Глава 1 Долго подготовлявшийся факт разделения общееврейского царства на два царства, наконец, совершился. С бурными кликами злобы и негодования: «какая нам часть в Давиде?... теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар.12:16 ) Израиль отделился от Иуды. Из общего достояния народа законному преемнику Давида и Соломона достается в удел лишь колено иудино и вениаминово с небольшим коленом дановым и с еще меньшим, как бы, расплывшимся среди двух первых, коленом симеоновым, т.е. из небольшой и без того общееврейской территории на долю царства иудейского достается едва треть ее. Несколько увеличивают численность его население переселившиеся, вскоре за разделением, из царства израильского левиты ( 2Пар.11:13–14 ); но и за всем тем «весь сонм Иудин и хоругвь Вениамина», т.е. возможно полный комплект способных носить оружие не превышает 120 (или 180 по александрийскому тексту) тысяч человек ( 3Цар.12:21 ; 2Пар.11:1 ). С этими-то силами и должно было начать свою историческую жизнь юное царство иудейское среди уже известных нам соседних народов палестинских, из которых идумеяне и аммонитяне, покоренные еще Давидом, были в зависимости от него, и новых, до времени Иосафата, соседей-врагов, израильтян 51 . Недостаточность таких сил сознает до некоторой степени и Ровоам, первый царь иудейский, направляя свою деятельность отчасти и на укрепление внешних границ своего царства ( 2Пар.11:5–13 ); воочию убеждало в ней самих иудеев нашествие Сусакима египетского, случившееся на пятом году самостоятельной жизни юного царства ( 2Пар.12:1–5 ). Весьма важное по своим последствиям политическим, событие разделение общееврейского царства на два царства не вносило каких-либо существенных изменений относительно факта избрание этого народа в «собственный» народ Иеговы, – мало того, событие это, можно сказать, было новым избранием среди уже избранного народа: «от Мене бысть глагол сей» ( 3Цар.12:24 ). Те общие требования, которые предъявлялись к избранному народу самим его избранием, должны были оставаться в полной силе и непоколебимости; а те обстоятельства, которые являлись естественными последствиями разделения, даже обязывали этого нового избранника к строжайшему исполнению их и служили в свою очередь к более легкому и успешному осуществлению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личность эта доселе еще не выяснена окончательно. По мнению одних ученых, он был одним из фараонов 22 династии 59 , по мнению других, он был только полководцем египетским 60 ; в «Начертании церковно-библейской истории» он предположительно называется «царем мадиамским» 61 ; одни отождествляют его с Озорконом 1-м (египетск. фараоном), другие отрицают это 62 ; в генеологических таблицах Бубастов или Бубаститов этот Озоркон следует непосредственно за Шешонком 1-м (библейским Сусакимом), хотя и не как его сын 63 . На основании всех этих мнений, за исключением мнение автора «Начертания», высказанного, вдобавок, предположительно, вполне можно признать, что деятельность этого Зарая связана с Египтом и его историей; положение же его там и национальность остаются пока еще спорными, хотя ничто не препятствует видеть в нем фараона хотя бы и ефиоплянина по своему происхождению; сомневаться в возможности такого предположения нет достаточных оснований, так как, по Монефону, в 25 династии египетских фараонов были три фараона-ефиоплянина, одного фараона-ефиоплянина называет и Геродот 64 . Поход его против царства иудейского в библии, подобно походу Сусакима, стоит вне всякой связи с современными и предшествовавшими ему историческими событиями. О нем говорится только, что «было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых» и непосредственно за этим говорится: «И вышел на них Зарай, Ефиоплянин» ( 2Пар.14:8–9 ). Неясность мотивов этого похода очевидна; признание его событием ex abrupto невероятно. Грэтц объясняет этот поход союзничеством Египта с Ваасой израильским, находившемся в борьбе с Асой иудейским 65 ; предположение очень вероятное, но и помимо, его поход этот объясняется очень легко из современных ему обстоятельств. При Ровоаме египетский фараон вторгается в пределы царства