И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения. Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Святого Владимира. Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности. Человеческая слава и лилия. (Легенда о лилии) 485 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Мф.6: 28–29 Древний мир превыше всех земнородных [чтит] иудейского царя Соломона. И действительно, царь Соломон прославил великою славою народ свой, он победил всех своих врагов, он был славен своим умом, прозорливостью и правосудием. Он прославился как мудрый царь вдохновенный поэт и философ. Его царский двор блистал великолепием и ослепительной роскошью. Во всем мире не было властителя, блиставшего такой славой, как царь Соломон, сын царя и пророка Давида. Из пустынной Аравии приехала в Иерусалим царица Савская, чтобы подивиться неслыханной славой царя Соломона. Когда вошла царица Савская в зал пышного дворца Соломонова, то она была ослеплена необыкновенной роскошью: Соломон сидел на богато украшенном троне из слоновой кости, усыпанном драгоценными камнями. По сторонам трона стояли золотые изваяния львов. Трон окружала блестящая свита царских телохранителей. Сам царь Соломон сиял красотой и был одет в златотканые пурпуровые одежды. Полуденное солнце Палестины своими лучами заполняло тронный зал, где стены, потолок и пол – все играло драгоценным блеском алмазов и других камней, коими был украшен весь зал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

162. Итак, из чего составлено существо человека? Наше естество трехсоставно: человек – носитель духа, которым определяется наше отношение к истине; обиталищем духа является душа, которая есть средоточие сил для управления жизнью и распоряжения телом; и наконец – тело , которое, будучи в подчинении у души, или служит духу или сообщает свои хотения душе. «Ибо живущие по плоти, о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» ( Puм. VIII, 5 ) «...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вождилений плоти. Ибо плоть желает противного духу» ( Гaл. V, 16, 17 ). 163. Что значить понимать духовно какую бы то ни было мысль или какое нибудь жизненное положение? Духовное разумение состоит в том, чтобы применять к явлению жизни суждение, которому мы научены Божественным Откровением. «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия« ( 1Кор. 11,11 ). »Душа наша потому называется душою, что она дышет духом Божиим, т.е. она так называется от Духа животворящаго» (Свят. Иоанн Кроншт. «Моя жизнь во Христе», т. II, стр. 364). 164. Значит ли это, что дух человека соприкасается с Духом животворящим? Да, дух по своей природе должен быть обращен к Богу и получает благодатные дары от Бога. Потому что Бог одарил духом человеческую душу при ея сотворении. «Светилник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца« ( Прит. ХХ, 27 ). »Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фec. V, 22, 23 ). 165. Каким путем дух удостаивается посещения Духа Божия? Чрез поклонение Богу «в духе и истине» ( Uoah. IV, 24 ). Посредством Сына Божия, Который есть Истина ( Uoah. XIV, 6; XVII, 17 ). Сей Истине свойствен Дух Истины ( Uoah. XV, 26 ), Который от Отца исходит. Приятие нашим духом Истины есть приятие Святого Духа. Там присутствует Дух Истины, где действует Святая Истина, и наоборот: где действует Святой Дух, там обильнее явление Истины ( Uoah. XVI, 14 ). Потому наш дух не может войти в общение с Богом помимо Христа, и Христа познать без посредства Святого Духа (по Еп. Игнатию Брянч. «Аскетич. пропов.», т. III, стр. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(Бл. Августина, из слова на усекновение главы Иоанна Предтечи. 29 августа)//Миссионерское обозрение. 1896. 7–8. С. 1–4 Смотрите, вот этот бедный Ирод любил Иоанна (Крестителя), мужа святого и человека Божия; но опьяневши от веселия и удовольствия пляски, безрассудно поклялся, обещаясь дать всё, что ни попросит угодившая ему плясанием девица. А когда она потребовала дела жестокого и нечестивого, то хотя и опечалился (Ирод), видя великость злодеяния, но в тоже время, стесняемый своею клятвою и требованием девицы, боялся клятвопреступления. Спросит кто-либо: что-же надлежало делать Ироду? Если скажу: он недолжен был клясться, то это само собою разумеется и вопрос не о том, должно-ли было клясться, а о том, что делать тому, кто уже поклялся. Здесь нужно не малое рассмотрение. Ирод безрассудно поклялся, – кто не видит? но грех сделан, – поклялся. И вот девица потребовала главы св. Иоанна: что-же надлежит сделать Ироду? дадим ему совет. Скажем-ли: пощади Иоанна, не делай