Тот 1956 год запомнился одесситам навсегда. Такого в Одесса не видела никогда. В этот год дважды: 21 апреля и 1 ноября вся Одесса вышла прощаться со своими любимыми и почитаемыми гражданами города. В течение пяти дней Одесса и десятки тысяч людей прощались с владыкой Никоном. На отпевании в храме святых Натальи и Андриана и на всем Французском бульваре стояли десятки тысяч жителей города-героя и приехавших с епархий, где до этого служил владыка Никон. После отпевания гроб с почившим владыкой Никоном на руках более шести километров несли в кафедральный Свято-Успенский собор, который владыка восстанавливал. По дороге служили панихиды. Все остановилось. Одесса осиротела. Замерла. И прощалась с архиепископом Никоном и через полгода с академиком Филатовым как со своими родными людьми – отцами-заступниками. Все: верующие и неверующие; русские и украинцы, евреи, армяне, греки и молдаване; моряки-краснофлотцы и торговцы с Привоза, ювелиры и партийные работники, совслужащие и одесские воры; домохозяйки, дети и старики – все собрались на Французском бульваре у храма святых Натальи и Андриана и прошли скорбной рекой прощания до Успенского собора. А при прощании с Владимиром Петровичем Филатовым все стояли в бесконечной очереди у областной филармонии. Одесса прощалась с почившими своими утешителями и спасителями, с которыми они прозревали и физически, и духовно. Так многолюдно в общем горе люди прощались 21 апреля 1956 г.с архиепископом Херсонским и Одесским Никоном (1902-1956), а 1 ноября – с академиком Владимиром Петровичем Филатовым (1875-1956). Вся бесконечная река людского горя начиналась у этой небольшой церкви святых мучеников Адриана и Натальи, издали похожей на корабль. Прихожанином этого храма был всемирно известный врач академик В.П. Филатов. По Божиему промыслу, Институт глазных болезней и тканевой терапии, им созданный, и маленький домик, где жил гениальный врач, тоже находились рядом с храмом. На Французском (тогда Пролетарском) бульваре. В воскресные дни и на праздники академик всегда молился в этом храме; каждый день, по дороге на работу, обязательно заходил в храм, в дни тяжелых операций заказывал молебен. А после окончания операции – благодарственный молебен.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/dv...

Лазарев 1963 – Лазарев В. Н. Древнерусские художники и методы их работы//Древнерусское искусство XV – начала XVII веков. М, 1963. С 7–21. Лазарев 1966 (1) – Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Лазарев 1966 (2) –Лазарев В. Н. Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Культура Древней Руси. М, 1966. С. 101–112. Лазарев 1983 – Лазарев В. Н. Русская иконопись: От истоков до начала XVI века. М., 1983. Лебедева 1956 – Лебедева К. А. Два памятника древнерусского шитья XVI века в собрании Русского музея//Сообщения Гос. Русского музея, л.; М., 1956. Вып. 4. С. 54–57. Лебедев 1880 –Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. Левинсон-Нечаева 1954 – Левинсон-Нечаева М. Я Одежды и ткани XVI–XVII вв. Ц Гос. Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954. С. 305–386. Леонид, архим. 1881 – Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. Лидов 1996 –Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символических прототипах высокого иконостаса Ц Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика: Тез. докл. (Международный симпозиум 4–6 июня 1996 г. Москва. ГТГ/Центр восточно-христианской культуры). М., 1996. С. 26–30. Лицеев 1891 –Лилеев И. В. Симеон Бекбулатович, хан Касимовский, великий князь всея Руси, впоследствии великий князь Тверской, 1567–1617 гг. Тверь, 1891. Лифшиц 1998 – Лифшиц Л. И. Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV – начала XV в.//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 79–94. Лихачев, Азиатов, Ильин, Мнева, Гончарова 1956 – Лихачев Д. С., Алпатов А. В., Ильин M. А, Мнева И. Гончарова А. А. Художественные памятники Московского Кремля. М., 1956. Лихачева 1977 – Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//ПКНО. 1977. М., 1977. С. 269–273. Лихачева 1979 – Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде Ц ПКНО. 1978. М., 1979. С. 406–412. Лихачева 1980 – Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье веков в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки/Авт. ступ. ст. и со ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Заседание12-15 февр. 2001 г. в Волосе (Греция) было посвящено богословскому анализу таинства священства и его уникальной связи с Первосвященством Христа, а также др. служениям в Церкви. В отличие от переговоров 20-30-х гг. XX в. совр. англикано-правосл. диалог не имеет целью достижение литургического общения, однако продолжение диалога обе стороны признают желательным. Богословские проблемы неоднократно обсуждались во время взаимных визитов представителей обеих Церквей. После поездки в Англию в 1955 г. делегации во главе с митр. Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) в 1956 г. в Москве была проведена православно-англикан. конференция. Правосл. сторону возглавлял еп. Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб) , англикан. делегацию - архиеп. Йоркский Артур Майкл Рамсей. Обе стороны согласились, что главным условием объединения двух Церквей является достижение согласия в вопросах вероучения. Участники конференции обсудили вопросы вероучительного авторитета Свящ. Писания и Предания, Всел. Соборов, таинств, почитания святых, а также вопрос о границе между догматом и теологуменом (Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16-23 июля 1956 г.//ЖМП. 1956. 9. С. 9-34). В 1958 г. по приглашению Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера на очередной Ламбетской конференции присутствовали митр. Минский и Белорусский Питирим, еп. Смоленский Михаил, а также представители др. правосл. церквей. В 1961 г. на интронизации Архиепископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея присутствовали архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и проф. прот. К. Ружицкий . В 1962 г. Архиепископ Кентерберийский Артур Майкл Рамсей приезжал в Москву по приглашению Патриарха Алексия I. В 1964 г. состоялся ответный визит Патриарха Алексия к Предстоятелю Церкви Англии. В 1966 г. в Лондоне было проведено двустороннее богословское собеседование по вопросу об англикан. священстве, ставшее продолжением Московской конференции 1956 г. ( Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Англиканской и Русской Православной Церквами//ЖМП. 1967. 7. С. 45-53).

http://pravenc.ru/text/115118.html

Соч.: Церковный раскол. П., 1927 Святая Русь. П., 1929 Месяцеслов русских святых. Дж., 1954 Муж верности и разума. Дж., 1963 (об имп. Николае I) Полвека пастырского служения. Дж., 1956 (о митр. Анастасии) История Христианской Церкви. Дж., 1963 (2-е изд. М., 1991) История Русской Церкви. Дж., 1963 (2-е изд. М., 1997) К 40-летию пагубного Евлогианского раскола. Дж., 1966; Победоносцев. Очерки истории имперской России. М., 2000. Лит.: Помазанский М., прот. Памяти общего нашего сослуживца и друга Н.Д. Тальберга . ПР. 1967. Константин(Зайцев), архим. Светлый образ Н.Д. Тальберга . ПР. 1969. 5 Зноско М., прот. Памяти Н.Д. Тальберга . ПР. 1977. 9 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Танасюк Григорий (дата рождения не установлена – сконч. после 1960, США), священник. Священник в Польше до 2-й мировой войны, эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), протоиерей, служил в церквах при разных лагерях для перемещенных лиц (19451950), уехал в США (1950), настоятель церкви в г. Сиракыос (19511953), настоятель церкви в г. Буффало под Нью-Йорком (1953после 1960), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Тарасов Георгий Васильевич, священник см. Георгий, архиепископ. Тарасьев Василий Витальевич (2.2.1932, Белград 31.5.1996, Белград, Югославия), протоиерей. Из семьи духовенства, сын следующего. Окончил русско-сербскую гимназию в Белграде (1952), а затем богословский факультет Белградского университета (1952) и Белградскую консерваторию, состоял в клире МП, диакон (1956), диакон (8.12.1956), священник (9.12.1956), рукоположение совершил Сербский натр. Викентий в Белграде, 2-й помощник настоятеля русской Троицкой церкви в Белграде (19561974), после смерти отца стал настоятелем Троицкой церкви и подворья МП в Белграде (19741996), протоиерей (1972). Лит.: В.Т. Протоиерей Василий Тарасьев – настоятель подворья МП в Белграде. ЖМП. 1975. 3 Тарасьев В., иерей. Протоиерей Василий Тарасьев (некролог). ЖМП. 1996. 