В понедельник Светлой седмицы Святейшего пришли поздравить с праздником Пасхи председатель Совета по делам религий Ю. Н. Христораднов со своими заместителями. Секретарь протопресвитер Матфей отслужил краткий молебен и провозгласил многолетие. Дети воскресной школы пропели пасхальные песнопения и получили из рук Патриарха по красному яичку. Из архиереев на поздравлении в Синодальном зале Патриархии присутствовали митрополит Питирим и архиепископ Алексий. Всю неделю Патриархия оглашалась колокольным звоном и пасхальными песнопениями. Святейший таял на наших глазах. Консилиум врачей констатировал ослабление сердечной деятельности. Анализы были плохие. В одно из посещений врачей прозвучала откровенная фраза: «Патриарх живет только молитвой». Последние дни я старался подольше быть со Святейшим. Я видел, что ему приятно, когда рядом с ним находится кто-то. Иногда он брал меня за руку и крепко держал, боясь отпустить. Я уходил от него, когда уже видел, что он засыпает. Если меня не было рядом, то монахиня Зинаида и монахиня Ирина постоянно следили за состоянием Святейшего. Несмотря на большую слабость Патриарха, не было ни одного дня, когда бы он с нашей помощью не поднимался с постели и несколько часов, сколько позволяли силы, проводил в кресле. После неспешной трапезы Святейший мог наблюдать свежую зелень, распускающуюся под окном. Иногда к нему подходили архиереи, чтобы получить его благословение на труды и сказать ему несколько ласковых слов. Как правило, это был либо митрополит Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии, либо архиепископ Алексий, председатель Хозяйственного управления, работающий постоянно в соседнем здании и проявляющий особую сыновнюю заботу к престарелому Патриарху. Мне запомнился один из последних официальных приемов, если его таковым только можно назвать. Святейшего посетил новый епископ нашей Церкви владыка Филарет (Карагодин), бывший его иподиакон, много трудившийся в первые годы патриаршества. Он преподнес Святейшему скромную, но очень чтимую Патриархом «Касперовскую» икону Богоматери. Этот образ стоял на столике перед глазами Святейшего до самой его кончины. Видно было, что Святейшему очень приятно видеть своего бывшего иподиакона в архиерейском достоинстве. Улыбка озарила его лицо, и он даже сказал несколько ласковых слов молодому владыке. В выходной день, 1 мая, за завтраком я понял, что дни Святейшего сочтены. Уже около месяца я кормил его с ложечки преимущественно жидкой пищей. В этот день Святейший глотал с большим трудом, внезапно начинал кашлять. За весь день он смог проглотить несколько ложек бульона, аппетит полностью отсутствовал. На следующий день повторилось то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Последнее замечание является одним из основных положений представленного сочинения, написанного в неуклонно православном духе и свидетельствующего о широком богословском кругозоре автора. Оно показывает умение выявить существенное и изложить содержание в строгой системе и связности. Сочинение изложено ровным литературным языком, хотя несколько перегружено иноязычными терминами, и читается с интересом. По словам автора, «достоинство всякого труда заключается в его научном характере, новизне и актуальности проблематики» (с. 362). Все эти требования удовлетворяются в рассмотренном сочинении. И если к ним добавить необходимое для богословского труда условие его внутреннего, духовного воздействия, то и оно соблюдается в том, что перед читателем выявляется духовное величие Православия как центра Христианства и средоточия его спасительной силы, как благодатного наследия, обязывающего к его постижению и охранению. Вышеизложенное дает основание для утверждения представленной диссертации в качестве магистерской и для присвоения архиепископу ВЛАДИМИРУ (Сабодану) степени магистра богословия. Отзыв профессора, доктора К.Е. Скурата о магистерской диссертации профессора, архиепископа Дмитровского Владимира (Сабодана), ректора Московской духовной академии и семинарии, на тему: «Экклезиология в отечественном богословии» Представленная Владыкой Ректором диссертация состоит из предисловия, четырех глав, заключения и списка литературы. Всего 491 страница машинописного текста. Перед нами труд, оценить который по достоинству нелегко, ибо он затрагивает самую широкую – многоплановую тематику и проникает в самые глубины богословской мысли прошлого и настоящего. Автор правильно полагает в построение своей работы в качестве основного методологического начала принцип раскрытия экклезиологии в последовательной исторической перспективе – от крещения Руси до наших дней. Такой метод исследования потребовал много усердия и большой затраты усилий, но он привел к полнейшему изложению науки о Церкви русского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру Виктор Маркианович Сабодан) (23.11.1935 – 05.07.2014), предстоятель Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Родился в крестьянской семье в Хмельницкой области. В 1954 году поступил в Одесскую духовную семинарию (ОДС); в 1958 году – в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия. По окончании Академии преподавал в ОДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 года рукоположён во диакона, на следующий день – во иерея, 26 августа пострижен в монашество. В 1965 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии, назначен ректором ОДС, возведен в сан архимандрита. В 1966 году назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. 9 июля 1966 в Троице-Сергиевой лавре рукоположен в епископа, назначен епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. Возглавлял разные епархии, а в 1992 году Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви. Все годы предстоятельства митрополит Владимир оставался одним из наиболее авторитетных людей не только в церковной среде, но и во всей Украине. Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (25.01.1928 – 07.07.2014) – советский и грузинский политический и государственный деятель, министр иностранных дел СССР (1985-1990), президент Грузии (1995-2003) Сам Шеварднадзе в 2006 году так говорил о своей деятельности на посту министра иностранных дел: «Что было сделано за шесть лет, в течение которых я был министром иностранных дел. О том, что удалось сделать – не только мне, но и Горбачеву. Именно тогда закончилась „холодная война“. Ведь никто не ожидал, что это произойдет. Мне и моим друзьям удалось урегулировать натянутые отношения между СССР и США. Именно тогда, когда я был главой МИД, состоялись объединение Германии, освобождение Восточной Европы, вывод войск из Афганистана… Это мало или много? Думаю, довольно много. Я не говорю, что это я очень талантливый, что именно я сумел все это сделать. Просто СССР и США к тому моменту оказались готовы подумать о новых отношениях».

