Верхняя Салда. Церковь Иоанна Богослова (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Верхне-Салдинский завод принадлежит к Н.-Тагильскому горнозаводскому округу, находится в 200 вер. от Екатеринбурга. Завод этот расположен по обоим берегам реки Салды (приток Тагила), в верхнем течении её, отчего и получил своё название. Климат этой местности не особенно здоров, почва глинистая и требует при земледелии большого удобрения. Заселение Верхне-Салдинского прихода началось с основания завода в 1782 году. Для работ на открывавшемся заводе владельцы его Демидовы перевели крепостных крестьян частью с соседних своих заводов, а частью из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы все русские, между ними были и малороссы. До 1836 года жители этого завода входили в состав Нижне-Салдинского прихода, в 1836 году открыт был приход Верхне-Салдинский. Теперь в приходе числится всего 8035 д. об. п. (3939 м. и 4096 ж.), из них 114 д. раскольников страннического толка. В состав прихода входит заводское население и две деревни - Северная (7 в.) и Никитина (14 в.), последняя временно отходила к Никольскому приходу, но в 1887 году приписана была опять. Все почти жители работают на заводе, земледелием занимаются очень немногие, почему-либо не устроившиеся на завод. В Верхне-Салдинском заводе две школы: церковно-приходская одноклассная, построенная на пожертвованные обществом 4500 руб., и земская. Первый деревянный, однопрестольный храм во имя св. Иоанна Богослова в В.-Салдинском заводе построен был в 1836 году при открытии самостоятельного прихода на средства Демидовых и освящён прот. М. Кирилловым 21 дек. 1836 г. с благословления арх. Аркадия Пермского; но к вечеру-же в день освящения в храме от неизвестной причины произошёл пожар, при чём сгорела колокольня и купол храма. В 1837 г. сгоревшие части были вновь построены. Иконостас для этого храма был прислан из Н.-Салдинского храма, иконостас самый простой, двухъярусный. В 1860 г. усердием старосты В. Оленева и о. П. Ситникова иконостас этот поновлен, выкрашен красной краской, колонны и резьба позолочены. Но храм этот в последнее время по приходу был малопоместителен и так как вследствие ветхости требовал капитального ремонта, то с благословления епископа Поликарпа, Екатер. и Ирб. в 1890 г. приступили к постройке нового каменного храма. Деревянный старый храм был закрыт 1 апреля 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=48211

Нижне-Салдинский завод заселён около 1759 года, расположен по обоим берегам реки Салды (прав, притока р. Тагила), от которой и получил своё название; назван Нижне-Салдинским, в отличие от Верхне-Салдинского, который находится в верхнем течении той же реки. Завод построен Н. и А. Демидовыми, производство его заключается в выплавке чугуна и в выделке сортового железа. Для перевозки руды и железа устроена железная дорога от Н.-Тагильского завода. Климатические условия этой местности, окружённой лесами, благоприятны для здоровья, почва по большей части каменистая, местами глинистая и болотная. Нижне-Салдинский приход существует около 150 лет. Первоначально в состав его входили: завод Верхне–Салдинский, с. Медведевское и принадлежащие ныне деревни: Пряничникова – в 20 в., Нелоба – в 8 в., Киприна – в 18 в., Валакина – в 22 в., Иакинфиевская – в 18 в. Для заселения и производства заводских работ были переведены крестьяне из Нижегородской и Тульской губерний и др. ближайших мест (напр., Н.-Тагильского завода). В числе переселившихся жителей были, между прочим, раскольники, которые и положили начало расколу в Н.-Салдинском заводе. Теперь прихожане делятся на чиновников, купцов, мещан и крестьян. По последним исповедным ведомостям в приходе значится 15 009 д. об. п. (7 278 м. и 7 731 ж.). Почти все прихожане занимаются заводскими работами, и только немногие – торговлей. В Нижне-Салдинском заводе существуют две школы: церковно-приходская одноклассная и земская, и есть ещё церковная школа грамоты в дер. Нелоба. Первоначально при открытии прихода в Нижне-Салдинском заводе был деревянный храм во имя в.