Разделы портала «Азбука веры» Богочеловек (греч. Θενθρωπος) – наименование Иисуса Христа , указывающее на то, что в Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно , т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась. По учению Православной Церкви , сформулированному на IV Вселенском Соборе , естества во Иисусе Христе соединены: Основная Истина Православия – Богочеловек преподобный Иустин (Попович) Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина – Богочеловек Христос… Православие – Православие Богочеловеком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Православия – Богочеловечество. В нем ничего не бывает по человеку и от человека, но все приходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознает только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке. И еще: всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в чудовище, в бессмыслицу. И вместо человека вы находите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истинное человечество только в богочеловечестве. И нет другого под небом. Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Он решил все вопросы, мучающие и терзающие дух человеческий: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и ненависти, вопрос правды и неправды. Одним словом, – вопрос человека и Бога. Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Своей земной жизнью Он самым очевидным образом показал, что Он – воплощенная, вочеловеченная, вообразованная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Все-истина, Все-правда, Все-любовь, Все-радость, Все-сила. Все Божественные совершенства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и преподал нам благодатные силы претворять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чувства, в свои дела. Отсюда наше призвание – воплотить их в себе и в окружающем нас мире.

http://azbyka.ru/bogochelovek

Радость разлуки. Вознесение Господне Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. 8 июня, 2005 Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,— радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством — как легко встретиться. Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, — не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, что для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

http://pravmir.ru/radost-razluki/

ХРИСТИАНИН Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварью, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас, много ли нам от него пользы? Бог через Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие (2). Требуются со стороны всякого христианина непрестанная борьба с воинственным всеоружным грехом, вера в Бога, Спасителя, в Церковь Его, молитва непрестанная, помощь Божия, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно. И вот жизнь наша на земле есть непрестанная война с грехом, с миром и со своей многострастной плотью. Да, есть бесконечная личная Жизнь, вторая дала нам жизнь по образу Своему и от второй мы отпали вольной волею и к второй должны стремиться верой, вниманием к себе, усердием к деланию заповедей Божиих и непрестанным покаянием. Есть безконечная красота, создавшая нас по образу Своей красоты, которую мы утратили, обезобразив себя грехом. Есть безконечная сладость Божьего существа, которой мы лишились, прельстившись сладостью греха. Есть безконечный Разум ипостасный, от второго мы отпали и впали в безумие всяких грехов и страстей. Есть безконечная свобода, которой мы лишились, поработившись безсловесным страстям, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8:34 ), по слову Господа, и потому должны мы все стремиться к свободе духовной через искреннее покаяние и добродетель, особенно через любовь к Богу и взаимную друг к другу. Итак, вся жизнь наша должна проходить в борьбе с грехами и в стремлении к святости и правде (3). Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом, – о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии – в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т.д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества – именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя храм, останавливается перед закрытыми дверями, в душах проходит неуловимое во времени, но духовно значительное мгновение некоего недоумевающего, вопрошающего молчания: «кто отвалит нам камень от двери гроба» ( Марк.16:3 )? и явится ли гроб пуст, ибо воскресе Христос? И когда отверзаются двери пред знамением креста и входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердца наши заливает радость, ибо Христос воскресе из мертвых. И тогда совершается пасхальное чудо в душах наших. Ибо мы «видим Христово воскресение». «Очистив чувстаия» зрим «Христа блистающегося» и «приступаем исходящу Христу из гроба яко жениху». Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих в остановившемся времени, входим в субботство «покоя народа Божия» ( Евр. 4, 9–10 ). В сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения: ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. В пасхальную ночь подается человеку в предварении уведать жизнь будущего века, вступит в царство Славы, в царствие Божие. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, ибо она есть тайна будущего века, которого «язык – молчание». Радость совершенная, подаваемая в эту ночь по обетованию Господа, есть Дух Святый, являющий нам волею Отчею Христа воскресшего. Дух Святый есть сущая радость во Святой Троице, Отца о Сыне и Сына об Отце, и Он есть радость в нас о воскресении Христовом. Им зрим мы воскресшего Христа, Он есть в нас Свет Христова воскресения. Пасха не есть для нас один из праздников, но «праздников праздник, торжество из торжеств». Все двунадесять великих праздников дают нам ведение Царствия Божия в делах Божиих, как событиях этого века, Пасха же не есть память о подобном событии, ибо обращена к веку грядущему. Пасха есть на земле преддверие явления славы, о коей молил Отца Христос в первоосвященнической молитве Своей, – небесного Иерусалима, который сходит в свершение времен, по пророческому видению, с неба на землю: светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Пасха есть жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женам-мироносицам: радуйтеся ( Мф. 28, 9 ), и слово Его же в явлении апостолам: мир вам ( Лук. 21, 36 ; Иоан. 20, 19. 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