http://pravmir.ru/2014-poteri-goda/

«Я из Кремля…» – и не успела испугаться, как милиционер стал на вытяжку Милиционер тоже стоит рядом, как с важным гостем, и не знает, что делать. – Вам не жарко? – вдруг поинтересовался. – Жарко, – отвечаю. Он мне тогда еще и воды сходил принес. А владыка на все это смотрит. Но вот молебен уже заканчивается, я тогда уж сама попросила милиционера: – Проводи меня. Так он меня до самого метро и провел, и даже завел в него бесплатно. Доехала я до Пролетарки, иду спокойно, подхожу уже к святым вратам Новоспасского, как вдруг… Знакомая машина, и так медленно оконное стекло опускается вниз. Владыка мне кулак показал, а я ему улыбнулась. Так и жили. Он все про преодоление себя говорил – в аскетическом плане это важно. Но когда мы с ним в последний раз прощались, понимая, что в этой жизни больше не увидимся, сказал: – Оставайся такой, какая ты есть. Рейтинг: 10 Голосов: 671 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Тогда еще отец Анатолий Фролов ждал на постриг приезда своего духовного отца – схиархимандрита Григория (Давыдова) с Белгородчины, но тот почему-то все не появлялся. Постригавший владыка-ректор МДА, тогда архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан), не стал дальше ждать и сказал привести первого попавшегося отца – им оказался архимандрит Иннокентий (Просвирнин). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии протоиерей Александр Рацун. 3 сентября 2021, 18:58 Как хорошо, когда есть духовный руководитель...И поругает, и направит, и помолится...Все слава Богу.... Елена О. 3 сентября 2021, 12:32 Ольга 3 сентября 2021, 08:02 Другие времена, другие законы (житейские). Ничего не хотел сказать фотограф, он просто фиксировал ситуацию. Редакция, возможно, что-то хочет сказать. Ольга 3 сентября 2021, 08:02 Никогда не понимала и не понимаю, зачем фотографировать причащающегося человека. И наверняка без его согласия на это. Даже если это Таинство совершает патриарх, для чего это нужно? Что хотел сказать этим фотограф? Можно найти немало других ракурсов для запечатления Святейшего. Если священники/епископы это благословляют, хотят ли они, чтобы их снимали в момент принятия Святых Христовых Таин?

