В полном единодушии с вышеуказанными светильниками Дальнего Востока слагалось духовно-просветительское русское дело и у их современников в Енисейской, Томской и Тобольской епархиях. В Тобольской была еще в 1870 г. учреждена Березовская викарная кафедра, на которой святительствовал Ефрем Рязанов, приостановивший раскольничью пропаганду среди тобольских иноверцев. B то же время в пределах Томской епархии возник Благовещенский монастырь в Алтайских горах, устроены по инициативе игумена Макария Невского для нужд Алтайской миссии начальником этой миссии архимандритом Владимиром Петровым. Преосвященный Владимир с 16 марта 1880 года был первым епископом на Бийской кафедре, учрежденной по ходатайству Томского архипастыря Петра Екатериновского и впоследствии – с 9 июля 1889 г. сделался его достойным преемником. Сподвижник епископа Владимира по Алтайской миссии игумен Макарий Невский снискал среди населения Алтая такую любовь, что был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести. А его духовные стихи знали там и до сих пор знают наизусть почти все дети. Этот неутомимый труженик 28 лет обогревал ниву православного просвещения на Алтае своею поэтическою душою, исполненною чувством глубокого благожелания. Он был преемником епископа Владимира на Бийско кафедре, а затем, после Исаака Положенского, – и на епархиальной Томской с 26 мая 1891 г., где до сей поры пользуется пламенною сыновнею привязанностью всего православного населения. После Владимира и Макария святительствовал на Бийской кафедре и руководил Алтайской миссией апостол киргизов Владимир Синьковский, передавший свою паству с 30 апреля 1894 г. епископу Мефодию Герасимову. Владыка Мефодий перед тем 12 лет состоял сподвижником упомянутых четырех архипастырей Томской епархии по Алтайской миссии, где прошел все степени священства и прославился как способнейший заведующий миссионерским катехизаторским училищем и как деятельный начальник всех миссий в Томской епархии. Если православное просвещение на дальневосточных окраинах имело против себя много искусственно созданных светскою нерассудительностью и сохранившихся до сих пор затруднений, описанных в статьях «Наши миссионерские задачи на Амуре» («Владив», 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В другой своей статье К. Хетагуров, давая высокую оценку деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» по насаждению в Осетии христианства и просвещения, снова возвращается к женской осетинской школе во Владикавказе. Она «оказала самое благотворное влияние на положение женщины в Осетии. Из стен этого заведения, одного из лучших светочей христианского просвещения среди горских племен Кавказа, вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц-матерей семейств и народных учительниц, в которых все сильней и сильней ощущается потребность для духовно-просветительного воспитания как мужского, так и женского сельского населения». «Владикавказская женская школа незаметно сделалась по требованиям и обстоятельствам времени женскою учительскою семинариею». Следует сказать, что художник и поэт К. Л. Хетагуров был довольно тесно связан со многими духовными учреждениями Владикавказской епархии. Об этом говорит не только ряд его статей, посвященных церковноприходским школам Осетии, женскому училищу во Владикавказе, Ардонской духовной семинарии. Как художник, он написал прекрасную икону Св. Нины, просветительницы Грузии. Ему принадлежит роспись Собора в Алагире и Осетинской горе Владикавказа. Являясь основоположником осетинской литературы, он заинтересовался переводом Евангелия на осетинский язык. В связи с пересмотром этого ранее сделанного перевода, он в 1901 г. представил занимавшейся этим комиссии доклад со своими соображениями на этот счет. Доклад он заканчивал «горячим пожеланием блестящего успеха на трудной, но плодотворной деятельности на народной ниве». К. Хетагуров выразил надежду, что с переизданием Евангелия раз навсегда будет установлен осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу несомненно даст возможность читать Священное писание бегло и удобопонятно». После преосвященного Иосифа значительный след в истории Владикавказской епархии оставил владыка