В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинск, откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске. Однако 25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала – Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в тагильском направлении. Боев в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах не было, однако через эти поселки, в особенности через Нижне-Салдинский завод, во множестве проходили отступавшие красноармейские войска. В конце сентября проходил через нее и Первый крестьянский коммунистический полк. В это время на окраине, близ тупиковой железнодорожной станции, красными было расстреляно множество заложников, в том числе священно- и церковнослужителей, тела которых закапывались там же. 1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов . Когда после отступления красных на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей… 9 октября священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия – в церковной ограде, а отца Петра – на приходском кладбище. А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков у станции Нижняя Салда установили Поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

" Несколько суток стоим в Нижней Салде. Белые ведут себя тихо. Нижняя Салда – большой заводской поселок. На главной улице есть даже деревянный тротуар. Полк пополняется. Прибыли две роты китайских добровольцев, а на станции Ясашная влился в наш полк добровольческий отряд тов[арища] Павлова. Сил у нас теперь больше, и настроение лучше. Вчера состоялась полковая партийная конференция. Говорили о задачах полка и выбрали руководство партколлектива " . Именно в эти «несколько суток» на станции Нижняя Салда , являвшейся тогда тупиковой, красными были совершены жестокие расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го Крестьянского коммунистического полка под натиском белых, по воспоминаниям старожилов, его бойцами было расстреляно множество людей, которые сочувствовали белогвардейским войскам, в том числе священнослужителей, взятых в заложники из различных мест губернии. В это же время, без суда и следствия, лишенные христианского напутствия, вместе встретили свою смерть от рук красноармейцев и священники Верхне-Салдинского завода Петр Дьяконов и Алексий Кузнецов . Они были убиты 1 октября 1918 года на самой окраине Нижне-Салдинского завода, близ железнодорожной станции. Только через несколько дней, 9 октября страдальцы были отпеты в Иоанно-Богословском храме поселка Верхне-Салдинский завод и преданы христианскому погребению. Отец Петр, пятеро расстрелянных крестьян, а также начальник Верхне-Салдинской железнодорожной станции Б.И.Лытковский были похоронены на приходском кладбище, а отец Алексий – в церковной ограде. Всего же с 1 по 9 октября 1918 года, только согласно данным метрической книги, красными было расстреляно около 30 жителей Верхне-Салдинской волости, младшему из которых – Михаилу Пантелееву – исполнилось лишь 14 лет… Когда последний красноармейский отряд покинул район, многие жители поселка хлебом-солью встречали отряды Белой армии, духовенство вышло из церкви с иконами. В Иоанно-Богословском храме был отслужен благодарственный молебен. Началось расследование злодеяний красноармейцев. По воспоминаниям современников, на месте убийства сотен людей близ железнодорожной станции Нижняя Салда открывалось ужасающее зрелище: смешанная с кровью земля, отрубленные головы… После проведения расследования на месте этого массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13675407.h...

Мой отец Клемент Каллиникович Волегов и мама Анастасия Николаевна Ошуркова поженились в 1906 году. Вернее её выдали замуж родители, но к счастью она полюбила Клима. Родила она 11 детей – шесть девочек и пять мальчиков. Одна девочка 6ая по счёту умерла в младенчестве, а пять девочек и пять мальчиков, слава Богу, дожили все до определённого возраста и семь человек ушли из жизни, кто раньше и кто позже». Дальше Августа Клементьевна описывает дни рождения и дни смерти всех своих братьев и сестёр. Вспоминает о том, что семья знала о моём папе, которого они звали дядя Игоня, только то, что он оказался в эмиграции, и они предполагали, что его уже нет в живых. Дальше пишет Августа Клементьевна: «Поскольку я считаю, что я знаю о родственниках больше всех, я взяла на себя обязанность составить генеалогическое древо и оставить его потомкам. Я