иудейского, грабит Иерусалим и делает иудеев своими данниками. Продолжающаяся борьба с царством израильским и отпадение подвластных иудеям филистимлян и идумеян 66 мешают Ровоаму освободиться от зависимости от Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Здание бывшей Благовещенской духовной семинарии (ныне Аграрный Университет) Благовещенская духовная семинария (недейств.) Духовная семинария в городе Благовещенске была открыта епископом Камчатским Вениамином (Благонравовым) согласно определению Святейшего Синода от 17 июня 1870 года о переводе в Благовещенск Якутской духовной семинарии . Получив наименование Благовещенской духовной семинарии, она была соединена с духовным училищем и размещена в ветхом деревянном здании, требовавшем постоянного ремонта. Первоначально в духовной семинарии было три семинарских и два училищных класса с двухгодичным курсом обучения. 6 июня 1882 года на самом высоком месте города было заложено новое трёхэтажное здание с четвертым подвальным этажом. Первое трехэтажное здание в Благовещенске построено и освящено в 1885 году. В 1891 году духовную семинарию посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович Романов . К началу XX века духовная семинария имела постоянный преподавательский состав. Преподаватели семинарии работали и в училище по взаимному соглашению. Все семинаристы делились на казённокоштных, т.е находящихся на полном казённом обеспечении и своекоштных, кто платил за себя сам. В 1915 году в саду семинарии была построена одноэтажная кирпичная больница. 27 февраля 1918 года расстреляна из пулемётов красноармейцами, разграблена и закрыта. Здание обращено в арестантский дом для суда и заключения. В марте месяце этого же года все постройки и здания семинарии были отданы под казармы красногвардейцам. Здесь же располагался военный лазарет, больница, содержали продовольственные запасы. Летом 1918 года перешло в ведение комиссариата земледелия и народного хозяйства. В 1920-е годы в этом здании - Амурский индустриальный техникум и художественно-промышленное училище, в 1930-е - автодорожный техникум.

http://drevo-info.ru/articles/28042.html

Духовник. Если почитать перечисленные тобой высказывания в их контексте, то обнаружится, что в них нет прямых рекомендаций относительно руководства этой книгой в упражнении молитвой Иисусовой. Ведь, хотя св. Алексий (Мечев) и считал, что это «хорошая книжка», однако не предлагал ее в качестве руководства в деле Иисусовой молитвы, как это видно из дальнейшего его наставления: «Книжку прочтите и молитву Иисусову говорите. Говорите ее просто, во всякое время, сколько сможете за день… Только смотрите, совсем-совсем просто». 93 Видимо, она в его понимании служила лишь вдохновением на делание молитвенное. И архиепископ Вениамин (Благонравов) рекомендовал «всем, особенно монахам, читать рассказы странника», но целью знакомства с этой книгой он поставлял вовсе не руководство ею, а смирение, рождаемое от сознания того, «как далека моя молитва от настоящей». 94 Единственный, пожалуй, пример непрелестного руководства обсуждаемой нами книгой являет нам афонский монах Никодим Карульский , который и сам учился по «Страннику», 95 и советовал ее другим. 96 Но и такое руководство, как это видно из оставшихся записей – как его, так и его старца – не обошлось без корректировки святоотеческими советами. Священник. И в чем же состояли корректировки? Духовник. Сейчас у меня нет возможности это показать за неимением под рукой нужных записей, а вот при следующей нашей встрече это вполне можно было бы сделать – тем более, что нам уже пора идти к вечерней службе. Священник. Батюшка, благодарю вас за столь содержательную беседу. Мне хотелось бы еще многое уточнить относительно традиций исихазма, обсудить книги соответствующей тематики и прояснить некоторые аспекты учения об Иисусовой молитве. Очень надеюсь, что вы мне в этом не откажете. Духовник. Обязательно обо всем этом поговорим, ибо мне самому тема сия весьма любезна. Священник. И это чувствуется – хотя бы из того, насколько подробно и основательно вы давали ответы на мои простые, казалось бы, вопросы. Духовник. Будем считать, что договорились, а