И вносит с улицы в притвор, Весну, весенний разговор, И воздух с привкусом просфор И вешнего угара… После службы ко мне подошел один из алтарников — студент, приехавший на Пасху из Цзинани, и подвел парнишку лет двадцати. — Это Ваня, он — настоящий бас! Вот так находка! Теперь понятно, почему так солидно звучали мужские голоса во время крестного хода. Ваня учится в Пекине; раньше в Москве, пел на клиросе. Выходим на улицу и тут же пробуем одно из субботних песнопений на два голоса, альт и бас. Ну и красота получилась! То ли еще будет, когда мы запоем вместе.   Великая Суббота Лето наступило резко и неожиданно; говорят, что в Пекине всегда так… В одночасье подскочила до 30 градусов температура, листья на деревьях начали распускаться буквально на глазах, не дожидаясь субботнего прокимна. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Сняты с аналоев постовые покрывала, и черная фелонь пригодится теперь не скоро — вместо нее сияет новизной белая. Бурную, уже почти пасхальную радость едва осаждают слова Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. У отца Дионисия сегодня годовщина хиротонии; он особенно счастлив, благодарит хор за прекрасное пение: “Такой службы здесь еще не было!”. “Как в Москве”, — нахваливают прихожане. Вот бы и на Пасху так спеть! И еще одно радостное известие получили мы в субботу — на пасхальную службу приедет последний оставшийся в живых китайский священник — отец Александр Дэ. Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении — отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом восстановленных после восстания ихэтуаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции; священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.

http://pravmir.ru/pasha-v-kitae/

По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор, Весну, весенний разговор, И воздух с привкусом просфор И вешнего угара... После службы ко мне подошел один из алтарников, студент, приехавший на Пасху из Цзинани, и подвел парнишку лет двадцати. — Это Ваня, он настоящий бас! Вот так находка! Теперь понятно, почему так солидно звучали мужские голоса во время крестного хода. Ваня учится в Пекине; раньше в Москве пел на клиросе. Выходим на улицу и тут же пробуем одно из субботних песнопений на два голоса, альт и бас. Ну и красота получилась! То ли еще будет, когда мы запоем вместе. ВЕЛИКАЯ СУББОТА Лето наступило резко и неожиданно; говорят, что в Пекине всегда так... В одночасье подскочила до 30 градусов температура, листья на деревьях начали распускаться буквально на глазах, не дожидаясь субботнего прокимна. " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " . Сняты с аналоев постовые покрывала, и черная фелонь пригодится теперь не скоро — вместо нее сияет новизной белая. Бурную, уже почти пасхальную радость едва осаждают слова " Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет " . У отца Дионисия сегодня годовщина хиротонии; он особенно счастлив, благодарит хор за прекрасное пение: " Такой службы здесь еще не было! " . " Как в Москве " , — нахваливают прихожане. Вот бы и на Пасху так спеть! И еще одно радостное известие получили мы в субботу: на пасхальную службу приедет последний оставшийся в живых китайский священник отец Александр Дэ. Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении — отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом построенных после восстания ихэ-туаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции: священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.

