Манна Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественные бо манны предсудила еси безсловесно (безрассудно предпочла Божественной манне) любосластное страстей объядение (пресыщение). Свиная мяса и котлы и египетскую пишу паче небесныя предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. Спустя месяц по выходе из Египта израильтяне по случаю недостатка в пропитании подняли ропот на Моисея и Аарона, говоря: о если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вы вывели нас в эту пустыню, чтобы всех уморить голодом ( Исх.16:3 ). Эта жалоба была поводом к тому, что Господь стал посылать израильтянам чудесную пищу, которую они назвали манной, ибо, увидев ее в первый раз, они спрашивали: «Что это (мангу)?» Манна имела вид мелких снеговидных крупинок, а вкусом походила на лепешку с медом. Она ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога, почему справедливо называется пищей Божественной, небесной. Этой пищей израильтяне питались во все время странствования в пустыне до вступления в землю Ханаанскую ( Исх.16:11–35 ). Она была питательна, но ее однообразие, при отсутствии другого рода пищи, было причиной недовольства ею и жалоб со стороны прихотливого народа, помнившего, что в Египте, хотя тяжело было жить, не было недостатка в разнообразных снедях. И это недовольство Господь не оставлял без наказания. Однажды, когда они, сидя у шатров своих, с плачем воспоминали про обилие египетской пищи и говорили: кто накормит нас мясом? ( Чис.11:4 ) – Господь повелел сказать им, что Он даст им мясо и они будут есть его, пока оно не сделается отвратительным. И вот к стану израильскому налетело бесчисленное множество перепелов. Народ с жадностью стал собирать их и пресыщался их мясом. Но еще не прошла прихоть их, еще мясо было в зубах их, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ страшной язвой. Множество народа погибло от нее, и место, где произошло это событие, было прозвано «гробами похотения» или прихоти, ибо за прихоть пали здесь мертвыми сыны израилевы ( Чис.11:18–20,11:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Авва Аммон сказывал о себе, что он хотя слышал голос, говоривший с Антонием, но силы слов не понял.Об авве Макарии Египетском рассказывали: однажды шел он из Скита и нес корзины; в утомлении сел и так молился: " Боже! Ты знаешь, что я изнемогаю " ,– и тотчас очутился у реки.Один из отцов рассказывал об авве Ксое Фивейском: ходил он однажды на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал ему со вздохом: " Авва! Мы страдаем от бездождия " . Старец говорит ему: " Почему же вы не молитесь и не просите Бога? " . Брат отвечал ему: " И молимся, и просим – а дождя все нет " . Старец говорит ему: " Верно, не усердно молитесь? Хочешь ли знать, что это так? " – и, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Видя это, брат ужаснулся, пал на лицо свое и поклонился старцу. А старец убежал. Брат рассказывал всем о случившемся. Все слышавшие прославили Бога.В Скиту рассказывали об авве Моисее: шел он однажды в Петру, утомился на пути и говорил с самим собой: " Где мне достать себе здесь воды " . И был к нему голос, говорящий: " Иди и не заботься ни о чем " . Авва пришел в Петру. И пришли к нему некоторые отцы, а у него была одна только кружка воды, и та вся вышла, когда сварил он немного чечевицы. Старец скорбел. Он входил и выходил из келии и молился Богу. И вот взошло дождевое облако над самой Петрой, и дождь наполнил все сосуды его. После этого спросили у него старцы: " Скажи нам, для чего ты то входил, то выходил из келии? " . Старец отвечал им: " Я судился с Самим Богом: для чего Ты привел меня сюда, и у меня нет и воды, чтоб напились рабы Твои. Оттого я входил и выходил, и молил Бога, доколе Он не послал нам дождя " .Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал следующее: " Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: " Авва! Мне хочется пить " . Старец, сотворив молитву, говорит мне: " Пей из моря " . Вода сделалась сладкой, и я напился. После налил я воды в сосуд на случай, если бы на пути опять захотелось пить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

- Авва, я хочу спросить тебя: один помысел мне говорит, что Мелхиседек сын Божий, а другой, что он не сын Божий, а человек и архиерей Божий. Сам я стою в нерешительности, поэтому и обратился к тебе, чтобы ты помолился Богу, и Он открыл бы тебе истину. Старец сразу оживился от сознания своей прозорливости и дерзновенно попросил: - Дай мне три дня. Я спрошу Бога об этом и скажу тебе, кто такой Мелхиседек. Он пошел в пустыню и помолился Богу, спрашивая Его о Мелхиседеке. Вернувшись через три дня, он сказал блаженному архиепископу Кириллу, что Мелхиседек - человек. Архиепископ спросил: - Откуда ты это знаешь, авва? - Бог открыл мне всех патриархов, как они идут по порядку, и были они пред очами моими от Адама до Мелхиседека. Сам ангел мне показал: «Вот Мелхиседек, будь уверен, что это он». Авва ушел и с тех пор говорил всем, что Мелхиседек - человек. 