преступления? – посоветуем клятвопреступление. Скажем: не преступай клятвы? – побудим его совершить злодеяние. Какое трудное обстоятельство! Итак, прошу вас, братия, прошу вас, чада мои, чтобы не подвергнуться вам такой, с обеих сторон грозящей, опасности, отымите от уст ваших нерассудительные клятвы, избегайте этой худой привычки; хорошо ли, если вы дойдете до того, что мы не можем дать вам совета? Впрочем, по прилежном исследовании Писаний, я нахожу (там) один пример, представляющий благочестивого и святого мужа, который, впадши в нерассудную клятву, лучше захотел не сделать того, к чему обязал себя клятвою, нежели исполнить клятву пролитием крови человеческой. Припомните (этот пример). Когда св. Давид, гонимый неблагодарным Саулом, чтобы не впасть в руки гонителя и не быть убиту, ходил со своими где мог: то в один день у богатого человека, именем Навала, который стриг тогда овец своих, просил себе и спутникам пищи, (сказав: «ныне я услышал, что у тебя стригут овец (праздник). Вот пастухи твои были с нами и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во время пребывания их на Кармиле; спроси слуг твоих, и они скажут тебе… Итак, дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фома. Но говорят, что Христом установленной Церкви давно уже нет на земле, а теперь существующая не содержит уже в себе истины христианского учения. Священник. Если бы это была правда, то тогда пришлось бы прийти к такому заключению, что Христос плохо заботился о Своём деле и, следовательно, Он напрасно исполнял в мире Свою учительскую обязанность, напрасно установил Церковь , напрасно и сообщил ей дары Святого Духа. Ведь Сам Спаситель сказал, что «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16–17 ). Благодать Святого Духа преемниками апостолов через хиротонию передаётся и будет передаваться от одних к другим вовек. Фома. Говорят, что архиереи наши напрасно и право рукоположения-то присвоили себе. Лучше было бы, если бы целое общество избирало себе подобных наставников, чем одному епископу поручать это дело. Священник. Я знаю, что сейчас есть такие сектантские общества, которые так и делают. Но мы должны соблюдать тот порядок, который указан Самим Христом и Его апостолами. Спаситель не всем верующим, а только избранным апостолам дал власть учить, крестить ( Мф.28:18–20 ), решать и вязать грехи ( Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ) и рукополагать пресвитеров. В доказательство последнего я могу указать на следующий пример из Церкви Апостольской. Для церквей Критских нужны были пресвитеры. Там, в городах, между христианами много было почтенных и учёных старцев. Однако ж, апостол не им поручил довершать недоконченное по церковным делам и поставить по всем городам пресвитеров, и не обществам дал это право, а оставил для сего на Крите епископа Тита ( Тит.1:5 ). Другому епископу Тимофею заповедано в первом послании: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Христиан же всех Божественное Откровение обязывает такими заповедями: «каждый должен разуметь пастырей и учителей, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Это заповедал и Сам Спаситель, и притом с угрозой, сказав: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Таким образом, от самых апостольских времён не было примера, чтобы само общество без епископа поставляло кого в пастыри. Если же сейчас находятся такие самочинные общества, которые дозволяют себе это делать, то это печальное и болезненное явление в нашем христианском мире. Это предсказано было ещё апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если теперь мы молимся: «да приидет Царствие Твое», то выражаем этим такое желание: «Царю Небесный, Душе Истины! Прииде и вселися в ны» – исполни сердца наши и зажги в них огонь Твоей Божественной любви! Таким образом, мы просим здесь Небесного Отца, чтобы Он, по бесконечной Своей милости, сжалился над нашей немощью и бессилием, и Сам дал нам Своего Духа Святого, чтобы Евангелие Его Царствия нашло путь в сердца наши, преодолев всякое сопротивление со стороны страстей наших, чтобы мы, познав свою слабость в борьбе с грехом, пробудили себя к вере в Его слово и спасительную силу Его благодати и, таким образом, сделались истинными чадами и наследниками Его Царствия и своей благочестивой жизнью прославляли Его имя. Если с такими мыслями и чувствами произносишь ты, христианин, эти слова: «да приидет Царствие Твое», то смело можешь надеяться, что молитва Твоя истинная, что она дойдет до слуха Отца Небесного и что Царство Его придет, наверное. Смотри только, чтобы тебе самому не оказаться лжецом в твоей