Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1.01.1909, С.-Петербург - 25.03.1989, Ярославль), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог. Из дворянской семьи старинного аристократического рода. Отец был действительным тайным советником, служил в Адмиралтействе. В нач. 1917 г. из-за его тяжелой болезни семья переехала в Крым. После кончины отца в июне 1919 г. Константин Вендланд пережил душевный перелом; стал прислуживать в алтаре Вознесенского храма в Ливадии. Осенью 1921 г. вернулся с семьей в Петроград. В 1925 г. окончил школу 2-й ступени и поступил в Ленинградский горный ин-т. Еще будучи студентом, был принят в 1928 г. на должность научного сотрудника Геологического комитета. Одновременно посещал занятия в Богословско-пастырском уч-ще, находившемся тогда при русско-эст. церкви Ленинграда. Сблизился с зав. училищем архим. Гурием (Егоровым ; впосл. митрополит). Присоединился к Александро-Невскому братству, стал внештатным псаломщиком Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры. Наместником лавры Лужским еп. Амвросием (Либиным) за труды в киновийном храме был посвящен во чтеца. С 1930 г., по окончании горного ин-та, работал инженером-геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1932 г. вернулся в Ленинград, был принят научным сотрудником в Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный ин-т. В авг. 1933 г., после встречи с освободившимся из заключения архим. Гурием (Егоровым), К. Вендланд переехал в г. Бийск - место его ссылки, где устроился работать в краеведческий музей. В дек. того же года стал ассистентом кафедры петрографии геолого-разведочного фак-та Среднеазиатского индустриального ин-та в Ташкенте. Переехал вместе с архим. Гурием, около к-рого в Ташкенте сложилась в традициях Александро-Невского братства община его духовных детей, в числе к-рых были 2 сестры К. Вендланда и А. Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/469464.html

С мая 1961 г. издание было возобновлено на нем. языке (Stimme der Orthodoxie) уже как орган Среднеевропейского Экзархата МП с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь - с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». Одновременно ставилась задача «укреплять контакты со всеми христианскими церквами и религиозными организациями». С марта 1990 г., после упразднения экзархата, журнал издается Берлинской епархией. В 1961-1992 гг. выходил ежемесячно, с 1993 г.- ежеквартально. Главными редакторами были: в 1961-1962 гг. М. А. Добрынин, в 1962-1963 гг. игум. Иувеналий (Поярков ; впосл. митрополит Крутицкий), в 1963-1966 гг. Г. Ф. Троицкий, в 1966-1971 гг. К. М. Комаров , в 1971 2-12) прот. Е. Мисиюк, в 1972-1976 и 1986-1987 гг. свящ. (прот.) М. Турчин, в 1976-1977 гг. свящ. В. Фонченков, в 1977-1986 гг. прот. Г. Яблонский, с 1987 г. по наст. время. прот. В. Иванов. Все редакторы были и авторами журнала, нек-рые из них опубликовали десятки своих статей, проповедей и заметок. Значительная часть публикаций как офиц. раздела, содержащего документы общецерковного и местного значения, так и др. разделов (богословский, церковно-исторический, проповеднический, «Духовные школы», «Из жизни Среднеевропейского Экзархата», «Христиане и защита мира», «Хроника») переводилась из «ЖМП», «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и др. изданий, в т. ч. дореволюционных. Печатались переводы из святоотеческих творений, аскетических трудов и проповедей почитаемых рус. подвижников, богословов, в т. ч. ХХ в. и рус. зарубежья. Из авторов 2-й пол. XX - нач. XXI в. в «Г. П.» печатали богословские, духовно-назидательные статьи и проповеди с 1962 г. Берлинский архиеп. Иоанн (Вендланд) , Можайский архиеп. Леонид (Поляков) , Ставропольский еп. Михаил (Чуб) , Н. Д. Успенский , с 1963 г. игум. Иоанн (Снычёв; впосл. митрополит С.-Петербургский), прот. А. Ветелев , А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ), с 1964 г. Берлинский архиеп. Киприан (Зёрнов) , архим. Филарет (Вахромеев ; впосл. митрополит Минский), прот. А. Мень , К. Е. Скурат , с 1966 г. Тихвинский еп. Михаил (Мудьюгин) , Саратовский еп. Пимен (Хмелевский) , прот. Л. Воронов , с 1973 г. свящ. А. Просвирнин (впосл. архим. Иннокентий ), с 1974 г. прот. В. Сорокин , с 1980 г. Таллинский митр. Алексий (Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), архим. Георгий (Тертышников) , А. И. Осипов , с 1987 г. Берлинский архиеп. Герман (Тимофеев) , Сан-Францисский еп. Василий (Родзянко) , архим. Августин (Никитин) и др.

