Церковные дела обсуждались на ежегодных епископских синодах, обычно приуроченных к годовщине посвящения правящего папы. Мы уже видели, что непосредственная юрисдикционная власть римского епископа на Западе была фактически гораздо более ограниченной, чем власть великих восточных патриархов (особенно Константинопольского и Александрийского) над подведомственными им территориями. Смуты и неурядицы VIb. не способствовали расширению папского управления. На практике власть папы ограничивалась епископами соседними с Римом (suburbicarii), юга Италии и трех больших островов-Сицилии, Сардинии и Корсики. В этих областях папа осуществлял права митрополита. Он хиротонисал епископов после избрания кандидатов на месте. Только в случаях, когда избрание оспаривалось, папа имел возможность назначить им самим избранного кандидата 584 . Вне этих границ папская власть была прежде всего нравственным и вероучительным авторитетом. В Африке, Испании и провинциальных митрополиях Северной Италии-Милане и Аквилее- Церковь имела полное самоуправление. «Патриаршие» права папы над его викариями в Галлии и Иллирике ограничивались разрешением местных конфликтов, если к нему апеллировали. Отношения между римскими епископами и константинопольским двором были сердечными – по крайней мере до царствования императора Константа II и монофелитского кризиса, но для них была характерна некая двойственность. Согласно прочной местной римской традиции, столь четко сформулированной святым Львом I, папа пользовался властью в силу петрова апостольства своей кафедры, тогда как императоры были склонны видеть в нем одного из двух главных «имперских» патриархов наряду с его коллегой из «нового Рима» на Босфоре. Никто, конечно, не возражал против императорского контроля над избранием пап, который раньше, в Vb., осуществлялся западными императорами, а также готскими королями. Но напряженность между двумя концепциями римского примата проявлялась в таких случаях, как затяжной конфликт из-за роли епископа Равенны. Этот город сделал главным церковным центром назначенный Юстинианом епископ Максимиан (546–556), который завершил строительство нескольких равеннских храмов, включая церковь святого Виталия с его знаменитой мозаикой, изображающей Юстиниана и Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

28 Мая – 26 Июня 1945 г. Патриарх Алексий в сопровождении митрополита Николая, архиепископа Тульского Виталия (Введенского), протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, иеромонаха Ювеналия, священника М. Зернова (впоследствии архиепископ Киприан) и протодиакона С. Гурикова совершил путешествие по Ближнему Востоку. Русская церковная делегация посетила Иерусалим и Палестину, Египет, Ливан, Сирию; при этом имели место встречи с предстоятелями Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквей. Патриарха Московского везде принимали с большой честью – как ангела Церкви Русской. Помимо братских контактов с предстоятелями Поместных Церквей Святейший Алексий имел встречи с Королём Египта, президентами Сирии и Ливана. 528 Кроме того, в Апреле 1945 г. Русская церковная делегация во главе с архиепископом Псковским Григорием (Чуковым) посетила Болгарию, приветствуя от имени Русской Церкви экзарха Болгарского Стефана со снятием с Болгарской Церкви схизмы, положенной Вселенским Патриархатом в 1872 г. Делегацию Московской Патриархии приветствовали церковные и гражданские руководители Болгарии, а также советские военные власти. 529 Тогда же делегация во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) посетила Югославию, где её тепло принимали югославские церковные и гражданские руководители, в том числе маршал И.Б. Тито. 530 В Мае Русская церковная делегация во главе с епископом Кишинёвским Иеронимом (Захаровым) посетила Румынию, где её принимали Румынский Патриарх Никодим, а также румынские государственные и советские военные деятели. 531 10 Июня из Кипра в Лондон вылетели митрополит Николай, протопресвитер Н. Колчицкий и иеромонах Ювеналий, где в их лице король Англии Георг, архиепископы Кентерберийский и Йоркский, представители британской общественности приветствовали Русскую Церковь . 