молитве. Старайся больше оставлять места Святому Духу в твоем сердце, чтобы Он беспрепятственно мог сделать в нем свое дело и, не прилепляясь к миру, ищи «прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). Затем помни, что не ты один нуждаешься в Царствии Божием и утешительном пришествии Его Святого Духа и не о себе только молишься ты, когда говоришь «да приидет Царствие Твое» к нам. В нем нуждаются и другие, ты просишь его и для других. Отверзай двери твоего сердца для всех: и для тех, которые живут близ тебя, и для тех, которые еще далеко от Царства Божия блуждают во всех странах мира. Не забывай, что христианская миссия для тебя не постороннее дело, и что ты должен содействовать тому, чтобы имя Божие сделалось известным и язычникам и во всех концах мира проповедуемо было Его слово, «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Нет сомнения, что оно, это Царствие Божие, как мы сказали уже, придет и без нашей молитвы, но оно должно приближаться и через нас, через нашу молитву, через нашу любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Теперь видим мы те опасности, которые угрожают человеку, когда он бывает лишен веры. Сплотимся же, братие, теснее между собою и станем на стражу в деле воспитания детей наших, устраняя от них всё, что вытравляет в сердцах их благочестие и страх Божий. Объявим войну чувственным страстям и греховным наклонностям, призвав на помощь всесильную благодать Божию! Страшно, когда христианин теряет веру во Христа, противится благости Святого Духа и не хочет принять очевидную, ни в каких доказательствах не нуждающуюся истину христианского учения. Он делает себя несчастным для времени и вечности. Аминь. Беседа 4 И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его ( Быт.4:4–5 ). Зависть, как говорит Иоанн Дамаскин , есть внутренняя туга, сердечная скорбь, какую испытывает человек, когда видит счастье и благополучие другого. Так завидовал блаженству первого человека дьявол . Так скорбел и Каин о том, что Бог оказал жертве Авеля более благоволения, чем его жертве. Так негодовали сыновья Иакова из-за того, что брат их Иосиф пользуется большей любовью отца, чем они. Так завидовали Корей, Дафан и Авирон Аарону из-за того, что он был избран первосвященником, а не они. Таким же чувством исполнены были фарисеи, когда видели чудеса Иисуса Христа и при этом говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). Но есть еще особого рода зависть, состоящая в том, что ненавидят ближнего за то, что ему Бог дает более благодати. Это грех против Святого Духа. Рассмотрим: а) сущность этого греха, б) его причины и в) проистекающие из него последствия. 1 . Благодарение Богу! На свете немало добрых людей, которые споспешествуют благодати, которые, возрастая в добре, мужественно побеждают зло во всех его разнообразных видах и день ото дня становятся лучше, нравственно выше и угоднее Богу. Когда при виде такого нравственного возрастания своих собратий человек уязвляется в своей совести и побуждает себя сравняться с ним в добродетели, то это чувство нельзя назвать завистью, это скорее чувство ревности, о которой говорит апостол Павел: подражайте, мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Господин мой! ничего нет сильнее обличений совести и ничего нет дерзновенней ея одобрений» (Св. Максим Исповедник на допросе). 84. Когда и как два естества Иисуса Христа, Божеское и человеческое, пришли в соединение? Божеское и человеческое естества Иисуса Христа были уже в соединении при зачатии Девы Марии, что явилось после Ея ответа Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ... ( Лyk. I, 38 ). Когда Пречистая Богоматерь родила Младенца, то в Нем уже пребывали Бог и человек . Поэтому Пресвятая достойно наречена Богородицей. 85. Кто была Пресвятая Дева Мария? 1) Она была той Девою, о Которой предсказывали в Священном Писании св. пророки. 2) Она происходила из семени праведно верующого патриарха Авраама и пророка царя Давида, от которых надлежало, по обетованию Божию, произойти Спасителю. 3) Она была посвящена Богу с детства, а в юности, дала обет девства, что навсегда сохранила. 4) Пречистая жила при Иерусалимском храме, предаваясь молитве, трудам и богомыслию; такою жизнью и смирением она достигла превысшей святости. 5) Дева Мария была Богом удостоена Благовестия о Ея великочудесном зачатии от сошествия на Нее Святого Духа и о предстоящем рождении Ею Спасителя мира. 6) Ради охранения Пресвятой Девы, по Промыслу Божию, Ее обручили праведному старцу Иосифу того же племени Авраамова и Давидова. 7) Действием Святого Духа, безмужно, в Деве Марии соткался святой плод и Она родила Богочеловека. 