Владимир (Синьковский), при котором епископская кафедра стала вполне самостоятельной, а архиерею было присвоено наименование Владикавказского и Моздокского. До своего назначения во Владикавказ преосвященный Владимир приобрел богатый миссионерский опыт, стоя во главе Алтайской и Киргизской миссий. По его инициативе была организована ежегодная переноска Кавказской святыни Моздокской иконы Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, пробуждая в осетинах чувство благоговения перед их древней святыней. Во Владикавказе, при новом соборе в честь Михаила Архангела, было основано Михаило-Архангельское миссионерское братство, ставившее задачей распространение христианства среди осетин и борьбу со старообрядчеством и сектантством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Григорий Угринович, 15. Виктор Дерманский. Михаил Тодорцев. Иван Павловский. Федор Харжевский. Егор Морозов. 20. Михаил Мочульский 1-й. Михаил Беззабава. Василий Заводовский. Алексей Бычковский. Феодор Гуковский. 25.Иван Любинский. Андрей Пасхалов. Николай Пухальский. Григорий Артасевич. Николай Кокошинский. 30. Владимир Жуковский. Иван Матковский. Прохор Левитский. Михаил Сорокин. ИванВоскресенский. 35. Михаил Мочульскийи 2-й. Николай Ивченко. Андрей Лосиевский. Агафангел Луговенко. Евфимий Березов. 40. Василий Слотвинский. Василий Васютинский. Филарет Синьковский. III. Василий Иващенко. Михаил Шарков. Петр Загоруйченко. Констан. Матковский (не причилен к разряду, не был на экзамене). Василий Гавеля (не причилен к разряду, не был на экзамене). Терентий Россиков (не причилен к разряду, не был на экзамене). Иностранцы: I. Петр Генчев. Христо Меленкович. Иван Гузелев. II. Димитрий Богитевич. Стефан Златьев. Христо Заховский. 1868/9 I. Илья Савинский. Мочульский Порфирий. Попельницкий Димитрий. Русаневич Василий. 5. Чехович Савва. Клопотов Николай. Афанасьев Иван. Белинский Димитрий. Добровольский Егор. 10. Мочульский Димитрий. II. Утулов Феодор. Волков Иларион. Пирожный Александр. Бабура Иван. 15. Брадучан Александр. Лфвнцкий Федот. Шеларь Феофан. Жадановский Лев. Карабинович Николай. 20.Смирнов Григорий. Жежеленко Николай. Карабинович Александр. Балдинский Василий. Жадановский Александр. 25. ВасютинскийВиктор. Загоруйченко Петр. Добровольский Николай. Диковский Константин. Говедарица Стефан. III. Шеларь Александр. Сербин Николай. 1870 I. Зубачевский Василий. Ханичковский Павел. Добрицкий Лев. Григорович Димитрий. 5. Здоров Георгий. Диаковский Иван. Луговенко Агафангел. Стратонов Владимир. Пивоваров Леонтий. 10. Кокошинский Николай. Ульяницкий Григорий. Петрушевский Василий. 13. Намичей-Швили Николай. 1871 I. Евгений Шпаковский. Михаил Зиоров. Василий Радионов. Иван Таранец. 5. Феодот Таранец. Михаил Вержбицкий. Симеон Грушевой. II. Евгевий Дуброва. Феодор Тимковский. 10. Игнатий Вергелесов. Яков Булгаков. Димитрий Коцюбинский. Исаак Похвалитов. Василий Михайловский . 15. Димитрий Петрушевский. Иван Синицкий. Яков Волошенко. Михаил Франкевич. Иларион Звелиндовский. 20. Василий Клопотовский. Юлиан Корчинский. Даниил Беликов. Яков Фомицкий. Петр Боцаренко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С преобразованием крепостей в городах вместо деревянных храмов строились соборы, открывались монастыри. Крупнейшим центром Православия стал г. Уральск, в 1751 г. там был построен Михаило-Архангельский собор. В 1855 г. в г. Акмолинске (ныне Астана) возведен Константино-Еленинский собор. К сер. XIX в. Уральская обл. стала центром распространения старообрядчества, но в 50-х гг. XIX в. большинство старообрядческих храмов и скитов перешли в единоверие. В это время в Юж. К. (Семиречье) возросло число рус. переселенцев из Зап. Сибири в связи с основанием в 1854 г. укрепления Верное. Первые в Семиречье правосл. приходы были открыты в станицах Копальская (в 1850) и Сергиопольская (в 1853). В 50-60-х гг. XIX в. в станицах и укреплениях на территории Юж. К. были открыты еще более 20 церквей. В 1871 г. учреждена Туркестанская епархия с центром в г. Верном. В 1908 г. в Самарской епархии было образовано Уральское вик-ство, в конце синодальной эпохи у него был статус полусамостоятельного единоверческого. Также до 1917 г. существовали Семипалатинское (с 1911), Акмолинское (с 1913), Петропавловское (с 1914) вик-ства в составе Омской епархии и Кустанайское (с 1914) вик-ство в составе Оренбургской епархии. Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Синоду о необходимости миссионерства среди казахов, к-рых до нач. XX в. называли киргизами. В 1881 г. Синод позволил образовать Киргизскую миссию как часть Алтайской, миссионером был назначен свящ. Филарет Синьковский (впосл. принял монашество с именем Владимир, в 1891 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии). Киргизская миссия была основана в 1881 г. в юрисдикции Томской епархии с непосредственным подчинением начальнику Алтайской миссии, имела свой центральный стан в г. Усть-Каменогорск, а с 1883 г.- в г. Семипалатинск. С 1895 г. миссия отделилась от Алтайской и перешла в ведение Омской епархии, распространив свою деятельность на ряд районов Семипалатинской и Акмолинской областей. С 1896 г. параллельно существовала Киргизская миссия Оренбургской епархии, охватывавшая Тургайскую обл., с центром в Актюбинске. Сотрудники миссии вели научную работу, переводили религ. лит-ру, занимались просветительской и благотворительной деятельностью. Часть коренного населения была обращена сотрудниками миссии в Православие. Миссия упразднена в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.». Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения. В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая. Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов.

http://sobory.ru/article/?object=58948

I Около трех лет тому назад исполнилось тридцать лет служения в священном сане одного из выдающихся по своей деятельности иерархов Русской Церкви, владыки-миссионера, преосвященнейшего Владимира, епископа Владикавказского и Моздокского. Незаметно прошел этот юбилей. Преосвященный юбиляр не пожелал быть предметом суетных мирских чествований. – и многознаменательные для него юбилейные дни были посвящены богоугодному делу освящения храмов Божиих, в самый день юбилей – во Владикавказской мужской гимназии, и 28 сентября – в Пятигорской прогимназии. Следуя завещанию Апостола языков ( Ebp. XIII. 1 ), припомним нетто из многотрудной и поучительной жизни одного из современных веропроповедников среди язычников и магометан нашего отечества. Преосвященный Владимир, в мире Филарет Синьковский, сын бедного священника Таврической губернии. По окончании курса наук в Херсонской Духовной Семинарии, он в том же 1867 г. 26 сентября был рукоположен во священника к Покровской церкви местечка Каховки Днепровского уезда Таврической епархии. Вскоре о. Филарет овдовел, и пробывши некоторое время вольнослушателем в Киевской Духовной Академии, решил посвятить свои силы на служение миссии. Согласно его прошению, Советом Православного Миссионерского Общества, по одобрительному отзыву епархиального преосвященного, о. Филарет был назначен миссионером в Алтайскую Духовную Миссию, куда и прибыл 19 октября 1875 г. «Тревожные думы, чувства робости и страха, сознание своего бессилия пришлось мне испытать при первоначальном вступлении моем в Алтайскую Духовную Миссию», – так говорит о начале своего служения на Алтае в своих миссионерских записках о . Филарет 203 . К этому присоединялись сердечные скорби об оставленном далеком родном юге, об отце и родных, о могиле жены, о близких сердцу людях и местах покинутой родины. Впереди была далекая Сибирь, Алтайские горы, дикая природа и люди, еще не верующие во Христа. «Ко мне явился молодой, полный здоровья и сил священник из Тавриды и, со слезами рассказывая об обстоятельствах своей жизни, просил назначить его куда-нибудь подальше, чтобы среди трудов благовестия язычникам и магометанам найти умиротворение скорбному духу», – так вспоминал о начале миссионерской деятельности о. Филарета Синьковского почивший Архипастырь Казанский Высокопреосвященный Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