http://foma.ru/pasxa-v-kitae.html

Говоря о периодизации, хронологических рамках и этапах миссии, уместно сказать о позиции по этому вопросу архиепископа Виктора (Святина). Именно на долю этого великого деятеля пришелся самый непростой период руководства миссией в Китае. Он заступает на должность в 1933 году и сталкивается с нестроениями и смутой, гражданской войной в Китае и последующим закрытием миссии. Безусловно, роль и значение этого архипастыря сложно переоценить. Именно поэтому необходимо отметить определенный трагизм, связанный с его фигурой. Рассуждая об истории миссии, он отмечает положительные тенденции в ее развитии, – и тем печальнее для него и для нас понимать и осознавать, что многому хорошему не суждено было случиться из-за ряда политических событий. Вместе с тем для нас важна его оценка истории миссии, поскольку в том числе благодаря этой оценке мы можем говорить о возобновлении и укреплении Духовной миссии в Китае – потенциальном партнере Российской Федерации на мировой арене. Говоря об истории миссии в Китае, архиепископ Виктор (начальник двадцатой Российской Духовной миссии в Пекине) выделял пять периодов: Начало миссии связано со следующими событиями. Около 1650 года «Ерофейка Хабаров с охочими и служилыми людьми прогнал племя дауров, кочевавших вблизи р. Амура, и занял город Албазин» . Постепенное приближение русских отрядов было угрозой для растущей Цинской империи. В 1650 году империя была занята завоеванием внутреннего Китая и разгромом Южной империи Мин, что не давало возможности собрать значительные силы для похода на казаков. В 1686 году маньчжуры предприняли попытку штурма крепости, но, продержав город в осаде до 1687 года, отступили. Однако по Нерчинскому договору крепость пришлось разрушить. После осады около 45 казаков с семьями решили перебраться в Китай, где получили высокий статус представителей воинского сословия и ленные земли. Эти переселенцы и принесли с собой православие в Китай. Здесь мы можем наблюдать, как жизнь людей может повлиять на появление Церкви в чужой для нее культуре.

