Никодим, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (Белокуров Николай Петрович) Родился в 1826 году в Московской губернии в семье духовного сословия. Первоначально обучался в Вифанской духовной семинарии. Затем окончил Московскую духовную академию и 21 октября 1852 года назначен учителем Вологодской духовной семинарии. 18 января 1853 года пострижен в монашество; 2 февраля рукоположен во иеродиакона, а 3 февраля – во иеромонаха. 18 ноября назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. 12 августа 1855 года получил звание магистра. 13 апреля 1858 года возведен в сан архимандрита. 16 декабря того же года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 30 декабря 1861 года переведен ректором Вифанской духовной семинарии. 21 марта 1866 года определен настоятелем Московского Златоустова монастыря и в том же году 12 августа назначен ректором Московской духовной семинарии. С 10 марта 1867 года – настоятель Московского Богоявленского монастыря. В 1871 году был избран председателем отдела по изданию журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». Много потрудился святитель для этого общества то в качестве действительного члена, то в должности временного председателя своими научными и археологическими трудами, которые он помещал в изданиях Общества, и Общество ценило его труды, избрав его почетным своим членом. Уже больной, в последний год своей жизни он поместил в издании Общества два своих исторических труда. 18 мая 1873 года определен наместником Александро-Невской лавры. 6 апреля 1875 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 17 июня 1876 года – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. В августе 1876 года занял место помощника председателя Совета Православного Миссионерского общества. До кончины успел присутствовать только на трех заседаниях Совета. Почувствовал сильное ослабление здоровья и в июне 1877 года переселился в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Епископ Никодим любил эту обитель и во время своей тяжелой болезни с грустью восклицал: «Сей покой мой зде, до век века зде вселюся, якоже изволих», и Господь молитвами преподобного Саввы исполнил его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Казанцев Андрей Евфимович) Родился 30 июня 1778 года в селе Белницыне Владимирской губернии в семье священника. В 1791 году поступил в Троицкую духовную семинарию. В 1800 году по окончании семинарии определен учителем грамматики Вифанской духовной семинарии, а с 1803 года – учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митрополит Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита, и 16 декабря 1804 года в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Евгений; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 года – во иеромонаха. Отец Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской духовной семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность иеромонаха Евгения в Вифании проходила под руководством митрополита Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни. В 1809 году отец Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 году, по ходатайству митрополита Платона, иеромонах Евгений назначен ректором Троицкой духовной семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа – во архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 19 августа 1811 года – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. В 1814 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. 30 июля 1817 года архимандрит Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Ноябре истекшего 1904 года скончался один из выдающихся наших иерархов, Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Владимирский. Сын священника Костромской епархии, Сергий, в мире Иван Александрович Спасский (род. 26 мая 1830 г.), прошел ту обычную учебную карьеру, какая выпадает на долю каждого более или менее даровитого воспитанника духовной школы. После обучения в местном духовном училище и семинарии, он, как лучший из студентов, отправлен был на казенный счет в Киевскую духовную академию, которую и окончил в 1853 году с причислением к первому разряду, a в мае 1855 г. возведен в степень магистра богословия. До 1858 он проходил разные преподавательские должности в родной семинарии. На это время падает одно важное обстоятельство, повлекшее за собой поворот для всей его последующей жизни: он овдовел и постригся в монахи. C 1858 г. он служил в Вифанской и Московской семинариях: затем состоял ректором Вифанской семинарии, пока в 1874 году не был уволен от учебных занятий вследствие болезни по прошению, оставшись настоятелем одного из Московских монастырей. Свободным от учебной деятельности временем, Сергий поспешил воспользоваться для того, чтобы окончить и напечатать свой давно начатый труд: «Полный месяцеслов Востока“, в 2-х томах, в 1876 году представил его в качестве диссертации на степень доктора богословия в Совет Московской духовной академии и, после публичной защиты, был удостоен этого высокого звания. С 1882 года началось его епископское служение, сначала в сане епископа Ковенского, викария Литовской епархии, потом епископа, Могилевского (с 1885 г.) и, наконец (с 1892 г.) на кафедре Владимирской, на которой он и оставался до конца своей жизни. Покойный Архиепископ состоял почетным членом всех четырех духовных Академий и многих других ученых обществ 2 . О пастырском служении почившего Архиепископа скажут люди, ближе нас знакомые с этой областью его деятельности. Мы остановимся лишь на ученых трудах его, отличающихся крупными научными достоинствами и заслуживающими широкого распространения не только среди духовной читающей публики, но и для всех лиц, занимающихся специальным изучением прошлого церкви за средневековый и византийский период её.