10 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Тарасьев Виталий Васильевич (28.4.1901, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Булычев 04.10.1911 18.06.1914 11.07.1914 15.05.1917 22.01(04.02)1919 21.11(04.12)1919 23.09(06.10)1923 23.09(06.10).1923 02.1925 19.06(02.07)1927 Нектарий Трезвинский 02.1928 04.1928 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 07(20)10.1932 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 09(22)11.1933 10(23)07.1935 17(30)09.1935 19.11(02.12).1935 08(21)04.1937 10(23)05.1937 08.1937 Феодосий II Кирика 19.08(01.09)1937 30.09(13.10)1937 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 08(21)12.1951 25.01(07.02)1956 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 26.04(09.05)1956 26.11(09.12)1958 Иннокентий II Зельницкий, паки 26.11(09.12)1958 08(21)05.1959 Роман Танг 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 Леонид Поляков 27.03(09.04)1962 31.05(13.06)1962 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 12(25)06.1971 14(27)07.1971 в/у Орест Бычковский 15(28)07.1971 21.08(03.09)1974 Николай Бычковский 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 04(17)12.1984 04(17)08.2004 04(17)08.2004 Курская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Шадринская, Льговская. 1922 03.1923 Иннокентий Пустынский " 03.1923 17(30)03.1924 Василий Ратмиров 11.1924 27.09(10.10)1925 01(14)05.1924 07(20)02.1925 Петр Сергеев 05(18)06.1924 12(25)01.1925 27.09(10.10)1925 18(31)08.1926 18(31)08.1926 13(26)01.1928 Гервасий Малинин 26.03(08.04)1927 07.1927(?) 07.1927 01.1928 в/у (?) Павел Масленников 01.1928 09.1928 14(27)01.1932 18(31)01.1932 09(22)03.1934 Георгий II Константиновский 21.03(03.04)1937 2341 Митрополит Крутицкий. «...Определен в октябре 1657 г. митр. Белгородским (указ 9 ноября), но вскоре оставлен Сарским (указ 23 ноября)...» (Н.Д. Иерархия... С. 545, со ссылкой на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки). 2342 Бывший митрополит Вершецкий («Вршачки»; Сава, епископ Српски jepapcn оддеветогдо двадесетог века. Београд, Подгорица, 1996. С. 488), выходец из Печской Патриархии. Титулярный митрополит бывший Сербский и Архангельский (Архангельского собора Московского Кремля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх предпринял новые усилия для встречи с лидерами государства. Н. Хрущев от переговоров отказался, а Н. Булганин 26 марта 1956 г. встретился с православными архиереями. Он успокоил их, заявив, что ни о каком наступлении на религию не может быть и речи. Больше того, после осуждения сталинских беззаконий должна появиться возможность дальнейшего развития демократических начал в обществе. Воспользовавшись этим, иерархи сразу подняли вопрос о необходимости освобождения из ссылок и лагерей духовенства. В ответ было заявлено, что невиновные священники скоро выйдут на свободу. И с весны 1956 г. резко усилился процесс освобождения духовенства. В этом году 293 освобожденных из лагерей священнослужителей вновь стали служить в храмах 978 . После встречи с Булганиным многим представлялось, что церковно-государственные отношения развиваются успешно. 9 июля Г. Карпов писал Патриарху, отдыхавшему в Одессе, что его может не беспокоить вопрос об открытии новых храмов – в 1955 г. было разрешено служить в 41 церкви, а за 6 месяцев 1956 г. – еще в 24; нет препятствий и к передаче Церкви мощей св. Никиты Новгородского, всех зданий Троице-Сергиевой Лавры; в принципе решен вопрос о распространении на часть церковнослужителей трудового законодательства 979 . Сам тон письма свидетельствовал, что работники Совета по делам РПЦ готовы и дальше оказывать Церкви в определенных пределах активную помощь. В августе 1956 г. Совет Министров РСФСР наконец-то принял давно обещанное решение «О передаче Московской Патриархии зданий и сооружений расположенных на территории Троице-Сергиевой Лавры в г. Загорске», через год был освящен возвращенный Церкви Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Ленинграде, на рабочих и служащих храмов распространили трудовое законодательство, разрешили перезахоронить останки митр. Московского Макария . В 1957 г. Патриархия уже ставила вопросы о возвращении ей Новодевичьего или Донского монастыря, организации церковной типографии, причем при поддержке Совета по делам РПЦ они оказались близки к разрешению 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 марта 1956 г., Львов Святейшему Патриарху Алексию В знаменательный