Седьмая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Да, тут тоже требуется действие; чтобы быть миротворцем, надо усиленно действовать. Восьмая: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Девятая: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах!» Кроме перечисленных заповедей, в Библии имеется масса других предписаний, которые тоже можно было бы назвать заповедями. Таким образом, в Ветхом Завете действительно было достаточно много заповедей. Поэтому вопрос законника о том, какая заповедь является наибольшей. был непростым. Господь наш Иисус Христос ответил законнику так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37-39 ). Держась этих двух заповедей, мы исполним и все десять заповедей, изреченных Богом на горе Синае; будем при этом соответствовать и тем блаженствам, о которых сказал Христос; будем всегда жить по совести. Поэтому запомним эти две заповеди, это просто, и это подвигнет нас к жизни, угодной Богу. Действительно, какие замечательные слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», т. е. всем твоим существом: и разумом, и сердцем, и волею. Если ты возлюбишь Бога, то эта любовь окажется силой, которая поможет тебе действовать в мире сем активно. И вторая заповедь будет исполнена легко – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Так вот, дорогие братья и сестры, будем стараться любить Бога душою, и сердцем, и разумением, так любить крепко, чтобы эта любовь сказалась в действиях наших и ближний ощутил бы, что мы его любим, как самого себя. Так мы исполним закон Христов и достигнем той цели, которую должен каждый человек перед собой ставить, – цели быть угодным Богу и быть спасенным Богом. Аминь. Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице о благодарности Богу

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Видите, братья и сестры, сколько благодатной радости доставляет нам память Святителя, его прославление и молитвы к нему. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь. Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, на притчу о богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святое Евангелие рассказывает нам о том, как один неблагодарный человек неправильно понял цель своей жизни и поэтому дошел до печального конца. Об этом человеке говорит нам в Своей притче Господь наш Иисус Христос. История его такова. Человек этот был богат. На его поле оказался хороший урожай, и он решил пожить всласть. Сперва, правда, он хотел немного потрудиться и рассуждал сам с собою так: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, вей, веселись» ( Лк.12:17-19 ). В этом была его ошибка, что он душе своей сказал: «покойся, ешь, пей, веселись». Не то плохо, что потребовались большие помещения, чтобы сохранить урожай, – это было необходимо. Хороший урожай есть признак благословения Божия, как сказано в слове Божием: «Если вы будете слушать законный сии, и хранить и исполнять их, то Господь Бог твой… возлюбит тебя, и благословит тебя… и плод земли твоей, и хлеб твой» ( Втор.7:12-13 ). Итак, не то плохо, что человек имел много хлеба; и не это плохо, что он построил большие помещения, чтобы сохранить этот хлеб. А что же плохо? Во-первых, плохо то, что человек думал только о себе; до других ему дела не было. Это был черствый, себялюбивый человек. А, во-вторых, плохо то, что даже думая о себе, он для себя искал не то, что нужно. Душе своей он сказал: «Ешь, пей». Как? Бессмертную душу он задумал накормить хлебом? Это безумие! Хлеб для тела, но не для души, поэтому и сказано: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор.8:3 ). А душу нужно питать прежде всего, почему и сказано: «Наипаче ищите царствия Божия, и это все (т.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

