Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир ЖМП 11 ноябрь 2010 /  5 июля 2014 г. Преставился ко Господу Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) После продолжительной болезни 5 июля 2014 года на 79-ом году жизни скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В память о митрополите Владимире Журнал Московской Патриархии предлагает читателям воспоминания блаженнейшего о своей жизни и служении Церкви.   Детство   Будущий митрополит родился в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в благочестивой христианской семье Маркиана и Феодосии Сабодан четвертым сыном. Малыша крестили с именем Виктор тайно на дому в селе Головчинцы, где жил священник и несколько стареньких монахинь закрытого Головчинецкого Спасо­Преображенского монастыря. Детство Виктора пришлось на годы гонений и войны. «Помню, как часто мать с горькими слезами на глазах вспоминала 1932–1933 годы, — рассказывает митрополит Владимир. — Тогда родился мой младший брат. На какие-то старинные серебряные ложки мама выменяла бутылку зерна. Это давало возможность спасти ребенка от голодной смерти. Но вот в дом ворвались с обыском три красноармейца. Не найдя ничего, кроме вопиющей бедности, они схватили малыша за ногу, выбросили его из колыбели и забрали зерно, которое мать прятала под головой ребенка». Во время войны немцами в остарбайтеры были увезены два старших брата, один из которых, Михаил, погиб в угольной шахте, а другой, Алексей, чудом избежав расстрела «за вредительство», после службы в Советской армии в 1947 году вернулся в родное село. Третий сын, Степан, на три года старше Виктора. Так сложилось, что Степан занимался дворовым хозяйством, а Виктор мыл посуду, убирал в доме, подбеливал печь, каждую субботу освежал глиняный пол.  «Дома родители воспитывали нас в религиозном духе, мы соблюдали посты. Что очень памятно, мы все молились, когда были еще вместе», — рассказывает Блаженнейший владыка о своем детстве.

http://e-vestnik.ru/church/prestavilsya_...

Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир отошел ко Господу Блаженнейший Митрополит Владимир был известен как проповедник, богослов, духовный писатель. 5 июля, 2014 Блаженнейший Митрополит Владимир был известен как проповедник, богослов, духовный писатель. Утром 5 июля в Киеве на 79-м году жизни после длительной тяжелой болезни скончался глава Украинской православной церкви Московского патриархата Митрополит Владимир (Сабодан). 5 июля отошел ко Господу Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, — сообщает Пресс-служба Украинской Православной Церкви . Накануне, 4 июля, был обнародован итог консилиума врачей Его Блаженства, в котором отмечалось о тяжелом состоянии здоровья Архипастыря. На утро следующего дня, в 5:50, жизнь Блаженнейшего Митрополита Владимира оборвалась. Дата и место прощания с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром будут объявлены позже. По предварительной информации, те ло митрополита доставят 6 июля в один из соборов Киево-Печерской Лавры. Обязанности предстоятеля УПЦ МП исполняет местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Вечная память Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан Виктор Маркиянович) родился 23.11.1935 в с. Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье. С 9 лет нес послушание при Свято-Архангело-Михайловском храме родного села. По окончании Меджибожской средней школы учился в Одесской духовной семинарии (1954 -1958).В 1958 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1962 году со степенью кандидата богословия за научную работу «Христос Спаситель — Начальник мира». Преподавал в Одесской духовной семинарии, выполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимая должность секретаря Одесского епархиального управления.14 июня 1962 г. митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил в сан диакона, 15 июня — в сан иерея, 26 августа отец Виктор был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира.

