Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий денми. Икона VII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) (церковнослав.-      , рус.- Ветхий днями), в основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат , митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии); «                  » (литийная стихира на «И ныне:»). Самое раннее из известных изображений - икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в.) - В. д. представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в.) - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью « παλαις τν μερν» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же - 2 медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д.- с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

Апостолы жили упованием увидеть своими глазами осуществление пророчества Даниила на Христе, и сего удостоились: Стефан, первый Его исповедник, и Иоанн, переживший всех прочих. «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7, 56 ). Апостолы никогда не называли Христа Сыном Человеческим, судя по Деяниям и Посланиям, но здесь Стефан выразился так, ибо вспомнил предсказание Даниила и Самого Христа. Тоже и в Апокалипсисе, опять единственные два места, где Господь именуется Сыном Человеческим, и опять применительно к видению Даниила: «И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому» и пр. (14, 14). Видение Даниила так ясно воспроизводилось в истории Нового Завета, что Господь для показания Своего единосущия со Отцом открывал Себя в видениях с теми же свойствами, с какими тогда явился пророку Бог Отец, то есть в белых, как снег, одеждах, как в Преображении, или с белыми, как волна, волосами, с огненным подножием, как в первом видении Апокалипсиса (1, 13), и хотя не именуется прямо Ветхим денми, но равнозначущими именами: «Альфа и Омега, начало и конец...» ( Откр. 1, 8 ). «Я есмь первый и последний, – говорит далее явившийся Сын Человеческий, – и живый: и был мертв, и се жив во веки веков. Аминь» (1, 18). Итак, мы выяснили, что наименование Себя Сыном Человеческим Господь основывает на видении Даниила, и на это-то видение ссылается Он в сомом торжественном, предсмертном исповедании Себя Мессией и Сыном Божиим, за каковое исповедание Он и принял вольную и спасительную страсть и погребение. Однако этим разъяснением мы только подошли к ответу на вопрос нашей статьи, а не разрешили его. Нам надлежит теперь дознать, каков был смысл видения Даниилова? на какие свойства Мессии предуказал пророк, наименовав его Сыном Человеческим? Богословы усматривают в этом видении указание на Божеское достоинство Мессии; и они правы, но этим объяснение не только не исчерпывается, но не указывается даже главная его мысль. Чтобы понимать Святую Библию , никогда не надо ограничиваться определением метафизических и исторических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат свт. Иоанна Златоуста : о пророчествах, а мы перейдем к прямому изъяснению Данииловых видений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В. приходится на VI в. (напр., икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (напр., монета Юстина II, 565-578, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова свт. Фотия, патриарха К-польского (858-867; 877-886), сказанного им на освящении к-польской церкви мон-ря Богородицы Одигон или дворцовой ц. Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (Ομιλα 10. 6// Θωτου Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Σ. 102). Г. В., Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); в куполе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146) медальон с Г. В. окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греч. текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Г. В. помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190) и в Чефалу (1148) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах к-рого на латыни и греч. языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Г. В., а по сторонам лика идет надпись: IC ХС О παντοκρατωρ. Образ Г. В. может сочетаться с др. образами Христа. Так, в росписи свода ц. св. Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Г. В. представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми . Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Особое распространение образ Г. В. получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Раз уж речь зашла об изображении птиц, здесь сразу вспоминается икона XVI в. из Владимиро-Суздальского историко-художественного музея. В нижней части иконы лебеди – и как символ душ верующих, и как образ чистоты и невинности, пришедший из фольклора. Порой мы видим, что Святой Дух изображается в виде голубя в луче от мандорлы с Ветхим Денми, но эта традиция богословски никак не обоснована, так как голубь в Писании являлся только один раз, во время Богоявления. Зато не вызывает вопросов «Спас в Силах» в маленькой мандорле сверху, или хотя бы благославляющая Десница. В некоторых памятниках – отсыл к протоевагельскому тексту Иакова, когда Дева Мария изображается у источника (кладезя), а Архангел таинственно сходит сверху. Например, фреска Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502–1503) или мозаика XIV в. из монастыря Хора в Константинополе. Мозаика. Благовещение. . XIV в. Монастырь Хора.Константинополь Есть уже в более поздних традициях, особенно в западной, изображение Девы Марии за книгой. Западное искусство так же обильно раскрасило событие бытом, а Архангел изображается здесь все чаще с лилией. Вместе с западной культурой в XVI в. этот извод попадает в Россию и сосуществует вместе с восточными традициями. – Если говорить о таких событиях, неслучайно ещё с раннехристианских времен Благовещение порой изображается рядом с Изгнанием из Рая. – Два эти события изменили ход истории человечества, потому Христа с Богородицей святые отцы и называют Новым Адамом и Новой Евой. В западной традиции сюжет Благовещения порой разворачивается на фоне Древа познания со змием. У нас этой традиции нет, возможно, чтобы не возникло сомнительного разночтения или сопоставления Архангела с Адамом или даже с искусителем. Хотя символ Древа тут возник, скорее всего, как напоминание о протоевангельском памятнике, где Господь призвал Гавриила для помощи в спасении Адама. – Богородица мыслится и как символ Церкви. – И в некоторых изображениях Благовещения на это делается особый акцент. Например, в мозаике из Санта Мария Маджоре XIII века Богородица изображается на фоне архитектуры, а рядом стоящий Ангел – на чистом золотом фоне мозаики: он – посланник Небес.