XVII. Возражения Родышевского на Регламент духовный и на Указ о монашестве. – Московский розыск Родышевский подал, чрез Аврамова, архимандриту Варлааму прошение на высочайшее имя и, при прошении, Возражения на Обявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах. В прошении Родышевский писал: «от всея всеусердейшия любви моей и зельнейшей ревности к Богу и к вашему императорскому величеству и ко всей высочайшей фамилии вашей, ныне благополучно здравствующей и о Господе уже усопшей, а не от бездельной и легкомысленной каковой продерзости, умыслил составить и уже, Божиею поспешествующею благодатию, составил, непротивно Повелителя высочайшаго (аще бы кто безстудно и ложно клеветати восхотел на меня о сем) и благочестивейшаго и всеми превысокими делы своими во всей подсолнечной препрославленнаго, высокославныя и вечныя памяти предостойнейшаго Петра Великаго, Императора и самодержца всероссийскаго, ему же во веки вечная и безконечная буди вечная память и присносущная в небеси радость и непрестанное веселие; но против составителя и написателя книг: Толкования о блаженствах Христовых и Регламента Духовнаго и некоего Обявления о монашестве, на котории, – усмотрев я в них множество великое Церкви святой противоумствования прикрытаго еретическаго, не весьма яснаго, – обяснив оное и возражение написал, вручая мене самаго и оныя книги самому вашему императорскому всепресветлейшему величеству ради разсмотрения, полагался во всем в волю вашу. О всемилостивейшая владычице и великая госпоже и Государыня всероссийская Ваше величество сама что восхощеши, то со мною и со оными книгами сотвори; и буде повелиши и более что писать, то стану; буде же повелишь молчать и отнюдь ни о чем уже и о самых написанных книгах и не стужать и не говорить, то отнюдь никогда не стану и повеления вашего величества не преступлю; а и писем я кроме сих и котории уже вашему величеству отданы, ниже кому давал, ниже разсевал где, и не за что на мене клеветать о сем никому; а под один святейшаго Синода суд и в обиду меня не давать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преодоление смерти в монашеской жизни Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. 9 июля, 2014 Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. Господь пришел в мир не с тем, чтобы улучшить условия этой жизни, не с тем, чтобы предложить новую экономическую и политическую систему или научить нас новому методу поддержания духовного и телесного равновесия. Он пришел, чтобы победить смерть и даровать нам вечную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И эта вечная жизнь является не только неким обещанием счастья после конца земной жизни, простым загробным существованием. Вечная жизнь – это благодать, которая просвещает и придает смысл настоящему и будущему, душе и телу человека. Явления воскресшего Христа ученикам случились для того, чтобы придать им уверенность в том, что смерть повержена. Господь воскрес. “Смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6:9). Он – совершенный Бог, входящий и выходящий сквозь закрытые двери. Он – совершенный человек, осязаемый, едящий и пьющий, как каждый из Его учеников. То, чем обладает человек, и то, чего он заслуживает, – это не столько его физические и умственные способности, сколько его возможность стать причастником Воскресения Христа, возможность умереть сегодня и начать жить вечной жизнью: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ин. 12:25). Монах, всецело предающийся Богу, хранит эту истину. Его жизни присуща единственная радость: “Кто погубит, тот сохранит…”