http://pravoslavie.ru/141523.html

«Каждый имеет свои – неповторимые – отношения с Богом» Митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан) Так случилось, что с митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) мы встретились в первый день Великого поста. Вместе с солнечной погодой и уютной обстановкой его рабочего кабинета это умиротворяло и заставляло с надеждой смотреть в будущее. Несмотря на тревоги, вызванные последними событиями в Украинской Православной Церкви (УПЦ). В последнее время предстоятель УПЦ все чаще попадает под огонь критики со стороны «своих». Околоцерковные братства и СМИ критикуют едва ли не каждый шаг митрополита Владимира. Чуть ли не каждое его слово становится поводом для протестов «возмущенной православной общественности». Под ее огонь попали даже «протокольная» встреча предстоятеля УПЦ с послом США в Украине В. Тейлором и интервью радио «Свобода». Страсти накаляются «непроверенными сообщениями» о якобы сожженных посланиях митрополита в приходах, сборах подписей «несогласных» с политикой митрополии и т. д. Что в общем производит довольно тревожное впечатление нестабильности внутри Украинской Церкви. Впрочем, из текстов возмущенных критиков мало что можно понять. Во встрече с американским послом их, похоже, больше всего возмущает то, что посол – американец. А в целом критики готовы «бить по рукам» даже за робкие попытки преодоления разделенности украинского Православия. – Ваше Блаженство, последнее время активнее стали обсуждать возможность появления в Украине Поместной Церкви и участии в этом Вселенского патриарха. И если раньше речь шла о статусе УПЦ КП и УАПЦ, то теперь говорят о Церкви, которую возглавляете вы. Ведется ли диалог между Москвой и Константинополем по этому вопросу? – Диалог между православными Церквами никогда не прекращался. На многочисленных встречах и форумах они совместно ищут ответы на нынешние вызовы мира сего. Но среди горячих вопросов, которые волнуют сегодня православное сообщество, проблема статуса УПЦ не занимает какого-либо заметного места. Статус Украинской Православной Церкви – это внутренне дело Украинской Православной Церкви. И никто ни с кем не ведет об этом диалога.

http://pravoslavie.ru/5003.html

Это освящение и обожение людей совершается через теснейшее соединение Божества с человеком в святой любви. Такое освящение и обожение людей возможны только в Церкви. Вне Церкви, в естественном состоянии, без благодати Святого Духа столь внутренняя и высокая любовь не может быть достигнута. При высшем проявлении естественной любви, в экстазе любви, человек как бы выходит из себя и погружается в Бога. При этом очень редком и кратковременном состоянии, которое представляет почти неосуществимый идеал любви, единение остается все-таки более внешним, нежели внутренним. Здесь имеет место скорее подчинение низшего высшему, чем их подлинное единство. Только о сыне Церкви можно сказать: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Бог непосредственно наполняет душу верующего полнотой Своей благости, а душа, наполняемая ею, обожается. Бог вполне внедряется в душу, так что Он весь ей принадлежит, а душа вследствие этого всецело предается Богу и настолько принадлежит Ему, что живет непосредственно только Им, в Нем и для Него. Истинная и высочайшая любовь та, при которой любящий, возвышаясь над своей собственной природой, воспринимает от любимого, т.е. Бога, новую жизнь и существует более в Нем, чем в самом себе, действует более через Него и для Него, нежели чрез себя и для себя, даже себя самого любит только в той мере, насколько принадлежит Богу. «В естественном состоянии хоть человек и может любить Бога более самого себя, однако он любит Бога ради себя самого, любит Его как первопричину своего бытия и своей жизни, так что ближайшим предметом любви его все-таки бывает он сам. Напротив, для истинного члена Церкви Бог есть не только высочайший, но и первый и ближайший предмет любви. Он любит самого себя только ради Бога, любит себя как то, что принадлежит Богу, что есть детище Божие, он любит себя не как естественного человека, а как благодатного сына Божия... Он любит Бога более всего, более самого себя» 208 . От такой вышеестественной любви не могут отторгнуть его «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» ( Рим.8:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Он же писал ей письма. Около Тони собирались все соборные персонажи, она разворачивала короткое письмо и зачитывала вслух. Там были какие-то очень теплые слова, всего несколько строк, а посредником в этой переписке был митрополит Владимир (Сабодан). Мы-то не знали Патриарха Пимена, но это был, как нам казалось, «пастырь навсегда». А Тоня и Дуся оставались до самой смерти на своем боевом посту, у панихидного стола. Дневник памяти Память — самое удивительное, что Господь подарил человеку. Совершенно особый феномен — детские воспоминания, хранящие мельчайшие детали нашей жизни. Иногда по истечении времени многие из них куда-то испаряются, но позже возвращаются вновь. Мое детство и молодость ничем особенно не отличались от жизни многих моих ровесников. Каждый новый день дарил новые эмоции, впечатления и интересные знакомства. Особая глава жизни — это студенчество: ты ищешь свой путь, мчишься навстречу ветру перемен, не оглядываясь назад, чтобы не упустить то, что уготовила судьба. В юности мы словно киты, пропускающие через себя тонны воды. Только это не вода, а события и ощущения, коих бесконечно много. Позже приходит осознание того, что лишь небольшой процент всего происходящего с нами оказывается полезным и жизненно необходимым. Со временем в голове возникают робкие вопросы, вначале они ненавязчивы, и поэтому нет необходимости искать на них ответы. Но однажды — правда, у всех по-разному — наступает момент переоценки ценностей, когда ты поднимаешься на новый виток своей жизненной спирали. Вот тогда-то память и начинает хаотично воспроизводить картины давно минувших лет. Лично у меня это случилось примерно в 40 лет. По долгу своего служения я нередко совершаю панихиды на кладбищах и встречаю там все больше и больше могил знакомых людей. В такие моменты особенно остро задумываешься о жизни и обо всем происходящем. В один из вечеров, во время богослужения в храме, я вспомнил мальчика Гришу из школьного детства. Мне это воспоминание показалось странным, ведь за все прошедшие годы я ни разу не думал о нем. Гриша имел немало проблем со здоровьем и физических дефектов, которые были заметны окружающим, но, несмотря на это, он учился в обычной школе. Плохая координация движений, нелепая походка, сбивчивая речь, слабое зрение доставляли ему немало огорчений, и другие дети, его сверстники, нередко подтрунивали над ним. Хотя детей и принято называть «цветами жизни», порой эти цветы бывают довольно ядовитыми. Я вспомнил, как Гриша тянулся ко мне, как мы поехали в школьный лагерь…