157 Боголюбов Димитрий Иванович (17.02.186922.06.1953). Родился в семье псаломщика. 1894 – окончил МДА. Тамбовский епарх. миссионер (с 1898 – харьковский, с 1903 – петербургский). 1913 – инсп. Ставропольской ДС, 1914 – Воронежской. Член Собора 1917–1918 гг. как член Предсоборного Совета. В 1918 по представлению митр. Вениамина (Казанского) вновь назначен Петроградским епархиальным противосектантским миссионером. В 1922 рукоположен в иерея, служил в Москве. Назначен св. Тихоном в состав ВЦС (1924). После 1924 неоднократно арестовывался. В 1943 участвовал в возрождении духовных школ. Патр. Сергий хотел назначить его ректором Богословского института, но пред. Совета по делам религий Карпов воспротивился, сославшись на антисоветское выступление Боголюбова на Соборе 19171918 гг. Проф. истории раскола в Московском православном богословском институте, затем в МДА. Участвовал в Поместном Соборе (1945). 1947 – магистр богосл. 1951 – на пенсии, духовник ТСЛ (ПЭ V. 457458; Обзор I. 251). 160 Красножен Михаил Георгиевич (1860?). 1885 – окончил Московский университет, канд. богосл. 1889–1892 – работал в европейских архивах и библиотеках. 1892 – приват-доц. Московского университета. 1893 – экстраорд. проф. кафедры церковного права Юрьевского университета. 1895 – орд. проф. 1897 – участвовал в IV интернациональном старокатолическом конгрессе. 1901 – защитил в Казанском университете докторскую диссертацию (тема «Иноверцы на Руси»). Член Собора 19171918 гг. по избранию от Юрьевского университета. (Обзор I. 312). 165 Владимир (Сеньковский (Синьковский)); 18453.08.1917). В 1867 окончил Херсонскую ДС и рукоположен в иерея. Овдовев, был вольнослушателем КДА. В 1875 определен в Алтайскую миссию. В 1882 назначен первым миссионером во вновь учрежденную Киргизскую миссию (занималась проповедью христианства среди казахов-мусульман). 1891 – еп. Бийский, вик. Томской епархии и нач. Алтайской и Киргизской миссий. 1893 – еп. Владикавказский (с 1894 – Владикавказский и Моздокский). 1904 – еп. Кишиневский и Хотинский, 1908 – архиеп. Донской и Новочеркасский. Был активным миссионером, основал несколько учебных заведений, переводил на казахский язык (ПЭ VIII. 662663).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Подробнее... Крестовоздвиженский храм (Кисловодск) [ править править код ] В 1825 году казаки возвели небольшую церковь, в 1906 году была проведена ее реконструкция. В годы богоборческой власти храм был уничтожен. Новый Крестовоздвиженский храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Строительство завершилось в 1986 году, а торжественное освящение состоялось 4 октября 1987 года. Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Пешеходная, 30 Телефон: +7 (87937) 5-50-95 Электронная почта: krestvozdv@mail.ru Подробнее... Свято-Георгиевский храм (Греческое) [ править править код ] Храм был построен и освящен в 1909 году. В 30-е годы храм был закрыт. В помещении храма хранилось зерно, удобрения и ядохимикаты… В середине 90-х годов храм был вновь передан верующим и освящен. В настоящее время в храме завершены работы по реконструкции и реставрации. 16 ноября 2015 года в дар приходу великомученика Георгия Победоносца села Греческое афонский монах, архимандрит Давид передал частицу мощей великомученика Георгия Победоносца. Адрес : 357247, Ставропольский край, Минераловодский район, с.Греческое, ул.Мира, 55. Телефон: 8-928-633-10-85 . Электронная почта : info@hram-george.ru Подробнее... Свято-Благовещенский храм (Минеральные Воды) [ править править код ] Храм построен на месте сквера во дворе Музыкального колледжа им. В. И. Сафонова на том самом месте, где прежде находился храм в честь Покрова Божией Матери — первый в городе Минеральные Воды. Храм был сооружен «в воспоминание чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшей Семьи 17 октября 1888 года» (тогда близ Харькова произошла железнодорожная авария с участием царского поезда). Средства на строительство жертвовали, в основном служащие Владикавказской железной дороги. В феврале 1900 года храм был торжественно освящен Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Синьковским). В тот же день Архипастырь направил Императору Николаю II телеграмму, на которую государь ответил словами искренней благодарности. Новый храм стал тогда одним из самых больших и красивых на Кавказских Минеральных Водах, а его приход отличался активной приходской жизнью и многочисленностью.

