Лебедев Д. Α., свящ. Антиохийский собор 324 г. и его послание к Александру, епископу Фессалоникийскому//Христианское Чтение. 1911. Июль–август. С. 831–858; Сентябрь. С. 1008–1023 (и отдельно). 205 Seeberg Ε. Die Synode von Antiochien im Jahre 324/325. Ein Beitrag zur Geschichte des Konzils von Nicaea//Neue Studien zur Geschichte der Theologie und der Kirche, herausgeg. von N. Bonwetsch und R. Seeberg. XVI. Stuck. Berlin, 1913. 206 Schwartz, VI. Nachrichten, 1905, 3. S. 272 (перевод Швартца). 207 Болотов В. В. Theodoretiana//Христианское Чтение. 1892. II. С. 121, 148–154. Предположение об Александре Фессалоникийском как адресате послания Александра Александрийского высказано было некогда еще Ба–люзом. Ср.: Христианское Чтение. 1907. I. С. 261–263. Об адресате анти–охийского послания ср.: Лебедев, 840 (10). Доводы В. В. Болотова признал убедительными и Швартц, когда они сделались ему известны, и согласился с выводом отсюда и об адресате антиохийского послания. Зееберг, однако, несмотря на это, пытается отстаивать распространенное на Западе доныне мнение об Александре Византийском как адресате и послания Александра Александрийского, а отсюда и послания Антиохийского собора, но без серьезных доказательств и потому не слишком решительно. См.: See-berg, 57–67. 208 В позднейшем памятнике, т. н. Libellus synodicus, правда, говорится, как о председателе Анкирского собора, о Маркелле Анкирском, наряду с которым поставляется Агриколай, епископ Кесарии Каппадокийской (Mansi, II, 539). Те же имена стоят на первом месте в армянском списке у Rackham в Studia biblica et ecclesiastica. Oxford, 1891. III. P. 211 (по рук. Conybear " a). Но в латинских (ed. Turner) и сирийских (ed. Schulthess, 29–31) списках отцов этого собора первое место занимает Виталий. Libellus synodicus зато называет Виталия председателем Неокесарийского собора, бывшего вскоре, вероятно, после Анкирского. В латинских и сирийских списках отцев этого собора, имеющих очень близкое сходство со списками участников Анкирского собора, на первом месте также поставлен Виталий Антиохийский. 209

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Сергий 24 августа 2013, 00:38 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства. Н.Н. 23 августа 2013, 23:39 Василий: " Неприятные ощущения вызывает не столько статья, сколько ее возможный эффект... И статья эта неизбежно посеет разделение и превозношение. " Я воздерживаюсь, а вы нет, значит вы не истинно православные, поднимайтесь до моей высоты, или погибайте " . Или же " и я не воздерживаюсь, и вы, но зато я прочитал эту статью, теперь могу поучать вас, как надо жить " . Василий, удивительный Вы человек! Ну откуда Вы это взяли?! Сами же придумали! Говорите о (за) себе(я). Не надо домысливать за других - это грубейшая ошибка, которая может Вас здорово подвести... Какое-то свободомыслие в одной голове... Руслан 23 августа 2013, 22:17 Здесь одни адекватные комментарии у Василия и Виталия,уж извините. Молодцы! Конечно,то что пишет автор это идеал к которому должны стремиться семейные пары,НО,к этому надо приходить постепенно,и даже не за один год,процесс этот длительный,в один миг семейные люди не могут стать воздерженицами и постниками. Во всём должна быть мера,и у каждого она своя. Это касается и вкушения пищи в посты-везде говорится по МОНАСТЫРСКОМУ УСТАВУ(!) можно вкушать то-то и то. Вопрос-достиг ли ты высоты монашеской жизни в миру мирянином,стяжал ли ту благодать что монахи денно и нощно моляшася в Церкви-чтоб понести такой пост?

http://pravoslavie.ru/63556.html

261 «Эти доносы, в преувеличенном виде, представил [римскому папе] Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия [посланцев папы в Константинополь] в общении с еретиками, так как (при них) имя [александрийского патриарха] Петра [Монга] было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталие в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание [константинопольского] Акакия к [римскому папе] Симплицию, в котором сказано, что Петр [Монг] давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к [императору] Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру». 262 Василий Киликиец (VI в.) – христианский богослов и историк, написавший не сохранившуюся до нашего времени «Церковную историю» (описывающую события от середины IV в. до 540 г.). 263 Вероятно, ошибка переписчика и ниже следующий фрагмент заимствован не из пятой, а из первой книги «Церковной истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

