Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 10.07.1925, Панчево, Сербия – 30 окт. 2004, Толстовская ферма, Нью-Йорк, США), архим. Православной Церкви в Америке , богослов, церк. писатель, переводчик и комментатор святоотеческих текстов. В 1949 г. окончил богословский фак-т Белградского ун-та ; 14 окт. того же года рукоположен во диакона (целибат) и 16 окт.- во пресвитера еп. Сремским Викентием (Продановым) , буд. Патриархом Сербской Церкви. Служил на приходах в Сербии, во Франции, в Англии, в Австралии и с 1966 г. в США. Пострижен в монашество архиеп. Иоанном (Максимовичем) в 1951 г. в Версале (Франция). Защитил диссертации: магистерскую в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже (1963) и докторскую в Белграде (1965). В качестве наблюдателя представлял РПЦЗ на Ватиканском II Соборе . Соч.: Законы о браке и безбрачии духовенства в Восточной и Западной Церквях в эпоху I-XI вв.//Правосл. путь. 1961. С. 95-147; Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния: (Прил.: служба св. Марку, 15-е Послание св. Максима Исповедника, док-ты Ефесского собора, труды св. Марка). Джорд.; Н.-Й., 1963. М., 1994р; Фра Иероним Савонарола - непонятый и непризнанный святой//Вестн. РХД. 1985. 145. С. 60-104; 1986. 146. С. 70-102; 147. С. 77-110; Рец. на кн.: Азкул М. , свящ. «The Teaching of the Holy Orthodox Church»//Правосл. путь. 1988. С. 154-160; 1989. С. 116-179; Оценка религиозных взглядов Н. А. Бердяева с [точки] зрения учения Церкви//Там же. 1991. С. 115-144; Благоразумный разбойник: [Толкование притчи]//Там же. 1992. С. 17-37; Евангельские сестры, святые Мария и Марфа//Там же. С. 87-129; К истории Богородиченого (Успенского) поста//Там же. 1994. С. 59-72. Пер.: Из забытого святоотеческого наследия: Проповеди св. Фульгентия Рустийского: Пер. с лат.//Правосл. путь. 1960. С. 120-160; Св. Геннадия (Георгия) Схолария, Патриарха Константинопольского два торжественных слова в честь Божией Матери: Пер. с греч.//Там же. 1962. С. 76-116; Из писаний благочестивейшего имп. Мануила II Палеолога: Пер. с греч.//Там же. 1966. С. 47-73; Беседы (гомилии) святителя Григория Паламы: Пер. с греч. Монреаль, 1968-1984. М., 1993р. 3 т.; Беседы прп. Макария Великого: Пер. с греч. Монреаль, 1979; Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского: Пер. с греч. Джорд.; Н.-Й., 1988; Размышления смиренного сердца: Пер. с греч. М., Из сохранившихся писаний св. Модеста, архиеп. Иерусалимского: Пер. с греч.//Правосл. путь. 1994. С. 32-58.

http://pravenc.ru/text/114400.html

По окончании первой мировой войны Б. становится столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) и с 1929 г.- Королевства Югославии; после второй мировой войны - Федеративной Народной Республики Югославии (1945). С провозглашением Союзной Республики Югославии в 1992 г. Б. стал ее столицей. Храмы и мон-ри Б. Кафедральный собор во имя св. арх. Михаила разрушен в нач. XVIII в., во время австро-тур. войны. Австр. власти не пожелали восстанавливать правосл. собор, и Белградский митр. Моисей (Петрович) обратился в 1718 г. за помощью к рус. царю Петру I . В 1725-1728 гг. собор был восстановлен на добровольные пожертвования сербов. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. собор вновь сильно пострадал, в июне 1797 г. горел. Собор претерпел неск. обновлений в период с 1806 по 1836 г., пока кн. Милош Обренович 22 июня 1836 г. не приказал снести старый и построить новый. 15 июля 1837 г. состоялась закладка нового здания по проекту Ф. А. Кверфельда (по др. данным, инженера Ф. Янке). Строительство было завершено в 1841 г., собор освящен 21 нояб. 1845 г. митр. Петром (Йовановичем). Собор - прямоугольное в плане строение (54 ´ 19,6 м) с обширным пространством алтарного полукружия с востока, с притвором и колокольней с запада. Роспись в академическом стиле в 1899 г. осуществил А. Стефанович. Трехъярусный деревянный иконостас был выполнен в 1841-1845 гг. иконописцем Д. Аврамовичем и резчиком Д. Петровичем. Собор реставрировался в 1995 г., к своему 150-летнему юбилею. В 1942-2001 гг. здесь хранились мощи св. мч. царя Стефана Уроша (ныне в мон-ре Язак), в 1942-1989 гг.- мощи св. блгв. кн. Лазаря (ныне в мон-ре Раваница ). Внутри собора, у юж. стены, похоронены серб. князья Милош († 1860) и Михаил († 1868) Обреновичи. В наст. время там почивают мощи св. кн. Стефана Штиляновича, перенесенные 14 апр. 1942 г. из мон-ря Шишатовац. У сев. стены находится гробница митр. Михаила (Йовановича ; † 1898), у сев. стены притвора - могилы митр. Иннокентия (Павловича ; † 1905) и Патриарха Викентия (Проданова ; † 1958), у юж.- Патриарха Гавриила (Дожича ; † 1950), перед главным входом - могилы Вука Караджича и Досифея Обрадовича. При храме издается бюллетень «Саборник», раз в 2 недели выходит одноименная радиопередача.

