Сколько раз мне, как священнику, приходилось, например, читать в церкви во Св. Евангелии о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, рассказывать о том прихожанам в беседах, говорить на этот праздник проповеди , и если бы кто спросил тогда, что за животное осел, на котором Господь ехал, велико ли оно, чем отличается от мула или лошади, я не знал бы, что и сказать, потому что в России нет этих животных, я их не видал. То же самое надобно сказать и о многом другом, упоминаемом в Евангелии. Ибо видение паче слуха, и как бы хорошо и подробно ни рассказывал вам кто-нибудь о предмете, все не то будет, как ежели бы вы предмет этот видели сами. Но отдаленность расстояния России, отечества нашего от Святой Земли, трудность и продолжительность пути всегда ужасала нас и представляла нам исполнение желания нашего невероятным. Легко сказать, ведь для этого нужно было пройти тысячи верст и переехать три моря! Сколько требовалось на то времени, трудов и издержек? Но невозможное у человека возможно Богу! Яко той рече и быша: той повели, и создашася! ( Пс.32:9 ). Он вложил в сердце царево мысль основать Палестинское общество для удобства русских поклонников и сделал легким и удобным то, о чем прежде мы не смели бы и думать. И вот как щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив! Мы уже во Святой Земле, живем в Иерусалиме, в том Святом городе, имени которого прежде не могли произносить без особенного сердечного трепета. Не верится даже, что все это не сон, не мечта, что мы действительно ходим по тем же дорогам, по которым Господь Иисус Христос ходил со Своими учениками, видим пред собою те же горы, долины и камни, которые были при Нем и среди которых, может быть, не раз отдыхал Он, дышим тем же воздухом, который оглашался некогда Его Божественными словами, пьем воду из тех же источников, из которых и Он утолял Свою жажду! А стоим ли мы того, чем заслужили такую благодать? Ничем! Если мы оглянемся на самих себя и беспристрастно рассмотрим жизнь свою, то что в ней увидим? Одни только грехи, слабости и пороки! Не только добрых дел, каких-либо трудов и старания о них нет у нас, охоты и желания к ним даже не имеем; не только веры живой и непоколебимой, могущей спасти человека, знания даже первоначальных понятий о Боге и веры в Него не имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Тесен и прискорбен путь этот; надобно быть всегда настороже касательно всех мыслей своих, слов и поступков, надобно постоянно сдерживать и обуздывать себя и отказывать себе во многом; зато он короток и ведет прямо в небо. Коротким я называю его потому, что и вся-то жизнь человеческая, как и один краткий миг, малое, незаметное мгновение в сравнении с вечностью, с тем, что будет за гробом. Тесен и прискорбен путь, но, кроме него, нет другого, и по нему благополучно прошли уже многие тысячи людей всех возрастов, званий и состояний, и притом он кажется таковым только издали и сначала, когда необходимо бывает преодолевать прежние наклонности и привычки, а чем более будет человек подвизаться на нем, тем чаще будет ощущать в себе новые силы и помощь свыше. Ибо Господь близ всех, призывающих Его! Возьмись за Него одной рукой, и Он обнимет тебя обеими, Он и павшего поднимет, и совершенно изнемогшего возьмет на свои плечи и донесет до двора Отца Небесного. Ибо Он не хочет погибели и смерти грешника, а желает, чтобы спаслись все! Ужели же и из православных христиан в наше время идет кто путем предателя Иуды, спросите вы, может быть. Нечего греха таить, страшно сказать, а надобно признаться, что и из нас, братия, именующих себя христианами православными и каждого причащающихся Святых Тайн, иные, может быть, и несознательно, и по неведению, а многие и сознательно идут путем пространным и широким, вводящим в погибель, путем предателя Иуды, и не только идут сами, но соблазняют и привлекают к тому других своим примером и разговорами. Многие из так называемых образованных и ученых людей судят и рядят, например, о делах церковных, как им вздумается, не справляясь ни с Священным Писанием, ни с канонами соборов и правилами церковными. По их словам, и то у нас не так и это излишне, не надо монашества, не нужны посты, не требует Бог золотых сосудов и облачений церковных, какая кому польза от множества горящих в церкви свечей, расписанных ее стен и других пожертвований на храм? Не лучше ли, не полезнее ли было бы употребить эти деньги на богадельни, больницы и училища? Но не так ли же думал и предатель Иуда, когда одна женщина помазала Господа Иисуса Христа дорогим миром, не его ли это слова: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Об Иуде евангелист сделал такое замечание: «...сказал же он это не потому, чтобы о нищих заботился, но потому, что был вор».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕРЮЖСКИЙ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий Максимович Верюжский ( 1874 - 1955 ), протоиерей , профессор, доктор церковной истории Родился 18 июля 1874 года в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника. Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию . В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей. В 1898 году окончил Академию со степенью кандидата богословия. Научный интерес В.М. Верюжского определился ещё во время обучения в Академии, но кроме приобретения чисто теоретических знаний необходимо было самому исследовать интересующий вопрос, лично познакомиться со славянским миром. Так поступали все корифеи русской богословской и церковно-исторической науки. И.С. Пальмов, учитель и научный руководитель Верюжского, объехал многие страны Европы, побывал на Афоне и в Константинополе, где исследовал библиотеки и архивы. С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии. Интересно то, что город Самоков был центром протестантской проповеди в Болгарии. Американские методисты имели там мужскую и женскую гимназии для обучение болгар, естественно, преследуя цели прозелитического характера. Им в противодействие и было создано православное богословское училище. За время работы в Болгарии М.В. Верюжский, изучая римо-католическую и протестантскую пропаганду, написал статью на русском и болгарском языках «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», которая была опубликована как в болгарском «Церковном вестнике» за 1901 год, так и в русском «Церковном вестнике» за 1903 год.