http://azbyka.ru/palomnik/Ставропольский...

Церковь Казанской иконы Божией Матери и Православный реабилитационный центр (Бийск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм был построен в конце XIX века; в 2008 году при церкви был создан Православный реабилитационный центр. Содержание История [ править править код ] В западной части Бийска в 80-е годы XIX века было начато строительство архиерейского подворья. Монументальный архитектурный комплекс включал в себя архиерейский дом, катехизаторское училище, приходское училище и, конечно же, архиерейский собор — главный храм Алтайской духовной миссии, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери. Во второй половине XIX века в городе была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая, очевидно, и дала название этой части Бийска. По сей день старожилы называют этот район «Казанкой», а действующую здесь церковь - церковью на «Казанке», хотя сегодня храм носит имя святителя Димитрия Ростовского. Но о том, почему храм переименовали — чуть позже. Во время сильного пожара 1886 года деревянная церковь сгорела. И тогда было принято решение о строительстве нового, уже каменного храма, рассчитанного на века. Строили его на благотворительные пожертвования и на деньги, собранные крестьянами Алтайского округа. 8 ноября 1891 года новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери освятил Преосвященнейший Владимир (Синьковский), епископ Бийский. Это было монументальное по тем временам сооружение: площадь собора составляла 559,7 квадратных метра, высота — более 20 метров. Интерьер храма украсил великолепный — резной, в позолоте — иконостас, изготовленный в Бийской иконописной мастерской А.А. Борзенкова. Внутреннее убранство храма освещали роскошные люстры-паникадила... Главной святыней новопостроенного храма стала точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненная по заказу епископа Бийского Макария (Невского). Архивная запись свидетельствует о том, что в 1885 году копия иконы была готова и в том же году доставлена в Бийск выпускниками Казанской учительской семинарии — бывшими стипендиатами Алтайской миссии. Эта икона была спасена во время пожара 1886 года и заняла почетное место в новом храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

1901 г. настоятелем К. м. с возведением в сан игумена был назначен насельник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Геласий, который способствовал улучшению монашеской жизни: «...около него, как около центра, ютилась братия - им делал он назидания, указания; в нем всегда братия находила нравственную и материальную поддержку». В 1903 г. игум. Геласий был награжден золотым наперсным крестом. Одним из помощников настоятеля стал свящ. Иоанн Попов, к-рого еп. Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) командировал в Кизляр с целью упорядочить монастырский архив и составить летопись обители. 11 февр. 1906 г. игум. Геласий был убит в собственной квартире. Погребение настоятеля 14 февр. возглавил свящ. Василий Мокроусов ( Ляшевский. 1906. С. 238-239). По ходатайству еп. Владикавказского и Моздокского Гедеона (Покровского) указом Синода от 27 июня 1907 г. в должности настоятеля К. м. был утвержден иером. Иосиф. К нач. XX в. в К. м. проживали 17 монашествующих и 11 послушников, монастырь служил местом пребывания духовных лиц, отрешенных от места и посланных сюда «до исправления и раскаяния» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130. Л. 304; О переменах по службе. 1901. 7. С. 59). Храмы и другие постройки На территории К. м. находилась деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня, перенесенная в Кизляр в 1738 г. из крепости Св. Креста (Дагестан, на развилке р. Сулак и ее рукава р. Аграхань), упраздненной в 1735 г. по Гянджинскому договору России с Персией. В 1759 г. мон-рь посетил еп. Астраханский Мефодий, благословивший возведение каменного храма. В 1763 г. на месте разобранной деревянной Крестовоздвиженской ц. был заложен одноименный каменный храм с 2 приделами (Казанской иконы Божией Матери и арх. Михаила), который в 1764 г. был освящен еп. Мефодием. В 1827-1834 гг. был выстроен новый цоколь храма. В 1858 г. Крестовоздвиженский храм был разобран, и в 1862-1871 гг. при содействии еп. Игнатия возведен новый каменный собор. Деревянная монастырская ц.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010