-муч. Никиты, с двумя приделами (во имя Архистратига Михаила и свят. Николая), он был построен в 1764 году на средства завода. Настоящий трёхпрестольный каменный храм сооружён также на средства заводовладельца Демидова строился он в продолжении 6 лет е 1826 года. Главный храм во имя свят. Николая торжественно был освящён архиеп. Аркадием Перм. в 1884 году 22 авг., приделы в этом храме сооружены во имя в.-муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в селе Бродовском – деревянный, однопрестольный во имя св. преп. Зосимы и Савватия, Соловец. Чудотв., построена в 1887 году с благословения Преосв. Нафанаила, епископа Екат. и Ирбит., на средства прихожан. До открытия самостоятельного приходя (в 1896 г.) он был приписным к Краснопольскому приходу. Иконостас в этом храме деревянный, двухъярусный. Часовен в приходе нет. Не имеется при храме и зданий, и каких-либо особых доходных статей. Верхне-Салдинский завод принадлежит к Н.-Тагильскому горнозаводскому округу, находится в 200 вер. от Екатеринбурга. Завод этот расположен по обоим берегам реки Салды (приток Тагила), в верхнем течении её, отчего и получил своё название. Климат этой местности по особенно здоров, почва глинистая, и требует при земледелии большого удобрения. Заселение Верхне-Салдинского прихода началось с основания завода в 1782 году. Для работ на открывавшемся заводе владельцы его Демидовы перевели крепостных крестьян частью с соседних своих заводов, а частью из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы все русские, между ними были и малороссы. До 1836 года жители этого завода входили в состав Нижне-Салдинского прихода. В 1836 году открыт был приход Верхне-Салдинский. Теперь в приходе числится всего 8 085 д. об. п. (3 939 м. и 4 096 ж.), из них 114 д. раскольников страннического толка. В состав прихода входит заводское население и две деревни: Северная (в 7 в.) и Никитина (в 14 в.). Последняя временно отходила к Никольскому приходу, но в 1887 году приписана была опять. Все почти жители работают на заводе, земледелием занимаются очень немногие, почему-либо не устроившиеся на заводе. В Верхне-Салдинском заводе две школы: церковно-приходская одноклассная, построенная на жертвованные обществом 4 500 руб., и земская. Первый деревянный, однопрестольный храм во имя св. Иоанна Богослова в В.-Салдинском заводе построен был в 1836 году, при открытии самостоятельного прихода, на средства Демидовых, и освящён прот. М. Кирилловым 21 дек. 1836 г. с благословения Арх. Аркадия Пермского. Но к вечеру же, в день освящения, в храме от неизвестной причины произошёл пожар, причём сгорела колокольня и купол храма. В 1837 г. сгоревшие части были вновь построены. Иконостас для этого храма был прислан из Н.-Салдинского храма, иконостас самый простой, двухъярусный. В 1860 г. усердием церковного старосты В. Оленева и о. П. Ситникова иконостас этот поновлён, выкрашен красной краской, а колонны и резьба позолочены. Но храм этот в последнее время по приходу был малопоместителен, и так как вследствие ветхости требовал капитального ремонта, то с благословения епископа Поликарпа, Екатер. и Ирб., в 1890 г. приступили к постройке нового каменного храма. Деревянный старый храм был закрыт 1 апреля 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

упразднена; 3) Густомесовская: запечатана была 22 октября 1833 года; в 1835 году передана была единоверцам, и в 1836 году перенесена была на кладбище, к могиле попа Иова; в ней был устроен иконостас, и предполагалось перестроить её в церковь . В 60-х г.