И однако поместил его на поверхности и не утвердил власти его посредством глубокого корня управления, а поставил его для того, чтобы он был виден, но чтобы находился он под властью Вавилонии, или: он был низкого роста, так что ветви его были обращены к нему, чтобы он обращался к власти повелителя-вавилонянина, хотя он и был правителем народа иудейского. Ибо это означают слова Писания, низкою ростом, у которой ветви были обращены к нему, подразумевается — к орлу. Это яснее перевели LXX: взошло то, что было насаждено, и стало виноградною лозою, слабою и малою, так что лишь были видны ветви ее, так что хотя он и казался имеющим царство, но самое царствование его, низкое и слабое, управлялось волею вавилонского правителя. Это между прочим относительно настоящего отдела, к чему мы присоединим и остальное    Ст. 7—10. И был другой большой орел с большими крыльями и пушистый. И вот эта виноградная лоза как бы направила корни свои к нему, простерла к нему ветви свои, чтобы он напаял ее от гряд произрастения (germinis) своего. На хорошей земле, у вод многих насадил ее, чтобы она пускала ветви, и приносила плод и была большою лозою. Скажи: так говорит Господь Бог: будет ли ей успех! Не вырвет ли он корни ее и не оборвет ли плоды ее и не сделает ли сухими все ветви отрасли ее, и она засохнет, и не с большою силою (brachino) и не со многими народами вырвет ее с корнем. Вот она насаждена; но будет ли ей успех? Не засохнет ли она, как скоро коснется ее жгучий ветер, не иссохнет ли на грядах отрасли своей? LXX: И был другой орел большой, с большими крыльями, с весьма многими когтями, и вот виноградная лоза эта обвилась вокруг него и корни ее вокруг него, и ветви свои простерла к нему, чтобы он напаял ее вместе с частью земли (gleba) насаждения своего. На хорошем поле, у вод многих она стала тучною, так что пускала отрасли, и приносила плод и стала большою лозою. Поэтому скажи: так говорит Адонаи Господь: исправится ли она? Не сгниют ли нежные корни ее и плод ее и не иссохнет ли все, что взошло от нее! И не с большою силою (brachino) и не со многочисленным народом вырвет ее с корнями ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Также и он, подражавший жестокости предшественника, описывается под образом лютого льва, так как он пожирал людей, многих делал вдовами, опустошил города и от звука рыкания его пришла в ужас вся страна, так что собрались к нему народы, и раскинули на него сеть свою, и поймали в яме, и посадили его в клетку и в цепи, — не потому, чтобы это было с Иехониею, ибо сам он отдался царю гавилонскому и был отправлен в Халдею, но чтобы удержать образ льва, которого ловят в ямах, опутывают цепями и держат в клетках. Но что касается истории, то это мы читаем о Седекии, который после Иехонии быль поставлен царем Иерусалима. Так как читается о цепях, и клетках и называется темница, то это дало повод очень многим разуметь более Седекию, нежели Иохонию. Но он содержался в темнице и не убит, а только свергнут с престола. О Седекии же история сообщает, что он ослепленный был отведен в Вавилон и там немедленно убит.    Ст. 10—14. Мать твоя, как виноградная лоза в крови твоей, посаженная у воды; плоды ее и ветви ее выросли от обильных вод. И были у нее стебли крепкие для скипетров властителей, и стал высоким рост ее в ветвях. И увидела высоту свою среди множества отраслей своих, и была вырвана во гневе и брошена на Землю, и знойный ветер иссушит плод ее, завяли и засохли крепкие стебли ее, огонь пожрал ее. А теперь она пересажена в пустыню, в земле непроходимой и жаждущей. И вышел огонь из стебля ветвей ее, который пожрал плоды ее, и не осталось на ней крепкого стебля, скипетра властителей. Оплакивается она теперь и [впоследствии] будет оплакиваться. LXX: Мать твоя, как виноградная лоза, подобная по цвету гранатовым яблокам, посаженная у воды. Плод ее и отрасль ее были от обильной воды. И был у нее стебель крепкий для поколения вождей, и возвысилась она по величественности своей среди отраслей. И увидела она величие свое среди множества отраслей своих, и была сломлена во гневе, брошена на землю и ветер знойный иссушил избранные ее. Они были наказаны, и засох