Сохранились фрагменты первоначальной росписи 1251-1252 гг.: в диаконнике на вост. стене (Богородица с Младенцем, «Благовещение», Деисус и св. Иоанн Креститель), в 2 люнетах над западными наружним и внутренним порталами (Богоматерь с Младенцем и поклоняющимися ангелами) и фрагмент медальона с Ветхим денми на своде, на северной, южной и западной стенах (цикл из 11 сцен жития прор. Илии от рождения до вознесения на небо, включая композицию «Ворон кормит прор. Илию»). Житийный цикл прор. Илии редко встречается в монументальной живописи и на иконах. Особый интерес к прор. Илии в М., возможно, связан с отношением к нему как провозвестнику монашеской жизни. Уверенные по рисунку, выполненные светлыми красками фрески М. принадлежат кисти опытного художника, хорошо знакомого с образцами визант. искусства XII в., имевшего много общего с одним из мастеров, работавших в соборе мон-ря Милешева . Ктиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма Иоанн Ктиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма Иоанн Большинство фресок собора были созданы в XVI-XVII вв. В наосе в 1574 г. неизвестный художник изобразил сцены из жизни Иисуса Христа («Брак в Кане Галилейской», «Изгнание нечистого духа», «Изгнание торговцев из Храма», «Христос между иудеями», «Исцеление болящего водянкой», «Исцеление женщины») и неск. святых (напр., прп. Марию Египетскую и прп. Зосиму Палестинского), а также выполнил ктиторскую композицию, где представил игум. Фому и кн. Вукича Вучетича. В припрате находятся фрески 1577/78 г.: сцены «Семь Вселенских Соборов», «Древо Иессеево» и монументальный «Страшный Суд». Хиландарский мон. Георгий (Митрофанович) в 1616 г. выполнил фреску на зап. фасаде собора и примерно в то же время - фрески на вост. стене припраты. Тогда же поп Страхиня из Будимли расписал протезис. В 1642 г. в капелле талантливый художник кир Косма Иоанн написал сцены из жизни и посмертных чудес архидиак. Стефана, образы неск. святых и ктиторскую композицию.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Раз уж речь зашла об изображении птиц, здесь сразу вспоминается икона XVI в. из Владимиро-Суздальского историко-художественного музея. В нижней части иконы лебеди – и как символ душ верующих, и как образ чистоты и невинности, пришедший из фольклора. Порой мы видим, что Святой Дух изображается в виде голубя в луче от мандорлы с Ветхим Денми, но эта традиция богословски никак не обоснована, так как голубь в Писании являлся только один раз, во время Богоявления. Зато не вызывает вопросов «Спас в Силах» в маленькой мандорле сверху, или хотя бы благославляющая Десница. В некоторых памятниках – отсыл к протоевагельскому тексту Иакова, когда Дева Мария изображается у источника (кладезя), а Архангел таинственно сходит сверху. Например, фреска Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502–1503) или мозаика XIV в. из монастыря Хора в Константинополе. Мозаика. Благовещение. . XIV в. Монастырь Хора.Константинополь Есть уже в более поздних традициях, особенно в западной, изображение Девы Марии за книгой. Западное искусство так же обильно раскрасило событие бытом, а Архангел изображается здесь все чаще с лилией. Вместе с западной культурой в XVI в. этот извод попадает в Россию и сосуществует вместе с восточными традициями. – Если говорить о таких событиях, неслучайно ещё с раннехристианских времен Благовещение порой изображается рядом с Изгнанием из Рая. – Два эти события изменили ход истории человечества, потому Христа с Богородицей святые отцы и называют Новым Адамом и Новой Евой. В западной традиции сюжет Благовещения порой разворачивается на фоне Древа познания со змием. У нас этой традиции нет, возможно, чтобы не возникло сомнительного разночтения или сопоставления Архангела с Адамом или даже с искусителем. Хотя символ Древа тут возник, скорее всего, как напоминание о протоевангельском памятнике, где Господь призвал Гавриила для помощи в спасении Адама. – Богородица мыслится и как символ Церкви. – И в некоторых изображениях Благовещения на это делается особый акцент. Например, в мозаике из Санта Мария Маджоре XIII века Богородица изображается на фоне архитектуры, а рядом стоящий Ангел – на чистом золотом фоне мозаики: он – посланник Небес.