http://pravenc.ru/text/77876.html

29 мая 1957 г. избран епископом Рашско-Призренской епархии . Хиротонисан во епископа патриархом Сербским Викентием (Продановым) 21 сент. 1957 г. в Соборной церкви в Белграде. Взошел на кафедру 13 окт. того же года. 34 года управлял епархией, способствовал восстановлению разрушенных в годы второй мировой войны церквей и мон-рей, возводил новые храмы, пополнял монашеские и священнические кадры. Особо заботился о ДС в Призрене, где преподавал церковное пение и церковнослав. язык. Местные албанцы и атеисты неск. раз нападали на него, часто различным образом унижали. Павел (Стойчевич), патриарх Сербский. Фотография. 2007 г. Фото: Д. Танасиевич Павел (Стойчевич), патриарх Сербский. Фотография. 2007 г. Фото: Д. Танасиевич После почисления на покой патриарха Сербского Германа (Джорича) 1 дек. 1990 г. П. был избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви, торжественное восшествие на Патриарший престол в монастыре Печская патриархия состоялось только в 1994 г. Одной из первых его задач после вступления на Патриарший престол стало преодоление раскола и воссоединение с серб. иерархией в Америке и Канаде (см. в ст. Новограчаницкая епархия ), что было достигнуто в 1992 г. Предстоятельство П. выпало на тяжелый период распада Югославии и гражданских войн 1991-1995 гг. в Хорватии, Боснии и Герцеговине, во время которых сотни тысяч сербов вместе с епископами и священнослужителями были изгнаны из своих домов, многочисленные храмы и мон-ри были разорены или уничтожены (см. в ст. Сербская Православная Церковь ): в 1991 г. хорватские военные формирования разрушили храм в с. Кучанци только потому, что в нем П. принял крещение. Во время сербско-албанского конфликта в обл. Косово и Метохия, в родной для П. Рашско-Призренской епархии, даже после введения международных сил КФОР было уничтожено более 115 церквей и мон-рей. Только во время т. н. мартовского погрома 2004 г. в этой серб. области за один день были уничтожены 18 важных сербских духовных центров и памятников церковной архитектуры XIII-XIX вв., некоторые из них находились под защитой ЮНЕСКО. С призывами о сохранении мира и поиске дипломатических путейтавдля преодоления конфликта П. неоднократно обращался к противоборствующим сторонам и руководителям разных организаций, религ. объединений и гос-в. По благословению П. большинство разрушенных храмов было восстановлено и возведены новые церкви: напр., в Белградской епархии за этот период было построено ок. 20 храмов.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