http://pravoslavie.ru/152953.html

Сохранились фрагменты первоначальной росписи 1251-1252 гг.: в диаконнике на вост. стене (Богородица с Младенцем, «Благовещение», Деисус и св. Иоанн Креститель), в 2 люнетах над западными наружним и внутренним порталами (Богоматерь с Младенцем и поклоняющимися ангелами) и фрагмент медальона с Ветхим денми на своде, на северной, южной и западной стенах (цикл из 11 сцен жития прор. Илии от рождения до вознесения на небо, включая композицию «Ворон кормит прор. Илию»). Житийный цикл прор. Илии редко встречается в монументальной живописи и на иконах. Особый интерес к прор. Илии в М., возможно, связан с отношением к нему как провозвестнику монашеской жизни. Уверенные по рисунку, выполненные светлыми красками фрески М. принадлежат кисти опытного художника, хорошо знакомого с образцами визант. искусства XII в., имевшего много общего с одним из мастеров, работавших в соборе мон-ря Милешева . Ктиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма Иоанн Ктиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма Иоанн Большинство фресок собора были созданы в XVI-XVII вв. В наосе в 1574 г. неизвестный художник изобразил сцены из жизни Иисуса Христа («Брак в Кане Галилейской», «Изгнание нечистого духа», «Изгнание торговцев из Храма», «Христос между иудеями», «Исцеление болящего водянкой», «Исцеление женщины») и неск. святых (напр., прп. Марию Египетскую и прп. Зосиму Палестинского), а также выполнил ктиторскую композицию, где представил игум. Фому и кн. Вукича Вучетича. В припрате находятся фрески 1577/78 г.: сцены «Семь Вселенских Соборов», «Древо Иессеево» и монументальный «Страшный Суд». Хиландарский мон. Георгий (Митрофанович) в 1616 г. выполнил фреску на зап. фасаде собора и примерно в то же время - фрески на вост. стене припраты. Тогда же поп Страхиня из Будимли расписал протезис. В 1642 г. в капелле талантливый художник кир Косма Иоанн написал сцены из жизни и посмертных чудес архидиак. Стефана, образы неск. святых и ктиторскую композицию.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

«Вот, Я, – говорит Господь, – полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис. 28, 16 ). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» ( Пс. 117, 22 . ср. Мф. 21, 42 ; Деян. 4, 11 ; Еф. 2, 20 ; 1Кор. 10, 4 ). В том, что камень отделился от горы сам собою, без содействия рук человеческих, по толкованию Церкви, предъизображает тайну неискусобрачного рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа. Во многих песнопениях Церковь называет Божию Матерь «горою», например: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый растоящаяся естества...» (9-я песнь воскресного канона, 4 глас). Удар камня в истукана, превративший его в пепел, который был рассеян ветром, символизирует победу Христа и Его Церкви над диаволом и язычеством, а увеличение камня до размеров горы – является образом последующей славы Христа и распространения Церкви Его во всем мире. Видение самого пророка Даниила четырех животных (7 гл.) предьизображало те же языческие монархии, от которых была отторгнута власть и передана Сыну Человеческому Ветхим днями (7, 13–14). «Ветхий днями» (сл. «Ветхий денми») – название Бога, указывающее на Его вечность, белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя – Его суд, а раскрытые книги -всеведение. Название «Сын человеческий» Сам Христос многократно прилагал к Себа ( Мк. 13, 26 ). Так как «Сын Человеческий» отличается от «Ветхого денми», то под «Ветхим денми» православные экзегеты понимают Бога Отца, Который, на основании этого описания, в церковной живописи изображается в виде старца. 9 гл. Откровение о семидесяти седминах 1–2 стт. Размышлении Даниила о судьбе Вавилонских пленников в первый год царствования Дария Мидянина (539 г. до Р.Хр.). Видя, что истекают 70 лет плена, предсказанные Иеремией, Даниил думает о скором исполнении этого пророчества, тем более, что предсказание Иеремии о падении Вавилона уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