г. грабители убили сторожа при часовне, и ограбили кружку, после чего мысль о перестройке часовни в церковь была оставлена, и здание её было продано в Баранчинский завод за 120 р. единоверцам, а иконы были распроданы в частные руки, звон и часть икон проданы для Медведевской церкви. Баранчинцы, перевезя железо с крыши и часть построек, и увидев, что перевозка обойдётся дорого, продали остальное Нижне–Тагильской раскольнице за 100 рублей, которая и устроила из материала этого фабрику для подносов. В последнее время прихожане решили в память столетия единоверия построить на первоначальном месте Густомесовской часовни здание для церковно-приходской школы (школа грамоты уже существует), и собрали на этот предмет около 1 000 рублей. Прихожан при церкви числилось в 1901 году 4 255 м. п. и 4 702 ж. п., в том числе уклонившихся в раскол 429, раскольников-безпоповцев 879, австрийцев 9 и сектантов 4. Для причта имеется дом. Нижне-Салдинский завод . Николаевская церковь . Единоверческий приход в селении открыт в 1845 г. Единоверцам была передана раскольническая часовня, построенная в 1829 году, которую единоверцы обратили во временную церковь , пристроивши алтарь и паперть, и освятили 20-го января 1857 года. 29 сентября того же года на средства заводовладельца был заложен новый каменный храм, освящённый 2 июля 1867 г., и существующий доныне без изменения. В Верхне-Салдинском заводе есть часовня, построенная заводовладельцем в 1837 году. С 1862 года совершается крестный ход на рыночную площадь для служении молебна, в память бывшего в том году пожара. Для священника имеется дом. Черноисточенский завод . Покровская церковь . Единоверческий приход в Черноисточенском заводе открыт в 1845 г. 20 июня 1846 года был заложен, и 29 сентября 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никиты и св. муч. Власия. Иконостасы в главном и придельных храмах двухъярусные. В 1898 году храм был реставрирован на средства церкви, и частью – общества. Перекрашены были в белую краску все иконостасы, внутри стены храма окрашены масляной краской и расписаны живописью. В память освобождения крестьян общество соорудило колокол в 300 пуд., и строит новую церковь во имя св. Александра Невского. В приходе имеются три часовни: в дер. Нелобе, Балакиной и Пряничниковой. Церковных домов два. В Нижне-Салдинском приходе существует несколько крестных ходов: на пасхальной неделе – на кладбище; в десятое воскресение по Пасхе – по заводу, по случаю бывшего пожара в 1862 г. Но самый торжественный ход – 7, 8 и 9 мая в Верхне-Салдинский завод. Установлен этот ход давно, когда ещё в Верхне-Салдинском заводе не было своего храма. Никольское село , отстоящее в 180 верстах от епархиального города, расположено на реке Салке, и соединено заводскою железною дорогою с Нижне-Тагильским заводом. Почва местности по большей части глинистая и песчаная, почему жители мало занимаются хлебопашеством. Главные занятия их – работы на приисках и поставка на заводы Демидова дров и угля. Село Никольское основали крепостные крестьяне, переселённые Демидовым из Тульской и Черниговской губерний 75 лет тому назад. Посёлок этих переселившихся крестьян стал называться Никольским. Название своё он получил или от того, что переселенцы особенно чтили день памяти Святителя Николая, или его назвали так в память владельца Николая Демидова. Приход состоит из села и одной деревни Хутор в 4–х вер. от него. Все прихожане – русские, православные крестьяне. В приходе 3 089 душ обоего пола (1 525 мужского пола и 1 564 женского пола). В с. Никольском есть земская народная школа. До 1849 года деревня Никольская приписана была к Введенской церкви Нижне-Тагильского завода. В 1849 году жители её стали ходатайствовать перед Демидовым о постройке у них собственного храма. С благословения Архиепископа Пермского Неофита Демидов стал на собственные средства строить в Никольском однопрестольный деревянный храм во имя Покрова Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Нижне-тагильское Этому обществу подчинялись раскольники заводов: Ревдинского, Шайтанского, Рождественского, Висимо-уткинского, Висимо-шайтанского, Выйского, Черноисточинского, Нижне-лайского и Нижне-салдинского. Центром этого общества был Нижне-тагильский завод, где, пред открытием миссии, число раскольников простиралось до 6000 мужеского пола, и где Свято-троицкая часовня служила опорою раскола на Урале и даже за Уралом. Отличительною чертою этого общества была привязанность к беглопоповщине. 