1945. Бр. 9. С. 85-86). После возвращения Патриарха Гавриила в Югославию И. по собственному прошению 20 нояб. 1946 г. был освобожден от должности администратора. В пасхальном послании 1946 г. И. вместе с епископами Бачским Иринеем (Чиричем), Тимокским Емилианом (Пиперковичем) и Нишским Иоанном (Иличем) критиковал принятые коммунистическими властями законы, исключившие вероучение из школьных программ и упразднившие юридическую силу церковного брака, и высказался против проведения антирелиг. кампании (ГлСПЦ. 1946. Бр. 4. С. 50). Лидер Югославии И. Броз Тито негативно относился к деятельности И., представители властей неоднократно советовали серб. иерархам отправить его на покой. В 1948 г., по сведениям Посольства США в Белграде, власти пытались обвинить И. в шпионаже, до судебного процесса дело не дошло, но 2 недели владыка провел под строгим домашним арестом. 22 июня 1950 г. состоялось открытие Архиерейского Собора СПЦ, созванного после смерти Патриарха Гавриила для избрания нового предстоятеля. И. должен был быть председателем и возможным кандидатом на Патриарший престол. Но вместе с митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) И. был срочно вызван в окружной суд Белграда якобы для участия в качестве свидетелей в судебном процессе над прот. Миливоем Црвчанином. Заседание не состоялось из-за неявки обвиняемого, а И. из здания суда был увезен сотрудниками органов серб. гос. безопасности в неизвестном направлении. По запросу Синода 24 июня председатель Комиссии по религиозным вопросам ответил, что Белградский суд выдвинул против И. обвинение и он находится в мон-ре Жича. 29 июня члены Архиерейского Собора выразили сожаление по поводу ареста И. и отсутствия информации о его местопребывании и назначили временным администратором Скопской епархии еп. Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова) , который 1 июля был избран Патриархом Сербским. Новый Патриарх неоднократно просил власти освободить И.: во время личной встречи с Тито 25 сент. 1950 г., в специальных синодальных посланиях в окт. 1950 г. и от 9 июня 1951 г., во время встречи в нояб. того же года с министром внутренних дел А. Ранковичем. Из монастыря Жича 6 янв. 1951 г. И. был перевезен в монастырь Любостиня и 20 нояб. 1951 г. освобожден. Документы о судебном процессе над ним не сохранились. Власти не позволили ему вернуться на Скопскую кафедру, и он был назначен администратором Жичской епархии, которой управлял 18 месяцев. В кон. 1952 г. по состоянию здоровья он был перевезен в белградскую больницу. С 9 мая 1953 г. И. жил во Введенском жен. мон-ре в Белграде, где скончался и 5 июля 1957 г. был похоронен. В память об И. при построенной им церкви в родном с. Дрежник открыт музей.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [македон. Доситей] (Стойковский Димитрий; 7.12.1906, Смедерево, Сербия - 20.05.1981, Скопье), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ) Окончил гимназию в Белграде и в 1922 г. поступил в семинарию в Сремски-Карловци. В 1924 г. ушел из семинарии и в мон-ре во имя Пресв. Богородицы близ г. Кичево (Македония) принял монашество. С сент. 1924 по 1932 г. проживал в мон-ре Хиландар на Афоне, затем вернулся в Македонию, поступил в Битольскую семинарию, проживал в мон-рях Пресв. Богородицы близ Кичева и св. Наума в Охриде. 12 февр. 1934 г. в ц. Пресв. Богородицы в Битоле рукоположен во диакона, в Вербное воскресенье того же года в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде - во иерея еп. Охридским и Битольским Николаем (Велимировичем) . Окончил Битольскую семинарию (в 1937) и Белградский богословский фак-т (в 1942). С 1937 по 1947 г. исполнял послушания при Синоде Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Белграде. В 1945 г. возведен в звание синкелла, в 1948 г.- в сан архимандрита. В 1947 г. назначен управляющим патриаршего двора в Сремски-Карловци и избран викарием Сербского Патриарха в сане епископа с титулом «Топличский». 22 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Викентием (Продановым) в соборном храме св. Марка в Белграде. 4 окт. 1958 г. на заседании 2-го Церковно-народного собрания Македонии было принято решение о восстановлении древней Охридской архиепископии как МПЦ, Д. был единогласно избран ее Главой с титулом «архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский». В 1959 г. Архиерейский Собор СПЦ признал МПЦ самостоятельной и управляющейся в соответствии с собственным уставом, но с условием, что МПЦ «остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее Предстоятеля». Д. управлял церковными образованиями на территории Македонии, вошедшими в ее состав. В 1959 г. он благословил хиротонии еп. Злетовского и Струмицкого Наума (Димовского) и еп. Преспанского и Битольского Климента (Трайковского). В 1959-1960 гг. по инициативе Д. было принято большое число положений и правил для урегулирования деятельности церковных органов, мон-рей и приходских священников. Помимо 3 существовавших епархий МПЦ (Скопская, Преспанская и Битольская, Злетовская и Струмицкая) были учреждены еще 6: Дебарско-Кичевская (Охрид), Полошско-Кумановская (Скопье), Повардарская (Велес), Струмицкая (Струмица), Американско-Канадская (Торонто) и Австралийская (Мельбурн).

