А самая лоза виноградная была так красива, что цветущая зелень ее сравнивается с цветом гранатового яблока, что в еврейском выражается: как виноградная лоза в крови твоей, причем краснота цветов сравнивается с кровью. Так как Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ), то возвысившаяся и выпрямившаяся виноградная лоза была во гневе Господа вырвана и брошена на землю, чтобы в отношении к разрушению Иерусалима удержать образ прекрасной виноградной лозы. Ибо хотя бы и прекрасной была виноградная лоза, и хотя бы она распростирала длинные ветки, но если принять колья и тычины, то, соединившись с землей, она засыхает от жары; в особенности, если знойный ветер, который греки называют κασωμα, иссушит плод ее, так что она увядает и как бы сожигается пылающим огнем. Что же касается прибавленного Семьюдесятью: были наказаны, вместо чего в еврейском написано: завяли, то я не могу знать, какую связь это имеет. Но как виноградная лоза столь обильная, и плодородная и столь красивая пересажена была в пустыню, в земле непроходимой и жаждущей? Этим указывается на землю вавилонскую, в которую были переселены, или на Египет, куда бежали, или на самую иудейскую землю, в которой остались немногие бедные, над которыми был начальником Годолия, чтобы собрать остаток народа и управлять им. Но против него восстал из рода царского и из стебля ветвей виноградной лозы Исмаил, который убил его в Масфе (или в Масефе) и поел весь плод виноградной лозы, и после того не было в этой виноградной лозе крепкого стебля и скипетра властителей. Ибо никого не осталось из царей, который управлял бы народом, но убежали с Иоананом, сыном Кареи, в Египет. Вследствие этого является плач и притча плачевная, чтобы оплакивать царский род, который в Иудее прекратился до тех пор, пока придет Тот, Коему отложено, и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ). Отсюда ясно, что и предшествующее чтение, в котором говорится: почему мать твоя, львица, почила между львами, и то, в котором написано: мать твоя, как виноградная лоза в крови твоей, посаженная у воды, относится к Иерусалиму, который лишился львов и ветвей своих, и не осталось в нем стебля, из которого было бы поколение или скипетры властителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

прот. Александр Прокопчук Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы «Я – истинная виноградная лоза» (15:1). Это последнее в четвёртом Евангелии самоопределение, начинающееся с «Я есмь»; оно продолжено словами: «и Отец Мой – виноградарь» 181 . В этом сравнении, как и в некоторых других случаях (6:31, 15:11), Господь пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис 5:17 ). «Я насадил тебя как благородную лозу», – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию ( Иер 2:21 ). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: «Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды» ( Иез 19:10 ). «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Ос 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище. Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, «превратилась в дикую отрасль чужой лозы». Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из–за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой. Виноградарь заинтересован в том, чтобы на лозе было «много плода». Для этого Он очищает её ветви, «чтобы больший плод приносили» (15:2). Очищение учеников через проповедь Иисуса Христа (15:3 «Вы уже чисты чрез слово, которое Я сказал вам») надо понимать не как произошедшую с ними нравственную перемену, а скорее как их готовность принести «плод» благодаря знанию Его учения 182 . Ранее Господь уже сказал, что принять Отца и Сына смогут лишь те, кто поверил в Его слова (14:26). Теперь Он пять раз повторяет призыв «Пребудьте во Мне» (в четырёх стихах, с 4–го по 7–й) и дважды указывает на взаимозаменяемость Своего слова и Себя Самого 183 : «Слово, которое Я сказал вам. Пребудьте во Мне, и Я – в вас», «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (15:3 – 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Люди, не вникающие в сущность религии, сближают иногда христианство с мифологией. Они не понимают того, что древние мифы в истории человечества есть не уход от реальности мира, но, напротив, интуитивное прозрение и предзрение подлинной, высшей реальности мира, могущей пока быть видимой лишь в образах и символах. Наука сейчас относится к мифам совершенно иначе, чем раньше. В основе древних мифов человечества и наука теперь видит глубокие идеи жизни, жажду высшей, подлинной действительности. Чрез открывающуюся во Христе полноту истины, можно теперь расшифровать смысл древних мифов как духовных исканий человечества... К символике первохристианства принадлежат Рыба, Якорь, Агнец, Виноградная лоза, Пастух... Это образы самого Спасителя. Евангелие от Иоанна (15, 4–5) передает слова Христовы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»... На