На иконе представлена Троица в том иконографическом типе, который был известен Византии и южным славянам, но который не встречается в более раннее время на русской почве. Бог Отец восседает на круглом троне. Он в белоснежном одеянии с клавом, вокруг Его головы – крестчатый нимб. На Его коленях сидит Христос Еммануил, придерживающий обеими руками диск с голубем – символом Святого Духа. У Него также крестчатый нимб. Ноги Бога Отца покоятся на подножии, окруженном «престолами» (огненные колеса с глазами и крыльями). По сторонам от головы Бога Отца, над спинкой трона, размещены серафимы. Трон фланкируют два столпника, возможно, навеянные фреской Феофана Грека в церкви Спаса Преображения, где по сторонам от Ветхозаветной Троицы также изображены столпники. Справа, внизу, мы видим молодого апостола (Фома или Филипп), чья фигура нарушает строгую симметрию композиции. Эту фигуру можно объяснить лишь как соименную заказчику иконы, который хотел видеть здесь своего святого покровителя. Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре со святыми Власием и Спиридонием. Икона. 1-я пол. XVI в. Новгород. 67,5х51 см. ГРМ Имена Фомы и Филиппа неоднократно встречаются в новгородских летописях среди имен посадников, тысяцких и бояр. Учитывая большой размер иконы, можно полагать, что она была выполнена по заказу какого-то знатного и богатого заказчика. Надписи иконы непреложным образом доказывают, что он стремился преподать наглядный урок еретикам, отрицавшим равенство и единство Трех лиц Троицы. Показательно, что среди надписей новгородской иконы обычное для греческих и южнославянских икон наименование «Ветхий Денми» отсутствует (под «Ветхим Денми» подразумевали Христа, т. к. Бог Отец, по утверждению византийских теологов, был неизобразим). По сторонам от головы Бога-Отца мы читаем: «Отец и Сын и Св. Дух». Следовательно, «Ветхий Денми» выступает здесь уже как изобразимый Бог Отец, что было бы неприемлемо для строгого византийского теолога. Однако художник вводит небольшой, но весьма существенный корректив.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Там же я видел всех грешников, которые отверглись Господа славы и им отвергнуты». Далее повторяется с некоторыми изменениями то, что сказано в предыдущих главах об источниках грома, молнии, ветров, росы, облаков, льда и снега и проч. (глав. 41). В 42-й главе говорится о мудрости, которая не нашла себе места на земле, и потому основала свое жилище на небе. С 45-й главы начинается вторая притча. Она направлена против тех, которые отвергают имя и жилище святых и Господа духов: они не войдут на небо; они будут сохранены для дня казни и мучения. В этот день Избранный (Electus) воссядет на троне славы и решит их участь. 45-я и две следующие главы особенно важны в том отношении, что в них говорится о Мессии, который называется Избранным и Сыном человеческим. «Там, говорит Енох, я видел Ветхого денми (Senem dierum); глава его была подобна белой волне; с ним я видел другого, лицо которого было подобно лицу человека; лицо его было исполнено благодати, как лицо святого ангела». Енох спросил о нем руководившего его ангела. Ангел отвечал: «это Сын человеческий (Filius hominis), 401 с которым обитала и которому принадлежит всякая правда; он откроет все тайны, которые сокрыты, ибо Господь духов избрал Его. Сей Сын человеческий, которого ты видел, возбудит царей и сильных от ложа, усмирит сильных и сокрушит зубы грешников. Он лишит царей их трона и царства, потому что они не хотят воздать чести и смириться пред Тем, Кто дал им царство» (глав. 46). «Я видел, говорит далее Енох, Ветхого денми, сидящего на престоле славы своей; пред ним раскрыта была книга жизни (liber vitae), и все небесные силы стояли пред Ним и вокруг Него... Тогда сердца святых исполнились радости, потому что настало время правды, молитвы святых услышаны и кровь праведных оценена Господом духов» (глав. 47). «В тот час Сын человеческий был призван пред Господом духов и имя Его пред Ветхим денми. И прежде сотворения солнца и светил, прежде нежели были утверждены звезды на тверди, призывали имя Сына человеческого пред Господом духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

