26 нояб. (т. к. 27 нояб., в день преставления святителя, совершается празд. иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский мон-рь). Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 дек. 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи И. из склепа на середину Тихвинской ц. 9 февр. мощи торжественно перенесли из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. С этого времени 9 февр. празднуется обретение мощей святителя. В 1807 г. в Иркутскую ДС поступил И. Попов - буд. свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», в честь к-рого при пострижении в монашество он принял имя и к-рого почитал всю жизнь. Др. известный миссионер, начальник 18-й миссии в Китае митр. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) , при постриге также принял имя в честь И. В 1863 г. обветшавший Вознесенский собор был разобран, мощи И. временно были поставлены в монастырской Успенской ц., 15 окт. 1872 г. перенесены в новый собор Вознесенского мон-ря. В сент. 1880 г. еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) обратился к архиеп. Иркутскому Вениамину (Благонравову) и настоятелю обители с просьбой передать ему в дар ветхую митру с главы святителя. Вместо нее еп. Модест заказал в мастерской екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря новую, богато украшенную митру, к-рую предлагал возложить на главу И. в благодарность за его «молитвенные пособия». В нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин с насельниками открыл раку и заменил старую митру новой, присланной из Екатеринбурга. В XIX в. мощи И. не раздроблялись. В ответ на просьбу своего друга архиеп. Владимира (Петрова) передать ему частицу мощей архиеп. Вениамин вспоминал, как при замене митры он «усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Светлой памяти отца Александра Меня Знаменитые " Откровенные рассказы странника духовному своему отцу " обычно воспринимаются как анонимное сочинение, что соответствует издательской традиции. Но недавно исследователь " Рассказов странника " отец Василий (Гролимунд) вслед за отцом Павлом Флоренским обратил внимание на письмо Иркутского архиепископа Вениамина (Благонравова), проливающее свет на вопрос об авторстве книги Предыстория письма архиепископа такова. В 1879 году из Казанской епархии в Иркутск приехал отец Михаил (Козлов), назначенный начальником Забайкальской противораскольнической миссии и настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря (с возведением в сак архимандрита). Владыка Вениамин, искавший кандидата на эту должность, остановил свой выбор на отце Михаиле, поскольку тот родился и был воспитан в среде старообрядцев, вел с ними уже несколько лет миссионерские собеседования в Казанской епархии. Прибыв в Иркутск, отец Михаил познакомил архиепископа с рукописью своей книги " Искатель непрестанной молитвы " , написанной им в бытность насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (1857-1874 годы). Спустя некоторое время владыка Вениамин послал рукопись через Бийского епископа Владимира (Петрова) в Вышенскую пустынь, своему брату отцу Феодосию с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва святителю Феофану Затворнику. Но как раз в то время, когда рукопись " Искателя непрестанной молитвы " была в пути, отец Феодосий умер (и нам остается только гадать, был ли передан святителю Феофану авторский вариант книги). Что же касается Бийского епископа, то он " Искателя непрестанной молитвы " прочитал и прислал своему иркутскому собрату суждение о книге. Архиепископ Вениамин пишет ему 18 марта 1881 года: " ... отвечу и на замечание ваше о рукописи о. архим. Михаила о непрестанной молитве. Я не нашел в ней осуждения нашей слабой молитве, и сам рассказчик обрел дух непрестанной молитвы, потому что сперва сам без руководства клал множество поклонов, а потом под руководством старца и без сомнения под действием его молитвы, которой не противился, как я, творил тысячами поклоны с Иисусовой молитвою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

Братия монастыря не случайно оттягивала возложение новой митры на главу святителя. Даже поторопившись к приезду владыки Вениамина (Благонравова), архиепископа Иркутского, наконец выполнить возложенное на них поручение, они не смогли приблизиться к раке святого угодника Божия, пораженные неописуемым страхом. И только присутствие владыки Вениамина и преподанный им братии монастыря уровень благочестия, необходимый при выполнение такой почетной миссии, смогли сделать так, что старая митра была легко заменена на новую. Из описания этого события самим владыкой создается впечатление, что он со святителем как бы на «ты». При благоговейном отношении к святому он не сомневается в правильности своих действий, не сомневается в богоугодности передачи старой митры как святыни для владыки Модеста, и его уверенность не посрамляется. Более того, то, что не заметили братия монастыря – благоухание покрова, было открыто владыке. Неубедительные аргументы настоятеля монастыря архимандрита Вениамина о невозможности заменить митру, высказанные им вначале и выглядевшие надуманными, скорее, связаны с нерешительностью и робостью этого монаха. И именно ему с братией было показано их недостоинство заменить святительскую митру, возможно, за их нерадение в этом богоугодном деле, за их сомнение в милосердии Божием, за отсутствие дерзновения. Правда, прощение они получили уже на следующий день. Мощи, к которым не дерзнули прикоснуться иноки, после революции служители безбожной власти беспрепятственно в 1921 году подвергли осквернению. 11 января 1921 года было «нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым… храм охраняется военным караулом, в марте того же года мощи увезены из Иркутска» . Обнаженные мощи святителя были выставлены в Москве на специально организованной выставке с табличкой «Сибирская мумия», а позже перевезены в Ярославль, где хранились в музее. Лишь 2 сентября 1990 года они были возвращены из Ярославля на иркутскую землю, так что в настоящее время мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском соборе Иркутска.