В ряде житий, написанных знаменитым агиографом VI века Кириллом Скифопольским , житий преп. Ефимия Великого, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, Саввы Освященного, Кириака, Иоанна Молчальника и Феогния Витилийского, в греческой переработке Иеронимова жития Иллариона Великого, в житиях подвижников: Харитона, Мартиниана, Малха, Анины, Досифея, Иакова Постника и Георгия Хозевита, отражается поэтичная обстановка и аскетические подвиги палестинских обителей, скитов и пустынь. Легенды об Иерусалимском патриархе Модесте, мученичество вмч. Анастасия Перса и особенно биография преп. Порфирия еп. Газского, написанная его учеником диаконом Марком, вместе с соответствующими местами житий преп. Саввы и Иллариона, знакомят нас с городскими бытом Палестины в вв. Наконец, опасности монашеской жизни в синайских скитах, в непосредственном соседстве с дикими кочевниками пустыни изображают рассказы об избиении монахов-синаитов в IV и V вв., а также житие великого синайского аскета Иоанна Лествичника . Обращаясь к византийскому Египту, прежде всего, встречаем аналогичный палестинским, аскетические жития подвижников Антония Великого , Пахомия Великого , Онуфрия В., Макария, Паисия В., Павла Фивейского, Марка Афинского, Арсения В., Пимена, Виссариона и Синклитикии, рисующие одинокие подвиги борьбы с плотью и глубокое аскетическое миросозерцание этих бесстрашных обитателей пустынь. Наоборот, другой ряд агиографических произведений: собрание александрийских чудес вмч. Мины, хроника чудесных исцелений мучч. Кира и Иоанна, и выше упоминавшаяся биография александрийского патриарха свт. Иоанна Милостивого, написанная Леонтием Неапольским, воскрешает перед нами пёстрое население и кипучую шумную жизнь великой эллинистической столицы Египта в V и VI вв. Целый ряд святых и написанных по-гречески их житий, выставили византийские Сицилия и Южная Италия. Тут следует отметить жития преп. Льва Катанского, Григория Агригентского, Илии Младшего, Илии Спелиота, Луки Корлеонского, Луки Армонтского, Виталия Сицилийского, Нила Гроттаферратскаго, Христофора Саввы и Макария Сицилийских, Варфоломея Криптоферратского, Филарета Калабрийского, Иоанна Фериста и Варфоломея Потирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интронизация Патриарха Сербского Иринея — фоторепортаж «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября, 2010 «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх 3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) в храме Св. Апостолов в Печской патриархии в Косово, в присутствии нескольких тысяч верующих и гостей (по оценкам местной полиции, более 2500) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея. По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции, в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей. Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр (Русская Зарубежная Церковь). 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиереи Сербской Православной Церкви а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской – митрополит Галльский Эммануил, Александрийской – митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской – архиепископ Филиппопольский Нифон, Иерусалимской – архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской – митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской –  митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской – митрополит Видинский Дометиан, Элладской – митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской – митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской – архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке – епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Жизнеописатель (в полном житии) говорит о себе (п. 124.), что он родился от безплодных родителей, по благословению св. Феодором поясов их; потом, быв отдан в его монастырь на воспитание, выучился грамоте, жил при нем двенадцать лет монахом и был самовидцем его чудес. Так напр. (п. 120.) был свидетелем того, как Феодор смирил надменного Проконсула Боноза, насильно заставивши его с преклоненною головою внимать молитвам об нем; с умилением и благоговением видел чудесное возношение безкровной жертвы при священнодействии Феодора (п. 110.). Что же касается до других деяний святого, которых сочинитель не мог быть свидетелем, он говорит (п. 124.), что слышал об них или от очевидцев, служителей Преподобного, или от изцеленных им; сведения о жизни его в юности почерпал от его сверстников и соучеников (п. 22.); о многом узнал от него самого. В наших четьих-минеях такие признаки современности по большей части сглажены. 22. Житие Преподобнаго Виталия монаха (7 в.). Не сказано, откуда заимствовано. – Тоже в «Деяниях Святых» 11 января, стр. 702 из жизни св. Иоанна Милостивого, во время которого жил Виталий, – написанной Леонтием, Епископом Неапольским. О житии св. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, сказано выше под 12 ч. ноября. 26. Страдание Священномученика Василия, Епископа Амасийскаго (ок. 322 г.). От Иоанна пресвитера Никомидийскаго и от Метафраста сокращенно. – В «Деяниях Святых» апреля 26. греческий подлинник, в прибавлении стр. 56., и латинский перевод тех же актов стр. 416. У Метафраста тоже самое (Сурия, апреля 26.). Повествователь Иоанн пресвитер Никомидийский под конец говорит (п. 23.), что сам посещал Священномученика в темнице Никомидийской для разрешения недоумений, какие возбуждало тогда возникавшее арианство; но более подробные сведения о последнем подвиге святого и обстоятельствах за тем последовавших получил от Елпидифора, который был ближе всех к Святителю при жизни. Значительный отрывок из сего жития приводится в сочинении Евстратия (6 в.), «о душах умерших» (Bibl. Pair. ed. 1677. Т. XXVII. р. 373.). Май