начала с прадедушек и прабабушек и заканчиваю правнуками. Появилась новая ветвь в древе – Ваша. Теперь мы знаем, что фамилия Волеговых не исчезнет. Начала читать «Воспоминания о Ледяном походе». Нам это, конечно, безумно интересно. Все населённые пункты, города, заводы, посёлки нам знакомы, так как во всех этих местах мы и, в частности я, бывали. В 1938 г. мы с трудом вырвались из колхоза. Я, конечно, не помню как родителям удалось получить паспорта, ведь в колхозе никаких документов, кроме метрик, не было, и перебраться в Висим; там жили до 1946 года. В 1941 году умер наш отец, и после окончания войны мы перебрались жить в Верхне-Салдинский район Тагильский Кордон, где жил Матвей с семьёй. Туда же демобилизовались после войны Фёдор и Миша. Я там жила до 1949 года, закончила семилетку и поехала в Нижний Тагил продолжать учёбу. В 1953 году закончила Машиностроительный техникум и поступила на Уралвагон завод, проработала 36 лет и 8 месяцев. Там же, в 1954 году встретила Женю. В 1955 г. мы поженились и, слава Богу, до сих пор вместе. В 1999 году мы переехали в Москву, потому что сюда по службе в 1997 году перевели сына Павла. Здесь он живёт с семьёй – женой Вероникой и дочерью Настей. Мы переехали в Ленину квартиру, которую ей с трудом великим удалось получить после 15 лет проживания в Москве на частных квартирах. Видите, как я отклонилась от вопроса о чтении «Воспоминаний о Ледяном походе». И в Сулеме, и на ст.Кузино, и на станции Илим я неоднократно бывала.

http://azbyka.ru/fiction/lyudi-i-sudby-v...

Верхняя Салда. Церковь Иоанна Богослова (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Верхне-Салдинский завод принадлежит к Н.-Тагильскому горнозаводскому округу, находится в 200 вер. от Екатеринбурга. Завод этот расположен по обоим берегам реки Салды (приток Тагила), в верхнем течении её, отчего и получил своё название. Климат этой местности не особенно здоров, почва глинистая и требует при земледелии большого удобрения. Заселение Верхне-Салдинского прихода началось с основания завода в 1782 году. Для работ на открывавшемся заводе владельцы его Демидовы перевели крепостных крестьян частью с соседних своих заводов, а частью из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы все русские, между ними были и малороссы. До 1836 года жители этого завода входили в состав Нижне-Салдинского прихода, в 1836 году открыт был приход Верхне-Салдинский. Теперь в приходе числится всего 8035 д. об. п. (3939 м. и 4096 ж.), из них 114 д. раскольников страннического толка. В состав прихода входит заводское население и две деревни - Северная (7 в.) и Никитина (14 в.), последняя временно отходила к Никольскому приходу, но в 1887 году приписана была опять. Все почти жители работают на заводе, земледелием занимаются очень немногие, почему-либо не устроившиеся на завод. В Верхне-Салдинском заводе две школы: церковно-приходская одноклассная, построенная на пожертвованные обществом 4500 руб., и земская. Первый деревянный, однопрестольный храм во имя св. Иоанна Богослова в В.-Салдинском заводе построен был в 1836 году при открытии самостоятельного прихода на средства Демидовых и освящён прот. М. Кирилловым 21 дек. 1836 г. с благословления арх. Аркадия Пермского; но к вечеру-же в день освящения в храме от неизвестной причины произошёл пожар, при чём сгорела колокольня и купол храма. В 1837 г. сгоревшие части были вновь построены. Иконостас для этого храма был прислан из Н.-Салдинского храма, иконостас самый простой, двухъярусный. В 1860 г. усердием старосты В. Оленева и о. П. Ситникова иконостас этот поновлен, выкрашен красной краской, колонны и резьба позолочены. Но храм этот в последнее время по приходу был малопоместителен и так как вследствие ветхости требовал капитального ремонта, то с благословления епископа Поликарпа, Екатер. и Ирб. в 1890 г. приступили к постройке нового каменного храма. Деревянный старый храм был закрыт 1 апреля 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=48211

