наместника занял комнаты иеромонаха Аарона, да и новоопределенный эконом уже поместился с удобностию в комнатах прежнего Правления. Ваше Высокопреосвященство предписали заштатным бедным ученикам делать пособие из процентной суммы, определенной в Вифанскую семинарию покойным преосвященным митрополитом Платоном, но поскольку оная сумма состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казенном коште, имеет на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавших в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своем коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив все сие число учеников, содержавших в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казенном коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведенные из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчетом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, еще 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей» 19 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нем такую резолюцию: «Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том и о другом имеет представить комиссии духовных училищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

торое и утверждено Его Высокопреосвященством Архиепископом Дмитровским и Кавалером, учинить следующее: 1) испытание всем студентам и ученикам, находящимся в прежней Московской Академии и Перервинской семинарии учинить Ректору Академии и кавалеру отцу Архимандриту Симеону, Ректору Московской семинарии отцу Архимандриту Евгению и Московского Знаменского монастыря Архимандриту Неофиту; 2) таковое же испытание студентам и ученикам Лаврской семинарии учинить членам Академического Правления Инспектору Архимандриту Филарету и церковной истории Бакалавру соборному иеромонаху Никанору; а ученикам Вифанской семинарии Ректору оной Архимандриту Парфению, Бакалавру Академии соборному Иеромонаху Феоктисту и бывшему оной семинарии префекту соборному иеромонаху Макарию и по учинении испытания означенным лицам представить в Академическое Правление два списка студентов и учеников 1-х тех, которые окажутся способными поступить в богословское, философское и риторическое отделения, – 2-х тех, которые окажутся неспособными поступить в назначенные отделения препроводить по желанию их в Московскую и Спасо-Вифанскую семинарию; 4-е учеников низших классов бывшей Московской Академии оставить в оной на прежнем основании, жалованье учителям и содержание бедным ученикам производить из остаточной экономической принадлежавшей Академии суммы; 5-е учеников низших классов Перервинской семинарии по недостатку покоев для помещения их вместе с учениками вновь учреждаемой семинарии, перевести в прежде бывшую Московскую Академию, содержание же сиротам и бедным из числа их производить то самое, которое получали они в бывшей Перервинской семинарии, 6-е ученикам низших классов Лаврской и Спасо-Вифанской семинарий всем обучаться в Лавре и сиротам и бедным из них нанимать квартиры в состоящем при Лавре посаде из остаточных экономических сумм означенных семинарий; 7-е смотрителем низших классов определить в бывшей Московской Академии Знаменского монастыря Архимандрита Неофита, а в Лаврской семинарии бывшего префекта Вифанской семинарии соборного иеромонаха Макария, которому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—308— имеется для шестидесяти человек, а есть ли в силу данной 1810 года декабря 23 резолюции покойного Высокопреосвященнейшего Платона митрополита Московского благоугодно будет преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, приобщить к семинарии состоящий близь её дом, занимаемый Нестеровой 375 , то сверх означенного числа можно поместить сорок человек и для пищи, для отопления, освещения и уборки кроватями потребно на всякого в год сорок восемь рублей пятьдесят копеек. Семинарских капиталов за расходами настоящего года хранится в кладовой монастырской 3300 р. и 20.500 рублей в сохранной казне 376 . 