532 В 1945 г. произошло восстановление административно-канонических связей с Московской Патриархией ряда Русских епархий и приходов за рубежом. С этой целью делегации Московской Патриархии посетили Францию, Германию, Чехословакию и Австрию, Китай, Финляндию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77 Kreuzer. Abbildungen zur Symbol, u. Mytliol. tat. XXVI. Изображение это до такой степени сходно с изображением Богоматери по общему византийскому типу, что при иных условиях может обмануть наблюдателя. 82 См. описание этих рукописей у Кондакова в «Истории византийского искусства по миниатюрам греч. рукоп.» 1877. 83 De Rossi, Bullet, di archeologia Crist. " 1867. p. 44. Marangoni. Acta s. Victorini p, 39–40. Изображения Богоматери в катакомбах Каллиста, Домициллы, Петра и Марцеллина, Агнесы и Прискилы еще не имеют нимбов. 84 Сюда относятся: мозаическое изображение агнца в боковой капелле ла- теранскаго вантистерия (V в.); мозаики в церкви Косьмы и Дамиана (530 г, рис. у Ciampini Vet. той.т. i!. tab. XVi), св. Виталия в Равенне (547г. ibid, tab. XVIII), где агнец стоит в центре свода, усеянного звездами: это символ неба, к которому открыт доступ людям жертвою агнца; далее – на саркофаге Валентиниана в Равенне – с монограммою Р. (ср. AHegranza: Мо- num. Ant. di Milano p. 41); наконец в церкви Аполлинария во флоте (in classe) в Равенне (Ciampini t. И. tab. ХХШ). 85 Arringhi t. II. p. 14. Также на дверях церкви Пуденцианы в Риме с надписью: Hic agnus mundum restaurat sanguine lapsum mortuus et vivus idem sum pastor et agnus (cp. Ciampini. Vet. mon. t. I. p. 27). 87 Suppedaneum, у греков, – термин отожествляемый глоссариями с «scabellum», «subsellium», «subpositorium». По словам Климента Александрийского Stromat. 1. 16., он произошел от Персов. Гомер усвояет его Елене и Улиссу в Одиссее IV ст. 136; X ст. 315. В христианской иконографии встречаем его преимущественно в изображении Бога Отца, I. Христа и Богородицы. Martigny 1’art «subsellium» p. 622. 88 Примеры: в Кирхерианском музее в Риме; Неаполитанском, Парижском Клюньи 406, Флорентийском вантасгерии и в церкви S. Paolo iori le mura (13 в.). 90 В трибуне этой церкви подобный же символический сюжет: Иисус Христос в виде агнца – на горе с 4-мя реками; по бокам 12 агнцев апостолов и 2 города с роскошными цветущими деревьями... Выше Христос, стоящий в бурных волнах Иордана. Совершенно сходная мозаика в базилике Пракседы в Риме (символы Евангелистов, все сполна); а также отчасти – мозаики в триумфальной арке базилики Марии за Тибром (in Traste- еге): агнец в нимбе на троне; 12 агнцев по сторонам и 2 города с подписью: «Hierusalem и Bethlehem», – и в абсиде церкви св. Климента в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Архив Пн Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в торжествах по случаю официальной интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея 4 октября 2010 г. 11:23 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея . По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей. Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр ( Русская Зарубежная Церковь ). 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , архиереи Сербской Православной Церкви, а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской — митрополит Галльский Эммануил, Александрийской — митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской — архиепископ Филиппопольский Нифон , Иерусалимской — архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской — митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской — митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской — митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской — митрополит Видинский Дометиан, Элладской — митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской — митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской — архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке — епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.

http://patriarchia.ru/db/text/1290356.ht...