http://azbyka.ru/fiction/melodija-dlja-b...

На последнем курсе Духовной академии нужно определяться: либо ты идешь в белое духовенство, либо в черное. Чтобы стать священником, нужно срочно жениться. Среди семинаристов началась эпидемия свадеб. Сергея, как самого бойкого и артистичного, постоянно звали тамадой. Он переженил всех своих друзей, но сам решения не поменял. Когда после пострига его рукополагали в дьяконы, кто-то из друзей заметил: «Дьякон в переводе с греческого — служитель. Его задача — делать службу красивой и запоминающейся, взывать к молящимся, оглашать главы из Евангелия. То есть теперь ты, Серега, будешь у нас тем же тамадой — только в храме». Раскол Слева направо: митрополит Владимир (Сабодан), митрополит Филарет (Динисенко), Сергий Писанюк      В 1991 году Сергей испытал серьезное потрясение — церковный раскол на Украине. Это событие он переживал как личную трагедию. Дело в том, что в Киеве Писанюк служил иподьяконом при митрополите Филарете (Денисенко), будущем самопровозглашенном патриархе УПЦ КП. Владыка Филарет был сильным проповедником, мудрым духовным наставником — он очень помог подростку укрепиться в вере, сыграл решающую роль в выборе его пути. Падение архиерея казалось невероятным. Для Сергея оно стало знаком того, что на его собственном поприще романтический период закончен. Враг показал свою силу, и эта сила чудовищна. Первые серьезные искушения не заставили себя ждать. В России началась компания против митрополита Филарета, среди семинаристов собирали подписи под требованием о лишении его сана и предании анафеме. Безусловно, осуждая уход в раскол своего бывшего учителя, Сергей Писанюк поступил исключительно по-христиански — он не стал ничего подписывать и на протяжении всей своей жизни никогда не позволял себе плохих слов в адрес бывшего учителя. Вместе с тем он не поддался и другому соблазну: вернуться на родину, примкнуть к раскольничьей церкви, где в ту пору с радостью привечали людей любых званий, и сделать там молниеносную карьеру. Устоял Сергей даже тогда, когда стало ясно, что в Русской православной церкви у людей из бывшего окружения Филарета с карьерой могут быть проблемы. Писать кандидатскую диссертацию в академии ему не разрешили, и были основания полагать, что это результат его «особой позиции». А кандидатская — это по сути дела пропуск в мир больших должностей и званий. Но будущий отец Алексий не сильно переживал по этому поводу. Его вполне устраивал греческий перевод слова дьякон.

