Можно ли назвать Отцом Христа и Духа Святого? – Можно, но нашим Отцом, а не в Божестве. Почему Их можно так называть? – Потому что Христос искупил нас Своею кровью, Дух же Святой всякого верующего осеняет Своею благодатью и освящает через крещение и прочие Таинства. И как Христос, так и Дух Святой вместе с Отцом являются нашим Творцом и Жизнеподателем, посему как Бог Отец является Отцом нашим, так равно и Христос, и Дух Святой. И евангельская молитва «Отче наш, Иже еси на небесех» содержит в себе обращение ко всем трем лицам Божества. Таков ли Отец, как изображается на иконах: старик и с бородой? – Никоим образом. Если и ум, присущий душе нашей, не может быть изображен, то тем более Бог, создавший нас, не может быть изображен красками в видимом образе. Но так как Он является в таком виде пророкам и назван был ими Ветхим Денми, то Святая Церковь с общего согласия узаконила на святых Соборах изображать Его так, почитать и признавать в виде старца Ветхого Денми, то есть предвечного и безначального, не имеющего ни начала, ни конца дней Своих. А Сын таков ли, как изображается на иконах? – Так как Сын имеет человеческую плоть и есть совершенный человек и совершенный Бог, то Он и изображается так, как явился на земле в человеческом образе, иногда в младенческом возрасте, иногда в возрасте совершенном, хотя само Его Божество, как Слово, не может быть изображено. А Дух Святой не голубь ли? – Никак, но я сказал уже, что только явление Его состоялось в голубином образе, каковому невидимому Его изображению мы и поклоняемся благоговейно; Сам же по Себе Дух изображен быть не может. Когда мы веруем в Церковь , то в кого веруем? – Веруем во Христа, Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в святые Таинства, преданные Христом. Молится ли Христос о нас ныне на небесах? – По Божеству Христос Господь не молится, но, как Избавитель наш, Он молился на земле Отцу Своему, особенно же на кресте, и был услышан, ныне же является постоянным Ходатаем за всех нас перед Богом Отцом на небесах вследствие Его услышанной молитвы, которую Он возносил на земле, и вследствие того, что Его плоть, пострадавшая и вознесшаяся, приносится в Бескровной Жертве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Посему, когда видишь различие откровений, не предполагай Божества многообразным, но слушай, что Сам Бог говорит устами пророка Осии: Азъ видения умножих, и в руках пророческих уподобихся ( Ос. 12:10 ). Уподобихся, сказал, а не видим был; потому что, как угодно Ему, образует видения» ч. IV, Толк, на видения пр. Даниила, гл. 7]. По блж. Феодориту пророческие образы, в том числе и образ Ветхого днями, не образ Божий, ибо Бог неописуем, а некое уподобление Богу для выражения того, что Он хочет сказать. Более того, по блж. Феодориту, эти образы-подобия – не только не Сам Бог, но даже и не слава Его. Это Феодорит обосновывает Писанием: «Так, конечно, и блаженный Иезекииль, видев, что Явившийся составлен из электра и огня, когда описал откровение, присовокупил: сие подобие славы Господни ( Иез. 2:1 ), и не сказал, что видел Самого Господа, или самую славу Господню, но говорит: подобие славы Господни» [там же]. Учитывая, что «слава Ягве» – это то, что св. Григорий Палама называл энергией Божества, в словах блж. Феодорита звучит некоторое предостережение занимающимся умной молитвой подвижникам исихастам. Далее блж. Феодорит дает значение Божия уподобления Ветхому днями. Ветхий днями значит вечный. «Даниил видением Ветхаго денми научается вечности». Согласно со св. Ипполитом Римским , блж. Феодорит находит возможным Ветхим видеть не Бога, а дни, становящиеся ветхими в связи с неизменяемостью Божией: «Так разумея, и некоторые из переводчиков вместо слов: Ветхий денми поставили: ветхими Творящий дни». Чистота волов и белизна одежд Ветхого днями, по блж. Феодориту, указывают на Его «неукоризненность и святость», проявляемых в данном случае на суде Божием. И вот, в видении Даниила появляется Сын Человеческий. По блж. Феодориту, здесь Даниил больше похож уже не на пророка, а на евангелиста и апостола, возвещая с ними, и даже ранее их, второе пришествие Христово во славе и суд Христов над народами. «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше... Ибо что яснее сих слов? Действительно евангельски и апостольски паче, нежели пророчески и гадательно, проповедал пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Основанием для запрещения послужило то, что Господа Саваофа (сиречь Отца) никто и никогда во плоти не видел. Даже когда пророк Даниил свидетельствует о себе, что он видел Ветхого денми, то под этим Ветхим денми, по мысли Собора, нужно разуметь не Отца, а Сына во Втором Его Пришествии. Общая мысль Собора о том, что Бог Отец неизобразим, не вполне подтверждается памятниками древности; правда, древние художники Византии и России неохотно изображали Саваофа и допускали чаще символическое изображение Его в виде руки, выходящей из облаков. Но