1–3, 5 и 6)». Но как настоящее состояние Израиля и для людей благочестивых мало представляло утешительного, то в Пс. 128 псалмопевец обращает взор Израиля к прошедшей его истории, где представлялось множество ясных доказательств всегдашнего благоволения Божия к рабам своим, которые со всею несомненностью удостоверяли, что и ныне Он не оставит их Своею всесильною помощью. «Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль; много теснили меня от юности моей; но не одолели. На хребте моем 1694 орали оратаи, проводили длинные борозды свои; но Господь праведен; Он рассек узы нечестивых». Так и ныне «да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион; да будут как трава на кровлях, которая, прежде нежели исторгнута, засыхает, которую жнец не наполнит руки своей " … (ст. 1–7) 1695 . Не менее соответствует тому же времени и покаянная молитва Израиля к Господу, какая представляется в следующем 129 псалме. Нравственная порча, от которой предостерегали после-пленного Израиля его тогдашние учители и руководители, успела уже довольно глубоко проникнуть в его среду. Это со скорбью сознавали все еще не совсем развратившиеся Израильтяне 1696 ; а в сознании своей виновности пред Богом, конечно, не смотря ни на какие уверения в покровительстве Господа Своему народу, они не только не могли надеяться себе скорого явления милостивой защиты Божией от врагов или того благословения, которое ниспосылает Господь боящимся Его, но скорее должны были ожидать себе еще более тяжкого наказания Божия. «Беззакония наша стали выше головы, и вина наша возросла до небес… Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего, и дал нам такое избавление… Но не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших, и не будет спасения 1697 ?» – Вот что от лица народа исповедовал тогда пред Богом Ездра и что могло говорить внутреннее сознание и каждого Израильтянина. Поэтому Израилю прежде всего нужно было смиренно молить Господа, чтобы Он простил грехи его и по великому Своему милосердию не подверг бы его еще большим наказаниям за беззакония его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

4–6): потому что и Соломон был могущественнейший из царей того времени и деятельно заботился о лучшем устройстве военных сил и укреплении пределов своего царства 1340 и только под тем условием и мог быть царем мира, что пред его могуществом с покорностью преклонялись все прежде враждебные Израилю цари и народы от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта 1341 , и никто не смел ему противиться 1342 . А с другой стороны и псалмопевец, призывая воспеваемого царя к оружию и предвозвещая ему покорность народов, нисколько не отрицает при этом мирного характера его царствования, а напротив самое вооружение его представляет условием охранения мира и господствования над враждебными народами. «Препояшь себя по бедру мечем твоим, сильный… Поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды!... Падут пред тобою народы», потому что иначе противникам и непокорным угрожает строгое отмщение: «остры стрелы твои; они в сердце врагов царя» (ст. 4–6) 1343 . Что касается наконец предсказания псалмопевца о великой славе потомков воспеваемого царя, имеющей превзойти славу его предков: «вместо отцов твоих будут сыновья твои; ты поставишь их князьями по всей земле (ст. 17)»; то и это предсказание удобно примиряется с лицом Соломона, если под отцами его разуметь старейшин или князей колена Иудина, которые издавна уже занимали первенство в ополчениях сынов Израилевых 1344 , или если все это предсказание понимать в том смысле, что недостаток царственных предков восполнят для него славные сыны прообразуемого им Мессии, которые в лице Апостолов и других проповедников Евангелия распространили Его царство между всеми народами 1345 и сделались, по выражению Апокалипсиса, царями и священниками Богу своему. Чтобы царствовать на земле 1346 . В последнем случае, конечно, мы ограничиваемся одним только пророчественным Мессианским смыслом; но ведь в смысле буквальном рассматриваемые слова псалмопевца одинаково не применимы к какому бы то ни было из царей Израильских или имевших отношение к народу Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