Нижне-Салдинский завод заселён около 1759 года, расположен по обоим берегам реки Салды (прав, притока р. Тагила), от которой и получил своё название; назван Нижне-Салдинским, в отличие от Верхне-Салдинского, который находится в верхнем течении той же реки. Завод построен Н. и А. Демидовыми, производство его заключается в выплавке чугуна и в выделке сортового железа. Для перевозки руды и железа устроена железная дорога от Н.-Тагильского завода. Климатические условия этой местности, окружённой лесами, благоприятны для здоровья, почва по большей части каменистая, местами глинистая и болотная. Нижне-Салдинский приход существует около 150 лет. Первоначально в состав его входили: завод Верхне–Салдинский, с. Медведевское и принадлежащие ныне деревни: Пряничникова – в 20 в., Нелоба – в 8 в., Киприна – в 18 в., Валакина – в 22 в., Иакинфиевская – в 18 в. Для заселения и производства заводских работ были переведены крестьяне из Нижегородской и Тульской губерний и др. ближайших мест (напр., Н.-Тагильского завода). В числе переселившихся жителей были, между прочим, раскольники, которые и положили начало расколу в Н.-Салдинском заводе. Теперь прихожане делятся на чиновников, купцов, мещан и крестьян. По последним исповедным ведомостям в приходе значится 15 009 д. об. п. (7 278 м. и 7 731 ж.). Почти все прихожане занимаются заводскими работами, и только немногие – торговлей. В Нижне-Салдинском заводе существуют две школы: церковно-приходская одноклассная и земская, и есть ещё церковная школа грамоты в дер. Нелоба. Первоначально при открытии прихода в Нижне-Салдинском заводе был деревянный храм во имя в.-муч. Никиты, с двумя приделами (во имя Архистратига Михаила и свят. Николая), он был построен в 1764 году на средства завода. Настоящий трёхпрестольный каменный храм сооружён также на средства заводовладельца Демидова строился он в продолжении 6 лет е 1826 года. Главный храм во имя свят. Николая торжественно был освящён архиеп. Аркадием Перм. в 1884 году 22 авг., приделы в этом храме сооружены во имя в.-муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм в селе Бродовском – деревянный, однопрестольный во имя св. преп. Зосимы и Савватия, Соловец. Чудотв., построена в 1887 году с благословения Преосв. Нафанаила, епископа Екат. и Ирбит., на средства прихожан. До открытия самостоятельного приходя (в 1896 г.) он был приписным к Краснопольскому приходу. Иконостас в этом храме деревянный, двухъярусный. Часовен в приходе нет. Не имеется при храме и зданий, и каких-либо особых доходных статей. Верхне-Салдинский завод принадлежит к Н.-Тагильскому горнозаводскому округу, находится в 200 вер. от Екатеринбурга. Завод этот расположен по обоим берегам реки Салды (приток Тагила), в верхнем течении её, отчего и получил своё название. Климат этой местности по особенно здоров, почва глинистая, и требует при земледелии большого удобрения. Заселение Верхне-Салдинского прихода началось с основания завода в 1782 году. Для работ на открывавшемся заводе владельцы его Демидовы перевели крепостных крестьян частью с соседних своих заводов, а частью из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы все русские, между ними были и малороссы. До 1836 года жители этого завода входили в состав Нижне-Салдинского прихода. В 1836 году открыт был приход Верхне-Салдинский. Теперь в приходе числится всего 8 085 д. об. п. (3 939 м. и 4 096 ж.), из них 114 д. раскольников страннического толка. В состав прихода входит заводское население и две деревни: Северная (в 7 в.) и Никитина (в 14 в.). Последняя временно отходила к Никольскому приходу, но в 1887 году приписана была опять. Все почти жители работают на заводе, земледелием занимаются очень немногие, почему-либо не устроившиеся на заводе. В Верхне-Салдинском заводе две школы: церковно-приходская одноклассная, построенная на жертвованные обществом 4 500 руб., и земская. Первый деревянный, однопрестольный храм во имя св. Иоанна Богослова в В.-Салдинском заводе построен был в 1836 году, при открытии самостоятельного прихода, на средства Демидовых, и освящён прот. М. Кирилловым 21 дек. 1836 г. с благословения Арх. Аркадия Пермского. Но к вечеру же, в день освящения, в храме от неизвестной причины произошёл пожар, причём сгорела колокольня и купол храма. В 1837 г. сгоревшие части были вновь построены. Иконостас для этого храма был прислан из Н.