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

     В древнем Патерике приводится история. Два инока впали в тяжкий грех. Через некоторое время они раскаялись и сказали: «Какую пользу мы получили, оставив ангельский образ и впав в скверное житие? Не ждет ли нас за это мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние ». Рассудив так, они пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он в качестве епитимии повелел им год пребывать в затворе, питаясь хлебом и водой. Прошел год, и было открыто старцам монастыря, что прощены иноки Богом. Отворив их келлии, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, вышел весь в печали, другой же был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности и спросили скорбящего брата: «Как ты пребывал в своей келлии?» Инок отвечал: «Я помышлял о содеянном мной зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти». Затем спросили радовавшегося инока: «Ты о чем размышлял в своей келлии?» Он же сказал: «Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и снова приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился». Тогда старцы сказали: «Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил». Покаяние нельзя отождествлять с унынием Как важно понять: покаяние нельзя отождествлять с унынием. Покаяние – не нагнетение мрачных чувств, не самоистязание, что вот, мол, я ни к чему не гожусь, – а, напротив, освобождение души от мрака уныния. Это выявление в себе того доброго, что еще можно принести в дар Христу. Покаяние – это духовное, внутреннее соприкосновение с той евангельской истиной, что на Небесах бывает радость об одном грешнике кающемся (см.: Лк. 15: 3–10). И разве не радость – расстаться с грехом, который губил твою душу, лежал тяжким бременем, не давал чисто смотреть на Божий мир, изъедал тебя внутри и выплескивался наружу в виде негодования на ближних? Вот раскаялась душа, исповедалась в Церкви – и засиял свет в душе, словно взошло пасхальное солнышко! Преподобный Силуан Афонский объяснял это так: «Тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир».

http://pravoslavie.ru/78497.html

Июль 1877 г. 1 июля. Человеку грешному, нечистому что нужно на всякий день и час? Милость, очищение и освящение. Где эта благодать особенно подается и получается? – В церкви. Когда? – При богослужении и совершении различных Таинств. А дома? – Сообщается и дома при усердной молитве или совершении молитв, Таинств и обрядов и может подаваться и на всяком месте и во всякое время, но нигде так обильно и действенно не изливается, как в храме. Поэтому храм для христианина весьма, весьма дорог как источник живой воды, как дом Божий, как место милости, очищения, священия, жизни небесной. В созерцании Господа и Его совершенств, в достойном прославлении (то есть чистым сердцем) этих совершенств состоит блаженство разумных тварей бестелесных и телесных; если видеть разумным, просвещенным оком прекрасные и чудные дела Божии на земле есть радость и восхищение души, то какова радость и восхищение видеть чудные дела Божии на небе, в Царстве блаженных чистейших духов и святых душ! Какова радость и восхищение видеть Самого Бога лицом к лицу? Это поистине неотменно, невыразимо. Итак, будем непрестанно славить Господа и дела Его здесь, чтобы уметь восхвалять Его там, на небесах, в вечном Царстве славы. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [ 1Кор.2:9 ]. Словесная душа, созданная для славословия Творца своего, в чем состоит жизнь и блаженство ее, не может оставаться праздною, не подвергаясь нравственному искажению и не терпя урона в своем блаженстве. Ибо она создана деятельною и для непрестанной деятельности, для дел любви, для непрестанного созерцания, хвалы и благодарения; кроме того, в настоящем греховном, растленном состоянии она неминуемо впадает в помыслы, слова и дела лукавые, нечистые, злые, смертоносные, если она отвратит очи от созерцания Создателя и Его чудных совершенств, от исполнения Его заповедей. А потому созерцать и славить Господа, исполнять Его заповеди есть величайшая польза, временная и вечная, для самого человека; жить без славословия и благодарения или не заботиться об исполнении заповедей Божиих свойственно только животным бессловесным, не имеющим разума и разумного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Праздников праздником и торжеством из торжеств Пасху называют именно потому, что это самый главный праздник для православного человека. Поскольку жизнь человека вся наполнена скорбями, болезнями, несчастьями. И в общем-то любой нормальный человек, не только верующий, неудовлетворен земной жизнью. Одни разрешают этот конфликт тем, что стараются получить побольше земных благ, и в этом есть смысл их жизни - в стяжании богатства, славы, наслаждений. Православие же понимает, что это все равно тупиковый путь, жизнь наша в Боге находится, всякий, кто открыл для себя Господа, понимает, что подлинная жизнь пребывает на небесах, а здесь остается для нас подготовка к этой небесной жизни. И поэтому догмат Воскресения из мертвых к вечной жизни является самым главным в христианстве. В это догмате сосредоточены чаяния всякого человека на земле: в том, что земная жизнь когда-нибудь кончится, наступит вечная блаженная жизнь. И вот благодаря празднику Пасхи нам дается прикоснуться к этому блаженству, и поэтому любой человек, приходящий в храм в эти дни, чувствует какую-то особую радость, какой-то подъем. Кто бы ни был этот человек, даже неверующий. Они чувствуют, что этот день какой-то особенный, что в храме какая-то особенная, совершенно другая атмосфера. И это не зависит от того, человек вечером придет в храм накануне Пасхи или в самый праздник. Все кругом ликует, играет, и это не есть какое-то самовнушение, это есть нечто от нас не зависящее. Человек православный эту радость особенно чувствует и переживает. При этом насколько человек знает и уважает веру и идеи христианские, настолько он чувствует эту радость, какое-то прикосновение. Поэтому мы все так ждем этот праздник. Церковная жизнь очень разнообразна, есть разные праздники - Великий Пост, другие какие-то праздники, - они все наполнены внутренним содержанием. А для человека постороннего, внешнего, это все просто разные молитвы и песнопения. А для православного человека, который знает суть, содержание этого праздника, событие, вокруг которого празднование возникает, это сопереживание, соприкосновение, участие в этих событиях. Не просто спектакль, созерцание какое-то театральное. Нет, тут глубина времен как бы раздвигается и мы сопричастными становимся Входу Господню в Иерусалим, Благовещению Пресвятой Богородицы, Пасхе. Поэтому это для нас реальные, действительные сопереживания событий. Так что любые праздники для православного человека очень радостны.