5), Творца и Промыслителя вселенной, Освободителя плененных, всегдашнего Защитника и Покровителя несчастных, угнетенных (ст. 6–9), который один лишь вечно неизменен в Своих обетованиях (ст. 6б) и «будет царствовать в Сионе в род и род» (ст. 10). Отсюда естественное заключение, что Господу единому принадлежит хвала и благодарность за торжествуемое восстановление Иерусалима, равно как и за все те блага, какие получили Иудеи от благоволения царей Персидских в возвращении из плена и благоустроении в своем отечестве. С этой именно мысли и начинает псалмопевец следующий 146-й псалом и развивает ее в прочих четырех псалмах, призывая освобожденного Израиля, новосозданный Иерусалим, а вместе с тем духовный мир и всю неразумную природу к благодарному прославлению Господа: «хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля» 1636 . «Хвали Иерусалим Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя» 1637 . «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих» (148:14). «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» 1638 ! Сопоставление создания Иерусалима с собранием изгнанников Израиля в приведенном месте 146-го псалма, особенно в связи его с нераздельным с ним по содержанию псалмом 147-м 1639 , где говорится об укреплении ворот Сиона, не оставляет сомнения в том, что псалмы эти относятся к тому именно созданию Иерусалима, которое происходило вслед за возвращением из плена и состояло в восстановлении стен святого города с их воротами и запорами, т.е. которое совершенно было при Неемии 1640 . С этим временем и событием вполне согласуются и все другие, исчисляемые псалмопевцем благодеяния Господа к боящимся Его, – уврачевание скорбей 1641 , избавления от унижения 1642 , утверждение мира в их пределах и благословение обилием плодов земных 1643 , потому что совершившееся тогда восстановление стен Иерусалима устраняло всего более опечаливавшее возвратившихся из плена, беззащитное, бедственное положение святого города 1644 , возвышало их в глазах соседних языческих народов и тем подавало надежду на упрочение мира в их стране 1645 , и в то же время, сопровождаясь обильным урожаем их полей 1646 , после не раз испытанных в предшествующее время бедствий засухи и бесплодия 1647 , естественно давало псалмопевцу, повод поставлять в непосредственной связи с ним и это благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

7 Прот. Вишняков. Толкование на Псалмы. Стр. 583. Христ. Чт. 1893. 8-й стих 39 псалма ясно говорит о наличности у царя и пророка Давида писанного свитка закона. Всего естественнее предполагать наличность писанного закона и в виду постоянного размышления о законе Божьем, каковое размышление считается свойством мужа блаженного: «... но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Ncaл. I, 2 ). Подобное-же заключение о наличности писанного закона невольно напрашивается, когда читаем красноречивое описание псалмопевцем Давидом свойств закона Господня: Закон Господа совершен, укрепляет душу, откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце, заповедь господа светля, просвещает очи. Страх господень чист, пребывает во век. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда ( Nc. XIX, 8 – 12 ). Если мы обратимся к частным предписаниям Пятокнижия, то увидим, что некоторыя из них находят свое отражение в псалмах царя Давида. Например, преследуемая Законом Моисеевым страсть к ростовщичеству преследуется и псалмопевцем: Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? ... Кто сребра своего не отдает в рост ( Nc. XIV, 1. 5 ). Закон об очищении отражается в Ncaл. L, 9 : Окропи меня иссопом, и буду чист ( ); омой меня, и буду белее снега. Здесь несомненно знакомство с Лeb. XIV, 4 – 8 , где говорится об очищении исцелившегося от проказы: а сам он возьмет живую птицу... и иссоп... и покропит исцелившагося от проказы... и будет чист – ( Лeb. XIV, 6. 7. 8 ). Об употреблении иссопа при обрядах очищения от нечистоты вследствие прикосновения к нечистому см. также Чucл. XIX, 6. 18 . Очень много указаний встречается у псалмопевца Давида на текст книги Бытия, напр.: Nc. VIII, 4 . Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил. Быm. I, 16. 17 . И создал Бог два светила великия: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