день десятилетия нашего возвращения в лоно Матери-Церкви после торжественного богослужения с благочинными епархии и городским духовенством смиреннейше склоняем головы перед Вашим Святейшеством, выражаем чувства сыновней преданности, любви, благодарности и обещаем в будущем неустанно трудиться на благо нашей Святой Православной Церкви. Архиепископ Антоний 25 марта 1956 г., Станислав Ответные телеграммы архиепископу Львовскому и Тернопольскому Панкратию, епископу Мукачевскому и Ужгородскому Илариону Присоединяюсь к молитвам о даровании воссоединенным с Православной Церковью отцам и братиям помощи Божией в укреплении их в Православной вере и призываю на них Божие благословение. Патриарх Алексий 26 марта 1956 г., Москва Архиепископу Станиславскому Антонию Душевно присоединяюсь к вашему церковному торжеству, призываю благословение Божие на пастырские труды к утверждению паствы в Православной вере. Патриарх Алексий 26 марта 1956 г, Москва Празднование 20-летия Львовского церковного Собора Львов, 22–25 апреля 1966 года Вот уже 20 лет отделяют нас от славной даты воссоединения Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью, возвращения нашего верующего галицкого народа в лоно Святого Православия. Для этого потребовалось немало времени и наличие благоприятных исторических условий. Оно оказалось возможным, благодаря государственному объединению украинских земель, обеспечившему и наше воссоединение в единой вере наших предков. Промысл Божий призвал руководить великим делом объединения д-ра отца Гавриила Костельника, который с 28 мая 1945 года возглавил Инициативную группу по воссоединению Греко-католической Церкви в западных областях Украины с Русской Православной Церковью. Воссоединение произошло по единодушному желанию духовенства и верующих мирян на Церковном Соборе во Львове в 1946 году. На этом Соборе отец Гавриил Костельник обратился к участникам Собора с призывом: «Отдайте все свои силы для возвращения всего галицкого народа к вере своих предков, к чистой Христовой вере – Святому Православию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 авг. 1944 г. на Владимирскую кафедру был хиротонисан Онисим (Фестинатов) , до 1946 г. управлявший также Ивановской епархией, с 25 февр. 1956 г. в сане архиепископа. В 1952 г. во В. е. действовали 72 храма (8 городских, 64 сельских), в 1953 г. 7 приходов закрылись (по сообщению архиерея в годовом отчете, «за неимением кандидатов в священники»). В 1953 г. клир епархии составлял 71 священник и 17 диаконов. В 1954-1955 гг. число священнослужителей увеличилось до 93 чел., в 1956 г. оно составляло 97 чел., в 1957 г.- 101 чел. (83 священника, 19 диаконов). В 1956 г. 52% клириков были в возрасте старше 60 лет. Остро стояла проблема низкого образовательного уровня духовенства, в 1953 г. в епархии не было ни одного священнослужителя с высшим богословским образованием, законченное среднее образование имели ок. половины иереев. Лоно Авраамово. Мастер прп. Андрей Рублёв. Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Фотография. 2004 г. Лоно Авраамово. Мастер прп. Андрей Рублёв. Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Фотография. 2004 г. В 40-50-х гг. в сельских приходах была жива традиция хождения духовенства в престольные и двунадесятые праздники с молебнами по домам верующих. В 1958 г. возник конфликт с представителями местных органов власти из-за посещения священниками домов прихожан с молебнами в селах Тащилово и Палищи. В отчете за 1956 г. еп. Онисим отметил увеличение числа верующих, среди них - молодежи, увеличение числа Крещений и христ. погребений по сравнению с предшествующими годами. В 1950-1954 гг. в Успенском соборе прошли реставрационные работы, 11 июня 1954 г. еп. Онисим освятил собор. В 1962-1964 гг. В. Е. Брагин и С. С. Чураков реставрировали в соборе фрески работы прп. Андрея Рублёва. 4 окт. 1957 г. праздновалось 800-летие храма. В кон. 50-х гг. начался новый период гонений на Церковь. В 1961 г. во Владимирской обл. были запрещены требы на дому, отпевания и панихиды на кладбищах. Согласно устному распоряжению районных и городских властей, таинство Крещения могло быть совершено только при обязательном присутствии родителей крещаемого, предъявлении ими паспортов и свидетельства из ЗАГСа.