http://pravenc.ru/text/165295.html

5 июля 1961 г. определением Синода РПЦ Н. был назначен на Костромскую кафедру, на к-рой перед этим за короткий срок сменилось уже 3 архиерея. 10 авг. 1961 г. в московском Богоявленском Елоховском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Ярославский и Ростовский архиеп. Никодим (Ротов), Среднеевропейский еп. Иоанн (Вендланд; впосл. митрополит) и Подольский еп. Киприан (Зёрнов) хиротонисали Н. во епископа Костромского и Галичского. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Костромской обл. сообщал о начальном периоде управления Н. епархией: «С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 5. Д. 44. Л. 26-27). Служение Н. на Костромской кафедре совпало с антирелигиозной кампанией, развернувшейся во время правления Н. С. Хрущёва. Н. писал об этом периоде в своих воспоминаниях: «В те годы в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Н. упорно боролся за сохранение действующих церквей, умело вел переговоры с представителями местных властей, не поддаваясь их давлению. Благодаря его усилиям в 1961-1964 гг. в Костромской обл. было закрыто только 4 храма (для сравнения - в соседней Ивановской обл. в это же время было закрыто 12 церквей, в Кировской обл.- 40). В целях спасения уже готовившегося областными властями к сносу древнего костромского Воскресенского храма на Дебре Н. принял решение о преобразовании его по согласованию с Советом по делам РПЦ в кафедральный собор вместо Иоанно-Златоустовского храма. Н. пошел на это, будучи уверен, что отстоять расположенный в центральной части города Иоанно-Златоустовский храм верующим будет легче, чем находящуюся на окраине Воскресенскую ц.; впосл. так и случилось. Также в это время Н. отклонял все требования властей о передаче в гос. музей чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская».

http://pravenc.ru/text/2565594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Хархаров), архиеп. Ярославский. Фотография. Нач. 2000-х гг. (Хархаров Александр Александрович; 6.03.1921, Петроград (ныне С.-Петербург) - 22.10.2005, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Из семьи потомственных ремесленников, мастеров серебряного дела. Отец, владевший до Октябрьской революции ювелирной мастерской, скончался вскоре после рождения Александра; вдове пришлось одной воспитывать 5 детей. В 1925-1930 гг. жил в детском доме (детской трудовой колонии) «Красные зори» под Петергофом. В 9 лет вернулся в семью, учился в 1-й образцовой школе Дзержинского р-на Ленинграда. Стал прислуживать в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а затем в Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры, где познакомился со служившим там внештатным псаломщиком К. Н. Вендландом (впосл. митр. Иоанн (Вендланд) ) и под его влиянием вступил в Александро-Невское братство. С 1938 г. А. Хархаров, не окончив школы, начал работать счетоводом. В июне 1939 г. он встретился с прибывшим на короткое время в Ленинград из Ср. Азии архим. Гурием (Егоровым ; впосл. митрополит) и выразил желание присоединиться к общине его духовных детей. В том же году переехал в пос. Беш-Бала близ г. Ферганы Узбекской ССР и стал членом общины архим. Гурия. Посещал богослужения в тайном храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По настоянию архим. Гурия окончил в 1940 г. в Фергане 10-летнюю школу и поступил в Ташкентский медицинский ин-т. Весной 1942 г. был призван на военную службу. Воевал в частях связи, был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После демобилизации поступил в апр. 1946 г. послушником в возрожденную Троице-Сергиеву лавру, где наместником в то время был архим. Гурий (Егоров), стал его келейником. После хиротонии архим. Гурия в авг. 1946 г. во епископа Ташкентского и Среднеазиатского А.

