Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью. Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника. О выборе духовного отца — Как сегодня искать духовника? — Так же, как и всегда. Если духовника нет — не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу. Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным. Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника . Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха. — Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре? — Если это опытный духовник — отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона. — А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону… — Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное — что происходит в его душе.

http://pravmir.ru/episkop-troickij-pankr...

2 . Причащения без исповеди; 3 . Отмены поминовения на сугубой ектении на литургии; 4 . Упорядочения сборов на нужды храмов; 5 . Регистрации прихожан и согласования приходских уставов с действующим законодательством»... Сведения эти несомненно были чрезвычайно интересными и, перечитывая протоколы допросов Новицкого, невольно досадуешь на следователя, что он ограничился сухим перечислением тем, поднятых Новицким. Хотя с другой стороны понятно, что сам Нестеров, оформляя протоколы допросов, тоже испытывал сильную досаду. Ответы Юрия Петровича не давали ни малейшей зацепки для связи деятельности общества с инцидентами, имевшими место при изъятии церковных ценностей. § 4. Как мы видели, хотя и готов был товарищ Зиновьев с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, провести изъятие и расстрелять по этому поводу хоть всех представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства, но удар ушел в пустоту, затопить город кровью не удалось, директивы товарищей Ленина и Троцкого в Петрограде остались неисполненными. И когда знакомишься с протоколами допросов арестованных весной 1922 года членов общества православных приходов, видишь, что с большевистской точки зрения общество, возглавляемое Юрием Петровичем Новицким, разумеется, совершило преступление. Оно, по сути дела, сорвало выполнение директивы Ленина – Троицкого... Следователь Губревтрибунала Ф. П. Нестеров не раз, должно быть, пожалел о том, что ушли в прошлое времена революционной законности, когда урицкие и дзержинские приговаривали русских людей к расстрелу, руководствуясь исключительно одной только революционной целесообразностью. Теперь, хотя и очевидна была вина арестованных, но надо было хоть как-то обосновать ее, а с обоснованием получалось плохо. Тем более, что и свидетели отнюдь не спешили перекладывать свою «вину» на чужие плечи. «1922 года мая 18 дня. Я, следователь Петрогубревтрибунала Нестеров Ф. П., допросил митрополита Вениамина, который, будучи предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, объяснил»…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грубость нравов народа в это время доходила до того, что даже поступки, выходившие из чисто нравственных и религиозных побуждений, принимали иногда какой-то зверский характер. Так, один левит для того, чтобы побудить народ к наказанию вениамитян за поругание над его женой, рассек ее труп на 12 частей и послал во все колена израилевы по части. Характер самого наказания, совершенного израильтянами, также отзывается черствым чувством ( Суд. 20 ). Не хороша и жалость израильтян к вениамитянам: чтобы исполнить данную неосмотрительно клятву, они пред лицем Иеговы решаются на вероломный и гнусный поступок ( Суд. 21 ). Аод коварно убивает Еглона. Иаиль сперва дружески приглашает и даже угощает, а потом коварно и жестоко убивает Сисару. Сама Девора не может похвалиться высотой нравственных воззрений. Авимелех находит сочувствующих для совершения братоубийства, и напрасно несчастный Иофам уверяет народ и взывает к чувству справедливости: он не находит к себе сочувствия. Самсон не затрудняется в выборе средств для избиения филистимлян. Многоженство, незаконные связи с женщинами в это время считались нормальным явлением: примеры – левита, Гедеона, Самсона