Между тем позиции монофизитов на Востоке продолжали укрепляться, что побудило императора Зенона, стремившегося не допустить разрушения религиозного единства империи, что в то время было равнозначно единству идеологическому, предпринять вместе с патриархом Акакием попытку примирить веру Вселенских Соборов с монофизитством, в результате чего в 482 г. был издан Генотикон, то есть «объединительный указ». Акакий и Зенон исходили из убеждения, что объединение должно происходить на основании общего наследия, все то, что разделяет, они решили просто опустить. Поэтому в документе признавались Вселенскими Соборы Никейкий, Константинопольский и Эфесский, а также двенадцать глав св. Кирилла Александрийского , о Халкидонском же Соборе Генотикон вообще не упоминал. При этом запрещались всякие дальнейшие теологические споры и новые догматические определения. Но успех, представлявшийся столь несомненным, оказался, в действительности, очень скромным. Египетская Церковь , где абсолютно доминировали монофизиты, и привлечение которой к единству, собственно, и было главной задачей Генотикона, встретила императорский указ очень сдержанно, интерпретировав его в своем смысле, то есть противоположном догматам Халкидонского Собора и определениям св. Льва Великого (50, с. 305). Будучи компромисным решением, Генотикон не удовлетворил ни христиан, исповедовавших веру Вселенских Соборов, ни монофизитов, и был принят людьми либо слабыми, либо равнодушными к религии. Желая достичь объединения, Генотикон вызвал обратное, став причиной первого раскола между Западом и Востоком, который продолжался в течение 25 лет. Предпринимая последнюю попытку урегулировать отношения с Константинополем, св. Феликс II направил в столицу империи своих легатов: епископов Виталия и Мизена, и дефенсора Феликса, с посланием императору Зенону. Но в Константинополе легатов вначале заключили в тюрьму, а затем дарами склонили принять Генотикон. Узнав об этом, Папа созвал собор в Риме и 22 июля 484 г. отлучил от Церкви патриарха Акакия и своих легатов. Акакий, в свою очередь, ответил тем же, вычеркнув имя Папы из церковных диптихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прим. издателей Migne, gr. s., t. 26, p. 798). В 362 году эта церковь принадлежала мелетианам, но когда они заняли ее? Хорошо осведомленный арианский источник пасхальной хроники сообщает, что, Мелетий, возвратившись из ссылки при Юлиане, насильно занял ее, опираясь на многочисленность народа и клириков, отовсюду сбежавшихся к нему, из которых он называет Дидора и известного Виталия, впоследствии аполлинарианского епископа Антиохии (Pasch. Chron., ibid., р. 547. 548). Правда, послание александрийского собора 362 г. не упоминает о присутствии Мелетия в Антиохии, но оно, во-первых, направлено к епископам никейцам, уполвомоченных от собора (Евсевию и Астерию) и случайно находившимся там (Люциферу, Киматию и Анатолию); во-вторых, имело в виду главным образом общину Павлина. Под «имеющими собрания в старом городе» легко мог подразумеваться и Мелетий. С другой стороны, было бы совсем непонятно, почему Мелетий должен был бы оставаться в ссылке, тогда как все другие изгнанные епископы возвратились на свои места вследствие распоряжения Юлиана. Что Мелетий во время посещения Евсевием верчельским Антиохии находился здесь, это видно из Socr., Н. Е., III, 9. Тот же историк говорит, что Павлин имел внутри города маленькую церковь, из которой Евзой не выгнал его по личному к нему уважению (ibid.). 1385 При возвращении в александрию после сардикийского собора Афанасий, остановившись в Антиохии, вступил в общение с евстафинами и делал собрания вместе с ними в частных домах (Sozom. III, 20). Послание к антиох. называет «сущих с Павлином» возлюбленными вашими. 1386 Ruf. Н. Е., I, 30. Руфин уверяет, что Люцифер рукоположил Павлина вопреки обещанию (contra pollicitationem), данному им Евсевию. Ср. Socr. Н. Е., III, 9. 1389 Hieronym. adv. Lucif. Migne, part. lat. XXIII, p. 175; s. Athanas. ad Rufinian Migne, gr. s., t. 26, c. 1180; Hilarii Fragment. Histor., XII, Migne, lat. s., t. 10, 714–716. 