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Виталий до шестидесяти лет прожил в Серидовой обители в строгом подвижничестве. Однажды он вдруг покинул обитель и переселился в торговую и богатую Александрию. Тут он узнал и записал по имени всех блудниц в городе и повел образ жизни такой. Целый день с утра до вечера он работал в городе, как поденщик, и за работу получал двенадцать монет. Из этих денег на одну монету он покупал бобов, и, по захождении солнца, съедал их, вечером же шел в дом разврата. Там он входил к одной из женщин, отдавал ей остальные деньги и говорил: «Вот тебе деньги; прошу тебя, соблюди себя эту ночь в чистоте». Затем он затворялся с нею в комнате. Она спокойно спала, а старец, став в углу, всю ночь простаивал на молитве. Утром, уходя от этой женщины, он просил ее никому не говорить, что он тут делал. Следующую ночь старец проводил у другой женщины и, таким образом, обойдя всех, снова начинал с первой. В сердцах несчастных невольно пробуждалось доброе, чистое чувство. Видя, как он целую ночь молится об их спасении, они стыдились спать, вставали рядом с ним и присоединялись к его молитве. Старец уговаривал их бросить гнусный образ жизни и обнадеживал милосердием Божиим. Многих он навсегда вывел таким образом из гнусных притонов: иные поступили в монастырь, другие вышли замуж, третьи жили трудами рук своих. Но все это оставалось в тайне; для всех же явным было посещение старцем домов разврата. Над ним стали смеяться и провожали по вечерам бранью: «Иди, окаянный, ждут тебя блудницы!» На брань и насмешки Виталий отвечал: «Разве я не такой же человек, как и все, не тою ли же плотью обложен? Неужели черноризцев Бог создал бесплотными? Поистине и черноризцы – люди!» Когда ему говорили: «Отец, отец, что ты делаешь!? Сними лучше с себя иноческий образ, чтобы он не бесчестился твоим поведением, возьми одну из блудниц себе в жены и живи, как все честные люди!» – Виталий с гневом отвечал: «Вот тоже! Что мне за выгода – взять жену, заботиться о детях, о доме и проводить дни в хлопотах и трудах! Что вы судите меня? Ведь не вам за меня отвечать Богу! Думайте каждый о себе, а меня оставьте в покое. Один всем Судия – Бог , Который воздаст каждому по делам его!» На Виталия и его поведение донесли, наконец, патриарху александрийскому Иоанну. Но патриарх не поверил обвинителям: при нем был такой случай, когда в таком же поведении был оклеветан один инок, оказавшийся евнухом от природы. Патриарх приказал обвинителям молчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   B начале сентября 680 г. римляне высадились в Золотом Роге. Император встретил их с великой честью, отвел им место во дворце Плакиды и обеспечил им содержание за свой счет.    Патриарх Феодор по-прежнему не верил в миролюбие римской церкви и вычеркнул имя папы Виталия из диптихов. Император, наоборот, в это время пришел к мысли, что конференцию следует превратить во вселенский собор, и потому решил убрать непримиримого патриарха Феодора. На его место он поставил пресвитера Георгия, тайного монофелита, но настроенного примиренчески. Благодаря всему этому стало возможным то, что в ближайшее же воскресенье по прибытии послов они участвовали в крестном ходе при церкви Пресвятой Богородицы во Влахернах. И в самый день прибытия легатов император опубликовал заготовленную сакру о созыве собора. Адресована она была на имя нового патриарха Георгия. Георгий должен был созвать всех митрополитов и епископов своего патриархата для исследования вопроса о волях и энергиях во Христе. Известил об этом император и Макария Антиохийского, чтобы и тот созвал свой епископат и выбрал и отправил в Константинополь своих представителей в срочном порядке, ибо римские легаты уже прибыли.    Безотлагательно 7 ноября собор уже собрался, открылся, именуя себя сразу «вселенским». Сам император не решался на это. Но решение последовало уже в лоне самого собора, чему император был очень рад. Может быть, это произошло так решительно потому, что явились на собор пресвитеры — представители двух заграничных патриархатов, в то время вдовствовавших: Иерусалимского с 638 г. (со времени смерти св. Софрония) и Александрийского с 653 г.    Большая часть заседаний собора происходила в большой «купольной» зале трулла внутри царского дворца εν τω σεκρετω του θειου παλατιου, τω ουτω λεγομενω Τρουλλω, по «Liber Pontificalis»: in basilica, qua Trullus appellatur, intra palatium.    Вот поэтому и продолжение этого собора через 10 лет (690—691 г.) специально названо собором «Трулльским».    С 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