3. Гороблагодатское. Особенного центра это общество не имело; члены его рассеяны были по заводам: Кушвинском, Баранчинском, Верхне и Нижне-туринском. Оттого оно и не было сильно, и только отличалось сильною привязанностью к раскольническим мнениям и наклонностью к беспоповщине. В этом отношении первое место занимают Баранчинские староверы. 4. Общество Соликамских и Чердынских раскольников. Члены этого общества не имели одного общего центра, и не были так тесно соединены между собою, как раскольники других обществ, чему причиною была самая местность. Здешние раскольники были разбросаны по обширным лесам; некоторые из них жили в таких местах, куда доступ возможен был только зимою. Впрочем Верхъязвинские скиты (Чердынского уезда) несколько соединяли Соликамских и Чердынских раскольников. Беглые попы редко к ним проникали, зато наставники из простолюдинов пользовались у них большим уважением, чем в других местах. Глубокое невежество отличало этих раскольников от других. 5. Мнимые староверы уездов Красноуфимского и Осинского подчинялись то обществу раскольников Югокнауфского завода, то находили себе опору в заводах Камбарском и Иргинском. Последний, по близости к Вятской губернии и по тесному общению с тамошними раскольниками, имел более сильное влияние на раскольников. 6. В уездах: Пермском и Оханском более сильное влияние на староверов имели общества раскольников, сначала Сепыческих, потом Ильинских, Сретенских и других. Город Пермь уже в позднейшее время сделался опорою раскола. Раскольники этих уездов, особенно Обвинские, отличались от других духом пропаганды, охотою строить часовни, укрывательством беглых попов и упорною привязанность к мнимой старине.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Мой отец Клемент Каллиникович Волегов и мама Анастасия Николаевна Ошуркова поженились в 1906 году. Вернее её выдали замуж родители, но к счастью она полюбила Клима. Родила она 11 детей – шесть девочек и пять мальчиков. Одна девочка 6ая по счёту умерла в младенчестве, а пять девочек и пять мальчиков, слава Богу, дожили все до определённого возраста и семь человек ушли из жизни, кто раньше и кто позже». Дальше Августа Клементьевна описывает дни рождения и дни смерти всех своих братьев и сестёр. Вспоминает о том, что семья знала о моём папе, которого они звали дядя Игоня, только то, что он оказался в эмиграции, и они предполагали, что его уже нет в живых. Дальше пишет Августа Клементьевна: «Поскольку я считаю, что я знаю о родственниках больше всех, я взяла на себя обязанность составить генеалогическое древо и оставить его потомкам. Я начала с прадедушек и прабабушек и заканчиваю правнуками. Появилась новая ветвь в древе – Ваша. Теперь мы знаем, что фамилия Волеговых не исчезнет. Начала читать «Воспоминания о Ледяном походе». Нам это, конечно, безумно интересно. Все населённые пункты, города, заводы, посёлки нам знакомы, так как во всех этих местах мы и, в частности я, бывали. В 1938 г. мы с трудом вырвались из колхоза. Я, конечно, не помню как родителям удалось получить паспорта, ведь в колхозе никаких документов, кроме метрик, не было, и перебраться в Висим; там жили до 1946 года. В 1941 году умер наш отец, и после окончания войны мы перебрались жить в Верхне-Салдинский район Тагильский Кордон, где жил Матвей с семьёй. Туда же демобилизовались после войны Фёдор и Миша. Я там жила до 1949 года, закончила семилетку и поехала в Нижний Тагил продолжать учёбу. В 1953 году закончила Машиностроительный техникум и поступила на Уралвагон завод, проработала 36 лет и 8 месяцев. Там же, в 1954 году встретила Женю. В 1955 г. мы поженились и, слава Богу, до сих пор вместе. В 1999 году мы переехали в Москву, потому что сюда по службе в 1997 году перевели сына Павла. Здесь он живёт с семьёй – женой Вероникой и дочерью Настей. Мы переехали в Ленину квартиру, которую ей с трудом великим удалось получить после 15 лет проживания в Москве на частных квартирах. Видите, как я отклонилась от вопроса о чтении «Воспоминаний о Ледяном походе». И в Сулеме, и на ст.Кузино, и на станции Илим я неоднократно бывала.