http://pravenc.ru/text/2563838.html

Был женат на дочери своего первого духовника Лидии Владимировне Амбарцумовой (1922-2010, в 2009 пострижена в монашество с именем Георгия). В их семье было 6 детей. Двое из сыновей К. стали священниками, младшая дочь - настоятельницей мон-ря. В 1946 г. К. познакомился с иером. Иоанном (Вендландом ; впосл. митрополит), геологом и тайным священником, незадолго до того вышедшим на открытое служение, стал его духовным сыном. В Москве члены семьи К. были прихожанами ц. во имя прор. Илии (Обыденной), в период заграничного служения митр. Иоанна обращались за духовным руководством к прот. Александру Егорову. 12 февр. 1972 г. Ярославский и Ростовский митр. Иоанн (Вендланд) рукоположил в Ярославле К. во диакона, а 19 марта того же года - во иерея. Служение К. проходило втайне от властей. Если бы он открыто заявил о своем священничестве, то не мог бы получить необходимую по советскому законодательству регистрацию у уполномоченного Совета по делам религий . С этого момента в течение 18 лет К. служил ежевоскресные и праздничные литургии, а также окормлял узкий круг духовных детей в своей квартире в районе метро «Речной вокзал». Здесь же совершались тайные венчания и крещения. На богослужениях К. поминал патриарха Московского и всея Руси и митр. Иоанна (Вендланда), т. е. с церковно-юридической т. зр. в его доме действовал незарегистрированный (нелегальный) приход РПЦ. В июне 1987 г. К. перешел на должность профессора-консультанта ВНИГНИ и стал обдумывать пути для выхода на открытое церковное служение, что стало возможным после изменения отношения советского гос-ва к Церкви. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Прот. Глеб Каледа в домашней церкви. Фотография. 1991 г. Со 2 окт. 1990 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. открыто служил в ц. во имя прор. Илии (Обыденной) в Москве. В том же году на учредительной конференции Союза правосл. братств К. изложил свою концепцию правосл. просвещения. С 1991 г. являлся зав. сектором просвещения и катехизации Отдела религ.

http://pravenc.ru/text/1319945.html

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Особое место в творчестве И. занимала тема рус. святых. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. по благословению священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». И. создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 г. 1-я икона нового извода была освящена свт. Афанасием после малой вечерни в канун Недели Всех святых, в земле Российской просиявших; служба проходила с участием хора ц. свт. Николая в Клённиках в домовом храме иером. Троице-Сергиевой лавры Иеракса (Бочарова) в г. Лосиноостровском Московской обл. Этот образ стал келейной иконой свт. Афанасия, которую он завещал передать в ТСЛ (в наст. время в Троицком соборе лавры). В 1954 г. икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной свт. Афанасием Службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором ТСЛ (ок. 1955 для этого придела И. написала творческую копию первообраза; хранится в ризнице ТСЛ). В кон. 30-х гг. И. выполнила еще один список Собора русских святых для архим. Гурия (Егорова) (до 80-х гг. образ находился у митр. Иоанна (Вендланда)), а в сер. 50-х гг. по ходатайству свт. Афанасия и по просьбе старосты исп. Георгия Седова - для Воскресенского собора в Тутаеве (в наст. время образ хранится в соборе). В нач. 60-х гг. подобная икона написана для митр. Нестора (Анисимова) (ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции на территории Данилова мон-ря в Москве). Впосл. И. создала иконы «Святые первосвятители всея Руси» и «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (митрополичьи палаты ТСЛ), «Ярославские чудотворцы», «Радонежские чудотворцы», «Собор святых града Владимира и области его» с подписью: «В Успенский собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания - смиренное приношение епископа Афанасия». В 1959-1962 гг. И. разрабатывала лицевые святцы рус. святых (частное собрание; см.: Russian Saints. 2000).

