1 дек. 1944 г. был определен к епископской хиротонии на Львовскую и Станиславскую кафедру по пострижении в монашество, постановлением Свящ. Синода от 18 апр. 1945 г. назначение изменено на Винницкую кафедру. 29 апр. 1945 г. еп. Николаем (Чуфаровским) в Крестовоздвиженском храме г. Луцка о. Павел был пострижен в монашество с именем в честь прп. Варлаама, игум. киево-печерского. 12 мая 1945 г. в Киевском Михайловском монастыре состоялось наречение, 13 мая во Владимирском кафедральном соборе Киева - хиротония В. во епископа Винницкого и Брацлавского, к-рую возглавил митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) . Церковная жизнь на Зап. Украине отличалась конфессиональной пестротой (на ее земле сосуществовали православные, католики, униаты, баптисты, иеговисты, сектанты). От архиерея требовалось немало мудрости, такта и упорства, чтобы руководить духовенством, среди к-рого было немало вчерашних униатов, вести миссионерскую работу, по мере сил сопротивляясь требованиям уполномоченных Совета по РПЦ, всячески ограничивавших влияние Церкви на население. Постоянной заботой В. были обеспечение приходов духовенством, повышение уровня подготовки клириков. Епископ организовал правосл. курсы, на к-рые в 1945/46 г. было принято 40 чел., заботился о благолепии церковной службы, стараясь очистить ее от заимствований из католического богослужения, доходчиво проповедовал, чему способствовало прекрасное знание укр. языка. В янв. 1946 г. награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Постановлением Свящ. Синода от 3 янв. 1946 г. перемещен на Волынскую и Ровенскую кафедру. Одной из главных забот В. в период его пребывания в Волынской епархии было возвращение к церковнослав. языку в богослужении. Представляет интерес составленная им и поданная Патриарху Алексию докладная записка «Богослужение на Волыни». Постановлением Свящ. Синода от 3 июня 1948 г. переведен на Каменец-Подольскую и Проскуровскую кафедру, 30 янв. 1952 г.- на Измаильскую и Болградскую. Создал при кафедральном соборе 2-недельные курсы для духовенства, в большинстве своем не имевшего духовного образования, через к-рые прошло более половины священников епархии. 6 марта 1954 г. назначен епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, в 1957 г. возведен в сан архиепископа и перемещен на Мукачевскую и Ужгородскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/154175.html

Василий (Богоявленский), архп.Черниговский и Нежинский Родился I февраля 1867 года в семье священника Тамбовской епархии. Являлся близким родственником митр. Владимиру Киевскому. В 1888 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, а 20 сент.1889 года был рукоположен во диакона. В этой низшей иерархической степени будущий святитель пробыл почти полтора года, соединяя служение диакона с трудом учителя одноклассной церковно­приходской школы. В 1890 году был рукоположен во священника к церкви с. Овсянки, Кирсановского уезда, в этой должности и состоял до 1896 года, будучи, в то же время, заведующим и законоучителем церковно­приходской школы. Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия расстаться с родной епархией и переселиться в 1896 году в Казань. Для продолжения образования о. Василий поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1900 году. Епархиальной властью ему было предложено остаться на службе в Казанской епархии, где он и пробыл 12 лет. В 1907 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Вторая книга Маккавейская» Опыт исагогического исследования. Преждевременная смерть жены была им понята, как призыв для отказа от радостной личной жизни и о. Василий решил всего себя отдать на служение святой Церкви. В 1908 году принят в число братии Свято-Троицкой Александро – Невской Лавры, пострижен в монашество и назначен ректором Черниговской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена была хиротония архимандрита Василия во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Чин хиротонии совершал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний в сослужении членов Святейшего Синода и прочего духовенства. На этой кафедре епископ Василий пробыл немного более полутора лет, оставив здесь по себе самую светлую память, не только благолепием своего служения, величественными крестными ходами, но и теми грандиознейшими сооружениями в Куряжском монастыре, которые являются живым свидетельством горячей архипастырской любви к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Голубинский правильно отметил, что это деление недостаточно глубоко и принципиально. Истории церквей обычно в сильнейшей степени определяются политическими событиями. И это естественно, ибо церковь живет на земле в тесной связи с судьбами в идеале пасомых ею народов. Русская политическая