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > " В родительском доме всегда теплилась лампада... " Беседа с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром 21.08.2007 468 Время на чтение 6 минут Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) Митрополит Владимир был возведен на древнюю Киевскую кафедру в мае 1992 года. За эти 15 лет украинскому обществу открылись многие дарования православного пастыря - богослова, публициста, поэта, философа. Но, пожалуй, прежде всего многомиллионная паства Украины почитает в митрополите Владимире его духовную одаренность, соприкосновенность к тайнам небесного мира, в котором особое место занимает Пресвятая Богородица. В этом выразилась особенность сознания украинского народа. Выходец из крестьянской семьи на Хмельничине, Виктор Сабодан (мирское имя владыки) с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отразился в сотнях изводов икон. За почти 50 лет церковного служения у митрополита Владимира собралась уникальная коллекция икон, раритетной церковной утвари, богатая библиотека. Сам митрополит вспоминал, как в студенчестве он с однокурсниками " охотился " за дореволюционной богословской литературой, часто пропадавшей в чердачной пыли старых одесских домов и время от времени появлявшейся на барахолке Привоза. Позднее владыке Владимиру иконы и книги дарили, и если бы все подаренное он оставлял у себя, потребовался бы, наверное, не один зал для их хранения. Как правило, митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогую с ювелирной точки зрения, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (таковой имеется и при Московских духовных школах, где владыка, тогда архиепископ Владимир, 10 лет был ректором), а также церковным лицам или высокопоставленным государственным особам. Не все знают, например, что владыка много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, вел многолетнюю переписку с видными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем, как известный художник преподнес митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре владыка передал их в один из детских домов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Щипков: единство РПЦ сохранится и после смерти митрополита Владимира РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104657.html 05 июля 2014 Щипков: единство РПЦ сохранится и после смерти митрополита Владимира Источник:  http://ria.ru/religion/20140705/1014834807.html РИА Новости Эксперт в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков уверен, что внутрицерковное единство, несмотря на общественно-политическую ситуацию на Украине, сохранится и в будущем, после смерти митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Владимир и патриарх Алексий По его оценке, митрополит Владимир был " человеком старой церковной школы и носителем абсолютного церковного сознания, которое органично совмещалось с его ярко выраженным украинским патриотизмом " . " И это его церковное сознание позволило ему, несмотря на его немощи, – известно, что он очень сильно и давно болел – противостоять той националистической составляющей, которая, безусловно, существует и в Украинской православной церкви Московского патриархата, противостоять невероятному давлению со стороны этих сил, которые были направлены на отделение, раскол, сепарацию " , – отметил эксперт. В каком-то смысле, считает он, митрополита Владимира можно сравнить с покойным патриархом Алексием II, бывшим предстоятелем РПЦ с 1990 по 2008 годы и сделавшим в непростое время распада СССР и образования новых независимых государств очень многое для сохранения церковного единства.

http://religare.ru/2_104657_1_21.html

митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

митрополит Владимир (Сабодан) Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени магистра богословия Содержание Отзыв профессора В.Д. Сарычева о магистерской диссертации ректора Московских духовных академии и семинарии, профессора, архиепископа Дмитровского Владимира на тему: «Экклезиология в отечественном богословии» Отзыв профессора, доктора К.Е. Скурата о магистерской диссертации профессора, архиепископа Дмитровского Владимира (Сабодана), ректора Московской духовной академии и семинарии, на тему: «Экклезиология в отечественном богословии» Предисловие Глава I. Представление о Церкви на Руси от принятия христианства до начала школьного богословия Глава II. Учение о Церкви богословов XVII-XVIII веков Глава III. Богословие о Церкви в XIX веке 1. Основание Церкви на земле 2. О составе Церкви Христовой 3. Жизнь Церкви на земле 4. О членах Церкви главных, или иерархии 5. Жизнь Церкви, рассматриваемая с внутренней стороны 6. О свойствах Церкви Глава IV. Православная русская экклезиология в XX веке Заключение Источники Литература Иностранная литература     Научный труд Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) посвяшен экклезиологии, или учению о Церкви, в отечественном богословии XVII-XX веков. Вопрос о Церкви, ее сущности, основных принципах бытия и ее жизненном значении особенно актуален в наши дни, когда, с одной стороны, все более углубляется процесс секуляризации общества, а с другой, Церковь – мистическое тело Христово – страдает от ересей, внутренних нестроений, расколов и межконфессиональных конфликтов. Книга предназначена для богословов, преподавателей и учащихся духовных академий, а также для всех, кто интересуется вопросами существования Церкви в современном мире. Труд всегда приносит человеку удовлетворение и является творчеством, в котором человек оставляет часть своей души. Но если это труд богословский, он носит еще печать религиозного творчества. В этом отношении всякий богословский труд не может быть отделен от общего потока религиозной жизни или ему противопоставлен, потому что Один и Тот же Дух, живущий в Церкви, научает ее членов всему, что служит к всеобщему назиданию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