5 Слова «Сый, и иже б, и грядый» – «Который есть и был и грядет» относятся к Трем Лицам Святой Троицы, как объяснил св. Андрей; это ясно, потому что то же самое предложение повторяется и в ст. 5: «И от Иисуса Христа» – «И от Иисуса Христа». Однако здесь, с добавлением слова «Вседержитель» – «Вседержитель», эти же слова относятся к Одному Лицу Святой Троицы, Иисусу Христу, и используются святителем Григорием Богословом в его трактате «О Сыне» как доказательство, чтоИисус Христос есть истинный Бог . Святитель Афанасий Великий в своем первом слове против арианства использует эту же цитату из Апокалипсиса, чтобы Доказать то же самое. Касаясь этого, св. Андрей говорит в своем толковании (гл. 1): «Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе» – О. С 6 В современном греческом языке все еще используют то же самое выражение для обозначения воскресенья. 7 В тропаре предпразднства Сретения Господня о Боге–Сыне: «Небесный лик небесных ангел приник на землю, пришедша зрить яко Младенца носима ко храму перворожденна всея твари». Когда Даниил узрел «Ветхаго денми»«Ветхого днями» и Сына Человеческого вместе (7:13), то было видение и небесной, и человеческой природы Христа. Некоторые Отцы понимают, однако, под «Ветхим денми» Бога–Отца – в этом случае видение это Двух Лиц Св. Троицы, и, как говорит свят. Иоанн Златоуст в своем толковании о Данииле, этот пророк «был первым и единственным (в Ветхом Завете), который видел Отца и Сына, как бы в видении». Для благочестивого исследователя Библии, конечно, нет «противоречия» между этими двумя толкованиями. В таких духовных видениях мы не видим «буквального изображения» Бога (так, чтобы поверить, что Бог действительно «Старик», но только намек на тайны небесные). Так, в своем толковании на тот же самый отрывок Даниила свят. Иоанн Златоуст добавляет: «Не ищите ясности в пророчествах, где все сокрыто и загадочно, точно так же, как от молнии вы не ждете постоянного света, а удовлетворяетесь ее мгновенным сверканием» – О. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Видех: и се, зверь четвертый... зубы же его железни велии, ядый и истончевая, останки же ногама своими попираше». Это – Александр, царь Греческий, которого пророк и там представляет под образом твердого железа, и о котором здесь говорит, что у него большие железные зубы. И эти зубы означают сильные воинства, с которыми Александр покорит всех царей. Сказано же, что он ест и истончевает, потому что Александр будет разорять людей, их виноградники и нивы отдаст на потоптание войскам своим, истребит и как бы в точиле истнит (сокрушит) весь мир и красоты его. Еще говорит пророк об этом звере: «различаяся... паче всех зверей, – то есть крепостью, – и рогов десять ему» ( Дан.7:7 ). Эти десять рогов суть десять царей, восставших после Александра. «И се, рог... мал взыде среде их». Это – гонитель Антиох, который возник и усилился из среды десяти царей. «И трие рози преднии его исторгнушася... и... в розе том... уста глаголюща великая» ( Дан.7:8 ). Исторгнуты не самые три рога, но потомство этих рогов. Рог " глаголал великая», – это хулы его на Божество. " Зре х,.. и престолы постави шася, и Ветхий денми седе» ( Дан.7:9 ). Престолы поставляются как бы для суда, и именно для суда над Греками, но предызображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же денми называет его пророк, давая этим разуметь вечное рождение Его от Отца. «Тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему». Это – не определенное число служителей Божиих, но, напротив, это – наше число, а служители Божии неисчетны. «И книги отверзошася» ( Дан.7:10 ), в которых вписаны определенные на вечную погибель. " Видех... и убися зверь и погибе... тело его» ( Дан.7:11 ); его тело, то есть тело не Греческого царства, но тело Александра. «И прочих зверей преставися власть, – то есть власть Мидян, Вавилонян и Персов, – и продолжение жития дадеся им» ( Дан.7:12 ). Этим показывается, что они не совершенно погибнут, но отнята будет у них власть над народом Божиим. «Видех... и се, на облацех небесных яко Сын человечь...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010