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий, в мире Николай Яковлевич Ляпидевский, родился 9 мая 1820 года в городе Тула, где его родитель, Иаков Иродионович Каркадиновский, в то время состоял священником при Богородице–Рождественской, или иначе, Пречистенской церкви, а позже был ключарем местного кафедрального собора и умер в 1855 году в сане протоиерея. Фамилию Ляпидевский Николай Яковлевич получил по матери, брат которой, его дядя, известный впоследствии Московский протоиерей Павел Степанович Ляпидевский († 1891 г.), был магистр VIII курса (выпуска 1832 года) Московской духовной академии. И так как этот дядя его, по окончании курса академического, некоторое время был профессором Вифанской духовной семинарии, то и племянник его некоторое время (в 1834–1835 годах) учился, под руководством дяди, в Вифанской духовной семинарии, а доканчивал курс (1836–1840 гг.) в родной, Тульской семинарии, и отсюда, как лучший воспитанник, в 1810 году был послан, для довершения образования, в Московскую духовную академию. В 1844 году, пред самым окончанием академического курса, именно 24 июня Н. Я. Ляпидевский, согласно прошению, пострижен был в монашество с именем Сергия, данным ему в честь почивающего в Троицкой Лавре преподобного Сергия. Вскоре после выпускных экзаменов, 20 июля, новопостриженный рукоположен был в иеродиакона, а 6 августа того же 1844 года в иеромонаха самим митрополитом Филаретом, который все это время пробыл в Сергиевой Лавре. Как один из лучших воспитанников своего курса, считающего в числе своих питомцев – из архипастырей – доселе здравствующих архиепископов – Харьковского Амвросия (Ключарева) и бывшего Кишиневского Неофита (Неводчикова) и скончавшихся: епископов – Самарского Серафима († 1891), Муромского Андрея († 1868), Томского Платона (1876), Томского же Петра († 1889) и Угличского Амфилохия (1893), – из профессоров Московской и Казанской духовных академий – протоиереев И. М. Богословского -Платонова († 1870), С. И. Зернова († 1886), С. К. Смирнова (1889) и Д. И. Кастальского († 1891) и др., иеромонах Сергий с 30 октября 1844 года оставлен был при самой академии в должности бакалавра. При этом сначала он предназначен был к преподаванию греческого языка в высшем отделении и библейской ветхозаветной истории 1 ; но затем ему поручено было преподавание нравственного и пастырского богословия, на каковой кафедре он и состоял целых 13 лет, до назначения своего на должность ректора академии в 1857 году, когда, по обычаю тех времен, он должен был принять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев Никита Иванович) Родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье причетника. В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию. В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 31 марта 1829 года пострижен в монашество; 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 1 июля 1830 года – во иеромонаха. 6 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра. 13 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 года перемещен в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 года возвращен в Тульскую духовную семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 года – ректор Вятской духовной семинарии и с 19 марта – настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведен в сан архимандрита. В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлек внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения. С 20 июня 1841 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. С 25 июля 1845 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 14 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 года – епископ Енисейский и Красноярский. За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 1 часть 27.11.2023 186 Время на чтение 33 минут 17 октября 1937 года на Бутовском полигоне вместе со 128 казнёнными в этот день священнослужителями и мирянами был расстрелян мой двоюродный прадед священник Михаил Иванович Страхов. Миша Страхов родился в день священномученика Игнатия Богоносца, 20 декабря по юлианскому календарю 1872 года в селе Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии, в семье настоятеля Михаило-Архангельской церкви священника Иоанна Сергиевича Страхова и его супруги Леониллы Иоанновны . У о. Иоанна Страхова было четверо сыновей – Сергий (мой прямой прадед, отец моей бабушки по линии отца Надежды Сергеевны Страховой-Закатовой), Иоанн, Алексий и Михаил . Все они получили образование в Волоколамском духовном училище и Вифанской духовной семинарии . М.И. Страхов окончил училище в 1887 году и семинарию в 1893 году . Его обучение в Вифанской семинарии пришлось на период ректорства будущего Митрополита Томского Иакова (Пятницкого) и будущего Архиепископа Тверского и Кашинского Антония (Каржавина) . После получения образования, с 1894 года М.