3-го марта 1813 года преосвященный Августин, испрашивая разрешение Св. Синода открыть учение в Академии представил и своё мнение, как разместить её воспитанников, число которых в то время простиралось до 1610 человек. Преосвященный предполагал поместить в Академии на казённом содержании до 70-ти человек, самых бедных разместить по семинариям: 50 человек перевести в Троицкую семинарию и содержать на оставшуюся от жалованья академическую сумму (3000), 60 человек поместить в Вифанской семинарии и содержать их в этом году на оставшуюся семинарскую сумму, 50 человек поместить в Перервинской семинарии содержать их на монастырском доходе, а прочих по прежнему поместить на квартирах с выдачей им положенного жалованья. Те студенты Академии, которые не найдут себе квартир в Москве, могут обучаться в семинариях Троицкой и Вифанской на своём коште, а ученики Академии в училищах Московских Дмитровском, Коломенском и Звенигородском, где можно отыскать квартиры за недорогую плату 377 . Св. Синод согласился с предложениями преосвященного Августина и 31 марта учение в Академии было открыто. Но самых бедных студентов оказалось более, чем предполагало на- —309— чальство и в Вифанскую семинарию пришлось поместить не 60 человек, а 100. 29 марта академическое правление уведомило Правление Вифанской семинарии, чтобы оно приготовило комнаты для студентов имеющих поступить из Академии числом 100. Семинарское начальство перебралось из Платонова корпуса в купленный за 1000 рублей дом Нестеровой и очистило свои покои для Московских гостей. 30 мая Академия уведомила Вифанскую семинарию, что 100 студентов и учеников, потерпевших разорение от неприятеля, в скором времени имеют быть отправлены. По резолюции преосвященного Августина на содержание 50 человек семинария должна была употребить оставшуюся от прошлых годов сумму в количестве 3300 рублей, а на содержание других 50 человек Академия препроводила в семинарию 3000 рублей. Кроме этих 3000 рублей из Академии прислано было в Правление Вифанской семинарии жалованье академическим воспитанникам в количестве 530 р. 27 коп. 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не вдаваясь в многоречие, скажем сначала о первом. Известно, что школа жизни предваряет и оканчивает собою школу книжную. И понятно, что наилучшею школою должна быть признана та, которая, воспитывая юношество и расширяя его умственный кругозор, не заслоняет от него действительности, не отрывает его от тех условий, при которых оно должно действовать, короче, не заслоняет от него школы жизни, в которой оно еще должно учиться и из которой иногда, быть может, с малым запасом житейского опыта приходит в книжную школу. История школьного образования древних и новых времен уже подметила, а современность приняла к сведению эту сторону школьного воспитания, заботясь о подготовке, соответствующей тому или другому роду предстоящей молодым силам деятельности. А при сопоставлении условий быта семинариставифанца до его поступления в этот рассадник просвещения и по выходе его из него с особенностями быта Вифанской семинарии и открывается, что эта школа очень мало пересоздавала или даже и вовсе не меняла знакомой с детства её питомца обстановки: уединенная и до 80-х годов, по временам, суровая школа не баловала своих питомцев. Предварим нижеследующие и необходимо вытекающие из этого общего положения выводы, сводимые в результате к уяснению заслуг Вифанской семинарии и в данном случае преимущественно для церкви, краткими иллюстрациями, подтверждающими справедливость того, что этот рассадник просвещения, воспитывая юные поколения, не отрывал их от той обстановки, из которой они выходили и в которую со временем должны были опять, в большинстве случаев, возвратиться 4 . Мы сказали, что школа жизни предваряет и оканчивает школу книжную. Какова-же жизнь питомцев, вступавших и вступающих в эту уединенную школу? Большинство воспитанников Вифанской семинарии, как известно, дети сельского, нередко обременённого многочисленным семейством, духовенства. А условия быта сельского духовенства даже и наших дней, когда приложено не мало забот об улучшении материального благосостояния его, известны: ни светские развлечения, ни блеск городской жизни – ничто это до поры до времени не известно провинциалу семинаристу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Указанное в предложении преосвященного пособие для бедных учеников было слишком незначительно. 