и культурная история в своей принятой трактовке издавна укладывается в три периода: Киевский, Московский и Петербургский. В эти же периоды должны быть уложены и церковно-исторические материалы. In abstracto трудно против этого спорить. Но на практике сам же Голубинский отступил от этой схемы в той части работы, которую успел выполнить. Московский период он разбил в сущности тоже на два периода: на «первую половину» до эпохи митр. Макария и Ивана Грозного, в частности – до Стоглавого Собора 1551 г., и на «вторую половину» до Петра Великого, т. е. включая сюда и все время русского патриаршества. Трудно удовлетвориться таким делением и с государственной, и с церковной стороны. Потрясения Смутного времени положили новую грань в жизни погибавшего и вновь возродившегося государства. А совпавшее с этим кризисом установление патриаршества оправдывает и параллельное этому восстановлению русского государства особое изложение истории церкви под эгидой русских патриархов. И кроме этого, применяя чисто церковное мерило к ходу исторического развития русской церкви, нельзя не признать воистину «делающим эпоху» одно европейское и общехристианское событие половины XV века, а именно – Флорентийскую унию. Она потрясла русское религиозное и национальное сознание и породила фактическую автокефалию русской церкви. Для каждой церкви – стать автокефальной есть событие, не формально только, а и существенно важное в ее истории. Это – новая эпоха, которая означает и новый период. И начало ему в данном случае полагает событие не государственное, а чисто церковное, каноническое. Москва, почти внезапно для нее самой, в этот момент сознала себя Третьим Римом и начала с исключительным эсхатологическим вдохновением свою автокефальную церковно-национальную жизнь. Москва церковная за это самоопределение и нежелание пассивно идти в хвосте не ею создаваемых событий заплатила дорогую цену. Она дерзнула на канонический разрыв с греческими патриархами, подписавшимися под унией с Римом. Вследствие этого она должна была совсем отказаться от управления некогда своей родной русской юго-западной Киевской половиной, перешедшей государственно в руки Польши, а церковно в юрисдикцию КПля.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

(Грох Степан Михайлович; 5.09.1954, с. Галич Подгаецкого р-на Тернопольской обл.) - 17.06.2017, Киев), архиеп. Белогородский. Из крестьянской семьи. В 1971 г. окончил среднюю школу, затем работал на хлебокомбинате. В 1973-1975 гг. проходил срочную военную службу. В 1976 г. поступил в Ленинградскую ДС. На последнем курсе семинарии в марте 1979 г. был рукоположен ректором ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, в апр. того же года - во иерея. По окончании семинарии 25 июня того же года назначен священником Успенского храма г. Подгайцы Тернопольской обл. 14 сент. 1979 г. стал настоятелем Никольского храма в с. Алексинцы Борщевского р-на той же области. 17 марта 1986 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Рыбники Бережанского р-на Тернопольской обл. С 1988 г. служил в Никольском храме в с. Мечищев и Покровском храме в с. Котов Бережанского р-на. С супругой находился в разводе. Во время массового захвата правосл. храмов Тернопольской епархии сторонниками неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) уклонился в раскол . 11 мая 1990 г. бывш. еп. Житомирский Иоанн Боднарчук , лишенный архиерейского сана и монашества, совершил «постриг» С. М. Гроха. 19 мая того же года «архиереями» УАПЦ было совершена его неканоничная «хиротония» во «епископа Луцкого и Волынского». 25 июня 1992 г. покинул УАПЦ и принес покаяние в грехе раскола перед Архиерейским Собором канонической Украинской Православной Церкви. После разрыва с УАПЦ был выселен националистически настроенными властями г. Луцка из ранее предоставленной ему квартиры. Решением Синода УПЦ от 14 июля был принят в лоно Церкви. 15 июля архим. Питиримом (Старинским) в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в монашество с именем Николай. После возведения в сан архимандрита назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии УПЦ. Хиротонию Н. 16 июля 1992 г. в лаврском Крестовоздвиженском храме возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 29 июля того же года назначен епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. В период служения Н. в Ивано-Франковской епархии был построен кафедральный собор в г. Коломне, при этом в Ивано-Франковске православный храм возвести не удалось из-за противодействия местных властей. 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. экстерном окончил КДА. 18 окт. 2007 г. назначен архиепископом Белогородским, викарием Киевской епархии, с местопребыванием в киевском Пантелеимоновом мон-ре в Феофании.