и Елканы. А дети первосвященника Илия не стыдились совершать прелюбодеяние с женщинами даже при самой скинии. Если таковыми в нравственном отношении являются представители народа, то что сказать о самой народной массе? Если ревность Моисея и Финееса не могла удержать ее от грязных пороков, то могла ли сделать это та небольшая часть преданных Иегове людей, которая все же существовала во время Судей, – когда эта часть и сама недостаточно понимала смысл и значение закона? Конечно, нет. И вот пред нами является темная перспектива нравственной грубости и дикого разврата, в которые был погружен еврейский народ в эту эпоху. Светлыми точками в этой перспективе являются лишь, немногие лица преданных закону Мосееву и верующих в Иегову, в роде Деворы, Гедеона, Руфи, Елканы, Илия, Самуила и других. При разгуле чувственности закон был отвергнут, а за ним и та вера, которая его освящала и на которой он зиждился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Здесь они смешались с идумеями, так что впоследствии, после времени Езекии, они как-бы совершенно исчезают из еврейской истории в качестве самостоятельного племени. Это колено для политической жизни всего народа в описываемую эпоху не имело значения, и из него не вышло ни одного судьи. Совсем иное приходится сказать о колене вениаминовом. Несмотря на небольшой удел занимаемой им территории, оно играло весьма важную роль в истории евреев и было одним из сильнейших колен. Из него вышел второй судья Аод ( 1Пар. 8:5–6 ; Суд. 3:15 ) 219 . Девора упоминает об этом колене, как об одном из первых, явившихся для народного освобождения ( Суд. 5:14 ); позднее из этого именно колена, как наиболее воинственного, был избран первый еврейский царь ( 1Цар. 10:21 ). Храбрость и мужество этого колена, родоначальник которого в благословении Иакова называется хищным волком ( Быт. 49:27 ), были столь значительны, что в одно время общие силы 11 колен едва могли одолеть ее ( Суд. 20 ). К южной группе колен, как было выше сказано, принадлежало и даново колено. Судьба его была довольно печальна. Даниты первоначально поселились среди уделов иудина и ефремова колен ( Нав. 19:40–46 ); но этого места для них оказалось недостаточно; к тому же здесь их сильно теснили амореи ( Суд. 1:34–35 ) поэтому часть их выселилась на север Палестины ( Суд. 18:1–2; 7–11; 20 ), так что колено даново разделилось на две части: южную и северную. Первая принимала довольно деятельное участие в политической жизни южной группы колен, и дала из себя Самсона. Вторая, занимая пограничное положение на севере Палестины, играла важную роль в качестве сторожевого поста, была, по выражению ( Быт. 49:17 ), «змеем на дороге, аспидом на пути», уязвлявшим соседних неприятелей. В истории еврейской она запятнала себя водворением открытого идолопоклонства и отделением от прочего Израиля в религиозном отношении ( Суд. 18:30–31 ). В главном городе этого колена впоследствии был поставлен Иеровоамом золотой телец, для всеобщего поклонения израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Политическое разделение евреев; группы колен; жизнь и значение каждой из них . Такое устройство общественной и государственной жизни у евреев, при национальной гордости каждого племени и вообще по свойственному евреям стремлению к разделению, представляло мало шансов на крепость государственного организма. Каждое племя, даже отдельные роды представляли как бы отдельные самостоятельный единицы и не готовы были ассимилироваться. Имея свои отдельные традиции, каждое племя готово было считать себя за центр народной жизни, и не желало жертвовать своими интересами в пользу других. Без такого самопожертвования, конечно, не могло быть взаимной солидарности и крепости в государстве. И действительно, в эпоху судей нам приходится наблюдать полную разобщенность племен, их взаимную вражду между собою. Во время Моисея и И. Навина евреи представляли из себя еще довольно крепкий народный организм. Причиной этого были главным образом внешние условия народной жизни. Общность и единство стремления – занять обетованную землю, странствующий образ жизни, существование общих предводителей и общих врагов, – все это не дозволяло коленам разъединяться между собой и располагало более или менее соблюдать общие интересы. Но когда народ занял определенную территорию, колена распределились по своим уделам, общих вождей не стало, начали у всех развиваться более или менее частные интересы: тогда опасность народного распадения, сознававшаяся еще И. Навином и современными ему старейшинами, явилась на самом деле и сделалась действительным несчастием. В самом начале эпохи судей еще видим некоторое единодушие среди сынов израилевых, собравшихся по делу вениамитян, как один человек ( Суд. 20:1 ), и свержение ига Хусарсафема совершилось, вероятно, усилиями всего народа; по крайней мере Гофониил представляется предводителем Израиля вообще, а не отдельных каких-либо колен ( Суд. 3:8–18 ), как другие судьи. Но после Гофониила политическое единство заметно ослабевает, так что Аод на войну с моавитянами зовет только ефремлян, а не всего Израиля, и, кажется, главным образом, если не исключительно, с ними и вениамитянами совершает свое дело, об участии же всего Израиля в этом деле не говорится ( Суд. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Сообщают, что здесь уже было на днях совещание у властей (какая-то агитационная антирелиг[озная] комиссия) 72 по поводу выступления о. Введенского. Высказывались (Горев), что от письма Соловья “пахнет чесноком”, что это то же, что пресловутое “письмо Зиновьева” 73 , но не зная общегосударственной точки зрения, решено подождать. К 16-му Ярославский 74 съездит в Москву и привезет последние “новости” в отношении тактики. Сообщают также, что здешний обновленческий митрополит Вениамин увольняется, чтобы очистить место для о.Введенского. Много скверного будет с его входом сюда на митрополию. И так как он по разным присутственным местам является с проектами истребления контрреволюции, то надоел (Ильин)… А тогда в отношении духовенства репрессий будет в волю... 14/27 октября Результаты обновленческого Собора, по-видимому, печальны – мир не удался; посему Введенский взял совершенно непримиримую политику, обвиняя тихоновцев в сношении с западно-европейской контрреволюцией, представил какие-то в[есьма] сомнительные документы и требовал изъятия верхушек Тихоновщины. Ему вторили другие, и, например, митр[ополит] Сибирский Петр Блинов заявил: “Нечего миндальничать с тихоновцами; их надо сжать так, чтобы сок потек...” Нечего сказать – христианское отношение!.. На Соборе только и было, что вопрос о Тихоновской контрреволюции, да о второбрачии священников… Делегация к Рыкову об уравнении обновленцев в правах с гражданами не удалась. Принял он их, по сведениям, “в совершенно частном порядке”, не как представителей Всероссийского Собора, п[отому] ч[то] на Соборе была представлена не “вся Россия”, а только одна группа…; в ходатайстве не поддержал, а против их обоснования («легальны и борются с контрреволюцией») сказал, чтобы предоставили это дело органам госуд[арственной] власти... Фиаско. Говорят, что по приезде сюда Платонов обращался к властям о захвате Троицкого и Сергиевского соборов, как и Покровской церкви, но получил отказ. Говорят, что о.Запольский 75 , стоявший на Соборе за примирение, уезжает в Киев и присоединяется к Тихоновцам. Так говорят и о Пищулине, насколько верно – не знаю. Платонов будто бы собирается ленинградским митрополитом…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Что касается отношения государственного быта во время царей к началам теократии, то в данном случае обнаруживается часто не только несоответствие таковых форм теократическим началам, но иногда даже их полное отрицание, например, в культе тельцов в Вефиле и Дане и покровительстве языческим культам, что б. ч. делалось по внешним политическим соображениям. Такое несоответствие государственного быта во время царей началам теократии, служение которым составляло историческое призвание израильского народа, было внутренней причиной падения авторитета царской