И. Страхов стал надзирателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщика в московский храм Сошествия Святаго Духа у Пречистенских Ворот , на месте которого ныне находится здание станции метро «Кропоткинская». В 1900 году вернулся в Волоколамск и уже в сане иерея служил в Воскресенском соборе Волоколамского Кремля . В 1900-1908 гг. состоял членом Волоколамского отделения Епархиального училищного совета; в 1904-1908 гг. – членом Правления Волоколамского духовного училища. В 1904 году получил богослужебную награду – набедренник. Заведовал Волоколамским свечным складом Епархиального свечного завода до 1908 г., а затем состоял заведующим такого же склада в Коломне. В 1908 году отец Михаил был переведен в Коломну в храм Рождества Христова . В 1909 году награжден правом ношения скуфьи. С 1911 (по другим данным – с 1912) года являлся законоучителем Коломенской ремесленной низшей школы и настоятелем домового храма Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

I. Открытие Академии Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет по открытии С.-Петербургской. Это случилось вскоре после смерти великого представителя старого образования – митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, предназначавшихся к открытию духовных Академий, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства – Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия – Славяно-греко-латинская. От 21 мая 1814 года к преемнику Платона, архиепископу Августину, прислан из св. Синода указ, в котором между прочим требовалось от преосвященного мнение: «не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую Академию в Сергиевской лавре», и кто из наличных наставников старой Академии и двух Семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессоры Академии, для чего потребовать от них конспекты. В силу этого указа Августин предписал правлениям Славяно-греко-латинской Академии, Троицкой и Вифанской Семинарий, следующее: «правления имеют представить мне: 1) какие из находящихся при Академии и Семинарии учители при преобразовании по предположенному новому порядку учения могут и впредь оставаться при них с несомненною пользою, и по каким именно предметам: 2) на какие учебные предметы нужно определить профессоров отъинуду: 3) тех учителей, которых правление находит неспособными остаться при Академии по преобразовании оней, спросить, не желают ли они поступить на священнические места в Москве, или выйти в светское звание, или быть учителями в уездных училищах, какие предполагаются в Московской епархии: 4) Академии и Семинарий ректоры и префекты имеют представить мне для представления в комиссию духовных училищ конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (28.02.1815, Елабуга Вятской губ.- 29.11.1872, Москва), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. Род. в многодетной семье (у Н. было трое братьев и сестра) свящ. Ивана Феодосиевича Невоструева (1778-1831). Мать - Татьяна Ивановна (род. 1789), старший брат - Александр (1806-1872), проф. Вифанской ДС, протоиерей московского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823-1830 гг. Н. учился в Елабужском уездном уч-ще, в 1830-1836 гг.- в Вифанской ДС, где начал изучать древние рукописи под влиянием ректора архим. Венедикта (Григоровича) и др. преподавателей. В 1836-1840 гг. студент МДА, ректором к-рой был архим. Филарет (Гумилевский) , обучавший студентов навыкам работы с источниками. Очевидно, уже в это время Н. обратил на себя внимание профессора кафедры церковной истории и сотрудника б-ки МДА А. В. Горского , что сыграло решающую роль в его биографии. 17 сент. 1840 г. Н. окончил академию со степенью магистра богословия и был распределен профессором во вновь открытую Симбирскую ДС. 7 нояб. того же года прибыл в Симбирск. Преподавал в семинарии Свящ. Писание, герменевтику, патристику, евр. язык, учение отцов Церкви греческих и латинских на высшем отд-нии. Одновременно активно занимался археографической и археологической деятельностью в губерниях Ср. Поволжья. В 1840-1849 гг. составил описание 7 существовавших и ок. 20 упраздненных мон-рей, церквей и пустыней Симбирской и Самарской епархий, написал «Историческое обозрение Симбирска», которое опубликовал А. И. Соловьёв в 1909 г. Привел в порядок архивы и хранилища десятков храмов и обителей, составил их описание. Знакомился и с частными рукописными собраниями (напр., симбирских помещиков Языковых). Летом 1849 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предложил Горскому взяться за описание слав. рукописей Синодальной (Патриаршей) б-ки с правом выбрать себе сотрудника. В качестве помощника Горский пригласил Н., к-рый в авг. 1849 г. переехал на постоянное жительство в Москву с сохранением жалованья семинарского преподавателя. Н. был размещен в 3 кельях митрополичьих покоев Чудова мон-ря в Кремле, где он и прожил до кончины. 2 сент. 1849 г. Н. и Горский приступили к трудам по описанию древних слав. рукописей, хранившихся в Синодальной б-ке, по предварительно разработанным плану и принципам. Горский жил в Сергиевом Посаде, между соавторами шла активная переписка; Горский написал более 500 писем Н., а тот ему - ок. 650. (Подробнее о работе над описанием Синодального собр. см. ст.: Горский А. В.//ПЭ. Т. 12. С. 150-151.)