крепкий стебель ее. Огонь истребил ее, и теперь посадили ее в пустыне, в земле безводной, и вышел огонь из стебля избранных ее, и пожрал ее, и не стало на ней крепкого стебля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И как Он в Отце, так и они будут в Нем, и Он в них. Он явится им иным, чем как теперь отходит от них: теперь Он находится с ними лишь во внешнем общении, теперь Он внешний ходатай за них, а тогда будет ходатайство Духа (ср. 1Ин. 2:1 ), тогда будет общение духовное, так что то, что Он теперь им говорит, они вспомнят и уразумеют иначе. Вот почему Он заповедует им не смущаться сердцем: Отец Его более Его и они должны радоваться тому, что Он идет к Отцу, как и Сам Он идет к Отцу с любовью и готовностью. Итак, «встаньте, пойдем отсюда». Они не должны думать, что по Его отшествии они будут жить и приносить плод без общения с Ним. Нет, как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и они, если не будут в Нем; напротив, в общении с Ним они будут приносить многий плод. Он есть истинная виноградная лоза, насажденная Небесным Отцом, чтобы приносить плод. И чтобы приносить плод, зерно умирает ( Ин. 12:24 ): Он есть истинная виноградная лоза потому, что полагает душу Свою, что идет на страдания, и смерть, чем прославился Отец Его. Но и ветви лозы, не только засохшие (т.е. иудеи) бросаются в огонь, но и приносящие плод очищаются, чтобы более принесли плода. Так и ученики: они уже очищены чрез слово, которое они слышали от Господа; но они должны очиститься и самым делом, следованием за Ним, чтобы принести многий плод. Для того и прославился Его Отец, для того и идет Он на страдания, чтобы они принесли иного плода, и так они будут Его учениками, последователями. Посему-то они должны пребывать в Его любви: как Его возлюбил Отец, так и Он возлюбил их, так и им заповедует пребывать в Его любви. Говорит же Он им об этом, открывает им тайну богочеловеческой жизни для того, чтобы даровать им Свою радость, которая откроет их сердце для восприятия Его любви, проявляющейся в Его смерти, и даст им силы победить соблазн Его смерти и своих последующих страданий. Он открывает им великую и радостную тайну: Он заповедует им Свою самоотверженную любовь, которую проявит в Своей смерти за друзей, – и вот они друзья Его, если они исполнят Его заповедь, они будут участниками Его дела, Его сослужителями к прославлению Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... во Мне пребывает и Я в нем… Ядущий Мвня (=Мою плоть и пьющий Мою кровь) – он будет жить Мною (по причине Меня)... Дух животворит (есть животворное начало) плоть не значит ничего (не есть самостоятельное начало, всецело зависит от духа, есть проявление его действенности: по идее и назначению плоть должна быть такою же, как дух – сильною, бодрою, духовною, – но в действительности, вследствие греха, «дух бодр, плоть же немощна», Мф.26:41 пар. Мк. «плоть похотствует против духа» Гал.5:17 ср. Рим.7:14 дал. и это потому, что сам дух, вследствие греха, ослабел, раздвоился между добром и злом, – удержав представление и желание добра, потерял силу делать добро в той мере, в какой желает, – у ослабевшего духа и тело стало немощным). Слова, что Я сказал вам, дух есть и жизнь есть (должны быть понимаемы в значении жизненного единения верующих со Христом и между собою в одном духовно-таинственном теле Богочеловека или Церкви чрез посредство внешнего вкушения евхаристийной жертвы). To же раскрывается и в беседе о виноградной лозе у Иоан. 15 гл. «Я есмь лоза (виноградная) истинная... Пребудьте во Мне и Я в вас: как ветвь (виноградная) не может плод приносить сама собою, если не пребудет на(в)лозе, так и вы, если не пребудете во Мне. Я есмь лоза, вы – ветви: пребывающий во Мне, и Я в нем, – сей приносит плод многий, потому что без Меня не можете творити ничего». В этих двух беседах раскрывается таинственное значение последней пасхальной вечери Христа с учениками, причем рассказ о самом установлении Евхаристии Христом, как нередко в евангелии Иоанна, предполагается известным читателю из прежних евангелий. Замечательно, что в беседе о хлебе жизни употребляется будущее время: δσω – дам. Напротив, речь о виноградной лозе идет в настоящем времени. Причина та, что последняя беседа происходила на самой тайной вечере, притом после установления таинства, тогда как во время беседы о хлебе жизни – основание Церкви и таинство евхаристии были делом будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию – прими ее полностью, будь с ней согласным во всем! Часть 2 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду ( Иак.3:12 ). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого ( Пс.145:3 ), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения ( Пс.145:3 ). Значит, любой человек – это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь – семейную, гражданскую, государственную, общественную – мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Когда мы идем за Господом – признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию – наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей – это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать! Мичурин скрещивал яблони с грушами и, говорят, чуть ли не арбузы с яблоками… Но человеческие фантазии ни к чему хорошему не приводят! Я недавно побывал в Тамбовской епархии, где в свое время служил, и расспрашивал местных жителей: «Ну, что тут Мичурин наделал?» – «Да все сорта погубил! До революции такие хорошие сорта были, а он все смешал и непонятно что получилось!» Так, братия и сестры, происходит и с нами, когда свою судьбу мы отдаем на откуп другим людям – пусть, мол, они решают наши проблемы. Этого не должно быть! Мы должны идти только естественным путем, признавая над собою только власть Бога. Только власть Бога! А если мы будем жить мирскими представлениями о власти, то неизбежно будут получаться всякие гибриды: не груша и не яблоко; ни вкуса и ни вида. Этого надо всячески избегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Плод духовной жизни в верующих выше дел Христа – Его чудотворений. Это и будет прославлением Отца в Сыне. Дух Отца, Дух истины вселится в них самих и будет их вечным неотъемлемым ходатаем пред Отцом: мир не может принять Его, так как Он невидим, а мир может принять только видимое; они же знают Его, так как и теперь Он пребывает у них, но будет Он в них. Это не то значит, что с вселением в них Духа Сам Христос будет разлучён от них. Он Сам явится им, но явится не так, как мог бы явиться миру, видимо; нет, но кто возлюбит Его, тому Он явится, в того Он вселится вместе с Отцом Своим Небесным, так как Он в Отце. И как Он в Отце, так и они будут в Нём, и Он в них. Он явится им иным, чем как теперь отходит от них: теперь Он находится с ними лишь во. внешнем общении, теперь Он внешний ходатай за них, а тогда будет ходатайство Духа (ср. 1Ин. 2:1 ), тогда будет общение духовное, так что то, что Он теперь им говорит, они вспомнят и уразумеют иначе. Вот почему Он заповедует им не смущаться сердцем: Отец Его более Его, и они должны радоваться тому, что Он идёт к Отцу, как и Сам Он идёт к Отцу с любовью и готовностью. Итак, «встаньте, пойдем отсюда». Они не должны думать, что по Его отшествии они будут жить и приносить плод без общения с Ним. Нет, как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и они, если не будут в Нём; напротив, в общении с Ним они будут приносить многий плод. Он есть истинная виноградная лоза, насажденная Небесным Отцом, чтобы приносить плод. И чтобы приносить плод, зерно умирает ( Ин. 12:24 ): Он есть истинная виноградная лоза потому, что полагает душу Свою, что идёт на страдания и смерть, чем прославился Отец Его. Но и ветви лозы, не только засохшие (т. е. иудеи) бросаются в огонь, но и приносящие плод очищаются, чтобы более принесли плода. Так и ученики: они уже очищены чрез слово, которое они слышали от Него; но они должны очиститься и самым делом, следованием за Ним, чтобы принести многий плод. Для того и прославился Его Отец, для того и идёт Он на страдания, чтобы они принесли много плода, и так они будут Его учениками, последователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А как только в уме человека возникнет представление о неисполнимости предложенных ему для исполнения заповедей, то он неизбежно придет к заключению и о бесполезности чтения