http://pravenc.ru/text/2565970.html

Иннокентий (Ястребов) Иннокентий (Ястребов Илья), архиепископ Астраханский. Родился 16 июля 1867 года в Астраханской епархии. В 1892 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. С 1893 года – исп. должность доцента Казанской духовной академии. В 1898 году удостоен степени магистра богословия и утверждён доцентом той же академии по кафедре калмыцкого языка. Преподавал историю миссии, этнографию монгольских племён и калмыцкий язык, он же практикант на разговорном калмыцком языке. 7 июня 1902 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен в иеродиакона, а 9 июня – в иеромонаха. В 1905 году возведён в сан архимандрита. 29 июня 1906 года хиротонисан во епископа Каневского, в Киевской епархии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре в Благовещенской церкви. Чин хиротонии совершали: митр. Киевский Флавиан, епископ Чигиринский Платон и епископ Уманский Агапит. С 1908 года пожизненный член общества вспомоществования Казанской духовной академии. Председатель Киевского отделения Союза Русского Народа. 6 окт. 1910 года назначен ректором Киевской духовной академии и управляющим на правах настоятеля Киево-Брат. Благовещенским монастырём. 11 июля 1914 года – епископ Полоцкий и Витебский. В 1914 году утверждён в звании Почётного Члена Казанской и Московской академий. 10 янв. 1915 года уволен от управления епархией и назначен постоянно присутствующим в Св. Синоде. 14 янв. 1915 года – председатель Миссионерского совета при Свят. Синоде и управляющий на правах настоятеля Ставропигиальным Московским Донским монастырём. С сентября 1917 года по 19 марта 1918 года снова епископ Полоцкий и Витебский. С сентября 1918 года по 1922 год в третий раз в той же епархии. В 1920 году возведён в сан архиепископа. С 1926 года – архиепископ Ставропольский. В 1927 году – архиепископ Астраханский. Скончался 22 мая 1928 года. Погребён на Даниловом кладбище. Труды «Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский». (Магистерская диссертация)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Константин (Булычев Константин Иоакимович), архп. б. Могилевский Родился 23 декабря 1858 года в семье зажиточного купца г. Орлова , Вятской губернии. В 1881 году окончил физико-математический факультет СПБ университета со степенью кандидата. В 1890 году поступил в СПБ духовную академию. 29 января 1892 года пострижен в монашество, 21 февраля того же года рукоположен во иеродиакона. 7 ноября 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1894 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность смотрителя СПБ Александро- Невского духовного училища. В 1896 году назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Во время своего служения в должности ректора состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского братства, цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» и проповедей, произносимых духовенством г.Витебска в кафедральном соборе. 1900 г. – ректор Киевской духовной семинарии. 29 июля 1901 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. Чин хиротонии совершали в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: митр. СПБ Антоний, архп. Финляндский и Выборгский Николай, епископ Пермский и Соликамский Петр, епископ Симбирский и Сызранский Никандр, епископ Калужский и Боровский Вениамин и епископ Нарвский Никон. С 23 апреля 1904 года – епископ Самарский и Ставропольский. 21 мая 1904 года награжден панагией с украшениями. С 4 октября 1911 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 6 мая 1915 года возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. 5 октября 1916 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного собора в Москве 1917/1918 гг. Был сторонником патриаршества. В 1922 году и в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. С 9/22 декабря 1925 года – в числе основоположников григорианского раскола. Член ВВЦС. В числе трех подписал письмо от 29 января 1926 года митрополиту Петру Крутицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (8.05.1872, с. Павловское Ардатовского у. Нижегородской губ.- 13.05.1934, Горький (совр. Н. Новгород)), прот., богослов. Род. в семье священника. Окончил Лысковское ДУ (1886), затем Нижегородскую ДС (1892). В 1892-1896 гг. учился в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. 31 марта 1900 г. защитил в МДА магист. дис. «Теизм и пантеизм», в следующем году отмеченную Макария (Булгакова) премией . В 1897-1909 гг. преподавал логику, психологию, историю философии в Нижегородской ДС и Закон Божий, географию, рус. язык, дидактику в жен. епархиальном уч-ще; в 1906-1909 гг. являлся также главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». 14 сент. 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909-1913 гг. законоучитель в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине, в 1913-1918 гг. проф. богословия Киевского имп. ун-та св. Владимира, настоятель университетской церкви. 15 окт. 1917 г. Советом МДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «Философия религии» (1915). Участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1925 гг. служил священником в с. Вел. Круча Пирятинского у. Полтавской губ., затем в киевской Покровской ц. на Приорке. В 1925-1934 гг. являлся настоятелем нижегородской ц. Всемилостивейшего Спаса, на к-рой 6 сент. 1998 г. по благословению Нижегородского митр. Николая (Кутепова) установлена в честь Б. памятная доска. Сын Б.- акад. Н. Н. Боголюбов (1909-1992), основатель рус. научных школ по нелинейной математике и теоретической физике, с 1965 г. директор Объединенного ин-та ядерных исследований в Дубне. Главными темами научных трудов Б. являются богословские и философские аспекты религии. В магистерской диссертации богослов исследовал системы пантеизма - «главного врага христианского богословия» - и теизма . Б. выделил основные виды пантеизма: субстанциальный (элеаты, Б. Спиноза , Ф. В. Й. Шеллинг , Э. Гартман и др.) и органический ( Аристотель , Дж.