К 90-летию отца Глеба Каледы: Нашедший жемчужину Он появился у нас в прихожей в яловых сапогах и меховой шапке, напоминающей скуфейку, через несколько месяцев после моей женитьбы, тихим светом осветив серые будни нашей семейной жизни, которая только начиналась, – начиналась с великими трудностями, обрушившимися на мою супругу. Он как будто и пришел, чтобы поддержать ее. 2 декабря, 2011 Он появился у нас в прихожей в яловых сапогах и меховой шапке, напоминающей скуфейку, через несколько месяцев после моей женитьбы, тихим светом осветив серые будни нашей семейной жизни, которая только начиналась, – начиналась с великими трудностями, обрушившимися на мою супругу. Он как будто и пришел, чтобы поддержать ее. 2 декабря 2011 года – 90 лет со дня рождения священника Глеба Каледы. Портал «Правмир» публикует воспоминания об этом удивительном пастыре. Отца Глеба я знал с детства: сначала как дядю Глеба, друга моих родителей, потом как Глеба Александровича… Он появился у нас в прихожей в яловых сапогах и меховой шапке, напоминающей скуфейку, через несколько месяцев после моей женитьбы. В нашей памяти его первое посещение всегда было и останется связанным с тихим светом, осветившим серые будни нашей семейной жизни, которая только начиналась, – начиналась с великими трудностя­ми, обрушившимися на мою супругу. Он как будто и пришел, чтобы поддержать ее. Уже тогда, в первую их встречу, моя жена, воспитанная в среде, весьма далекой от Церкви, сказала, что Глеб Александрович похож на священника. Я не придал этому значения. С митрополитом Иоанном (Вендланд), конец 70-х А вскоре Глеб Александрович пришел еще раз – заглянул узнать, как идут дела. Во время наших первых встреч разговор о вере и Церкви никогда не заходил, хо­тя я прекрасно знал, что он человек глубоко верую­щий. От первой встречи у меня осталось воспоминание о том, как Глеб Александрович «выдал» себя и как бы «предсказал» все наше с ним будущее. Разговор зашел о русском языке, и он по­просил меня истолковать выражение «окормляя живот мой». Я не смог. Смысл этих слов объяснил мне он сам. Слово «окормлять» происходит от слова «кормА» и означает управле­ние жизнью, ведомой, как я теперь знаю, ко спасению. Но тогда это казалось мне непонятным, хотя понимание было уже совсем близко.

http://pravmir.ru/k-90-letiyu-otca-gleba...

Характеристика при поступлении в Горный институт Настолько сознательное, что, более десяти лет работая в геологии, он был тайным монахом и священником. И никто из коллег об этом не догадывался. В институт Костя поступил в 16 лет. Он очень любил природу. Природу любила и его сестра Эли, будущая монахиня Евфросиния. Сколько прекрасных слов о природе сказано в их письмах и дневниках. Природу любили их мама и папа. Владыка писал, что в ней родители находили свое счастье, считали (как дева Феврония из оперы Римского-Корсакова), что в природе можно найти Бога. Костя с сетрой. Царское Село. Фото Н.А. Вендланда В своей автобиографии он указал точную дату своей встречи с Богом. Было это в Царском Селе: «Мы почти ежедневно под руководством нашей няни совершали прогулки по громадным и красивым паркам или загородным лугам и лесам. Тогда у меня появилась и окрепла любовь к природе, а в возрасте около 8 лет – и религиозное восприятие красот природы». Вот какие автобиографии писали в Отдел внешних церковных сношений Русской Православной Церкви: когда впервые почувствовал Бога. Много лет спустя владыка скажет в проповеди: «Каждое явление жизни по-разному рассматривается верующим и неверующим человеком. Возьмем саму жизнь: верующий говорит, что она есть священный дар Божий; неверующий считает, что жизнь только результат развития бездушной материи. Сидит на дереве птичка и поет. Неверующий скажет, что она поет, чтобы охранять свою территорию; верующий скажет, что она славит Бога. Так и поэт сказал: Птичка гласу Бога внемлет, встрепенется и поет. С точки зрения верующего человека, вся природа, всякое дыхание славит Господа. Действительно, если мы внимательны и чутки, то увидим, что на наших глазах в жизни природы происходит непрестанное прославление Бога. Возьмем для примера соловья. Как прекрасно его пение! У нас, в северных краях, он поет среди деревьев цветущей черемухи; на юге он поет в кустах цветущих роз. И мы, верующие, слушая его пение, должны восхищаться главным образом тем, что он прославляет Бога, а мы при этом присутствуем. Каждый день совершается как бы особая Литургия природы, в которой есть необычайная красота жизни, звука и цвета…».