1390 Среди языческого и христианского общества были распространены слухи, что Юлиан погиб от руки христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Подобне и о спрягшихся в новобрак коликие подвиги имеша: отлучение тое же, необратное же от тех убегание, яко никогда же знаемых, и непождательное тех из пустынных селений в мир изгнание, и недопущение их не точию в чий дом знаемых, но ни к родителем своим; обращающимся же завещание таково: яко или да муж в отдаленное от жены жилище прейдет, или жена в далеком от мужа расстоянии поселение свое возимеет. Ты же ни законы прежде бывших отец наших пустынножительных обозрел еси, ни целомудренного жития ревнивых братий и сестер воспомянул еси, ни чинимого преступающим пустынные обычаи жестокого наказания в память прияти восхотел еси, но едино фарисейского нрава песие бесстудие прием, лаети на праведные и грешные единако; не воспомянул еси святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, к клевещущим на святого Виталия, ходящего по вся дни к блудницам в блудилище, глаголющаго: престаните от осуждения, ибо великий Константин царь, данные ему на епископы и клирики написанные греховные дела сжегши, рече: аще бых епископа, или иерея, или инока моима истыма очима видех на греховном деле, то моею одеждою покрыл бых его, да ин никтоже узрит того грешаща. Приводиши ли святого Златоуста, обратившего око на клир свой, имущий при себе дев, аки духовных дщерей и сестер, нарицаемых ими агапиты? Представлявши ли святых соборов священная правила о недержании епископу, пресвитеру, диакону и всякому причетнику в дому своем жены, кроме матери, сестры, и тетки? и о сих убо отеческих завещаниях и соборных запрещениях добре вемы и почитаем, и исполняти по крайней нашей возможности усердствуем. Но и тии отечестии законы больше утверждают таковое, весьма незазорное, пребывание имети церковному клиру, а не простому народу. Обаче и простой народ от сих преданий, якоже мню, несть свободен, ибо и Спаса нашего чтем глаголы: всяк, рече, воззревый на жену, еже вожделети ее, уже прелюбодействова с ней в сердце своем, – не рече убо просто воззрети, но еже вожделети ее: раздели простое зрение от лукавого сердечного залога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Программа паломнической поездки: Рим, Бари, Венеция, Падуя, Равенна, Ортона. 8 дней/7 ночей с 25 апреля по 2 мая 2011 года. Паломнический центр апостола Фомы в Европе приглашает провести Светлую Седмицу у святынь земли Италийской. Города: Рим, Бари, Венеция, Падуя, Равенна, Ортона. 8 дней/7 ночей с 25 апреля по 2 мая 2011 года. Церковь Николая Чудотворца в г. Бари Рим: Св. Алексей человек Божий, Святая Лестница (по которой Христос поднимался на суд к Понтию Пилату), Честные Главы Первоверховных апостолов Петра и Павла, мощи святого Алексия Человека Божия, святого Вонифатия, священномученицы Киприаны и мученицы Иустины. Посещение церкви Божией Матери «Великая» Santa Maria Maggiore поклонение чудотворной иконе «Спасение народа римского», катакомбы христианских мучеников. Бари мощи Святителя и Чудотворца Николая Венеция мощи святого апостола Марка, святого праведного Захарии, святого Афанасия Великого — Патриарха Александрийского, десница св. Василия Великого Падуя паломничество к мощам св. муч. Иустины, молебен перед мощами св. Евангелистов Луки и Матфея Равенна «Мозаики ушедшей Византии». Равенна — город, который в VI веке являлся официальной территорией Византийской империи. В храме св. Виталия – небесного покровителя города, молебен перед его честными мощами. Посещение мавзолея Галлы Плацидии, где находятся наиболее известные мозаики византийского периода Равенны — они выполнены спустя столетие после того, как Христианство стало официальной религией Византийской империи. Ортона мощи Св. апостола Фомы Флоренция Молебен в историческом православном храме Рождества Христова и Святителя Николая. Посещение собора Божией Матери «В Цветах» Поклонение Главе Святого Иоанна Златоуста, мощам св. Зенона. Заказ по телефону: «St. Thomas — TdF» GmbH Паломнический центр апостола Фомы в Европе тел: +7 926 0216437 факс + 49 6502 30 96 Веб сайт: http://thomas-tdf.de/ Программа паломнической поездки 1 день 25 апреля В 08:10 прибытие в аэропорт Рима. Паломничество по Риму: Св. Алексей человек Божий, Святая Лестница (по которой Христос поднимался на суд к Понтию Пилату), Честные Главы Первоверховных апостолов Петра и Павла, мощи святого Алексия Человека Божия, святого Вонифатия, священномученицы Киприаны и мученицы Иустины. Посещение церкви Божией Матери «Великая» Santa Maria Maggiore поклонение чудотворной иконе «Спасение народа римского». Свободное время в центе Рима. Экскурсия Античный Рим: Колизей, арка Константина, императорские форумы, Капитолийский холм, театр Марчелло. Ночлег.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-italia/