-Салдинского храма, иконостас самый простой, двухъярусный. В 1860 г. усердием церковного старосты В. Оленева и о. П. Ситникова иконостас этот поновлён, выкрашен красной краской, а колонны и резьба позолочены. Но храм этот в последнее время по приходу был малопоместителен, и так как вследствие ветхости требовал капитального ремонта, то с благословения епископа Поликарпа, Екатер. и Ирб., в 1890 г. приступили к постройке нового каменного храма. Деревянный старый храм был закрыт 1 апреля 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руководил отец Петр также и церковным хором. В 1898 году в Екатеринбурге были организованы Епархиальные педагогические курсы, торжественное открытие которых состоялось 16 июня в зале Епархиального женского училища. Отец Петр был назначен на курсах учителем пения. А в октябре того же года он стал заведующим женской школой во имя праведного Симеона Верхотурского, открытой в Екатерининском приходе. В то же время здесь начала свою работу и общая школа во имя пророка Божия Илии. В феврале 1902 года назначен на служение в Николаевскую церковь Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, но уже через две недели он вновь был причислен сверх штата к Екатерининскому собору с откомандированием для служения в приписанной к нему кладбищенской церкви в честь всех святых . 16 ноября 1902 года переведен к церкви во имя святого Иоанна Богослова в поселке Верхне-Салдинский завод Верхотурского уезда. В сентябре 1909 года был назначен настоятелем этого храма. Незадолго до революции он стал также членом Нижне-Салдинского миссионерского комитета Верхотурского уезда. Приблизительно через месяц после октябрьского переворота 1917 в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; в январе 1918 года - национализирован металлургический завод. Весной того же года в заводском поселке началось ускоренное формирование красногвардейских отрядов, их обучение проводилось на центральной площади. Впоследствии часть их влилась в прославившийся своими зверствами 1-й Крестьянский коммунистический полк, переименованный в декабре 1918 года в полк Красных орлов. В мае 1918 года произошло выступление против советской власти Чехословацкого корпуса, после чего гражданская война охватила практически весь Урал. Чехословаки двинулись в двух направлениях: на Омск и на Екатеринбург . 25 июля они вступили в столицу Урала. В сентябре начались бои за Нижний Тагил , положение красных становилось все хуже. Хотя боев в Верхне- и Нижне-Салдинских заводах не было, обстановку в этих поселках можно было назвать военной: через них, в особенности через Нижне-Салдинский завод, непрестанно проходили воинские части. В сентябре отступал через этот поселок 1-й Крестьянский коммунистический полк. Вот как описывал это время бывший боец полка, а впоследствии маршал Советского Союза, Ф.И.Голиков:

http://drevo-info.ru/articles/13675407.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КУЗНЕЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Николаевич Кузнецов ( 1871 / 1873 - 1918 ), священник , священномученик Память 18 сентября , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1871 или 1873 году. Окончил учительскую семинарию и первоначально занимался преподавательской деятельностью в народном училище села Горбуновского Камышловского уезда. В феврале 1898 года был рукоположен в сан диакона епископом Екатеринбургским Христофором (Смирновым) и направлен для служения в Выйско-Николаевский собор Нижне-Тагильского завода . Во время служения в Выйско-Никольском храме отец Алексий преподавал в церковно-приходской школе этого храма. В отчете Екатеринбургского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ епархии за 1900-1901 учебный год эта школа была отмечена в числе лучших по успешности преподавания в ней, а имя диакона Алексия Кузнецова числилось в списке учителей, которые отличались " особенною преданностью школьному делу и опытностью и наиболее успешною деятельностью " . В сентябре 1909 года рукоположен в сан священника архиепископом Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) и определен для служения на второе священническое место к Иоанно-Богословской церкви Верхне-Салдинского завода . С этого времени до своей мученической кончины отец Алексий совершал служение в этом храме, настоятелем в котором был другой будущий священномученик – отец Петр Дьяконов . Состоял членом Нижне-Салдинского миссионерского комитета Верхотурского уезда. В селе было много сектантов и раскольников, и поэтому, видимо, там был создан особый Миссионерский комитет. В 1917 году, примерно через месяц после установления в Петрограде советской власти, в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а вскоре были организованы также Социалистический союз рабочей молодежи и Союз учащейся молодежи. В самом начале 1918 года был национализирован металлургический завод.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