росписи купола храма пятого века в Эль Баунит Лоза помещена в центре купола, а ветви ее расходятся по сторонам. Встречается в катакомбах и символика сбора винограда, или птиц, клюющих виноград, что, конечно, относится к евхаристии, центральному таинству Церкви. Климент Александрийский в пятой главе своей книги «Педагог» говорит: «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь». Упоминаемая в Ветхом Завете виноградная лоза, которую принесли посланцы Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли обетованной... Лоза служит и теперь символом Земли обетованной для человечества, уже как Вечности во Христе. Люди причащаются Христа, Лозы; бессмертия. И в храмах наших мы видим образ Виноградной лозы, как Самого Христа, Божией Любви, несущей нам Вечную Жизнь. О евангельских и не евангельских грешниках Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди, по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Скачать epub pdf Глава 15 Прощальная Беседа Господа с учениками (продолжение: ст. 1–27). 1. Ин. 15:1 . Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Ис. 5 ; Пс. 79:9,15 д.; Мф. 21 п. 2. Ин. 15:2 . Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Флп. 1:11 . 3. Ин. 15:3 . Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Ин. 13:10, 17:8 . Со словами: встаньте, пойдём отсюда Господь с учениками Своими, вероятно, оставил горницу пасхальную, воспев заключительные пасхальной вечери псалмы ( Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ; ср. прим. к Мф. 26:2 ). – Я есмь истинная виноградная лоза и пр.: если предполагать, что Господь взял внешний образ для дальнейшей речи Своей, как нередко делает Он, из окружавшей и бывшей пред глазами действительности, то можно полагать, что образ виноградной лозы заимствован от разведённых по рёбрам горы Елеонской виноградных садов. Это был прекрасный образ для раскрытия и разъяснения ученикам тех отношений внутренних, духовных, в каких они всегда должны находиться к Нему, тем более, что этот образ так часто был употребляем в ветхозаветных писаниях ( Ис. 5 и далее; Иер. 2:21 ; Иез. 15 и далее; Иез. 19:10 и далее и др.), и ученикам, вероятно, был известен как образ для изображения духовных отношений. Пункт сравнения между виноградной лозой и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с её ветвями и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и во всяком, впрочем, растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа. По идее совершенно таков же употребляемый св. Ап. Павлом образ главы и членов тела ( Еф. 5:30 ; Кол. 2:19 ). – Истинная виноградная лоза: т. е. Я истина того в духовном смысле, что в природе представляет, например, виноградная лоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так, она хочет казаться и смоковницею и виноградом, производить и сладость и веселье, принимая вид Ангела света (2Кор.11:14) и подобием богопочтения обольщая многих. В Писаниях мы находим, что есть два различных рода смоковниц и виноградных лоз. Смоквы хорошия весьма хороши, и: смоквы горькия, весьма горьки (, - Иер.24:3) Вино, которое веселит сердце человека (Пс.103:15), и: вино яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:33). Но как скоро наконец воцарилось над людьми девство, то обольщение обличено и препобеждено, так как Перводевственник Христос ниспроверг его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды после того, как над всеми приняло власть девство, как возвещает и пророк Иоиль: не бойся земля, говорит он, радуйся и веселись; ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь животныя, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал пищу в правду (Иоил.2:21-23) Деревами виноградным и смоковничным, произрастившими для чад духовного Сиона плоды в правду, он называет прежние законодательства, которые стали приносить плоды по вочеловечении Слова, когда воцарилось над нами девство, между тем как прежде, по причине греха и великого заблуждения, они были бессильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять нам пищу, способствующую к жизни, пока процветала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщения; когда же Господь иссушил ложные и подражавшие истинным дерева, сказавши горько-плодной смоковнице: да не будет впредь от тебя плода во век (Мф.21:19), тогда истинно плодоносные расцвели и произрастили пищу в правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к Самому Господу (Ин.15:1), а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Посему и Езекии повелено было сначала приложить себе пласт смокв (4Цар.20:70.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