в XVI–XVII вв. это изображение было уже принято в искусстве греческом и русском. Стоя в решении этого вопроса на точке зрения догматической, Отцы Собора обратили внимание на изображение «Единородный Сын Слово Божие» и нашли его несогласным ни с евангельской историей, ни с догматикой. В этой иконе изображался Бог Отец в виде старца, Бог Сын – в недрах Отца и между ними Святой Дух в виде голубя. Против каждой из этих частей иконы Собор выставил возражения. Во-первых, рассуждают Отцы Собора, Бога никто не видел, а потому и изображать Его не следует. «Кому уподобисте Господа и коему подобию уподобисте Его. Еда бо образ сотвори древоделя или златарь слияв злато позлати и, или подобием сотвори Его», – сказал пророк Исаия ( Ис.40:18–19 ). Мысль о неизобразимости Бога Отца также засвидетельствована апостолом Павлом и св. Иоанном Дамаскиным . Во-вторых, т. к. Отец не имеет плоти, то и Предвечное Рождение Сына от Отца не есть рождение плотское, а потому и изображать Сына в недрах Отца также нельзя. В-третьих, что касается изображения Святого Духа в виде голубя на этой иконе, то и оно не может быть допущено: Святой Дух явился в виде голубя только при Крещении Спасителя, а потому в изображении только этого события можно и должно, согласно с Евангелием, изображать Святого Духа в виде голубя. В других же случаях Святой Дух являлся в иных образах: на Фаворской горе в виде облака, а в других опять иначе. Итак, ни одна из частей рассматриваемого изображения не может быть признана правильной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

«Вот, Я, говорит Господь, полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» ( Пс.117:22 . ср. Мф.21:42 ; Деян.4:11 , Еф.2:20 ; 1Кор.10:4 ). В том, что камень отделился от горы сам собою, без содействия рук человеческих, по толкованию Церкви, предъизображает тайну неискусобрачного рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа. Во многих песнопениях Церковь называет Божию Матерь «горою», например: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый растоящаяся естества...» (9-я песнь воскресного канона, 4-й глас). Удар камня в истукана, превративший его в пепел, который был рассеян ветром, символизирует победу Христа и Его Церкви над диаволом и язычеством, а увеличение камня до размеров горы является образом последующей славы Христа и распространения Церкви Его во всем мире. Видение самим пророком Даниилом четырех животных (7-я глава) предъизображало те же языческие монархии, от которых была отторгнута власть и передана Сыну Человеческому Ветхим днями (7:13–14). «Ветхий днями» (слав. «Ветхий денми») – название Бога, указывающее на Его вечность; белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя – Его суд, а раскрытые книги – всеведение. Название «Сын человеческий» Сам Христос многократно прилагал к Себе ( Мк.13:26 ). Так как «Сын Человеческий» отличается от «Ветхого днями», то под «Ветхим днями» православные экзегеты понимают Бога Отца, Который, на основании этого описания, в церковной живописи изображается в виде старца. Откровение о семидесяти седминах (9 глава) 1–2 стихи. Размышления Даниила о судьбе Вавилонских пленников в первый год царствования Дария Мидянина (539 г. до Р.Х.). Видя, что истекают 70 лет плена, предсказанные Иеремией, Даниил думает о скором исполнении этого пророчества, тем более, что предсказание Иеремии о падении Вавилона уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

II, На ариан слово первое, п. 38]. Св. Василий Великий в письме к падшей деве стремится расположить ее к покаянию напоминанием о грядущем суде Божием. Св. Василий Великий говорит, что на суд придет Сын Божий, а потом он же и живописует суд Божий картиной видения пророка Даниила о Ветхом днями. Отсюда видно, что под Ветхим днями св. Василий разумеет Сына Божия Христа. Св. Василий Великий : «Напиши [падшая дева. – Г.Ф.] в мысли своей окончательный переворот в общем житии, когда Сын Божий прийдет во славе Своей со ангелами Своими... Приведи себе на память видение Даниила, как изводит он суд пред взоры наши. Зрях, говорит, Дóндеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела, аки снег, и власы главы Его аки волна чиста...» 43, К падшей деве]. Пожалуй, наиболее четко и богословски выверенно говорит о Ветхом днями как о Сыне, пр. Ефрем Сирин , относящийся, кстати, не к догматистам, а более к экзегетам и подвижникам-пустынникам. Итак, прп. Ефрем Сирин : «Зрях и престоли поставишася, и Ветхий деньми седе. Престолы поставляются как бы для суда; и именно: поставляются для суда над греками, но предъизображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же деньми называет Его пророк, давая сим разуметь вечное рождение Его от Отца... Видех, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь бяше. В сем заключается пророчество о судьбе иудеев, которые преодолевали греков и всех окрестных царей. Но пророчество увенчалось вполне на Господе нашем. Ибо Ему дана власть над всеми народами, племенами и языками, как Сам Он сказал: дадеся Ми Отцем Моим всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ). И Тому поработают. Это равнозначительно сказанному: о имене Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:10 )... Дóндеже прииде Ветхий деньми, и суд даде святым, т.