http://pravoslavie.ru/152953.html

«Ветхим денми, говорит св. отец Церкви Ипполит, называет пророк не иного, как разве Господа всяческих, Бога и Владыку даже для Христа, Того, от Котораго состареваются дни и Который Сам от дней времени не стареет». Его одежда белизны снега и чистые, как волны, волосы означают чистоту и святость божественного Его существа. Огненным видом престола и видом текущей огненной реки знаменуется святая ревность в Боге, а также внушается мысль о том, что Господь есть Судия всего существующего. Господь окружен бесчисленным сонмом ангелов, служащих неизреченной славе Его. Суд начался с торжественного занятия судьями своих мест на престолах, после чего раскрылись книги. Описание этих действий следует понимать в переносном смысле, как наглядное изображение того, что пред всеведением Судии открыта вся жизнь подсудимых и поэтому никто из них не скроет даже самых тайных своих грехов. Подобное человекообразное представление страшного суда Божия над миром встречается и в Священном Писании Нового Завета (Мф. XIX, 18: Лyk. XI, 30 ; 1Kop. VI, 1 ; Апокалипс. IV, 1-I; X, 1). 11–12 ст. Действием Всемогущего Судии злая боговраждебная сила, главным образом сосредоточивающаяся в четвертом звере, уничтожается в момент убийства и сожжения зверя. Божественный суд коснулся и первых трех зверей: они лишены были власти, но продолжение жизни им, как в меньшей степени проявлявшим боговраждебность, на некоторое время было даровано. Такой порядок изображения судьбы боговраждебных сил в мир, по которому сначала следует вечная гибель антихриста (поражение четвертого зверя), а затем указывается на прекращение деятельности всех существ, уклонившихся в сторону зла с оставлением их существования на некоторый срок (лишение власти трех первых зверей), показывает, что в пророческой картине видения Даниила первое и второе пришествие Господа Иисуса Христа в мире изображаются вместе. По пророческому представлению воинствующее состояние царства Христова на земле после первого пришествия Господа и открытие царства славы сливаются в один образ, причем внимание пророка более сосредоточивается на втором пришествии Господа в мир, открытие же царства благодати предполагается событием уже совершившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

( < < back) эти сказания заимствованы были св. Димитрием Ростовским из некоторых западных сказаний о Рождестве Христовом, из которых некоторые перешли и в наши древне-русские рукописные и печатные сборники. ( < < back) Слово на Рождество Христово были прорицательницы у язычников. Некоторым из них, напр. сивилле кукейской, сивилле эритрейской и др., древними христианским писателями приписывались предсказания и о Спасителе, и вообще о временах Нового Завета. это место из Пс 18: 6 относится к солнцу, которое Псалмопевец сравниваете женихом и исполином, выходящим из своего чертога. Святитель Димитрий видит здесь пророческое указание на явление в мир Мессии-Христа. известный государственный муж древних Афин, живший в V b. до Р. X. знаменитый Александр Македонский, славный завоеватель почти всего востока, живший в IV b. до Р. Х. или Зевс — главное божество древних греков и римлян (Юпитер — римское его наименование; Зевс или Зевес — греческое). или Мидас — полумифический фригийский царь, о котором сохранилось много легендарных рассказов. Августин, епископ г. Иппона, в северной Африке, знаменитый отец Западной церкви, оставивший много сочинений по догматическим вопросам, а также и немало толкований разных книг и отдельных мест Св. Писания. Скончался в 430 г. 4-й. излагается повеление, данное Господом пророку Исаии, чтобы он дал своему сыну имя, которое с еврейского языка означает: «Спешит грабеж, ускоряет добыча». Такое имя должно было послужить для современников пророка знамением скорой победы иудейского народа над Сирийским и Израильским царством. Некоторые толкователи видят в этом таинственном наречении имени сыну пророка как бы прообраз славы и могущества Мессии. В этом смысле его и приводит в данном месте святитель Димитрий. один из судей израильских, известный своею необычайною силою. История Сампсона изложена в Суд. 13, 14, 15 и 16. была символом вечности Божией. В данном месте Святитель Димитрий, именуя Богомладенца ветхим денми, хочет указать на Его предвечное существование, как Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