http://pravenc.ru/text/180343.html

После начала второй мировой войны выступил инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей», к-рый был передан военному командованию Сербии. Участвовал в акциях помощи беженцам, заключенным лагерей. Особое внимание уделял спасению серб. святынь из мест военных действий. 13-14 апр. 1942 г. перенес мощи св. кн. Лазаря из мон-ря Врдник, св. царя Уроша (см. Стефан Урош V ) из мон-ря Язак и св. кн. Стефана Штиляновича из мон-ря Шишатовац в соборную церковь Белграда, чем спас их от уничтожения. По окончании войны по предложению Г. была создана комиссия из представителей церковных и гос. властей по регистрации и возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из серб. церквей и мон-рей на территории Независимого государства Хорватия и перенесенных в Загреб. В результате работы комиссии в апр. 1946 г. в Белград прибыли 11 вагонов с изъятыми в годы войны церковными предметами. Нек-рые из предметов были возвращены в церкви, где они находились до войны, часть предметов, в т. ч. собрание рукописей XV-XIX вв., была передана в Музей сербов в Хорватии (Загреб), к-рый в 1964 г. вошел в состав Исторического музея. Большинство возвращенных предметов было размещено в здании Патриархии. В кон. 1944 г. суд чести Белградского ун-та потребовал от Г. отчета о его деятельности во время нем. оккупации и 3 апр. 1945 г. принял решение об увольнении его из ун-та. В сент. 1945 г. Народный комитет 1-го района Белграда лишил Г. избирательного голоса, Гос. комиссия по расследованию преступлений оккупантов и их сообщников завела на Г. досье, в к-ром фигурировало 24 материала с общим обвинением в пособничестве «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в сфере культуры». В последние годы жизни Г. работал в музее СПЦ и Патриаршей б-ке, иногда сотрудничал с Сербской АН, Археологическим ин-том. 1 июня 1955 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) в сослужении 10 епископов, 12 священников и 2 диаконов совершил отпевание Г. Первоначально он был похоронен на Новом кладбище в Белграде. 11 нояб. 1992 г. останки Г. и его супруги Милицы были перезахоронены в мон-ре Гргетег.