е. святым из дома Маккавеев, чтобы преодолели его [Антиоха, малого рога четвертого зверя. – Г.Ф.].» Толк, на кн. прор. Даниила, гл. 7]. По Ефрему Сирину : Ветхий днями – это Сын Божий, предвечно рожденный от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В конце XIII века собор из-за разрушений восстанавливали, и он был расписан во второй раз при архиепископе Печском Савве III (1309– 1316) и сербском короле святом Милутине. Мастера бережно отнеслись к старым фрескам: в алтаре и наосе они поновили первоначальный слой, а остатки поврежденных фресок «похоронили» как святыню у церкви вместе с инструментами, прикасавшимися к ним. Фрески начала XIV века сохранились частично. В алтаре – композиция «Поклонение Жертве», под ней – поясные изображения святых епископов Митрофана, Мефодия, Никифора, Тарасия, Иакова, брата Господня, Прокла и Фоки, заключенные в рамки наподобие икон. На боковых стенах – фигуры святых епископов, диаконов, ветхозаветных первосвященников (Аарона, Моисея и Мелхиседека), а также столпника и Ангела. Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от которого сохранилась нижняя часть, на парусах – четыре евангелиста, между ними – Нерукотворенные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На восточной стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже – пророки Давид и Соломон. На южной стене размещено «Сошествие Святого Духа на апостолов», на западной – «Тайная вечеря», на северной – «Благовестие Захарии» и «Уверение Фомы». На всех арках – медальоны с ликами святых мучеников, на стенах – образы пророков. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, преподобного Саввы Освященного. На юго-западном подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» – один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресвятой Богородице с Младенцем предстоит Ангел с орудиями Страстей Христовых. В западной части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохранился только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Почти всю западную стену занимала композиция «Успение Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Апостолы жили упованием увидеть своими глазами осуществление пророчества Даниила на Христе, и сего удостоились: Стефан, первый Его исповедник, и Иоанн, переживший всех прочих. «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 56). Апостолы никогда не называли Христа Сыном Человеческим, судя по Деяниям и Посланиям, но здесь Стефан выразился так, ибо вспомнил предсказание Даниила и Самого Христа. Тоже и в Апокалипсисе, опять единственные два места, где Господь именуется Сыном Человеческим, и опять применительно к видению Даниила: «И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому» и пр. (Откр.14: 14). Видение Даниила так ясно воспроизводилось в истории Нового Завета, что Господь для показания Своего единосущия со Отцом открывал Себя в видениях с теми же свойствами, с какими тогда явился пророку Бог Отец, то есть в белых, как снег, одеждах, как в Преображении, или с белыми, как волна, волосами, с огненным подножием, как в первом видении Апокалипсиса (1: 13), и хотя не именуется прямо Ветхим денми, но равнозначащими именами: «Альфа и Омега, начало и конец...» (Откр. 1: 8). «Я есмь первый и последний, — говорит далее явившийся Сын Человеческий, — и живый: и был мертв, и се жив во веки веков. Аминь» (Откр.1: 17-18).    Итак, мы выяснили, что наименование Себя Сыном Человеческим Господь основывает на видении Даниила, и на это-то видение ссылается Он в самом торжественном, предсмертном исповедании Себя Мессией и Сыном Божиим, за каковое исповедание Он и принял вольную и спасительную страсть и погребение.    Однако этим разъяснением мы только подошли к ответу на вопрос нашей статьи, а не разрешили его. Нам надлежит теперь дознать, каков был смысл видения Даниилова? На какие свойства Мессии предуказал пророк, наименовав его Сыном Человеческим?    Богословы усматривают в этом видении указание на Божеское достоинство Мессии; и они правы, но этим объяснение не только не исчерпывается, но не указывается даже главная его мысль. Чтобы понимать Святую Библию, никогда не надо ограничиваться определением метафизических и исторических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат свт. Иоанна Златоуста: о пророчествах, а мы перейдем к прямому изъяснению Данииловых видений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от к-рого сохранилась нижняя часть, на парусах - 4 евангелиста, между ними - Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На вост. стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже - пророки Давид и Соломон. На юж. стене размещено «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западной - «Тайная вечеря», на северной - «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохр.) и «Уверение Фомы». На всех арках - медальоны с ликами святых мучеников, на стенах - образы пророков, к-рые обычно помещаются в барабане купола. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресв. Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиак. Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, прп. Саввы Освященного. На юго-зап. подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» - один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресв. Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В зап. части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохр. только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы св. Иоанна Предтечи (не сохр.) и свт. Николая Чудотворца. Почти всю зап. стену занимала композиция «Успение Пресв. Богородицы». Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. Роспись парекклисиона архидиак. Стефана. Нач. XIV в. В апсиде юж. парекклисиона во имя архидиак. Стефана была изображена Пресв. Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже - «Служба святых отцов», около апсиды - поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на юж. стене - «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиак.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Толкование о том, что Ветхий днями и есть Сын Человеческий, Сын Божий, Христос, в основном, встречается у отцов-догматистов, раскрывавших догматическое учение церкви. В «Повести о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», дошедшей до нас только в сирийском переводе, приводятся слова, обращенные к оклеветавшей св. Григория Чудотворца (+ ок. 270 г.) женщине: «Точно также ты посмеялась над Ветхим родов, Который отпустил вину Адама...» с. 14]. «Ветхий родов», т.е. Христос – явно составлено из двух текстов: Ветхий днями ( Дан. 7:9 ) и Тот... Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих. 5:1 ). Ветхий родов есть Христос, Сын Человеческий, Искупитель. Св. Мефодий Патарский (III в.) отождествлял Ветхого днями со Христом, причем даже со Христом Младенцем! Вот как св. Мефодий описывает сретение Господне: «После всего этого праведник [Симеон Богоприимец. – Г.Ф.], возъимев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия Ветхого днями в младенчестве ( Дан. 7:13 ), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром... ( Лк. 2:29–32 )» Слово о Симеоне и Анне, п. 8]. Вслед за Мефодием Православная церковь в богослужении многократно говорит о Ветхом днями, как о Сыне. Вот 1-я литийная стихира на Сретение: «Ветхий денми иже закон древле дав Моисею, днесь Младенец видится» Текстов имеется много и других подобных. Так это учение вошло в литургический опыт церкви. Св. Афанасий Великий в веке борется с ересью Павла Самосатского и иных, говоривших, что только воплотившись Сын усовершился и стал собственно Богом и Словом. Св. Афанасий утверждает, что Сын всегда был совершен и до воплощения своего. В доказательство Афанасий Великий приводит ряд примеров из Ветхого Завета, в том числе и из видения Даниилова о Ветхом днями, с очевидностью считая, что это есть Сын Божий. Св. Афанасий: «Если Сын не был, или хотя и был [до воплощения. – Г.Ф.], но усовершился впоследствии, то... как Даниил видел, что тмы тем и тысящи тысящ служаху Ему ( Дан. 7:10 )» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В. приходится на VI в. (напр., икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (напр., монета Юстина II, 565-578, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова свт. Фотия, патриарха К-польского (858-867; 877-886), сказанного им на освящении к-польской церкви мон-ря Богородицы Одигон или дворцовой ц. Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (Ομιλα 10. 6// Θωτου Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Σ. 102). Г. В., Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); в куполе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146) медальон с Г. В. окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греч. текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Г. В. помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190) и в Чефалу (1148) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах к-рого на латыни и греч. языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Г. В., а по сторонам лика идет надпись: IC ХС О παντοκρατωρ. Образ Г. В. может сочетаться с др. образами Христа. Так, в росписи свода ц. св. Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Г. В. представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми . Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Особое распространение образ Г. В. получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон.

http://pravenc.ru/text/166345.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010