http://pravoslavie.ru/31015.html

В 1881 году, в год описываемого события, епископ Модест издает свой капитальный труд – «О древнейшем существовании Православия и русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привислянскаго края», посвященный русскому народу Холмской Руси, где доказывает древнее существование и Православия, и русского народа в этом крае. Владыка Вениамин так отозвался об этом труде преосвященного Модеста и о его новом месте служения: «От преосв. Модеста получил я книжку о Православии и русской народности в православном (Привислинском) крае. Книжка эта свидетельствует, что он попал совершенно на свое место. Там его родина, там воспитывался он и служил, и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжелый крест: многие ночи спать не мог от душевного беспокойства. За то Победоносцев, бывший в том краю и проведший у него в доме два дня, остался им вполне доволен и положение дела нашел совсем не таким, как передавали враги Православия» . Родом из Каменец-Подольской губернии, владыка много потрудился в разных уголках России. На всех местах своего служения преосвященный Модест оставлял о себе память как ученого и трудолюбивого пастыря, много потрудившегося для просвещения как православных, так и оказавшихся отошедшими от Православной Церкви, будь то униаты или староверы, которых возвращал в лоно Православной Церкви. Постоянно издавая свои книги по истории мест, где ему доводилось служить, владыка Модест, заботясь о просвещении, часто жертвовал эти книги монастырям, учебным заведениям, приходам. Не случайно владыка Вениамин (Благонравов), знавший преосвященного Модеста еще в бытность его ректором Иркутской семинарии (владыка Вениамин был тогда викарием Иркутской епархии), постарался выполнить просьбу владыки Модеста, фактически сводившуюся к приобретению дорогой для него святыни – митры, почивавшей долгие годы на святительской главе Иркутского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/31015.html

Митрополиты Казанские и Свияжские: Гермоген 1589–1606 Ефрем 1606–1613 Матфей 1615–1646 Симеон 1646–1649 Корнилий 1650–1656 Лаврентий 1657–1672 Корнилий 1673–1674 Иоасаф 1674–1686 Адриан 1686–1690 Маркелл 1690–1698 Тихон Воинов 1699–1724 Сильвестр Холмский 1725–1731 до 1727 года архиепископ Архиепископы Казанские и Свияжские: Илларион Рогалевский 1732–1735 Гавриил Русской 1735–1738 Епископы: Лука Конашевич 1738–1755 Гавриил Кременецкий 1755–1762 Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782 с 1775 года митрополит Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785 Амвросий Подобедов 1785–1799 Архиепископы Казанские и Симбирские: Серапион Александровский 1799–1803 Павел Зернов 1803–1815 Амвросий Протасов 1816–1826 Иона Павинский 1826–1828 Казанские и Свияжские (с 1832 года): Филарет Амфитеатров 1828–1836 Владимир Ужинский 1836–1848 Григорий Постников 1848–1856 с 1856 года митрополит Афанасий Соколов 1856–1866 Антоний Амфитеатров 1866–1879 до 1867 года епископ Сергий Ляпидевский 1880–1882 Палладий Раев 1882–1887 Павел Лебедев 1887–1892 Владимир Петров 1892 Камчатская Учреждена в 1840 году. 33   Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские: Иннокентий Попов-Вениаминов 1840–1868 с 1850 года архиепископ Вениамин Благонравов 1868–1873 Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 года): Павел Попов 1873–1877 Мартиниан Муратовский 1877–1885 Гурий Буртасовский 1885–1892 Макарий Дарский 1892 Кишиневская Учреждена в 1813 году. Кафедра в Кишиневе. Архиепископы и епископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1813–1821 Димитрий Сулема, архиеп. 1821–1844 Иринарх Попов 1844–1858 с 1845 года – архиепископ Антоний Шокотов 1858–1871 с 1861 года – архиепископ Павел Лебедев 1871–1882 с 1879 года – архиепископ Сергий Ляпидевский , архиеп. 1882–1891 Исаакий Положенский, еп. 1891–1892 Неофит Неводчиков, архиеп. 1892 КостромскаяУчреждена в 1744 году. Кафедра в Костроме. Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745 Сильверст (Сергий) Кулебяка 1745–1750 Междуархиерейство 3 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После него святительствовал Иаков Домский с 8 января 1884 г. и, наконец, вышеупомянутый исследователь инородческой жизни епископ Мелетий Якимов . Дух этих архипастырей и их доступность и готовность на всякое добро много способствовали к поддержанию власти Православной Церкви в этой области, переполненной анархией сектантства и преступности. В их дни основалась Покровская Нининская община в 83 вер. от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний Николаевский с 31 марта 1873 г., Исаакий Положенский с 30 мая 1881 г. и Тихон Донебин с 8 марта 1886 г., сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина Благонравова. Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 г. Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богодельней, больницей для духовенства епархии и школою иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881 – 3 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население – как выражался владыка – от злоумышленников против божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного. На долю же владыки Тихона Донебина выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина Добронравова по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 г, был назначен отдельный архипастырь Георгий Орлов и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 г. Первым архипастырем на эту дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта I899 г. и ныне состоит высокопреосвященный Евсевий Никольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Летом 1862 г. М. прибыл в Посольский в честь Преображения Господня монастырь . Начало его служения совпало с открытием в мае того же года Селенгинского вик-ства для обращения бурят-язычников в Православие и с назначением на должность викария еп. Вениамина (Благонравова) . В одной из первых бесед преосв. Вениамин признался М.: «Я чем больше живу, тем больше вижу, что все, что не от меня, то ко благу моему» (Письма Вениамина. 1913. С. 124, 155). В дек. 1862 г. М. был рукоположен во иерея, вскоре назначен в Селенгинское бурятское ведомство и в 3-ю конную бригаду. Через неск. месяцев молодого проповедника направили на самостоятельную миссионерскую работу в Кударинскую степную думу. Здесь он столкнулся с трудностями в деле распространения Православия среди шаманов-ламаистов и политических ссыльных, проживавших в Сибири. Скудное финансирование миссии и природные условия мешали миссионерскому служению. Положение улучшилось с учреждением Православного миссионерского об-ва: жалованье увеличилось со 150 до 400 р. в год. Из этих средств миссионеры выделяли значительную долю на разъезды по станам и улусам, на подарки новокрещеным инородцам (крестики, иконки, рубашки для крещения). В записках М. говорится и о формальном отношении христиан из числа инородцев к исполнению ежедневных молитв. Новопросвещенные христиане покупали церковные свечи для возжжения перед иконами в домах и при этом «успокаивали свою совесть тем только, что ставили свечи, но не молились». Также «крещеные инородцы не составили отдельных от язычников селений, там, если сами они не совращались в язычество, потомство их почти всегда терялось для православия» ( Вениамин (Благонравов). 1868. С. 24). Кроме того, трудноисполнимым условием подлинной христ. жизни было соблюдение постов, в т. ч. отказ от пищи животного происхождения (основу питания кочевого народа составляло мясо). В то же время М. отмечал, что инородцы охотно посещали храмы, ставили свечи, «поклонялись» иконам, заказывали для них оклады, во время крестных ходов носили хоругви. Одним из любимых святых был свт. Николай Чудотворец, образ к-рого имелся почти в каждой юрте у забайкальских бурят; почитаемый ими «цаган-убугун» (седой старец) изображался в традициях буддистской школы (созерцающим путешественником), но не в позе «лотоса», а с посохом странника.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

22 апреля 1858 года он был назначен ректором во вновь открытой Томской духовной семинарии, где он должен был заняться устройством нового учреждения. 23 августа 1861 года назначен ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. С этих пор его деятельность была неотрывно связана с Сибирскими и Дальневосточными миссиями. Под руководством владыки Вениамина Забайкальская миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности. Его шестилетние миссионерские труды здесь возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православию 2000 язычников (бурят и тунгузов), несмотря на великие препятствия с разных сторон. Иной источник добавляет, что за это время он также крестил 4000 корейцев проживавших в районе Владивостока. 18 марта 1868 года был назначен епископом Камчатским. 4 июня 1868 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. В 1870 году, продолжая трудиться на Дальнем Востоке, он открыл в Благовещенске новую духовную семинарию. 31 марта 1873 года назначен епископом Иркутским. В течение 16 лет управления ей он обратил к православию до 30000 бурят. В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят. Помогал Японской Православной миссии, предоставив ей пособие. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа, а в конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Посвятил немало трудов исследованию вопроса о состоянии сибирского ламаизма и других верований инородцев. Его отчеты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской Церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Ваше благочестивое чувство, уготованное для молитвы, да простит безвременность слова о безвременном деле: не будь последнего, не было бы, конечно, и первого. Ведаем, что нет возможности возвратить то, что уже прошло; но знаем также, что не миновала возможность предотвратить повторение совершившегося, если только с вашей стороны будет явлено сочувствие к слову и посильное содействие делом. Преставльшийся архипастырь родился на юге России. Род его принадлежал к сословию славного воинства Донского. Из предков и сродников его некоторые служили верой и правдой царю земному на воинском поприще, а иные были служителями Церкви. Родитель его был чтецом одной из станичных церквей. Лишившись жены, чтец Стефан Иванович не захотел вводить в дом свой другой матери для детей своих, но решился оставаться во вдовстве, отдав все свои заботы приобретению средств для воспитания трех своих сыновей. Из них воспоминаемый нами архипастырь, до монашества Иван Степанович Петров, был старшим. Все три сына чтеца Стефана Ивановича, впоследствии иерея, окончили курс учения благоуспешно: двое – в Духовной семинарии, а старший поступил в Киевскую академию, где принял монашество с именем Владимира и рукоположен был в иеромонаха. По выходе из академии, со степенью магистра богословия, иеромонах Владимир был назначен на должность преподавателя в Орловскую семинарию и там обратил на себя внимание архипастыря, поручившего ему составление статистического описания монастырей Орловской епархии. Но Промысл Божий не угаданными избранником Его путями вел сего к высокому служению. Преподаватель иеромонах Владимир из Орла переведен был в одно из отдаленнейших мест Сибири – в Иркутскую семинарию, дабы он там, при раке нетленно почивающего святителя Иннокентия Иркутского, проповедника веры во языцех монгольских, своими ушами услышал и лично узнал о деятельности сибирского миссионерства. После сего он переводится в менее отдаленное место Сибири – на должность инспектора новооткрытой Томской семинарии. Почти одновременно с ним назначен был ректором этой семинарии архимандрит Вениамин (Благонравов) , впоследствии миссионер забайкальский и именитый архиепископ Иркутский. Ректор Вениамин и инспектор Владимир для новой Томской семинарии были как отец с матерью, характером своим восполняющие один другого: один – отеческой строгостью, другой – материнской нежностью. В питомцах своих они оставили благодарное воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

742 Первая публикация этого произведения под именем автора состоялась в 1992 г. в парижском журнале «Символ». 743 Отец Михаил, в миру Макарий Косьмич Козлов, родился в 1826 г. в семье старообрядцев-беглопоповцев Смоленской губернии. Достигнув совершеннолетия, юноша Макарий переживает духовный кризис. Он начинает сомневаться, является ли истинной Церковью старообрядческая община, в которой он с рождения был воспитан, и в двадцать лет решает присоединиться к Православной Российской Церкви. После столь решительного шага Макарию не удаётся ужиться со старообрядцами в родном городе, он покидает его в 1854 г. и поступает послушником в Климовский Покровский монастырь Черниговской епархии. В тридцатилетнем возрасте Макарий отправляется на Афон в Русский Пантелеимонов монастырь, где был по стрижен в рясофор с именем Мелетий. В 1860 г. по поручению монастыря Мелетий на шесть лет уезжает в Россию, где собирает пожертвования в пользу обители, издаёт книги, а также совершает путешествие в Иркутск. По воз вращении на Афон Мелетий тяжело заболевает и 29 октября 1866 г. принимает малую схиму с именем Михаил. В 1867 г. – первой половине 1868 г. он, выздоравливая, пишет книгу «Искатель непрестанной молитвы». В 1874 г. инок Михаил, известный миссионерскими трудами среди старообрядцев, прибывает в Казанскую епархию по приглашению архиепископа Антония (Амфитеатрова) , нуждающегося в опытном проповеднике для своей епархии. Вполне возможно, что во время одной из поездок по епархии отец Михаил встречался с уже знакомым ему по Афону настоятелем Черемисского монастыря 744 игуменом Паисием (Федоровым), также иногда упоминаемым под именем Паисия Саровского. В 1879 г. отец Михаил направляется Синодом в Забакалье под начало архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) 745 и епископа Селенгинского Мелетия (Якимова) , где продолжает заниматься обращением старообрядцев. 746 Прибыв в Иркутск, отец Михаил ознакомил архиепископа Вениамина с рукописью своей книги «Искатель непрестанной молитвы». Спустя некоторое время владыка послал рукопись в Вышенскую пустынь своему брату отцу Феодосию 747 с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва епископу Феофану Затворнику .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010