http://drevo-info.ru/articles/13592.html

   — Это послание написал один человек — Зеленцов, а другие меня одобряют. Вам известно, что меня принял и одобрил сам митрополит Петр?    — Простите, владыко,— возразил отец Василий Верюжский,— это не совсем так: не сам митрополит Петр, а вам известно это через епископа Василия.    — Да. А вы почему это знаете?    — Мы знаем это со слов епископа Василия. Митрополит Петр сказал, что «понимает», а не «принимает» вас. А сам митрополит Петр ничего вам не писал.    — Так ведь с ним у нас сообщения нет,— и митрополит Сергий продолжил чтение переданных ему бумаг.— Ну а чего же тут особенного, что мы поминаем власть? — сказал он, снова прерывая чтение.— Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за Нерона.    — А за антихриста можно молиться? — спросил профессор протоиерей Василий Верюжский.    — Нет, нельзя!    — А вы ручаетесь, что это не антихристова власть?    — Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло.    — А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа, во плоти пришедшего!    — Этот дух всегда был: со времен Христа до наших дней. Какой же это антихрист? Я его не узнаю.    — Простите, владыко: вы его не узнаете! Так может сказать только старец, а так как возможность-то есть, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители — не власть.    — Как так «не власть»? — изумился митрополит Сергий.    — Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я сам подчиняюсь выше меня стоящему и так далее, и все это восходит к Богу как источнику всякой власти.    — Ну, это тонкая философия,— заметил митрополит Сергий.    — Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то надо рассуждать тонко, так как вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете вы.    Митрополит Сергий углубился в чтение.    — А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся,— заговорил он снова,— исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И. Верюжский Соль земли тотемской, украшение и похвала церкви, пр. Феодосий, любимый и почитаемый при жизни и еще более прославившийся по смерти, родился в г. Вологде в первой половине XVI века при в. князе Василии Ивановиче (1505– 1533 г.). Родители его были люди благочестивые, по фамилии Суморины 1 ), но какого звания и состояния–неизвестно, так как фамилия Сумориных нигде более не встречается в древних актах. Отец его Юлиан старался воспитать сына в страхе Божием и дать ему редкое по-тогдашнему времени, образование посредством научения грамоте, т. е. чтению церковных и душеполезных книг, потому что книг другого содержания в то время еще не было в России. Тогдашняя грамотность если не давала человеку тех познаний и понятий об окружающем нас мире, какими мы обладаем ныне, зато ясно и определенно показывала обязанности его к Богу и не могла развращающим образом влиять на его ум и сердце. Такое воспитание при личном надзоре и попечении благочестивых родителей и при отличных природных способностях и прилежании отрока–не замедлило принести свои плоды. Отрок по летам, Феодосий казался мудрым и сдержанным подобно старцу, не выходя из повиновения воле своих родителей, он стал думать только об угождении Богу и с каждым днем все более и более возгорался любовию к Нему. Шумных собраний и веселых бесед, даже невинных игр и удовольствий, свойственных и позволительных его возрасту, он всегда удалялся, проводя все время или в трудах и занятиях по дому, или в чтении святых книг, так что не было в городе юноши скромнее и воздержаннее его. В XVI столетии окрестности г. Вологды наполнены были иноческими обителями, прославленными их святыми основателями, и многие из вологжан, привлекаемые к монашеству не одним только стремлением угодить Богу и спасти свою душу, но нередко желанием избежать гражданских повинностей, тягостей и забот житейских и проводить дни свои в покое и довольстве 2 , уходили в монастыри и постригались там. Юноша Феодосий хотя и склонен был к монашеству по своему природному характеру и воспитанию, не последовал, однако примеру таких людей и, достигши совершенных лет, по воле и убеждению родителей, вступил в брак, справедливо почитая повиновение родителям более приятным Богу, нежели необдуманные, юношеские обеты иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5) Надо думать, что эта зараза не успела еще проникнуть вглубь народа, по-прежнему (несмотря на враждебное России настроение правящих кругов и значительной части общества) в массе остающагося вместе со своими духовными вождями на традиционной церковной и руссофильской почве. 