642 Второе слово в защиту святых икон, гл. XI, в Третьем слове, гл. IX и во множестве других мест, P.G. 94,1, 1293, там же, кол. 1332. 644 Опровержение иконоборчества; P.G. 99, 457 D. Это, конечно, значит не то, что Христос изобразим лишь с определенного исторического момента и неизобразим, например, в иллюстрациях Ветхого Завета (в сотворении мира и т.д.), а то, что Христос изобразим лишь по воспринятой Им человеческой природе и никак иначе. 646 Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892, с. 389. Ссылка на «Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания», 2, с. 163–164, 516. Это распоряжение повторяется в «Настольной книге для церковносвященнослужителей» С. Булгакова (Киев, 1913): «На антиминсах [...] строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а святых Евангелистов в образе животных» (прим., с. 789). 651 Напомним, что уже была попытка создать икону Духа Святого «в птиче образе незнаеме», и «икона» эта была представлена на рассмотрение Собора 1554 г. 653 «Языческая иконография является, так сказать, естественным Ветхим Заветом для христианской» (там же, с. 10–11). «Язычество оставило христианству уже выявленную идею иконы» (там же, с. 14). Здесь протоиерей С. Булгаков находится в полном согласии с историками искусства и в столь же полном расхождении с церковным пониманием происхождения христианского образа. 654 Первое слово в защиту святых икон. Гл. XVI (P.G. 94,I,1245); ср. Второе слово, гл. V (там же, кол. 1288), гл. VII того же Слова; Третье слово, гл. IV (там же, кол. 1321), гл. VIII (кол. 1328) и гл. XXIV-XXV (кол. 1344). 655 Толкование на Апокалипсис Андрея, архиепископа Кесарийского, VI века. М., 1889, с. 51. Это же позже повторяет и другой комментатор Апокалипсиса – Арефа, архиепископ Каппадокийский (P.G. 106, 568). 657 «Несомненно, Ветхий денми, виденный Даниилом, есть Бог Отец», – говорит Богословский (там же, с. 63). 669 «Икона...», с.120. Само Боговоплощение есть, по учению Булгакова, осуществление предвечного человечества Логоса (Агнец Божий Париж, 1933, с. 211) И возможность, и даже необходимость вочеловечения Бога заложены в самой природе вещей. «Бог и сотворил мир для Боговоплощения, а не мир вынудил у Бога Боговоплощение через грехопадение человека» (там же, с. 193). В перспективе Булгакова Боговоплощение есть цель существования мира, а не средство его спасения. Оно представляется ему как завершительный акт творения «Предвечное человечество соединяется с земным человечеством, София Божественная – с Софией тварной» (там же, с. 151)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

—366— Апостолы жили упованием увидеть своими глазами осуществление пророчества Даниила на Христе, и сего удостоились: Стефан, первый Его исповедник, и Иоанн, переживший всех прочих. „Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога“. ( Деян.7:56 ). Апостолы никогда не называли Христа Сыном Человеческим, судя по Деяниям и Посланиям, но здесь Стефан выразился так, ибо вспомнил предсказание Даниила и Самого Христа. Тоже и в Апокалипсисе, опять единственные два места, где Господь именуется Сыном Человеческим, и опять применительно к видению Даниила: „и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому“ я пр. ( Откр.14:14 ). Видение Даниила так ясно воспроизводилось в истории Нового Завета, что Господь для показания Своего единосущия со Отцом открывал Себя в видениях с теми же свойствами, с какими тогда явился пророку Бог Отец т. е. в белых, как снег, одеждах, как в Преображении, или с белыми, как волна, волосами, с огненным подножием, как в первом видении Апокалипсиса ( Откр.1:14 ), и, хотя не именуется прямо Ветхим денми, но равнозначащими именами: „Альфа и Омега, начало и конец“ и пр. ( Откр.1:8 ). „Я есмь первый и последний“, говорит далее явившийся Сын Человеческий: „и живый; и был мертв, и се жив во веки веков. Аминь“ ( Откр.1:18 ). Итак, мы выяснили, что наименование Себя Сыном Человеческим Господь основывает на видении Даниила, и на это-то видение ссылается Он в самом торжественном, предсмертном исповедании Себя Мессией и Сыном Божиим, за каковое исповедание Он и принял вольную и спасительную страсть, и погребение. Однако этим разъяснением мы только подошли к ответу на вопрос нашей статьи, а не разрешили его. Нам надлежит теперь дознать, каков был смысл видения Даниилова? на какие свойства Мессии предуказал пророк, наименовав Его Сыном Человеческим? Богословы усматривают в этом видении указание на Божеское достоинство Мессии; и они правы, но этим объяснение не только не исчерпывается, но не указывается даже главная его мысль. Чтобы понимать Св. Библию, никогда не надо ограничиваться определением метафизических и ис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А святой Киприан говорит: «Для того полагается Он в ясли, чтобы мы, изменивши скотское житие, питались не сеном (греховных сластей), но небесных хлебом». И еще говорит Феодорит: «В яслях полагается Слово Божие, чтобы и словесные, и бессловесные (т.