19 ноября Правление представило преосвященному свои соображения, как относительно размещения учеников, так и о пособии бедным из них. «Ваше Высокопреосвященство, писало Правление в своем представлении, предписали Правлению для удобнейшего размещения учащихся в комнатах семинарских уволить всех тех, которые не принадлежат к Московской епархии, но до получения еще о сем предписания Вашего Высокопреосвященства Правление Спасо-Вифанской семинарии объявило им, чтобы они просились в свои епархии для поступления в семинарию, но как после сего объявления поступила от них усиленная просьба, в которой прописывают, что им весьма неудобно поступить в свои епархии по причине отдаленности от своих домов и по крайнему неудобству к содержанию, и что они без всякого притеснения ученикам Московской епархии разместились уже по квартирам в селе Глинкове, что во Владимирской епархии, то Правление, не могши оставить без внимания их просьбы, почитает обязанностью представить о сем Вашему Высокопреосвященству на разрешение, своим же полагает мнением, что поскольку оные ученики без малейшего притеснения ученикам Московской епархии действительно разместились по квартирам, и что даже самые сироты решились остаться на своем коште, только чтобы им позволили обучаться в Спасо-Вифанской семинарии, то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство приказать остаться им для продолжения учения в Спасо-Вифанской семинарии до тех пор, пока они не найдут какие либо меры к поступлению в свои епархии, тем паче, что те из них, которые без затруднения могли переместиться в свои епархии уже в оные отправились. Самые беднейшие и многосемейных отцов дети размещены с немалою теснотою в комнатах семинарских, в бывшей богадельне, даже имеют занять и три покоя служительских, предоставленных резолюцией Вашего Высокопреосвященства семинаристам для жительства. Гостиные же комнаты, что в монастыре, заняты профессорами, а профессор Лилеев, с согласия архимандрита лаврского о.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

При этом общие цифровые данные, по которым за столетний период из стен этой духовной школы выпущено (не считая не кончивших полного курса) всего 3035 человек 1995 , разумеется, не могут иметь для нас существенного значения, при выяснении заслуг Вифанской семинарии, потому что эти данные говорят только о том, что эта школа давала средства для образования юношества, т.е., выполняла и, нужно сказать, всегда добросовестно общую задачу семинарий. А между тем два исключительных обстоятельства: уединенное и по временам суровое существование этого рассадника просвещения, с одной стороны, и близость его к Московской духовной академии, с другой, – дают возможность рассматривать его значение с точки зрения именно этих особенностей, создавших Вифанской семинарии, к ее выгоде, и особую индивидуальность. Не вдаваясь в многоречие, скажем сначала о первом. Известно, что школа жизни предваряет и оканчивает собою школу книжную. И понятно, что наилучшею школою должна быть признана та, которая, воспитывая юношество и расширяя его умственный кругозор, не заслоняет от него дей- —276— ствительности, не отрывает его от тех условий, при которых оно должно действовать, короче, не заслоняет от него школы жизни, в которой оно еще должно учиться и из которой иногда, быть может, с малым запасом житейского опыта приходит в книжную школу. История школьного образования древних и новых времен уже подметила, а современность приняла к сведению эту сторону школьного воспитания, заботясь о подготовке, соответствующей тому или другому роду предстоящей молодым силам деятельности. А при сопоставлении условий быта семинариста-вифанца до его поступления в этот рассадник просвещения и по выходе его из него с особенностями быта Вифанской семинарии и открывается, что эта школа очень мало пересоздавала или даже и вовсе не меняла знакомой с детства ее питомцу обстановки: уединенная и до 80-х годов, по временам, суровая школа не баловала своих питомцев. Предварим нижеследующие и необходимо вытекающие из этого общего положения выводы, сводимые в результате к уяснению заслуг Вифанской семинарии и в данном случае преимущественно для церкви, краткими иллюстрациями, подтверждающими справедливость того, что этот рассадник просвещения, воспитывая юные поколения, не отрывал их от той обстановки, из которой они выходили и в которую со временем должны были опять, в большинстве случаев, возвратиться 1996 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому и мы будем пользоваться ею для того, чтобы показать читателям, при каких условиях наш знаменитый архипастырь обучался в духовной семинарии. Преосвященный Амвросий с чувством глубокой благодарности вспоминал всегда о воспитавшей его Вифанской духовной семинарии и от души приветствовал ее еще так недавно в день празднования ею своего столетнего существования. Сознавая ее недостатки, он усматривал в ней и много таких достоинств, которыми не всегда могут похвалиться школы нашего времени. За время обучения его в Вифанской семинарии последняя была еще сильна духом и традициями своего основателя знаменитого митрополита Платона, к которым, как известно, с глубоким