http://pravenc.ru/text/149493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОДНАРЧУК Василий Николаевич (в монашестве Иоанн; 12.04.1929, с. Иване-Пусте, Вост. Галиция, Польша (совр. Тернопольская обл., Украина) - 9.11.1994, с. Яблоновка Волынской обл., Украина), «митрополит Луцкий и Волынский» Украинской православной церкви (Киевского Патриархата) (УПЦ (КП)). Род. в семье псаломщика-регента местного греко-католич. прихода, в 1946 г. присоединившегося к правосл. Церкви. По окончании средней школы служил псаломщиком в Иоанно-Богословском храме родного села, затем псаломщиком-регентом в храме св. Параскевы Пятницы в с. Великий Ключёв Ивано-Франковской обл. В 1949 г. был депортирован с семьей в Казахстан, где проживал до 1953 г. В 1960 г. окончил Ленинградскую ДС, в 1964 г.- Ленинградскую ДА со степенью канд. богословия за соч. «Князь Константин Константинович Острожский, его просветительская деятельность и борьба с католицизмом и унией». 25 янв. 1958 г. рукоположен во диакона, 21 мая 1961 г.- во иерея. В 1964 г. направлен во Львовско-Тернопольскую епархию. Первоначально служил на приходе в с. Стрыевка Тернопольской обл., с 1968 г.- в г. Трускавец Львовской обл. 11 окт. 1977 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. лавре пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 окт. возведен в сан архимандрита, 23 окт. хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского, хиротонию возглавил Киевский митр. Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). 13 сент. 1989 г. еп. Иоанн отправлен за штат по состоянию здоровья. 20 окт. 1989 г. во Львове под рук. прот. Владимира Ярёмы состоялся «собор» группы укр. священнослужителей, объявивших о восстановлении Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Раскольники, не имевшие в своих рядах ни одного епископа, направили Б. предложение возглавить их группировку. 22 окт. Б. объявил об образовании «Украинской автокефальной апостольской церкви греко-украинского обряда» и, провозгласив себя ее «первоиерархом», совершил вместе с др. автокефалистами торжественное «богослужение» в Петропавловском храме Львова, за к-рым, поправ каноны, «рукоположил во диакона» Юрия Бойко. 30 окт. «первоиерархом» УАПЦ был провозглашен проживавший в США Мстислав (Скрыпник) , к-рый «возвел» Б. в сан «архиепископа» и поручил ему управлять своей паствой на Украине.