http://pravoslavie.ru/159269.html

На фронт были мобилизованы двое из этой духовной семьи – студент медицинского института Александр Хархаров и врач Елизавета Николаевна Вендланд. Она вместе с фронтовым госпиталем прошла от Сталинграда до Польши. Свой ратный путь Александр Хархаров начал в составе 963-го отдельного батальона связи 118-го стрелкового корпуса 67-й армии Ленинградского фронта. Тогда задачу перед корпусом поставили тяжелейшую: в январе 1944 года окончательно снять блокаду города на Неве. Местом расположения соединения стали Синявинские высоты. В историю войны они еще вошли как Синявинские болота. Это было место ожесточенных боев наших войск с гитлеровцами в течение двух с половиной лет. Место знаковое. Именно здесь в 1941-м году гитлеровцы замкнули кольцо блокады. Лишили огромный город всякой связи с внешним миром. И именно здесь предстояло блокаду окончательно снять. За два с половиной года неприятель сумел укрепиться на Синявинских высотах, создал всю необходимую инфраструктуру, построил оборонительные сооружения. Попытки прорвать здесь блокаду наши войска делали в 1942-м году. Неудачно. Только в январе 1943 года сумели наши воины на замерзших болотах, оставшихся от довоенных торфоразработок, пробить блокадное кольцо. Но и после этого еще целый год Синявинские высоты оставались ареной страшных боев. Первый день нового 1944 года бойцы встретили довольно спокойно. Об этом пишет начальник 1 отдела штаба 268 дивизии капитан Казанцев: «В частях и подразделениях были проведены доклады и беседы, посвященные итогам прошлого и задаче в наступающем году; состоялись товарищеские вечера, демонстрировались кинокартины. В некоторых землянках можно было увидеть красочно убранные новогодние ёлки. Воины писали и получали письма и открытки с новогодними пожеланиями. И бойцы, и офицеры, и гражданские люди, весь народ нашей Родины уверен, что наступивший 1944 год будет годом победы над проклятым врагом, последним годом Отечественной войны». Ошибся капитан Казанцев на несколько месяцев. Такие встречи Нового года были на фронте распространенным явлением. Советское командование делало всё, чтобы поднять дух бойцов. К Новому году им привозили посылки от трудящихся тыла. Главными гостинцами для солдат были тёплые вещи и кисеты с махоркой-самосадом. Как правило, к посылке прикладывалось письмо, в котором солдатам наказывали крепче бить фашистов. Иногда на праздничном столе присутствовали американская тушёнка и американская консервированная колбаса, поступавшие в СССР по ленд-лизу. Не обходилось и без дополнительной порции спиртного – 75–100 граммов на человека.

http://pravoslavie.ru/130864.html

В этом соборе 3 раза в месяц проповедует гауптпастор Гармс, а 1 раз в месяц знаменитый проповедник Тилике (Thilike) . Бедному Гармсу трудно соревноваться с этим проповедником. У пастора Гаубольта мы провели вечер. Он прекрасный семьянин и отец 6 детей Недалеко от собора среди доходных домов XIX столетия зажат маленький домик средневекового вида. Только во дворе этого дома слышен веселый щебет птиц, гнездящихся в многочисленных чердачках и балкончиках этого дома. У пастора Гаубольта мы провели вечер. Прекрасный семьянин, отец 6 детей, пастор показывал нам свои великолепные цветные диапозитивы. С большим удовольствием увидел я на экране себя в Ниборге вместе с пастором Гармсом; Льва Николаевича Парийского вместе со мной на берегу лесного озера в имении датского барона, Клаповского Н.А. на фоне замка в Ниборге. Мастерски были сделаны пастором с помощью телеобъектива фотографии зверей и птиц из Гамбургского зоологического сада. (Этот сад знаменит тем, что является единственным в мире частновладельческим зоосадом, основан Карлом Хагенбеком (ум. 1913) и считается родоначальником всех зоологических садов в мире.) В Гамбурге мы прожили до 31 января и покинули этот город, запасшись адресом того курорта, где отдыхал гауптпастор Гармс. Ганновер В Ганновер мы приехали 1 февраля, и я, готовясь к встрече с епископом Лилье , целый вечер читал его брошюру «Христианин в планетарный век». «Есть твердая дата для начала планетарного века человеческой истории. Это 6 октября 1957 года, то мгновение, когда первый спутник земли был запущен в космическое пространство», – пишет в этой брошюре епископ Лилье и воздает затем должное уважение достижениям Советского Союза (или, как он пишет, «русским») в области космонавтики. Далее он пишет, что новейшие достижения науки меняют наши представления о картине мира. Но не следует смешивать картину мира (Weltbild) с мировоззрением (Weltanschaung). Первое, совершенствуясь, меняется по мере достижения науки. Второе остается у христианина неизменным и должно остаться таким в планетарный век. По мере развития науки все больше и больше значения приобретает время как физическая величина.