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Dodds ed. 1960 – Euripides. Bacchae/Ed. with introd. and comment, by Erik R. Dodds. Oxford, 1960. Dotd 1557– L. Dolci. Dialogo della Pittura intitolato ÍAretino. 1557. Domseiff 1939 – F. Domseiff. Echtheitsfragen antikgriechischen Literatur. Rettgn. d. Theognis, Phokylides, Hekataios, Choirilos. В., 1939. Domseiff 1950– F. Domseiff. Die griechischen Worter in Deutschen. В., 1950. Domseiff 1951 – F. Domseiff. Verschmachtes zu Vergil, Horaz und Properz. В., 1951. Domseiff1959– F. Domseiff. Antike und alter Orient interpretationen//F. Domseiff. Kleine Schriften, Bd. 1. Aufl. VIII. Lpz., 1959. Domseiff 1970– F. Domseiff. Der deutsche Wortschaft nach Sachgruppen. 7. Aufl. В., 1970. Eissfeldt 1956– O. Eissfeldt. Einleitung in das Alte Testament. 2. Aufl. Tubingen, 1956. Else 1957– G. P. Else. Aristotlé " s Poetics. The Argument. Cambridge (Mass.), 1957. Erbse 1956 – H. Erbse. Die Bedeutung der Synkrisis in den Parallelbiographien Plutarchs//Hermes, LXXX1V, 1956, S. 398–424. Emesti 1795– Jo. Chr. Th. Ernesti. Lexicon technologiae Graecorum rhetoricae. Lipsiae, 1795. Evans 1969– E. C. Evans. Physiognomies in the Ancient World. Philadelphia, 1969. Ftasch 1980– K. Flasch. Augustin. Stuttgart, 1980. Focke 1923– F. Focke. Synkrisis//Hermes, LVIII, 1923, S. 327–368. Forstered. 1903–1923– Libanii Opera/Ed. Richardus Forster, v. IXII, Lipsiae, 1903–1923. Formey 1755– J. – H. – S. Formey. Conceils pour former une bibliotheque peu nombreuse, mais choisie. 3-me ed., corr. et augm. Avec une notice des ouvrages de Íauteur. В., 1755. Frend 1965– W. C. Frend. Martyrdom and Persecutions in the Early Church. A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. Oeffcken 1923 – J. Geffcken. Die griechische Aufklarung//Neue Jahrbiicher fur das klassische Altertum, Bd. 51–52, 1923, S. 15–31. Glockner 1901 – St. Glockner. Questiones rhetoricaë Historiae artis rhetoricae qualis fuerit aevo imperatorio capita selecta//Breslauer philologische Abhandlungen, VIII, 2. Breslau, 1901. Grabmann 1922– M. Grabmann. Die Geschichte der scholastischen Methode. Freib. i. Br., 1922, Bd. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мне приятно сообщить Вашему Преосвященству, что в издаваемом сейчас календаре на 1956 год помещаются портреты Предстоятелей всех автокефальных православных церквей, предваряемые списком их имен 203 . Но второе Ваше пожелание, свидетельствующее о широте православного сердца (в котором никому не тесно), сейчас осуществить нельзя, так как календарь вот-вот должен выйти из печати 204 . Разумеется, в 1957 году это можно будет осуществить. Все издания Московской Патриархии будут Вам постепенно высланы (бесплатно, конечно). Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь Отв[етственный] секретарь Ред[акции] «ЖМП» А. Ведерников. 29 дек[абря] 1955 г. Д. 11. Л. 72 Подлинник. Машинопись. 2. Около 6 мая 1956 г. 205 ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЕПИСКОПУ АФАНАСИЮ. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приветствуя Вас сим пасхальным благовестием, желаю, дорогой Владыко, чтобы радость Светлого Праздника распространилась на все дни Вашей жизни, укрепляя Ваши силы для благоплодного служения Церкви Христовой. Христос Воскресе! Вашу посылку получил. Сердечно благодарю за Ваше благословение и добрые пожелания. Обо всем надеюсь поговорить с Вами лично. А. Ведерников. Пасха Христова 1956 года Д. 13. Л. 67. Подлинник. Машинопись. 3. 28 июня 1956 г. Дорогой Владыка! Отсылая Вам икону Всех Святых, в земле Российской просиявших, спешу принести Вам глубокую благодарность за предоставленную нам возможность сделать с нее снимки. Образцы этих снимков, сделанных не очень опытным фотографом, посылаю. Другие образцы, сделанные очень хорошим фотографом, вскоре пришлю Вам в указанном Вами количестве (15). В красках сделать не удалось, так как технически воспроизвести такую икону в печати было бы очень трудно. Мы постараемся напечатать ее в календаре в черно-белых тонах. Мечтаю побывать у Вас, но дела отодвигают мое намерение в будущее, и я никак не могу определить сейчас время для поездки к Вам. Как только появится хотя бы малейшая возможность, я немедленно сообщу Вам телеграммой о дне приезда. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь с любовью к Вам А. Ведерников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010