14. Ученик аввы Силуана Захария вошел однажды в келью учителя и увидел, что тот стоит, в исступлении воздев руки к небу. Тогда он закрыл дверь и ушел. Он снова приходил в шестом часу и в девятом - учитель по-прежнему стоял на молитве. Около девятого часа он, постучавшись, вошел и увидел, что авва сидит молча. - Что с тобой сегодня, отче?- спросил Захария. - Сегодня я плохо себя чувствую, чадо. Ученик, припав к его ногам, сказал: - Не отпущу тебя, если не скажешь, что ты видел. - Я был восхищен на небо, - сказал авва Силуан, - и видел славу Божию. И там я стоял до сих пор, и только сейчас меня отпустили. 15. Старцы сказали авве Илию Египетскому, что авва Агафон - «хороший брат». - Он хорош в своем роде. - А по сравнению с древними? - спросили его. - Я уже сказал вам, что он хорош в своем роде, а что до древних, то я видел человека в Скиту, который мог остановить солнце, как Иисус Навин. Услышав это, братья изумились и прославили Бога. 16. Ученик аввы Виссариона авва Дула говорил, что как-то они пошли к старцу, а солнце было уже на закате. Тогда старец встал на молитву и сказал: - Умоляю Тебя, Господи, да остановится солнце, пока я не приду к рабу Твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

- Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его. 2. Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. - Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник. 3. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл - осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, - не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего. 4. Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести. 5. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: какая сему причина? - Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? - Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, - прости мне! - Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его. 6. Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. - Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. - Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, - не позволяй ему более ходить к тебе. - Авва Марк сказал ему: сын мой! в Писании сказано: не судите, да не судими будете (Матф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, - я и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к св. трапезе, я увидел - рассказывал сам старец, - Ангела, сходящего с неба, - он положил руку на главу пресвитера, - и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Втор. 10:19 . И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Возлюбите пришельца. Любовь к пришельцам сыны Израиля могли свидетельствовать не иначе, как точным исполнением благоволительных в отношении к ним законов Господа. Господь, требуя любви к пришельцам, определяет самую меру, до какой она должна простираться: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш, люби его, как себя ( Лев. 19:34 ). – Пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Это побуждение к любви в отношении к пришельцам, часто указываемое в законах Моисея (напр., Исх. 22:21 ), полнее разъясняется в другом месте: «Вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх. 23:9 ), т.е. по собственному опыту можете судить, как тяжело живущему в чужой стране терпеть притеснения от туземцев; вспомните, каково было вам в Египте, и не подражайте бывшим вашим притеснителям. Втор. 10:20 . Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися. Эти же слова читаются в 13-м стихе VI-й главы Второзакония. Изъяснение их представлено нами в толковании на предыдущую паримию, взятую из этой главы (см. выше). Втор. 10:21 . Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. Той хвала твоя. Народ Израильский, имеющий счастие знать единого истинного Бога, должен больше всего на свете ценить это счастье. Истинный Бог, чтимый сынами Израиля, поставил Себя в такое близкое отношение к ним, что никто больше их не имеет побуждений хвалить и славословить Его пред лицем Его и пред людьми неведущими Его, и что ничем больше они не должны хвалиться, как только верою в истинного Бога, и никакой другой славы себе не искать, кроме славы чтителей Его. – И той Бог твой. Он есть Бог всех народов, знающих и незнающих Его, как Творец и Владыка вселенной, но преимущественно Он есть Бог твой, Израиль, ибо сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои, – для тебя и на твоих глазах. Он совершил дела всемогущества в Египте и на пути из Египта, и ими прославил Себя не только пред тобою, но и пред окрестными народами, одним слухом о сих делах приведенными в страх и трепет ( Исх. 15:14 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его, а развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4–5 ), т. е. помоги врагу твоему развьючить и поднять на ноги осла. Подобную заповедь об отношении к врагам мы слышим в словах Соломона: «если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою» ( Притч. 