митрополит Владимир (Сабодан) Глава IV. Православная русская экклезиология в XX веке Вл. Соловьев скончался в июле 1900 г., на рубеже двух веков. Его религиозно-философское творчество было одной из последних духовных вершин XIX века, и вместе с тем оно было окном, из которого веял ветер грядущего. XX век сразу обнаружил свое лицо, новое и непохожее на лицо предыдущего века. А. Блок в речи, посвященной Вл. Соловьеву, сказал, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, и что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий 285 . Все были в томлении, все ожидали каких-то необыкновенных событий и больших перемен. Все чувствовали, что старая Россия кончается и начинается новая, еще неизвестная. Поэт-символист А. Белый со свойственной ему профетической чуткостью говорил об этой всеобщей напряженности, в которой тогда виделись новые зори, ждали восхода солнца грядущего дня. «Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также и ожидание грядущей революции» 286 . Трагизм и неустроенность жизни переживались особенно остро, проблематика мысли усложнилась чрезвычайно, в нее вошли новые, неслыханные доселе элементы. Новые веяния охватили русские души. Был пережит невиданный прежде творческий подъем. «Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Много дарований было дано русским людям начала века. То была эпоха исключительно талантливая, блестящая. Был пережит настоящий культурный, эстетический и отчасти религиозный ренессанс» 287 . В атмосфере, когда Россия, и мир вместе с ней, вот-вот готова была сорваться со своей тысячелетней исторической орбиты и унестись в неизведанное, когда все было так неустойчиво и изменчиво, когда стало ясно осознаваться, что все происходящее носит необратимый характер, – так понятно было желание мятущихся душ обрести и опереться на что-то незыблемое, устойчивое. Церковь есть столп и утверждение истины, церковность – опора и смысл жизни – так ответил на запросы современников великий русский богослов о. Павел Флоренский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

митрополит Владимир (Сабодан) Глава I. Представление о Церкви на Руси от принятия христианства до начала школьного богословия Всякого, кто интересуется историей отечественной богословской мысли, с первого взгляда поражает отсутствие почти до половины XVII века, в отличие от Византии и Запада, оригинальных русских научных богословских трактатов и исследований догматического характера вообще и о Церкви в частности. Это отсутствие письменных богословских трудов породило на Западе, а под его влиянием отчасти и в самой Руси, мнение о застое или неразвитости русской богословской мысли, о религиозной дремоте и невежестве. Философ и историк Густав Шпет, например, характеризует всю допетровскую эпоху, как время «душного тумана всеобщего невегласия» 26 . Неосновательность такого мнения очевидна. Богословие, в широком смысле, есть функция Церкви. Поскольку Церковь на Руси существовала, то было и богословие, правда, не в словесных, а в иных формах. Негативное же восприятие Западом нашей истории объясняется, во-первых, особенностями самого западного метода мышления, пронизанного формально-схоластическим духом, слишком рационалистическим подходом к таинственно-глубокой религиозной теме, и, во-вторых, отсутствием должного проникновенно-любовного внимания к другим сторонам религиозной жизни русского народа. Дело не в отсталости или запоздалости нашего богословского развития. Ведь первый опыт переживания и осмысления Церкви был осуществлен русскими людьми еще на заре принятия христианства. Испытав через своих посланников все веры, русский человек только в православном храме, в молитвенном единении всех верующих во Христа почувствовал истинность новой религиозной жизни. В церкви он прикоснулся сердцем к небесной красоте и изведал сладость богообщения. «И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусил сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