е. праведные и грешные) свободно и невозбранно причащались спасительной пищи». 8734 Таково таинство яслей Господних, и таково очевидное знамение пришествия в мир Спасителя, указанное ангелом пастырям: младенец повитый, лежащий в яслях. И поистине это великое знамение, ибо оно полно великих таинств, как мы уже слышали. Итак, да будет родившемуся нас ради Божественному Тому Младенцу честь, благодарения и поклонения от всей твари, и родившей Его Пречистой и Преблагословенной Деве Марии слава и похвала от всех родов вовеки. Аминь. 8712 Сивиллы – были прорицательницы у язычников. Некоторым из них, например сивилле кукейской, сивилле эритрейской и др., древними христианским писателями приписывались предсказания и о Спасителе, и вообще о временах Нового Завета. 8713 Буквально это место из Пс. 18относится к солнцу, которое Псалмопевец сравниваете женихом и исполином, выходящим из своего чертога. Святитель Димитрий видит здесь пророческое указание на явление в мир Мессии-Христа. 8715 Т.е. знаменитый Александр Македонский, славный завоеватель почти всего востока, живший в IV в. до Р. Х. 8716 Юпитер или Зевс – главное божество древних греков и римлян (Юпитер – римское его наименование; Зевс или Зевес – греческое). 8717 Мид или Мидас – полумифический фригийский царь, о котором сохранилось много легендарных рассказов. 8718 Блаженный Августин , епископ г. Иппона, в северной Африке, знаменитый отец Западной церкви, оставивший много сочинений по догматическим вопросам, а также и немало толкований разных книг и отдельных мест Св. Писания. Скончался в 430 г. 8720 Здесь излагается повеление, данное Господом пророку Исайи означает: «Спешит грабеж, ускоряет добыча». Такое имя должно было послужить для современников пророка знамением скорой победы иудейского народа над Сирийским и Израильским царством. Некоторые толкователи видят в этом таинственном наречении имени сыну пророка как бы прообраз славы и могущества Мессии. В этом смысле его и приводит в данном месте святитель Димитрий 8722 Старость была символом вечности Божией. В данном месте Святитель Димитрий, именуя Богомладенца ветхим денми, хочет указать на Его предвечное существование, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостолы жили упованием увидеть своими глазами осуществление пророчества Даниила на Христе, и сего удостоились: Стефан, первый Его исповедник, и Иоанн, переживший всех прочих. «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Апостолы никогда не называли Христа Сыном Человеческим, судя по Деяниям и Посланиям, но здесь Стефан выразился так, ибо вспомнил предсказание Даниила и Самого Христа. Тоже и в Апокалипсисе, опять единственные два места, где Господь именуется Сыном Человеческим, и опять применительно к видению Даниила: «И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому» и пр. (14, 14). Видение Даниила так ясно воспроизводилось в истории Нового Завета, что Господь для показания Своего единосущия со Отцом открывал Себя в видениях с теми же свойствами, с какими тогда явился пророку Бог Отец, то есть в белых, как снег, одеждах, как в Преображении, или с белыми, как волна, волосами, с огненным подножием, как в первом видении Апокалипсиса (1, 13), и хотя не именуется прямо Ветхим денми, но равнозначущими именами: «Альфа и Омега, начало и конец...» (Откр. 1:8). «Я есмь первый и последний, — говорит далее явившийся Сын Человеческий, — и живый: и был мертв, и се жив во веки веков. Аминь» (1, 18). Итак, мы выяснили, что наименование Себя Сыном Человеческим Господь основывает на видении Даниила, и на это-то видение ссылается Он в сомом торжественном, предсмертном исповедании Себя Мессией и Сыном Божиим, за каковое исповедание Он и принял вольную и спасительную страсть и погребение. Однако этим разъяснением мы только подошли к ответу на вопрос нашей статьи, а не разрешили его. Нам надлежит теперь дознать, каков был смысл видения Даниилова? на какие свойства Мессии предуказал пророк, наименовав его Сыном Человеческим? Богословы усматривают в этом видении указание на Божеское достоинство Мессии; и они правы, но этим объяснение не только не исчерпывается, но не указывается даже главная его мысль. Чтобы понимать Святую Библию, никогда не надо ограничиваться определением метафизических и исторических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат свт. Иоанна Златоуста: о пророчествах, а мы перейдем к прямому изъяснению Данииловых видений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2709...