25:21 ). Не только свои, единоплеменники и единоземцы должны быть предметом любви, хотя бы они были личными врагами Евреев, но также иноземцы, особенно пришельцы. «Пришлец, поселившийся у вас, говорит Моисей, да будет для вас тоже, что туземец ваш, и люби его, как себя» ( Лев. 19:34 ). Египтяне, Идумеи враждебно относились к Евреем, много наделали им зла, но и к ним заповедано было относиться снисходительно. «Не гнушайся Египтянином» ( Втор. 23:7 ), ибо вы сами были пришельцы в земле Египетской, т. е. не мстите им за те обиды, какие потерпели от них. «Не гнушайся Идумеенином, ибо он брат твой» ( Втор. 23:7 ). Законник, вопросивший Иисуса о спасении и получивший от Него подтверждение той мысли, что для сего надобно любить ближних, спросил его: «кто мой ближний». По всей вероятности он не почитал ближними Самарян, ибо известно, как Иудеи ненавидели Самарян и гнушались ими. Но когда услышал из уст Иисуса Христа притчу о милосердом самарянине, то должен был признать его ближним своим. Такое воззрение на Самарян, как на ближних и следовательно достойных любви, совершенно согласно с духом Моисеева закона. Правда, по этому закону надлежало преследовать и истреблять некоторые чуждые народы, например Хананеев, Амаликитян; но это не потому, что они были чужие им по происхождению, а единственно потому, что они сами были врагами Еврейского народа, а главное потому, что у них господствовало идолопоклонство, и они способны были оказывать гибельное влияние на религиозно-нравственную жизнь народа Божия. Они были врагами веры в истинного Бога, следовательно были врагами самого Бога. Посему, если позволено было народу Божию поступать с ними враждебно, сего требовала любовь к истинному Богу, ревность о славе Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На данном этапе выздоровления чтобы остаться трезвым, и трезвым не только внешне, но и душевно, т.е. находиться в мирном, уравновешенном состоянии, я стараюсь избегать тех мест, людей и разговоров, которые меня травмируют, ранят и всячески выбивают из состояния равновесия. Возможно, даже придется поменять работу, если там совершается много «возлияний» или постоянно случаются ситуации, когда моя трезвость под угрозой. Может быть, нужно изменить привычный маршрут, если по пути встречаются места, где я раньше пьянствовал. Если трезвости мешают некоторые люди, вернее, отношения с ними, я стараюсь прервать их. Всё, что меня разрушает, я пресекаю. Потому что это соблазн для меня. Это также касается и алкогольных стереотипов мышления. Например, установка на то, что грешника надо осудить, и как можно смелее. Церковь вспоминает сегодня преподобного Виссариона Египетского, подвижника и чудотворца. Смирение его было так велико, что, когда однажды священник велел одному из монахов, впавшему в грех, выйти из храма, вместе с ним, без всякой рисовки и демонстрации, вышел и Виссарион со словами: «И я грешен». Вот пример для меня, как избегать любого соблазна, покушающегося опять на сердечный мир. Опыт трезвой и ясной жизни говорит, что на место старых нездоровых отношений приходят новые, конструктивные и светлые, рождается вдохновение и целомудрие мысли, открываются иные двери. Поэтому я не боюсь поступаться тем, что напоминает прежний алкогольный ад. На сегодня моя молитва ко Христу о даровании желания, сил и мужества отсечь, вырвать из моего сердца всё, что мешает выздоровлению, любви и чистоте души. 20 июня. Память священномученика Маркеллина, папы Римского ( Мф.5:33-41 ) «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф.5:40 ). Люди внешние, не понимающие дух Евангелия, часто трактуют эти слова как проявление трусости, попустительства. В действительности, Христос всегда проявлял удивительную силу и мужество.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Соломон Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него: емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. Сластьми влекомъ страстей своих оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель (возлюбив) блудных жен и странен (отчуждившись) от Бога, егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. Соломон был мудрейшим из царей. Благодати премудрости он просил себе у Бога, собственно, для дел правления и суда ( 3Цар.3: 9–12 ). Но Господь даровал ему кроме этой мудрости необыкновенную мудрость в других отношениях: она была выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египетской. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревьях – от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены, говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона ( 3Цар.4:30,4:32–34 ). Имя Соломона стало синонимом мудрости. К сожалению, необыкновенная мудрость не спасла Соломона от падения. Этот мудрец поглупел как нельзя позорнее – отступил от Бога и поклонился идолам: служил Астарте, Хамбсу и Молоху, строил им капища. Что же было причиной тому? Сластолюбие, пристрастие к чувственным наслаждениям, и в частности, женолюбие. Любитель мудрости сделался страстным любителем блудных жен. Вопреки закону, запрещавшему царям иметь много жен ( Втор.17:17 ), у него было 700 жен и 300 наложниц. Вместе с израильтянками в гареме Соломона были и иноплеменницы. Эти-то последние и вовлекли его в идолопоклонство ( 3Цар.11:1–8 ), в служение богам, которым сами кланялись. Нет сомнения, что он не вдруг поддался их пагубному влиянию. Сначала он, конечно, ходил в капища идольские из одного любопытства: «Дай