митрополит Владимир (Сабодан) Иностранная литература 1 . Alexis (Van der Mensbrügghe). L’Eglise comme domaine de la seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe. Messager de l’Exarchat n. 38/39. Алексий (Ван дер Менсбрюгге). Церковь как сфера господства Христа с православной точки зрения. 2 . Asmussen H.-Brandenburg A., Wege zur Einheit, Osnabrück, 1960. Асмуссен Г.-Бранденбург A. Пути к единству. 3 . Aulen G. Ein Buch von der Kirche, Göttingen, 1951. Аулен Г. Книга о Церкви. 4 . Balthasar H. U., Sponsa Verbi, Einsiedeln, 1961. Бальтазар. Невеста Слова. 5 . Barauna G., Uber die Kirche. Bd I-II, Freiburg, 1966. Барауна Г. О Церкви. 6 . Baum G., That they May Be One, London, 1958. Баум Г. Да будут едино. 7 . Beckmann J., Steck K.G., Viering F., Von Einheit und Wesen der Kirche, Göttingen, 1960. Бекманн И., Стек К.Г., Виринг Ф. О единстве и сущности Церкви. 8 . Boegner М.Р., Le probleme de l’unite chretienne, 1946. Бёгнер М.П. Проблема христианского единства. 9 . Bonhoeffer D., Sanctorum communio, München, 1960; Auflage, 1930. Бонхоффер Д. Общение святых. 10 . Brandreth H.R.T., Unity and Reunion; a Bibliography, Toronto, 1948. Брандрет. Единство и воссоединение. 11 . Broutin P., Mysteriun ecclesiae. Paris, 1947. Брутен П. Таинство Церкви. 12 . Brunner E., Das Missverständnis der Kirche. Zürich, 1951. Бруннер E. Искаженное понимание Церкви. 13 . Brunner P., Pro Ecclesia I. Berlin – Hamburg, 1962, 213–224. Бруннер П. В защиту Церкви. 14 . Butler B.C., The Idea of the Church. Baltimore – London, 1962. Бутлер В.К. Идея Церкви. 15 . Caper J., Um die Einheit der Kirche. Wien, 1940. Каспер И. К вопросу о единстве Церкви. 16 . Chamberas P.A., Some aspects of the ecclesiology of father Georges Vasilievich Florovsky in the heritage of the early Church OCA 195. Roma, 1973, p.421–436. Шамбера П.А. Некоторые аспекты экклезиологии о. Георгия Васильевича Флоровского, в наследие нашей Церкви. 17 . Champion L.G. The Church of the NT. London, 1951. Чампион Л.Г. Церковь Нового Завета. 18 . Cioffari G.O.P. La sobornost nella teologia russia. Bari, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

митрополит Владимир (Сабодан) Литература 1 . Антоний, архим. Догматы богословия. СПб., 1857. 2 . Антоний (Храповицкий) , митр. Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917. 3 . Он же. Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов-греко-католиков. Ужгород, 1922. 4 . Антоний, митр. Сурожский. О Церкви. (Катихизическая беседа). «ЖМП», 1967, 5 . Апостол Петр и Римский епископ. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып. 10, 1955. 6 . Арсеньев Н. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1922. 7 . Он же. О литургии в таинстве Евхаристии. Париж, 1927. 8 . Он же. Церковь – организм или государство? «Вестник Братства православных богословов в Польше». Варшава, 1935. 9 . Он же. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1949. 10 . Афанасьев Н., прот. Принципы Церкви, о причинах в древности прихода к Церкви еретиков и раскольников. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып.7, 1949. 11 . Он же. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 12 . Он же. Кафолическая Церковь . «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 13 . Он же. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971. 14 . Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной Церковью. СПб., 1888. 15 . Босфоров С. К вопросу о соединении Церквей. Царьград, 1922. 16 . Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1917. 17 . Он же. Очерки учения о Церкви. «Путь», 1925, 1926, 1926, 1929, 15; 1929, 16 . Он же. Петр и Иоанн. Париж, 1926. 19 . Он же. Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь – JFAS, 1931, june, 20 . Он же. Проблема Церкви в современном русском богословии – «Theology», 1931, 134. 21 . Он же. Пути к церковному единству. «Sobomost», 1935, 2. 22 . Он же. Иерархия и таинства. «Путь», 1935, 23 . Он же. Тезисы о Церкви. Протоколы 1-й Конференции православных богословов в Афинах, 1936, Афины, 1939. 24 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского собора. «Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата» (далее – «ВРЗЕПЭ»), 1966,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010