  XV, 1. Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть. 2. Всяку розгу о мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. 3. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Последнее обращение к ученикам указывает на значение слов: «Отец очищает лозу». Очищение производится Словом Божиим; только оно делает человека достойным приблизиться к Богу. Господь, глаголя: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель есть», напоминает древнее пророчество Исаии, произносившего по повелению Божию притчу, где Бог уподобляется также делателю 220 . Исаии V, 1, 2.... У Возлюбленного Моего был виноградник.... и Он обнес его оградою.... и насадил.... и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.... 5–6. И оставлю его в запустении.... 7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль». «Аз есмь лоза истинная, глаголал Господь, и Отец Мой делатель есть». Сопоставляя пророчество Исаии со словами Господа, мы видим, что мужи Израиля, предназначенные принести плоды добра, не могли принести их, хотя огражденные законом и очищаемые пророчествами. Израиль не сделался лозой Божией, лозой истинной, он принес дикие ягоды. Тогда явился Сын Божий во плоти, который во образе человеческом сделался Единым истинным Израилем, которого хотел создать Бог . Как человек, представляющий Собою все человечество, Он только есть «лоза истинная», возросшая по мысли Отца делателя. Посему естественно, что только ветви (рождие), принадлежащие к лозе истинной, суть соучастники плодородия лозы, жизнь которой есть Существо Второй Ипостаси Святой Троицы, нераздельное с пребывающим с ним Духом Святым. Не отделение Ипостасей изображается в словах 1 и 2 стихов, а образ делания и действования Бога всемогущего, во святой Троице покланяемого. Отец в милосердии Своем есть делатель; по мысли Божией Слово, являющее Невидимого, плоть бысть и становится лозою, в коей соединяется и Божество и человечество, дабы люди могли привиться к этой вечной лозе, дающей вечное счастье пребывающим неотделенными от неё. Не лозу, или корень, замечает Златоуст (бесед. 76, стр. 371), – очищает Отец но только рождие: о них Его попечение, ибо виноградная лоза есть Сам воплощенный Бог – Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Надо сказать, что иудеи, которые слышали из уст Спасителя эту притчу, и которые очень хорошо, часто наизусть знали Священное Писание , конечно сразу вспоминали одну древнюю песнь из книги пророка Исайи ( Ис. 5:1–7 ): «У Возлюбленного моего был виноградник… Он обнес его оградою, Очистил его от камней, И насадил в нем отборные лозы, Построил башню посреди его, И выкопал в нем точило, И ожидал, что он принесет добрые грозды, А он принес дикие ягоды» А заканчивается эта песнь словами: «виноградник Господа – есть дом Израилев». Но когда Господь рассказывает свою притчу, Он не просто повторяет песню из Исайи, Он развивает, дополняет ее, и, что немаловажно, ставит один очень существенный вопрос. В Ветхом Завете, не только у Исайи, но и в псалмах, и у пророка Иеремии виноградник является образом еврейского народа. В евангельской притче тоже кажется все достаточно понятным: домовитый хозяин – это Бог Отец; работники, которым он вручает свой виноградник – иудеи, старейшины и еврейские законоучители; слуги, которых он посылает – пророки; сын, которого они убивают – Единородный Сын Божий. Казалось бы, все понятно, но остается один вопрос: «А что же такое виноградник евангельской притче?» Иудеи, которые слушали Иисуса, полагали, что «виноградник» – это они. Но в притче Спасителя иудеи – это те, кому вручается виноградник. В результате смыслового сдвига возникает неожиданный и очень важный вопрос. Повторим его еще раз: «Что же есть виноградник?» И когда Господь ниже говорит: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21:43 ), – это Он Сам дает нам ответ на этот вопрос. Виноградник евангельской притчи – это Царство Божие. Иудеи полагали, что они – избранный виноградник Божий, но Своей притчей Господь дает им понять, что истинный виноградник – это Царство Божие. И лишь в той мере, в какой они (т.е. иудеи) причастны к нему, они могут называть себя виноградником. Царствие Божие является в мире в лице Христа. И потому, как бы продолжая эту притчу, Господь говорит в Евангелии от Иоанна: «Я – лоза, а вы – только ветви. Не может ветвь приносить плода, если не будет привита к лозе» ( Ин. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Мир (т. е. не следующие за Христом люди) не знает этого Духа, но зато он известен ученикам. Более того, вскоре должно наступить время, когда Святой Дух будет не просто рядом с учениками, а вселится внутрь них. Мы знаем, что это время наступило после воскресения Иисуса и вознесения на небо, в день, когда Святой Дух сошел на христиан (см. Деян.2 ). С тех самых пор Дух Божий пребывает во всех, кто следует за Христом. Также важно отметить, что Иисус связывает пребывание Святого Духа внутри христиан с пребыванием Отца и Сына друг в друге. Благодаря пребывающему в нас Святому Духу мы можем знать, что Сын одновременно и в Отце, и в нас. Другими словами, Святой Дух – это связующее звено, которое объединяет отношения Сына с Отцом и отношения христиан