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове) . После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. 25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Следующий этап - 1889-1895 гг.- время образования ученого содружества, названного «малым Гёттингенским факультетом», объединившим прежних участников «кружка Эйхгорна» (Г. Хакманна, А. Ральфса, И. Вейса и В. Вреде), а также новых членов - В. Буссе и Э. Трёльча . Эти ученые последовательно придерживались идей радикальной библейской критики. Одним из основных тезисов «малого Гёттингенского факультета» был тезис о том, что раннее христианство в целом и Евангелия в частности возникли на почве межзаветного иудейства и могут быть адекватно поняты только в связи с этой культурно-религ. средой. Методом исследования стал поиск сходства христианства с иудейской или языческой религией. Где сходство наблюдается, там предполагается и зависимость. Для такого сравнительного изучения были необходимы обширные филологические познания. Это объясняет тот факт, что у последователей религиозно-исторической школы особое место занимала лингвистика. К работе привлекались такие филологи и исследователи античности, как Г. Узенер , А. Дитерих (1866-1908), И. Геффкен (1861-1935), Э. Норден (1868-1941), Р. Райценштайн и П. Вендланд (1864-1915). В эти годы идеи «малого Гёттингенского факультета» становятся известными в церковных кругах Германии, особенно после того как В. Буссе и В. Хайтмюллер (1869-1926) в 1897-1898 гг. основали ж. «Богословское обозрение». Третий этап в истории школы - 1896-1902 гг.- время распространения идей И. р. ш. из Гёттингенского в другие университеты Германии (в Гейдельберге, Бонне, Галле, Киле, Марбурге, Берлине, Базеле). Последователями школы стали такие крупные исследователи, как А. Бертоле (1868-1951), К. Клемен (1865-1940), О. Пфлейдерер , А. Дайсман , Х. Грессман (1877-1927), А. Майер (1861-1934), Ф. М. Шиле (1867-1913), Г. Вайнель (1874-1936), Р. Отто , В. Хайтмюллер, а также впосл. отошедшие от школы П. Вернле (1872-1939), В. Люкен (1875-1961) и Г. Шустер (1874-1965). При всех различиях этих ученых объединял один метод исследования: они объясняли возникновение христианства и его богослужения внешними религ. и культурными влияниями - иудейскими, вавилонскими, персидскими и эллинистическими. На последователей И. р. ш. оказал влияние дух времени с его идеями дарвинистского эволюционизма, перенесенного в область человеческой истории: все религии мира представляют собой ступени единого эволюционного процесса. Релятивизация христианства привела к бурным дискуссиям по вопросу о его абсолютности и к разрыву школы с либеральным богословием Ричля, к-рое видело в христианстве религию сверхъестественного происхождения (см. в ст. Либеральная теология ). Однако при этом никто из представителей школы не порывал с христианством, к-рое рассматривалось ими как высшая стадия в едином процессе религ. истории человечества.

