нашем селе было очень много, по большей части богатые люди. Однажды, когда я был у одного из них, разговор наш коснулся разностей их обрядов с нашею Цер­ковью. Раскольник, разумеется, оправдывал свои обряды и обвинял нашу Церковь в отступлении от православия и в принятии новшины; а я, как умел, защищал нашу Церковь и в доказательство ее право­славия указывал ему на множество нетленных мощей, находящихся в нашей Церкви. Эх! Андрей Гаврилович! – ответил мне раскольник, – да видали ли вы сами нетленные мощи? Поверьте мне, это все монахи для доходов выдумали; ведь ни одних нет мощей и в вашей Церкви, а так только поставят гробницу, да накроют пеленою, а то, пожалуй, и положат что- нибудь наподобие мощей, да и говорят, что тут нетленные мощи! Ну, вестимо, простой народ верит, а монахи да попы доходы обирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Раба Божия Елена. Раба божия Елена 2016/01/15, 06:44:32 О, Преподобный Сергий Радонежский! Обращаюсь к тебе с просьбой. От всего сердца прошу помоги моему внуку р.б.Кириллу сдать 15.01.2016 экзамен по механике на хорошо или отлично. Будь ему верным помощником, дай ему силы, ясность ума, чтобы достались ему вопросы, которые он хорошо знает. Обереги его от ошибок иволнения. Пусть преподаватель будет благосклонен и не строг. Прости нам все грехи вольные и невольные. Уповаю на твою милость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.б. Наталия 2016/01/15, 06:29:55 О, Преподобный Сергий Радонежский! Спасибо тебе за помощь, за то , что помогаешь нам! О, Преподобный Сергий Радонежский, моли Господа Бога о нас. Преподобный Сергий Радонежский пожалуйста услышь мою материнскую молитву. Прошу тебя помоги моей дочери р.б. Елене сегодня в сдаче экзамена на отлично . Не оставь ее в трудную минуту, пусть вопросы попадутся легкими, ответы будут четкими. Помоги ей не растеряться на экзамене, дай ей ясность ума и спокойствие. Пусть преподаватель будет к ней благосклонен. Попроси у Господа нашего простить грехи ей вольные и невольные. Не оставь р.б. Елену в трудный час, трудную минуту. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Надежда 2016/01/15, 03:53:09 " в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. " Ефес. 3:12. И потому Христос повелел нам молиться Отцу во имя Свое ( " Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. " Ин. 14:14; " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. " Ин. 15:7; " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. " Ин. 16:24 Евгения, вам тексты привести молитв " святым " в чье имя там просят? Или сами найдете в чье имя там просят? Так кого Библия говорит прость надо? Святых? Владимир 2016/01/15, 03:52:00 Вы язычники чистой воды, у них было если в море помолись посейдону богу моря, если нужен урожай помолись деметре богине плодородия, о усопших помолись Пегас богу смерти... У вас в пути помолись угоднику, за другое Марии, за третье матроне. Где место Богу если на каждый случай по пять святых? В Библии что сказано? Богу одному молись и поклоняйся.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010