упразднена; 3) Густомесовская: запечатана была 22 октября 1833 года; в 1835 году передана была единоверцам, и в 1836 году перенесена была на кладбище, к могиле попа Иова; в ней был устроен иконостас, и предполагалось перестроить её в церковь . В 60-х г.г. грабители убили сторожа при часовне, и ограбили кружку, после чего мысль о перестройке часовни в церковь была оставлена, и здание её было продано в Баранчинский завод за 120 р. единоверцам, а иконы были распроданы в частные руки, звон и часть икон проданы для Медведевской церкви. Баранчинцы, перевезя железо с крыши и часть построек, и увидев, что перевозка обойдётся дорого, продали остальное Нижне–Тагильской раскольнице за 100 рублей, которая и устроила из материала этого фабрику для подносов. В последнее время прихожане решили в память столетия единоверия построить на первоначальном месте Густомесовской часовни здание для церковно-приходской школы (школа грамоты уже существует), и собрали на этот предмет около 1 000 рублей. Прихожан при церкви числилось в 1901 году 4 255 м. п. и 4 702 ж. п., в том числе уклонившихся в раскол 429, раскольников-безпоповцев 879, австрийцев 9 и сектантов 4. Для причта имеется дом. Нижне-Салдинский завод . Николаевская церковь . Единоверческий приход в селении открыт в 1845 г. Единоверцам была передана раскольническая часовня, построенная в 1829 году, которую единоверцы обратили во временную церковь , пристроивши алтарь и паперть, и освятили 20-го января 1857 года. 29 сентября того же года на средства заводовладельца был заложен новый каменный храм, освящённый 2 июля 1867 г., и существующий доныне без изменения. В Верхне-Салдинском заводе есть часовня, построенная заводовладельцем в 1837 году. С 1862 года совершается крестный ход на рыночную площадь для служении молебна, в память бывшего в том году пожара. Для священника имеется дом. Черноисточенский завод . Покровская церковь . Единоверческий приход в Черноисточенском заводе открыт в 1845 г. 20 июня 1846 года был заложен, и 29 сентября 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никиты и св. муч. Власия. Иконостасы в главном и придельных храмах двухъярусные. В 1898 году храм был реставрирован на средства церкви, и частью – общества. Перекрашены были в белую краску все иконостасы, внутри стены храма окрашены масляной краской и расписаны живописью. В память освобождения крестьян общество соорудило колокол в 300 пуд., и строит новую церковь во имя св. Александра Невского. В приходе имеются три часовни: в дер. Нелобе, Балакиной и Пряничниковой. Церковных домов два. В Нижне-Салдинском приходе существует несколько крестных ходов: на пасхальной неделе – на кладбище; в десятое воскресение по Пасхе – по заводу, по случаю бывшего пожара в 1862 г. Но самый торжественный ход – 7, 8 и 9 мая в Верхне-Салдинский завод. Установлен этот ход давно, когда ещё в Верхне-Салдинском заводе не было своего храма. Никольское село , отстоящее в 180 верстах от епархиального города, расположено на реке Салке, и соединено заводскою железною дорогою с Нижне-Тагильским заводом. Почва местности по большей части глинистая и песчаная, почему жители мало занимаются хлебопашеством. Главные занятия их – работы на приисках и поставка на заводы Демидова дров и угля. Село Никольское основали крепостные крестьяне, переселённые Демидовым из Тульской и Черниговской губерний 75 лет тому назад. Посёлок этих переселившихся крестьян стал называться Никольским. Название своё он получил или от того, что переселенцы особенно чтили день памяти Святителя Николая, или его назвали так в память владельца Николая Демидова. Приход состоит из села и одной деревни Хутор в 4–х вер. от него. Все прихожане – русские, православные крестьяне. В приходе 3 089 душ обоего пола (1 525 мужского пола и 1 564 женского пола). В с. Никольском есть земская народная школа. До 1849 года деревня Никольская приписана была к Введенской церкви Нижне-Тагильского завода. В 1849 году жители её стали ходатайствовать перед Демидовым о постройке у них собственного храма. С благословения Архиепископа Пермского Неофита Демидов стал на собственные средства строить в Никольском однопрестольный деревянный храм во имя Покрова Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004