http://zavet.ru/news/news-s010413-3.htm

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН Свмч. ИЛАРИОН ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ К 70-летию со дня кончины архиепископа священномученика Илариона (Троицкого) Удивительным был облик этого человека. Он запечатлен в самом имени Иларион, что в переводе с греческого означает " тихий, ласковый, веселый " ( " утешный " , по выражению одного из современных ученых). " Свете тихий " говорится именно об этом качестве. Владимир Алексеевич Троицкий от природы был веселым и общительным человеком. В семилетнем возрасте он с трехлетним братом отправился из родного села пешком в Москву учиться. Когда же отец на лошади нагнал их уже далеко от дома, будущий владыка Иларион с юмором объяснил свой поступок: " А как же Ломоносов? Он пошел в Москву пешком, и я тоже решил идти учиться " . С самого раннего детства главным источником его радости была Церковь Божия: совсем крошечным он уже стоял на клиросе. Потом пришло и глубокое понимание Церкви как Богочеловеческого организма, где люди объединены любовью. Именно Церкви как единственному источнику подлинной радости посвящены большинство богословских работ профессора Троицкого. Их главная идея - " Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец " - объясняет, что счастье возможно лишь в полноте этого Семейного союза. Архиепископ Иларион так писал секретарю комиссии по устройству мировой конференции христианства Роберту Гардинеру: " С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви... " И эта радость явственно отражалась в его облике. В Московской Духовной Академии, где профессор Владимир Троицкий читал лекции по Новому Завету, его бесконечно любили. Высокий и стройный, с прекрасными голубыми глазами, со звучным голосом, всегда жизнерадостный и вдохновенный, он производил впечатление русского богатыря с недюжинной силой и умом. В его прекрасной наружности просвечивала благородная, чистая душа - и в этом был источник его обаяния. После пострига Владимира Троицкого в 1913 году его духовная радость лишь умножилась. Своим пасхальным обликом архиепископ Иларион напоминал преподобного Серафима Саровского, которого он очень любил. Однажды владыка так и написал: " Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо Ангела " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010