В данной работе элементы эстетического сознания и эстетическая мысль византийцев реконструируются в основном на базе вербальных источников – богословских, исторических, филологических трактатов, произведений византийской литературы, гимнографии, красноречия и т. п. В этом плане предлагаемая читателю монография продолжает «Византийскую эстетику» 1977 г., которая была написана как своего рода теоретическое введение в историю византийской эстетики. Там было показано место эстетического сознания в системе византийской духовной культуры, были выявлены некоторые специфические черты византийской эстетики, осмыслены центральные категории. Там же была намечена и периодизация, которая легла в основу настоящей работы. Она в основном опирается на традиционную периодизацию византийской культуры: I-III вв. – раннехристианский, или предвизантийский, период, когда началось активное формирование основных идей и принципов собственно византийской эстетики. IV-VII вв. – ранневизантийский период, совпадающий с «золотым веком» (VI в.) византийской культуры; на него приходится и начало расцвета византийской эстетической мысли, формирование основных понятий, концепций, категориального аппарата. VIII – пер. пол. IX вв. – иконоборческий период, в который была осуществлена детальная и всесторонняя разработка теории образа в связи с изобразительным искусством – теория культового образа, иконы. Втор. пол. IX-XII в. (до нашествия крестоносцев) – время зрелости и стабилизации художественно-эстетической культуры и эстетического сознания с яркой тенденцией к реставрации и идеализации позднеантичных и ранневизантийских мотивов. XIII – сер. XV в. – период противостояния церковно-исихастского и антикизирующего направлений в клонящейся к закату византийской культуре. В процессе более чем 15-летнего изучения материала, последовавшего за написанием мной «Византийской эстетики» (1977 г.), выявилась целостная картина бытия эстетического сознания на протяжении всей истории Византии (IV-XV вв.), прояснились главные направления эстетики, уточнились основные эстетические представления, идеи, категории и выявились новые. Сегодня читатель получает новую книгу по византийской эстетике, в которой на богатейшем материале первоисточников показана её история от зарождения до гибели византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

(0,5 часа) Раздел II. Католицизм Тема 1. Метод формирования вероучения Особенность подхода к изучению католицизма. Особенности культуры Римской Империи до разделения. Законодательная система Римской Империи. Система сообщения Римской Империи. Особенности религии императорского Рима. Особенности быта жителей древнего Рима. Римское гражданство. Национальные особенности характера. Выводы. Особенности византийской империи. Культура Византийской Империи. Богословие на Востоке. Особенности западной Римской Империи: культура, богословие. Богословие на Востоке и Западе в период до XI века. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. (2 часа) Тема 2. Папизм и учение о Церкви Особенности рассмотрения папизма. Формирование канонически – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства. Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Церковное управление на Востоке после разделения Империи. Пути централизации на Востоке после разделения Империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения Империи. История зарождения папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церкви. Спор о титуле вселенский, 28 канон Халкидонского Собора, восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о филиокве. (4 часа) Тема 3. Разделение Церквей Разрыв между Восточной и Западной Церквами. Дело патриархов Игнатия и Фотия. Смута на патриаршем престоле. Вопрос о филиокве. Окончательный разрыв. (1,5 часа) Тема 4. Католическое учение о власти пап Отличия в учении о Церкви. Православное учение о Церкви. Католическое учение о Церкви. Сравнение. Суть католического учения о власти пап. Административно – духовная власть. Объем власти пап. Сравнение. Власть пап и власть епископов. Сравнение. Анафематизмы на не признающих примат. Сравнение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот.  Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии. Расцвет Византийской империи Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках. Кто жил в Византийской империи? На территории Византийской империи, наряду с греками, жили Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью. Исторические периоды Византийской империи Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти. Императоры С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории: Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.

http://pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya...