уважением относился и сам митрополит Филарет. Сердечность, искренность, чисто отеческое отношение учащих к учащимся, простота, безыскусственность, отсутствие формализма и канцелярщины, – вот отличительные черты Платоновой школы. Их-то высоко ценил и преосвященный Амвросий. «Не напрасно, говорил он, воспитанники Платона, на наших глазах один за другим сходившие в могилу, с любовию вспоминали и его самого, и его время. Это было время живого и правильного движения по пути духовного просвещения, и сам Платон был образцом истинного воспитателя... К нему можно отнести слова св. Апостола Павла: хотя у вас и тысячи наставников о Христе, но не много отцев. Действительно, отцов, как он, у нас было не много». Впрочем, различные реформы, искусственно придуманные в петербургских кабинетах, или, по выражению преосвященного Амвросия, «испытанные на пути образования переходы и повороты» постелено отнимали у Платоновской школы ее непосредственную простоту и задушевность и увеличивали те неблагоприятные условия, при которых должно было воспитываться юношество в Вифанской духовной семинарии. К числу таких особенно неблагоприятных условий воспитания нужно отнести прежде всего скудность содержания учеников. Один достопочтенный московский отец протоиерей, современник и почти сверстник преосвященного Амвросия, окончивший курс в Вифании в 1838 году (преосвященный Амвросий окончил курс в Вифанской семинарии в 1840 году), рассказывает, что, принятый в семинарию на полукошт (пользовался казенным содержанием, но не получал казенной одежды) он ходил в желтом казакине и без брюк; шубы не имел, а когда отец приезжал брать его на рождественские праздники, то привозил с собою свою шубу и в нее завертывал его на дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1016 Кантата «Хвала Тебе, Создатель» – написана на стихи воспитанника Вифанской ДС (выпуска 1880 г.) Д.М. Минервина, впоследствии преподавателя Московской ДС (см.: Там же. С. 10–11). 1017 См.: Введенский Д.И. Заслуги Вифанской духовной семинарии для отечественной Церкви и просвещения. Речь, произнесенная на торжестве Вифанской духовной семинарии по случаю столетия со дня ее основания (26 сентября 1900 г.)/БВ. 1900. Т. 3. 10. С. 274–307. Введенский Дмитрий Иванович (1873–1954) – профессор МДА, доктор богословия. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1898), оставлен профессорским стипендиатом. Преподаватель библейской и церковной истории Вифанской ДС (1899), магистр богословия (1901), преподаватель еврейского языка (1905). Преподаватель словесности и истории русской литературы в Московской ДС (1906). Доцент МДА по кафедре библейской истории (1909), экстраординарный профессор (1909–1914). Доктор богословия (1914), ординарный профессор (1914), член Правления МДА (1916). Директор Сергиево-Посадского приюта для сирот офицерских чинов (1916); преподаватель Сергиево-Посадского городского училища и его заведующий (1919–1922). В мае 1928 г. арестован и выслан в Нижний Новгород (г. Горький). Консультант на Постоянной Нижегородской ярмарке (1928–1931); в кустарно-промышленной кооперации (1931); научный сотрудник Горьковского краевого НИИ промышленности (1933); заместитель директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума (1935). Магистерская диссертация «Учение Ветхого Завета о грехе» (Сергиев Посад, 1900), докторская диссертация «Патриарх Иосиф и Египет: (Опыт соглашения данных Библии и египтологии)» (Сергиев Посад, 1914). О Д.И. Введенском см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 546. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5036. Личное дело преподавателя МДА. 1018 Постников Петр Никифорович (1877–1937), протоиерей, выпускник МДА (1901), кандидат богословия (см.: Там же. Д. 3241. Личное дело студента МДА). Преподавал географию и арифметику в Волоколамском духовном училище (1901). Настоятель храма вмч. Екатерины в Москве (1916). 26.11.1937 г. арестован в д. Иванисово Ногинского района Московской обл. 01.12.1937 г. осужден тройкой УНКВД СССР по Московской обл. по ст. 58–10 УК РСФСР «активная контрреволюционная агитация», 11.12.1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Реабилитирован 15.07.1989 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—295— сей стипендии утвердить; о чём и послать Вашему Преосвященству указ“. б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1900 г. Окт. 16. В Совет Московской Дух. Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 октября за 6996: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 28 минувшего сентября 1154, журнал Учебного Комитета за 412, с заключением Комитета о перемещении смотрителя Мстиславского духовного училища Евгения Шпаковского, в видах пользы службы, на должность преподавателя латинского языка в Волынскую духовную семинарию. Приказали: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод определяет: смотрителя Мстиславского духовного училища Евгения Шпаковского переместить, в видах пользы службы, на должность преподавателя латинского языка в Волынскую духовную семинарию, на должность же смотрителя Мстиславского духовного училища назначить окончившего курс в Императорском С.-Петербургском Университете, по юридическому факультету, и в текущем году в Московской духовной Академии со степенью кандидата богословия, иеромонаха Сильвестра (Братановского); о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству и Преосвященным Архиепископу Волынскому и Епископу Могилёвскому указы“. в) Сообщённую Правлением Вифанской духовной семинарии копию указа на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 октября за 7051: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 28 минувшего сентября 1151, журнал Учебного Комитета за 409, с заключением Комитета, по представлению Вашего Преосвященства об увольнении инспектора Вифанской духовной семинарии Статского Советника Ивана Лапенского, согласно его прошению, от службы в семинарии; 2) представление Вашего Преосвященства, от 24 сентября сего года 551, с ходатайством о назначении на должность инспектора —296— Вифанской духовной семинарии помощника инспектора Московской духовной академии, иеромонаха Анастасия (Грибановского) , и 3) переданное из Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 21 сентября сего года, отношение Вашего Преосвященства на имя Г. Синодального Обер-Прокурора о назначении Лапенскому пенсии. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, уволив Статского Советника Ивана Лапенского, вследствие просьбы его, от должности инспектора Вифанской духовной семинарии, назначить на эту должность помощника инспектора Московской духовной академии иеромонаха Анастасия (Грибановского); ходатайство же о назначении Лапенскому пенсии передать на усмотрение и зависящее распоряжение Г. Синодального Обер-Прокурора; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сострадательное семинарское начальство бедным из них выдало на дорогу по рублю, а некоторых одело в старые кафтаны серого сукна. За грамматиками и информаторами добровольно оставили семинарию некоторые из философов и риторов 17 . Пять иноепархиальных учеников перешли в семинарии своих епархий и до 20 учеников Московской епархии подали прошение об увольнении в епархиальное ведомство «по причине многих лет и бедности, как они объясняли в своих прошениях». В виду переполнения семинарии воспитанниками семинарское начальство охотно увольняло излишних и даже понуждало иноепархиальных к переходу в своих епархии, но иноепархиальные ученики не желали оставлять семинарию не смотря на то, что им приходилось проживать в крестьянских избах и нищенствовать на своем коште. Переполнение Вифанской семинарии учениками и совершенная необеспеченность многих из них побудила преосвященного Августина 7 Ноября дать такое предложение Правлению семинарии: «Чтобы удобнее разместить учащихся в комнатах семинарских Правление имеет учинить следующее: 1) Уволить всех тех, которые не принадлежать к епархии Московской, а к какой либо другой. 2) Всех тех, которые не могут нанять квартиры, хотя с некоторою теснотою поместить в покоях семинарских, а также и в бывшей богадельне и коли можно в домах служительских. Гостиные комнаты в монастыре отдать профессорам. 3) Дети отцов достаточных, коли пожелают, могут содержаться пищею, отоплением и освещением от семинарии, ежели будут вносить потребную сумму, а бедным не можно ли давать пособие из процентной суммы, какая положена на Вифанскую семинарию покойным преосвященным Платоном. 4) Вследствие сего Правление нимало не медля представит реестр учеников бедных и тех, которые желают содержаться в семинарии со внесением денег. 5) Что по сему учинено будет мне представить» 18 . Правление нашло неудобным согласиться с этим предложением преосвященного. Семинарскому начальству жалко было удалять из семинарии иноепархиальных учеников, число которых простиралось свыше 50-ти и которые, проучившись немало время, умоляли начальство дозволить им окончить образование в Вифанской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010