http://bogoslov.ru/article/6193674

М.Н. Боголюбов Приложения Авторы статей Архимандрит Августин (Никитин) (р. 1946). В 1969 г. окончил физический факультет ЛГУ, в 1974 г. – Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В настоящее время – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподает историю западных исповеданий и историю Древних Восточных Церквей. Автор статей по истории церковных связей России со странами Западной Европы, Ближнего и Дальнего Востока. Боголюбов Михаил Николаевич (р. 1918). Окончил филологический факультет ЛГУ по кафедре иранской филологии (1941). Доктор филологических наук. Профессор. Действительный член Российской Академии наук. Декан восточного факультета СПбГУ (с 1960 г.), и. о. заведующего кафедрой истории Древнего Востока. Читает курсы по современным и древним иранским языкам. Волохова Алена Алексеевна (р. 1934). Окончила Институт восточных языков при МГУ. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник. Работает в Дипломатической Академии МИД Российской Федерации. Специалист в области новой и новейшей истории Китая, внешней политики Китая и КНР. Григорьева Нина Валерьевна (р. 1964). Окончила восточный факультет ЛГУ (1987). Старший лаборант кафедры китайской филологии восточного факультета СПбГУ. Сфера научных интересов: этнография Юго-Восточной Азии. Доронин Борис Григорьевич (р. 1928). Окончил восточный факультет ЛГУ (1952). Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории стран Дальнего Востока СПбГУ. Читает курсы по истории Китая, историографии, источниковедению, этнографии Китая, государственному строю КНР. Автор работ по историографии, источниковедению и истории Китая периода Цин. Ипатова Аида Семеновна (р. 1933). Окончила Институт восточных языков при МГУ. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник. Зам. руководителя центра «Россия-Китай» Института Дальнего Востока РАН. Специалист в области новой и новейшей истории Китая и истории российско-китайских отношений Кепинг (Святина) Ольга Викторовна (1900–1992). Сестра последнего начальника Пекинской Духовной Миссии – архиепископа Виктора. Доклад, написанный О. В. Кепинг, был прочитан на научной сессии и подготовлен к печати ее дочерью, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН К. Б. Кепинг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Кто был миссионером-первопроходцем в Китае? Есть ли исторические примеры успешных начинаний? - Иннокентий (Фигуровский) был ярким примером миссионера, причем совершенно нетипичного, но его деятельность была заторможена революцией 1917 года и всякого рода материальными сложностями, которые после нее возникли. Хотя он очень многое сделал. Владыка Иннокентий Фигуровский - один из замечательнейших примеров, но незаслуженно забытый из-за исторических обстоятельств. Для того, чтобы воскресить память о нем, мы недавно выпустили книгу в связи с восьмидесятилетием его блаженной кончины. Это одно из наших редких изданий на русском языке. Вспомним также святителя Гурия Таврического, архимандрита Петра (Каменского), владыку Виктора Святина - хотя он был менее независим, потому что уже существовала Китайская Народная Республика, и появились ограничения для иностранцев. Русский язык - Что еще реально действует и помогает вам в общении с китайским народом? - Язык. Это может быть в форме слова, может быть в форме такого синтетического искусства, как кино. Современный китаец - достаточно озападненный человек, он с большим желанием смотрит кино, чем читает книгу. Поэтому состояние синтетических видов искусства, культура с внутренним христианским содержанием - это тоже очень важно. Любая форма искусства. Я думаю, Китай должен был бы разобраться в том, что такое христианская философия, для того чтобы адекватно общаться с христианами Западной Европы или России той же самой. В этом смысле академический китаец зачастую имеет более адекватное видение ситуации. - Но, с другой стороны, нам нужны этнические китайцы, которые владеют русским? - Да, конечно. Потому что перевод на китайский язык - это работа двух сторон, двух носителей языка. Русские на китайский язык никогда не переведут. Могут перевести точно по содержанию, но неверно по форме. Китайцы, читая русский текст, всегда разберутся в тонкостях, оттенках, в исходном смысле. Могут перевести красиво по форме, но далеко от содержания. Как это в переводах поэзии. Делается подстрочник, потом придается форма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В Краснодаре молитвенно почтили память последнего начальника Русской духовной миссии в Китае митрополита Виктора (Святина) 19 августа 2021 г. 14:26 18 августа 2021 года на Славянском кладбище г. Краснодара молитвенно почтили память последнего начальника Русской духовной миссии в Китае митрополита Виктора (Святина). В этом году исполнилось 55 лет со дня кончины иерарха. Панихиду у могилы владыки Виктора совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий . На богослужение собрались почитатели его памяти, духовно близкие люди. Заупокойные песнопения исполнил хор студентов Екатеринодарской духовной семинарии. Митрополит Виктор — архипастырь со сложной и интересной судьбой, тесно связанной с Православной Церковью в Китае. В эту страну он эмигрировал после роспуска Белой армии. В 1921 году поступил послушником в Успенский монастырь в Пекине, где был пострижен в монашество и принял священный сан. Более десяти лет вел большую просветительскую и миссионерскую работу, в 1933 году был назначен начальником Русской духовной миссии в Китае. Русскую духовную миссию владыка Виктор возглавлял 23 года — до ее вынужденного закрытия в 1956 году. После этого он был назначен на Кубанскую кафедру, где прослужил десять лет до своей кончины. Вместе с владыкой Виктором в 1956 году Краснодар из Китая переехали верующие, его духовные чада. Их потомки до сих пор посещают могилу митрополита Виктора, вспоминают духовное наследие архипастыря, отошедшего в Небесные селения накануне праздника Преображения Господня. В Китае тоже не забывают последнего начальника Русской духовной миссии. В 2020 году в августе Краснодар посетила делегация православных верующих из Китая, чтобы побывать на могиле митрополита Виктора, посетить Екатерининский кафедральный собор, где он служил и закрытие которого не допустил в сложные 60-е годы XX века. «Как отмечают прихожане, которые хорошо знали его здесь, в Краснодаре, и в Китае, митрополит Виктор был подлинным православным христианином, — говорит митрополит Екатеринодарский Григорий. — Вспоминая его, мы должны подражать его вере, быть такими же добрыми и милосердными, каким был митрополит Виктор. Господь судил ему служить здесь в сложное время, когда коммунисты планировали полностью уничтожить Православную Церковь, закрыть все православные храмы, большинство из них разрушить. И митрополит Виктор прилагал все усилия, чтобы храмы, проповедь в них была сохранена. Мы должны помнить труды митрополита Виктора и молиться, чтобы Господь упокоил его в Своих Небесных селениях». Кубанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5836692.ht...