http://pravoslavie.ru/150972.html

Его начали лечить в госпитале. Исчезли кашель, одышка, и мы немного успокоились. Всетаки он находился под наблюдением. Его лечащий врач особой тревоги не высказывала. Я ходила к мужу каждый день. Военный госпиталь располагался в старинном здании бывшей гимназии, с огромными палатами, высокими лестничными маршами. За все время только один раз Толя вышел на улицу. Тогда мы немного постояли на солнышке возле гаража, и все. Окно его больничной палаты находилось на третьем этаже, откуда открывался вид на две церкви: Спаса на Городу и Николы Рубленого. Обе они, конечно, были не действующие. С церковью Спаса у Толи оказалось связано удивительное переживание. Он стоял в больничной палате и через окно смотрел на нее. Вдруг, рассказывал он, нахлынуло необыкновенное чувство счастья. Полились слезы. Ничего подобного он ранее не испытывал. Мы спросили Владыку, что это было. Он спокойно ответил: «На вас сошла Божья благодать». А день этот, 10 апреля, как выяснилось, был днем Святой Пасхи. Это мы высчитали позже. Пролежал Толя в госпитале два месяца. Как всегда, делился всеми принесенными ему продуктами с солдатами. Сблизился с несколькими полковниками, ожидающими комиссации, сочувствовал им, совсем не старым мужчинам: им на «гражданке» надо было начинать жизнь сначала. Толя понимал, что это не просто. Последние месяцы его жизни не были омрачены равнодушием или недоброжелательностью коллег. А так могло быть – он много болел, это редко кому нравится. Но его любили, ценили и помогали. В день рождения весь небольшой коллектив военного суда Ярославского гарнизона в полном составе приехал поздравить его. Мы все стояли на лестнице, шутили, смеялись. Хотя по всем медицинским показателям Толя подлежал комиссации и увольнению из армии, председатель суда сказал тогда: – Спокойно лечись, ни о чем не думай. Пока я служу, и ты служить будешь. Я носила мужу книги, журналы, отвлекала от мыслей как могла. Ел он мало, желаний особенных не высказывал. Надо было решаться на операцию, и он об этом думал постоянно. Думал, но не говорил. По человеческим меркам все в нашей жизни складывалось плохо. Но мы еще не знали, что Владыка уже взял нас под крыло, под свое святое покровительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Христос же приводится к сознанию своего божественного происхождения и спасается Ахамот, как высшим, сильнейшим мужским принципом. Ниже их у Вардесана и офитов стоят четыре элемента – δωρ, σκóτος, βυσσος, χος; а дальше начинается видимый мир с солнцем и луною, как отображением отца и матери жизни,– царство 7 планет, под которыми стоят 12 духов зодиака и 36 декок 1463 .– Общий тип и характер системы Вардесана – дуалистический, а не монистический, религиозный, астрологический, а не философский эллинистический – говорит за ее восточное происхождение. Правда, дуализм Вардесана и вардесанитов отнюдь нельзя называть абсолютным «грубым“, как выражается Буссе 1464 ; у него дуализм имеет место в форме смягченной. Он напоминает собою дуализм сиро-халдейский, а не персидский 1465 . Насколько учение Вардесана коренится в идейном круге его родины, доказывает также известный диалог «Legum region.“, содержащий учение о судьбе и вообще подробно занимающийся астрологическими изследованиями 1466 . Правда, некоторые ученые, как Поль и Вендланд, говорят 1467 , что «диалог Legum region, во всем своем объеме и ходе мыслей в существенном воспроизводит аргументацию Карнеада против астрологии“; что греческие философы вообще были сведущи в астрологии, что Платон и Аристотель смотрели на светила, как на богов, что стоик Хризипп различает между εμαρμνη и νγκη. Однако эти мнения слишком исключительны и одиноки, чтобы придавать им серьезное значение. А главное то, если и имели место в воззрениях греков астрологические элементы, то они были получены с востока, а не наоборот. _________________________________ 13. Вардесану усвояют весьма большое религиозно-культурно-историческое значение. Вардесан считается просветителем Едесского княжества; ему же приписываются попытки распространить христианство в Армении; его гимны распевались в Едесской церкви в течение целых столетий. Св. Ефрем Сирин ставит его наряду с Маркионом и Манесом. В виду этого некоторые изследователи смотрят на его систему и особенно его последователей 1468 , как на переходную стадию от гностицизма к манихейству.