http://pravenc.ru/text/168207.html

На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви. С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешения на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 г., а Белградской семинарии Св. Саввы — в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первое послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. С 1946 г. начал издаваться маленький карманный календарь, с 1949 г. — газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 г. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал к числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей, ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквами, ослабевшими за время Второй мировой войны. При нем же была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ. С 1957 г. снова стал выходить журнал Богословского факультета «Богословие». В 1958 г. был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 г. Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Архиерейского Синода. 13 сентября 1958 г. новым предстоятелем СПЦ был избран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший престол Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета « Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никанор (Иличич), еп. Бачский. Фотография. Сер. XX в. (Иличич Неделько; 6.11.1906, г. Нови-Бечей - 6.11.1986, г. Сремска-Каменица), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил гимназию в г. Велики-Бечкерек, семинарию в г. Сремски-Карловци и в 1930 г. Богословский фак-т СПЦ в Белграде, был учеником еп. Бачского Георгия (Летича) . В 1931 г. на Георгиев день принял монашество с именем Никанор в мон-ре Крушедол , постриг совершил архим. Савва (Трлаич ; впосл. епископ Горно-Карловацкий), а в день арх. Михаила был рукоположен во диакона. Н. был насельником мон-ря вмч. Георгия Победоносца в Темишварской епархии и помощником преподавателя в гимназии в Велики-Бечкереке, служил диаконом на приходе и активно участвовал в т. н. богомольческом движении. В 1939 г. возведен в сан протодиакона. 20 мая 1947 г. избран епископом Горно-Карловацким. 24 мая был рукоположен во иерея митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) . Хиротонию во епископа 3 июня 1947 г. в соборной церкви в Белграде совершил патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) с епископами Злетовско-Струмицким Викентием (Продановым ; впосл. патриарх Сербский) и Шумадийским Валерианом (Стефановичем). Одновременно был назначен администратором Далматинской епархии (до 1951), но когда он прибыл в Далмацию, то в г. Кистане был избит и не допущен в здание епархиального управления. Гос. власти мешали Н. вести восстановление сильно пострадавшей в годы второй мировой войны Горно-Карловацкой епархии . В июле 1951 г. Н. переведен в Сремскую епархию (возведение на кафедру состоялось 9 сент.), где занялся восстановлением разоренных во время войны приходов и мон-рей. В июне 1955 г. избран епископом Бачским. За годы своего служения был также администратором Шабацко-Валевской, Сремской (дважды) и Будимской епархий. Принимал участие в III Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб. 1964). Написал учебник по литургике для 4-го класса средних школ и Катехизис (Православни катихизис. Нови Сад, 1972). Его статьи по истории СПЦ публиковались в ж. «Духовная стража» и «Гласнике Сербской Православной Церкви». Похоронен в крипте кафедрального собора в г. Нови-Сад. Соч.: Mumponoлum-nampujapx Српски Герман и С. Цртица из народно-црквене aymohoмuje у Kapлobaцkoj мumponoлuju. Нови Сад, 19762. Лит.: ГлСПЦ. 1947. Бр. 7/8. С. 233-235; 1951. Бр. 10. С. 139; Бр. 11. С. 159-160; Бр. 12. С. 193-194; 1952. Бр. 1. С. 12-13; 1953. Бр. 6. С. 121-123; 1954. Бр. 11/12. С. 243-244; 1963. Бр. 12. С. 483-484; Д. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 71-72; Ucmopuja. 1991. 3; Српски jepapcu. 1996. С. 358-359. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/2565310.html

На протяжении всей истории под сводами Белградского собора находились мощи: преподобной Параскевы-Петки Сербской, Св. царя Стефана Неманича Первовенчанного (Симона), Св. князя Лазаря Сербского, Св. князя Стефана Штиляновича, Св. Стефана Уроша V, Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Святыни были тайно перевезены поездом в Белград, и затем их перенесли в Белградский собор из-за попытки осквернить мощи святых фашистскими захватчиками – усташами в годы Второй мировой войны. В храме вдоль южной стороны находятся гробницы князя Милоша Обреновича (1780-1860) и его сына Михаила Обреновича (1823-1868). В соборе также похоронены митрополит Михаил (Йованович), митрополит Иннокентий (Павлович), Патриарх Гавриил V (Дожич), Патриарх Викентий II (Проданов), Вук Стефанович Караджич и Досифей Обрадович. Ризница Кафедрального собора Архангела Михаила в том виде, в котором она сохранилась до сегодняшних дней, по-своему отражает многовековое прошлое этого храма. Согласно источникам, ризница существует с XVII в. Наиболее исторически и художественно ценными образцами из ризницы собора являются: крест Кира-Вениамина, хартофилакса (1675); крест Кира-Николая и Зои (1793 г.); потир и дискос, изготовленные в России (1836 г.); кадильницы XIX в., венцы венчальные (вклад князя Милана I Обреновича в день, когда 28 сентября 1875 года он венчался с принцессой Наталией Петровной в соборе); крест митрополита Михаила, изготовленный из позолоченного серебра в мастерской белградского ювелира Стефана Евтовича в 1879 г. (вклад митрополита Михаила в день 25-летия архиепископского служения 14 октября 1879 г.) и др. В ризнице также хранится большое количество печатных книг XVIII и XIX веков, в основном русского и греческого происхождения: Евангелие 1728 г. на греческом языке; Евангелия (1779 г., 1789 и 1857 гг.), напечатанные в Москве; собрание различных воскресных и праздничных проповедей, напечатанное в Вене в 1793 г.; Служебник 1836 г. Иконы, хранящиеся в ризнице собора, представляют собой иконографические произведения первой половины XIX века: иконы св. Иоанна Крестителя, Архангела Михаила, святых Трёх Иерархов, Пресвятой Богородицы с младенцем Христом, святителя Николая, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, св. Саввы.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010