86. Какие тексты Писания и Предания все это утверждают? 1 . " Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит – с нами Бог« ( Uc. VII, 14 ; Mф. I, 23 ). 2 . " И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быm. XXII, 18 ). Обещание св. пророку Давиду см. Uc. IX, 7 и 2 Царств VII, 12, 28 и 29. 3 . «По Божественному изволению я имею чистую, доблестную по душе Отроковицу, приими и введи Ее в храм Зиждителя» (Канон предпраздн. Введения, песнь 8, троп. 1). Историческия данныя сообщают, что по достижении девического возраста Дева Мария пребывала в здании для дев, посвятивших свою жизнь Богу и давших обет безбрачия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

258. Отчего только одно Таинство Крещения введено в Символ Веры отдельным членом? Десятый член Символа о Таинстве Крещения установлен II-м Вселенским Собором, чтобы окончательным определением Церкви положить конец еретическому противоборству именно против учения о крещении. Другия Таинства тогда еретиками не оспаривались с таким упорством, как они возставали на крещение. § 50. Таинство миропомазания 259. Что есть святое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором молитвою и помазанием св. миром частей тела новокрещеннаго, Святой Дух сообщает ему дары, взращивающие в нем духовную жизнь и укрепляющие святость его веры. 260. Кому в Церкви предоставлено совершать Таинство миропомазания? «Восточная Церковь не только Архиереям, но и чрез них священникам без опасения вверяет после священного таинства крещения совершение миропомазания» (Гавриил, Еп. Филадельф., «Скрижаль»). 261. Откуда произошло Миропомазание? Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. " Тогда возложили руки на них и они приняли Святого Духа« ( Дeяh. VIII, 14–17 ). Преемники Апостолов заменили рукоположение миропомазанием подражая Ветхозаветному обычаю. »И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ . . это будет миро для священного помазания« ( Исх. ХХХ, 22–25 ). 262. Как теперь приготовляется св. миро? Оно составляется из многих благовонных веществ, в знак того, что предназначено подавать «многоможные дары Духа». Оно варится с соблюдением особого молитвенного чина, при кафедральных соборах. Оно благословляется Архиереем в Великий Четверг, им раздается священникам и хранится в церквах особо. 263. В чем духовное значение Таинства Миропомазания? Не только духовное очищение погружением в святую воду принимает крещаемый, но ему сообщаются дары Св. Духа миропомазанием, во образ печати получаемого дара. " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« ( 2Kop. I, 21, 22 ). При начертании св. миром креста на помазуемых частях тела произносится: «печать дара Духа Святаго». На других языках сие таинство называется словами, производными от старо-греческого слова «хрисма» – помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом« ( 1Nem. IV, 6 ). Церковь радостно воспевает это сошествие Воскресшого Спасителя во ад песнопением: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняли, неописанный» (Троп. на часах Пасхи). 133. Почему 5-й Член Символа кончается указанием, что Воскресение произошло «по Писаниям»? Чтобы показать исполнение всех пророчеств о Воскресении. Например: «...ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Nc. XV, 10 ); " и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» ( Иона 11, 1 ); «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Mф. XII, 38–40 ). 134. Итак в чем спасительныя последствия Воскрееения? A) Смерть оказалась упраздненной . Все принявшие Закон Божий Нового Завета, уверовав во Христа, Его Воскресением утверждаются в собственном безсмертии ( 1Kop. XV, 25, 26 ). Б) Кончилась неизбежность ада . Умерший христианин, оставив телесную оболочку, продолжает жить, ожидая Всеобщого Суда Христова ( I Kop. XV, 53 ). B) Сын Божий Воскресением Своим, исполнив все, что сказал, завершил этим Свое учение и открыл нам целостный и совершенный мир, сияющий любовью ( Puм. VI, 22, 23 ). Г) Установлена воочию общность жизни небесной и земной, их взаимное влияние, общение между ними и зависимость нашего небесного будущого от качества жизни земной ( Puм. II, 7 ). Д) Верою в Воскресшого Христа каждый обретает способность воспринимать Духа Святого для своего освящения ( Nc. LV, 14 ). Е) Ниспослание Святого Духа внесло Небесное начало в созданную Спасителем семью христиан – в Христову Церковь ( Uoah. III, 14 ). 135. Как Церковь выражает ликование и веру в столь спасительную для нас перемену после Воскресения Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010