http://pravenc.ru/text/149635.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Елисеев Виталий Викторович; род. 1 нояб. 1961, г. Солонок, Венгрия), митр. Читинский и Петровск-Забайкальский. Из семьи военнослужащего. В 1978 г. окончил среднюю школу в пос. Кубинка Одинцовского района Московской области. В 1983 г. окончил Киевское высшее танковое инженерное училище. В 1983-1997 гг. проходил службу на различных должностях в Забайкальском военном округе. 15 дек. 1997 г. начал работу в Читинской епархии на должности личного секретаря управляющего епархией еп. Иннокентия (Васильева) . В 1998 г. окончил пастырские курсы при Читинском епархиальном управлении. 8 марта 1998 г в Воскресенском храме города Читы еп. Читинским и Забайкальским Иннокентием (Васильевым) рукоположен во диакона. 10 мая рукоположен во иерея. 11 мая 1998 г. назначен настоятелем Преображенского храма г. Читы. 15 сент. 1999 г. назначен благочинным Читинского округа, 6 нояб. 1999 г. назначен исполняющим обязанности секретаря Читинской епархии. 6 дек. 2001 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Постриг в Читинском Преображенском храме совершил еп. Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов). 12 июля 2002 г. назначен духовником священнослужителей и монашествующих Читинской епархии. 22 мая 2003 г. назначен войсковым священником Забайкальского казачьего войска. 6 апр. 2004 г. возведён в сан игумена. В 2004-2014 гг. исполнял послушание духовника православной гимназии им. свт. Иннокентия Иркутского. Участвовал в Поместном Соборе 27-29 января 2009 г. 4 мая 2009 г. назначен настоятелем Никольского храма пос. Агинское, Димитриевского храма пос. Ясногорск, Михаило-Архангельского храма пос. Новоорловск, Князе-Владимирского храма пос. Могойтуй, Никольского храма пос. Оловянная, Иоанно-Предтеченского храма с. Нижний Цасучей с окормлением всех приходов Агинского, Могойтуйского, Оловяннинского и Ононского р-нов Забайкальского края. С 25 окт. 2009 г. - член епархиального совета Читинской епархии. 24 авг. 2010 г. назначен благочинным Читинского округа Читинской и Краснокаменской епархии, наместником Успенского мужского монастыря пос. Молоковка, настоятелем прихода храма Преображения Господня г. Читы. 1 сент. 2010 г. назначен войсковым священником Забайкальского войскового казачьего общества, включён в состав коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством. Имеет звание войскового старшины ЗВКО. 1 дек. 2010 г. назначен ответственным за работу с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Читинской епархии. Проводил духовно-просветительскую работу среди воинов и казаков. С 2010 г. являлся членом Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю и Общественного совета при Управлении внутренних дел на транспорте по Забайкальскому краю.

http://pravenc.ru/text/2076753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБУГА Николай Петрович (род. 13.03.1951, г. Бахмач Черниговской обл., Украина), прот., ректор КДА, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) УПЦ. Род. в семье железнодорожника, в 1968 г. окончил среднюю школу в Бахмаче с серебряной медалью, в 1973 г.- фак-т романо-герм. филологии Черновицкого гос. ун-та, преподавал там же англ. и лат. языки. Призван на военную службу, с июля 1980 по февр. 1981 г. находился в составе контингента советских войск в Афганистане на офицерской должности. В 1981 г. переехал в Киев, занимался преподавательской и переводческой деятельностью. В сент. 1990 г. З. поступил на учебу в Киевскую ДС, окончил ее экстерном в 1992 г. по 1-му разряду как бакалавр богословия. Одновременно с сент. 1990 г. преподавал в семинарии укр., англ. и лат. языки. Состоял секретарем правления ДС. 28 июля 1992 г. рукоположен во диакона, 2 авг. того же года - во иерея митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . В июне 1993 г. возведен в сан протоиерея. С 1992 г. исполнял обязанности помощника инспектора, затем инспектора КДАиС. 19 окт. 1993 г. назначен исполняющим обязанности ректора КДАиС, 27 окт. 1994 г. утвержден в должности. В 1994 г. стал доцентом кафедры основного богословия КДА. Преподавал основное богословие, историю католицизма и протестантизма, историю экуменизма. 27 июня 1999 г. назначен на должность профессора, заведующего кафедрой. Ректорство З. пришлось на трагическое время расколов в Православии, экспансии униат. Церкви и распространения на Украине различных сект. З. приложил усилия, чтобы киевские духовные школы избежали влияния этих тенденций. За годы ректорства руководил большим количеством работ на соискание ученой степени кандидата богословия, дипломных работ. Являлся главным редактором «Трудов Киевской Духовной Академии» и ж. «Православний bichuk» , постоянным представителем Предстоятеля УПЦ во Всеукраинском совете Церквей, секретарем Учебного комитета при Свящ. Синоде УПЦ, членом Богословской комиссии при Свящ. Синоде, Ученого совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. С февр. 2003 г. возглавил укр. представительство ЦНЦ «Православная энциклопедия». Исполнял послушания духовника Киевского дворянского собрания, а также Казачьего войска Запорожского низового.

http://pravenc.ru/text/182411.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010