Христос, Который является в полноту времён в Новом Завете, ранее Своего воплощения и вочеловечения, но уже его предваряя, присутствует и открывается в Ветхом Завете, который постольку есть также ветхозаветное Евангелие о богочеловечестве в человеке как образе и подобии Божием, как уже сотворённом и приуготовленном для богочеловечества, он весь говорит о человеческой сообразности Богу. Без этого Ветхий Завет перестаёт быть Ветхим, но остаётся единственным, теряет в себе оправдание и осмысление (его фактически утрачивают и иудеи, не принявшие Христа вместе со всем новозаветным откровением). Итак, не вопреки, но наряду с ветхозаветной апофатикой, мы имеем в ветхозаветных теофаниях наличие антропологического антропоморфизма как откровения о богочеловечестве. Это выражается и прямо, и косвенно с наибольшей ясностью в видениях прор. Даниила, 7: 9, 13, где «Ветхий денми» есть образ Отца, а «Сын Человеческий, подведенный к Нему», есть образ Сына, причём и тот и другой есть единый человеческий образ, хотя и с известными отличиями, соответствующими разным ипостасям. Однако при этом остаётся незыблемым, что Сын есть образ и откровение Отца, и постольку человеческий образ остаётся присущ Им Обоим. Это есть ветхозаветное откровение о Богочеловечестве, о сообразности Бога и человека. Это же включено и в видение славы пророка Иезекииля («подобие престола, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» ( Иез. 26 ), и это образует самый центр видения). Человеческий образ вместе с человеческой речью есть общие черты ветхозаветного богоявления (кроме других его черт, принадлежащих космологии и ангелологии). Остаётся однако при этом общий догматический вопрос: что обозначает для ветхозаветного человека «видеть» Бога, на чём основана эта теофания до боговоплощения? Очевидно, существует здесь коренная разница между ветхозаветным и новозаветным видением. Последняя располагает в качестве своего основания личным богоявлением Христа Спасителя, первое же такого основания для себя не имеет, оно остаётся при общей трансцендентной безобразности Божества, так же как и Его неизобразимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

XI. Итак, познайте же вы, благоговейно приходящие к Богу, Того, о Котором древле Моисей свидетельствовал народу, Который явился на горе, Которого предвозвестили пророки и Которого видел во образе человека блаженный Даниил, говоря о Нем: «Видех во сне нощию, и се, на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть, и честь и царство и вси людие, племена, и языцы Тому поработают: власть Его – власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется» 563 . Ветхим денми (пророк) называет здесь не иного кого, как Самого Владыку, Господа и Бога всяческих и Отца Самого Христа, Который изветшевает дни, но Сам не стареется ни от влияния дней, ни от влияния времени, и о Котором сказано выше: «престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власи главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огнен, колеса Его огнь палящь. Река огненна течаше, иходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе и книги отверзошася» 564 . К Сему-то и был приведен Сын человеческий, сидящий на облаках и несомый архангелами, дабы восприять от Него всю власть, силу, могущество и царство, да «поработают Ему вси людие, племена и языцы». А чтобы кто-нибудь не подумал, что данное Ему от Отца царство только временное или земное ( πρσκαιρος ... πγειος), пророк говорит: «власть Его – власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется» 565 . Итак, подчинивши своему Сыну все, сущее и на небеси, и на земле, и под землею 566 , Отец (таким образом) всячески ( δι πντων) показал Его, как перворожденного во всех (отношениях) ( πδειξεν ατν πρωττοκον ν πσιν 567 γινμενον): перворожденного ( πρωττοκον) от Бога, дабы Он, будучи Сыном Божиим, явлен был вторым после Отца ( ιδετερος 568 μετ τον πατρα 569 υς θεο ν 570 ποδειχθη 571 ); перворожденного прежде ангелов ( πρωττοκον προ 572 γγλων), дабы Ему явиться и Господом ангелов ( ικαι γγλων κριος φανη); – перворожденного от Девы, дабы Он был явлен, как воссозидающий в себе первозданного Адама ( ιτον πρωτπλαστον A­ δμ ν αυτφ 573 ναπλσσων δειχθη); – перворожденного из мертвых, дабы Он стал начатком нашего воскресения 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010