с Сыном. Далее Иисус прояснит значение этой связи; сейчас же необходимо подчеркнуть, насколько взаимосвязаны между собой Отец, Сын, Святой Дух, христиане, любовь и послушание. Наша жизнь – словно гобелен взаимоотношений и поступков. Пока мы пытаемся разглядеть этот гобелен, я предлагаю взглянуть на следующую часть беседы Иисуса с учениками. Христианская любовь и любовь между Отцом и Сыном Один из самых известных и запоминающихся образов Иисуса – это виноградная лоза, о которой он говорит в пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна. Несмотря на популярность этого образа, он не производит на нас того же впечатления, что на первоначальных слушателей, хотя бы потому что большинство из нас не живут в аграрных обществах. А вот для группы евреев, живших в древнем Израиле, не существовало лучшего символа для описания взаимоотношений между Богом, Иисусом и христианами, чем виноградная лоза. Виноград был одним из основных плодоносных растений в Израиле, так как он хорошо приживался в сухом климате, особенно на холмистых местностях страны. Для евреев он стал незаменимым продуктом, так как в условиях жаркого климата и нехватки чистой воды, вино считалось безопасней для питья, чем вода. Таким образом, виноград был тесно связан с жизнью, даже с выживанием, и его выращивание для большей части населения было средством к существованию. Давайте посмотрим на небольшую часть того, о чем Иисус говорит в этой знаменитой речи: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего…

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Скачать epub pdf Глава XV Ин.15:1 .  Я есмь истинная виноградная лоза,... Аз есмь лоза истинная,... превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово – «истинный» ( ληθινς). Или иначе: «лоза истинная», т.е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения. Ин.15:1 .  ...а Отец Мой – виноградарь. ...и Отец Мой делатель есть, заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это – превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними Иисус Христос приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает. Ин.15:2 .  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;... Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю;... Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня. Ин.15:2 .  ...и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. ...и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря: Ин.15:3 .  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

То есть, если евреи считали, что истолкование сна – это нечто сакральное, то тем более – египтяне! Египет – это оккультная культура, оккультная колдовская цивилизация. Египет был центром оккультизма в те времена. И они, находясь в тюрьме, конечно, переживали, потому что не было истолкователей снов рядом, а они хотели знать, как оценить то, что они видели во сне. И вот Иосиф увидел печаль на их лицах. « Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому (то есть здесь нет профессиональных истолкователей. – О. С.) . Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне » ( Быт.40:8 ). Вот здесь как раз Иосиф предлагает некое такое третье решение: он говорит, что не надо надеяться на истолкователей снов, есть у них настроение или нет, не надо проявлять каких-то суеверий по поводу снов и истолкований, – всё в руках Бога. Если Бог послал вам такие сны, то, наверное, должно быть и истолкование, которое от Бога. « И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною (кстати, лоза в пророческих текстах – это символ еврейского народа. – О. С.) ; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону » ( Быт.40:9–11 ). Казалось бы, все очень понятно и прозрачно: во сне этот человек видит, что он опять подает чашу фараону, и, казалось бы, какое еще истолкование ему нужно? Но в действительности есть несколько истолкований вот этого сна. Дело в том, что древние считали, что все, что написано в Священном Писании , прежде всего, нужно истолковывать в связи с существованием народа Божьего. Так как виноградная лоза является символом еврейского народа, то есть всех верующих (вы помните, Христос говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 )?), то, что же означают три грозди винограда, выдавливаемые в чашу вина, которую пьет фараон? Это некое таинственное пророчество. Вино – символ мщения. И когда будут десять египетских казней, то фараон – конечно, не этот фараон, а другой, который тогда будет, – выпьет до конца эту чашу. А три грозди символизируют трех человек: Моисея, Аарона и Мариам. Они будут говорить фараону о десяти казнях, будут проявлять пророческий дух, и наказания падут на весь дом египетский. Но это как бы сакральная часть этого сна. А задача Иосифа была истолковать именно этому человеку, не по отношению к истории своего народа, будущей истории, а именно по отношению к этому человеку 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010