http://azbyka.ru/fiction/lyudi-i-sudby-v...

Неслучайно также Федор и Егор Солнцевы прославились великолепными работами – образами Исаакия Далматского, Спасителя и Апостола Петра в мозаике – выполненными ими в главном кафедральном Исаакиевском соборе в Петербурге. Это высокохудожественное церковное чувство зародилось еще в детстве – под сводами «сельской белокаменной церкви» Святой Троицы. Мусины-Пушкины, которым принадлежало село Верхне-Никульское со всеми окрестными деревнями и крестьянами в первой половине XIX века, здесь никогда не жили – их имения Иловна и Борисоглеб находились на реке Мологе. Старинный княжеский дом первых владельцев села Солнцевых разрушился, а после отмены крепостного права крестьяне стали приобретать земли и строить дома на левом высоком берегу реки Ильдь. Та часть села, что находилась в ложбине на правом берегу, постепенно исчезла совсем. К началу XX века Верхне-Никульское представляло собой богатое село с хорошо построенными добротными домами, украшенными резными наличниками и кружевной отделкой карнизов, со старым княжеским липовым парком. В селе было 260 человек жителей, а в целом приход села Верхне-Никульского насчитывал более двух тысяч крестьян близлежащих деревень: Борки, Глинники, Плес, Григорово, Малый и Большой Залом, Середка, Александровка, Великово, Высоково, Угол, Грибово и другие. Богослужение в церкви Святой Троицы никогда не прерывалось, даже в трагический переломный 1918 год, когда вспыхнули восстания на мологской земле. «У меня дядя рассказывал, – вспоминает один из старожилов этих мест. – В Марьино был центр восстания. Когда его подавили карательные отряды – латышские стрелки – прокатилась волна расстрелов. В Марьино церковь сразу же закрыли в 18-м году после восстания. В Веретее расстреляли 13 человек. Священника держали три дня под арестом, хотели казнить первого. Но он всенародно отрекся от веры – умер потом в 47-м году. От Верхне-Никульского до Марьино километра два, церкви стояли друг против друга. Каким-то чудом в Верхне-Никульском церковь не тронули». История храма, в котором служил отец Павел более тридцати лет, берет свое начало еще в эпоху Екатерины II – по некоторым сведениям, сама императрица подписала Указ на освящение места и строительство новой церкви в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Верхне-Никульском. У о. Павла хранился в алтаре этот Указ вместе с мощами какого-то святого. Церковь строили долго, лет сорок – строительство было закончено в 1806 году. Основателями и благотворителями храма считаются дворяне Глебовы, их семейный склеп находится в ограде церкви у южной стены. Минувшим летом я была в Верхне-Никульском – могилы поросли бурьяном, но говорят, что обычно сюда приезжает и ухаживает за могилами краевед из Петербурга Константин Озеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Старший, Герасим, оставался в Верхне-Спасо-Преображенском раскольническом монастыре, в течение пятидесяти лет, а младший, Савватий, пожив в этом монастыре несколько лет, удалился к казакам Уральского войска и по селился в раскольническом бударинском скиту. В этом буда ринском скиту инок Савватий прожил 46 лет. Уже в старости, оба брата вновь сошлись на Иргизе, в Верхне-Спасо-Преображенском монастыре, в котором безвыходно проживал старший из братьев, инок Герасим. Встреча братьев совпала с самым трудным временем для Иргизских раскольнических монастырей: это было не задолго пред обращением Средне-Никольского мужеского раскольнического монастыря в единоверческий и совершенным уничтожением Средне-Успенского женского монастыря. Следовательно, оба