Памяти алапаевских мучеников, в земле китайской под спудом находящихся В серый промозглый декабрьский вечер затрепетала ярким живым огоньком в Пекине поминальная свеча, зажженная на территории посольства РФ в КНР – бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае – в честь и память Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей – братьев Иоанна, Константина и Игоря – сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея – сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза – секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой – инокини Марфо-Мариинской обители милосердия. Зажег свечу и установил ее на камень, некогда служивший частью памятника 222 китайским мученикам за Веру Христову, внук Бориса фон Кепинга Борис Александров, приехавший на несколько дней в Пекин для того, чтобы увидеть воочию места, которые знал с детства из рассказов своего дяди митрополита Виктора (Святина), бабушки и мамы – почившей два года назад Ксении Кепинг, их друзей и знакомых – всех тех, кто жил на территории «Бэйгуаня». «Бэйгуань» или, по-русски, «Северное подворье» – так называлась между своими территория Миссии. Трепетный огонек этой свечи, зажженной в столице Китая в час начала поминальной службы в Краснодаре – месте последнего земного служения митрополита Виктора (Святина), слился со светом множества поминальных свечей в Свято – Екатерининском, «Красном», как его называют в народе за красоту, храме Краснодара. И в живом язычке пекинской свечи привиделся недалеко от половинки мемориального камня, накрывавшего в свое время колодец, в который сбрасывали ихэтуани тела умученных ими китайских православных, – привиделся красавец храм Всех Святых Мучеников, представлявший гордость Миссии и ее несомненное украшение. Из склепа этого храма, по свидетельству родной сестры владыки Виктора (Святина), записанному с ее слов ее родной дочерью – Ксенией Кепинг, в 1947 году архиепископ Виктор (Святин) вынужден был вывезти гробы с останками Алапаевских мучеников на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе церкви в честь Серафима Саровского. Интересно, что в свое время новую бронзовую арматуру для гробов Алапаевских мучеников, оставшихся в Пекине, изготовил на свои средства Борис фон Кепинг, внук которого читал теперь молитву перед поминальной свечей в Пекине.

http://pravoslavie.ru/1838.html

Arhiva O delegaie de cretini ortodoci din China a svârit un pelerinaj la Eparhia de Ekaterinodar i a cinstit memoria mitropolitului Victor (Sveatin) 14 august 2020 11:27 8-9 августа 2020 года город Краснодар посетила делегация православных верующих из Китая, которые прибыли в Екатеринодарскую епархию , чтобы побывать на могиле митрополита Виктора (Святина), возглавлявшего Русскую духовную миссию в Пекине с 1933 года до ее вынужденного закрытия в середине 1950-х годов.  В первый день визита за трапезой состоялась встреча представителей китайской делегации с потомками тех верующих, которые были в составе Духовной миссии в Пекине и вместе с владыкой Виктором в середине XX века переехали из Китая на Кубань. Собравшиеся поделились воспоминаниями о трудах и духовном наследии архипастыря. На следующий день один из представителей китайской делегации Николай Ду причастился за Литургией. Затем гости посетили Екатеринодарскую духовную семинарию, где ознакомились со стендом, посвященным митрополиту Виктору. По словам посетителей, для них было очень интересно увидеть облачение архипастыря и вещи, к которым он прикасался. Делегаты выразили желание посетить Екатерининский кафедральный собор, где служил владыка. По словам представителей Екатеринодарской епархии, православные китайцы особо почитают двух русских архипастырей — святителя Иоанна Шанхайского и митрополита Виктора (Святина). В частности, к последнему они нередко обращаются с молитвенными прошениями и, как рассказывают, получают просимое.  В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5676785...