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ Петр Симонович (19.11.1819, с. Сидоровское Звенигородского у. Московской губ.- 14.02. 1878, Москва), проф. МДА кафедры гражданской истории, д-р богословия. Род. в семье сельского свящ. Симона Иванова Лосева. Когда К. было 5 лет, умер его отец. Заботы о семье, в к-рой было 7 детей, взял на себя брат матери К.- ректор МДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов). К. поселился в слободке близ Вифанской ДС и в течение 2 лет каждый учебный день ходил пешком в семинарию на занятия со старшими братьями, обучавшимися там же. «С четырех лет меня начали учить читать, и пяти лет я читывал из четырех Евангелистов»,- вспоминал К. Братья воспитывали его сурово и для вразумления часто секли розгами. В 1832 г. он поступил в риторический класс Вифанской ДС. По признанию К., аскетические сочинения, к-рые он читал, «дали отчасти мистическое направление» его мыслям; простоять в храме во время богослужения ему было «в тысячу раз приятнее, нежели просидеть в классе, слушая занимательную лекцию» (Воспоминания семинариста. 1879. С. 108). Самый младший на курсе, К. «вел себя отшельником», ночное время часто проводил в молитве. Вместе с тем он был одним из лучших учеников, хорошо знал философию, к-рую преподавал его брат, свящ. А. С. Невский, переводил с латыни. В 1838-1842 гг. обучался в МДА, по окончании был оставлен бакалавром на кафедре гражданской истории. С 1850 г. экстраординарный, с 1858 г. ординарный профессор. Содержание лекций К. известно в основном по воспоминаниям студентов и др. слушателей. К. называл себя «историком-объективистом», любил повторять: «Нет ничего вообще, а все в частности» ( Беляев. 1916. Вып. 2. С. 2); считал, что нужно опираться только на факты, почерпнутые из первоисточников. По признанию одного из учеников, «историк-экзегет поражал всех обширностию эрудиции, тонкостию анализа, высотою созерцания и особенно благочестивым проникновением в тайны Провидения» ( С-в.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Н.Д. Горчаков В 1785 году Митрополит Платон собственным иждивением основал монастырь Спасо-Вифанский, в 5 верстах от Троицкой Лавры, или от дома Преподобного Сергия, как называют эту знаменитую Обитель древние летописцы. В 1787 году монастырь Вифанский совсем отстроен, но не был самостоятельный, а принадлежал Лавре – до 1797 года, когда Император Павел I-й, посетив его после своей Коронации; повелел числить во втором классе и при нем устроить Семинарию, для содержания которой назначена, по тогдашнему времени, значительная сумма. Наместнику Лавры Троицкой велено быть и Архимандритом Вифанским; из них первый был Назарий. К основанию монастыря Вифанского Платон приступил, когда последовало дозволение от Екатерины II – й , иметь ему по своей воле пребывание и в Троицкой Лавре, поруча Епархиальное правление назначенному Викарию, Крутицкому Епископу Амвросию, в последствии бывшему Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому: – Архипастырь Московский желал в построенной им Обители окончить жизнь свою, назначив тут и место для своего погребения. Монастырь имеет каменную ограду с башнями; к большей Московской дороге вид его отрыт и хотя не представляет великолепия и огромности, но привлекает зрение воспоминанием о незабвенном его основателе и близости к Лавре величественной, часто посещаемой Особами Августейшего Императорского Дома, усердствующими богомольцами из всех стран Государства Российского и Иностранными путешественниками. – В Монастыре соборная церковь Преображения Господня, по внутреннему устройству, может назваться единственною: другой подобной нигде нет. Она стоит против св. ворот, над которыми колокольня имеет фигуру кругло-продолговатую. При первом входе в нее, она поражает удивлением. На месте, где по обыкновению должно быть иконостасу, представляется искусственная гора, на которой виден позлащенный иконостас и Престол. Эта мысль принадлежала самому Митрополиту Платону и она показывает, какой гениальный дар имел в изобретении этот достойно славимый Иерарх, которого известный Киевский Проповедник Леванда называет отцом отцов. – В самой горе придел Воскресения Лазаря, а в стороне хранится деревянный гроб, в котором обретены мощи Св. Сергия Радонежского. Тут же погребен и сам Основатель этой церкви и обители, Митрополит Платон. Над гробом его многие посетители совершают панихиды, испрашивая блаженства душе Святителя, которого имя и теперь еще произносится с уважением и воспоминанием важных заслуг его Церкви, Отечеству и Просвещению оказанных. – На крышке гробовой следующая самим Платоном сочиненная надпись: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкой Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010