Возведение на престол Льва, как и его предшественника, было делом военного сословия. Со времени Феодосия Великого военная система в империи подверглась радикальной перемене, которая состояла в том, что правительство стало приглашать на службу империи или целые варварские, по преимуществу германского происхождения, племена, или отдельных военных людей с дружинами, находящимися под их командой. Эта новая система имела ближайшим последствием то, что как столица, так и отдаленные провинции империи получили значительный наплыв иностранных военных людей, которые начали играть роль даже во внутренних делах империи. Уже в конце IV в раздаются жалобы на этот порядок вещей и на опасность, угрожающую государству от чрезмерного усиления варваров. В течение V в., однако, новая система продолжала оставаться в полной силе, не сопровождаясь теми вредными последствиями, на которые намекали патриоты в IV в и которые в Западной империи неминуемо привели империю к падению До последней четверти V в. наиболее обычными были отряды германского и чаще готского происхождения, нанимаемые из племен, населявших Балканский полуостров. Здесь нас по преимуществу занимает та часть германских и других варварских племен или просто военных дружин, которая долго была известна в Византии подттенем федератов. Как показывает самое имя, это были племена или отряды, стоявшие в определенного рода договорных отношениях к правительству и служба которых обусловливалась статьями договора. Большею частью федераты служили за жалованье, выдаваемое предводителю или князю племени, на обязанности которого было содержать в порядке дружину и предоставлять ее в распоряжение империи, судя по обстоятельствам и потребностям времени. Более выдающиеся германцы, в особенности предводители колен и начальники дружин, переселялись в большие города и столицу, усво-яли язык и обычаи империи, получали вкус к образованию, так что через два-три поколения вполне ассимилировались с господствующим населением. В V в. находим в военной и гражданской администрации варварские имена консулов, предводителей войска и сенаторов, ближайшие предки коих были свободными сынами германских лесов. Федераты оказали громадное влияние на военную организацию империи и произвели в ней крупные изменения. В царствование Льва I особенной известностью пользуется могущественный род готского происхождения, который в течение трех поколений последовательно от отца к сыну владел высшими гражданскими и военными должностями и который поставил империи не одного императора. В этом знатном роде, идущем от Аспара, в трех поколениях повторялись имена Аспара и Ардавурия. Судьба фамилии Аспара на византийской службе в высшей степени ярко характеризует описываемую эпоху, и потому мы должны остановить на ней внимание. Первое упоминание об этой фамилии имеется при Феодосии II под 421 г. Тогда стратиг Ардавурий был во главе отряда, посланного против персов.

http://sedmitza.ru/lib/text/442757/

Империя несколько раз лежала у ног варварских победителей задолго еще до так называемого падения Западной империи, но престиж имени Римской империи наводил чары на завоевателей и гнал их из побежденного Рима. С этой точки зрения отношения одинаковы как на Востоке, так и на Западе. Разница та, что лишенный преимущества быть столицей империи Рим с половины V в. теряет свой престиж, и на том месте, где была империя, начинают зарождаться этнографические группы, которым предстояло выработать формы политической жизни. Между тем, столица Восточной империи пережила крушение Рима и должна была на Востоке и Западе продолжать по отношению к варварам дело империи. Несмотря на сильный поток романизации, увлекший своим течением новые народы, Запад теряет связь со своим центром и переносит исторический пульс на окраины, в кельто-германские и германские области. На Востоке Константинополь оставался политическим, культурным и религиозным центром, к которому постоянно притекали свежие силы и у которого никто не мог оспаривать его первостепенного значения. Задача обновления древней империи принятием новых народов разрешилась на Востоке гораздо благоприятнее, чем на Западе. В этом отношении главнейше имеется в виду славянская колонизация. Византийская империя не только нашла способ воспринять в себя новые этнографические элементы, т.е. поставить варваров в такое положение, в котором бы они с наибольшей пользой служили целям империи, но еще представила опыт согласования романизма и эллинизма с началами, воспринятыми от новых народов. Около времени падения Западной империи на Востоке был составлен особый законник, в котором римские правовые воззрения согласованы и применены к потребностям восточных провинций империи. В VIII в. составлен другой законодательный памятник, в котором не столько римское право применено к потребностям славянских населений, сколько переделан закон о сельском сословии согласно с новыми началами, внесенными в империю новыми подданными. Оба названные памятника имеют общее значение; они показывают, с одной стороны, какие преграды выставил Восток романизации, с другой—оба они служа г выражением византинизма и показателем заключающихся в нем понятий.