власти в Израиле, хотя мысль о возможности осуществления ее по началам теократии всегда предносилась сознанию народа, особенно – пророков, у которых она нашла свое отражение в учении о Мессии. § 84. Государственное устройство после вавилонского плена до разрушения Иерусалимского храма Во время после вавилонского плена и до разрушения иерусалимского храма Титом, когда был положен конец самостоятельности израильского государства не только в политическом, а даже и в географическом отношении, государственная организация Израиля основывалась, как и прежде, на родовом начале, но государственное управление страной в разные моменты этого времени было неодинаковым. Благодаря точным родословным записям, образцы которых даны в книгах Ездры (1–2), Неемии (7, 10–12) и 1 Паралипоменон (1–11), у евреев сохранялись предания о происхождении каждого лица из известного колена, рода и племени (ср. Тов. 1:1 ; Эсф. 2:5–6 ), так что по возвращении из плена и после вторичного поселения в Обетованной земле израильтяне также делились на колена, роды, племена и семейства. Впрочем, потомки разных колен в это время были представлены в Палестине весьма неравномерно. Из вавилонского плена вышли и поселились в Палестине главным образом потомки колен Левиина, Иудина и Вениаминова ( 1Ездр. 2:1–57, 4:1 ; Неем. 7:7–63, 10:1–27; 11:4–12:1–26 ), а также нефинеи ( Ездр. 2:58 ). Что касается потомков остальных колен, входивших в состав царства израильского, большею частью выселенных в пределы ассирийского царства, то из них могли сохраниться лишь те, предки которых почему-либо не были выселены в Ассирию ( 2Пар. 30:1, 6, 10, 18, 34:6 ; Иер. 41:5–6 ) 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

22 Подобно первому, сочинение «Море небухим» было первоначально написано на арабском языке, на котором оно называется Dalalat-al-Hairin (Dux perplexorum), но потом было переведено на еврейский язык. 23 Сборником Иосифа Каро руководствуются преимущественно западные, а сборником Моисея Иссерлеса – восточные евреи. 24 См. Graetz, Geschichte der Iuden, Bb. V, VI, VII; Winter und Wünsche, Geschichte der rabbin. Litteratur wahrend des Mittelalters und ihrer Nachblüthe in der neueren Zeit, 1894, В. II. Дубнова С., Всеобщая история евреев, кн., 2-я (1905 г.) Бек С. и Бранн М., Еврейская история (переработал С. Дубнов), т. 2 (1897 г.). Munz I., Rabbi Moses ben Maimon (Maimonides), 1902. 25 Ср. отдельное издание этого трактата Маймонида, арабского текста и параллельно ему еврейского перевода Харизи, сделанное Б. Гамбургером в 1902 г. (Maimonides» Einleitung in die Mišna, 1902). 26 Auszuge aus dem Buche Iad-haghasakkah, die starke Hand, Handbuch der Religion. Nach dem Thalmud zusammengestellt von Rabbi Moscheh – ben – Maimon, gen. Moses Maimonides, aus Spanien und nach dem Gutachten der Gelehrten und Rabbinen. St. Petersburg, 1850. 27 Руководство к изучению религиозных обрядов и обычаев, по кодексу „Шулхан арух, Орах Хаим”, для еврейского юношества, составил Л. Р. Клячко, Варшава, 1897. 29 См. русский перевод описания Вениамина Туделя, сделанный в 1886 г. Марголиным. Новейшее издание этого сочинения было сделано в The Iewish Quarter l y Review за 1905 и 1906 г.г., где вместе с евр. текстом приложен перевод его на английский язык, сделанный Адлером. 30 Подробный перечень описаний Палестины см. в книге De-Wette «Lehrbuch der hebraischjudischen Archäologie», в её новейших изданиях. 31 Описания игумена Даниила и Василия Барского были изданы вновь Императорским Православным Палестинским Обществом 33 Проф. Д. А. Хвольсон: «Сборник еврейских надписей», 1884, г. 51–52. Де-Вогюэ, читавший прежде «Аравия», потом принял чтение «Товия», ср. Melanges archeoiogie orientale, 1868, р. 162. 35