архим. Амфилохия. " Древне-славянская Псалтирь " . Второе издание. Т. 1-й, стр. 15). Надписание: " о наследствующем " , как напечатано на стр. 36 этого издания, есть позднейшее (см. Свящ. Н. Вишнякова, Толкование на Псалтирь. Вып. I, стр. 19). ↑ 3 Неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах. ↑ 4. БЕСЕДА на псалом 6. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня (ст. 2).   1 В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду, 2. Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене. 3 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, 4 и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? 5 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: 6 яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе? 7 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. 8 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. 9 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, 10 услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. 11 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.  1 В конец. Песнь. Об осьмом (дне). Псалом Давида.  2 Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.  3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои.  4 И душа моя возмущена сильно. И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)?  5 Обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей.  6 Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя?  7 Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою.  8 Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих.  9 Отступите от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего.  10 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.  11 Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В виду усиливающейся таким образом опасности для нравственного состояния только что начинавшегося возрождаться Израиля, конечно, как нельзя более уместно и нужно было возможно-частое напоминание о том, что только надежда на Господа и благоговейное хранение закона Его могут служить опорою благоденствия и ручательством за безопасность от врагов, что Господь не допустить верных рабов своих оставаться в угнетении и рабстве, но как прежде неоднократно являлся их защитником и покровителем, так и ныне ниспошлет им Свою помощь и благословение, между тем как беззаконные и все враги Сиона подвергнутся заслуженному наказанию. – Все эти и подобные мысли составляли один из главных предметов наставлений после-пленных пророков Аггея 1689 , Захарии 1690 и Малахии 1691 ; к раскрытию их в народе и словом и делом стремились и тогдашние руководители Израиля Ездра и Неемия 1692 : очень естественно, конечно, было ожидать выражения их и в песнях тогдашних псалмопевцев; а в числе рассматриваемых нами песней восхождения псалмы: 124-й, 127 и 128-й и составляют именно краткое, но сильное выражение такого рода мыслей 1693 . «Надеющийся на Господа, поучает Пс. 124 -й, как гора Сион, не подвигнется. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и во век. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие (ст. 1–3 и 5)». В противоположность же с ожидаемым здесь наказанием нечестивых и чтобы представить сильнейшие побуждение к благочестию и упованию на Господа, в Пс. 127 -м псалмопевец живыми красками рисует пред глазами Израильтян прекрасную, идиллическую картину семейного счастья праведника. «Блажен всяк боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов рук твоих; жена твоя как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Благословит тебя Господь с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

– В истории гонимого Давида находят свое первоначальное основание и прообразовательно-пророческие слова псалмопевца о Христе Спасителе: «ради Тебя (Боже) несу и посрамление и стыд покрывает лице мое; ибо ревность по доме твоем снедает меня и злословия злословящих Тебя нападают на меня» 503 . По свидетельству истории действительно главным образом божественное изображение Давида и особенное к нему благоволение Господа делало его страшным для Саула, и даже вызвало к гонениям против него: «стал Саул бояться Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил. И увидел Саул, что Господь с Давидом и сделался врагом его на всю жизнь» 504 . Тоже благоволение Божие к Давиду, из низкой доли пастуха приблизившее его к царскому престолу и сделавшее любимцем народа, конечно, было главною причиною неудовольствия и зависти к нему со стороны многочисленным придворных Саула, видевших в нем опасного соперника. С другой стороны не могло им нравиться и благочестие и богобоязненность Давида: действуя из видов корыстолюбия и честолюбия, бесчестные льстецы и ласкатели, они всегда могли опасаться в Давиде сильного своего обличителя и, в случае восшествия его престол, по справедливому замечанию Саула, не могли рассчитывать на его благосклонность, чувствуя себя скорее заслуживающими наказания 505 . Это делало для них Давида еще более ненавистным и побуждало своими клеветами и злословием пред царем искать его погибели. С этой стороны Давид справедливо мог называть врагов своих восстающими против десницы Божией 506 и говорит в своей молитве Господу: «ради Тебя несу я посрамление», – за мою любовь к Тебе и Твоему закону, и за Твое благоволение ко мне я терплю клеветы, злословия и преследования от врагов моих. Несомненно также, что Саулу очень не нравилась в Давиде и его ревность к дому Божию и богослужение, естественно поставлявшая его в сношения с пророком Самуилом и священниками, которые заметно отшатнулись от Саула со времени отвержения его Господом. Мы видим из истории, что каждое известие об участии Давида в религиозных празденствах 507 , особенно сношение его с местом богослужения и священниками, все больше и больше раздражает Саула и усиливает нерасположение его к Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В применении к такого рода обстоятельствам нам становятся понятными не объяснимые при других случаях быстрые смены разнообразных чувствований псалмопевца в 39 псалме, и все части, все стихи этого псалма, представляющиеся, по видимому, отрывочными, бессвязными между собою, легко объясняются в совершенно естественной логической связи и последовательности. Новое явление милости Божией, немедленно вызвавшее из души Давида полную глубокого смирения и преданности благодарную молитву к Господу благодетелю 768 , естественно должно было вложить в уста его и новую песнь хвалы и благодарности Господу 769 . Но как это новое явление милости Божией представляло собою лишь новое звено в длинной, непрерывной цепи Божиих милостей к Давиду, и как потому пророк Нафан, приступая к сообщению величественного обетования, от имени Господа напоминает сперва о прежде явленных ему Божиих благодеяниях 770 ; то, соответственно сему, и псалмопевец новую свою песнь к Господу начинает благодарным прославлением прежних явленных ему милостей и благодеяний, особенно во время его гонения от Саула и до утверждения на царстве. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне, и услышал вопль мой. Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота (как обыкновенно называл Давид опасности Саулова гонения, – ср. Пс.68:2–3, 15–16, 17:17 и др.); и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь, – хвалу Богу моему… Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о них хотел бы я проповедовать и говорить; но они превышают число 771 ». Воздавая благодарность Господу за дарованное Им величественное обетование 772 , Давид при этом с кроткою покорностью воле Божией приемлет и прискорбное ему запрещение построить в Иерусалиме вместо скинии постоянный, благолепный храм Господу 773 . Следующая за вышеприведенными словами псалма и представляют нам выражение такой готовности Давида исполнить прискорбную для него волю Божию. «Жертвы и приношения Ты не восхотел, всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал 774 », т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