http://pravenc.ru/text/675039.html

Всего во время оккупации вновь стали действовать ок. 10 тыс. храмов. После освобождения оккупированных территорий порядка 70% открывшихся там церквей получило от советских властей офиц. регистрацию, в т. ч. 4,6 тыс. храмов - на Украине, 300 - в Белоруссии, более 2 тыс.- в зап. областях РСФСР. Во время оккупации происходило и возвращение тайных монашеских общин в покинутые обители. Так, настоятель Глинской пуст. архим. Нектарий (Нуждин), руководивший после ее закрытия тайной монашеской общиной в Путивле, в 1942 г. вернулся со своими духовными детьми в обитель и возобновил там монашескую жизнь. Всего на оккупированной территории появилось 54 монастыря (48 - на Украине, 5 - в РСФСР и 1 - в Белоруссии). Легальная приходская жизнь возрождалась и на территории СССР, не затронутой оккупацией, но этот процесс проходил там гораздо сложнее. Приходские общины с нач. 1944 г. активно подавали прошения о регистрации, однако властями удовлетворялось лишь ок. 20% ходатайств - в основном там, где просьбы верующих были особенно многочисленными и настойчивыми. Всего в 1944-1947 гг. на не затронутых оккупацией территориях по разрешению советских властей было открыто ок. 1,3 тыс. церквей. В 1948 г. регистрация новых церковных общин была прекращена; в 1949-1953 гг. происходило закрытие церквей, их число за эти годы снизилось примерно на 1 тыс. (в основном за счет храмов на бывшей оккупированной территории). Важной составляющей процесса легализации был выход на открытое служение духовенства, тайно совершавшего богослужения. В 40-х гг. XX в. незарегистрированное духовенство, нелегально окормлявшее население после закрытия церквей, было главным кадровым резервом Церкви. Так, в Рязанской епархии ок. 80% священников, служивших здесь к 1951 г., ранее состояли за штатом. Бывш. тайные священники пополняли ряды епископата. Так было с архим. Гурием (Егоровым), с иером. Иоанном (Вендландом) , со свящ. Сергием Никитиным (впосл. еп. Стефан ). Если на ранее оккупированных территориях (Украина, Белоруссия, зап.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

Гавриил (Кузнецов; † 1917), похороненный на Киновиевском кладбище. C 1912 г. до 12 июня 1917 г. смотрителем был духовник лавры иером. Гавриил (Стефановский; † 1919). В 1895 г. был принят в лавру с размещением в киновии на покое архим. Иоанн (Верюжский; † 1907), автор кн. «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых» (Вологда, 1880; М., 1993). В 1896-1918 гг. с перерывами в Л. к. проживал иером. Никодим, к-рый поступил в 1853 г. в Валаамский мон-рь, а в 1881-1893 гг. заведовал Никольской часовней в С.-Петербурге. С 1901 г. в Л. к. проживал за штатом, а в 1905 г. был пострижен в схиму иером. Серафим (Богатов; † 1919), духовник прмч. Серафима (Вавилова) . К 10-м гг. XX в. службы в кладбищенском Всехсвятском храме почти не совершались, однако имеется упоминание о служении в нем 28 мая 1917 г. еп. Серафима (Лукьянова) . 1923-2015 гг. 9 июня 1923 г. по решению Президиума Петроградского губернского исполнительного комитета была закрыта и «полностью ликвидирована» Михаило-Архангельская ц., жилые помещения переданы губ. отделу коммунального хозяйства. С окт. 1923 г. до закрытия в июле 1937 г. собор принадлежал приходу, подчинявшемуся Святейшему патриарху Московскому и всея России свт. Тихону . Настоятелем до лета 1925 г., вероятно, был архим. Игнатий (Азаренко; † после 1932; погребен, вероятно, в Л. к.). С нач. июня 1925 г., по возвращении из ссылки, назначение настоятелем в Л. к. получил архим. Гурий (Егоров) , к-рый, как и архим. Игнатий и иером. (?) Иосиф, проживал в одном из зданий киновии. В приход вошли члены Александро-Невского братства, духовные ученики архим. Гурия, в т. ч. К. Н. Вендланд (буд. митр. Ярославский и Ростовский Иоанн ), Л. Л. Поляков (впосл. митр. Рижский и Латвийский Леонид ), А. А. Хархаров (буд. архиеп. Ярославский и Ростовский Михей ) и др. Они же составили знаменитый хор киновии под упр. дочери философа А. А. Мейера Л. А. Мейер, в котором практиковалось знаменное пение по крюкам.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010