6) В этом здоровом народном ядре можно искать источник будущего обновления Болгарии и из него черпать надежду на более светлое будущее. Проф.-свящ. В. Верюжский 1 Доклад, читанный в Славянском Благотв. Обществе 2 ноября и в Обществе бывших питомцев Ими. Петрогр. Дух. Академии – 27 ноября 2015 г. 5 См. об этом, напр., в исследов. г. Туницкого: «Св. Климент, еп. Словенский» Серг. Пос., 1913. 7 См. напр. исследование Сырку: «К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.», СПБ. 1899, стр. X и XVI. 8 См. об этом в исследовании акад. А. И. Соболевского: «Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв.». Петроград, 1909. Также – в его речи: «Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв.», СПБ. 1894. 11 См. об этом Сырку «Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV–XVII вв.» СПБ. 1901 г. стр. CCXI и след. 12 См. о нем Д. Маринова «Иеромонах Иосиф Брадати». Мсб., кн. 18, отд. 1, стр. 99 и след. 13 О. Паисий и его см. А. Теодорова; «Тремъна бъгарската словесность, свезка 1». Пловдив 1898; М. С. Дринова: «Отец Паисий, неговото време, неговата история и учениците му.» Сочинения, т. I. София, 1909, стр. 113–137; его же: «Още неколко бележки за Паисия и за неговата история», Ibid., стр. 549–562; Попруженко; «Очерки по ист. возрожд. болг, нар» – Ж. М. Н. Пр. 1903, октябрь.; Иречек, Ист. Бол., Од. 1878, гл. XXX. 14 См. Попруженко. „Очерки по истории возрождения болгарского народа». Ж. М. Н. Пр. 1903 г., октябрь, стр. 327 и след.: „Исторические работы». 15 15 О Софронии Вратчанском см. А. Теодоров Балан «Софрони Врачански. За стогодишницата на новата българска иечатна книга (1806–1906)». София, 1906. Здесь напечатано и Более новое и научное издане этого жития сделано в последнее время д-ром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Днем служил литургию в Троицкой церкви. На левом клиросе пели воспитанники. Говорил слово после Евангелия (на тему об Ев[ангельской] притче о званных). 25 декабря. Сегодня посетил уроки: о. Боголюбова по расколу в 1 к[урс] Академии, Юшкова по Катехизису в 2 кл[асс] Семинарии, Вадковского Б.В. по греч[еческому] яз[ыку] в 3 к[урсе] Академии, Аксенова (п.п.) по Ц[ерковному] Пению в 3 кл[ассе] Семинарии, Шабатина по русск[ому] яз[ыку] в 1 кл[ассе] Семинарии. На завтра оставил уроки Шпиллера и Лебедева, м.б. и Ветроградова. После занятий и общей трапезы наставников провел совещание с ними по поводу всего осмотра и посещения уроков, а также по вопросам вообще административным, воспитательным, учебным и хозяйственным на основании виденного, усмотренного и представленного в проектах и Записках о. Шпиллера и Доктусова. 27 декабря. Среда. 11 ч. вечера. Вчера посетил последние уроки… Заседание Синода. Знакомство с новыми архиереями на Сессии – еп.Палладием, еп.Антонием Пельвецким и еп.Андреем Черновицким[…]. Патриарху – о возможности назначения на профессуру А.И.Иванова и В.М.Верюжского (то же и у Г.Г.Карпова). Назначение Амбарцумова и Гнедич. Сообщил Патриарху записки об Осипове… отчет о ревизии Академии Московской. В связи с этим обсуждение в особых комиссиях в Л[енингра]де: о кафедре Византологи и Славянских Церквей, о программах по Кан[оническому] [праву] и Пр[актическому] Руков[одству], о пенсионном положении, о реорганизации: системы оплаты наставников, системы распределения кафедр, уч[ебного] плана (многопредметность), системы содержания дух[овных] школ епархиями, свечного завода в связи с налогами на дух[овные] школы. С Карповым – о ревизии, о новой кафедре Византологии, о назначении Иванова и Котова (Саратов). 29 декабря. Сегодня был у Г.Г.Карпова. Доложил о ревизии. На учреждении кафедры по Истории Гр[еческой] Виз[антийской] ц[еркви], как и на назначение А.И.Иванова – согласен. На Верюжского – нет, но еще можно договориться с Кушнаревым. О Котове возбужден вопрос в милиции и прописке в Саратове… Карпов снова повторил мне, что дал указания Уполномоченным во всех случаях нарушения порядка духовенством, чтобы они не снимали их с регистрации, а сносились со мной о принятии мер сначала.