http://pravoslavie.ru/80380.html

Есть любовь естественная, и есть любовь вышеестественная. Любовь есть особый род познания, дающий откровение личности познаваемого, обнаруживающий богозданную красоту личности. Эта естественная любовь есть первоначальная основа, на которую, после долгого подвига очищения и жизни в этой любви, накладывается, как дар свыше, любовь благодатная. На высших ступенях своего развития уже любовь естественная снимает, хотя и предварительно, и неполно, грани самообособления – причины внутреннего одиночества и дает, в какой-то мере, почувствовать свое единосущие с Другом, дает предварительное знание Истины. Одухотворенная христианская любовь выражается, применительно к греческому языку, двумя словами: любовь агапическая и любовь филическая. Агапическая любовь наиболее полно находит себе воплощение в вечерях любви, агапах, которые совершались в первохристианской экклесии и завершались совместным вкушением Тела и Крови Господней, а также в монашеском общежитии, киновии, с каждодневным ношением братиями тягот друг друга. Агапическая любовь создает вселенское братство. Параллельно агапической любви и совместно с ней существует любовь филическая. Она создает уединенное дружество, пару друзей. Высшее проявление ее – сакраментальный обряд братотворения, побратимства, завершавшийся совкушением святой Евхаристии и делавший побратимов неразрывно до конца со-подвижниками, даже до со-мученичества. Если брать евангельские образы той и другой любви, то филическая любовь есть «закваска», положенная женщиной в три меры муки. Без закваски нет брожения, движения и творчества, пафоса жизни. Любовь агапическая есть «соль», предохраняющая от разложения, гнилости. Без этой «соли» нет чистоты, неповрежденности всего уклада совместной, общинной жизни. Братская, агапическая община христиан должна иметь филическую, дружественную структуру. Характерными чертами в отношении всех членов такой общины к ее центру и во взаимном их общении являются, с одной стороны, строгий иерархизм, а с другой стороны, – жертвенный филархизм. «Подобно кристаллу, община не дробится на аморфные, не-кристаллизованные, омиомерные части. Предел дробления – не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому, как такой молекулой языческой общины была семья. Это – новая антиномия, антиномия личности-двоицы. С одной стороны, отдельная личность – все; но, с другой, она – нечто лишь там, где – «двое или трое». «Двое или трое» есть нечто качественно-высшее, нежели «один», хотя именно христианство же создало идею абсолютной ценности отдельной личности» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Такая неразлучная дружба и тесная любовь двоицы-единицы через самоумаление каждого, через несение креста Друга своего одинаково обогащает каждую личность всеми богатствами личности другого, делает их Полнотой. Такое взаимное проникновение личностей, такое целокупное житие, когда все, до мелочей, – вместе, не есть изначальная данность дружбы, а составляет задачу и непокоренную вершину собственно человеческой стихии церковности. Пронизанные конкретным жизненным единством, личности в дружбе, вместе с тем, сохраняют индивидуальность дружеского союза, а в отношении друг к другу – каждая свое, несводимое к этому другому, своеобразие. Тогда возникает вопрос, какая же сила обеспечивает неслиянность этих разнообразных явлений? Наряду с любовью – силой объединяющей, центростремительной, должна быть сила центробежная, ставящая предел расплывчатости и безличности. Эта сила – ревность. Что есть ревность? Ревность есть желание оградить и утвердить единственность избранного, любимого. Непостижимым актом избрания, выделения личность избранного делается для избирающего его единственной, обособленной ото всех, «царственной невестой». «Чего же теперь хочет избравшее «я»? Только одного – любви своей. «Я» утверждает акт любви своей как вечный по ценности и, значит, требует его пребываемости, его неотменности. Это внутреннее утверждение выражает себя как рвение, или ревность воплотить во времени свой вечный акт избрания любимого «ты». «Я» желает, чтобы «ты» не мешало ему в его любви, т.е. чтобы оно в отношении к нему действительно было «ты». Пусть любимое «ты» ведет себя, как единственное; пусть не сходит со своего пьедестала выделенности, обособленности, избранничества. Это ничего, если избранное «ты» будет самым заурядным в толпе и для толпы. Но для «я», для избравшего, оно должно быть именно «ты» и – ничем, кроме как «ты»: иначе невозможна самая любовь, иначе не может воплотиться во времени самый акт избрания. Иначе «время» любви не будет «подвижным образом вечности» избрания. «Ты», в отношении «я», должно и вести себя как «ты», а не как один из многих, – должно быть в венце царском, а не в ночном колпаке» 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010