Евангелия. К чему, скажет он, читать его, когда жить по заповедям Христовым нельзя? И закрывает он только что раскрытое Евангелие и никогда уже не заглядывает в него. И если он верующий в загробную жизнь и в предстоящее воздаяние там за жизнь, прожитую здесь, на земле, то он верит также, что справедливый Бог не может наказывать за неисполнение неисполнимых заповедей, и что, следовательно, нечего и страшиться ответственности за неисполнение их. А с другой стороны, он невольно соглашается и с таким положением: если за неисполнение неисполнимых заповедей будет наказание в будущей жизни, и если избегнуть его нельзя, то нечего и стараться исполнять их, нечего стеснять себя, лишать себя удовольствий и наслаждений в этой жизни; что будет там, я не знаю; так воспользуюсь же, по крайней мере, тем, что мне известно, то есть благами земной жизни. Дойдя до такого заключения, он, то есть верующий человек, совсем отстает от Бога и переходит в разряд равнодушных к религии, мало чем отличающихся от язычников. Если же вопрос о неисполнимости заповедей Христовых предстанет пред сомневающимся в бытии Бога или колеблющимся в вере, то сомневающийся или колеблющийся становится атеистом. Но такое понимание слов Христа основано на недоразумении. Если бы Он просто сказал, что без Него мы ничего не можем сделать для нашего спасения, то тогда вышеприведенное мнение имело бы основание. Но Господь этими словами окончил сравнение Себя с виноградною лозою, а верующих в Него – с ветвями лозы. Я есмь виноградная лоза, вы – ветви, а Отец Мой – Виноградарь. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не пребудете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:1–5 ). А эти слова Господни, взятые нераздельно, означают вот что: ветвь виноградная живет тою же жизнью, как и лоза, на которой она растет, и питается, теми же соками, какими питается лоза; и только при этом условии она может приносить много плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иоил. 1:9–12 . Прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, и плачут священники, служители Господни. Опустошена страна, сетует земля: потому что истреблена пшеница, посрамлено вино, оскудело масло, земледельцы постыжены, виноградари рыдают о пшенице и ячмене. Виноградная лоза посрамлена и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь и все дерева в поле посохли, поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд. LXX: Прекращено жертвоприношение и возлияние в доме Господнем; плачьте священники, служители Господни ибо опустошены поля; да сетует земля, потому что испорчена пшеница, иссохло вино, оскудело масло, посохли дерева (или земледельцы; плачьте, поля (possessiones), о пшенице и ячмене, потому что погиб сбор с поля, виноградная лоза засохла и смоковницы оскудели гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева в поле посохли; поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд. Что касается исторического смысла, то по опустошении и истреблении всего массою саранчи или врагов, которые под видом ее изображаются, прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, из которых одно приносилось от муки, а другое от вина. Плачут священники, эти служители Господни, потому что не совершаются по закону жертвоприношения и возлияния, и в особенности потому, что не приносятся и десятины, которые обыкновенно получались ими. Ибо вся страна опустошена. Земля сетует метонимически вместо тех, которые живут на ней; пшеница, вино и масло оскудели; также самые земледельцы и виноградари постыжены и рыдают, потому что погибли не только пшеница, но и ячмень, который бывает менее ценным и более плодородным, и овощи, на которые, как я думаю, указывается в словах погиб сбор с поля, то есть все то, что обыкновенно родит земля. Но нет нужды говорить о пшенице, вине, масле и ячмене, когда даже плоды на деревьях посохли, смоковница завяла и гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева, плодовые и бесплодные, погибли, быв опустошены саранчею. Все это было для того, чтобы прекратилась или обратилась в стыд радость сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Деревами виноградным и смоковничным, произрастившими