теперь идем в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Священник. Кстати, именно эти святоотеческие предостережения меня в свое время здорово отрезвили, и я боюсь даже представить, каких «высот» я бы сегодня достиг, молясь по «Страннику». Духовник. И слава Богу, что ты вовремя встретил эти наставления, ибо «Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, а приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения,... Они сперва научают обуздывать нечистые стремления нашего тела, соделывать его легким, способным к духовной деятельности; потом обращаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, живо изображенного в Евангелии. С исправлением ума святые Отцы заботятся о исправлении сердца, о изменении его навыков и ощущений». Это страстность наша и, в особенности, «тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще неспособен по нечистоте своей, и за недостижением истины сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные, ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все, незаконно подвизающиеся, находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг. На них-то с жадностью кидается, их-то проповедует преимущественно святыми и духовными, достойными стоять возле св. Писания слепотствующий и гордый мир, признающий себя просвещенным в высшей степени, и потому не нуждающимся держаться неотступно преданий Восточной Церкви». 90 Священник. Постойте! А как быть с рекомендациями «Рассказов странника» учителями именно Восточной Церкви? В первую очередь, я имею в виду, св. Алексия (Мечева), который говорил, что это «замечательная книжка», 91 а в «Приложении» к ней до сих пор перепечатываются слова архиепископа Вениамина (Благонравова) , рекомендующего «всем, особенно монахам, читать рассказы странника». 92

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Однако для нас важно отметить, что такого рода идеализация не предполагает стремления радикально изменить мировоззренческий фундамент и образ жизни обращаемого народа. Исходя из анализа текстов еп. Дионисия (Хитрова), мы можем предположить, что для него принятие христианства разнообразными племенами и народами Восточной Сибири подразумевает не утрату их этнической идентичности и присоединение к более развитому в религиозном отношении (что, в общем, для него совсем не очевидно) русскому народу, а, скорее, переход на более высокую ступень развития этноса. Образно говоря, еп. Дионисием подразумевалось не превращение тунгуса (якута, юкагира) в русского, а превращение тунгуса-язычника в тунгуса-христианина, якута-язычника — в якута-христианина и т. п. Что касается тех элементов этнической культуры, которые Ф. Барт определяет как «внешние маркеры», то самый важный из них, несомненно, — родной язык. Епископ Дионисий в своих сочинениях неоднократно говорит о чрезвычайной важности совершения богослужения на якутском языке, понятном всем жителям тамошних мест, включая большинство русских. Обращаясь к священнослужителям епархии на открытии Комитета Православного миссионерского общества, он напоминает: «На вас, отцы и братия, лежит святая обязанность все богослужения для инородцев совершать на понятном для них языке, по крайней мере для якутов всегда по-якутски» [ Дионисий 2013а, 439–440 ]. Не только богослужение, но и образование местных жителей, по мнению епископа, должно быть на местных языках. «На нас лежит обязанность с большей ревностью заняться переводом для них полезных и назидательных книг» [ Дионисий 2013а, 440 ]. Свое общение с паствой владыка с первых лет служения стремится строить не только на их родном языке, но и максимально приближенно к обстоятельствам жизни пасомых: «Тунгусы были очень тронуты моей речью, тем более что она совершенно приспособлена была к их состоянию и образу жизни» [ Дионисий 2013б, 90 ]; «Все доказательства и обличения заимствованы были из якутского образа жизни, и во всем речь приспособлена была к обстоятельствам туземцев и к их суеверным обычаям» [ Дионисий 2013б, 113 ]; «проповедь была очень совместима с их понятиями и образом жизни, а потому часто они прерывали меня приведением примеров из собственной жизни» [ Дионисий 2013б, 253 ].