http://sedmitza.ru/lib/text/442727/

Митрополит Тихон рассказал о фильме " Гибель империи. Российский урок " 25.03.2021 21:04:55 МОСКВА Новый документальный фильм " Гибель империи. Российский урок " поможет зрителям изучить Февральскую революцию 1917 года, рассказал РИА " Новости " автор фильма, глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). На канале " Россия 24 " начался показ многосерийного фильма " Гибель империи. Российский урок " . В фильме рассказывается о Февральской революции 1917 года в России. По словам митрополита Тихона, перед создателями картины стояла задача " объективно и всесторонне рассмотреть события, которые привели к трагедии 1917 года " . " Когда мы сделали фильм " Гибель империи. Византийский урок " (автором которого был также митрополит Тихон – ред.), пришла идея создать картину о февральских событиях в России. Но руки не доходили. От замысла до съемок прошло десять лет. Судя по всему, именно сейчас пришло время сделать этот фильм " , - сказал митрополит Тихон. " Меньше всего мне хотелось бы что-либо навязывать зрителям. Информация, ставшая важной для меня в процессе изучения обстоятельств, связанных с февральскими событиями 1917 года, полагаю, могла бы стать весьма интересной и для других. Во всяком случае, она может заставить задуматься, может быть, даже подвигнет проверить, изучить те факты, которые представлены в фильме, даст пищу для размышлений. Если хотите, это и можно назвать моей сверхзадачей " , - объяснил митрополит Тихон. Он добавил, что, как и фильм " Гибель империи. Византийский урок " , эту картину делали " с замечательным режиссером Саидой Медведевой – руководителем творческого объединения " Мастерская " . " Картина " Гибель империи. Российский урок " - важна, потому что это действительно урок. И каждый проект с владыкой Тихоном – всегда какое-то открытие. Мы делаем не первый проект вместе, начиная с фильма " Гибель империи. Византийский урок " . Мы работали очень воодушевленно, увлеченно " ,- сказала РИА " Новости " Саида Медведева. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/03/25/mitropolit...

С 527 г. Юстиниан стоит во главе Византийской империи до 565 г.; почти 40 лет единоличного правления, к которым нужно еще прибавить несколько лет фактического правления при жизни Юстина. Получается около полустолетия, а если считать непосредственные последствия его политики, то он наложил свою печать на целое столетие византийской истории. Его главной целью было восстановление Римской империи. Это слишком фиктивная задача, запоздалая и не увенчавшаяся прочным успехом. Постараемся свести ее к основным элементам и выяснить ее значение. Идея восстановленной империи не есть одно слово, но целая система, политическая и научная. Идея Римской империи есть наследство, доставшееся от древности. Трудно теперь понять, только по некоторым частным признакам возможно догадываться, как влияла на умы эта идея. Хотя Рим пал после нескольких тяжких ударов со стороны варваров, хотя и Византия временами стояла на краю погибели, тем не менее, для всех мыслящих современников трудно было себе представить, как мог мир обойтись без Римской империи. Сам блаженный Августин опирался на идею римского государства и высказывал, что империя осуществляет собою идею порядка и культуры; за пределами ее нет ничего, на чем можно было бы остановиться. Ни для кого не странно, что, хотя в Италии нет императора, хотя часть империи находится под рукою варварских вождей, идея естественного и необходимого порядка вещей все-таки связывается с империей. Насколько это отожествление законного порядка вещей с империей укоренилось в умах политически мыслящих людей на всем протяжении средних веков, указывают крупнейшие факты средневековой западной истории, – усиление франкского государства при Пипине и Карле Мартелле сопровождается постоянной, неуклонной тенденцией приобрести титул римского императора, и эта великая и глубокая идея франкских королей нашла себе осуществление при Карле Великом в 800 г. Политическое устройство Средней Европы было основано на идее Священной Римской империи германской нации. В Московском государстве та же идея получила признание и литературное выражение в теории о Москве – третьем Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Империя довольно редкий феномен мировой истории. Создать империю может не каждый народ. Необходимым условием её создания можно считать наличие у стержневого имперского этноса определённого стереотипа поведения. Существенными чертами его являются способность уживаться с другими этносами, перенимать у них определённые навыки, родниться с их представителями, при этом неукоснительно соблюдая взятые на себя обязательства по охране и защите дружественных этносов от внешних угроз. Для внутренней политики империи характерно поощрение браков между представителями знати стержневого имперского этноса и знати других этносов, входящих в империю, с целью образования единой общеимперской знати, цементирующей единство империи. Наличие его не может не вызывать уважения. Бремя созидания империи почётно, хотя и тяжело. Имперский стержневой этнос - нация, несущая бремя созидания империи, воплощая в жизнь идею отказа от национального эгоизма во имя интересов всеобщего целого, реализуя принцип «разделяй и властвуй», выступает арбитром в межнациональных конфликтах внутри империи, защитником национальных меньшинств перед лицом более крупных этносов, входящих в империю («малый» с «большим» против «среднего»). Судьба империи неотделима от судьбы стержневого имперского этноса. Завершение процесса этногенеза имперского стержневого этноса или его отказ от выполнения взятых на себя функций и стереотипа поведения (Турция) влечёт за собой распад империи. Классическим империями являются Персидская, Римская, Византийская, Российская империи. Империи ни в коем разе не следует путать и отождествлять с колониальными державами, хотя они часто и называют себя таковыми. Колониальные державы (классическими примерами которых являются Карфаген, держава инков, Великобритания, Франция, Португалия, Япония), используя силу, выступают в роли паразитов, богатеющих и развивающихся за счёт грабежа колоний и эксплуатации населяющих их народов. В основе колониального владычества лежит идея обогащения одного народа, общества, государства за счет других - колонизируемых. Идея же империи - это идея симфонии, мирного сосуществования различных национальных культур и этносов под управлением имперского стержневого этноса во имя общего благополучия.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/09/...

II. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. III. Особенности Византийской империи. Культура Византийской империи. Богословие на Востоке. Особенности Западной Римской империи. Культура Западной Римской империи. Богословие в Западной Римской Империи. Сравнение особенностей богословия на Востоке и Западе в период до XI века. Выводы. Билет 3 I. Суть православного учения о спасении. Предопределение. II. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. III. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. Билет 4 I. Освящение души, сравнение. Освящение души, совершаемое человеком. Православный взгляд на нравственность. II. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну. III. Формирование канонически – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства: Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Билет 5 I. Необходимость веры в Бога. Вера во Христа, необходимость правильной веры. Лжехристы. II. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра. III. Церковное управление на Востоке после разделения империи. Пути централизация на Востоке после разделения империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи. Билет 6 I. Необходимость любить Христа и быть послушным Ему, Апостолам и Церкви. Любовь ко Христу. Послушание Христу, апостолам и пастырям. Недопустимость непослушания Христу. Недопустимость непослушания Апостолам и рукоположенным пастырям. Практическое использование. II. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период. III. История зарождение папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Участие Рима в делах Востока. Участие Востока в делах Запада. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле Вселенский. 28 канон Халкидонского Собора. Восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о Филиокве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Хопфом, Герцбергом; особого упоминания заслуживают страницы, посвящённые Трапезундской империи у W. Heyda в его известной Histoire du Commerce du Levant au Moyen Age. (последнее французское издание 1923 г.), где выявляется мировое торговое положение трапезундских территорий. Далее Васильев кратко останавливается на Weltgeschichte Ранке, на очерке византийской истории Г. Гельцера, Ш. Диля и др., среди которых следует отметить «Историю греческих государственных финансов» Андреадеса, вышедшую в 1918 г. на ново-греческом языке. В Cambridge Mediaeval History Васильев констатирует полное невнимание к Трапезундской империи, несмотря на участие в IV т. W. Millera. Наоборот, весьма интересную трактовку культурно-исторического значения империи даёт не специалист R. Ваугоп в своей общего характера книге «The Byzantin Achievement. An historical Perspective A. D. 330–1453». Указав, что работы N. Yorga ничего не дают для истории Трапезундской империи, Васильев отмечает ценную трактовку этой истории у Г. Острогорского в его Geschichte des byzantinischen Staates, вышедшей в 1940 г. Васильев цитирует и упоминания о Трапезундской империи в Истории Византии М. В. Левченко, отмечая их как первую попытку марксистского подхода к византийской истории. Упомянув общие работы по истории Византии – Кулаковского, Ф. И. Успенского, К. Н. Успенского , С. П. Шестакова, N. Baynes’a, Ch. Diehlя, G. Marçais, Amantos, – как не касающиеся Трапезундской империи, в силу своих хронологических границ, – Васильев останавливается на своей полемике с Ф. Дельгером (Месарит, как источник) и Иорга (о роли грузинской царицы Тамары в истории Трапезундской империи) и, в связи с этим последним, упоминает о работе К. Туманова On the Relationship between the Founder of the Empire of Trebizond and the Georgia Queen Thamar XV, 1940); заканчивает он свой историографический обзор упоминанием о Трапезундской империи в больших общих и специальных энциклопедиях. В заключительной части статьи рассматривается трактовка Трапезундской империи в мировой художественной литературе; в рыцарской литературе эта тема была одной из самых популярных; этот мотив встречается у Сервантеса, у Мильтона, в венецианской литературе XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010