– Но этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Это был первоклассный геологический регион – горные породы, запечатлевшие многие земные процессы, обнаженными выходили на поверхность земли. «Азиатские горы района, тяготеющего к Ташкенту, – это что-то особенное! – писал Владыка в своих воспоминаниях уже на склоне лет. – Они достаточно велики, чтобы быть величественными и в то же время не слишком грандиозны и не подавляют человека. Прекрасные пойменные леса растут вдоль их рек, а по склонам в благоприятных местах встречаются рощи больших деревьев грецкого ореха. Повыше, в горах, разбросаны кусты и лесочки благовонной алычи, а еще выше, за травами, начинаются скалы и снега… В этих горах само собой образуется особое душевное состояние. Позади остаются искушения и суета мира сего, душа очищается, какое-то святое безмолвие охватывает ее. И она широко открытыми глазами смотрит на Божию красоту окружающего. Это я очень хорошо чувствовал каждое лето, проведенное на геологических работах, особенно в Приташкентском районе». В Советском Союзе бурное освоение земных недр началось в двадцатые годы. Геологическими съемками в короткие сроки было покрыто свыше половины территории страны. Проведенные исследования, помимо открытий разнообразных полезных ископаемых, рудных и каменноугольных районов, привели к важнейшим научным результатам. Начали создаваться обзорные геологические карты, в том числе и азиатской части СССР. Эти карты не устарели и сегодня. Свой весомый вклад в их создание внес Владыка Иоанн. Константин Николаевич преподавал геологию, читал лекции, вел практические занятия по общей петрографии, петрологии изверженных и метаморфических пород: «Я работал в геологической службе и каждое лето бывал в экспедициях по поискам полезных ископаемых и по составлению геологических карт. Помню, что два года были потрачены на поиски больших кристаллов: один год мы искали кварц, другой год – кальцит в форме исландского шпата». Мест работы у монаха-преподавателя было несколько (нужно было зарабатывать деньги для монашеской общины): в Индустриальном институте на кафедре профессора Николаева, на геологическом факультете Среднеазиатского университета, в Узбекском геологическом управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Красочно описывает Эли, как уютно в доме, когда истоплена печь и кошки располагаются на лежанке, а снаружи, за заснеженным окном, раздаются удары птичьих клювов по специально выставленной им кормушке. Вечером Эли садилась за фисгармонию, которую мы привезли из Берлина, и по нотам играла Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и старинные вальсы. Иногда по радио она слушала Дмитрия Шостаковича. Зима ее не пугала: полоскать белье она отправлялась на прорубь во льду реки Трубеж, не отставая в этом от местных женщин. Потом я привез ей резиновые перчатки, что несколько облегчило этот труд. По вечерам она занималась чтением, переводом немецких и французских книжек, систематически слушала и даже частично записывала русские передачи религиозных зарубежных радиостанций. К ней любили заходить дети Анны Захаровны, особенно Сережа. Он имел дар рассказчика и мог долго повествовать о том, как прошел день в детском саду. Летом мы вместе с ней совершали довольно далекие прогулки: на Веськову гору, в лес, к Александровой горе. Этому я радовался. Часто с Эли мы отправлялись на прогулку на надувной резиновой лодке по реке Трубеж или Плещееву озеру. Если мы уходили в лес, то обычно разводили костерок, пекли картофель и поджаривали на огне хлеб. Эли при этом читала чтолибо духовное. Помню, что на нее произвела большое впечатление статья о епископе Игнатии (Брянчанинове) . В своем дневнике она записала: «Статья чудесная, переносит в те давние времена и вселяет в душу какоето особенное настроение близости этого святителя и высоты тех мыслей, которые он высказывает в своих произведениях». Моей сестре в это время было 68 лет. Но ее восприятие мира оставалось подетски чистым. Вот как она описывает в своем дневнике впечатление от фильма «Лесная симфония»: «Этот фильм очень красив. Действие происходит в настоящем дремучем лесу. Слышно, как поют птицы и кукуют кукушки. Очень много лесных зверей, особенно оленей. Все начинается с рождения олененка, которого заботливо облизывает его нежная мать. Их окружают чудесные животные: белочки, вылезающие из дупла; гнезда с птенцами, раскрывающими клюв; выводок уток на реке; хитрая лисичка, поймавшая утенка и затаскивающая его в свою нору. Страшный медведь; кабаниха с полосатым кабанчиком; еж, который на глазах убивает змею, схватив ее за голову. Виден глухарь с красными перьями на голове, издающий очень грубые звуки. Гроза в лесу, с настоящим громом. Лето сменяется осенью. Все деревья желтые. Потом зима. Появляется стая волков. Им удается схватить одного олененка. Потом рысь –настоящая большая кошка с острыми ушами с кисточками – крадется за олененком, влезает на дерево…»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010