http://bogoslov.ru/article/6177768

С другой стороны, к обрусению инородцев и к сближению раскольников с современным православным обществом, необходимо и для них правильно, в этих видах, поставленное просвещение. Главным условием такого образования должно быть то, чтобы оно было общее для всего русского народа образование, без всяких исключений для инородцев и раскольников. Особое образование, с исключительными льготами и почтительными отношениями к инородцам, поведет только к развитию в них национального самосознания и еще к большему отчуждению от русских. Пора перестать смотреть на них, как на детей, нуждающихся в поблажках. Вредные последствия таких исключительных отношений к инородцам, мы сами видели на сибирских инородцах, получивших высшее образование. Если принятием православия, заранее не входили они в русскую семью, из них выходили не только не полезные, но положительно вредные люди и в общественном, и политическом отношении. К сближению раскольников с православными общее образование еще необходимее. Так как, Россия не может вернуться ко временам царя Алексея Михайловича, для примирения раскольников с православной церковью, то попятно, что для этого нужно самих раскольников поднять в образовании до уровня православного общества. Либеральная пресса и в этом отношении винила правительство, что будто бы оно отказывало в общем образовании раскольникам, жаждущим такого образования. Не знаем, где открыты ей такие раскольники и как велико число их; но мы имеем пред глазами следующий факт. Бывший забайкальский губернатор Е. М. Жуковский, открывший школы почти по всем деревням в Забайкалье, сколько ни бился с раскольниками, число которых там свыше сорока тысяч, не мог открыть у них ни одной школы, хотя бы для обучения одному чтению и письму. Что общее образование имело бы важное значение в деле примирения раскольников с церковью, доказательством может служить то, что раскол не прививается к православному населению там, где оно живет новой жизнью. Например, там же за Байкалом, пропаганда раскола между православным населением не имеет никакого успеха, потому что сибиряк в обыденной жизни гораздо развитее великоросса средних губерний и всего менее способен возвратиться к старине, в которой живут его соседи раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Более ста лет русское правительство писало законы для ограничения ламства, и все они оставались без исполнения, и даже как будто назло, чем больше правительство хлопотало об ограничении лам и их идолопоклонства, тем больше они усиливались. Причина понятна. Как бы правительство ни награждало лам и как бы пи усиливалось дать лучшую организацию их суеверному служению, они не могут не понимать, что их суеверие не может составлять предмет забот правительственных ни в гражданском, ни тем более в религиозном смысле, как религия, чуждая для правительства. Потому, внутренне сознавая незаконность своего суеверия в христианском государстве, они как бы чутьем понимают, что вмешательство в него христианского правительства со своим законодательством совсем неуместно. Тут возможно одно только: совсем не мешаясь во внутренние дела идолопоклоннического суеверия, стараться уничтожать внешние зловредные действия его. Всякое вмешательство во внутренние дела суеверия, как бы оно покровительственно ни было, всегда будет казаться подозрительным и потому, как показывает опыт, только ведет к неприязненным столкновениям и раздражению. В частности, ныне существующее положение о ламайском духовенстве, давши верное обеспечение ламам и их суеверию, для ограничения их и не сделало ничего, кроме голословных постановлений: потому что наблюдение за исполнением ограничений поручено самим тем, которым предписывают ограничения. Все показанные ограничения касаются главным образом хамбо-ламы и ширетуев, по им-то именно и поручено наблюдение за исполнением положения, под непосредственным начальственным надзором генерал-губернатора Восточной Сибири. Местные гражданские начальства наблюдают за исполнением его только по указаниям или руководству генерал-губернатора. Да едва ли бы и повело к чему строгое наблюдение за исполнением положения, когда за все преступления против него полагается обращение в мирское состояние! Если, например, какой-нибудь инородец незаконно принял на себя звание ламы, то какая потеря для него оставить то, что ему не принадлежало? Но значит ли это наказывать вора только отнятием украденного? При том наказание лишением жреческого звания не дает ли право буряту рассуждать, что само правительство чтит жрецов, когда лишение сего звания, или, как говорится в положении, духовного сана почитает наказанием?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