21. Эти доносы, в преувеличенном виде, представил Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия в общении с еретиками, 213 так как (при них) имя Петра было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталии в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание Акакия к Симплицию, в котором сказано, что Петр давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий Константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру ». Но обратимся к дальнейшим событиям. Акакий написал послание к египетским предстоятелям, клирикам, монахам и всему народу, пытаясь тем прекратить раскол. Об этом он писал и александрийскому епископу Петру. 22. С усилением раскола в Александрии Петр не замедлил предать анафеме – как послание Льва и деяния Халкидонского Собора, так и тех, которые не принимали сочинений Диоскора и Тимофея, и стал убеждать некоторых епископов и архимандритов – присоединится к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Экзегетические исследования в России развивались гл. обр. после выхода Синодального перевода Библии. Полный комментарий ко всей Библии был осуществлен единственный раз в «Толковой Библии» (СПб., 1904-1913. 11 т.), начатый по инициативе и под ред. проф. СПбДА Лопухина и продолженный его преемниками. Попытка создания еще одного общебиблейского толкования была предпринята в XIX в. Г. К. Властовым , но закончить его автору не удалось. Целый ряд толкований был написан на отдельные части и книги Библии. Среди общедоступных изданий большое распространение получили евангельские толкования еп. Виталия (Гречулевича) , еп. Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов еп. Феофана (Говорова) об апостольских Посланиях, толкование на Апостол еп. Никанора (Каменского) , толкования на новозаветные книги прот. А. Полотебнова и др. ВЗ были посвящены популярные толкования епископов Палладия (Пьянкова) , Петра (Екатериновского) , Виссариона (Нечаева) , Иоанна (Смирнова) , Димитрия (Вознесенского) . Особым успехом пользовалось «Толкование Евангелия» (СПб., 1907. М., 1991р) Б. И. Гладкова , основанное на святоотеческих комментариях и трудах ученых XIX в. Более специальные труды принадлежали П. Юнгерову, еп. Антонию (Храповицкому), архиеп. Василию (Богдашевскому), прот. А. Рождественскому , архиеп. Варфоломею (Ремову) , еп. Феофану (Быстрову), протоиереям В. Платонову, В. Четыркину и др. III. Герменевтика и исагогика. Специальными герменевтическими трудами, посвященными определению фундаментальных принципов толкования, рус. Б. до 1917 г. небогата. К ним относятся книга архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М.,1809) и очерки П. И. Савваитова (Библейская герменевтика. СПб., 1844, 1859). Больше сделано в области изучения герменевтики патристического периода, в частности работы проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), в к-рой даны характеристики методов толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению совр. и патристической герменевтики много внимания уделено в кн. архиеп. (впосл. митрополита) Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики» (М., 1891; переизд.: Альфа и омега. М., 1999. 2(20). С. 92-107).

http://pravenc.ru/text/149119.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010