Отец Симеон замолк. Мы все молчали, ждали еще его слова. Он обвел всех нас тихим своим взором и сказал: «Теперь о главном. Богородица – наша радость, наша сладость. Она, и только Она – наше упование и надежда на Страшном Суде. «Радуйся, праведных веселие. Радуйся, грешных упование!» (акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее Казанской. Икос 1-й). Ей одной дана ныне власть спасать нас, несчастных. От Нее-то мы и получаем теперь тихое веселие, упование. Она-то матерински и держит ныне весь мир, готовый низвергнуться в ад кромешный. А кто утешает пустынников, изгнанников, бездомных, зело грешных и кающихся, как не Она – Милосердная Мать заблудших! Потому мы и не отчаиваемся, хоть и тонем в пучине греха и нерадения. Потому мы тайно веселимся, хотя и живем при всех неудобствах и даже смертельных опасностях. Вот где тайна нашей живучести и выживания! Мы любим Владычицу и доверяем Ей всё наше горе неисправной жизни. Она же понимает нас, жалеет и любит, особенно тогда, когда мы каемся Ей, плачем о своих грехах, как малые, непослушные дети исповедуем Ей свои беззакония и обещаем сколько-нибудь исправиться». Подняв свою голову и обведя всех нас светлым взором, старец Симеон в заключение сказал: «Держитесь! Держитесь, мои милые, крепче держитесь Царицы Небесной. Читайте Ей акафисты, каноны, читайте Иисусову молитву, времена наши страшные и сугубо опасные: ложь, обман, обольщение, черная культура охватили весь мир. Христианство в опасности. Даже Церковь Божия и та незаметно впадает в цепи обольщения и коварства сатаны. Покаянно восплачем пред Царицею Небесной, да умолит Она Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он еще пощадил мир наш безбожный от заслуженной гибели». Ныне память преподобного Виталия Александрийского, который жил в VII веке (22 апрель/5 мая). Когда ему было уже шестьдесят лет, он взял на себя необычайный подвиг – обратить блудниц к покаянию. Зарабатывал он двенадцать монет в день, покупал себе один боб, съедал его, остальные же деньги нес блуднице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

По этому поводу 9 мая Патриарх Фотий направил архимандриту Василию телеграмму: «Опечалены известием о смерти маститого митрополита Вениамина. Поручаем Вам выразить наше сожаление» 572 . В официальном некрологе обновленцев о почившем было сказано, что «большим авторитетом и уважением он пользовался на православном Востоке у Вселенских патриархов Василия III и Фотия II, патриарха Иерусалимского Дамиана и Александрийского Мелетия» 573 . В пасхальной поздравительной грамоте от 17 мая Патриарх Фотий еще раз пособолезновал раскольникам: «Глубоко огорчила нас кончина маститого Вашего Председателя Высокопреосвященнейшего митрополита Вениамина. Господь да упокоит его в селениях праведных» 574 . Свои чувства российским обновленцам засвидетельствовал и Грузинский Католикос Христофор, который сообщил, что его Синодом «память о почившем Владыке (Муратовском. – свящ. А.М.) почтена была вставанием и пением почившему вечной памяти». «Искренне соболезнуя Св. Синоду Всероссийской Православной церкви в этой тяжелой утрате, – продолжал далее Христофор, – я вместе с Патриаршим Синодом выражаю радость в том, что Великий Пастыреначальник воздвиг достойного преемника приснопамятному почившему Владыке Вениамину в лице митрополита Виталия» 575 . Действительно, новый председатель обновленцев Виталий (Введенский) был «достойным преемником» почившего, в том смысле, что, как и Вениамин (Муратовский), был лжемитрополитом, возглавлявшим псевдоцерковное безблагодатное сообщество, но на Востоке этого как бы не понимали. Обновленцы горячо благодарили за соболезнования, особенно, разумеется, Патриарха Фотия. «Вместе с сим, – писали они ему, – Св. Синод сообщает Вам, что он с чувствами искренней признательности принял от о. Архимандрита Василия фотографический портрет Вашего Всесвятейшества с собственноручною Вашею надписью, присланный Вами чрез о. Архимандрита в благословение и для выражения чувств благоволения и преданности Св. Синоду со стороны Вашего Всесвятейшества. Св. Синод в заседании своем 31 мая с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010