«Восстанови нас, Боже, спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (ст. 6–7). Но Господь и прежде уже обещал, и после возвращения из плена, в то время, когда возносились к Нему подобные скорбные молитвы, не переставал чрез рабов своих пророков утешать народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если только сам он пребудет в верности завету Божию 1405 . Псалмопевец с верою приклоняет слух свой к божественным вещаниям: «Послушаю, что говорит Господь Бог . Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, только не возвращались бы к безрассудству» (ст. 9) 1406 . И таким образом, внимая обещаниям Божиим, он утешается надеждою на близость помощи божественной и в духе созерцает полноту спасения, которая должна некогда излиться над Сионом. «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 10–14). Вообще, в целом своем составе псалом наш представляет как бы сокращение молитвы возвратившегося из плена Иудейского народа и бывших к нему увещаний и утешений тогдашних пророков Аггея, Захария и Малахии. Правда, за исключением показанного нами общего соответствия его характера и содержания с состоянием тогдашних Иудеев и с сущностью пророческих писаний того времени, мы не можем указать в нем никаких особенных признаков специального отношения ко времени по возвращении из плена Вавилонского; но так как с другой стороны нельзя указать в его содержании и никаких решительно побуждений, по которым бы употребленное в начале его выражение о возвращении плена Иаковлева следовало понимать не в собственном буквальном смысле об освобождении из плена, а как-либо вообще в абстрактном значении избавления от какого-нибудь другого несчастия в более раннее или более позднее время иудейской истории 1407 , то, в связи с таким указанием на после-пленную эпоху, и вообще соответствие его характера и содержания с сею эпохою получает силу доказательства, что он действительно относится ко времени вскоре по возвращении из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

«Все труды и заботы человека, которыми он изнуряет себя под солнцем – суета» 924 . «Существенное одно: это – бояться Бога и заповеди Его хранить» (12, 13). «Человеку, который угождает Ему, Он дает мудрость и знание и радость (2:26). И если какой человек ест и пьет и наслаждается благами от труда своего, то это – дар Божий» (3:13 ср. 5:18). То же самое только в других словах внушает и псалмопевец: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города: напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб в изнурении; тоже Он подает возлюбленному своему во сне. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (ст. 1–3). Впрочем и в образе выражений Пс. также довольно много сходного с книгою Притчей 925 , а форма изложения до того отличается приточным характером, что кажется, с большим удобством можно бы поместить его в состав названных выше писаний Соломона, нежели в Книге Псалмов; по крайней мере наверное можно сказать, что если бы он помещен был не в числе песней степеней, а где-нибудь в составе кн. Притчей или Екклизиаста, то никто бы не заподозрил его не подлинности и не стал, как теперь, оспаривать принадлежность его писателю названных книг, Соломону. Все это вместе достаточно показывает, что в евр. надписании псалма не есть случайная и ошибочная прибавка, на которую будто бы не должно обращать внимания, равно как не есть типическое название восстановителя Соломонова храма Зоровавеля, как думает бл. Феодорит 926 , но точно также, как и , или употребление других собственных имен в надписаниях псалмов в подобном же грамматическом сочетании, есть сохраненное древним преданием имя писателя псалма; – и что псалом действительно принадлежит Соломону, премудрому царю израильскому 927 . Напротив того не представляется никаких достаточных оснований, чтобы не признавать достоверности надписания псалма и отрицать его Соломоново происхождение; те же основания, на которые ссылаются защитники позднейшего происхождения псалма, имеют лишь только вид основательности и нисколько не доказывают защищаемой ими гипотезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010