http://bogoslov.ru/article/4888315

27 февраля. Сегодня предполагаю быть в Совете (об ответе Дарлингтону [lx] о кн.Св.Писания, о распределении многодублетных книг из библиотеки ЛДА, о приходах Эстонской епархии, о Сокале, Верюжском, Феогносте и Осипове, о праздновании Пасхи 29 апреля в связи с 1 мая, и о содействии в приобретении машины ЗИМ). У Патриарха взять бумаги с резолюциями и Библии для Семинарии. 6 ч. вечера. Был у Белышева. Сообщение в Америку он советовал послать от Управления Патриархии с отказом от присылки книг «За ненадобностью в настоящее время». Все остальное принял к сведению. О Приобретении автомашины предложил написать ходатайство в Совет о содействии. О Сокале – отрицателен и для Моск[оской] Дух[овной] Академии, и для Ленинграда. О Верюжском – договориться с Кушнаревым… Везу с собой Библии для Академии. 8 марта. (В Ленинграде). Вчера вечером у меня происходило первое заседание Уч[ебного] Комитета в составе – меня, Макаровского и Парийского. Рассмотрели Журн[ал] Совета Моск[овской] Акад[емии] по поводу ревизии моей и сделали ряд постановлений, необходимых для моего совещания с Моск[овскими] преподавателями для урегулирования тамошней учеб[ной] жизни. Вечером в четверг – ужин в семинарии по случаю утверждения С.А.Купрессова в уч[еной] степени магистра богословия. 20 марта. Вчера приехал из Москвы Д.А.Остапов и привез сметы и постановление Хоз[яйственного] Управления по поводу них. Много сокращений в суммах и лицах. В письме Патриарх оговаривает, что с моим приездом в Москву вопрос тогда будет окончательно разрешен после получения от нас своих заключений. Я организовал 2 комиссии для рассмотрения замечаний Хоз[яйственного] Управления и предложил в 3-х дневный срок представить мне доклады по Епархиальному Управлению и по Академии. В беседе с Остаповым я сообщил, как и особо написал сегодня Патриарху, что лично привезу наши заключения по рассмотрении. Готовлю к субботе, к моему отъезду в Москву, отчеты за год и наградные списки. По сообщению Остапова, Карпов все еще находится в Кремлевской больнице, но уже чувствует себя лучше. Здесь у меня он осмотрел все помещение и сегодня вечером пил чай и ужинал, а вчера в Академии Парийский показал ему все помещения Академии и были с ним на ужине воспитанников. – Своего рода «ревизор»…

http://bogoslov.ru/article/4888315

1023 Это мнение получило место в науке, очевидно, вследствие малой доступности Ορ.Κρ., лишившей возможности большинство заинтересованных исследователей ознакомиться с книгой лично. Одним из них она была известна только по библиографиям, другим (Бодянскому и даже г. Петровскому) по отрывку, заключающему в себе только житие Климента. 1024 Κρα το θεου τοτου Κλμεντος – пишет Афанасий Паросский – δρσος ορνιος, καταβανουσα κ τς ερς κενης Μονς, ες λην τν περχωρον τς Βεοας. τ επα τς Βεοας: ες λην τν περχωρον τς Μακεδονας κα τς λλδος. ως κα ες τν γν τν γρφων κα ες λλους ττους διαφροις κα μακρυνος. 1025 Статья эта представляет собою главу из приготовляемой автором к печати II-й части его исследования «Земское самоуправление на русском севере в XVII в.» Сокращения в сносках: Р. И. Б.=Русская Историческая Библиотека; Пр. Д.=Приказные дела в Московском архиве министерства иностранных дел; Арх. мин. юст.=Московский архив министерства юстиции. 1026 В Двинском у. по переписной книге 1678 г. мы насчитали 35 волостей, совпадающих с приходами, 4 волости более чем с двумя приходами каждая и 4 волости, не имевшие церквей. В Кеврольском у. по переписи 1620-х г.