брата – инока были очевидцами всех событий, которыми сопровождалось обращение одного из этих монастырей из раскольнического в единоверческий и совершенное уничтожение другого из этих монастырей. Из всего того, что видели иноки – братья, они не могли не придти к тому вполне естественному заключению, что правительство не остановится на полпути в деле уничтожения Иргизских раскольнических монастырей. что скоро очередь дойдет и до Верхне-Спасо-Преображенского монастыря, в котором жили в это время оба брата, и который правительство пожелает так или иначе присоединить к православной церкви на началах единоверия. Братья – иноки но захотели ждать того времени, когда правительство начнет дело уничтожения двух последних раскольнических монастырей на Иргизе, Верхне-Спасо-Преображенского мужеского и Верхне-Покровского женского. Они решились покинуть до этого времени Верхне-Спасо-Преображенский монастырь и искать нового места убежища, «дабы, как выражался один из них, умереть не в остроге и предстать пред Господом не в серой свите (свита-армяк) арестанта, но в иноческом одеянии». «У отцов наших войско (Волжское) отняли и насеки (насека – атаманская булава) атаманской лишили, говорил инок Савватий, с нас же ризы ангельские снимают и посохи страннические отнимают.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

По словам закоренелых раскольников, не могших простить Трифиллию измены старой веры и объяснявших, по своему пониманию, переход его из раскола в православие на началах единоверия нечистыми, своекорыстными побуждениями. Трифиллий в год принятия единоверия стоял будто бы на очереди по отбыванию рекрутской повинности, но как только принял единоверие, то от рекрутской очереди был освобожден. По отзыву же бывшего епископа Саратовского Иакона, выбор при назначении на должность настоятеля Верхне-Спасо-Преображенского монастыря при обращении его из раскола в единоверие потому пал на инока Трифиллия, что хотя он был человек кроткий и простой, но имел большое нравственное влияние на раскольников не фанатиков. Следовательно, чрез назначение инока Трифиллия настоятелем Верхне-Спасо-Преображенского монастыря после обращения его из раскола в единоверие имелось в виду привлечь как можно больше раскольников к принятию единоверия. В скором времени в звании настоятеля Верхне-Спасо-Преображенского единоверческого монастыря Трифиллий получил сан архимандрита. Верхне-Покровский женский монастырь, так как никто из инокинь этого монастыря, во главе с бывшею настоятельницею, инокинею Надеждою, не пожелали присоединиться к православной церкви па началах единоверия, был объявлен упраздненным совершенно. В течение трех дней со времени объявления о за крытии и упразднении монастыря, все инокини и белицы монастыря, но распоряжению земской полиции, должны были оставить монастырь, при чем они лишены были своего «ангельского вида», т. е. обязаны были па будущее время носить обыкновенную мирскую одежду. Кельи же свои и другие хозяйственные постройки, которые составляли личную собственность сестер монастыря, последние или увезли к родственникам и знакомым, или продали па своз, так что в скором времени па месте бывшего Верхне-Покровского раскольнического монастыря осталась только одна часовня. Все иконы, бывшие в часовне, ризница, книги, колокола и вообще вся церковная утварь тогда же были перевезены для хранения в соседний новоприсоединенный к православию на началах единоверия Верхне-Спасо-Преображенский мужеский монастырь, а к самой часовне приставлен был караул.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010