Епископ Димитрий (Маган) до назначения в Вену был викарием Германской епархии во французской зоне оккупации, епископ Венедикт (Бобковский) на правах викария возглавлял белорусские приходы в Германии. 571 Непросто складывалась церковная жизнь в Китае. После перехода архиепископа Виктора (Святина) в подчинение Московской Патриархии епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) остался единственным архиереем РПЦЗ. 10 мая он был возведен в сан архиепископа, а 28 мая 1946 г. Архиерейский Синод предоставил ему права самостоятельного архиерея. На протяжении четырех послевоенных лет борьба между архиепископами Виктором и Иоанном шла с переменным успехом, что во многом было связано с политической обстановкой в стране. В конце войны в Шанхае в ведении архиепископа Виктора остался только храм-памятник в честь императора Николая II. В целом ситуация для московского представителя была неблагоприятной. Гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши препятствовало деятельности Московской Патриархии и поддерживало архиепископа Иоанна. Такую же поддержку оказывали ему и США. 572 В октябре 1946 г. архиепископ Виктор был арестован, причем одним из обвинений стало якобы имевшее место сотрудничество иерарха с японскими оккупантами. 573 При содействии советского консула архиепископ Виктор был вскоре освобожден, однако его положение по-прежнему было незавидным. В прессе даже появилась информация, что он будет выслан из Китая. 574 Большинство приходов подчинилось Зарубежному Синоду. Положение архиепископа Виктора осложнялось кадровым кризисом: русские священники, признавшие власть Патриарха Алексия, не желали оставаться в Китае и стремились как можно скорее уехать на родину. 575 3 октября 1946 г. китайские власти признали главой православной миссии архиепископа Иоанна. Позднее ему был передан и храм-памятник в честь императора Николая, что имело для РПЦЗ большое моральное значение. 576 Кроме Шанхайской епархии Архиерейский Синод подчинил владыке Иоанну и все остальные приходы в Китайском регионе, пожелавшие остаться в ведении Зарубежного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для тех, кто является членом  Церкви в полном  и буквальном значении этого слова, кто может «дух» отличать от «буквы». Лучшая часть РПЦЗ несла свое служение в мире вместе с РПЦ, несмотря на видимость разделения, значительную для тех, кто не может главное отличить от второстепенного (а это одна из типических черт всех расколов вообще).   Владыка Иоанн Шанхайский никогда никакого отношения, кроме как крайне отрицательного, не имел по отношению к Московской Патриархии и, тем более, никогда не находился в юрисдикции МП. Пожелания автору: перед написанием какой-либо следующей статьи на ту или иную историческую тему, брать на себя труд ознакомиться с источниками, чтобы не декларировать слухи и вранье. Надежда Уважаемая Надежда!      Ваше высказывание категорично, резко, но в нем нет желания установить истину, хотя бы задать вопрос  о происхождении неизвестной Вам  исторической информации. Историческая истина точна, а любые «тенденции» ее лишь искажают.  Возьмите книгу «Православие в Китае» известного и компетентного специалиста по этой теме о. Дионисия Поздняева. В соответствующей главы этой книги говорится о том, что воссоединение с Московской Патриархией в 1945 г. вл. Виктора (Святина) и с ним православных иерархов в Китае, включая вл. Нестора (Анисимова) и др. достойнейших иерархов, произошло после того, как они обратились к викарию вл. Виктора еп. Шанхайскому Иоанну (Максимовичу) за его рекомендацией, как авторитетного канониста и юриста. Воссоединение произошло именно по рекомендации еп. Иоанна (Максимовича). Но вскоре, когда им был установлен утраченный контакт с Зарубежным Синодом. Еп. Иоанн без консультаций с вл. Пекинским Виктором (Святиным), не ставя его в известность, «по-английски» отошел вновь к Зарубежной Церкви, но несколько месяцев он все же находился в юрисдикции Московской Патриархии. Документы, которые подтверждают это, существуют и ныне, в том числе в архиве ОВЦС МП, на них и ссылается в своей книге о. Дионисий.      Труды святителя Иоанна (Максимовича)

http://pravmir.ru/russkaya-cerkov-ne-zab...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010