посмотрю, – говорил он себе, – как эти глупые женщины кланяются идолам». Он так надеялся на свою мудрость, что, удовлетворяя свое любопытство, считал себя далеким от опасности увлечься до участия в языческом богослужении. Надежда его оказалась, однако ж, тщетной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Внеземной разум насадил евреям веру в Бога Иегову и с помощью чудес («погремушек») заставил их признать его Единым истинным Богом. Затем он вывел еврейский народ в Палестину, что было против воли «отца небесного», перевоспитывавшего в еврейской плоти эгоистов из других народов. «Отец небесный», как следует из слов Виссариона, не смог предвидеть эту ситуацию , поэтому те, кто нуждался в исправлении, обрели свободу. На роль проводника идей внеземной цивилизации был избран Моисей, взошедший на Хорив и запечатлевший на ней Ветхий Завет с Богом Иеговой, т.е., по Виссариону, фактически с цивилизацией Люцифера. Религиозная часть этой информации представляет, по Виссариону, описание свойств не истинного «бога отца», а «единого» - источника материального мира, и была изложена в понятиях и терминах, свойственных только материальному миру. В итоге, с точки зрения Виссариона, произошла подмена: Бога Иегову внеземная цивилизация выдала за единственного Бога, тогда как, по мнению лже-Христа, богом был только его «отец небесный». Поэтому со времени Синая со словом «Бог» соединяли то, что с ним было не связано, а именно: учение о нем как творце материального неба, земли и плоти человека; учение о законе справедливости, который для евреев был сформулирован в идее заповеди «око за око», а для людей другой культуры выразился в законе обязательного воздаяния - кармы. Внеземная цивилизация приписала Богу волюнтаристский характер, будто бы творец и любит, и наказывает по своему предпочтению: «может пожелать помочь вам, а может и отвернуться от вас в гневе; о том, что он мудр и хитер и сам решает, кого миловать, а кого наказывать... говоря о гневе Всевышнего, преследовалась только одна цель: через ваш вероятный в таком случае страх перед наказанием внеземной разум желал оставить вас в неуемном стремлении к грубым действиям, противоречащим гармонии» . Из этого мифа Виссариона совсем не понятно, как цивилизация Люцифера узнала о переселении душ эгоистов в еврейскую плоть, ведь она неспособна постигать природу души («подвижный разум, абсолютно бессильный познать Суть Творца») . Неясно, как души эгоистов могут перевоспитываться, поскольку не помнили опыта жизни в других телах и не понимали, в чем они должны исправляться и за что же они страдают в египетском плену. Виссарионовское божество - «отец небесный» - не смогло, как оказалось, предвидеть замысел земной цивилизации по выведению евреев из египетского плена, хотя обладало для этого всеми возможностями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Правда, Я не спешил являть ему Мою помощь, Я молчал, но это потому, что ожидал от него молитвенного обращения ко Мне за помощью. Наконец Я дождался этого. Муки, какие терпит народ Мой от приставников над работами, исторгли из груди людей Моих вопль ко Мне о заступлении. Я слышу этот вопль и готов исполнить то, о чем Меня умоляют, – ибо и Сам вижу, как велика болезнь, огорчение людей Моих». Заметим, что незадолго пред сим умер тот фараон, при котором Моисей убежал из Египта вследствие неудачной попытки возбудить в Евреях желание избавления от Египетской неволи. Евреи терпели эту неволю по надежде, что с воцарением нового государя участь их облегчится. Но надежда не исполнилась. При новом царе продолжались прежние притеснения народа Божия, – и это, наконец, было причиною его вопля ко Господу ( Исх. 2:23 ). Снидох изъяти их из руку Египетску. Чистая мысль, заключающаяся в этом человекообразном выражении о Боге, может быть изложена так: «Я не могу долее терпеть несправедливости и жестокости притеснителей Моего народа, не могу долее оставаться в одном наблюдательном положении при виде страданий его, Я решился исторгнуть его из Египетской неволи». И извести я из земли тоя, – из земли Египетской. Еще Аврааму было открыто, что порабощение его потомков языку чуждому кончится спустя 400 лет после рождения Исаака, или 425 лет после переселения Авраама из Халдеи ( Быт. 15:13 ; Гал. 3:17 ). Время окончания этого срока приблизилось, как видно из слов самого Моисея ( Исх. 12:40 ), и вот Господь приступает к исполнению давнего Своего обетования. Он сошел извести людей Своих из земли Египетской и ввести их в землю благу и многу. Земля обетованная называется благою ради обилия в ней произведений царства растительного и ископаемого и водотечей ( Втор. 8:7–10 ). Многою, или большою она могла быть названа отчасти по сравнению с маленькою Гесемскою областью, отчасти потому, что несмотря на незначительные свои размеры, она могла прокормить огромное народонаселение, около 8 миллионов, судя по тому, что в царствование Давида в ней, после произведенной по его повелению ревизии, оказалось 1 570 000 вооруженных людей, не считая колено Вениаминово и Левиино ( 2Цар. 24:5–8 ; 1Пар. 21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010