для чад духовного Сиона плоды в правду, он называет прежние законодательства, которые стали приносить плоды по вочеловечении Слова, когда воцарилось над нами девство, между тем как прежде, по причине греха и великого заблуждения, они были безсильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять нам пищу, способствующую к жизни, пока процветала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщения; когда же Господь изсушил ложные и подражавшие истинным дерева, сказавши горько-плодной смоковнице: да не будет впредь от тебя плода во век ( Mф. XXI, 19 ), тогда истинно плодоносные расцвели и произрастили пищу в правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к самому Господу ( Uoah. XV, 1 ), а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Посему и Езекии повелено было сначала приложить себе пласт смокв ( 4Цар. ХХ, 70 . Uc. XXXVIII, 21 ), чтобы исцелиться, что означает плод Духа, т. е. любовь, по словам Апостола, который говорит: плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание ( Гaлam. V, 22–23 ), которые, по причине сладости их, пророк назвал смоквами. И Михей говорит: каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Mux. IV, 4 ). Очевидно, что прибегшие и успокоившиеся под покровом Духа и Слова не будут страшиться и бояться возмутителя сердец. Глава VI. Тайна видения пророка Захарии. Что маслина означает законодательство, данное при Моисее, это объясняет пр. Захария, говоря так: и возвратился тот Ангел, который говорил со мною и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его, и сказал он мне: что ты видишь? и отвечал я: вижу, вот светильник, весь из золота, и чашечка для елея на верху его, и две маслины, – одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ея ( Зax. IV, 1–3 ). И спустя немного: когда пророк спросил, что значит две маслины с правой и с левой стороны светильника и две масличные ветви близ двух трубочек, то Ангел сказал в ответ: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли ( Зax. IV, 4 ), называя так две первородные силы, предстоящие Богу 92 , которые в этом доме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Таким образом девство послано людям как полезнейшее и надежнейшее средство. Только ему одному диавол не мог противопоставить подобного способа обольщения, как (он делал) с прочими законодательствами. Глава V. Подражательная во всем злоба диавола. Два рода смоковниц и виноградных лоз. Так как смоковница по сладости плода и красоте своей, как я сказала, принимается за образ райской сладости, то диавол, обольстив человека подобиями ее, уловил его в свои сети, внушив прикрыть наготу тела листьями смоковницы, т. е. сладострастным раздражением, вследствие раздражающаго свойства их. А затем спасшихся от потопа, напоив до опьянения питием подобным винограду духовного веселия, он также подверг осмеянию, обнажив человека от добродетели. Сказанное мною еще яснее будет из следующего. Вражеская сила всегда подражает внешнему виду добродетели и правды, не для исполнения их по истине, а для обольщения и притворства. Дабы увлечь к смерти избегающих смерти, она украшается внешним видом безсмертия. Так, она хочет казаться и смоковницею, и виноградом, производить и сладость, и веселие, принимая вид Ангела света ( 2Kop. XI, 14 ) и подобием богопочтения обольщая многих. В Писаниях мы находим, что есть два различных рода смоковниц и виноградных лоз. Смоквы хорошие весьма хороши, и: смоквы горькие, весьма горьки (πικρ, – Uep. XXIV, 3 ) 90 . Вино, которое веселит сердце человека, (Пс. CIII, 15), и: вино яд драконов и гибельная отрава аспидов (Второз. XXXII, 33). Но как скоро наконец воцарилось над людьми девство, то обольщение обличено и препобеждено, так как Перводевственник Христос низпроверг его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды после того, как над всеми приняло власть девство, как возвещает и пророк Иоиль: не бойся земля, говорит он, радуйся и веселись; ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь животные, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал пищу в правду ( Uouл. II, 21–23 ) 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010