г. – 15 волостей-приходов и 3 не имевших церквей. В Яренском у по переписи 1608 г. 31 волость-приход и 16 волостей, не имевших церквей В Кайгородском у. по переписи 1678 г. 4 волости-приходы, одна волость делилась на 3 прихода, стан Окологородный не имел церкви, входил в состав городского прихода. В Чердынском у. по переписи 1647 г. кроме Окологородного стана каждый погост – в то же время и приход. По переписи 1678 г в некоторых погостах образуются уже по 2 прихода. В Соликамском у. по переписи 1647 г. 10 волостей-приходов, и в одном только «погосте на Городище» нет церкви. В Устюжском у. по переписи 1623–26 гг. в 36 случаях волость совпадает с приходом, в 8 случаях волость подразделяется на 2 прихода, в 4 случаях волость состоит более чем из 2 приходов (3–4), и в 9 волостях не было церквей. В Тотемском у. по переписи 1623–25 гг. 12 волостей были приходами, 3 волости делились на 2 прихода, 3 – на 3 прихода и 1 волость состояла из 5 приходов. Приходы Важского у. в конце XVII в. в значительном большинстве случаев совпадают с волостями. В Устьянских волостях по переписи 1635 г. в 4 случаях волость совпадала с приходом и в двух случаях (Введенский стан и Пежемская волость) в каждой обозначено по 4 прихода. В Кольском у. приходами были волости: Пояргуба, Кандалакша, Ковда, Кереть и погост Понойский. Писцовые и переписные книги этих уездов в Моск. арх. мин. юст. См. также: Богословский, Земское Самоуправление. Часть I. М. 1909. Прилож. I: погосты, станы и волости Поморского края в XVII в. с картой. Верюжский, Афанасий, архиеп. Холмогорский, Спб. 1908, 404–442. Ср. Папков, Древнерусский приход. Богословский Вестник 1897. 2, 3, 4, его же: Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в скверной России, 1898 г. в Русском Вестнике и отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сама мысль о реформировании православных духовно-учебных заведений, в частности академий, по типу римско-католических учебных заведений представлялась Керенскому «совсем не удачной». Он ссылался на свидетельства западных ученых о том, что в последнее время римско-католическое богословие «быстрыми шагами идет не вперед, а назад» 2267 , и связывавших этот процесс именно с упадком духовно-учебных заведений в римско-католическом мире. В частности, Керенский указывал на представителей «модернистского движения», составляющих, по его замечанию, 2/3 всех католических профессоров, которые «одною из главнейших желательных для них реформ» признавали реформирование духовных школ ввиду «полной непригодности их для подготовления к пастырскому служению» 2268 . Главный недостаток духовных школ представители модернизма усматривали как раз в господстве «монашеского направления» 2269 . По мнению Керенского, римская курия в последнее время старалась освободить свои семинарии от «аскетически-монашеского гнета и сблизить с жизнью», результаты чего он видел в образовании особых высших провинциальных семинарий, созданных «отчасти» по типу православных духовных академий 2270 . «Мы таким образом от римской церкви заимствуем то, что признает несостоятельным она сама» 2271 , – заключал Керенский свою критику нового академического Устава 1910 г. Закрепленная в Уставе норма относительно преподавателей в священном сане не была реализована на практике. В Петербургской академии с 1909 по 1913 гг. состав академической корпорации обновился почти наполовину; в нее вошло 16 преподавателей, из них 8 – в период 1911−1913 гг. (среди них три священника: А. В. Петровский в 1911 г., В. И. Зыков в 1912 и В. М. Верюжский в 1913); иеромонах Вениамин (Федченков) , вошедший в сентябре 1910 г., в 1911 г. покинул Академию. Таким образом, к 1914 г. из 34 преподавателей Академии в священном сане состояло всего 6 человек. Максимальное приближение к требуемой Уставом норме было достигнуто в МДА, где, благодаря деятельности ректора епископа Феодора (Поздеевского) , к 1915–16 учебному году среди преподавателей числилось 11 священнослужителей 2272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010