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Маркел не возвращался. Он до Петербурга ехал трое суток. Часто вспоминала я о нем. И мне казалось, что в кровавых и седых туманах так же мечется он сейчас, драный и замученный, от одного врага к другому. И я попала, наконец, к «главному». Мне не забыть длинной, узкой комнаты его. Сухой, остроугольный, и без возраста. За столом. Плед на ногах. Желтая рука с перстнем спокойно и безостановочно строчит. Поднял на меня бесцветные глаза, тонкие губы чуть-чуть шевельнулись. Франц Вениаминыч — писатель и любитель музыки. — Дело вашего сына не кончено. Я подала ему письмо. Взглянул, и отложил. «Дело» Андрюши! Желтый свет лампочки, желтый пушок на руках, желтый отлив неживой кожи на лице. — Нам пишут много таких писем. Следствие продлиться еще две недели. — Но ведь он ребенок. Франц Вениаминович продолжал писать, и на мгновенье поднял глазки, но не на меня, куда-то вбок. Когда я вышла, пустота ревела вокруг вихрями — острой метелью резала глаза и щеки. «Пожалеет?» Обогнула угол здания, прислонилась к стене дома. Часовой меня прогнал. Я медленно пошла к Арбату. На Кузнецком пусто, и темно. Метель свистит. На тротуаре то наметен пласт, то ноги скользят по льду. Магазины заколочены. И шибко ветер подгоняет вниз, к Неглинной. Театр Художественный, клуб Литературный. У Никитских ворот груда камней — столовая Троицкой, да обгорелый костяк дома Коробова. Но переулок у Арбата прежний. По нем иду, как много лет назад, не думаю, ноги ведут. Забора перед мастерской уж нет. Но дверь все та же. Блок скрипит. Над притолокою голова Минервы в шлеме. — Кто там? Нет, не «весеннее видение», и не соловушка. Куски холста, торсы и ноги, кресло на вертушке, холод с антресоли — тень огромная со свечей в руке. Я поднялась наверх, нахрамывая. — Ба-атюшки мои! Александр Андреич был в тулупе, седой, всклокоченный. На столе — тарань, кусочек хлеба, полбутылки. Спиртом пахнет. — Ну вот, ну вот, ну что такое? Почему замучены, милая голова? — Что это, водка? — Не так, чтоб очень, собственного выгона… Я налила в его же рюмку, выпила.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

– Понимаете... – рассказывал он Льву Давидовичу Троцкому с недоумением. – Ведь ни говорить, ни писать не мог. Пришлось учиться заново... 84 Лев Давидович тут явно что-то путает. Ухаживавшая за Владимиром Ильичом медсестра Е.И. Фомина писала, что в ночь на 6 марта 1923 года Ленин излагал свои мысли совершенно иным стилем. – Помогите! Ах, черт! Йод помог, если это йод! 85 К годовщине же знаменитого письма о решительном и беспощадном сражении с черносотенным духовенством, словарь Ленина уже ограничивался словами: «Вот, иди, идите, вези, веди, аля-ля, гут морген». Еще иногда, неожиданно, и всегда не к месту, выскакивали слова: «Ллойд Джордж», «конференция», «невозможность»... Но так будет через год, а пока, 24 мая 1922 года, «острый гастроэнтерит» свалил Ленина, и назначенное на 26 мая заседание Политбюро ЦК РКП(б) прошло без него. Политбюро приняло предложение Троцкого поддержать раскол Церкви. Встреча Введенского с митрополитом Вениамином тоже состоялась 26 мая. К сожалению, разговор между ними происходил наедине, и никаких свидетельств, кроме «Открытого письма митрополиту Вениамину протоиерея Введенского», не осталось. «Вы ждете моего покаяния. В чем? Какова моя вина? – с истерической запальчивостью писал в своем письме Александр Иванович . – Состава преступления у меня нет, с одной стороны, а с другой, если бы и был, ваша указываемая бумага и тогда была бы неправильна с формальной стороны. Почему вы не передали меня церковному суду? Потому что вы хорошо знали и знаете, что меня не в чем обвинить. Вы мне ставите в вину то, что я – член Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви. Да, согласно резолюции святейшего патриарха Тихона от 5 мая (18 мая по новому стилю – Н.К.) мне вместе с некоторыми епископами и священниками поручено временное ведение дел Высшего церковного управления. Об этом вы знали, так как 26 мая я предъявил вам свой мандат 13 за подписью епископа Леонида и печатью ВЦУ, где говорится об этой патриаршей резолюции. Я вам указал, что подлинная резолюция Святейшего патриарха хранится в Москве в делах ВЦУ (Троицкое патриаршее подворье, 2 Троицкий переулок). И там его (кого? – Н.К.) могут видеть все желающие...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010