С 1825 г. начались новые предположения и постановления относительно ограничения числа лам и кумирен. Постановления и штаты несколько раз изменялись, а ламы на свободе все множились и множились: в 1825 г. их было 2,632, a в 1842 г. уже 5,545. Наконец в 1853 г. составлено «Положение о ламском духовенстве в восточной Сибири», хотя, вследствие высочайшей конфирмации 15 мая, не внесенное в свод законов, но доселе считающееся законом для ламского суеверия в Сибири. Вникая в содержание его и соображаясь с последствиями введения его, обнаруживающимися на деле, нельзя не признать, что оно составлено более в духе покровительства ламскому суеверию, чем напротив. Во-первых, введением положения о ламайском духовенстве правительство приняло на себя обязанность содержать все жреческое сословие в таком довольстве, какого не имеет христианское православное духовенство. Хамбо-ламе дано правительством на содержание 500 десятин земли и законом обеспечена десятая часть доходов от всех 34 дацанов; ширетуй (настоятель дацана) получает 200 десяти и земли и пятую часть доходов от своего дацана; каждый лама получает по 60 десятин земли и известную часть доходов; бандии (вроде наших пономарей) по 30 десятин и свою часть из доходов, и даже ховараки (ученики) по 15 десятин земли. Денежные доходы лам, но положению, составляются из добровольных приношений мирян, от продажи бурханов, образов, молитв, поясов и других предметов церковных ( sic! ), и от продажи хозяйственных произведений. Что еще получают ламы от невольных приношений бурят и от сборов по раскладке на общественников, хотя бы они были христиане, по приказанию языческого начальства, о том говорить здесь не место, хотя и к этим злоупотреблениям отчасти подает повод то же положение. Но что и самая земля в Сибири имеет цену, доказательством служит надел второклассных православных монастырей 60 десятинами н длинная переписка о наделе православных причтов 55 десятинами. Наконец в силу положения о ламском духовенстве, все ламы освобождены от всех повинностей, и сверх того стали награждаться золотыми и серебряными медалями и даже орденами, не за какие-нибудь гражданские заслуги, а единственно за исполнение своих идолослужебных обязанностей, или, как объясняли мне сами ламы, за твердость в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Ошибка эта требует немедленного исправления приведением лам в то положение, в каком они находятся в Китае, и отчасти у наших астраханских калмыков. Ни в Китае, ни у калмыков ламам не усвояется никаких треб, и за выходом из дацана на одну ночь в Китае лама жестоко наказывается телесно, а у наших калмыков за выход без письменного вида от настоятеля лишается ламства. Вход в дацаны мирянам, по крайней мере женского пола, в Китае решительно возбранен с определением жестокого наказания ламе, допустившему женщину. Само собою понятно, что такая строгость против общения лам с мирянами в покровительствующей им языческой империи, происходит не от нетерпимости, а для охранения правила Будды Шигмуни. Мера эта, как требуемая самыми правилами суеверия, и должна послужить той цели, и которой более ста лет напрасно стремилось правительство, – т. е. к ограждению народа от вредного влияния ламства. Ропота на нее со стороны лам не должно быть потому, что она есть требование ламского устава, а народ и сам не пойдет в ламские дацаны, потому что он и теперь не ходит туда. Он не обращался бы к и им и за требами, если бы сами ламы не навязывались к ним с ними. Если же кто из инородцев, не живя в дацане, стал бы совершать ламские гурумы, брить голову и носить ламскую одежду, такого немедленно выселят в дацан. Примечание. Воспрещение выходить из дацана может показаться вредным для хозяйства лам, на счет которого они должны нести все повинности. Но, во-первых, они и теперь при полной свободе ничем не занимаются, потому что степное скотоводство не требует ничего кроме найма пастуха; во-вторых, считается же возможным для лам в Китае и у астраханских калмыков жить постоянно в дацане и заниматься скотоводством на общественных землях вместе с другими калмыками. Наконец, чтобы законные постановления для лам не оставались мертвой буквой, подчинивши лам степным думам и инородным управам наравне со всеми инородцами, необходимо изменить и личный состав самой инородческой администрации. Доселе христиане-инородцы в тех местах, где господствует ламство, не допускались к выборам на общественные должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010